Черная масть карт. Как правильно называть карточные масти


Игральные карты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мало кто задумывается над тем, какова история возникновения символов, обозначающих масти.

По одной из версий, карты, предназначенные для игры, зародились в Азии, а оттуда арабами были завезены в Европу. Карты, переправляемые арабскими купцами, были похожи на современные таро и делились на четыре масти: кубки, пентакли, мечи, посохи.

Другие историки придерживаются точки зрения, что карты изобрели в Европе - их нарисовал шут французского короля Карла IV для развлечения царской особы.

В странах Старого Света игральные карты впервые упоминаются в середине 14 столетия. Во все времена колоды различались по количеству и составу, но имели ряд сходств:

  • Карты подразделяются на четыре масти (характерно присутствие карт, не принадлежащих ни к одной из мастей, так называемых джокеров).
  • В рамках одной масти карты обладают рангом, обозначаемым цифрами, буквами или изображением.
  • Каждой карте присвоено уникальное сочетание ранга и масти.

Привычная сегодня колода со стандартными обозначениями мастей берет свое начало из французских карт, изготовленных в XV в. Тот факт, что именно французская колода получила массовое распространение объясняется просто - дешевизной производства. Дело в том, что в ней младшие ранги обозначались абстрактными значками, которые легко воспроизводились с помощью трафаретов и не требовали прорисовки гравюр.

Происхождение символики, обозначающей масти, также имеет несколько вариантов:

  1. Четыре основных социальных класса феодального общества (армия - ♠, церковь - , купечество - ♦, крестьянство - ♣).
  2. Рыцарская амуниция (♠ - копья, - щиты, ♦ - знамена, ♣ - мечи).
  3. Символическое распятие Иисуса Христа (♠ - копье, пронзившее сердце спасителя, - губка, утолившая жажду Иисуса, ♦ - шляпки гвоздей, которыми прибили руки и ноги Христа, ♣ - крест, на котором он был распят).

Последняя версия связывается с тем, что церковь всегда порицала карточные игры, считая их промыслом дьявола. Интересно, что до сих пор в европейских государствах сохранились весьма необычные названия карточных мастей. Например, в Германии ♦ именуют бубенцы, - сердца, ♣ - желуди, а ♠ - листья.

Названия мастей испанской колоды дословно переводятся как монеты, кубки, палицы и мечи.

Французы используют термины: квадраты, сердца, клевер, пики (копья).

В России прижились обозначения, заимствованные из французского или с созвучным названием. Например, бубны от слова бубенцы, черви от прилагательного червонный, что означает красный. Название трефы не что иное, как транскрипция французского "trèfle", а пики одновременно произношение французского "pique" и название оружия.

Иерархия мастей

Правилами отдельных игр устанавливается определенная иерархия мастей. Пример - игры со взятками (в бридже и, иногда, в покере применяется такая градация по старшинству - ♠, , ♦, ♣). Поскольку общепринятого стандарта, присваивающего мастям ранг не существует, в каждой игре оговаривается свой порядок.

Козыри и особые масти

В группе игр со взятками одна масть в течение кона считается козырной и имеет больший вес по отношению к остальным. Существуют игры, в которых одна (или более) масть приобретает специальный статус. Пример игра «Пики», где карты с одноименным символом постоянно находятся в положении козырных.

Еще один вариант использования особых мастей - игра «Черви», по правилам которой, карты с сердцами напротив нежелательны.

В следующих материалах мы еще затронем исторические аспекты возникновения изображений, символизирующих старшие карты. Это не менее интересная тема, поскольку считается, что у карточных изображений были прототипы из числа реально живших личностей или вымышленных персонажей.

September 23rd, 2010

Бывает часто с игроком:
Сел богачом - встал бедняком.
Кто карты взял, прельстясь наживой,
Тому не знать игры счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Ее придумал сатана!

