III. Последний эпизод войны. IV. Подготовка к сочинению IV. Подготовка к сочинению


SHARE

TWEET

Сочинение на тему кутузов и наполеон в войне 1812

A guest Sep 26th, 2017 81 Never

    Скачать Сочинение на тему кутузов и наполеон в войне 1812 >> http://bmr.filezx.ru/download?file=сочинение+на+тему+кутузов+и+наполеон+в+войне+1812

    кутузов и наполеон таблица

    гибель армии наполеона как следствие общенародного подъема

    кутузов и наполеон в романе война и мир краткое сочинение

    кутузов и наполеон сравнение

    кутузов и наполеон в романе война и мир сочинение с планом

    отношение толстого к кутузову

    кутузов и наполеон кратко

    кутузов и наполеон в бородинском сражении

    Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и Кому принадлежит победа в войне 1812 года?

    Пример сочинения на тему: Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" на Кому принадлежит победа в войне 1812 года?

    Сочинение на тему: Война и мир: Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г.

    Образы Кутузова, Наполеона в романе «Война и мир» Толстого занимают одно из центральных мест. Отечественная война 1812 года была с позором проиграна французской армией, несмотря на Сочинение «Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» даёт возможность Сочинения на тему:.

    Сочинения Сочинения Толстой - все сочинения. Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805-1812 годах. Cочинение «Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее «Война и мир»».

    Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их народной войны 1812 г. на территории России, и Толстой подчеркивает, что. Сочинение на тему: «Петя Ростов в партизанском отряде» Представьте

    31 май 2011 Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» охватывает временной период с 1805 по 1812 год, сохранившийся в анналах истории как время Открой еще несколько сочинений на схожую тему:.

    Кутузов и Наполеон – основная человеческая и морально-философская проблема романа. Сочинения / Кутузов и Наполеон Рассказывая о событиях Отечественной войны 1812 года, Толстой вводит Кутузова в

    Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе «Война и Он детально описывает военные кампании 1805, 1809 годов и войну 1812

    СОЧИНЕНИЯ. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". тия двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустер-.

RAW Paste Data

Скачать Сочинение на тему кутузов и наполеон в войне 1812 >> http://bmr.filezx.ru/download?file=сочинение+на+тему+кутузов+и+наполеон+в+войне+1812 кутузов и наполеон таблица гибель армии наполеона как следствие общенародного подъема кутузов и наполеон в романе война и мир краткое сочинение кутузов и наполеон сравнение кутузов и наполеон в романе война и мир сочинение с планом отношение толстого к кутузову кутузов и наполеон кратко кутузов и наполеон в бородинском сражении Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Пример сочинения на тему: Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" на Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Сочинение на тему: Война и мир: Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого страны, а именно войны 1805-1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Образы Кутузова, Наполеона в романе «Война и мир» Толстого занимают одно из центральных мест. Отечественная война 1812 года была с позором проиграна французской армией, несмотря на Сочинение «Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» даёт возможность Сочинения на тему:. Сочинения Сочинения Толстой - все сочинения. Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах. Cочинение «Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее «Война и мир»». Центральными героями войн были полководцы - Кутузов и Наполеон. Их народной войны 1812 г. на территории России, и Толстой подчеркивает, что. Сочинение на тему: «Петя Ростов в партизанском отряде» Представьте 31 май 2011 Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» охватывает временной период с 1805 по 1812 год, сохранившийся в анналах истории как время Открой еще несколько сочинений на схожую тему:. Кутузов и Наполеон - основная человеческая и морально-философская проблема романа. Сочинения / Кутузов и Наполеон Рассказывая о событиях Отечественной войны 1812 года, Толстой вводит Кутузова в Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе «Война и Он детально описывает военные кампании 1805, 1809 годов и войну 1812 СОЧИНЕНИЯ. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". тия двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустер-. ,

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Приложение. Карточки по IV тому:

1) Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

2) Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

3) Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

4) Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

5) Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

6) Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Урок 52 (120). «Мысль народная» в романе «Война и мир»

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л. Н. Толстой

Материал лекции

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила

Авг 31 2014

Философия истории Толстого. Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или не желаниями массы людей.

2. Чтобы свершилось историческое событие должны совпасть миллиарды причин, т. е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а совокупность их, народ. 3. Почему совпадают бесконечно малые величины человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос.

« Событие должно было совершиться лишь потому, что оно должно было совершиться», пишет Толстой. Фатализм в истори по его мнению не избежен. 4. Т. правильно считает, что .

