Была ли в истории дева мария. История святой девы марии


Из Евангелия мы немного знаем о Марии, Матери Божией: помимо рассказа о Благовещении, о рождении Иисуса Христа и о Его детстве, Она появляется на страницах Писания лишь в нескольких эпизодах. Но церковное предание донесло до нас свидетельства о Богородице первых христиан, которые передавались из уст в уста. Вот некоторые из них.


Благовещение-Рождество-Христово-Сретение.-XII-в.-монастырь-святой-Екатерины-Синай

Знаете ли вы, сколько лет было Иосифу, мужу Марии?

Современный западный кинематограф любит представлять Иосифа Обручника как мужчину в возрасте 30-40 лет. Православное предание говорит о другом: «Из потомков Давида, что очень чтилось у евреев, были избраны и двенадцать безженных старцев; и их жезлы были положены во святилище. Между ними был и Иосиф. И его жезл прозяб за ночь; и даже на нем, по свидетельству блаженного Иеронима (340-419 гг.), была видена голубица, слетевшая свыше. Отсюда было познание, что Пречистая Дева вручается Иосифу на хранение. Старцу Иосифу в то время было, думают иные, около восьмидесяти лет» (митрополит Вениамин (Федченков)).

У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах

А знаете ли вы, чем была занята Пресвятая Дева в момент Благовещения?

«Ангел нашел пречистую Деву не вне дома и горницы своей, не на улицах городских посреди народа и мирских бесед, не суетящуюся дома в житейских попечениях, но упражняющуюся в безмолвии, молитве и чтении книг, как ясно показывает и иконное изображение Благовещения, представляя Деву Марию с положенною пред Нею и раскрытою книгою, в доказательство непрестанного упражнения Ее в чтении божественных книг и богомыслии. В то самое время, когда явился к Деве небесный благовестник, Она, как полагают богомудрые отцы Церкви, имела в уме слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве зачнет» (Ис. 7: 14), и размышляла, каким образом и когда будет то странное и необычное для девического естества зачатие и рождение» (святитель Димитрий Ростовский).

Ангел пришел благовествовать Марии. Знаете ли вы, что и кто есть ангел?

«Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Знаете ли вы, почему Дева Мария именуется «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»?

«Потому, что Она приняла в Своей утробе Богочеловека, Сына и Слово Божие, Который воспринял от Неё человеческую природу и соединил со Своим Божественным естеством в Своей ипостаси» (старец Ефрем Филофейский).

Храмовая икона Благовещенского собора Московского Кремля. XVII век.

Знаете ли вы, почему Богородица изображается на иконе Благовещения с цветком лилии?

Цветок лилии символизирует собой чистоту. За свою несравненную чистоту и целомудрие Она была избрана Богом и удостоена великого чуда – осталась девой при зачатии Спасителя и после Его рождения.

Знаете ли вы, как выглядела Пресвятая Богородица?
Описание внешнего облика Пресвятой Богородицы дал церковный историк Никифор Каллист:
«Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, – свидетельствует святой Амвросий. В беседах с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту Ее души».

Есть ли где-то икона Богородицы, написанная с Нее при ее земной жизни?
Пресвятая Богородица так же, как и Спаситель, явила свой нерукотворный образ в городе Лидде еще при жизни.
Апостолы Петр и Иоанн проповедовали в Самарии, где новообращенные соорудили в городе Лидде храм во славу Пресвятой Девы. По возвращении в Иерусалим апостолы умоляли ее освятить этот храм своим посещением и благословением. Она дала на это согласие и, отослав их назад, сказала: «Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!» Когда апостолы прибыли в Лидду и вошли в храм, то увидели на одном из внутренних столпов неизвестно кем написанный образ Божией Матери. Причем ее лик и детали одежды были выполнены с поразительным искусством и точностью. Позже туда прибыла и Пресвятая Дева. Увидев Свой образ и множество молящихся перед ним, Она возрадовалась и даровала иконе чудотворную силу.