Себастиан БРАНТ. 1494 г.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: А что означают масти игральных карт? Откуда взялись названия - валет, туз, трефи, пики, червы и др. Если - да! То это статья для вас. Особо впечатлительных просьба не читать)

Несколько слов об истории вопроса:

Существует 3 версии происхождения карт:

1. Первая - китайская , хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

2. Египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них - "Младшие Арканы" - стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта. Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

3. Европейская версия . (На ней остановимся подробнее - она считается основной). Обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

4. Оккультная . По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли, в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше - сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям - чёрным и красным. Карты стали пользоваться спросом. Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать "как писано о татях" (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.

Так что же означают масти и значения карт?

Структура карточной колоды всем известна: туз, король, дама, валет ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде - типичная иерархическая лестница от высших до низших:

Джокер - легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках - скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. "Джокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз - слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus - дьявол. Вполне возможно, что Daus - вариант искажения греческого "диаболос" - рассеиватель клеветы.

Король. Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля - это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).

В отношении дам такого единодушия не было - например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны - Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину - аллегорию суеты и тщеславия.

Вале́т (фр. valet, «слуга», «лакей», этимологически уменьшительное от «вассал»; старое русское название «холоп», «хлап») — игральная карта с изображением молодого человека. Все реальные прототипы валетов (по европейской версии) - французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Теперь масти:


Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки - в "черви", денарии - в "бубны", а "жезлы" - в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии - "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".

Что касается оккультных начал, то суть их следующая:
1. "Крести" (Трефа) - карта с изображением креста, на котором был распят Иисус и которому покланяется полмира. В переводе с идиш "трефа" означает "скверный" или "нечисть"

2. "Вини" (пики) - символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника, которым он пронзил живот Иисусу

3. "Черви" - подразумевает евангельскую губку на трости: "один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить"

4. "Бубны" - графическое изображение евангельских кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Иисуса ко деревянному Кресту.

Интересный факт, что в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти - "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

Есть множество версий того, когда и где впервые люди стали использовать карты для развлечения. В одном случае их изобретение приписывают китайцам, которые начали разрисовывать домино из картона. Другие полагают, что новатором в этом деле выступил французский король, который смог таким образом скрывать свое безумство во время вечерних игровых партий. Так или иначе, в конце XIV века во Франции представители самых низких сословий стали одержимы этим занятием, что часто вредило и семье, и работе. Скорее всего, именно оттуда пришла эта страсть к азартным забавам у людей.

Что такое масть карт и что она обозначает?

Каждая масть имеет свое значение и различное название не только в языках и культурах, но и в исторических периодах. Их прародителями были карты Таро, название которых до сих пор используется в Италии — мечи, мечи и кубки, динарии, жезлы. Немцы стали называть четыре символа по-своему: «листья», «желуди», «сердца», «бубенцы».

Всем известные современные названия каждая масть карт получила значительно позже своего возникновения. В средневековье считалось, что каждая из мастей обозначает конкретный слой населения, а достоинства карт были придуманы согласно существующему тогда

Особое отношение к картам у верующих христиан. Они считают их порождением дьявола, который посредством их пытается привлечь людей на свою сторону. Азартные игры или же просто нахождение колоды в доме считается грехом, а душа таких людей будет погублена и жизнь вечная не будет им дарована, если они вовремя не одумаются.

Ответ знает каждый, но не все задумываются, что они символизируют. Согласно одной из самых распространенных версий, все масти обозначают и страдания Христа во время его распятия на кресте (непосредственно сам крест, копье, губку с уксусом и гвозди). Вот почему у церкви такое однозначное отношение к этому развлечению.

Каждая масть карт символизирует одну из известных стихий. Пики — воздух, обозначает все, что происходит негативного с человеком в данный момент: ссоры, неудачи, ложь, потери. Крести — огонь, показывает, какое положение в обществе занимает человек, обладает властью или, наоборот, находится в подчинении. Червы — вода, отвечает за любовь и отношения. Бубны — земля, помогает узнать и прояснить все деловые вопросы, связанные с работой, путешествиями, образованием и др. Эти обозначения используются при гаданиях с помощью специальных карт.

