Какие требования предъявляются к цилиндрическим поверхностям. Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей. Какую поверхность используют в качестве установочной базы при изготовлении сложных дисков


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное внедрение прогрессивных технологий создает благоприятные условия для укрепления могущества государства, развития общества и каждого отдельного человека. Чем выше уровень технологий, тем выше уровень и качество жизни людей, развития науки, образования, здравоохранения, досуга. В международном плане доминирующее влияние на мировую экономику и политику оказывают страны с высоким технологическим потенциалом.

Подрастающему поколению необходимо овладевать знаниями сущности технологических преобразований окружающей действительности. Молодые люди, вступающие в трудовую и общественную жизнь должны иметь четкое представление о реально сложившихся методах преобразовательной деятельности, ее эволюции и тенденциях развития, результатах и последствиях влияния на личность, общество и природу. Необходимым условием осознания проблем и процессов технологического развития общества, является наличие знаний и умений по выполнению различных преобразовательных процедур по прогнозированию и проектированию собственной деятельности в непрерывно меняющейся и усложняющейся технологической среде.

Практическое усвоение технологических закономерностей созидательной деятельности, овладение методами, средствами и культурой труда, профессиональное самоопределение может осуществляться только при наличии в структуре общего образования предмета «Трудовое обучение». Он обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, отражающих распространенные методы, средства, процессы, результаты и последствия познания, применения, получения или преобразования объектов природной, искусственной и социальной среды, что дает если не одно, то другое направление общего образования.

Культуросообразное технологическое образование вносит весомый вклад во всестороннее развитие личности, формирование ее гуманистически ориентированного рационального преобразующего мышления, обеспечение эффективности всей познавательной деятельности. В основном в процессе занятий по трудовому обучению школьники могут практически познакомиться с миром профессий, выбрать сферу труда или конкретную специальность, обоснованно построить жизненные и профессиональные планы. Тем самым сокращаются потери государства от нерационального профессионального самоопределения.

Большую роль в подготовке будущих специалистов трудового обучения играет курсовое проектирование. Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

Научить анализировать учебно-планирующую документацию,

Научиться выбирать методы и формы проведения урока в соответствии с материальным оснащением мастерских,

Разрабатывать и выбирать наглядные пособия,

Планировать урок

Развивать и воспитывать положительные качества личности.

1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематический план по трудовому обучению. Раздел «Технология обработки древесины»

Кол-во часов

Инструменты

Примечание

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.

плакаты, измерительные инструменты

Пороки древесины

образцы древесины с различными пороками

Производство и применение пиломатериалов

плакаты, образцы пиломатериалов

Охрана природы в лесной деревообрабатывающей промышленности

Чертеж детали. Сборочный чертеж

образцы деталей и изделий из дерева, образец сборочного чертежа

Основы конструирования и моделирования изделия из дерева

образцы изделий из древесины

Соединение брусков

столярные инструменты, бруски древесины, мерительный инструмент

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

столярный инструмент, мерительный инструмент, заготовки из древесины

Составные части машин

станки, макеты механизмов передачи

Устройство токарного станка для точения древесины

токарные станки по дереву, заготовки и готовые изделия из древесины

Технология точения древесины на токарном станке

токарный станок по дереву, разметочный инструмент, стамески, заготовки древесины

Художественная обработка изделий из древесины

образцы изделий художественной отделки древесины, заготовки, набор стамесок для резьбы по дереву

Окрашивание изделий из древесины.

олифа, шпатлевка, краска, кисти, шпатель

Итого часов: 22 Разработал учитель т/о

Дата 20.02.2008 Климович О.И.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ТЕМЫ

По программе отводится на тему «Точение деталей цилиндрической формы» 2 часа. Эту тему изучают в 7 классе. Изучая данную тему, школьники знакомятся с сущностью обработки гладких наружных цилиндрических поверхностей на токарно-винторезном станке, а также приобретают умения и навыки необходимые для работы на нем.

В школьных мастерских находятся простые по конструкции и эксплуатации токарно-винторезные станки (рис. 1). Они отличаются от производственных (рис. 2).

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы на базе этих простых станков более полно (на сколько это возможно) познакомить учащихся с принципом работы станков на производстве, одновременно давая понятия о режущих инструментах, применяющихся при деревообработке и принципах действия оборудования.

Спецификой изучения этой темы является то, что учащиеся имеют возможность убедиться в преимуществах станочной обработки древесины перед ручной. Они приходят к выводу, что машинный труд является более производительным, более точным и менее трудоемким.

Тема изучается в такой последовательности, в которой производится обработка деталей. Следует отметить, что во время объяснения учитель не только рассказывает о каждой операции (ее особенностях, способах и принципах выполнения и т.д.), но и одновременно показывает их выполнение.

При изучении темы учащиеся приобретают навыки точения деталей цилиндрической формы на токарном станке.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребят точить цилиндрические детали, но и уяснить им выбор правильных режимов резания, от которых зависит точность изготовляемых деталей.

Методическая суть в том, чтобы на базе имеющегося в мастерских оборудования и станков познакомить детей с сущностью обработки древесины и как можно ближе отнести это с производством.

Изучение темы начинается с объяснения выбора режущего инструмента. Учитель знакомит ребят с резцами, применяемыми при данной обработке (прямой и отогнутый проходной). Объясняет специфику их построения. Здесь особую роль играет понимание учащимися смысла применения режущего инструмента в зависимости от обрабатываемой поверхности. Учитель может показать отличия

3. ОПИСАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Описание рабочего места учителя

Организация рабочего места учителя является важным звеном в организации учебного процесса: оно должно обеспечивать эффективность занятий и снижение потерь рабочего времени учителя.

Организация рабочего места должна соответствовать современным методам обучения, требованиям научной организации труда, конструктивно-техническим, эстетическим и санитарно-гигиеническим нормам. Являясь свидетельством высокой культуры труда учителя, его рабочее место должно всегда служить образцом для учащихся.

Методически правильная организация рабочего места зависит от самого учителя, его инициативы, творческого подхода к работе.

Рабочее место должно быть расположено так, чтобы хорошо было видно всем учащимся. Желательно, чтобы оно находилось на подмостье высотой 250-300 мм и занимало площадь не менее 3,5X2 м.

Основные требования к рабочему месту следующие:

учителю должно быть удобно наблюдать за работой учащихся, а учащимся хорошо видны показываемые им во время коллективного инструктажа приемы работ, экспонаты, наглядные пособия, чертежи, технические карты и т.д.;

на рабочем месте устанавливается оборудование, на котором учитель демонстрирует изучаемые приемы;

для повышения эффективности учебного процесса рабочее место оснащается необходимыми инструментами, приспособлениями, а также устройствами для хранения и демонстрации наглядных пособий, документации и т.п.

На рабочем столе учителя размещаются необходимые ему на уроке документация (планы уроков, технологические карты), эталоны работ и др. Здесь же может быть установлена витрина со справочными таблицами (пороки древесины, нарезание резьбы и др.).

