Известный русский лингвист генриетта григорьевна граник. Понимание текста на уроках русского языка и литературы. Понимание текста на уроках русского языка и литературы


К ЮБИЛЕЮ Г. Г. ГРАНИК

9 ноября 1998 г. доктору психологических наук, профессору, академику РАО Генриэтте Григорьевне Граник исполнилось 70 лет. Из них 35 лет она работает в Психологическом институте РАО, где прошла путь от младшего научного сотрудника до главного научного сотрудника и руководителя группы "Построение школьных учебников ". Теоретические работы Г. Г. Граник легли в основу единого курса по русскому языку и литературе: "Русская филология ". В общей сложности ею опубликовано 168 работ, основные из них посвящены проблеме формирования психологических механизмов грамотной речи и проблеме понимания текста школьниками. Коллектив, руководимый Г. Г. Граник, стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в 1997 г.

Коллеги и редколлегия журнала желают Генриэтте Григорьевне оставаться счастливой обладательницей радости творчества, которая считается особой мудростью, а также верных друзей и единомышленников.

Мы попросили Г. Г. Граник ответить на интересующие нас вопросы. Ниже публикуется текст этой беседы.

Рита Григорьевна, мы хотим задать Вам традиционный вопрос: как Вы пришли в психологическую науку? Ведь по базовому образованию вы преподаватель русского языка и литературы?

Этот вопрос я нередко задавала самой себе. Я мечтала, что стану... Кем только я не мечтала быть! Но... только не учителем. Что есть психология, я в ту пору просто не знала.

Удивительная цепь событий в начале привела меня в школу.

Вскоре после окончания Отечественной войны я попала под грузовую машину. И в тот момент, когда заднее колесо пятитонки начало наезжать на меня, передо мной пронеслась мгновенно, как в ускоренных кадрах фильма, вся моя к тому времени коротенькая семнадцатилетняя жизнь. У врачей не было никакой надежды, что я выживу. А меня в короткие передышки, когда после очередного укола боль чуточку отступала, мучил вопрос: как с такой скоростью могло пронестись столько событий? И почему они пронеслись?

Эти "психологические " вопросы мучили меня многие годы, и я приставала с ними ко всем. Интересно, что, когда, попав в Психологический институт, я задала их профессору Петру Алексеевичу Шевареву, он сказал: "Да, так бывает ". Вот и все, что я узнала об этом феномене. Надеюсь, что когданибудь на эти вопросы ответит в первую очередь психология.

После аварии мне не разрешили учиться, и вскоре райком комсомола послал меня на работу в качестве старшей пионервожатой.

Почти все родители учеников (практически только мамы: отцы или погибли на фронте, или бросили семьи) были связаны с работой на "Трехгорке ". И жизнь полуголодных учеников (шел 1947 г.) проходила в основном в школе.

Я проработала здесь три года. Эти годы были лучшими в моей жизни, и они навсегда связали меня со школой. Высшей наградой, которая греет меня до сих пор, были слова одной школьницы: "Рита, ты подарила нам детство ". Она сказала их, выступая на школьном вечере встречи.

Вспоминаются смешные эпизоды, которые характеризуют немало людей моего поколения. Однажды позвонили из райкома комсомола в школу и попросили меня получить награду за хорошую работу, и мне выдали премию 30 рублей. Это была моя месячная зарплата. Надо бы радоваться: это не лишнее для семьи, где четверо детей, и я самая старшая, семьи, которая даже по тем "карточным " временам выделялась своей бедностью. Но я огорчилась и сказала: "Я думала, мне грамоту дадут, а вы деньги ". Изумление на лицах работников райкома описать не берусь.

Окончив педагогический институт, я стала учителем русского языка и литературы, а затем и районным методистом.

Не менее удивительные события привели меня в Институт общей и педагогической психологии АПН СССР.

Я уже писала в журнале о своей смешной встрече с профессором Дмитрием Николаевичем Богоявленским (см.: Вопр. психол. 1994. № 2. С. 51).

Дмитрий Николаевич и привел меня в институт, в котором я проработала уже более 35 лет.

Видите, каким "причудливым " был мой путь в психологию.

