Чревоугодие как грех. Признаки и симптомы чревоугодия. Чем удовлетворение естественной потребности питания тела отличается от служения страсти чревоугодия


Сегодня мы разберем один интересный вопрос, связанный с культурой питания и пищевым поведением. Это будут традиционные, религиозные и научные аспекты чревоугодия. В самом деле, Адам и Ева вкусили от запретного плода. А сумей они обуздать свой бессмысленный аппетит, возможно, человечество и до нынешнего времени прогуливалось бы по райским кущам? Сразу оговорю, что речь идет о традиционном знании, которое мы будем обсуждать отдельно от религиозных аспектов, поэтому воспринимайте текст соответственно, договорились? Вы, наверное, знаете, что для меня традиционное знание – это важный источник информации о здоровье. Я считаю, что полезные для здоровья знания, навыки и практики выживали и закреплялись, так как они давали преимущество своим носителям (как гены в эволюции). Почему обжорство (чревоугодие) вошло в список смертных грехов?! Кажется, кому плохо, от того что я ем? Но все не так просто.





Что такое чревоугодие?

Чревоугодие – это обжорство, неумеренность, жадность в еде, объедение, употребление чрезмерно большого количества пищи, пресыщение. Было даже такое определение обжоры как – чревонеистовый, т.е. почти безумный, одержимый. А грузный, жирный, ожиревший, «толстое брюхо» – обычные определения последствий жизни чревоугодника.

В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к еде, сколько размышление о её истинном месте в жизни

Чревоугодие - один из тяжелейших смертных грехов. Под чревоугодием понимают не только объедение, но и пьянство, употребление наркотиков, курение, излишняя любовь к удовольствиям и изысканности пищи.

Эта страсть превращается в вожделенную цель души для получения удовольствий, в непреодолимом желании принимать пищи больше или изысканней, чем требуется для поддержания здорового тела. Чревоугодие означает жадность и неумеренность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Одержимый высшей степенью чревоугодия доходит до того, что осознавая физиологическую невозможность переварить потреблённое количество пищи, принимает таблетки для переваривания пищи, либо, вызывая рвотный рефлекс, освобождаются от проглоченной пищи для дальнейшего приёма очередных блюд.

Святые отцы говорят, что если человек подчинился страсти чревоугодия, то им легко овладевают и все другие страсти, блуд, гнев, печаль, отчаяние, сребролюбие. Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти.

Чревоугодие — дверь и начало многих греховных склонностей, и кто по силе побеждает чревоугодие, господствует и над остальными грехами.

Знай, что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле.

«Начало всему худому служит упование чрева и расслабление себя сном»,«насыщение есть мать блуда, впадшие в ров беззаконий, и «в какой мере кто работает чреву, в такой мере лишает себя вкушения духовных благ».

Виды чревоугодия.

1. Побуждение принимать пищу раньше времени;

2. Пресыщение какой бы то ни было пищей: человека больше интересует количество пищи. Предел объедения – когда человек принуждает себя принимать пищу, когда не хочется. Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.

3. Желание изысканной пищи, то есть особая привязанность к качеству пищи. Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств.

4. Прочие виды: Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк.

Отличия удовлетворения голода от чревоугодия.

«У человека есть естественная потребность в пище, как в источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. В рассудительном, здравом, умеренном удовлетворении её нет греха. Страсть чревоугодия вырастает из злоупотребления удовлетворением этой потребности. Страсть извращает, преувеличивает естественную потребность, покоряет волю человека похоти плоти. Признак развивающейся страсти - постоянное стремление к сытости»

«Есть по прихоти - значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива, и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать. Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.

А любить какую-нибудь пищу особенно и похотливо желать ее - это есть прихоть, служительница чревообъедения. Но вот из чего познавай, что ты одержим страстью чревообъедения, - когда она обладает и помыслом твоим. Если же противишься сему и благочинно принимаешь пищу по телесной потребности, то это не есть чревообъедение.

История чревоугодия (Gula).

Gula - это латинское слово, значащее «обжорство, чревоугодие», органически вошло в старофранцузский язык и просуществовало почти до начала Нового Времени. Жаждущий богатых блюд и тонких вин чревоугодник выходит за рамки положенного Богом, разрушая тем самым установленный Им на Земле порядок, создавая угрозу государству… Ситуация зашла так далеко, что само слово «обжора» (gloz, glot или glou — на языке той эпохи) стало обозначать дебошира, человека опасного и непредсказуемого нрава. Форма женского рода — gloute — кроме всего прочего получила значение «нимфоманки», «проститутки», женщины, не отличающейся пристойным поведением.

Негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить как в книгах Ветхого, так и Нового Завета. Например, царь Соломон писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».

