Как повлиять на ребенка, чтобы «молчун» разговорился? Ребенок "молчун" и ребенок "говорун" консультация (младшая группа) на тему Дети молчуны


Ваш ребенок растет и с каждым днем радует вас все новыми достижениями. Однако не все так замечательно – ребенок не хочет разговаривать. Ему уже исполнилось 2 года, а он только мычит и говорит «на своем языке». Многие родители в данной ситуации начинают бить тревогу и считают, что это симптом какого-либо заболевания.

Специалистами выявлено, что пополнение детского словаря происходит наподобие «взрыва» - буквально недавно ребенок не произносил ни единого слова и вдруг превратился в жуткого болтуна, которого невозможно остановить. По мнению ученых это происходит потому, что дети в возрасте 1,5 года только познают мир, делая для себя, каждый день новое открытие: каждый предмет характеризуется определенным названием, которое обязательно скажет мама или папа. Но есть и вполне нормальные дети, которые не стремятся быстро заговорить. В большинстве случаев это обусловлено характером и особенностями ребенка, а не его физическим или психологическим здоровьем. Дружелюбный и активный ребенок заговорит раньше, а вот спокойный и наблюдательный малыш может довольно длительный период времени молчать, вызывая тем самым тревогу у родителей.

Немаловажным фактором в развитии речи ребенка является и отношение окружающих. Если родители редко разговаривают с малышом, то и он, не ощущая с их стороны стремления пообщаться с ним, замыкается. Или же наоборот – родители постоянно говорят с ребенком, но не требуют от него ответной реакции, тем самым ограждая его от проявления инициативы. Существует мнение, что поздно произносят слова те дети, которые находятся в постоянном окружении взрослых, пытающихся все сделать за ребенка. Такие дети и на самом деле пополняют словарный запас не так быстро, как остальные, более самостоятельные малыши.

В период с 7 -8 месяцев жизни дети уже способны понимать смысл слов. Они запомнили уже названия часто используемых предметов и могут даже найти их взглядом. Родители должны больше времени уделять малышу, играя с ним в такие игры, где ему необходимо найти тот или иной предмет .

До определенного возраста количество слов, которые ребенок запомнил, существенно превосходит количество произносимых. Родители жалуются: «Все понимает, а вот говорить не хочет». Такой период формирования пассивной речи у некоторых детей может весьма затянуться.

Если малыш долго молчит, родители начинают думать, что у ребенка нарушено умственное развитие. В самом деле, умственно отсталые малыши произносят первые слова довольно поздно. Однако большая часть из них говорят слова в том же возрасте, что и вполне здоровые дети. Конечно, если ребенок отстает в физическом развитии , то и развитие речи может быть немного заторможено.

Учеными установлено, что многие дети , которые не произносят слова до трех лет, обладают нормальным развитием и даже способны проявить необычайную смышленость. Нередкие случаи, когда ребенок, молчавший до 2,5 лет, достигая трехлетнего возраста, догоняет и перегоняет в развитии речи тех малышей, которые уже в 10 месяцев сказали свои первые слова. По этой причине не следует паниковать, если до двух лет ваш малыш говорит всего несколько слов.

Помните, что если ребенок понимает все то, что вы говорите, внимательно слушает вас и различает названия многих предметов, его развитие речи протекает нормально и в скором времени он обязательно заговорит .

Но, не смотря на все это, специалисты бьют тревогу, на сегодняшний день речевое развитие у детей наблюдается довольно поздно. Обуславливается это наследственностью, стрессовым состоянием матери в период беременности, не соблюдением здорового образа жизни, различными нарушениями в момент родов, а также экологическими условиями. Все эти факторы оказывают влияние на головной мозг, а затем и на общее развитие малыша. По этой причине очень важно вовремя привести малыша, который не желает или не может по каким-либо причинам говорить, на прием к невропатологу и логопеду. Если будут выявлены явные отклонения, специалисты подберут индивидуальный метод коррекции, который поможет «молчуну » превратиться в болтуна.