Знаете ли вы, что Богородица приходила на гроб Своего Сына?
Иудеи, ненавидевшие христиан, не хотели, чтобы ко гробу Спасителя приходила Матерь Божия, которая преклоняла там колени, плакала и воскуряла фимиам. Первосвященники выставили стражей и приказали им строго следить, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту. Если же Мать Иисуса нарушит запрет, Ее велено было немедленно убить. Стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву, но сила Божия скрыла Ее от дежуривших на Голгофе воинов. Они ни разу не видели Богородицу, хотя Она продолжала приходить туда. В конце концов, стражники под клятвою доложили, что ко гробу никто не приходит и охрану сняли.

В момент Благовещения Мария читала и размышляла над словами пророка Исайи

Знаете ли вы, сколько лет прожила на земле Пресвятая Дева Мария?
Церковные авторитеты – преподобный Андрей Критский, святой Симеон Метафраст, святитель Димитрий Ростовский, преосвященный Порфирий Успенский, а также видные церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин – утверждают, что Пречистая Дева дожила «до крайней старости». Согласно подсчетам, основанным на участии в погребении Богородицы Дионисия Ареопагита (57 г.), к моменту Успения Матери Божией было 72 года.

Знаете ли вы, почему родители Пресвятой Девы многие годы терпели поношение?
Родители Девы Марии долгое время были в поношении из-за своей бесплодности. Считалось, что это свидетельствовало о наказании Божием за грехи. Подобное обстоятельство доставляло не только скорбь родителям, не могущих иметь детей, но и немало неудобств со стороны народа: Иоакиму препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку он не создал потомства израильскому народу. Анну также уничижали за бесплодие окружающие. Поскольку было известно, что от семени Давидова родится Спаситель, то каждая семья надеялась, что это произойдет именно через ее потомков. А потому не иметь способности к продолжению рода означало утратить этот шанс.

Знаете ли вы, каким ремеслом владела Божия Матерь?
Согласно Преданию, в период жизни при храме Дева Мария трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Когда же Она была отдана на сохранение Иосифу Обручнику, возникла необходимость в изготовлении новой завесы для Иерусалимского храма. Часть работы по этому поручению от первосвященника исполнила Дева Мария. После Благовещения Архангела Гавриила Пресвятая Дева отправилась к своей родственнице – Елизавете (Лк. 1: 39-56). Согласно преданию, по пути Она зашла в Иерусалим, чтобы отдать часть завесы, которую к тому времени уже изготовила.

К моменту Успения Матери Божией было 72 года

А знаете ли вы, что Иосиф по закону должен был судить Марию за то, что она забеременела не от него?

Ангел, по сути, возвестил Марии такую беременность, для которой не было никаких законных оснований. И по закону полагалось за такое побить камнями, ведь не было подобных прецедентов, чтобы дева зачинала без мужа, и, соответственно, по логике такая беременность могла возникнуть только от прелюбодеяния. Во всяком случае Марию ждал позор на всю жизнь. Но Она просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Но Марии еще не было известно, как отнесется к такому событию Иосиф: он был помолвлен с девушкой, и вдруг – беременность! Сначала старец хотел просто тихо расторгнуть помолвку, ни о чем не расспрашивая свою невесту и никак не пытаясь Марию наказать: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1: 19). Но, впрочем, рождение ребенка вне брака и так поставило бы Ее вне общества, дальнейшая Ее судьба была бы ужасна. И снова потребовалось явление ангела, но на этот раз уже Иосифу, чтобы он принял Ее с Младенцем во чреве и назвал Марию своей женой: «Но, когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1: 20). Не часто нам приходится рассуждать о мужестве и выдержке Иосифа. Однако стоит обратить внимание на то, что в глазах всего израильского общества Иосиф был мужем Марии и считался отцом Иисуса, и только сами Иосиф и Мария знали, на какую жертву пришлось пойти названному отцу Христа.

АННА

В 80 г. до н.э. родился Иоаким , отец Марии.

Анна родилась в 74 году до н.э. в многодетной семье, став четырнадцатым ребёнком. Матери Анны было тогда 45 лет. Родители Анны, были по тем временам людьми среднего достатка. Жили они в городе Назарете, занимались скотоводством и имели небольшое стадо. Помимо этого, отец Анны держал маленький постоялый двор. Во дворе были три комнатки, в которых останавливались приезжие купцы.