В католическом богословии обжорство также является одним из семи главных грехов (грех против второй заповеди). Вместе с распутством классифицируется как «плотский грех» (лат. vitia carnalia). В классификации семи смертных грехов немецкого инквизитора Питера Бинсфельда обжорство олицетворялось Вельзевулом. Вельзеву́л или Веельзевул (от ивр. ‏בעל זבוב‏‎‎‎ — Бааль-Зевув, «повелитель мух», буквально — «повелитель летающих вещей») в христианской религии — один из злых духов, подручный дьявола (довольно часто отождествляется с ним наряду с Люцифером

Миниатюры и стенные росписи церквей являют нам огромное множество пугающих и отталкивающих изображений чревоугодников. Вот обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость, вот худой и жилистый пьяница жадно припал к стакану. Вот еще один скачет во весь опор на свинье (символе угождения чреву) , сжимая в одной руке кусок мяса, в другой бутыль с вином. Подобный способ изображения был простейшим способом, чтобы донести до паствы необходимую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна, как для тела, так и для души!.

Почему чревоугодие – это смертный грех?

В 2003 году ведущие ассоциации ресторанов и кафе Франции направили письмо Папе Римскому Иоанну Павлу Второму письмо с просьбой исключить чревоугодие из перечини грехов. Они не видят нечего плохого в хорошем столе с изысканными блюдами. Какой же в этом грех?

И действительно, почему желание поесть зачисляется в грехи? Вокруг же полно вещей, которые, казалось бы, больше заслуживают быть в «почетной семерке», нежели простое обжорство, к которому мы чаще всего весьма снисходительно относимся. Ведь голод, по убеждению ученых, это просто своеобразный маячок, который начинает указывать нам, что у организма не хватает энергии. Но это только на первый и очень невнимательный взгляд…

Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине»

Наши предки не знали о дофамине, но они верно подмечали, что «алчность не имеет границ». И если вы удовлетворяете едой эмоциональный голод, или «шлифуетесь» едой, то такое поведение приводит к серьезным нарушениям системы дофамина. Напомню, что в норме дофаминовая система работает как кнут, а не пряник.

За небольшими исключениями, данная система контролирует не столько награды, сколько наказания, путем перекрывания дофамина. В таких случаях уровень дофамина падает (например, в случае голода), заставляя нас предпринимать активные действия. В итоге система поощрений ненадолго возвращает дофамин, и нам становится хорошо. Этот же механизм работает, например, при победе на спортивном соревновании, похвале или осуждению других людей, и т.д. Падение дофамина подгоняет нас к достижению цели, что может быть достигнуто ценой перенапряжения и стресса.


Т.е., если вы едите, когда есть реальная потребность, то такое поведение не нарушает работу дофаминовой системы. Это не чревоугодие. А если вы едите для удовольствия – то это классический дофаминовый стимулятор! Т.е., согласно традиционному знанию, все что избыточно стимулирует дофамин – это чревоугодие. Мы узнаем, что сахар ничем не отличается от наркотика и может вызывать зависимость, особенно для людей с генетической или социальной предрасположенностью. Да-да, люди, которые кусочничают конфетками, печеньками или сладкими иогуртиками, на самом деле ничем не отличаются от курящих. Для нашего мозга обе модели поведения одинаковы. Желание перекусить – это абсолютный аналог желания покурить или выпить.

Серьезное нарушение дофаминовой системы вызывает деформацию личности человека, подобную как у наркоманов. Поэтому мы можем согласится с древними авторами и предостеречь читателей от злоупотребления дофаминовыми стимуляторами. Подробнее об этом вы можете прочитать в статьях про дофамин. Да, я работаю на дофаминовым обучающим курсом, он начнется в начале марта.

Онлайн курс Здоровое питание

Источники:

Энциклопедия средневековой диетологии, М.

Чревоугодие относится к восьми главным страстям, которые могут погубить человеческую душу. «Чревоугодие – это что такое?», - может удивиться человек. Кто-то из людей несерьезно относится к вопросу об угождении своей страсти к пище, но святые отцы смотрели на этот вопрос иначе и называли обжорство одной из самых опасных страстей.

Осуждение любви к еде можно найти в посланиях Павла:

Эту страсть описывали многие видные деятели христианства. Но они часто писали о чревоугодии вместе с остальными пороками, подчиняющими человеческую волю. О тех, кто поддается им, Василий Великий (IV век) писал, повторяя слова апостола, что эти люди делают своим богом чрево. Поздней Филарет Московский развил эту мысль и назвал чревоугодников идолопоклонниками, потому что чрево и утоление плотских грехов – их бог.