Какая масть карт самая благоприятная?

Большинство считает, что это червы. В чем-то они правы, ведь выпадение такой карты во время гадания может сулить помощь в разрешении различных неурядиц. Дела при таком раскладе будут идти хорошо, события станут развиваться своим чередом. О человеке, на которого выпала карта червы, можно говорить как о мудром и рассудительном. В определенных ситуациях это может означать скорый отпуск.

Как же насчет мастей, которые несут негативную нагрузку? Очевидно, что черная масть в картах не предвещает ничего хорошего. Если выпала такая карта, то скорые неприятности обеспечены. Верить или нет в это, дело каждого.

Поговорим о карточных мастях: червей, бубен, треф и пик. Иногда их называют черва, бубна, креста и пика. По-английски черви — hearts, сердца. Бубны diamonds, диаманты. Трефы (кресты) — clubs, клубни. Пики так и будут - spades.

Казалось бы о них уже всё сказано. Официально (что за слово такое? прим.вред.) масти появились в средние века и означали, приблизительно, следующее. С пиками, сердцами и крестами ничего придумывать не стали, а бубны, мол, — это плитка в полу немецких бюргеров (это кому в голову могла прийти такая идея?! прим.вред).

Но обратите внимание на кресты православных церквей.

На старых крестах, не новоделах, сделанных до революции 1917-го года, в оформлении орнамента присутствуют и чётко выделяются карточные масти. «Окончание» луча на кресте выполнено в стиле червовой либо пиковой масти. На каждом луче одного креста, может располагаться более мелкий «крестик» из какой-нибудь из этих двух мастей. И этот мелкий «крестик» сливается в масть бубен (смотрите рисунок).

Из далека же весь узор креста сливается собственно в крестовую масть.

Исходя из такого расположения элементов креста можно сделать вывод, что чёрный (пика) и/или червоный (черва) элементы являются составными частями более крупного червоного элемента (бубен), который, в свою очередь, является составным элементом более крупного чёрного ансамбля — треф, собственно креста.

Некоторые исследователи, например, Алексей Кунгуров, утверждают, что, на самом деле, масти символизируют миры в древних ведических верованиях бытовавших на Руси и доживших в таком виде до наших времён. Это миры яви, нави, слави и прави. Только он утверждает, что явь — это пик, славь — бубен, навь — треф, правь — червей. Напомню, мир яви — это наш явный мир. Миры нави и слави — тёмный и светлый потусторонние миры. И, наконец, мир прави — высший божественный мир. Тогда остаётся невыясненным вопрос последовательности мастей. Ведь во всех известных карточных играх (во всяком случае мне, прим.вред.) приоритетность мастей (цена за женитьбу (хваль), за взятку) следующая: от меньшего к большему — пик (вини), треф (кресты), бубен (бубна), червей (чирва). На крестах православных, а возможно и не только, церквей: червей/пик, бубен, треф.

Вопрос этот хотелось бы прояснить, так как информации об этом весьма не много. Так что Вы, мои дорогие читатели, если имеете какую-нибудь информацию по этому поводу, прокомментируйте пожалуйста.

Как таковой, «официальной» версии происхождения карточных мастей не существует. Есть несколько гипотез. Напомню в России и современном западном мире, распространена французская колода карт.

Согласно одной из них, карты изобрели китайцы (конечно установить подробную дату этого изобретения не представляется возможным, но на что китайцы только не способны прим.вред.).

Согласно другой, египетские жрецы нарисовали 78 табличек, — карт Таро. На 56 табличках (так называемые «Младшие Арканы») были нарисованы современные карты (где ещё четыре достоинства?! прим.вред.) и ещё 22 таблички («Старшие Арканы») составляли карты Таро. Гипотезу озвучил в 1785 г. оккультист из Франции Эттейла, а продолжили её продвигать англиканцы Кроули и Мэзерс, француцы Леви и доктор магии Папюс.

Согласно ещё одной, у Карла 6-го (больного шизофренией) был шут Жак Грингонер, который в 1392-м году развлекал короля колодой из 32-х карт: без дам.