Какими научными проблемами занимались Вы все эти годы?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я должна сказать, что по стечению ряда обстоятельств, я вошла в лабораторию программированного обучения, которую тогда еще только создавал Л. Н. Ланда. И в течение ряда лет в этой лаборатории я занималась психологическими проблемами создания особых школьных проблемнопрограммированных учебников по русскому языку. Надо сказать, что к приходу в институт я уже закончила работу над кандидатской диссертацией по методике преподавания орфографии. Однако меня вызвал к себе А. А. Смирнов и сказал, что в Институте психологии надо быть психологом. Меня прикрепили к П. А. Шевареву, и я должна была как бы "сдавать " каждую из значительных монографий психологов, "сдача " протекала в форме беседы. Часто Петр Алексеевич выбирал для беседы какуюнибудь психологическую проблему. Это были очень интересные встречи, которые многому меня научили. Но тому, кто знал Петра Алексеевича Шеварева, не надо объяснять, какой трудной была эта школа. Только после такого "курса психологии " мне разрешили

сдавать экзамен. А затем я подготовила и защитила уже новую диссертацию по педагогической психологии: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков " (1963) (тогда еще я не могла знать, что мне предстоит защищать докторскую диссертацию дважды).

В эти же годы возникли мои дружеские отношения с Николаем Ивановичем Жинкиным, которому и принадлежала идея использовать учебники различных типов в качестве инструмента психологических исследований.

Необходимость создания нового типа учебника диктовалась потребностью строить обучение на основе новейших лингвистических и психологодидактических знаний и современными условиями массового обучения: усложнение его целей и предметного содержания, разный уровень подготовки учителей, существование разных типов школ, возрастающее количество учащихся, вынужденных по состоянию здоровья пропускать школьные занятия или обучаться дома.

Известно, что на протяжении всего времени существования учебников они практически выполняли две функции: 1) функцию закрепления полученных в классе теоретических знаний и 2) функцию "тренажера ". Это и определяло структуру действующих до настоящего времени учебников: конспективное изложение материала, объясненного учителем на уроке, таблицы, схемы, тренировочные задания, облегчающие закрепление знаний и выработку определенных умений.

Именно это представление о функциональной нагрузке учебника легло в основу нашего учебника, где впервые делается попытка средствами самого учебника помочь учителю формировать и развивать такие психические процессы и свойства человека, как мышление, память, внимание, воображение, наблюдательность, письменную и устную речь, самоконтроль и т. д.

В учебнике также будет решаться задача возбуждения и поддержания познавательного интереса у школьников. Особое внимание будет уделено проблеме работы с книгой: формирование этого умения будет осуществляться с помощью самого учебника.

Новые функции учебника потребовали создания для него особой структуры. Подача в нем материала непосредственно обращена к ученику и представляет сложную комбинацию проблемного и объяснительного иллюстративного методов обучения. В учебник вводятся ответы для самоконтроля за ходом выполнения заданий.

Довольно рано я осознала, что одному человеку и с задачей создания разных типов учебников, и с проведением по ним разноплановых экспериментов невозможно справиться. И тогда я решаюсь на чтение лекций и проведение семинаров в Городском и Областном институтах усовершенствования учителей. В результате этой работы мне удалось создать семинар для учителей при нашем Психологическом институте и Всесоюзном педагогическом обществе. Целью семинара было подготовить учителей, которые бы владели достижениями науки XX в. как в области педагогической психологии, так и в лингвистике. Только такие специалисты могли стать авторами учебников нового типа. И только так подготовленные учителя могли проводить систематическую многоаспектную экспериментальную работу в естественных условиях классного обучения.

Лекции по лингвистике читали такие специалисты, как Ю. Д. Апресян и В. П. Ширяев. Лекции по психологии читала я. Семинар просуществовал более десяти лет. Из него "вышли " мои соавторы и друзья, это прежде всего: С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, С. С. Левитина, Е. Л. Соломонова, Е. Д. Кин.

Большой радостью для всех нас было награждение премией им. К. Д. Ушинского за создание экспериментальных учебников по синтаксису и пунктуации русского языка. В истории Академии педагогических наук СССР это был первый случай, когда премию получали учителя (из 10 авторов 6 были учителями).

Многие годы мои научные интересы связаны с проблемами формирования психологических механизмов речи. Я защитила докторскую диссертацию: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений " (1985). Эти исследования привели меня и моих коллег к проблеме понимания художественного текста.