и даже историческая не играет ведущей роли в истории, что она связана с интересами всех кто стоит ниже ее и рядом с ней. 5. Т. неправильно утверждае, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. «Царь – есть раб истории», считает Толстой. Так Т. риходит к мысли о покорности перед судьбой и видит задачу исторической личности в следовании за событиями. к сочинению « Изображение Толстым Великой отечественной 1812 года» I. Вступление.

Изображение войны 1812г основное в романе Т. «В и М». II. Главная часть 1. Что такое с точки зрения истории философии Толстого. 2. Отношение Т. к войне, раскрываемое разнообразными приемами: А) через мысли люимых героев Б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумия убивающих друг друга людей В) через описание отдельных боевых эпизодов 3. Многообразие форм борьбы с наполеоном, выдвинутых народом: А)патриотическое копирование запрещено 2005 воодушевление в войсках и среди мрного населения Б)размах и величие партизанской ойны 4. Народ в войне 1812г: А)истинная, непоказная любовь к родине, скрытая теплота патриотизма; Б)стойкость в бою, беззаветный героизм, мужество, выносливость; В)глубокое убеждение в правоте своего дела 5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светских кругов: а) крикливый «патриотизм» Растопгинских афишек; б) лжепатриотизм петербургских салонов в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных 6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни, вследствие войны. 7. Роль полководцев в войне III. Заключение 1. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подьема. 2. Торжество мира над


IV. ОСК «Кутузов».

Пояснение для учителя:

Кутузов в 1805 году предстает перед нами умудренным опытом учеником Суворова. Это именно он, Кутузов, своими правильными действиями и распоряжениями спасает русскую армию после капитуляции Макка и сдачи Вены Наполеону. Но при этом видно, что никакого сражения на этой чуждой русскому духу земле он проводить не хочет. Он как могучая пружина, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока постоянно сдерживается.

И вот 1812 год: Отечество в опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Это именно он, который не любит громких слов, посылая Багратиона задержать французов, напутствует его возвышенной фразой: «Благословляю тебя на великий подвиг!» Это он приказывает оставить Москву, говоря, что все равно заставит французов поверить в силу русского оружия. Он первый понимает значение бедствий французской армии после Бородина и потому продолжает утверждать, что Бородинское сражение было победой. Это он употребляет все свои силы на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений, т. к. понимает: после бегства врага из Москвы бессмысленно «терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин...» Во всех своих начинаниях именно он полно выражает волю и дух русского народа. Именно на это время приходится максимальное, победной растяжение «пружины» его полководческого дара - на 1812 год.

С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу, с началом европейской кампании (1813 г.) это «пружина» Кутузова уже ослабла, и снова, как в 1805 году, эта отечественная война уже «...Кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое - европейское», «...представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего... И Кутузов умер».

Вот таким был человек, который «...против воли государя и по воле народа... был избран (в самые опасные для России дни) главнокомандующим».

V. ОСК «Наполеон».

Пояснение для учителя:

Наполеоновская тема в романе соединена с курагинской. В исторической судьбе народов Наполеон играет ту же роль, что Курагины - в частной жизни людей. Как в первом, так и во втором случае «нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно». Но Анатоль Курагин - «дурак». Самое же страшное, когда с таким же сердцем окажется человек умный и хитрый (Наполеон). Он, провозгласивший высокие идеалы равенства и братства, идеалы республики, сначала понравился своему народу, с идеалами добра и правды начнет триумфальное шествие по территории других государств, как бы совершая круг почета по Европе (проследи за стрелкой «Наполеон»). Но, в конце концов, он захочет абсолютной власти (стрелка «Россия») и погубит всю армию, в катастрофу ввергнет свой народ, заведет в тупик. Вот такое крутое падение ему придется пережить. А причиной всему, вглядитесь внимательно в конспект, - огромное «я» во всех его начинаниях «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».




Домашнее задание.

1. Пересмотреть т. IV. Партизанская война и изменения, которые произошли с героями. Составить каждому викторину из 6 вопросов на проверку знания текста.

2. Индивидуальные задания - сообщения (краткий пересказ с элементами анализа).

Дела и люди партизанских отрядов;

Петя Ростов в партизанском отряде;

Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

Общая оценка Толстым партизанской войны;

Представитель народной войны Кутузов;

- «Непобедимая» французская армия Наполеона;

Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812г.

Урок 50-51 (118-119). Партизанская война.

Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев

Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.
Ход урока

I. Викторина - проверка знания текста.

Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?

Почему не распались отряды с таким разнородным составом?

Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

Помогала ли партизанам русская природа?

Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?