Ещё одна гипотеза гласит, что в индии на картах многорукий Шива, в своих руках держал жезл, кубок, монету и меч. Точно также рисовались масти и в итальянских карточных колодах.

У германцев до сих пор масти называются копья, цветы, квадраты и сердца. Ещё встречаются листья, жёлуди, колокола и сердца.

Игральные карты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мало кто задумывается над тем, какова история возникновения символов, обозначающих масти.

По одной из версий, карты, предназначенные для игры, зародились в Азии, а оттуда арабами были завезены в Европу. Карты, переправляемые арабскими купцами, были похожи на современные таро и делились на четыре масти: кубки, пентакли, мечи, посохи.

Другие историки придерживаются точки зрения, что карты изобрели в Европе - их нарисовал шут французского короля Карла IV для развлечения царской особы.

В странах Старого Света игральные карты впервые упоминаются в середине 14 столетия. Во все времена колоды различались по количеству и составу, но имели ряд сходств:

  • Карты подразделяются на четыре масти (характерно присутствие карт, не принадлежащих ни к одной из мастей, так называемых джокеров).
  • В рамках одной масти карты обладают рангом, обозначаемым цифрами, буквами или изображением.
  • Каждой карте присвоено уникальное сочетание ранга и масти.

Привычная сегодня колода со стандартными обозначениями мастей берет свое начало из французских карт, изготовленных в XV в. Тот факт, что именно французская колода получила массовое распространение объясняется просто - дешевизной производства. Дело в том, что в ней младшие ранги обозначались абстрактными значками, которые легко воспроизводились с помощью трафаретов и не требовали прорисовки гравюр.

Происхождение символики, обозначающей масти, также имеет несколько вариантов:

  1. Четыре основных социальных класса феодального общества (армия - ♠, церковь - , купечество - ♦, крестьянство - ♣).
  2. Рыцарская амуниция (♠ - копья, - щиты, ♦ - знамена, ♣ - мечи).
  3. Символическое распятие Иисуса Христа (♠ - копье, пронзившее сердце спасителя, - губка, утолившая жажду Иисуса, ♦ - шляпки гвоздей, которыми прибили руки и ноги Христа, ♣ - крест, на котором он был распят).

Последняя версия связывается с тем, что церковь всегда порицала карточные игры, считая их промыслом дьявола. Интересно, что до сих пор в европейских государствах сохранились весьма необычные названия карточных мастей. Например, в Германии ♦ именуют бубенцы, - сердца, ♣ - желуди, а ♠ - листья.

Названия мастей испанской колоды дословно переводятся как монеты, кубки, палицы и мечи.

Французы используют термины: квадраты, сердца, клевер, пики (копья).

В России прижились обозначения, заимствованные из французского или с созвучным названием. Например, бубны от слова бубенцы, черви от прилагательного червонный, что означает красный. Название трефы не что иное, как транскрипция французского "trèfle", а пики одновременно произношение французского "pique" и название оружия.

Иерархия мастей

Правилами отдельных игр устанавливается определенная иерархия мастей. Пример - игры со взятками (в бридже и, иногда, в покере применяется такая градация по старшинству - ♠, , ♦, ♣). Поскольку общепринятого стандарта, присваивающего мастям ранг не существует, в каждой игре оговаривается свой порядок.

Козыри и особые масти

В группе игр со взятками одна масть в течение кона считается козырной и имеет больший вес по отношению к остальным. Существуют игры, в которых одна (или более) масть приобретает специальный статус. Пример игра «Пики», где карты с одноименным символом постоянно находятся в положении козырных.

Еще один вариант использования особых мастей - игра «Черви», по правилам которой, карты с сердцами напротив нежелательны.

В следующих материалах мы еще затронем исторические аспекты возникновения изображений, символизирующих старшие карты. Это не менее интересная тема, поскольку считается, что у карточных изображений были прототипы из числа реально живших личностей или вымышленных персонажей.







2024 © kubanteplo.ru.