Такие дети встречаются довольно часто. Их поведение называют выборочным мутизмом. По-латыни это «немой». Такой ребенок разговаривает не со всеми. Другие же, пусть хоть на голову станут, не дождутся от него ни слова. Сразу же отметим, что с такими детьми как можно раньше нужно обратиться в кабинет невропатолога и психолога. Но врачи не помогут, если в этой проблеме родители не будут действовать совместно со специалистами.

Как научить ребенка разговаривать? Для начала нужно понять для себя, что дети-молчуны не всегда слишком застенчивы. Ведь застенчивость — проявление слабости характера, а молчуны — дети с очень сильным характером, железной волей и даже упрямством. Вы, конечно, согласитесь, что молчать как немой и отказываться от вербального общения (даже если обещают заветные подарки) может ребенок с изрядной выдержкой. При этом он видит, слышит, понимает. Он очень внимателен. А внимательный для того, чтобы выработать удобную для себя тактику и стратегию и в дальнейшем безошибочно воздействовать на других, навязывая свою волю. На языке психологии эта модель поведения называется «скрытое стремление к лидерству». Действительно, ощущение своей исключительности, а вовсе не застенчивость является причиной отказа от общения. Первопричины могут быть разными. К ним относятся собственно дефекты речи: ребенок с высоким интеллектом уже может сопоставлять свое затрудненное вещание с нормальным у сверстников и взрослых.

Как правило, молчуну хочется возглавлять, верховодить, но это не всегда получается. Следовательно, надо привлечь к себе внимание любой ценой, пусть даже молчанием. Часто му-тизм, незаметный в своем первоначальном проявлении, закрепляется в неблагополучных семьях. Матери-одиночке приятно, что своему ребенку-молчуну она особенно нужна, необходима, незаменима как его «переводчица», заместитель.

Педагог Т. Шишова и детский психиатр И. Медведева придумали целый ряд психологических этюдов, которые способствуют преодолению молчаливости ребенка. У них эта черта является не у ребенка, а у другого персонажа. Прочитайте вместе с малышом этот рассказ и попросите его придумать развитие и завершение сюжета.

Собака потерялась

Однажды на прогулке от хозяина отстала собака и потерялась. Собаке хотелось есть и было страшно потому что на улице уже было темно. Прохожий ее заметил и спросил:

— Песик, ты чей?

Собака ничего не ответила.

— Если молчишь, значит, ничей, — проронил прохожий и ушел.

А собака осталась дрожать от холода и страха на пустынной улице. Появилась девочка. Она сказала:

— Щеночек, бедненький, я тебя отведу к хозяину, домой, а то ты совсем замерз.

Песик очень хотел рассказать девочке, по какому адресу он проживает и кто его хозяин, но он все-таки промолчал. И девочка пошла, так и не дождалась ответа. Между тем наступила ночь, пошел дождь (или снег), собака заскулила от страха …

Постепенно молчун «созреет» до обычного словесного общения с людьми. Но если не корректировать молчуна-дошкольника, его личность может быть серьезно и необратимо деформирована. Поэтому важно сохранять спокойствие, выдержку и добиваться того, чтобы ваша воля превосходила волю ребенка. Ведь, как уже отмечалось, интеллект у детей с выборочным мутизмом, как правило, высокий, они быстро и правильно оценивают соотношение сил.

Как научить ребенка разговаривать?

Немедленно вводить таких детей в коллектив сверстников.

Поощрять, подталкивать к разговорам и всячески хвалить за первые слова и фразы.

Такой ребенок, поддавшись на просьбы и что-нибудь ответил, должен почувствовать, что победил не взрослый, а он, малыш.

Не заискивать перед мутистом и не быть слишком строгим. В этом случае важна золотая середина.

Постоянно создавать специальные ситуации, которые заставляют молчуна говорить: приводить ребенка в детские магазины, в отдел игрушек, к лотку с мороженым, конфетами, киндер-сюрпризами. Захочет — публично обратится к матери, и это уже будет пусть небольшая, но ваша победа.

Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в порядке?

Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?

Прежде всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа. Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях имеется свой график речевого развития ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников и ничем от них не отличимы по своему развитию.

Если у Вас такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он начнет эти слова произносить.

Если известных случаев позднего речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога, чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие ребенка задерживается. Так же следует проверить слух малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к развитию нет, значит, Вы просто торопите события.