Антоний Великий, один из столпов раннехристианского монашества, писал, что чревоугодие и желание мирских благ – худшие из страстей. Можно приводить высказывания других святителей, но все они сходятся во мнении, что любовь к пище – одна из главных и опаснейших страстей.

Игнатий Брянчанинов составил список страстей, которые входят в чревоугодие:

  • Обжорство.
  • Пренебрежение постами.
  • Тайноедение.
  • Лакомство.
  • Пьянство.
  • Излишняя любовь к плоти.

Осуждение чревоугодия в трудах римского папы Григория I

Римский папа Григорий I был понтификом в 590-604 годах. С его именем связывают развитие христианской церкви на западе. Он прославился как борец за чистоту веры и автор важных для церкви сочинений. Этот понтифик почитается как святой и католиками, и православными. Особое место среди его трудов занимают рассуждения о чревоугодии. Он выделил пять путей, ведущих к этой страсти, и проиллюстрировал их ветхозаветными примерами:

Все христианские авторы, исследовавшие чревоугодие, рассуждая, это что такое, ставили его в основу страстей. Они отмечали, что оно кажется невинным по сравнению с другими людскими страстями, но открывает дорогу худшим, например похоти. Аскеза и пост занимают важное место

В чем суть греха и почему церковь осуждает любовь к излишествам? Любая ли пища является чревоугодием и как избавиться самому от этого страшного греха?

Человек по природе своей грешен и Бог помогает ему преодолевать трудности, возвращаться на путь истинный. Он прощает его и наставляет. Главным инструментом православных христиан стали заповеди, в них говорится о семи смертных грехах. Их и должны опасаться все миряне.

Священники уверяют, что только святые не совершали ни один из этих грехов. Не стоит стыдиться своих желаний и страстей, но нужно каяться. В этом материале мы разберемся с вами, чем опасен грех чревоугодия, в чем его суть? Развеем миф о том, что христиане могут питаться лишь духовной пищей и ответим на вопрос: «как победить свои страсти».

Что это за грех: пять видов

Паломники, священники и монахи не уделяют пище столь большого внимания, как обычные люди. Для большинства прием пищи – процесс, сопровождающийся беседами, демонстрацией умений и своего положения. Все это мирские грехи, источником которых становится чревоугодие. Священники советуют сдерживать себя в еде, употреблять простую и легкую в готовке пищу. На приготовление блюд не стоит тратить уйму времени и сил. Что такое сглаз и чем он отличается от других способов магического воздействия? Что делать, чтобы защититься от негативного влияния?

В православии выделяют три степени сытости. Это воздержание – после еды вы еще хотите есть; довольство – вы испытываете чувство голода; насыщение и сытость, после которой вы больше не хотите есть, но вам хорошо.

Чревоугодие – одна из страшных человеческих страстей, вынуждающих человека отказываться от веры и насыщать свое чрево все большим количеством еды.

Этот грех означает страсть к вкусной, вредной пище и нарушение великих постов. Опасность этого греха таится в том, что он становится основой для восьми страстей. Его называют «коренным» грехом.

В писаниях выделяют:

  1. объедение;
  2. гортанобесие (погоня за вкусом, замена постных блюд синтетическими веществами);
  3. наркомания;
  4. пьянство;
  5. тайноедение.

Часто нарушающие этот грех поклоняются чувственным и вкусовым удовольствиям. Бороться с ним можно воздержанием.

Какой круг ада уготован чревоугодникам?

В писании говорится, что за нарушение смертных грехов человек попадает в один из кругов Ада. Верующие мечтают избежать такой участи и молят о прощении у Господа, просят его дать им сил бороться с человеческими страстями. Другие пытаются понять, кто будет охранять их «спокойствие» после смерти, на какой круг темной обители они попадут. (см. )

Ответы на все эти вопросы вы найдете в церковной литературе или «Божественной комедии» Данте. В ней говорится о существовании девяти адовых кругов. Каждый из них посвящен своим «героям», чтобы люди после смерти не передавали друг другу грехи и не склоняли к совершению новых.

Чревоугодники «живут» в третьем круге. На его территории постоянно идет дождь, а души умерших утопают в лужах грязи.

Сторожит их демон Цербер, держащий их под своей лапой. Наказание Господь для них выбрал такое – они гниют под дождем.

Что этот грех означает в православии?

С течением времени монахи, святые и отцы собрали воедино все человеческие страсти и классифицировали их в семь смертных грехов. Существование каждого невозможно в одиночестве. Они взаимосвязаны и один порождает следующий.

Чревоугодие – голова и начало этих грехов. Многие считают употребление пищи – обычным делом, естественной необходимостью. Но это не так. Нельзя переступать грань и поддаваться слабости тела и желаний.