Рабочий стол используется также для приемки готовой продукции.

Важным оборудованием рабочего места учителя является тематические шкафы, в которых хранятся подобранные по соответствующим темам программы планшеты, техническая документация, учебные плакаты и наглядные пособия, макеты, чертежные инструменты для доски и т.д.

Описание рабочего места ученика

Организация рабочих мест должна способствовать снижению утомляемости учащихся, исключать бесцельное расходование их сил, так как проведение упражнений в то время, когда учащиеся утомлены, сильно замедляет формирование навыков.

На каждом рабочем месте должны быть обеспечены безопасные условия труда, сохранность оборудования.

Учащихся надо учить соблюдению основных требований к организации рабочих мест:

все необходимое для работы должно находиться под рукой, так чтобы можно было сразу найти нужный предмет;

инструменты, приспособления и материалы располагают так, чтобы их можно было брать соответствующей рукой: что берут правой рукой - справа, левой - слева; наиболее часто употребляемые во время работы инструменты размещают поближе;

не следует класть один предмет на другой или на отдельную поверхность обрабатываемого изделия;

документацию (чертежи, технологические или инструкционные карты и др.) надо держать в удобном для пользования и защищенном от загрязнения мест;

заготовки и готовые детали следует хранить так, чтобы они не загромождали проходы и не приходилось часто нагибаться или принимать неудобное положение, когда надо брать или укладывать их;

От размещения на рабочем месте заготовок, инструментов, приспособлений, обрабатываемых деталей зависит создание удобных, высокопроизводительных и безопасных условий для работы учащихся.

При организации рабочих мест и расстановке вспомогательного оборудования необходимо исходить из того, чтобы учащиеся выполняли наиболее простые движения, требующие участия корпуса, для этого все предметы и заготовки следует разместить так, чтобы учащийся брал их не наклоняясь.

Каждое рабочее место должно быть хорошо освещено, нельзя допускать, чтобы свет падал в глаза учащемуся. Свет должен быть по возможности рассеянным, не давать резких теней и бликов.

Организация рабочего места должна также отвечать современным эстетическим требованиям.

4. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

Подготовка учителя к занятиям начинается с разработки календарного плана. Его составляют на четверть, полугодие или год в зависимости от общих требований. Разработке плана предшествует методическая работа учителя, заключающаяся в анализе учебных программ, учебников и методических пособий по трудовому обучению и основам наук. Он знакомится с характером расположения учебного материала, методическими указаниями, новыми данными по технологии обработки изделий и т.д.

На занятиях учитель должен быть готов к ответу на любые, в том числе и выходящие за рамки программы, вопросы учащихся, а для этого ему необходимо, кроме методической литературы, изучать и специальную: по вопросам машиноведению, конструированию и др.

Передовые учителя обслуживающего труда систематически следят за новинками специальной литературы, изучают их и вносят в практику своей работы.

Не менее важно изучать передовой педагогический опыт и также внедрять его в практику. В каждом районе, городе есть учителя, которые достигают определенных успехов: одним удается хорошо и эффективно формировать умения и навыки учащихся, другим - добиваться более эффективного использования школьниками на практике теоретических знаний.

Проведение каждого занятия осуществляется по предварительно составленному плану урока. Чем полнее и подробнее разработан и продуман с методической точки зрения урок, тем эффективнее результат обучения. Особого внимания требует подготовка дидактических и технических средств обучения. К дидактическим средствам относятся учебные и наглядные пособия, включающие чертежи и учебные технологические карты плакаты, справочники. Поэтому к уроку по теме «Точение деталей цилиндрической формы» должна быть готова технологическая карта «Изготовление скалки». До начала занятий учителю рекомендуется самостоятельно изготовить объект, который намечается в качестве трудового задания для учащихся. Это важно для того, чтобы учитель представил себе какие и где могут возникнуть трудности у учащихся, а также для того, чтобы правильно определить норму времени и требования точности.

На занятиях в мастерских используются различные формы организации занятий: фронтальная, звеньевая и индивидуальная. Каждая из них имеет свою область эффективного применения. Так, в начале изучения трудовой операции, когда учителю необходимо обеспечить одновременное руководство всеми учащимися, наилучшей формой оказывается фронтальная. Приступая к изготовлению изделий, учащиеся часто выполняют разные задания и в зависимости от этого объединяются в звенья. Учащиеся, которые в силу различных причин опережают одноклассников или отстают от них, получают индивидуальные задания. Так как тема «Точение деталей цилиндрической формы» лучше всего подходит фронтальная форма.

Для составления плана необходимо выбрать тип урока. Для данной темы лучше всего подойдет урок комбинированного типа. Ценность такого урока состоит в том, что здесь на протяжении часа происходит чередование различных видов учебной деятельности, а это как утверждает психология, не утомляет учащихся, а способствует сохранению интереса, внимания, работоспособности их на протяжении всего урока. Однако такие уроки для начинающего учителя представляют определенную трудность, так как этот тип урока как никакой другой требует от учителя умелого и правильного распределения времени.

Хорошая продуманная структура данного урока дает возможность учителю провести урок четко, живо, интересно, с творческим огоньком.

В начале урока необходимо провести инструктаж с применением беседы, а повторение и закрепление новых знаний органически сочетается с трудовой деятельностью учащихся. Последней уделяем основное внимание,

потому что, помогая учащимся овладеть трудовыми приемами и операциями, мы должны вооружить их критериями самоконтроля, позволяющими обучаться с достаточной степенью самостоятельности. Чтобы добиться такого положения, когда все учащиеся будут заняты полезным делом, нужно обеспечить занятие всем необходимым. Даже такой заключительный элемент, как уборка рабочего места, может играть важную роль в достижении воспитательных целей урока. Здесь учащиеся приучаются к порядку, им прививаются навыки культуры труда.

Особое внимание надо уделять соблюдению учащимися правил безопасности труда. Эти вопросы должны освещаться в каждом инструктаже учителя. В учебной мастерской должен быть комплект плакатов по правилам безопасности при работе ручными инструментами и на станках.

5. ПЛАН-КОНСПЕКТ

Цель: ознакомить учащихся с технологией обработки цилиндрических поверхностей на токарных станках по обработке древесины;

Оборудование: токарный станок по дереву, разметочный инструмент, стамески, заготовки древесины.

Ход урока

Вводный инструктаж

1) сообщение темы, цели урока;

2) проверка умений и навыков по предыдущей теме.

Беседа по вопросам:

1. Назовите части токарного станка и их назначение.

2. Какое движение в станке называется главным, а какое вспомогательным?

Практическое задание:

закрепить заготовку в патроне, трезубце, планшайбе.