До трех-трех с половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.

В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь. Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно разговаривающих сверстников.

Кроме стимуляции ситуаций, провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны, такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.

Отдельно следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения, пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих сверстников.

Самый тяжелый случай, это задержка речевого развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции, формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и обычные дети.

Помните: Ваш ребенок не становится хуже других детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями, но он догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.

Наличие полноценного общения посредством речевого аппарата у детей наблюдается к трем годам. Проблема, возникающая казалось бы вдруг, представляет собой потерю коммуникативных способностей. Такое случается обычно у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Наблюдения показывают, что причиной становится стресс или психическая травма в различных ее проявлениях: сильный конфликт (дома, в детсаду, школе), затаенная обида, состояние внутреннего страха после пережитой ситуации, шок.

Патология мутизма

Пусковой фактор, травмирующий психику ребенка, становится причиной развития мутизма. В основе этого заболевания лежит невроз. Понятие «мутизм» переводится – «немота» и диагностируется как временный обратимый процесс отсутствия речи.

Изначально в поведении ребенка проявляется истеричность, всплеск эмоций, только потом наступает ступор молчания.

Чаще всего дети становятся открытыми для конфликтных ситуаций, когда попадают в более агрессивную среду. Мутиз затормаживает и коммуникативные способности ребенка, и социальную адаптацию, и психическое состояние.

Иногда проблема проходит через несколько недель или месяцев, а иногда может длиться очень долго. Поведение, похожее на упрямство, выражается чаще всего у ребенка в невозможности общаться с людьми вне дома. Ребенок способен понимать речь другого человека, анализировать ее, но не способен преодолеть психологический барьер , чтобы участвовать в общении.

Отказ от общения с посторонними людьми

В любом детском коллективе можно встретить странного, замкнутого ребенка . Он не играет с детьми, не идет на контакт со взрослыми. Однажды, столкнувшись с давлением, ребенок больше не хочет вступать в отношения.

Ситуация общения, с некоторых пор, стала для него травмирующей. По приходу домой речь ребенка восстанавливается, он привязан к домашним , с живостью обсуждает события прошедшего дня, в которых он был наблюдателем. Так, довольно долго ребенок может молчать в детсаду и школе. Для него не играет роли, сколько времени он уже находится в коллективе.

Реакция взрослых

Многие взрослые ошибочно воспринимают серьезную проблему, как робость и застенчивость . В их понятии маленький ребенок еще не умеет общаться и потому стесняется. Родителям кажется, что с возрастом это пройдет, воспитателям и учителям особо нет дела до чужого ребенка, а врачи зачастую недостаточно квалифицированы, чтобы установить диагноз.

Родители начинают играть роль посредника между своим ребенком и другим человеком (взрослым или ребенком). Вместо того чтобы помочь ему преодолеть внутренний барьер , ограждают в общении, думая, что их намерения — благие.

Второй ошибкой родителей, как правило, становится агрессия с их стороны . Воспитатели и учителя могут жаловаться на то, что от ребенка невозможно ничего добиться. Ведь такой ребенок не в состоянии отвечать у доски, участвовать в активном опросе класса, дать ответ на простые вопросы учителя.

А если ребенок замыкается и дома, то это становится двойной проблемой. Все устали от его молчания и не знают, как себя вести. Не помогают ни уговоры, ни лесть, ни подарки, ни наказания, которые только ожесточают его.

Протест связан ни с его характером, а с невротическим состоянием.

Как отличить мутизм от застенчивости?

Мутизм представляет собой тревожное состояние, проявляющееся в определенных условиях. Ребенок, подверженный заболеванию, хорошо развит благодаря умению наблюдать, имеет активную речь в комфортных условиях, прекрасно понимает и может оценить окружающие его обстоятельства. Мутизм не имеет ничего общего с застенчивостью и робостью . Застенчивость – проявление слабости характера, а мутизм – проявление его силы.

Диагностировать мутизм можно при отказе ребенка от речи по истечении месяца . Когда ребенок избегает контакта с определенными людьми дома, в детсаду и школе, то можно понять, что он переживает внутренний ступор.