Назарет был расположен очень удачно, как раз на пути из Египта в Индию, и караваны постоянно посещали этот городок.
Очень часто в их доме останавливался Симеон – известный предсказатель. Это тот самый 113-летний старец Симеон, который дожидался появления новорожденного Иисуса в храме. Именно он сказал тогда: «Хвала Господу, что я дождался этого!» В те времена Симеон был ещё молод. Он занимался врачеванием, лечил травами и мог предсказывать будущее. Делал он это с помощью тринадцати камней и бараньей лопатки. Симеон подбрасывал их вверх, а потом внимательно изучал, какой расклад получался из упавших на землю камней. В этот момент ему открывалось неведомое будущее человека. Раньше люди с большим уважением и верой относились к предсказателям. Пророчества Симеона всегда сбывались, и люди часто обращались к нему за помощью.

Маленькой Анне было тогда 12 лет. Анна поражала всех своим трудолюбием, изо всех сил помогала матери в домашнем хозяйстве. В столь юном возрасте она уже умела работать по-взрослому: и корову доить, и домашнее хозяйство вести. При этом она отличалась огромным жизнелюбием, неуемной веселостью и, самое главное, недетским чувством жалости ко всему живому. Ей всех было жалко - стариков, немощных и больных странников и соседей, животных, она не могла спокойно смотреть на чьи бы то ни было страдания. У Анны было большое и доброе сердце. Предсказателя Симеона Анна просто полюбила. Он был такой необычный и загадочный. Занимался чем-то непонятным и таинственным – настоящий маг-волшебник…
Комната, в которой останавливался Симеон, была разделена занавесом на две части. Анна - ужасно любопытная девчонка - пряталась во второй половине комнаты и оттуда внимательно наблюдала со стороны за Симеоном, зачарованная его действиями. Ей страшно хотелось понять, чем же занимается их таинственный гость, и хотелось самой научиться этому. Симеон тоже обратил внимание на любопытного ребенка. Анна понравилась ему своей непосредственностью, добротой и явной, неприкрытой жаждой к новым знаниям. Он потихоньку начал обучать девочку искусству врачевания и открыл перед ней некоторые тайны медицины.
Симеон не ошибся - Анна оказалась способной ученицей и все схватывала прямо на лету. Вскоре она уже сама могла заговорить зубную боль, удалить гнойный нарыв с тела больного или успокоить боль в желудке.
Раньше врачеванием на дому занимались повсеместно. В каждой семье был человек, который мог оказать помощь заболевшим домочадцам или домашним животным. Магия, целительство и предсказания будущего никого не удивляли и не пугали, к этому относились спокойно, с верой и пониманием. Никто не делил медицину на официальную и народную.

Однажды Анна упросила Симеона, чтобы он рассказал, что будет с ней, когда она вырастет, какое будущее ее ожидает. Симеон, согласившись, раскинул камни и долго молча смотрел на получившийся расклад. Вздохнул, посмотрел на Анну и не стал ничего говорить.
Заинтригованная девочка стала настойчиво теребить его, уговаривая сказать ей правду. Симеон долго отказывался, но потом в конце концов, поддавшись ее уговорам, сказал: «Ты проживешь трудную и короткую жизнь. И умрешь, когда будешь рожать ребенка, в возрасте 54 лет. У тебя родится девочка, которую ты должна будешь назвать Марией. Это будет необыкновенная девочка. Пройдет время, и у нее родится сын по имени Иисус. Этот человек будет Мессией, он принесет людям новую веру, которая спасет мир».
После этого предсказания Симеон совсем другими глазами стал смотреть на маленькую девочку. Из древних пророчеств Симеон знал, что когда-то на земле Иудеи должен будет родиться человек, который в будущем перевернет весь мир, очистит его от скверны и порока, подарит людям новую жизнь. И вот - надо же - это пророчество сбывается прямо на его глазах!
Только об одном молил теперь Симеон - лишь бы дожить до этого светлого дня и своими глазами увидеть Спасителя мира, лишь бы хватило сил дождаться этого чуда!
Ведь получалось по пророчеству, что Богоматерь Мария родится тогда, когда Симеону будет почти сто лет! Только бы дожить до этого дня!

