Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться? Как привить ребенку желание учиться Как повысить желание учиться у ребенка
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.
Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность <Приложение 1 Слайд2>.
В педагогике и психологии принята широкая классификация мотивов. Так, по видам деятельности, выделяют социальные (широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества) и познавательные мотивы (широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования).
Исследователи объединяют данные мотивы в определенные группы по направленности и содержанию:
- Социальные;
- Познавательные;
- Профессионально-ценностные;
- Эстетические;
- Коммуникационные;
- Статусно-позиционные;
- Традиционно-исторические;
- Утилитарно-практические (меркантильные) <Приложение1 Слайд3>.
Мотивы школьников можно разделить на побудительные (лежат в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень); внешние (исходят от педагогов, родителей, часто приобретают форму принуждений) и внутренние (внутренние побудительные силы школьника); осознанные (умение рассказывать о причинах, побуждающих к тому или иному действию) и неосознанные; реальные (осознаваемые педагогом и обучаемым) и мнимые.
Л.И. Божович отмечает, что "в системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса" <Приложение1 Слайд4>.
Мотивация деятельности в школьном возрасте имеет свои особенности. С.Т. Шацкий выделяет среди них такие, как:
Стремление детей к общению, развитый инстинкт общительности;
Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощущать, пробовать;
Постоянное выдвижение своего "Я", эгоцентризм, огромное развитие фантазии и воображения (инстинкт детского творчества);
Инстинкт подражательности <Приложение1 Слайд5>.
Отношение школьника к учебе обычно характеризуется активностью, которая определяет степень "соприкосновения" обучаемого с предметом деятельности педагога.
В структуре активности выделяют компоненты:
- Готовность выполнять учебные действия;
- Стремление к самостоятельной деятельности;
- Сознательность выполнения заданий;
- Систематичность обучения;
- Стремление повысить свой личный уровень и пр.
С познавательной активностью напрямую связана самостоятельность школьника (определение объекта и средств деятельности без помощи педагога и родителей). Адольф Дистерверг подчеркивает роль самостоятельности учащихся в обучении: "Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека" <Приложение1 Слайд6>.
Одной из задач учителя является активизация учеников, управление их активностью. Иными словами, учитель должен постоянно побуждать школьников к энергичному и целенаправленному учению, используя различные пути активизации. Психологи выделяют стимулы активизации учебной деятельности школьников:
Обращайтесь к самолюбию (следует поощрять стремление учеников к новым достижениям);
Демонстрируйте достижения. В.Шаталов предлагает использовать "систему открытых перспектив", полагая, что обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой;
Поддерживайте соперничество с осторожностью (важно, чтобы соперничество между учащимися напоминало спортивное соревнование с равным шансом на победу;
Хвалите (похвала должна быть спонтанной, объективной, точно адресованной, искренней);
Критикуйте сопереживая
Подбадривающая критика; критика-упрек; критика-аналогия; критика-надежда; критика-похвала; безличная критика; критика-озабоченность; критика-сопереживание; критика-сожаление; критика-удивление; критика-ирония и пр.
Ищите нестандартные решения;
Дайте учащимся шанс спасти свой престиж;
Создавайте хорошую репутацию своим ученикам . <Приложение1 Слайд7>
В своей педагогической практике учителя начальной школы № 1740 используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса. Накопленный педагогический опыт демонстрирует, что наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые отстаивают свое мнение, принимая участие в дискуссиях; рецензируя ответы своих одноклассников; объясняют более слабым ученикам непонятные задания; имеют возможность выбирать задание различного уровня сложности и пр. <Приложение1 Слайд8>.
Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Интерес определяют как положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть
связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена ": в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес" . <Приложение1 Слайд9>.
В арсенале каждого учителя начальных классов нашей школы имеются педагогические технологии: игровые, коммуникативные, исследовательские, здоровьесберегающие, информационные. Наши педагоги уже в начальной школе демонстрируют разные стратегии работы. Для стимуляции учебной деятельности учащихся на уроке важную роль играет рефлексия в конце урока.
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес. Необходимо помнить о важной роли внеаудиторной форме работы с младшими школьниками (театральные постановки, учебные экскурсии и пр.), а также работе с родителями (тематические родительские собрания, на которых знакомят с психологическими и физиологическими особенностями младших школьников, раскрывают роль родителей в формировании учебной мотивации и пр.) <Приложение1 Слайд10>.
Бесспорно, что интерес обучаемых напрямую связан с уровнем и качеством приобретенных знаний, сформированности способов умственной деятельности. С другой стороны, не менее важным является отношение учащихся к учителю . Василий Ключевский заметил, что "чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" . <Приложение1 Слайд11>. На наш взгляд, в этом высказывании скрыта формула успеха педагога. Увлеченное преподавание, новизна учебного материала, практическое применение полученных знаний, доверительные отношения между педагогом и учащимися, педагогический такт и мастерство учителя являются основой формирования устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности.