II. Выступления учащихся (анализ).

1. Дела и люди партизанских отрядов;

2. Петя Ростов в партизанском отряде;

3. Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

4. Общая оценка Толстым партизанской войны;

5. Представитель народной войны Кутузов;

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;

7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;


Пояснения для учителя:

В т. IV, III-IV ч. тему войны несут Тихон Щербатый и Долохов, тему мира - Петя Ростов и французский барабанщик Венсан Босс. Денисов же соединяет в себе обе темы.

Идеология войны народной сформулирована была Толстым еще в словах Болконского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Идея защиты от мародеров путем их казни воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека в отряде». История его самостоятельной борьбы с французами, которую он вел еще до прихода в отряд Денисова, какую работу и почему он выполнял в отряде, как к нему относятся.

Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нем силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, автор в то же время подчеркивает в нем стихийность и интуитивность. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Однако даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Этот жестокий закон войны получает еще раз свою оправданность в сценах после гибели Пети Ростова. «Готов, - повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... - брать не будем!» - крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т. IV, ч. III, гл. 11).

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова и других - это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественной силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (там же, гл. 1)

Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем... Мародеров только десятка два побили, а то мы худого не делали...» (гл. 5). Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось... жалостью». Эти мысли подтверждает и судьба Пети Ростова, мальчика с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под волшебным «черным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку).


III. Последний эпизод войны.

Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV, ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.
IV. Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.


- Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

а) через мысли любимых героев;

б) путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

в) через описание отдельных боевых эпизодов.

3. Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

а) разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

б) размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

а) истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

б) стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

в) глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

а) крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

б) лжепатриотизм петербургских салонов;

в) карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

6. Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

7. Роль полководцев в войне.

8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.


Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).


Приложение. Карточки по IV тому:

1) Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

2) Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

3) Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

4) Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

5) Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

6) Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Урок 52 (120). «Мысль народная» в романе «Война и мир»

Цель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.
Ход урока

Урок-лекция проводится по плану с записью тезисов:

I. Постепенное изменение и углубление замысла и темы романа «Война и мир».

II. «Мысль народная» - главная мысль романа.

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. «Русские душой» (Лучшая часть дворянского общества в романе. Кутузов как предводитель народной войны).

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Бессмертие романа «Война и мир».
Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

В «Войне и мире» я любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Л. Н. Толстой
Материал лекции

Л. Н. Толстой, исходя из его высказывания, считал «мысль народную» главной мыслью романа «Война и мир». Это роман о судьбах народных, о судьбе России, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

Основные конфликты романа - борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, - связаны с темой народной войны.

«Я старался писать историю народа», - говорил Толстой. Главный герой романа - народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью - «очистить свою землю от нашествия».

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определяется, конечно, не этим, а тем, что все важные события в романе оцениваются автором с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает Толстой словами князя Андрея: «Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения». Народную оценку Бородинского сражения, когда на французов «была наложена рука сильнейшего духом противника», высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: «Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

«Мысль народная» всюду присутствует в романе. Мы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном «срывании масок», к какому прибегает Толстой, рисуя Курагиных, Ростопчина, Аракчеева, Бенигсена, Друбецкого, Жюли Карагину и др. Их спокойная, роскошная петербургская жизнь шла по-старому.

Часто светская жизнь дается через призму народных взглядов. Вспомните сцену оперно-балетного представления, на котором Наташа Ростова знакомится с Элен и Анатолем Курагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). «После деревни... все это было дико и удивительно ей. ... -... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них». Представление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты крестьянин, удивленный тем, как нелепо забавляются господа.

Более ярко «мысль народная» ощущается там, где изображаются близкие к народу герои: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все они русские душой.

Именно Тушин и Тимохин показаны как подлинные герои Шенграбенского сражения, победа в Бородинском сражении, по словам князя Андрея, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в Тимохине и в каждом солдате. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - говорит князь Андрей, и с ним соглашается Тимохин: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная.»

Носителями народного чувства и «мысли народной» выступают во многих сценах романа и Наташа, и Пьер, понявший «скрытую теплоту патриотизма», которая была в ополченцах и солдатах накануне и в день Бородинского сражения; Пьер, «попростевший», по словам слуг, в плену, и князь Андрей, когда он стал для солдат своего полка «нашим князем».

Человеком, воплотившим в себя дух народа, Толстой изображает Кутузова. Кутузов - подлинно народный полководец. Выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во время смотра под Браунау, и во время Аустерлицкого сражения, и во время освободительной войны 1812 года. «Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...» Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Именно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости находящегося старика в предводители народной войны против воли царя.

Также «мысль народная» полно проявилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни Отечественной войны 1812 года. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

Война 1812 года не была похожа на другие войны. Толстой показал, как поднялась «дубина народной войны», нарисовал многочисленные образы партизан и среди них - запоминающийся образ крестьянина Тихона Щербатого. Мы видим патриотизм мирных жителей, оставлявших Москву, бросавших и уничтожавших свое имущество. «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя быть: это было хуже всего».