В этом дисбалансе и постоянной борьбе внутри человека виновен Адам, совершивший первородный грех. В православии верят, что тело – лишь инструмент души и чувств, порождающий страсти и желания, заглушая голос сердца.

В писаниях говорится о том, что тело — добрый враг человека и с ним нужно быть осторожным и внимательным. Плоть имеет дьявольское происхождение и совращает мирян своими похотливыми желаниями и просьбами.

Если вы переступаете грань, то ваше тело побеждает дух и это становится началом всех грехов. Древние люди поклонялись плоти, жили ради удовлетворения чрева и желаний тела, поэтому дух не уживался в них и Бог покарал их. Погрязнув в материальности, люди стали поклоняться идолам и следовать строгой идеологии, моде, трендам. Они отказались от веры и покорности, воздержания и смирения.

Страсти охватывают людей и вместо Бога они поклоняются магам и колдунам, экстрасенсам и волшебству. Всемирный потоп нужен был для очищения, душа в людях уже почти погибла. Такого мнения придерживаются большое число священнослужителей.

Сопутствующие грехи

Нарушающие заповедь отказаться от чревоугодия миряне порождают в себе гнев. Полные люди чаще недовольны собой и окружающими, чувствуют недомогания и из-за этого сердятся и ругаются с родными и близкими.

Если человек привык много есть, то он будет бояться остаться без еды. Грешник начинает собирать еду и забивать своей холодильник и кладовые запасами.

Священнослужители выделяют два вида чревоугодничества: чревобесие – постоянное желание есть и гортанобесие – стремление к изысканной пище.

Чревоугодие приводит к скупости. Вы готовы доедать объедки и есть испорченную еду, чтобы не выбросить ее. Такие люди радуются, что у них есть запасы еды и гордятся своей подготовленностью на любой случай. Скупцы не любят приглашать к себе гостей, а ходить к друзьям они не прочь.

Если у вас этот грех соединяется с тщеславием, то вы «играете» в тайноядение. Вы боитесь показать миру, что любите много и вкусно поесть. Если вы употребляете пищу в одиночестве, то готовы съесть полный стол яств, на людях вы ведете себя очень скромно и сдерживаетесь в лакомствах.

Родственными грехами считаются: еда без молитвы; чрезмерное употребление алкоголя или наркомания; пошлые шутки; ссоры и склоки во время завтрака, обеды или ужина.

Последствия

Священники выделяют два вида последствий: духовные и физические. Человек чувствует недомогание и тяжесть, у него развиваются болезни пищеварительной и нервной системы. Люди, подверженные чревоугодию, чаще впадают в уныние, их посещают грустные мысли. В духовном плане они отдаляются от Бога, перестают молиться и посвящать свое время смирению. Все силы направлены на переработку пищи и мысли о поиске новых блюд и изысков. (см. )

Видом этого греха является пьянство – опасное в духовном плане. Человек теряет себя, ему тяжело справиться с проблемами в семье, на работе и в общении с друзьями. Он теряет себя, ему тяжело находиться в социуме и мировоззрение заметно меняется. Алкоголь – самая популярная причина совершения страшных преступлений против Господа – это обман, святотатство, богохульство, раздоры и вражда, грабежи, кражи и убийства.

Чревоугодие заставляет разум человека выключиться и действовать по проверенной схеме: добыча и потребление еды.

ВАЖНО! Порой человек может не замечать за собой таких грехов. Он уверен, что уделяет Богу, семье и друзьям достаточно времени. В случае появления сомнений лучше посоветоваться с духовником. Чем отличается магическое воздействие от сглаза? Возможно ли понять, что навели порчу? Как избавиться от нее самостоятельно?

Если вы тратите на еду, ее приготовление и покупку более трех часов в день, то стоит начать беспокоиться. Поводом задуматься является и стремление выпить в любой ситуации и невозможность прожить без «100 грамм» и дня. Другим примером чревоугодие является тайная еда и скрытие своей излишней любви к той или иной пище. Или если после пышного застолья, уходя от гостей, вы чувствуете тяжесть и неприятные ощущения.

В священном писании не зря этот грех упоминается как один из самых вредных. История знает, к чему приводит любовь к изыскам. Умы израильтян были заняты сытной пищей, что, потеряв возможность есть досыта, они начали роптать о том, что жизнь в безбожном Египте была бы лучше. Местный пророк поставил этот грех в один ряд с гордыней и праздностью.

Христиане всего добиваются смирением, воздержанием и искренней молитвой к Богу. Только так, покаявшись в грехах и страстях, они обретают успокоение и гармонию.

Священники и психологи выделяют духовные и аскетические методы борьбы с чревоугодием.

