Иллюстрации к сказке старик годовик даля. Педразвитие. Дидактическая игра “Ежик и грибы”


Старик годовик (сказка-загадка)

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»

ТЕМА: «Сказка-загадка».

ЛОПЫРЕВА И. А.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ с. Уруп»


Владимир

Иванович

Даль

1801 – 1872 г.


  • Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
  • Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
  • Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
  • 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

слов






ЗИМА

декабрь

январь

февраль


ВЕСНА

март

апрель


ЛЕТО

июнь

июль

август


ОСЕНЬ

сентябрь

октябрь

ноябрь



Маргарита Текучёва
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: Путешествие по сказке «Старик-годовик»

Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе

Тема : Путешествие по сказке «Старик- годовик »

Воспитатель МБДОУ №5

Текучева М. И.

Тема : Путешествие по сказке «Старик- годовик »

Программное содержание :

1. Познавательные :

Использовать приём знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счётных действий.

Закреплять представление детей о времени : его периодичности, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Закреплять знания детей о составных частях суток.

Упражнять в прямом и обратном счёте.

Закреплять знание геометрических фигур.

Закреплять умения устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой, называть следующее и предшествующее число, соседей числа.

Закреплять умение решать математические задачи .

2. Развивающие :

Развивать устную речь.

Обогащать словарный запас.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол, вверх, вниз, влево, вправо).

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к окружающему миру , желание познавать его.

Обогащение словаря :

«Старик- годовик » , светлым- светло, часть суток.

Оборудование :

Демонстрационный материал – макет «Фиолетового леса» , презентация к занятию .

Раздаточный материал : игровизоры, игра «Чудо крестики 3» , палочки Кюизенера, девайсы.

Предварительная работа :

Чтение детям сказки «Старик- годовик »

Изготовление птиц

Игры с игровизором, палочками Кюизенера, игра «Чудо крестики 3» .

Ход занятия

В : Ребята сегодня на занятии вспомним сказку В . Даля «Старик – годовик » .

Хотите отправиться в волшебный лес? Старик -годовик приглашает нас на лесную поляну, посмотреть как в лесу хозяйничает зима.

Но, чтобы не заблудиться, мы должны уметь хорошо ориентироваться в лесу. Сейчас мы с вами потренируемся на нашем игровизоре.

В : В левом верхнем углу нарисуйте квадрат, каждая сторона 2 клетки.

В правом верхнем углу нарисуй круг в двух клетках.

В правом нижнем углу прямоугольник со сторонами 1 клетка и 3.

В левом нижнем углу овал 1 клетка в ширину и 3 в длину.

Проверяю :

В : Рома где ты нарисовал овал?

В : Лера где ты нарисовала прямоугольник?

В : Матвей где ты нарисовал круг?

В :Кирилл где ты нарисовал квадрат?

В : Теперь мы можем с вами отправляться в путешествие . На чем можно путешествовать ?

В : Мы с вами в путешествие отправляемся на машине. Строим машину по схеме. (игра «Чудо – крестики 3» )

В :Машина готова, но чтобы отправиться в путешествие нужно нарисовать дорогу.

(Графический диктант «Дорога в лес» ). (Проверяю)

В : Мы оказались с вами в «Фиолетовом лесу» в гостях у «Старика – годовика » .

В : Махнул «Старик - годовик » и полетели из рукава три белые птицы. Повеял холод мороз.

В : Как называется это время года? (белых птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» ).

В :Назовите признаки зимы?

В :Как животные зимуют в лесу?

В : Махнул «Старик –годовик » из рукава вылетели 3 зеленые птицы. Какое время года наступает после зимы? (Зеленых птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» .)

В : Махнул «Старик - годовик » в третий раз полетела третья тройка красных птиц. Стало жарко, знойно. О каком времени года говорится?

(Красных птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» )

В : Махнул «Старик - годовик » в четвертый раз полетела третья тройка желтых птиц. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. После лета какое наступает время года? (Красных птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» )

В : Что обозначают эти птицы?

В : Назовите времена года?

В : Сколько времен года? (Четыре) .

В : Как вы думаете почему птиц в каждом времени года по три? (выслушать ответы нескольких детей, сравнить их ответы)

В : Правильно, молодцы. У каждого времени года три месяца.

В : Старик – годовик просит вас посчитать сколько птиц на дереве?

В : Сколько месяцев в году? (12)

В : Назовите зимние месяцы?

В : Назовите весенние месяцы?

В : Назовите летние месяцы?

В : Назовите осенние месяцы?