Так, читая роман, мы убеждаемся, что писатель о великих событиях прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных людях, о войне и мире судит с позиции народных интересов. А это и есть та «мысль народная», которую любил в своем романе Толстой.

Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила

исторических событий и источник настоящих норм морали

Цели: проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т. е. как реализуется в романе «мысль народная».
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А. П. Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны и т. д. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.

«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:

В историко-философском плане - в утверждении, что народ - ведущая сила истории;

В морально-психологическом плане - в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба эти плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.


II. Беседа.

Почему народ является ведущей силой истории?

(В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугам Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. - все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами»они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости отечества.

То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в рой людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. Поблизости с народом Толстой оценивает своих положительных героев. Но следует помнить, что в изображении народа сказались противоречия Толстого. (Сцена бунта богучаровских крестьян). Утверждая мысль о национальном единстве, Толстой вольно или невольно сделал социальную рознь несвоевременной, хотя и закономерной.)

Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?

(Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «... Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают» - думает Пьер.)

(Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других (примеры). Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.)

Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

(В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки (примеры из текста). Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость - отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни - покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения - абсолютным отсутствием разума («не своим умом - божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т. IV, ч. I, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное - всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.)
III. Закрепление в форме фронтального опроса:

Как Л. Н. Толстой понимает слово «народ»?

Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?

Отчего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?

Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?

Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?

Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?

Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?


Домашнее задание.

1. Сочинение - миниатюра «Скрытая теплота патриотизма», «Партизанская война 1812 года», «Петя Ростов в партизанском отряде». (По выбору).

2. Составить план развернутого ответа «Народ в романе «Война и мир» и подготовить сообщение по данной теме, используя тезисы в тетради, учебник с. 245-249, дополнительную литературу.

3. Пересмотреть эпилог и составить викторину для взаимопроверки знания текста из 6 вопросов.

4. Индивидуальное задание - сообщение. «Мирная жизнь в романе» (т. II, эпилог - сходство и различие).

Урок 53 (121). Эпилог романа 1

Цель: проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т. II и эпилогу; как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить.
Ход урока

I. Беседа.

Как решается главная мысль романа -о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?

(Л. Н. Толстой показывает два пути два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное - внешнее благополучие, богатство, карьера; для других - ценности духовные, т. е. жизнь не только для самых себя. Для князя Андрея - это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи - делать добро; для Наташи - любить. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)

Почему приезд Пьера - радостное событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг?

Как по-вашему, семья Пьера и Наташи - хорошая семья?

Что было главным для графини Марьи в воспитании детей?

Толстой сумел показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута ссылкой на Платона Каратаева. Почему?

(Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы это, нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Счастливая семья осознается Пьером как неотъемлемая составная правильной «благообразной» жизни. Он уверен, что именно так воспринял бы это Каратаев. А ведь Платон по Л. Толстому - выразитель народного духа, народной мудрости.)

Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Н. Ростова, по-вашему, самые страшные?

(«...начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, ... мой долг повиноваться ему…»)

Почему же благородный Н. Ростов стоит на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать?

Можно ли найти аргументы, подкрепляющие позицию Ростова?

(Вспомните эпизод из войны 1805-1807 гг. С французами заключен мир. Боевым офицерам непонятно это. Если все так просто, если так, почти по-дружески, могут разговаривать оба императора, зачем было воевать, проливать кровь? А если Бонапарт в самом деле враг рода человеческого, зачем мир? Неужели русские войска не одержали бы победу? Об этом и зашел вечером разговор среди офицеров. «...Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившего офицеров. - «И как вы можете судить, что было бы лучше!.. Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?!.. Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все, - заключил он».)

Итак, чего боится Николай? И почему?

(Боится думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н. Ростов нам симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?)

Что может произойти от бездумья и некритического отношения к действительности?

Можно ли привести исторические примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и порядка приводили непоправимым последствиям для России и для ее народа?

Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает?

(Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея - растет достойный отца Николенька Болконский.)