  1. Молитва и покаяние. Основополагающие советы для победы над чревоугодием. Осознание своей греховности и стремление избавиться от греха – первый шаг к «исцелению». Об этом говорят врачи и святые отцы.
  2. Переключение внимания на труд. Займите себя богоугодными делами, помогайте храму, расположенному неподалеку от вашего дома, общайтесь с нищими и убогими. Займитесь усердной молитвой.
  3. Правильный рацион. Сбалансированное питание – не будет требовать от вас постоянного приема пищи. Посоветуйтесь с медиками и составьте себе диету.
  4. Не переходите на новый режим питание резко. Даже если вы решили изменить свою жизнь в пост, не стоит сразу отказываться от всех лакомств и блюд. Организм не выдержит такой нагрузки и психологически вам будет нелегко. Продумайте постепенное снижение «чревоугодия» и возьмите благословение на такую диету у батюшки.
  5. Ешьте не спеша и не выходите из-за стола до полного насыщения.
  6. Питайтесь по режиму.
  7. Откажитесь в переходный период от лишних застолий и посиделок с друзьями, чтобы справиться с искушением.

Что значит слово «чревоугодие»? Оно состоит из двух частей. Первая из них – «чрево». Это устаревшее книжное слово, которое обозначает то же самое, что и живот. А также его употребляют в переносном значении, в высокопарной речи, имея в виду внутреннюю часть чего-либо.

Вторая часть – «угодие» – это также устаревшее слово, которое употреблялось в просторечии и в данном случае обозначало выгодную, положительную сторону чего-нибудь, то, что способно приносить пользу. Что это – чревоугодие, какой это грех в православии и как ему противостоять? Данной теме посвящен предлагаемый обзор.

Понятие греха

Что значит грех чревоугодия? Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим сначала само понятие греха. Под ним чаще всего понимают помышление или действие, ассоциирующееся с отклонением от норм праведной жизни. Оно может быть и прямым, и косвенным. А также это нарушение религиозных заповедей, то есть наставлений и предписаний, данных Богом.

Реже о грехе говорят, когда нарушаются доминантные морально-этические правила, нормы и традиции, установившиеся в обществе. Противоположностью ему является добродетель, а в другом понимании – вера. При этом в православии выделяется восемь смертных грехов, за которыми следует потеря спасения души при отсутствии покаяния.

Одним из таких и является чревоугодие. Что значит оно в христианстве? Ответ на этот вопрос начнем с формулировки этого понятия.

Определение и виды

По своей сути чревоугодие – обжорство, сильное пристрастие человека, испытываемое к им обильной, вкусной, вредной еде. А также несоблюдение постов. Эта страсть – главная из восьми основных грехов. Еще ее называют «коренной». При этом имеется в виду не только прием пищи как таковой. Речь идет:

  • об объядении (объедении) ;
  • гортанобесии (страстном услаждении вкусом, гурманстве; употреблении в пост неразрешенных продуктов) ;
  • наркомании;
  • пьянстве;
  • курении;
  • тайноедении.

Нарушение второй заповеди

Поскольку чревоугодники превышают значение чувственных удовольствий, то, согласно мысли, изложенной апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам, их богом является чрево. То есть они возводят его до уровня идола, кумира.

Таким образом, чревоугодие является своего рода идолопоклонством, и тем самым нарушается вторая заповедь Божья, призывающая не сотворить себе кумира. Противоположностью рассматриваемого греха является воздержание.

Изучая вопрос о том, что значит чревоугодие, рассмотрим подробнее его формы.

Разновидности

Среди них выделяются такие, как:

  1. Пристрастие к употреблению неоправданного с точки зрения физиологии, большого объема пищевых продуктов.
  2. Повышенное увлечение различными пищевыми изысками, то есть гурманство.
  3. Чрезмерная привязанность к определенной пище – сладкой, печеной, шоколаду, газированным напиткам.
  4. Стремление к частым застольям и пиршествам.
  5. Чрезмерное увлечение алкоголем, то есть пьянство.
  6. Нарушение правил поста.
  7. Тайноядение (например, употребление пищи в ночное время).

Рассуждая про чревоугодие, необходимо будет сказать о его вредных последствиях.

Возможный вред

Последствия описываемого греха могут отразиться и на физическом, и на духовном здоровье человека. Он является смертным, так как может явится причиной появления других страстей, например таких, как блуд и уныние.

Такая его разновидность, как пьянство, может потворствовать совершению различных преступлений, направленных против Бога, а также ближнего своего. Речь идет:

  • о лжи;
  • сквернословии;
  • святотатстве;
  • богохульстве;
  • раздорах;
  • вражде;
  • воровстве;
  • насилии;
  • грабеже;
  • разбое;
  • убийстве.