Хорошо понимая, что внедрение результатов исследования в практику школы связано с разработкой аппарата их реализации, мы вынуждены были много работать над этими комплексными проблемами. Они оказались неимоверно сложными.

Как видите, какими бы психологическими проблемами мне и моим коллегам

друзьям ни приходилось заниматься, они все продиктованы заказами школы.

Моя жизнь, как я говорила, и в науке неразрывна со школой.

Рита Григорьевна, чем Вы занимаетесь сейчас?

Наш коллектив сейчас занят проблемой синтеза русского языка и литературы.

Синтез русского языка и литературы - давняя мечта ученых и передовых учителей. Безнадежно разлученные, эти два школьных предмета не только не питают друг друга, но и не могут решить в полном объеме задачи, стоящие перед каждым из них. Между тем у этих областей знания общий предмет изучения. Это слово. Процессы, лежащие в основе живого функционирования языка (как в устной, так и в письменной речи) и в основе восприятия художественного текста, - едины. Это вся совокупность прогностических процессов: "вероятностное прогнозирование ", "вариативное прогнозирование ", "упреждение ", "установка " и т. д.

Проведенные нами исследования позволили разработать целостную непротиворечивую основу для создания учебников по русской филологии.

Созданные нами на этой основе первые две книги "Русская филология " и книги для учителя "Как учить работать с книгой " и "Дорога к книге " удостоены премии Правительства РФ за 1997 г.

источник неизвестен

9 ноября 2018 года Генриетте Григорьевне Граник исполнилось 90 лет. В день славного юбилея «Гильдия словесников» - ассоциация, объединяющая всех, кто знает цену точному и образному слову, кто творчески работает с ним, - поздравляет замечательного психолога и филолога, проложившего дорогу сотням тысяч словесников к Слову, Грамотности, Книге, с Днем рождения!

Кто такая Генриетта Григорьевна Граник?

Согласно официальной справке, Г.Г. Граник - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации, заведующая группой психологических основ построения школьных учебников Психологического института РАО. Родилась в г. Улан-Удэ в семье служащих. После окончания Великой Отечественной войны в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района г. Москвы. Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. В 1963 году Г.Г. Граник пришла в Институт общей и педагогической психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), в лабораторию программированного обучения, где в течение ряда лет занималась психологическими основами создания проблемно-программированных учебников по русскому языку. В 1965 г. Г.Г. Граник защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков», в 1980 г. - докторскую на тему «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений».

Жизнь юбиляра оказалась навсегда связана со школой, с проблемами создания школьного учебника. Под научным руководством Риты Григорьевны и при ее непосредственном участии создано 45 учебников и 10 учебных книг по русскому языку (самые известные: «Секреты пунктуации» (1987), «Секреты орфографии» (1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (1995), «Знаки препинания» (1998), «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» (2002)); 12 учебных книг по литературе и литературному чтению («Путешествие в Страну Книги». В 4-х книгах» (1998, 2007, 2018), «И… снова о Пушкине» (1999), «Драматурги, драматургия, театр» (2001), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы» (1999, 2001), «Русская литература: от былин до Крылова» (2007), «Я - другой. М.Ю. Лермонтов» (2011), «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Читаем, размышляем» (2016), «А.С. Пушкин, его друзья и современники» (2018).

Г.Г. Граник удалось сделать так, чтобы обучение русскому языку стало не только результативным, но и «понимающим», сверхинтересным. Ее учебники дети читают как «Графа Монте-Кристо» (в этом и состоял первоначальный замысел). С единственным отличием - «Графа…» современные дети не читают, а учебники русского языка Г.Г. Граник читают, изучают, называют любимыми школьными учебниками.

В личности Риты Григорьевны счастливо соединились ученый-теоретик, основоположник научной школы психологических проблем школьного учебника, и ученый-практик. Ею разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в многочисленных коллективных монографиях, в том числе в последней «Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня» (М.-СПб.: Нестор-История, 2018), но и созданы сами учебники (главный итог 55-летней деятельности юбиляра - УМК «Русский язык. 1-9 классы. Под общ. ред. Г.Г. Граник»).