К 200-летию Бородинской битвы
«Рок влечёт за собой Россию. Её судьбы должны свершиться… Мир, который мы заключим, будет обеспечен и положит конец тому гибельному влиянию, которое Россия уже 50 лет оказывает на судьбы Европы», – писал Бонапарт в своём воззвании к армии накануне вторжения в Россию. Чем это закончилось спустя всего полгода – известно.
Четырнадцатого (2) сентября 1812 года наполеоновская армия вступила в Москву. Но город был оставлен населением. Ни продовольствия, ни отдыха французы не получили. Москва горела. Тот, кто считал себя властелином мира, оказался в западне и сторожем пепелища: зимовать в разорённой пожаром столице не представлялось возможным, фуражировки за пределами города плохо удавались, растянутые на тысячи километров коммуникации французов были очень уязвимы. Деморализованная Бородинским сражением армия после перенесённых лишений начинала разлагаться.
Пока Наполеон, сидя в Москве, ждал от русского царя капитуляции, наша армия отдохнула, воспрянула духом и значительно пополнилась. Когда Москва заполыхала, прекратились споры о том, правильно ли поступил главнокомандующий, теперь все видели гениальность его замысла и выгоду избранной им позиции.
Дважды предлагал Наполеон мир. Ответ главнокомандующего был полон достоинства: «При назначении меня в армию слово «мир» ни разу не упоминалось. Я навлёк бы на себя проклятие потомства, если бы меня сочли виновником соглашения с вами. Таков в настоящее время образ мыслей моего народа!» Таким образом, мир был отвергнут. Его не приняли бы ни государь, ни армия, ни народ. Наполеон стал готовиться к отступлению пока не из России, но на зимние квартиры где-то между Днепром и Двиной.
Наполеон покинул Москву 7 октября. Русские очень быстро определили направление его движения.
Тарутинский манёвр Кутузова стал одним из невиданных доселе шедевров мирового полководческого искусства. Численность находившихся в Тарутине войск составляла 120 000 человек, а вместе с полками ополчений – 240 000 человек. В результате Тарутинского манёвра стратегическая обстановка изменилась в пользу русских. «Каждый день, проведённый нами в этой позиции, был золотым днём для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались», – писал Кутузов.
Из Тарутина Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов.
Дальнейшая победа Кутузова над Бонапартом состояла не в генеральном сражении, а в том, что он не дал неприятелю уйти из России через
богатые земли Орловщины и Малороссии, заставив незваных гостей отступать по разорённой войной старой Смоленской дороге.
Двадцать четвёртого (12) октября произошло ожесточённое сражение передовых частей обеих армий за Малоярославец. Город восемь раз переходил из рук в руки. И хотя в конце концов французы овладели городом, надежду пробиться к Калуге Наполеону пришлось оставить: подошедшие основные силы русской армии заняли сильные позиции под Малоярославцем. Наполеон дал приказ начать отступление на Можайск и далее на разорённую войной старую Смоленскую дорогу.
Окончательно вырвав из рук противника стратегическую инициативу, Кутузов развернул общее контрнаступление. Оно носило активный характер и ставило своей целью, сохраняя армию, не просто изгнать, но полностью уничтожить неприятеля.
Оставляя Москву, Наполеон располагал армией в 107 000 человек. В Смоленск ему удалось привести всего лишь около 60 000 человек, считая с пополнением. В середине ноября русские войска окружили наполеоновскую армию у реки Березины. Однако из-за несогласованности действий русских корпусов Наполеону удалось переправиться через Березину у деревни Студянки. Впрочем, на западный берег перешло лишь около 9 000 человек. Остальные или погибли, или были взяты в плен. После Березины Наполеон бежал в Париж. На вопрос: «В каком положении находится армия?» он ответил: «Армии больше нет».
Когда русские войска подошли к границе России, солдаты приветствовали Кутузова криками: «Ура спасителю России!». На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. «Каждый из вас спаситель Отечества», – сказал Кутузов и поклонился солдатам.
Удивительно то, что Наполеон, фактически не проиграв Кутузову ни одного сражения, полностью потерял свою могущественную армию и уполз из России, удовольствовавшись лишь награбленным добром. Забавно, но французы, благодаря этому, и по сей день считают войну 1812 года успешной! Они уверяют, что победили в Бородинской битве, взяли Москву, прекрасно поживились - чем тебе не победная кампания! Но как бы то ни было, в действительности полную победу одержал не Наполеон, а более мудрый полководец - Михаил Илларионович Кутузов.
Так закончилась война, которую один из европейских гениев политики и военной стратегии планировал как свой очередной триумф. Бонапарту покорялась почти вся континентальная Западная Европа. Это не было войной «Франции против России». Единая Европа, консолидированная под властью прогрессивного императора, шла упорядочивать и «просвещать» силой оружия «эту варварскую страну»… Это была победа русского духа, непостижимая для рационалистического сознания. Нация, казавшаяся стороннему европейскому наблюдателю нацией рабов, показала чудеса самопожертвования во имя Отечества.
Подготовил И. КУЧМЕНКО.







2024 © kubanteplo.ru.