Не будучи успокоенной, страсть чревоугодия может низвести человека до ступени идолопоклонства, как об этом говорил апостол Павел. Пример подобного падения раскрывается Моисеем в Книге Второзаконие на примере Израиля. В ней говорится о том, что последний разжирел, отолстел, утучнел, он стал упрямым и забыл Бога, который создал его, презрев тем самым твердыню своего спасения.

Что касается физической составляющей, то здесь чревоугодие может привести к заметным расстройствам систем и органов, важных функций организма, к тяжелым болезням. Таким образом, в Священном Писании это один из самых вредоносных грехов, относящихся к плотским.

Библия о необходимости воздержания

В Книге Исход отмечается, что привязанность к сытной и вкусной пище сынов израильских сильно затмила их разум. Когда они однажды утратили возможность есть досыта, они не то что дерзнули возроптать, но и начали вздыхать о безбожной, рабской жизни в Египте, которая была сытой.

В Книге пророка Иезекииля чревоугодие ставится в один ряд с праздностью и гордостью. Иисус, сын Сирахов, отмечает, что от злоупотреблений яствами случаются рези в животе, бессонница и холера. В Евангелии от Луки Иисус Христос прямо указывает апостолам на необходимость воздержания от объедения и пьянства.

Как бороться с чревоугодием?

По этому поводу отцы церкви дают следующие советы. Они предлагают применять и духовные, и аскетические, и психологические средства. Так как любой грех преодолевается с помощью Бога, на первое место здесь выходят покаяние и молитва. Помимо этого необходимо постараться мобилизовать волю и смирение, а также самодисциплину и труд, угодный Богу.

Среди частных приемов можно выделить такие, как:

  1. Придерживаться насколько это возможно рационального питания. То есть употреблять простую пищу.
  2. Заканчивать трапезу еще до того, как наступило полное насыщение.
  3. Составлять режим питания и стараться следовать ему.
  4. Не участвовать в лишних застольях.
  5. Соблюдать посты, которые установлены церковью.
  6. Воздерживаться от употребления алкоголя.

Рассматривая, что значит чревоугодие, следует сказать и о таком методе борьбы с ним, как пост.

Воздействие иного мира

Считается, что пост способствует усилению влияния высших сил на человека. Он расшатывает его физическое благополучие, и человек становится более доступным воздействию иного мира, происходит его духовное наполнение. Целью поста не является гастрономическая составляющая. Она только средство, ведущее к правильной духовной жизни, в основе которой лежит молитва и таинства покаяния и причащения. Без молитвы пост превращается в простое соблюдение диеты.

Под ним нужно понимать не одно лишь воздержание в пище, а комплекс всех подвижнических средств, применяемых в сопротивлении страстям. Первая его ступень – это не употреблять определенный состав пищи, отказаться от ее обилия, не есть сладостей. Дальнейшие ступени имеют отношение к внутренним задачам, состоящим в воздержании от какой-либо скверны вообще.

Эта истина вытекает из подвижнического опыта. Поэтому одно без другого не может существовать. Нельзя ограничиваться только тем, что прекратить злиться, никого не обижать, никому не завидовать. При этом необходимо также не есть скоромного.

Перед великими праздниками церковью установлены четыре многодневных поста. Они помогают человеку, подготавливая его к обновлению в духовном плане, подобно тому, как сама природа обновляется четыре раза в год. Этот обычай зародился у древних христиан и способствует тому, чтобы можно было почувствовать величие праздника. Перед ним отступают даже естественные потребности человека в еде.

Заканчивая рассмотрение того, что значит чревоугодие, необходимо сказать о соблюдении разумности в борьбе с ним.

Не перегибать палку

Борясь с чревоугодием, нужно помнить о том, что, как и в любом деле, здесь важно соблюдать разумные пределы. Нельзя морить себя голодом и доводить до обморока. Особенно это касается детей, больных людей и беременных женщин. Нужно учитывать, что, как и любая страсть, чревоугодие имеет в своей основе естественные человеческие потребности.

Человек по природе своей нуждается в питье и пище. Употребляя их, мы не только поставляем питательные вещества в организм, но и благодарим за это Творца. При этом застолье – это еще и возможность общения с друзьями и близкими, оно объединят людей. Поэтому, борясь с описываемым грехом, не нужно перегибать палку.