В 13 лет Анну выдали замуж за 19-летнего Иоакима. В те времена дети очень быстро взрослели, в 13 лет девочка считалась уже совершеннолетней и готовой к замужеству. Жили они в Святой земле, были родовиты и богаты, но детей у них не было. В обществе, окружавшем их, отсутствие детей в семье было равносильно проклятью, неблаговолению Свыше, и поэтому священник перестал пускать в храм Иоакима. Тот ушел из дома в пустыню и решил больше не возвращаться. В доме осталась одна Анна, горевавшая о своем несчастье. В годовщину свадьбы с Иоакимом она горько плакала в саду: «Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась я и птицам небесным, потому что и птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи! Горе мне, не уподобилась я и зверям земным, потому что и у них есть дети! Даже волны и те родят волны, которые играют и плещут, славя Бога. И с землей не могу сравниться, потмоу что земля приносит плоды свои…» Плач Анны был услышан, небесный вестник – Ангел – заверил Анну, что скоро у нее родится девочка, которую назовут Марией.

Икона «Встреча Иоакима и Анны»
Изображения Иоакима и Анны нередки в иконописи, представляли их всегда одинаково: Иоакима – в виде старца с длинной бородой, Анну – в длинном гиматии с покрытой головой. Иногда они входили в ряд избранных святых иконы. Была и специальная композиция «Встреча Иоакима и Анны». Иоаким и Анна обнимали друг друга, встретившись после благовестия и возвращения Иоакима из пустыни в родной дом.

Рождество Девы Марии

Шли годы. Анна давно забыла про пророчество Симеона. Дела, хозяйство, быт - жизнь шла своей обычной чередой. Иоаким и Анна считались в Назарете благополучной семейной парой среднего достатка. Они держали домашний скот - коз, коров, лошадей, быков. И большое стадо овец. Помимо этого, Иоаким владел небольшой маслобойней, на которой изготовлялись сметана, творог, масло. Несмотря на преклонный 60-летний возраст, Иоаким по-прежнему много работал, стараясь везде успеть по хозяйству.
Вдруг случилось неожиданное - его жена Анна снова забеременела. В 54 года! Просто чудо какое-то! И только сейчас Анна вспомнила про Симеона! Она рассказала всем своим близким - мужу, родственникам - о сделанном ей в детстве пророчестве: что она забеременеет в 54 года и умрет при родах, и появившегося ребенка надо назвать Марией, и эта девочка потом станет матерью Иисуса - Мессии, который будет много страдать и принесет новую веру в этот мир.

Близкие Анны оказались просто в замешательстве. Что за пророчество, откуда, какой Мессия, неужели Анна действительно умрет, как же так, а кто же тогда будет воспитывать ребенка?
Иоакиму было уже 60 лет, и он вряд ли сможет в одиночку вырастить девочку.
В те времена многодетность была обычным явлением. И никто из родственников маленькую Марию не смог взять к себе. И тогда Анна вспомнила про свою дальнюю родственницу Елизавету. Мать Елизаветы приходилась троюродной сестрой матери Анны. У Елизаветы и ее мужа Захарии не было собственных детей, поэтому они согласились взять к себе Марию.

Рано утром, в 6 часов 15 минут, 21 июля в 20 году до н. э. в доме Иоакима родилась девочка, которую назвали Марией. Анна, не перенеся тяжелых родов, умерла, как и было предсказано Симеоном.

Святые Иоаким и Анна
Изображение родителей Богоматери заказывали иконописцу обычно семьи, не имеющие детей или ожидающие первенца.

Ребенок был очень болезненным, и не было уверенности, что девочка выживет без молока матери. Поэтому Иоаким записал в семейные родословные списки свою дочь только тогда, когда опасность ранней смерти миновала, т.е. ровно два месяца спустя - 21 сентября.
Эта дата и стала считаться днем рождения Марии. В наше время в этот день, 21 сентября, справляется один из двенадцати великих церковных праздников - Рождество Пресвятой Богородицы.
Все младенцы, родившиеся за три дня до 21 июля и 21 сентября, часто бывают одаренными детьми, и все они находятся под покровительством Девы Марии.
21 июля - особенный день. Сама природа радуется и празднует рождение Девы Марии - воздух наполнен пьянящими запахами лета и солнца, у всех людей поселяется в душе легкость необыкновенная, с утра все просыпаются с хорошим настроением, предчувствуя, что сегодня должно произойти нечто необыкновенное.

Успение праведной Анны

25 июля/7 августа - успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.