Болезнь побуждает ребенка выражаться жестами , чтобы хоть как-то высказывать свои желания. Обычно на вопросы или просьбы он отвечает репликами младенца, используя сочетания звуков: «ага», «угу», «м-м-м…», «не…а», «ну…» и т. д.

Даже сильное желание говорить, просить, отвечать, сделать реплику не могут заставить ребенка вступить в общение. Внутренний барьер не дает ему возможности сделать это, как бы он ни хотел. Напротив, застенчивость и робость можно преодолеть при сильном желании и вступить в общение.

Ребенок-молчун должен быть обследован специалистами : психоневрологом, психиатром, психологом. Только они могут правильно диагностировать болезнь, назначить лечение и скорректировать поведение взрослых по отношению к такому ребенку. Ведь проявление мутизма считается сложной формой невроза, а потому родителям без сторонней помощи в этом не разобраться.

Если ребенка вовремя не показать специалистам, то со временем его психика может претерпеть деформацию, что наложить отпечаток на умение и способность ребенка общаться в обществе в будущем. Из детей с не вылеченным мутизмом вырастают взрослые, из которых невозможно вытянуть и слова. Такие люди не коммуникабельны, не имеют друзей , не умеют выражать свои чувства и мысли, замкнуты, им тяжело даются любые отношения.

Некоммуникабельные люди не могут заниматься в жизни определенным родом занятий , даже если имеют к этому способности, им бывает тяжело получить профессию и найти хорошо оплачиваемую работу. Детский мутизм в зрелом возрасте также проявляется в социофобиях, навязчивых состояниях, постоянных неврозах, психических расстройствах, хронической депрессии.

Профилактика мутизма

Родителям необходимо следить за общей психогенной обстановкой в семье . Чаще всего дети с временной немотой встречаются в семьях с отрицательным микроклиматом, где часты ссоры между родителями, присутствуют вредные привычки, низкий социальный уровень и др. Все это еще больше подавляет восприимчивую личность ребенка.

Не следует быть слишком требовательным к ребенку . Такого ребенка ни в коем случае нельзя наказывать из-за длительного молчания, насмехаться над ним, говорить с ним грубо и громко, выражая свои требования. Следует помнить, что он уже ранен внутри.

Деликатное, осторожное, терпеливое отношение родителей, воспитателей, врачей должно помочь ему начать элементарное общение с различными группами и возрастными категориями людей. Таким детям также рекомендуется менять обстановку .

Хорошим помощников в общении с детьми, подверженными мутизму является тактильный контакт: объятия, поцелуи, прогулки за ручку с родителями, совместные игры и др. Рекомендуется общаться с такими детьми, глядя им в глаза. Ребенок должен при общении с взрослыми получать максимум проявления любви и внимания . Доброжелательное отношение к ребенку в любых ситуациях помогут ему избавиться от тревожности и видеть в каждом человеке друга.

Не делиться с ребенком переживаниями взрослой жизни , которые не в состоянии понять его детский разум. Решать проблемы и вопросы, которые ставить перед людьми полноценная жизнь взрослого человека может только психологически сформировавшаяся личность. Ребенок еще только на стадии этого формирования. Сталкиваясь с неразрешимыми для него вопросами, он еще больше может впасть в состояние внутреннего стресса.

Создать ребенку условия для самостоятельности , помогать оказываться перед выбором. В общественных местах, магазине, транспорте, на улице лучше всего дать ребенку возможность самому что-то купить, задать вопрос водителю или продавцу, сделав вид, что сами вы это не можете.

Если ребенок отказывается проявлять самостоятельность, лучше не делать то, что должен он сделать. Задача близкого человека — помочь ему перестроить отношения с другими людьми.

Немаловажную роль играет соблюдение режима дня . Как известно маленькие дети быстро утомляются, что приводит к повышенному перевозбуждению. Нервная система ребенка уже перенапряжена, поэтому лучше избавить его от излишних нагрузок и занятий, а дать возможность отдыхать и делать то, что ему больше по душе.

Прекрасной профилактикой мутизма считается активный семейный отдых , где в кругу близких и друзей появляется больше возможности побуждать ребенка к самостоятельному выбору. Физические нагрузки хорошо снимают стресс, приносят физическое и психологическое расслабление.