В : Год состоит из месяцев, а месяц из чего состоит? (из недель)

В : Скажите почему у птиц по 4 крыла? (в месяце 4 недели)

В : Сколько перьев у каждого крыла? (считаем)

В : Как думаете число 7 что обозначает? (дни недели)

В : Возьмите палочки Кюизенера и выложите числовую лесенку дни недели - от 1 до 7, но так, чтобы день недели состоял из нескольких чисел.

В : Старик - годовик просит вас назвать дни недели.

В : Какой сегодня день недели? (вторник)

В : Какой день недели был вчера?

В : Какой день недели будет завтра? (среда)

В : Какая по счету будет пятница?

В : Из каких чисел состоит 5-й день недели?

В : Какой день недели будет между пятницей и воскресеньем?

В :Из каких чисел состоит 6 день недели?

В : Какой последний день недели?

В : Воскресенье какой по счету день недели?

В : Из каких чисел состоит 7 день недели?

В : Молодцы, справились с заданием.

Вывод : Каждое перо – день недели. (Уберите палочки на место)

В : Посмотрите на перья птиц, что в них необычного?

Д : Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз – станет светлым - светло, махнет другой – станет темно.

В : (Рассматриваем перо) . Как вы думаете, почему перья имеют такую раскраску, что это значит?

В : Правильно, одна часть пера - ночь, другая - день. Что мы с вами делаем в темное время суток?

В : В светлое время суток?

Физминутка.

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (Изображаем умывание)

А в четверг в футбол играл, (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

В : Старик - годовик хочет проверить, умеете ли вы решать задачи.

В : Открываем девайсы Кронтик математика №2 стр . 10 №6

В : Послушайте задачи и решение запишите в электронной книге.

1 задача :

Семь снегирей на ветках сидели.

Три снегиря еще прилетели.

Наш снеговик сосчитал снегирей.

Сколько всех птичек?

Ответь поскорей!

В : Какой математический знак + или - в этой задаче?

В : Записываем решение задачи.

В : Прочтите решение задачи.

2 задача :

Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат.

Но один из них устал, от товарищей отстал!

А теперь ответ найди, сколько мишек впереди?

В : Как вы думаете задача на сложение или вычитание?

В : Какой математический знак + или - в этой задаче?

В : Записываем решение задачи.

В : Прочтите решение задачи.

В : Молодцы и с этим заданием Старика – годовика вы справились.

В :Путешествие наше подходит к концу.

(Встаем и идем к пенечку) .

В : А теперь поскорее подойдите к пенечку.

Старик -годовик рад видеть вас, ребята. Вы, благодаря хорошим знаниям по математике , дружбе смогли выполнить все его задания.

На память об этой встрече Старик - годовик дарит вам волшебные снежинки :

выберите себе снежинку белого цвета, если все задания Старика - годовика были для вас легкими, голубую - если вы встречали небольшие трудности, желтого цвета, если вам было трудно выполнять задания.

В заглавной сказке читатель узнает о том, как старик-годовик из широких рукавов своей шубы выпускает диковинных разноцветных птиц. Взмахнул рукавом в первый раз - полетели первые три птицы с синими перьями, и сразу стало ветрено и морозно. Взмахнул во второй раз - поднялась в небо тройка нежно-розовых птиц, и на проталинах появились первые цветы. Взмахнул в третий раз - взвились в вышину три птицы в желтом оперении, и стало жарко и знойно. Взмахнул в четвертый раз - полетела тройка лиловых птиц, повеяло дождями и туманами.

А дальше читатель должен сам разгадать смысл сказки: «Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?» И оказывается, что за этими необыкновенно поэтическими образами птиц, выпускаемых стариком-годовиком, скрывается целостная картина мира, когда все вокруг воспринималось как живое, родственное, соразмерное человеку и время текло неспешно, по кругу, в извечном порядке.

Обычно фольклорные произведения разных жанров содержатся в разных разделах сборника. Эта книга необычна по структуре: за сказками следуют загадки и пословицы, за побасенками и скороговорками идут народные игры, а потом снова сказки. Как будто чередуются времена года, проходит месяц за месяцем, а день сменяется ночью - и мы опять наблюдаем за ходом времени. Встречаются даже сквозные образы. Например, загадка «Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером» явно отсылает читателя к заглавной сказке о старике-годовике.

Чтение фольклорных текстов развивает у ребенка чувство родного языка. Очень полезно вслушиваться, как звучит народная речь, и подмечать, как она организована. Сначала все в ней кажется непривычным, но потом она завораживает своим особым строем и напевностью:

Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка,
За девицей - молодец:
- Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растет без кореньев?
А что цветет без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
- Растет камень без кореньев.
Цветет сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.

А какие встречаются редкие, необыкновенно красивые слова, которые, к сожалению, уже вышли из употребления. Например, в сказке «Девочка Снегурочка» бездетные одинокие старики, у которых весной неожиданно появилась дочка, «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок», пели ей такую колыбельную:

Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платьице рядить,
Уму-разуму учить!