Брейн-ринг по теме «Токарный станок»

Опора для шпинделя. (Передняя бабка)

вращающийся вал станков с устройством для закрепления заготовок. (Шпиндель)

часть станка, поддерживающая заготовку. (Задняя бабка)

точение вдоль оси вращения заготовки. (Продольное)

перемещение стамески перпендикулярно оси вращения заготовки. (Поперечное (торцовое, лобовое) точение).

деталь ременной или канатной передачи, колесо, обод которого имеет цилиндрическую, бочкообразную или профилированную (для клиновых ремней) форму. (Шкив)

приспособление, устанавливаемое на шпинделе металлорежущего станка для закрепления на нем обрабатываемых деталей или инструмента. (Планшайба)

обработка снятием стружек, поверхностей тел вращения. (Точение)

вращательное движение заготовки. (Главное)

3) объяснение нового материала и показ приемов

Сущность процесса резания при точении заключается в снятии обрабатываемой заготовки в виде стружки (рис. 1).

Подготовка заготовки к точению включает следующие операции:

Отрезка по длине;

Осмотр состояния древесины;

Разметка центров вращения;

Придание заготовке формы, близкой к цилиндрической.

После разметки заготовку крепят на станке.

Демонстрируя различные заготовки, учитель предлагает учащимся выбрать способ крепления заготовки.

Посмотрите, какие бывают виды стамесок:

Желобчатая полукруглая (для черновой обработки)

Желобчатая полукруглая выпуклая

Желобчатая полукруглая вогнутая

Чистовая (косая) для чистовой обработки, вытачивания конусов, подрезания торцов (рис.2).

Режущая часть резца (лезвие) имеет клиновидную форму.

Передняя часть предназначена для схода стружки.

Задняя обращена к обрабатываемой заготовке. Угол между передней и задней поверхностями называется углом заострения в.

в 20°-40° принят для точения на наждачном круге, доводку лезвия - на наждачном бруске.

Запомните! Заточку стамесок выполняет только учитель.

2. Изучение технологической карты.

Прежде чем начать точение, необходимо тщательно изучить технологическую карту обработки изделия.

Учащиеся под руководством учителя изучают технологическую карту изготовления скалки.

3. Объяснение и показ работы на станке.

Перед изготовлением детали выполняют наладку станка, которая состоит из следующих последовательных действий:

1) надежно крепят заготовку;

2) надежно крепят подручник, чтобы расстояние до обрабатываемой поверхности заготовки было 2-3 мм;

3) выбирают нужную частоту вращения;

4) подбирают и раскладывают необходимые режущие и измерительные инструменты.

Перед началом работы нужно надеть рабочую одежду и очки.

Учитель показывает, как установить стамеску на подручник, затем, включив станок, демонстрирует приемы точения (рис.3)

Вначале черновое точение полукруглой стамеской;

Затем чистовое точение косой стамеской, оставляя припуск 3-6 мм.

Обратите внимание, ребята, на такое важное обстоятельство: нельзя допускать врезания в заготовку острого угла стамески, так как возможен выброс стамески, что неизбежно приведет к травме.

Контроль размеров заготовок осуществляется различными инструментами:

Кронциркулем;

Штангенциркулем.

Прямолинейность проверяют на просвет линейкой (рис. 4)

Учитель показывает приемы контроля размеров мерительными инструментами.

При необходимости деталь обрабатывают:

Шлифовальной колодкой;

Бруском из более твердой древесины.

Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины различных цветов:

Желтого;

Коричневого;

Черного.

После остановки станка снимают заготовку, пилой с мелкими зубьями отрезают шейки и торцы, зачищают их напильником или шлифовальной шкуркой.

4. Инструктирование по правилам безопасности при работе на станке:

Учитель. Ознакомьтесь с правилами безопасной эксплуатации станка и запишите их в рабочую тетрадь:

не включать станок без разрешения учителя.

надежно крепить заднюю бабку станка.

проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

надежно крепить заготовку.

тщательно подготовить рабочее место.

проверить рабочий инструмент.

заправить одежду, застегнуть пуговицы, одеть берет.

перед пуском станка одеть очки.

в процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центом задней бабки.

периодически подводить подручники.

во время работы не отходить от станка и не отвлекаться.

все настроечные операции проводить только при отключенном станке.

не обрабатывать деталь вблизи трезубца.

не останавливать заготовку руками.

обо всех неисправностях сообщать учителю.

4) закрепление материала вводного инструктажа. Вопросы:

1. Назовите в чем заключается сущность процесса резания при точении?

2. Какие бывают виды стамесок?

3. Расскажите технику безопасности при работе на станке.

5) выдача заданий и распределение по местам

Выполнение задания (технологических операций)

выбрать заготовку.

разметить и установить заготовку на станке.

выбрать режущие инструменты и проверить их.

выполнить черновое точение.

выполнить чистовое точение.

зачистить заготовку шлифовальной шкуркой.

снять заготовку, предварительно выключив станок.

отпилить и зачистить торцы.

6. ДОКУМЕНТЫ ПИСЬМЕННОГО ИНСТРУКТАЖА

Инструкция по технике безопасности

1. Общие требования безопасности:

К работе в столярной мастерской допускаются учащиеся, которые получили инструктаж преподавателя. При работе на станках инструктаж проводится с показом.

Соблюдение требований данного инструктажа обязательно для учащихся, работающих в данной мастерской.

В мастерских проявляйте осторожность, соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте, выполняйте требования инструкции при работе на данном станке.

Соблюдайте пожарную безопасность в столярной мастерской.

В случае получения травмы (порезы, ушибы и т.д.), а также при плохом самочувствии необходимо сообщить об этом учителю. При обнаружении каких - либо неисправностей в состоянии станка, недоброкачественности инструментов, прекратить работу и поставить в известность преподавателя.

Для оказания первой медицинской помощи в мастерской имеется аптечка, которая хранится в специальном шкафчике.

Соблюдайте правила личной гигиены, содержите руки в чистоте.

При работе в мастерской иметь спец. одежду и головной убор.

Пребывание учащихся в помещении столярной мастерской допускается только в присутствии преподавателя трудового обучения.

2. Требования безопасности до начала работы:

Правильно надеть спецодежду (халат, берет), при этом следует тщательно подобрать волосы.

Проверьте наличие инвентаря (щётки - смётки, савок), исправность верстака (зажимные клинья, приспособление для установки чертежа).

Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленным учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

3. Требования безопасности во время работы:

Надёжно закрепить обрабатываемую заготовку.

Пользуйся исправными, хорошо налаженными и заточенными инструментами строго по их назначению.

Строгательные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калёвках. Задняя часть колодки должна быть округленной и гладкой. Расчленённые части стругов немедленно заменяются. Ручки всех инструментов должны быть удобными для работы.

Технологические операции (пиление, стёсывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняй на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

При возникновении аварийной ситуации необходимо чётко выполнять указания учителя и при необходимости эвакуироваться из помещения.

При обнаружении неисправностей в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключить источник питания и сообщить преподавателю.

При получении травмы или внезапного заболевания, учащийся немедленно обращается к преподавателю. Первую медицинскую помощь оказывают на месте. При необходимости вызывают врача.