НЕВЕЛИКИЕ МОЛЧУНЫ Овладение речью – один из самых главных этапов взросления. Но бывает так, что время идет, а карапуз упорно продолжает хранить молчание. Бабушка с завистью смотрит на лепечущих младенцев, мама маниакально повторяет «скажи папа», а тут еще и невролог безапелляционно заявляет, что «в этом возрасте нормальный младенец должен произносить минимум 15 слов». ОТСТАВИТЬ ПАНИКУ! Cначала мы ждем не дождемся, когда ребенок заговорит, а потом хотим, чтобы он хоть минутку помолчал», – шутят мамы на форумах. Разумеется, все родители мечтают как можно быстрее услышать от малыша первые «мама» и «папа». Радость, которую испытывают в такие моменты взрослые, вполне понятна, ведь именно освоение родного языка в полной мере приобщает карапуза к миру людей и накопленным ими культуре и опыту. Кроме того, с умеющим говорить ребенком можно общаться, обсуждать важные вопросы, да и вообще болтать обо всем на свете – что может быть увлекательнее? Но иногда дети почему-то не торопятся вступать в диалог с окружающими, и это их нежелание необходимо как минимум уважать: причины для молчания обычно оказываются достаточно вескими. Все понимает, сказать не может. Начнем с того, что все «возрастные нормы» из серии «10 слов к году, 20 – к полутора» – относительны: далеко не каждый нормально развивающийся малыш сумеет справиться с поставленными нашими неврологами и логопедами задачами. Тем не менее первые три года жизни ребенка действительно являются идеальным (сензитивным) периодом для развития речи. Но вот будет ли этот процесс гладким или, наоборот, скачкообразным, зависит исключительно от конкретного малыша! Довольно часто бывает так, что накануне трехлетия молчавший до этого ребенок вдруг – к удивлению родителей – начинает вещать развернутыми предложениями. Как будто «прорвало»! Но на самом деле это вовсе не неожиданность. Если малыш все понимает, участвует доступными ему способами – звуками, мимикой и жестами – в разговорах взрослых и спокойно выполняет ваши просьбы, волноваться не о чем. Сейчас ребенок просто копит словарный запас: ближе к намеченному сроку он еще удивит вас своей болтливостью! КСТАТИ. Желание общаться с ровесниками здорово ускоряет речевое развитие ребенка: нередки случаи, когда пошедший в детский сад молчун через неделю начинал бойко разговаривать. 🐣 ОТ ПОНИМАНИЯ - К РЕЧИ Перед тем как начать говорить свои первые «дай» или «мое», дети проходят важнейший этап пассивного овладения словом, т.е. учатся понимать, что именно говорят им взрослые. Уже к году здоровый малыш должен без проблем уметь показывать игрушки или привычные для него предметы по просьбе взрослого, а также искренне стремиться к эмоциональному контакту и посильному диалогу с окружающими людьми. Если годовалый карапуз не реагирует на обращенные к нему слова и не понимает просьбы «принеси мишутку» или «покажи, где твоя кроватка», значит, пора серьезно заниматься этим вопросом. Не стоит откладывать визит к логопеду, неврологу или психологу до того момента, когда малышу исполнится 3 года. Для того чтобы ребенок научился воспринимать обращенную к нему речь, с ним нужно очень много разговаривать с первых же дней жизни. Обращайтесь к малышу по имени, комментируйте собственные действия и как можно больше читайте вслух. Чем насыщеннее будет вербальная среда вокруг ребенка, тем активнее он станет интересоваться родным языком. Если, несмотря на все ваши усилия, наследник упрямо уходит от «словесного» общения, вспомните, как прошел первый год его жизни. В норме малыш сначала должен сесть, потом поползти и только после этого встать на ножки. Нарушения этой последовательности говорят о некоторых сбоях в развитии. Но даже и в этом случае пугаться не стоит: мозг ребенка чрезвычайно пластичен, с помощью нейропсихолога малыш сумеет очень быстро наверстать упущенное! 🐣 НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1-2 мес. Интонирование криков: в них можно различить удовольствие и неудовольствие. 