Икона Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

По преданию Святая Анна в Иерусалиме приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Пречистое тело Матери Божией было погребено на этом семейном кладбище. На месте погребения и был возведен храм. Существует предание, что св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.


Погребальный склеп Иоакима и Анны в церкви Успения Богородицы

Гробницы свв.Иоакима и Анны в церкви Успения Богородицы

В кон. X в. на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны - самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII в. был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 г. там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.
Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы.

При святом благоверном царе Иустиниане (527-565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695 гг.; 705-711 гг.) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).

В настоящее время частицы мощей святой Анны находятся:
- в афонских монастырях (левая стопа в Большом ските праведной Анны, правая стопа в монастыре Кутлумуш, левая рука в монастыре Ставроникита);
- в различных монастырях и храмах Греции (в том числе монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, церкви Панагии Горгоэпикоос в Салониках);
- в храм свт. Николая в Пыжах, Москва;
- 26 октября 2008 г. частица мощей св. Анны была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери г. Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя Иоакима и Анны;
- 10 июля 2011 г. частица мощей св. Анны передана в Валаамский монастырь.

Тропарь праведной Анны

Глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Кондак праведной Анны

Глас 2
Прародителей Христовых память празднуем, тех верно просяще помощи, избавитися всем от всякия скорби, зовущим: Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Величание на Успение праведной Анны:

Величаем тя, святая праведная Анно прамати Христа Бога нашего, и всечестное славим успение твое.



Чудотворная икона и часть мощей святой праведной Анны в скиту святой Анны на горе Афон.

17 июня 2006 года, Валаам встретил икону святой праведной Анны, праматери Христа, имеющую великую благодать от Господа исцелять от недуга бесплодия. Это список с чудотворной иконы, которая находится в Скиту святой Анны на горе Афон. Таких списков теперь в монастыре три, все являются точными копиями чудотворного образа святой Анны, и писались непосредственно в скиту Святой праведной Анны. На Афон приходило и приходит бесчисленное количество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей, благодаря заступничеству святой праведной Анны.

Молитвы в супружеском бесплодии

В помощи от супружеского бесплодия обращайтесь с молитвами к праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, пророку Захарии и Елисавете, преподобному Роману, мученице Параскеве, нареченной Пятница.

Встреча св. Праведных Иоакима и Анны. Фрагмент иконы XVII в.

Молитва праведным Богоотцам Иоакиму и Анне :
О приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы, грешнии и недостойнии (имена). Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Личное прошение праведной Анны о даровании дитяти (из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского):
Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие.

Целование Захарии и Елисаветы. Конец XV – начал. XVI в.

Жил был некий почтенный еврей Иоаким - человек богатый и набожный. Он приносил изрядные жертвы Богу, однако как-то раз священник ему сказал такие мрачные слова: "Слушай, Иоаким... Что ты все лезешь со своими дарами поперед всех? Ведь жена твоя до сих пор неплодна - значит ты, наверное, грешный человек. По любому, первым к жертвеннику тебе подходить низя..."

А это было дело почетное - первым жертвовать - так что Иоаким обиделся и, поругавшись с женой Анной, ушел в пустыню. Поставил там палатку и стал молиться, поститься и все в таком духе.

Ну и случилось чудо - явился Анне при всяких интригующих обстоятельствах ангел и сказал чтоб не рыдала - что все будет хорошо. Та на радостях пообещала ребенка, который родится, отдать в храм.

Была у них традиция - в качестве большой жертвы можно было отдать ребенка в храм, как в приют или в монастырь - он там воспитывался и был очень святым человеком таким образом.

И вот, Иоаким вернулся дней через сорок, Анна понесла и спустя положенное время родился у нее младенец - девочка симпатичная. Родители возрадовались, потешили свое родительское самолюбие но, согласно обету, года через три, отдали маленькую Марию, как назвали ее, в храм.

В храме девочка воспитывалась, играла и бездельничала - она там сразу прижилась, а весь народ израильский к ней отнесся с большой симпатией. Но, рано или поздно, вступила она в пору полового созревания, как это называется в учебнике - а по ветхозаветным идеям "обычное женское" - дело нечистое и, стало быть, могло возыметь место нечаянное осквернение святынь.