5. Требования безопасности после окончания работы:

Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

Проверь состояние инструментов и разложи их по установленным местах.

Проверь наличие и состояние клиньев верстака, зажимные коробки и зубки тисков завинти до установленного зазора (2 - 3 мм).

Приведи себя в порядок.

Из мастерской выходи с разрешения учителя.

Правила техники безопасности, присущие данному виду работы:

Резец перемещать плавно, не прилагая слишком больших усилий.

Измерять деталь, убирать стружку, чистить и смазывать станок только после его полной остановки.

Стружку удалять щеткой-сметкой, а из пазов станины - крючком.

Правила ТБ накладывают так же и на учителя определенные требования. При подготовке к уроку он обязан:

осмотреть инструменты, приспособления, модели, макеты, технические средства обучения;

проверить исправность станка, тщательно изучить типовую инструкцию по ТБ при работе с использованием на уроке оборудованием, включить основные положения инструкции по ТБ в конспект урока, подобрать плакаты и памятки по ТБ.

урок конспект трудовой обучение

7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Изготовление скалки.

Заготовка 70Ч70Ч400 мм

Материал: береза

Последовательность работы

Оборудование, инструменты и приспособления

Проверить размеры заготовки

Верстак, измерительная линейка, угольник

Разметить на торцах поверхностях контуры восьмиугольника и отверстия под центры

Верстак, измерительная линейка, карандаш, шаблон восьмиугольника

Выстрогать заготовку по разметке, накернить центры

Верстак, рубанок, кернер, молоток

Установить и закрепить заготовку на станке

Токарный станок, трезубец, киянка

Выполнить черновое обтачивание до Ш 63 мм

Токарный станок, трезубец, полукруглая стамеска, измерительная линейка, кронциркуль

Разметить заготовку по длине

Измерительная линейка, карандаш

Выточить канавки шириной 6…8 мм на глубину 20 мм

Выполнить черновое обтачивание ручек до Ш 33 мм на длину 10 мм, снять с их торцов фаски

Токарный станок, трезубец, косяк, измерительная линейка, кронциркуль

Выполнить чистовое обтачивание и шлифование

Токарный станок, трезубец, косяк, колодка для шлифования, шлифовальная шкурка, измерительная линейка, кронциркуль

Отпилить скалку и зачистить торцы рукояток; проверить размеры

см. чертеж скалки

Верстак, ножовка, рашпиль, шлифовальная шкурка, измерительная линейка, кронциркуль

8. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Вводный инструктаж - это сообщение учащимся указаний по выполнению трудовых приемов, операций и различных практических заданий.

Главное значение вводного инструктажа заключается в том, что с его помощью организуется и направляется деятельность учащихся, он помогает сознательно усвоить особенности выполняемой работы и рациональные способы ее выполнения. Без вводного инструктажа или при невысоком методическом уровне его проведения учащиеся, как правило, допускают грубые нарушения технологии и организации труда, не учитывают полностью требований, предъявляемых к последовательности выполнения трудовых приемов и операций, в результате чего формирование умений и навыков происходит стихийно, путем проб и ошибок. Вводный инструктаж способствует правильному формированию умений и навыков, воспитанию аккуратности, бережливости, точности выполнения работы.

При изучении темы: «Точение цилиндрических поверхностей» вводный инструктаж проводится в следующей последовательности: для начала необходимо ознакомить учащихся с названием, целью и задачами предстоящей работы. После чего приступить к повторению пройденного материала. Для этого лучше всего использовать опрос, что позволит занять минимум времени, учащимся предлагается ответить на вопросы по основным частям токарного станка. Далее учитель переходит к практическому заданию, суть которого заключается в том, чтобы учащиеся закрепили заготовку в патроне, трезубце, планшайбе. Это позволит узнать, как учащиеся поняли предыдущую тему. Следующим этапом является ознакомление с новой темой. Объясняя сущность процесса резания при точении, учитель демонстрирует различные заготовки, предлагает учащимся выбрать способ крепления заготовки. Обращает внимание учащихся на то, что заточку стамесок делает только учитель. Он показывает, как установить стамеску на подручник, затем, включив станок, демонстрирует приемы точения, а также приемы контроля размеров измерительными инструментами.

После объяснения нового материала учащиеся под руководством учителя изучают технологическую карту изготовления изделия, в данном случае скалки. Затем учащиеся знакомятся с правилами безопасной эксплуатации станка, записывая их в рабочую тетрадь.

На изготовление изделий, включающих детали цилиндрической формы, программой отведено всего 4 часа. За это время необходимо изложить значительные по содержанию технико-технологические сведения и выполнить лабораторно-практическую работу. Вполне понятно, что выбираемое для изготовления изделие не должно быть сложным и трудоемким.

Учитель объясняет назначение изделия (скалки), демонстрирует его и предлагает учащимся коллективно изучить его конструкцию. Учащиеся устанавливают, что скалка состоит из трех цилиндров, два из которых имеют одинаковые диаметры.

После краткого повторения основных сведений о чертеже и эскизе учитель объясняет правила выполнения чертежей и эскизов деталей цилиндрической формы.

Учитель предлагает по чертежу скалки, выполненному на классной доске в трех проекциях, установить, все ли проекции необходимы для отображения конструкции изделия. После обсуждения учащиеся приходят к выводу: для того чтобы установить форму и размеры скалки, достаточно одной проекции - главного вида. Эскиз скалки вычерчивается в рабочих тетрадях.

Напомнив учащимся, что изготовление деталей цилиндрической формы производится на токарных станках по обработке древесины, учитель предлагает им принять участие в определении требований к заготовкам. В результате коллективного обсуждения устанавливается, что заготовка не должна иметь дефектов (трещин, сучков и т.п.), ее форма должна быть близка к цилиндрической, припуск на обработку по длине равен 30…40 мм, по диаметру - 6…10 мм. после этого учитель объясняет, что заготовку лучше всего сделать из четырехгранного бруска, прострогав его ребра, т.е. приблизив его форму к восьмиграннику. Определяются размеры заготовки: длина 370+30=400 мм, ширина и высота 60+10=70 мм.

Далее совместно разрабатываются технологические карты на изготовление скалки: устанавливается наименование операций и последовательность их выполнения, необходимое оборудование, приспособления и инструменты. Эти сведения учитель записывает на классной доске, а учащиеся в рабочих тетрадях.

Перед началом практической работы учитель проводит беседу для повторения основных сведений о разметке, строгании и пилении древесины, правил безопасности труда.

Учащиеся получают задание: выбрать и подготовить заготовку к обработке на токарном станке. Разметка четырехугольника на торце заготовки не вызывает особых затруднений. Используя измерительную линейку и угольник, учащиеся легко размечают стороны квадрата и, соединив противоположные углы диагоналями, находят центр заготовки. Для разметки восьмиугольника целесообразно использовать специально изготовленный шаблон. Накладывая его на торец квадратной заготовки, учитель демонстрирует разметку восьмиугольника. Необходимо отметить при этом, что рациональная разметка позволяет экономить материал, и дать учащимся практические советы.