1,5-3 мес. Гуканье, гуление: ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги. 4-5 мес. Лепет: малыш повторяет за вами и сам произносит слова, состоящие из одного и того же слога. 8 мес.-1 год 2 мес. Лепетные слова: речь состоит из коротких слов и звукоподражаний. 1 год 6 мес.-2 года 2 мес. Двусловные предложения. 1 год 9 мес.-2 года 6 мес. Активный рост словарного запаса, ребенок интересуется, как называются окружающие его предметы. 2 года 4 мес.-3 года 6 мес. Появляются грамматически правильные формы слов, ребенок начинает употреблять слова с верными родовыми и падежными окончаниями. 2 года 6 мес.-3 года 5 мес. Слово-творчество: малыш создает собственные слова, придерживаясь при этом правил родного языка. 2 года 6 мес.-3 года 6 мес. Во время игр и занятий ребенок комментирует собственные действия. 🐣 ФАСОЛЬ, ПУГОВИЦЫ И КОЛОБОК Несомненно, родители могут значительно ускорить процесс овладения речью и приблизить тот день, когда кроха наконец-то станет полноправным собеседником. Вот несколько способов разговорить молчуна. 1. Не спешить понимать. Большинство родителей готовы и умеют угадывать желания своего чада по отдельным звукам или жестам. Такая чуткость, конечно, очень похвальна, но в этом случае она оказывает карапузу дурную службу. Попросите ребенка несколько раз повторить, что именно он хочет. Таким образом вы стимулируете его речевое развитие: ведь если бы малыш умел говорить, вы бы поняли его безо всяких проблем. ВАЖНО! Не стоит отказывать в понимании полностью. Если вы видите, что ребенок расстроен или волнуется, будет достаточно всего пары повторов. 2. Говорить с выражением. Используйте два типа речи: интонируемую и обычную. Первая уместна во время игр: «Где же наш мячик? Куда он укатился? Воот он». А вот обычные – бытовые – комментарии нужно произносить совершенно обыденным тоном. Таким образом, малыш научится различать не только слова, но и интонации, что тоже отлично стимулирует речевые центры. 3. Ловкость рук. Еще наши бабушки и мамы знали, что, речевое развитие малыша напрямую зависит от… ловкости его пальцев. Игры с мелкими предметами стимулируют способность различать и правильно произносить звуки, иными словами, благотворно влияют на артикуляционный аппарат ребенка. Пусть малыш пересыпает крупы из стакана в стакан, перекладывает горошины из миски в миску, нанизывает сушки на шнурок, строит пирамиду из спичечных коробков, открывает и закрывает пластиковые бутылки и, например, учится застегивать пуговицы на ненужной бабушкиной кофте. В общем, чем плотнее вы задействуете пальчики ребенка, тем скорее и четче он заговорит. 4. Мяу-Гав. Детям, уже умеющим произносить отдельные слоги, будет очень полезна игра под условным названием «угадай животное». Взрослый берет несколько игрушечных зверей (собаку, кошку, корову) и вместе с ними прячется за импровизированную ширму. Задача малыша – по звукам догадаться, кто именно спрятался «за занавесом». Например, взрослый спрашивает: «Кто это у нас тут сидит? Подай голосок!» И сам же отвечает: «Гав-гав! Так это же собачка!» После нескольких повторов малыш наверняка захочет включиться в игру и с удовольствием начнет лаять, рычать или мяукать. 5. Лучший ученик. Родитель, выступающий в роли учителя, «просит» сидящих в кругу кукол произносить названия предметов и сам же отвечает разными голосами. Через некоторое время «ученики» сбиваются, и педагог обращается за помощью к ребенку. Задача малыша – исправить чужие ошибки. 6. Чтение вслух. Мама или папа выразительно читают стишок, но «забывают» произнести последнее слово и вопросительно смотрят на малыша, предлагая ему самому закончить строчку. ВАЖНО! Совместные развивающие занятия должны приносить ребенку радость и ни в коем случае не превращаться в проверку способностей. Увидев разочарование на лице мамы, карапуз поймет, что «что-то делает не так» и замкнется еще сильнее.







2024 © kubanteplo.ru.