Понимая, что учить по-новому нужно не только учащихся, но и учителей, Рита Григорьевна с самого начала стала писать книги и для педагогов-практиков. Она - автор и научный редактор серии книг, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, с учебной и художественной книгой («Учитель, учебник и школьники» (1977), «Как учить школьника работать с учебником» (1987), «Когда книга учит» (1988, 1991), «Как учить работать с книгой» (1995, 2007), «Дорога к книге» (1996) и др.).

В общей сложности Г.Г. Граник опубликовано свыше 300 работ, среди них тридцать (не считая учебников) умных и очень нужных школе книг, многочисленные публикации по педагогической психологии, психодидактике школьного учебника, психологическим проблемам обучения русскому языку и литературе, вопросам чтения и понимания текста…

Мы желаем Рите Григорьевне здоровья, сил, благополучия, дальнейших творческих успехов и взлетов!

Поздравления от Ирины Николаевны Евлампиевой

Генриетта Григорьевна Граник. Мы никогда не встречались. Мы встречаемся постоянно, начиная с 1979 года, с первой педагогической практики, когда я с ужасом поняла перед уроком, что на третьем курсе филфака я не понимаю, о чем говорить с детьми на уроке, как работать, чтобы они поняли очевидное для меня. Мне, как и многим тогда, помогла книжка «Секреты орфографии». В книжке открывались секреты не только истории слова, его строения, но и секреты психологии, методики. Совершилось открытие того, что кажущееся мне, по студенческой самоуверенности, очевидным, совсем не очевидно. Именно с тех пор я стала постепенно понимать, что секрет успешного урока в совместном поиске.

Я давно работаю в школе. Когда появилась возможность выбора учебника, я сразу в это поиск включилась. Каждый из авторов школьных учебников проявляется в них по-разному: кто-то любит русский язык как науку о языке и увлеченно рассказывает об той науке, кто-то заботится о бедном ребенке и «не загружая» его лишней теорией, обращается к практической грамотности, кто-то уважает личность ребенка и дает возможность выбора образовательной траектории. В учебниках Генриетты Григорьевны Граник есть не только всё выше перечисленное в системе, но дана возможность познания себя, изучение возможностей мозга, памяти.

Очень хочется поздравить Генриетту Григорьевну с днем рождения и пожелать ей здоровья и творческого поиска, а всем нам возвращения её прекрасного учебника из электронного подполья на школьные парты.

Граник Генриетта Григорьевна, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Главный научный сотрудник, руководитель группы «Психологические основы построения школьных учебников» лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО.

В Психологическом институте РАО Генриетта Григорьевна Граник работает с 1962 г., пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией психологических основ построения школьных учебников. До этого ее деятельность была связана со школой: старшая пионервожатая в школе №81 г. Москвы, учитель русского языка и литературы школы №4.

Генриетта Григорьевна Граник – известный российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи.

Более полувека Г.Г. Граник занимается изучением психологических механизмов формирования грамотной речи учащихся, разработкой теории создания школьного учебника нового типа по русскому языку, проблемой понимания учебного и художественного текстов. Ее выдающимся теоретическим достижением является создание научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения, а не только его интеллектуальную составляющую, что позволило создать принципиально новое направление в педагогической психологии – «Школьный учебник». Не менее выдающимися являются и прикладные результаты научного поиска Генриетты Григорьевны – ею вместе с коллективом единомышленников созданы авторские учебники по русскому языку с 1-го по 9-й классы! А это более 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе И все они получили гриф Министерства образования и науки РФ, входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и успешно используются в этих учреждениях.

Г.Г. Граник опубликовано более 250 научных работ. Под научным руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальные учебники «Синтаксис и пунктуация русского языка» (три учебника) и учебные книги: «Секреты пунктуации» (М., 1987), «Секреты орфографии» (М., 1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (М., 1995); книги для учителя и учащихся по проблемам понимания текста («Когда книга учит» (М., 1988), «Как учить работать с книгой» (1995, три издания), «Дорога к книге» (М., 1996), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8–11 классы» (М., 1999, 2001). Г.Г. Граник разработаны теоретические основы нового психолого-педагогического направления в учебниковедении – «Школьное литературоведение на психологической основе» (книги для учащихся «И снова о Пушкине» (М., 1999), «Драматурги, драматургия, театр» (М., 2001), «Русская литература: От былин до Крылова» (М., 2007), «Я – другой. М.Ю. Лермонтов» (М., 2011) (в соавт.).