В процессе практической работы учитель следит за правильностью выполнения учащимися приемов работы, оказывает помощь отстающим. Занятие заканчивается подведением итогов, оценкой работы учащихся.

Заключительный инструктаж учитель применяет по окончании занятия. Цель его - подведение итогов выполненной работы. Он проводится в форме беседы и включает разбор и оценку правильности и качества выполнения задания учащимися, разъяснение допущенных ошибок, их причин и путей устранения. Заключительный инструктаж должен способствовать воспитанию у учащихся навыков самоконтроля, оценки и анализа своей трудовой деятельности и деятельности своих товарищей.

По окончанию работы выставляются оценки, проверяется уборка рабочих мест и мастерской. После чего выдается домашнее задание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лында А.С. Методика трудового обучения М., 1977г.

2. Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. - М., 1980г.

3. Тхоржевский Д.А. Занятия по техническому труду. - М., 1985г.

4. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения. - М., 1981г.

5. Учебник для 7 класса по техническому труду для мальчиков. - Мн., 1997г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Материально-техническая база и схема руководства учебно-производственного комбината. Изучение календарно-тематического плана учителя технологии. Технологическая карта урока "Сверление отверстий в сплошном металле". План-конспект внеклассного мероприятия.

    отчет по практике , добавлен 21.09.2013

    План-конспект урока - основной документ для проведения конкретного урока по теме, его структура. Рекомендации по составлению плана урока и его проведению. Образец плана-урока производственного обучения при изучении теме "Резка" для слесарей-ремонтников.

    методичка , добавлен 24.10.2012

    План-конспект урока по физической культуре для пятого класса, тема: "Баскетбол". Протокол хронометрирования урока. План письменного анализа урока, а также оценочная карта анализа и эффективности урока. Протокол тестирования физических качеств учащихся.

    отчет по практике , добавлен 05.02.2013

    Точение конических и фасонных деталей. Изготовление ручки напильника. Ознакомление учащихся с технологией изготовления конических и фасонных изделий из древесины. Технология изготовления школьной указки. Tехника безопасности при работе на токарном станке.

    методичка , добавлен 05.12.2008

    Педагогический анализ и наблюдения урока физической культуры. Конспект нескольких занятий (образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи уроков). Должностная инструкция учителя физического воспитания. План-конспект спортивного праздника.

    отчет по практике , добавлен 13.02.2015

    Особенности элективных курсов по технологии, их тематический план, содержание, методическое обеспечение. Разработка план-конспекта урока "Создание компьютерной модели и резание деталей на станке с ЧПУ". Творческие проекты "Эйфелева башня" и "Копилка".

    дипломная работа , добавлен 15.07.2012

    Анализ программы производственного обучения, тематический план изучаемой темы, детальная программа занятия. План урока производственного обучения с технологией обучения. Дидактический материал к уроку. Этапы развития творческого потенциала учащихся.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2013

    История развития, этапы и технология изготовления коллекции школьной формы. Технологический процесс изготовления коллекций школьной формы на уроках технологии средней общеобразовательной школы. Перспективный тематический план уроков по шитью одежды.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2009

    Алюминий и его свойства: цели, план и конспект уроков, материалы по теме. Необходимые для проведения урока оборудование и реактивы. Доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида (лабораторная работа). Инструкция по выполнению лабораторной работы.

    конспект урока , добавлен 23.12.2009

    Особенности технологического образования в школе. Изучение раздела "Электротехника и электроника" с обучающимися 8 класса. Календарно-тематический план раздела. План-конспект урока на тему "Электрические цепи". Развитие у детей творческих способностей.

Подробности Машиностроение и материалообработка

1.Какие требования предъявляются к цилиндрическим поверхностям?

1. цилиндричность, прямолинейность;
2. прямолинейность образующей, цилиндричность, круглость, соосность;,
3. круглость, соосность, прямолинейность;

2. Что такое движение подачи?

1. это движение резца по заготовке;
2. это поступательное движение резца, обеспечивающее непрерывное врезание в новые слои металла;
3. это поверхность резания при обработке;

3. Что называется передним углом?

1. угол между передней и задней поверхностью;
2. угол между передней поверхностью и плоскостью перпендикулярной плоскости резания;
3. угол между передней поверхностью и плоскостью резания;

4. Какой инструмент используется для чистовой обработки отверстия?

1. сверло;
2. зенкер;
3. развертка;

5. К классу валов относят детали, у которых:

1.длина значительно больше диаметра;
2.длина значительно меньше диаметра;
3. длина равна диаметру;

6. Что необходимо учитывать при пользовании лимбами:

1. наличие смазки;
2. количество рисок на лимбе;
3. наличие люфтов;

7.Какая резьба характеризуется шагом профиль треугольный,угол профиля 60˚

1. метрическая;
2. дюймовая;
3. трапецеидальная,

8. Что такое припуск?

1. слой металла, снятый с заготовки;
2. слой металла под обработку;
3. слой металла, который удаляют с заготовки, чтобы получить из нее деталь;

9. Что называется геометрией резца?

1. углы резца;
2. форма передней поверхности;
3. величина углов головки резца и форма передней поверхности;

10.Какие стали называются легированными?

1. стали, выплавленные в электропечах;
2. стали, содержащие легирующие элементы;
3. стали, выплавленные в мартеновских печах

11. Почему трехкулачковый патрон называют самоцентрирующим?

1. три кулачка одновременно сходятся к центру и расходятся и обеспечивают точное центрирование заготовки;
2. базирование по наружной цилиндрической поверхности;
3. совпадение оси заготовки с осью вращения шпинделя;

12. Как крепятся сверла с цилиндрическим хвостовиком?

1. в пиноли задней бабки при помощи кулачков;
2. в пиноли задней бабки при помощи сверлильного патрона;
3. в пиноли задней бабки при помощи шаблона;

13. Заготовки, каких деталей устанавливают и закрепляют на центрах?

1. заготовки валов при чистовом обтачивании;,
2. заготовки валов, длина которых превышает диаметр в10 раз;
3. заготовки валов, длина которых превышает диаметр в 5 и более раз;

14.Как рассчитывают допустимый вылет резца из резцедержателя?

1. 1,2 Н (державки резца);
2. 1,5 Н (державки резца);
3. 1 Н (державки резца);

15.Квалитет – это:

1. интервал размеров, изменяющихся по определенной зависимости;
2. совокупность допусков, соответствующих одинаковой степени точности для всех номинальных размеров в заданном интервале;
3. перечень размеров, имеющих одинаковую величину допуска;

16.Какой из перечисленных узлов станка преобразует вращательное движение ходового винта в прямолинейное поступательное движение суппорта?

1. гитара станка;
2. фартук станка;
3. коробка подачи.