Демон чревоугодия

Такое понятие существует в мифологии. Это Бегемот, рассматриваемый в качестве отрицательно окрашенного духовного существа, возбуждающего плотские желания. Особенно это касается чревоугодия. В работах различных авторов это существо имеет разные интерпретации. Приведем некоторые примеры:

  1. У Пьера де Ланкра, средневекового судьи-инквизитора (16-17-й в.), Бегемот является демоном, способным принимать вид любого из крупных животных, например слона. А также волка, лисицы, собаки, кота.
  2. Профессор права Жан Боден (16-й в.) в книге «Демономания» рассматривал его как адскую параллель египетского фараона, который преследовал евреев.
  3. Немецкий монах Генрих Крамер (15-16-й в.) в «Молоте ведьм» писал, что это демон, который вселяет в людей звериные наклонности.
  4. Немецкий оккультист Иоганн Вейер (16-й в.) считал, что он нападает на людей, применяя обольщение сладострастием, ощущаемым в области пупа и чресл. Может принимать образ женщины с целью введения в соблазн. Бегемот призывает людей к богохульству и сквернословию. Пребывая при дворе Сатаны, является главным хранителем кубка, возглавляет пиры и значится ночным сторожем в аду. Современными идолопоклонниками он почитается в качестве великого виночерпия. В соответствии со средневековыми свидетельствами он рассматривается как жестокий палач ада, перед которым трепещут грешники, услышав его трубу.
  5. На одной из миниатюр, относящихся к 15-му в., Бегемот восседает верхом на Левиафане. На груди у него имеется дополнительное лицо, что объясняется легендой, восходящей к средневековым бестиариям. Она гласит, что это мифическое существо происходит от расы, которая обитала в Индии и имела голову на груди, а не на плечах.

Слово «бегемот» произошло от «бехема», что на иврите во множественном числе обозначает «животное». Первоначально оно упоминалось в Библии, где описывало животное, о котором Бог поведал праведнику Иову. В Книге Иова Бегемот не имел отрицательной окраски и не являлся духовным мифическим существом. В Библии, переведенной на церковнославянский, указанное слово используется в значении «зверь».

Чревоугодник - это человек, приоритетом которого является жизнь ради желудка, то есть все помыслы и действия, в первую очередь, направлены на реализацию в плане «пожрать». Такой человек даже работает с одной только целью - купить много разнообразной и вкусной еды. Если этот человек не женат, то он, как правило, эгоист; но если всё-таки связан узами семейной жизни, тогда это катастрофа для двоих. В случае же появления детей, этот недуг, словно инфекционная болезнь, поразит и их, вследствие устоявшейся семейной традиции.

Вконтакте

Одноклассники

Процент такого населения в мире непрерывно растёт: это означает, что такая тенденция будет продолжаться и далее, особенно в развитых странах. Многие из числа поражённых , а именно те, кто признаёт свою зависимость и хотят избавиться от неё, идут к психологам или священникам; но основная часть почему-то так и не осознаёт своё тяжёлое положение.

Грех чревоугодия и его последствия

В допотопные времена феномен чревоугодия достиг стадии, когда вся земля растлилась «от человека до скота», и исчез в один миг от действия святого божьего вмешательства. Казалось бы, все, навсегда избавились от этого недуга, но он вновь появляется на арене жизни и демонстрирует свою силу. Нарицательное имя ему . Теперь, уже в страшном огне, будучи испепелённым, грех чревоугодия нашёл свой покой в земле, более никогда не давшей никакой пищи.

Эта история хотя и продолжается, но не будет длиться долго. Евангелие от Матфея открывает нам тайну, которая была сокрыта от вечности. Господь, незадолго до Своих страданий, говоря о Своём возвращении в силе и славе великой, сказал, что как было во дни Ноя, женились, выходили замуж ели, пили, и не думали, пока небыли истреблены в водах потопа. Точно так будет и в Моё пришествие, - сказал Спаситель (Матфея 24:29–39).

Святой Лука, продолжая эту тему, записал господни слова в следующем изложении. Господь Иисус Христос, обращаясь к ученикам, сказал, что когда они увидят то сбывающееся, пусть знают: Царствие Божье приблизилось. Обращаясь далее к ним , предупредил о пресыщении едой и отягощения пьянством, и ради избавления их от внезапности тех событий, повелел им бодрствовать на всякое время и молиться (Луки 21:31–36).

Цена нерадивости учителей

Давайте сейчас подумаем вот о чём. Если мы ученики Христовы и продолжатели Его учения и хотим исполнить волю Его о распространении Царства Его здесь на земле, значит, мы должны быть приготовлены на всякое доброе дело и чтобы научились побеждать. Следовательно, пресыщение едой и отягощение пьянством не приведёт нас к правильному результату. Святой апостол Павел повелевает в таком случае исполняться Духом, вместо того, чтобы пьянствовать. Он говорит нам, подобно спящим , о некоем пробуждении и воскресении из мёртвых и освещении Христом: быть рассудительными, мудрыми и познавая волю Божью, поступать осторожно, ввиду лукавства времени (К Ефесянам 5:13–21).