Любопытно, что замечательное слово «кокурочка», которое обозначает сдобную лепешку или булочку, первоначально с яйцом, является выражением самых нежных родительских чувств.

Впервые сборник «Старик-годовик» вышел в 1959 году в оформлении Владимира Конашевича. Книга получилась самобытной, изысканной и очень нарядной. Конашевич говорил, что его «русский стиль» имеет свои «истоки» и поэтому обладает ярко выраженной индивидуальностью: «Обычно художники (как, например, И. Билибин) идут от русских первопечатных книг, евангелий и часословов. У Ю. Васнецова “русский стиль” народный, деревенский, идущий от росписей дуг и донец прялок, а больше из собственного нутра художника. А у меня - и от росписей посуды и подносов, от вышивок бисерных кошельков и шалей. Следовательно, хоть и полностью русский, но не совсем деревенский» («О себе и своем деле»; сайт «Картинки и разговоры»).

И действительно - страницы с загадками, пословицами, поговорками и скороговорками напоминают вышивку или кружева. Текст здесь ложится прямо на затейливые цветочные узоры, при этом цветы всякий раз разные, а цветовая гамма одинаковая: нежнейший розовый, голубой и желтый. Форзацы книги как будто украшены декоративными пасхальными яичками, а внутренняя обложка выглядит как расписной деревянный поднос.

Были времена, когда Конашевича называли формалистом и упрекали в том, что он не учитывает особенности восприятия рисунков дошкольниками. Художник не заигрывает с читателем. Люди и животные на иллюстрациях Конашевича изображены реалистично, без всяких условностей. Обращает на себя внимание эмоциональная закрытость персонажей: они держатся строго, немного отстраненно, с достоинством, все заняты своим делом и как будто погружены в себя. И это очень подходит для визуального сопровождения фольклорных текстов.

Книга «Старик-годовик» предназначена не только для чтения и рассматривания, но и для игр с детьми. Среди разных по жанру произведений фольклора в сборнике есть описания народных игр. Например, в игре «Кузовок» дети должны по очереди называть слова, которые заканчиваются на «ок»: «Я положу в кузовок сапожок, сахарок, сучок, лепесток и т.д.» Тот, кто растеряется или замешкается, должен положить в кузовок залог - какую-нибудь личную вещь. По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп, т.е. придумывают задание для владельца вещи. Например, «в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться». Многие дворовые и домашние детские игры почти забыты, поэтому эти редкие для фольклорного сборника тексты представляют особую ценность.

Закрываешь эту книгу с трепетным чувством, что приобщился к настоящим сокровищам народной культуры. Еще раз любуешься красивой обложкой, где синяя «зимняя», розовая «весенняя» и желтая «летняя» птицы вьются над стариком-годовиком. А на задней стороне обложки летит лиловая «осенняя» птица, склонив голову вниз и как будто прощаясь с читателем.

Ксения Зернина

Меня попросили сделать еще один похожий. Дабы не повторяться, назовем его по-другому, пусть будет урок о том как рисовать старика. Но, как вы знаете, для своих уроков я выбираю всегда известных, интересных личностей. И вот, по сему, выбор пал на человека, который широко известен в узких кругах, и заслуживает в первую очередь быть запечатленным во всех учебниках истории. Надеюсь, вы его узнали по фото, а если нет, то читайте ниже, я все подробно расскажу: Джордж Карлин – американский комик, ирландского происхождения, вбивающий в сознания простых смертных хороший юмор, наблюдательность и кучу ненависти к тупой фигне на протяжении половины прошлого столетия. Те, кто слышал его монологи, поймут, почему именно для него подходит звание – Старик. А кроме того он еще и:

  • Один из самых крутых стариков, которых когда-либо знал мир;
  • на сцене;
  • Американский Задорнов;
  • Злобный и добрый чувак в черном;

Цитировать его шутки, я конечно, не буду. Мы здесь не для этого. Но советую всем, посмотреть, или пересмотреть снова его монологи. А пока уши заняты, руки могут заняться творчеством:

Как нарисовать Старика карандашом поэтапно

Шаг первый. Сделаем набросок манекена.
Шаг второй. Прорисуем бороду старику, закрасим зрачки, и добавим руку.
Шаг третий. Изобразим одежду и шевелюру.
Шаг четвертый. Убираем вспомогательные линии. Добавляем штриховки для реалистичности. Лицо у Джорджа серьезное, поэтому стоит уделить много внимания морщинам, чтобы передать эмоции:
И еще попробуйте изобразить других настоящих мужчин.







2024 © kubanteplo.ru.