17.Каким должен быть зазор между подручником и кругом на заточном станке:

1. не более 6мм;
2. не более 3 мм;
3. не менее 10 мм,

18.Каким из указанных способов целесообразнее получить коническую поверхность (фаску) на конус стержня под нарезание резьбыплашкой:

1. поворотом верхних салазок суппорта
2. широким резцом;
3. смещением корпуса задней бабки;

19. Что влияет на стойкость резца:

1. качество СОЖ,геометрия инструмента;
2. скорость резания;
3. материал инструмента, обрабатываемый материал, качество СОЖ;

20. Какую точность и шероховатость поверхности можно получить сверлением?

1. 5 класс точности, 3 шероховатости;
2. 3 класс точности, 5 шероховатости;
3. 4 класс точности, 2 шероховатости;

21. Причины увода отверстия в сторону от оси вращения:

1. биение торца;
2. режущие кромки различной длины;
3. смещение оси центров;

22. От чего зависит припуск, оставляемый под развертывание:

1. от диаметра развертки;
2. от диаметра отверстия, обрабатываемого материала;
3. от обрабатываемого материала;

23. Чугун – сплав железа с углеродом, содержащий:

1. более 6,67% углерода;
2. более 2,14% углерода;
3. менее 0,8% углерода;

24.Сколько размеров необходимо указать на чертеже для усеченного конуса:

1. два;
2. три;
3. четыре;

25. Какие бывают валы по форме наружных поверхностей:

1. ступенчатые, овальные;
2. гладкие, ступенчатые;
3. гладкие, конусные;

26. Определить допуск отверстия Æ 40 Н 7(0,025; -0,007):

1. 0,032;
2. 40,025;
3.39,075;

27. Радиальное биение вала является результатом?:

1. биения шпинделя;
2. неправильной установки резца;
3. неправильного выбора режимов резания;

28. Латунь это сплав:

1. меди с оловом;
2. меди с цинком;
3. меди с хромом;

29. Какие элементы различают на рабочей части развертки:

1. режущая кромка, хвостовик, заборный конус;
2. калибрующая часть, режущая кромка, хвостовик;
3. конус, заборный конус, калибрующая часть;

30. Определить угол заострения резца, если передний угол резания 15,главный задний угол 8:

1. 67 ;
2. 82 ;
3. 75 ;

31. Гитара сменных колес предназначена:

1. для изменения числа оборотов шпинделя;
2. для передачи вращения ходовому винту;
3. для настройки станка на требуемую подачу;

32. Что является, основным легирующим элементом быстрорежущей стали:

1. хром;
2. кобальт;
3. вольфрам;

33. Какова смертельная сила тока:

1. 0,1 А;
2. 0,5 А;
3. 1 А;

34.Какую поверхность используют в качестве установочной базы при изготовлении сложных дисков:

1. внутреннюю поверхность;
2. наружную поверхность;
3. наружную поверхность, а также уступы и выемки;

35. Что понимается под основными размерами станка:

1. диаметр обрабатываемой детали;
2. габаритные размеры станка;
3. высота центров и расстояние между центрами;

36. Какие различают типы стружек:

1. надлома, скалывания, сливная;
2. надлома, скалывания, деформации;
3. скалывания, надлома, среза;

37. Чему соответствует подача при нарезании резьбы:

1. шагу нарезаемой резьбы;
2. диаметру под нарезание резьбы;
3. длине резьбы;

38. Сколько углерода содержится в стали У12?

1. 0,12%;
2. 12%;
3. 1,2%;

39. Цементация – это:

1. процесс насыщениястали цинком;
2. процесс насыщения стали углеродом;
3. процесс насыщения стали углеродом и азотом;

45. Скорость резания увеличивается если:

1. увеличить подачу;
2. увеличить частоту вращения шпинделя;
3. увеличить глубину резания;
4. уменьшить подачу и увеличить глубину резания

46. Определить скорость резания при обтачивании деталидиаметром D=60мм и число оборотов шпинделя n=500об/мин

1. 94,2 м/мин;
2. 83,6 м/мин;
3. 125,7 м/мин;

47. В единичном производстве при обработке фасонных поверхностей применяют:

1. обработку при помощи конусной линейки;
2. обработку проходными резцами при одновременном использовании продольнойи поперечной подачи;
3. обработку при помощи копира;

48. Укажите, чем ограничен наибольший возможный диаметр обрабатываемой заготовки:

1. диаметром отверстия шпинделя;
2.расстоянием от линии центров до станины;
3. расстоянием раздвижения кулачков патрона от центров;

49. Благодаря какому виду обработки достигается упрочнение поверхностного слоя детали

1. шлифовка;
2. обкатка, раскатка, выглаживание;
3. наклепывание;

50. Сколько составляет припуск под развертывание:

1. 0,5 – 1мм на строну;
2. 0,08 – 0,2 мм на сторону;
3. 0,5 – 0,8 мм на сторону;

Корпусные детали машин являются базовыми деталями, на которых устанавливается большая часть агрегатов машины, точность относительного положения которых должна обеспечиваться как в статике, так и в процессе работы агрегата под нагрузкой. В соответствии с изложенным, корпусные детали долж-ны иметь требуемую точность, обладать необходимой жёсткостью и виброусто-йчивостью, что обеспечивает требуемое относительное положение соединяемых деталей и узлов, правильность работы механизмов и отсутствие вибраций.

Конструктивное исполнение корпусных деталей, материал и необходимые параметры точности определяются, исходя из служебного назначения деталей, требований к работе механизмов и условий их эксплуатации. При этом учитываются технологические возможности получения изделий заданной геометрии и размеров, конфигурации, возможности обработки резанием и др.

Корпусные детали машин можно разделить на группы (рис. 17.1). детали

Рис. 17.1. Группы корпусных деталей:

а) коробчатого типа – цельные и разъёмные; б) с гладкими внутренними

цилиндрическими поверхностями; в) корпус сложной пространственной формы; г) детали с направляющими поверхностями; д) детали типа кронштейнов, угольников

этих групп обладают определенной общностью служебного назначения, что означает наличие совокупности одинаковых поверхностей и идентичное по форме конструктивное исполнение. Это, в свою очередь, определяет особенности технологических решений, обеспечивающих достижение требуемых параметров точности при изготовлении деталей каждой группы.

Первая группа – детали коробчатой формы в виде параллелепипеда, габариты которых имеют одинаковый порядок. В большинстве случаев основными базами таких корпусов являются плоские поверхности, а вспомогательными – главные отверстия и торцы, предназначенные для базирования валов и шпинделей.

Конструкцию и размеры корпусов определяют условия размещения в них необходимых деталей и механизмов. Они оснащены рёбрами и перегородками, обеспечивающими их жёсткость. С этой же целью бобышки и приливы, на которых расположены главные отверсстия. Корпуса коробчатой формы могут быть цельными или разъёмными; плоскость разъёма может проходить по осям главных отверстий.