Лично о себе Павел говорил , что он все может совершать в Иисусе Христе, Который его и укрепляет. Апостол научился голодать и насыщаться, быть в недостатке и в обилии. Претерпевал же такой подвиг он ради Царствия Божьего, чтобы достигнуть хоть некоторых из погибающих (К Филиппийцам 4:11–13).

В истории народа Божьего есть печальный опыт непослушания в плане пресыщения яствами и вином так сильно, что оставили Бога и презрели своё спасение. Они отучнели, потолстели, разжирели и стали руководимыми своим чревом. Таким образом, Израиль из богоугодных чад превратился в чревоугодника и, будучи помрачён разумом, стал приносить жертвы бесам (Второзаконие 32:9–17).

Новозаветные времена ничуть не изменили положение вещей. Почему Павел и учил святую церковь поступать по его образу , а не как враги креста Христова. Он приводил в пример многих, кто идёт в погибель, прославляя самих себя в сраме, ибо их бог - чрево. Все закономерно, «по-бесовски», - начавши мыслить о земном, они забыли, что их жительство на небесах; они должны были ожидать Спасителя своего, Который придёт и преобразит их немощь в славу. Но им надоело быть немощными и, не дождавшись Господа, решили сами преобразиться - по земному. Изменивши приоритет, христиане превратились в идолопоклонников, чревоугодников, кадящих собственным божкам.

Ещё один печальный и горький опыт. Со времён Моисея Господь ставит, как написано, священников по сердцу Своему, и одно из обязанностей этих избранных людей было принимать животных от народа для жертвоприношений. И вот, в период, когда Израилем правили судьи, служил один священник со своими сыновьями. Эти отроки, будучи не обуздываемые своим отцом , не знали Господа и были негодными для священнического дела. Не обладая выдержкой и терпением, не дожидаясь окончания ритуала, они бессовестно отрезали себе мясо от туш и жарили на сковороде, а также хватали вилкой мясо, которое варилось в казанах.

Впоследствии горе-сыновья были наказаны и Бог выразил по поводу этого своё отношение, сказавши отцу, что бесславящих божье имя ждёт посрамление. Если бы отроков был против людей, то с помощью молитвы можно ещё остановить этот процесс, но грехом оказалось действия против Бога. Они грубо попирали божье дело, толстея от приношений народа Божьего - Израиля (1 царств 2,3).

Похожая ситуация происходила и в начале церковного периода. Апостол Павел, собравшимся исполнить вечерю Господню, сделал замечание относительно нетерпежа, когда пища и вино расхватывались прежде, чем все сойдутся к столу. В результате этого, кто-то упивался, а кто и остался, вообще, ни с чем (1 Кор. 11:20–22).

Кто знает, как распространился грех пресыщения в первоапостольской церкви, не вмешался бы Павел с поучением.

Любое действо, связанное с принятием пищи , всегда требует особенной подготовки и строжайшей дисциплины. Это нужно делать до тех пор, пока все чувства не будут приучены навыком. Все было бы по-другому, научил отец своих сыновей культуре еды и правильному хождению пред Господом; но все они были уже достаточно испорчены из-за тучности своего ума и тела, чтобы принять хоть какое-то здравое учение. По всей вероятности, грех чревоугодия поразил не только сыновей, но и в первую очередь отца, потому как, написано, он был достаточно тяжёл, чтобы упасть с лошади и умереть на месте.

Борьба с чревоугодием

Термин чревоугодия, устоявшийся в православии: «Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды просто для удовольствия, есть чревоугодие»

Как победить чревоугодие

Чтобы всегда побеждать любой грех , в том числе грех чревоугодия, необходимо выполнять главное условие Церкви Христовой (Деяния 2:42–43):

  • Участие в церковной жизни.
  • Пребывать в учении Апостолов и наставлении отцов Церкви.
  • Причащение.
  • и молитва.
  • Иметь страх Божий.

Несколько слов о посте . Пост - это главное лекарство от недуга чревоугодия. Молитвою и постом изгоняется бес обжорства, и действо пощения совершается постоянно исходя из церковных постных дней. Как только пост прекращается, бес идёт и берёт ещё множество злейших; и для этого человека наступают худшие времена жизни.

Во время поста возрастает наш умалённый дух. Он растёт по мере наполнения нашего внутреннего человека Словом Божьим. Только тогда мы начинаем понимать значение слов Господа Иисуса Христа, которые Он произнёс во время сорокадневного поста в пустыне: «Не одним хлебом будет жив человек…» .







2024 © kubanteplo.ru.