Жрецы помолились, посовещались и (по воле Божьей) сделали так: из народа созвали вдовцов, велев им прийти и принести посохи. В общем, что-то вроде жеребьевки произошло - во время молитвы из посоха плотника Иосифа вылетела голубка.

Ему и отдали Марию с тем однако условием, чтобы он не имел с ней "отношений". Иосиф вообще и не собирался - и сама идея ему не нравилась - он был человек в возрасте и у него были взрослые сыновья - так что он даже повозмущался. Ему, впрочем, велели попризаткнуться, что он, вздохнув, и выполнил.

Так что Марию он продолжил воспитывать как собственного ребенка. И как-то раз, когда было ей лет шестнадцать уже, случилось что Иосиф получил, видимо, работу по найму в некоторой неблизкой области - туда ему пришлось отлучиться на пять месяцев.

В то время Марию посетил Ангел и пообещал известно что. Она страшно удивилась и пошла к своей родственнице - старшуке Елизавете, жене одного почтенного священника Захарии. В семье Елизаветы тоже приключился интересный казус - она также до сих пор не имела детей и вот, как-то раз, пришел к ней и к ее мужу ангел и сообщил, что ребенок будет, и нужно будет назвать его Иоанном. Елизавета обрадовалась, а Захария даже не поверил, за что в отместку ангел лишил его дара речи сроком на девять месяцев, так что тот не мог читать церковные службы.

Елизавета была уже изрядно в положении, когда к ней пришла Мария (а она была на третьем месяце) - и, когда девушка только переступила порог, кроха Иоанн внутри Елизаветы "взыграл" так, что старушка только сказала "Ох, ёлки зеленые!" (по арамейски, разумеется) и догадалась, что это неспроста (эта часть есть и в евангелии каком-то каноническом).

В общем, три месяца Мария пожила у родственницы, а потом вернулась домой. Вернулся домой и Иосиф. Он обратил внимание на то, на что не обратить оное было просто невозможно, и тоже сказал "Ох, ёлки зеленые!"

Вообще он был страшно сердит на Марию, которая, по его мнению, совершила большую глупость - но вообще он был человек добрый и просто не мог придумать, как лучше поступить. Если бы он сказал, что он отец ребенка - досталось бы ему, если бы отрекся - тогда Марии. А скорее всего камнями забили бы насмерть обоих - была у древних евреев традиция (Моисей за полторы тысячи лет до того передал ее свыше).

В конце концов он выдумал под покровом тьмы отослать Марию в другую область, однако тут к нему явился ангел (во всех случаях это был архангел Гавриил - тот же самый, который более 600 лет спустя явился пророку Мухаммаду и зачитал ему известную книжку под названием Коран - по-арабски его зовут Джабраилом что ли). Ангел сообщил подробности о "непорочном зачатии", так что Иосиф умилился и от идеи своей отказался.

Однако вскоре тайное стало явным - Иосифа с Марией "попалили" священники. И пришли в изрядное негодование. Однако, поскольку те злостно отрицали факт прегрешения, поступили по одному из Моисеевых предписаний.

В чем заключалось это испытание я точно сказать не могу - очень туманно оно упоминается и здесь, и в первоисточнике - в общем испытуемых поят некой гадостью - "водой обличения" - которая кроме всего прочего, видимо, провоцирует у беременной выкидыш - после этого посылают на некую возвышенность и смотрят, вернется ли человек невредимым и без следов пищевого отравления.

К большому удивлению священников ни Иосифу, ни Марии, ни ее будущему ребенку это испытание отнюдь не повредило. От них поэтому отстали. Мало того добавляется, что впоследствии повитуха, принимавшая роды (младенца Иисуса, значит) с огромным удивлением обнаружила что Мария в прямом смысле слова девственница.

А дальше было уже примерно то, что известно - случилась перепись населения, Иосиф с Марией выдвинулись на ослике в Вифлеем, что рядом с Иерусалимом, в Иудее - там они были прописаны, хотя жили в Галилее, в городе Назарете (находится по карте километрах в 150 к северу от Иерусалима и Вифлеема). Рядом с Вифлеемом же и родился Иисус. Правда по каноническим сведениям утверждается, что в ясли в хлеву его положили просто потому что не было мест в гостинице, а здесь, в протоевангелии утверждается, что Мария рожала в пещере близ Вифлеема, а в хлеву они прятали ребенка, потому что иудейский царь Ирод повелел устроить "избиение младенцев" (об этом прискорбном приказе сообщает также евангелист Матфей, хотя больше об этом нигде ни слова - значит, возможно и фикция).