Вторая группа – детали с гладкими внутренними цилиндрическими поверхностями, протяжённость которых превышает их диаметральные размеры. К этой группе относятся блоки цилиндров двигателей и компрессоров, корпуса золотников, пневмо- и гидроаппаратуры и др. В соответствии со служебным назначением к внутренним цилиндрическим поверхностям предъявляются повышенные требования к точности диаметральных размеров и точности геометрической формы. Эти поверхности обычно работают на износ. Поэтому к ним предъявляются высокие требования по шероховатости и износостойкости.

Третья группа – корпусные детали сложной пространственной геометрической формы. Это корпуса газовых и паровых турбин, центробежных насосов, коллекторов, тройников, вентилей и др.

Четвёртая группа – корпусные детали с направляющими поверхностями – столы, каретки, салазки, суппорты, ползуны, планшайбы и др. В процессе работы эти детали совершают возвратно-поступательное или вращательное движение по направляющим поверхностям, обеспечивая точное относительное перемещение обрабатываемых заготовок и инструмента.

Пятая группа – корпусные детали типа кронштейнов, угольников, стоек, плит и крышек. Эти детали объединяют наиболее простые по конструкции изделия, выполняющими функции дополнительных опор для обеспечения требу-емой точности относительного положения отдельных механизмов, валов, зубчатых колёс.

Основными базами, с помощью которых корпусные детали присоединяются к станинам, рамам или др. корпусам, в большинстве случаев являются плоские поверхности или сочетание плоской поверхности и одного или двух базовых отверстий. При этом чаще всего реализуются схемы базирования по трём плоскостям или по плоскости и двум отверстиям. Вспомогательными базами корпусных деталей являются главные отверстия, а также плоские поверхности и их сочетания, которые определяют положение различных присоединя-емых узлов и деталей – крышек, фланцев и др.


КР №2 «Обработка отверстий»

Вариант -1


(1 вопрос – 1 балл)
А1.Какие требования предъявляются к цилиндрическим поверхностям?1) цилиндричность, параллельность;2) цилиндричность, круглость, соосность; 3) круглость, конусность;
А2. Сверло служит:

3) для обработки отверстий после отливки и ковки.

А3. Что влияет на выбор способа обработки отверстий?
1) длина отверстия;
2) чистота обработки;
3) диаметр отверстия.

А4. В каких случаях применяют сверление:
до 3 класса шероховатости;
2) для получения отверстий с точностью до 0,05 мм и чистотой до 5 класса шероховатости;
3) для получения отверстий с точностью до 0,01 мм и чистотой до 8 класса шероховатости;

А5. Определите точность обработки отверстия зенкерованием:
1) 0,01 мм;
2) 0,05 мм;
3) 0,1-0,2 мм.

А6. Какие виды резцом используются при обработке отверстий?
1) проходные резцы;
2) прорезные резцы;
3) расточные резцы.

А7. Из каких частей состоит развертка?
1) рабочая часть, шейка и хвостовик;
2) режущая часть и хвостовик;
3) режущая часть и калибрующая часть.

А8. Как крепятся сверла с цилиндрическим хвостовиком?1) в специальной оправке при помощи кулачков;2) в пиноли задней бабки при помощи сверлильного патрона;3) в пиноли задней бабки при помощи;

А9. В каких случаях следует растачивать:
1) для увеличения диаметра отверстия и получения точного размера с чистотой поверхности в соответствии с требованием чертежа;
2) для увеличения диаметра отверстия с небольшой шероховатостью обрабатываемой поверхности;
3) для увеличения диаметра отверстия.

А10. В каких случаях применяют зенкерование:
1) для получения отверстий с точностью до 0,1- 0,2 мм и чистотой
обработки до 3 класса шероховатости;
2) для получения отверстий с точностью до 0,05 мм и чистотой обработки до 5 класса шероховатости;
3) для получения отверстий с точностью до 0,01 мм и чистотой обработки до 8 класса шероховатости;

А11. В каких случаях применяют развертку?
1) для обработки отверстий с точностью до 0,05 мм;
2) для обработки отверстий с точностью до 0,1 мм;
3) для обработки отверстий с точностью до 0,01 мм.

А12. Сколько составляет припуск под зенкерование: 1) 0,5 – 1мм на диаметр; 2) 1 - 3 мм на диаметр; 3) 0,15 – 0,5 мм на диаметр.

А13. Какая чистота поверхности достигается при чистовом растачивании?
1) Ra 12,5-25 мкм;
2) Ra 6,3-12,5 мкм;
3) Ra 1,6-3,2 мкм;

А14. От чего зависит припуск, оставляемый под развертывание:
1) от диаметра развертки;
2) от диаметра отверстия, обрабатываемого материала;
3) от обрабатываемого материала;

А15. Укажите среди названных операций ту, которую можно выполнить только растачиванием:
1) изготовление отверстий малой глубины;
2) изготовление ступенчатых отверстий;
3) изготовление сквозных отверстий.


В1. Напишите названия элементов сверла

В2. Напишите названия инструментов

С1* Определите глубину резания, обороты шпинделя и подачу при сверлении для обработки отверстия диаметром 20 мм и длиной 80 мм в цельной заготовке со скоростью резания 20 м/мин, если сверло проходит этот путь за 2 мин.

ПМ04 «Выполнение работ по профессии токарь»
Эталоны ответов
КР №2 «Обработка отверстий»

Вариант 1
Часть А
А1
2
А9
1

А2
2
А10
2

А3
2
А11
3

А4
1
А12
2

А5
2
А13
3

А6
3
А14
2

А7
1
А15
2

В1
1 – рабочая часть
2 – лапка
3 – шейка
4 – режущая часть
5 –хвостовик
6 – задняя поверхность
7 – угол при вершине
8 – передняя поверхность
9 – ленточка
10 – угол наклона винтовой канавки
11 – угол наклона перемычки
12 – перемычка
13 – канавка
14 –режущие кромки
В2
1 – развертка машинная
2 – развертка сборная
3 – развертка с направляющим конусом
4 – развертка машинная
·развертка коническая черновая
6 – развертка коническая получистовая
7 – развертка коническая чистовая

С1
Глубина резания t = d/2= 20/2 = 10 мм
Обороты шпинделя n = 13 EMBED Equation.3 1415 ; n = 318 об/мин,

Подача S = L/n S= 80/318/2= 0,126 мм/об
ПМ04 «Выполнение работ по профессии токарь»
МДК 04.01 Выполнение токарных работ и наладка оборудования

КР №2 «Обработка отверстий»

Вариант 2

Часть А. К каждому заданию части А даны ответы, из которых один верный
(1 вопрос – 1 балл)
А1. Зенкер служит:
1) для чистовой обработки отверстия;
2) для получения отверстия в сплошном материале;
3) для получения отверстия большого диаметра.