Г.Г. Граник дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2008), лауреат премии им. К.Д. Ушинского, удостоена медали К.Д. Ушинского, почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Текст подготовлен Ученым секретарем ПИ РАО Г.В. Шуковой.

ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ...

Краткая биография

ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИРАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл. н. с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис.: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 - докт. дис.: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". С 1980 г. возглавляет группу: "Проблемы построения школьных учебников". Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов ("И снова…о Пушкине" (совм. с Л.А. Концевой), 1999; "Литература (Учимся понимать художественный текст)" (в соавт.), 1999, 2001; "Драматурги, драматургия, театр" (совм. с Л.А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. ("Синтаксис и пунктуация русского языка", 1970; "Секреты пунктуации" / совм. с С.М. Бондаренко, 1987, 1988; "Русский язык. Синтаксис и пунктуация" / совм. с С.М. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины - "школьный учебник", которая является практико-ориентированной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала ("О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе" (1970, 1971, 1972), "Учитель, учебник и школьники" / в соавт., 1977; "Психологические проблемы построения школьных учебников" / в соавт., 1979; "Как учить школьника работать с учебником" (в соавт.), 1987; "Когда книга учит" (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Генриетты Григорьевны Граник в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Генриетты Григорьевны Граник в жанрах филология.

Граник Генриетта Григорьевна (родилась 9 ноября 1928 г.) - известный российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Доктор психологических наук (1981), профессор (1996), действительный член (академик) Российской академии образования (1995), главный научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2008). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999).

Закончив факультет русского языка и литературы Московского государственного заочного пединститута (1959), Г.Г. Граник преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в Психологическом институте РАО, пройдя путь от младшего до главного научного сотрудника. С 1980 г. возглавляет в ПИ РАО группу психологических основ построения школьных учебников.

В 1965 г. Г.Г. Граник защитила кандидатскую диссертацию "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 г. - докторскую диссертацию "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений".

Основные направления многолетних теоретико-экспериментальных исследований Г.Г. Граник связаны с изучением психологических механизмов формирования грамотной речи учащихся, разработкой теории создания школьного учебника нового типа по русской филологии, проблемой психологических приемов понимания учебных и художественных текстов.

Труды Г.Г. Граник совместно с сотрудниками позволили создать принципиально новое направление в педагогической психологии - «Школьный учебник». При этом были разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в коллективных монографиях «Психологические проблемы построения школьных учебников» (1979) и «Психолога-дидактические основы создания учебников по русской филологии» (2007)), но и учебно-методический комплект учебников для первой и второй ступеней образования. Под научным руководством Г.Г. Граник был создан УМК «Русский язык. 1-9 классы». В него вошли 24 учебника по русскому языку, две программы, девять методических пособий. Также были изданы четыре «Спутника учебника», шесть учебных книг по литературе.

Кроме того, авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальный учебник «Синтаксис и пунктуация русского языка» (1970) и учебные книги «Секреты пунктуации» (1987), «Секреты орфографии» (1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (1995). Также Г.Г. Граник является автором и научным редактором серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолога-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала («О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе» (1970, 1971, 1972), «Учитель, учебник и школьники» / в соавт. (1977); «Как учить школьника работать с учебником»/ в соавт., (1987); «Когда книга учит»/ в соавт. (1988, 1991, 1995); «Как учить работать с книгой» / в соавт. (1995, три издания); «Дорога к книге» / в соавт. (1996); «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы»/ в соавт. (1999, 2001)). Всего под руководством Г.Г. Граник написано свыше 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе.

Г.Г. Граник разработаны теоретические основы нового психолога-педагогического направления в учебниковедении - «Школьное литературоведение на психологической основе» (учебные книги «И снова о Пушкине» / в соавт. (1999), «Драматурги, драматургия, театр» / в соавт. (2001), «Русская литература: От былин до Крылова» / в соавт. (2007),

В процессе создания учебников и учебных книг под руководством Г.Г. Граник проводятся комплексные исследования по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; создание условий для возбуждения и поддержания познавательного интереса, повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе; поиск средств снижения ситуативной тревожности; и др.

Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г.Г. Граник созданы экспериментальные учебники и по другим дисциплинам (английскому языку, математике и др.).







2024 © kubanteplo.ru.