В ходе этого "избиения" потребовали выдать и ребенка Елизаветы, но она, якобы, спряталась - а ее мужа, Захарию, убили прямо в храме, за то, что он не выдал тайны. Ребенок впоследствии стал известным религиозным деятелем - Иоанном Крестителем, у которого как раз и крестился Иисус (дело было в реке Иордан). Иоанну позже оттяпали голову и по совпадению это сделал тоже некий Ирод, но другой, галилейский правитель. (см. мою повесть "Ирод...")

Так и вышло, что Иисус воспитывался в Галилее - а она считалась языческой провинцией - и поэтому его не хотели считать за пророка (у них были на этот счет предсказания еще со времен царя Давида) - но получается, что и по родителям, и по месту рождения он был коренной иудей. Кстати любопытно, что 11 его учеников были галилеянами, земляком же Иисуса был только некий Иуда Искариот, который, как известно, и предал его.

Вот какая история без особой претензии на смысл или историческую правдивость. Это не моя выдумка, а пересказ (большей частью) апокрифического "протоевангелия Иакова".

Поздравляю вас с Рождеством. Кстати, астрономы утверждают, что 2008 лет назад было интересное явление - парад планет. Венера, Юпитер, Марс - несколько планет выстроились на одной линии с Землей и поэтому наблюдались как одна, более яркая чем обычно звезда. Библия сообщает, по совпадению, что очевидцами чего-то подобного были волхвы где-то в древней Иудее.

10.05.2015

Пресвятая Дева Мария является матерью Спасителя. В христианстве считается Богородицей, а также одной из самых великих святых. Имя Мария на еврейском языке звучит как Мариам, может иметь разные смыслы, сюда относят – горькая, непокорная, возлюбленная Создателем.

Дело в том, что многие ученые, которые занимаются священными писаниями, больше всего доверяют значению «возлюбленная», и относят это слово к древнему языку египтян, что объясняется пребыванием еврейского народа в африканской стране в течении нескольких веков.

Ранняя Мария никому не известна

О ранней жизни Марии практически точно ничего не известно, в Евангелии начинается рассказ о Марии с момента, когда в Назарете к ней приходит Архангел Гавриил, который рассказал о том, что ей оказана честь быть избранной, после чего она должна родить Мессию. Известно, что Мария обручилась с Иосифом в те года, но оставалась девственницей, о чем говорят слова, произнесенные Марией – «Как может быть у меня ребенок, если я не знаю мужа?» Ангел объяснил ей, что на нее сойдет свет и сила Создателя, после чего Мария согласилась, сказав: «Пусть будет так, как ты говоришь». После этого события Мария решила побывать у своей близкой родственницы Елисаветы, к которой тоже приходил Архангел и сказал, что у нее родится сын, хотя она была бесплодна и ей было много лет. У Елисаветы родился сын – Иоанн Креститель.

Когда Мария оказалась рядом с Елисаветой, она спела ей хвалебную песню, говорится в Библии, что она напоминает песнь Анны, матери Самуила, одного из почитаемых пророков. По возвращению в Назарет ее муж узнал о том, что у Марии будет ребенок, после чего он решил отпустить ее и не говорить никому. Но Архангел Гавриил явился и ему, рассказав о самой Великой тайне.

Марии пришлось бежать из города

В те года проходила перепись населения, а семья была из рода Давидова, поэтому пришлось бежать в Вифлеем. Вскоре в хлеву родился младенец – Иисус. Следом на место рождения пришли волхвы, которые узнали о рождении Христа и шли по направлению Звезды на небе. Пастухи увидели Иосифа, Марию и ее ребенка. Через восемь дней провели ритуал обрезания и младенца назвали именем Иисус. Через сорок дней муж и жена отправились Храм, чтобы провести обряд очищения, соответствующий закону и посвятить ребенка Богу. Они принесли в жертву четырех птиц. Когда совершался данный ритуал, Симеон – старец в Храме решил поведать будущее ребенка всем присутствующим, после чего сказал, что Мария будет участвовать в страданиях Иисуса.