А2. Определите, каким способом можно устранить биение просверленного отверстия:
1) зенкерованием;
2) развертыванием;
3) растачиванием.

А3. Определите точность обработки отверстия сверлением:
1) 0,1-0,2 мм;
2) 0,05 мм;
3) 0,01 мм.

А4. Как крепятся сверла с коническим хвостовиком?1) в специальной оправке при помощи кулачков;2) в пиноли задней бабки при помощи сверлильного патрона;3) в пиноли задней бабки;

А5. Определите класс шероховатости при зенкеровании:
1) 3 класс;
2) 4 класс;
3) 5 класс.

А6. По глубине отверстия подразделяются на:
1) Короткие /d 3
2) Короткие /d 5
3) короткие = d, глубокие > d

А7. Как устанавливаются резцы относительно оси отверстия заготовки?
1) выше оси отверстия;
2) точно по оси отверстия;
3) ниже оси отверстия.

А8. Укажите преимущество зенкерования перед растачиванием:
1) более высокая производительность;
2) устраняет биение просверленного отверстия;
3) позволяет получить более высокую чистоту поверхности.

А9. Машинные развертки подразделяются на:
1) клиновые, шпоночные, вихревые;
2) хвостовые, насадные, со вставными ножами, регулирываемые;
3) ленточные, шнековые, ружейные.

А10. Какую точность и шероховатость поверхности можно получить сверлением?1) 5 класс точности, 3 шероховатости;2) 3 класс точности, 5 шероховатости;3) 4 класс точности, 2 шероховатости.

А11. В каких случаях применяют развертывание:
1) для получения отверстий с точностью до 0,1- 0,2 мм и чистотой
обработки до третьего класса шероховатости;
2) для получения отверстий с точностью до 0,05 мм и чистотой обработки до пятого класса шероховатости;
3) для получения отверстий с точностью до 0,01 мм и чистотой обработки до восьмого класса шероховатости;

А12. Какой инструмент используется для чистовой обработки отверстия?1) сверло;2) зенкер;3) развертка;
А13. Чему равна глубина резания при сверлении?1) t = D/2 мм;2) t = (D-d)/2 мм;3) t = (D-d)/ мм;.
А14. Какая чистота поверхности достигается при черновом растачивании?
1) Ra 12,5 -25 мкм;
2) Ra 6,3-12,5 мкм;
3) Ra 1,6-3,2 мкм.

А15. Что влияет на выбор способа обработки отверстий?
1) длина отверстия;
2) чистота обработки;
3) диаметр отверстия

Часть В. Ответьте на вопросы (1 вопрос – 2 балла)

В1. Напишите название элементов развертки

В2. Напишите название инструментов

Часть С. Решите задачу (1 вопрос – 3 балла)

С1* Определите глубину резания, обороты шпинделя и подачу при сверлении для обработки отверстия диаметром 15 мм и длиной 60 мм в цельной заготовке со скоростью резания 18 м/мин, если сверло проходит этот путь за 3 мин.
ПМ04 «Выполнение работ по профессии токарь»

Эталоны ответов
КР №2 «Обработка отверстий»

Вариант 2
Часть А

А1
1
А9
2

А2
3
А10
1

А3
1
А11
3

А4
3
А12
3

А5
3
А13
1

А6
2
А14
1

А7
2
А15
2

В1
1 – рабочая часть
2 – шейка
3 – хвостовик
4 – направляющий конус
5 –режущая часть
6 – калибрующая часть
7 – обратный конус
8 – угол при вершине
9 – шаг зубьев
10 – зуб
11 – передняя поверхность

В2
1 – сверло
2 – зенковка
3 – машинная развертка
4 – сборная развертка
5 –коническая развертка
6 – зенкер

С1
Глубина резания t = d/2= 15/2 = 7,5 мм
Обороты шпинделя n = 13 EMBED Equation.3 1415 ; n = 382 об/мин,

Подача S = L/n S= 60/382/3 = 0,052 мм/об


Приложенные файлы

Отклонение от круглости – наибольшее расстояние  от точек реального профиля до прилегающей окружности Т круглости - наибольшее допускаемое значение отклонения от круглости.

Поле допуска круглости – область на плоскости, перпендикулярной оси поверхности вращения или проходящей через центр сферы, ограниченной двумя концентрическими окружностями, отстоящими одна от другой на расстоянии, равном допуску круглости Т .

Частные виды отклонения от круглости – овальность и огранка.

Овальность – реальный профиль представляет овальнообразную фигуру, max или min диаметры которого находится во взаимно перпендикулярных направлениях (биение шпинделя токарного или шлифовального станка, дисбаланс детали).

Огранка - реальный профиль представляет собой многогранную фигуру с четным или нечетным количеством граней. Возникает чаще всего при бесцентровом шлифовании - изменение положения мгновенного центра вращения детали.

Для определения отклонений от круглости применяют одно- , двух- и трехточечные приборы, кругломеры.

2. Продольное сечение.

Отклонение профиля продольного сечения – отклонение от прямолинейности и параллельности образующих.

Дифференциальные параметры.

Конусообразность - отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие прямолинейны, но не параллельны.

Бочкообразность - отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие не прямолинейны и диаметры увеличиваются от краев к середине сечения.

Седлообразность - отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие не прямолинейны и диаметры уменьшаются от краев к середине сечения.

Отклонение от цилиндричности – наибольшее расстояние от точек реальной поверхности до прилегающего цилиндра. Понятие отклонение от цилиндричности характеризует совокупность отклонений формы всей поверхности детали.

Поле допуска – область в пространстве ограниченная двумя соосными цилиндрами.

Отклонение формы плоских деталей.

Отклонения от плоскостности - наибольшее расстояние от точек реальной поверхности до прилегающей плоскости в пределах нормируемого участка.

Частные случаи – выпуклость, вогнутость.

При применении отклонений от прямолинейности и плоскостности используют поверочные линейки или концевые меры.

Различают два вида требований к форме поверхности:

1. Требование к форме поверхности на чертеже отдельно не указано. В этом случае следует считать, что все отклонения формы поверхности по своей величине не должны превышать допуск размера данного элемента детали.

2. Требование к форме поверхности указано на чертеже специальным знаком. Это означает, что форму поверхности данного элемента требуется выполнить точнее, чем его размер и величина отклонения формы будет меньше, чем величина допуска размера.

Комплексные параметры – параметры, предъявляющие требования одновременно ко всем видам отклонений формы поверхности.

Частные параметры - параметры, предъявляющие требования к отклонениям, имеющим конкретную геометрическую форму.

В процессе обработки деталей неточности станка и упругие отжатия вызывают случайные изменения размеров, поэтому отклонения формы носят не ярко выраженный характер (овальность, огранка, конусообразность и т.д.), а имеют сложный вид.

Профиль обработанной поверхности имеет случайный характер, т.к. размеры детали в различных сочетаниях имеют различные размеры. Эта разноразмерность и есть отклонение формы.







2024 © kubanteplo.ru.