Мария много лет была рядом с Иисусом. Известный факт, когда Мария попросила своего сына превратить воду в вино, в то время в Кане проходила свадьба. Далее она пребывала с Христом в Капернауме. После Христовой казни ей пришлось также быть на месте, а Иисус сказал Иоанну, чтобы он был всегда рядом с матерью. После того, как Христос вознесся на небо, она вместе с теми, кто был рядом со Спасителем, ждала Святого Духа. Им удалось увидеть схождение Духа, который приобрел иной вид, он был огнем. Далее о жизни Марии нигде и ничего не говорится.

Дева Мария — самая святая из всех женщин

До того, как провели Никейский собор в четвертом веке, священнослужители и деятели, среди которых были Юстина Мученик, Игнатий Антиохийский, Киприан и многие другие, утверждали о том, что роль Марии в искуплении человечества неоспорима. Если говорить о божественном материнстве Девы Марии, то она считается самой великой женщин из всех существовавших на Земле. По мнению ученых, чтобы стать Матерью Божьей, Марии нужно было удостоиться большого божественного расположения. В католичестве зачатие непорочным способом Девы Марии рассматривают в виде логического условия, которое подготавливает к пришествию Мессии саму Деву Марию.

Мария была сохранена от порока

Если говорить о Папе Пию, то он говорил, что Святая Дева Мария стала ею еще до того, как произошел момент непорочного зачатия, все заключалось в исключительном даре благодати. Это говорит о том, что мать Спасителя была с самого начала защищена от греха, который отчуждает любое создание от Бога, еще со времен первого человека, когда случилось грехопадение.

На заметку: для оформления церквей и храмов часто используют стеклофибробетон . Это отличный композитный материал которые намного прочнее обычного бетона. Более подробно о нем читайте на сайта http://rokoko.ru.

Святая Миродательница Мария Магдалина первая была свидетелем увиденного чуда — Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась и благоденствовала она в местечке Магдалы в Галилее. Марии Магдалине, как...


Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя». По приданию Святой был сыном Амрама, а также...


Святой Николай или, как его звали при жизни – Николай Толентинский появился на свет в 1245 году. Считается монахом – августинцем, кроме того, его причислила к лику святых Католическая церковь. По разным источникам, ...


После того, как человек уходит из этого мира, нужно поминать его. В связи с этим, сложились определенные традиции, которые нужно соблюдать несколько раз в год, после его смерти. Поминают покойного в церкви, желательно, ...


Простите мое невежество, но у меня вот какой вопрос. В обетовании Господь сказал, что Спаситель явится в мир от рода Давида. В Евангелии дается подробнейшая родословная Иосифа, мужа Пресвятой Девы, который действительно был потомком Давида. Но ведь Иосиф был только отчимом Христа. Слышала версию, что Сама Пречистая также происходила из колена Иудина, т.к. по закону, все браки должны были совершаться в пределах своего рода. Но... Праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи, называемая в Библии родственницей Марии, также упоминается как дочь Ааронова. Значит, Иисус не происходил из колена Иудина? Разрешите мои сомнения. Спаси Вас Господи!

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский, отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии (2Цар.5:14; 1Пар.3:5; 14:4). Нафан упомянут как предок Иисуса Христа у св. евангелиста Луки: Маттафаев, Нафанов, Давидов (Лк.3:31). А так как св. евангелист Матфей называет не Нафана, а Соломона, то исследователи считают, что в Евангелии от Луки родословие Спасителя дается по Матери. В конце родословия указан Иосиф, так как род ведется по мужской линии, а мать не могла быть указана как звено в цепочке наследования.

Пресвятая Богородица и св. прав. Елисавета были двоюродными сестрами по материнской линии. Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский. Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, 9 сентября ).

Законом не запрещались браки между представителями разных колен. Так царь Саул, происходивший из колена Вениаминова, выдал свою дочь Мелхолу за Давида (1Цар.18:27), который принадлежал к колену патриарха Иуды. Ограничение существовало для невесты, которая при отсутствии братьев была наследницей. Не допускалось, чтобы земля переходила из одного колена к другому: вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих (Чис.36:6-7).







2024 © kubanteplo.ru.