Педагогу, особенно в начальной школе, следует избегать однообразия и монотонности в учебном процессе и стремиться поддерживать необходимую напряженность процесса обучения. Общеизвестно, что во время однообразной деятельности снижется интерес и, как следствие, концентрация внимания школьников, тогда как разнообразнее учащиеся рассматривают как что-то приятное и происходит мобилизация сил.
М.Анчаров иронично заметил, что "дети родятся гениями, потом их переучивают во взрослые" <Приложение1 Слайд12>. Поступивший в первый класс ребенок как бы выражает себя в формуле: "Я хочу учиться". С помощью учителей в начальной школе он трансформирует представление о себе таким образом, что в подростковом возрасте проявляет себя в формуле: "Я хочу и могу учиться". Далее, в старшей школе в сотрудничестве с педагогами и сверстниками укрепляется убеждение, с которым он покидает школу: "Я могу учиться и хочу учиться всю жизнь."
- Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Педагогика, 1968.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.
- Выготский В.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология - М., 1991.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком так? - М.: ООО АСТ, 2008.
- Закон РФ "Об образовании" от 23.01.1996.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
- Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. _ М., 1996.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", Московское городское педагогическое сообщество, 1999.
- Сокровищница вечных истин. Афоризмы / Сост. С.Б. Барсов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
- Шацкий С.Т. педагогические сочинения. - М., 1962-1964.
Именно этот фильм меня зацепил.
Нечасто можно встретить зарубежный фильм о школьниках, в котором нет:
б) сцен курения травки и распития спиртного;
в) пошлостей и унитазных шуток.
Фильм яркий, не нудный, добрый, актеры симпатичные и хорошо играют.
Сюжет фильма не очень оригинален и для взрослого предсказуем.
Фильм "16 желаний" напоминает нам о том, что модные шмотки, дорогие авто и желание выпендриться еще не самое главное в жизни, а есть вещи и поважнее, например, дружба, семья, взаимопомощь.
В наше время для школьников это очень актуально.
Если раньше мы ходили в школу в единой форме, макияж, маникюр, прически и т.д. были запрещены, телефонов и планшетов не было, то сейчас школьники самоутверждаются дорогой одеждой и гаджетами.
Итак, о чем фильм (коротко и без спойлеров).
Все действие фильма проходит как бы в один день - день рождения Эбби.
Эбби загадывает желания, и в день 16-летия она, проснувшись, загадала последнее желание, всего их в списке стало 16.
А какие могут быть желания у подростка? Для взрослого глупые, а для него - очень важные!
Желания сводятся к тому, чтобы быть лучше своей соперницы Кристи (у которой тоже в этот день день рождения) во всём.
И вот, в день рождения Эбби происходят странные вещи, которые подстраивает волшебная фея.
Многим родителям приходится ежедневно вступать в поединок с собственными детьми и бороться за их же собственное будущее. Зачастую школьники не проявляют никакого желания учиться, отлынивают от выполнения уроков и даже прогуливают. Что делать, если сборы в школу – стресс, выполнение домашнего задания – нестерпимые мучения? В Центре «Радость жизни» проводит консультации психолог для детей и подростков, которым трудно настроить себя на учебу и выполнение домашних заданий.
Идеальный вариант – записаться на , чтобы специалист подсказал правильное решение этой задачи, но очень многое зависит и от самих родителей. Есть проверенные приемы, которые помогут пробудить интерес ребенка к учебе. Если родителям удастся привить любовь к постижению всего нового, они могут быть спокойны за будущее своих детей.
Не ожидайте и не требуйте от своего ребенка слишком многого. Разумеется, вы считаете его самым талантливым, способным и уверены, что он может одновременно быть отличником и великолепным танцором, скрипачом или художником. И все же смиритесь с реальностью: дети точно так же устают, плохо себя чувствуют, не испытывают желания заниматься той деятельностью, к которой их принуждают родители.
Нередко требуется психологическая помощь детям, которые живут в постоянном стрессе, с чувством вины из-за того, что не оправдывают родительских ожиданий. У каждого человека свои таланты, достоинства и недостатки. Ваш ребенок не исключение. Примите это! Подумайте, что для вас важнее: воспитать отличника-невротика или .
Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. Вспомните неприятное чувство, когда вас самого сравнивали с другими людьми. Сколько комплексов можно привить только этим! А главное, вы ведь все равно не добьетесь цели: ребенок не станет похожим на ваш идеал, зато его самооценка может сильно пострадать, а результаты – ухудшиться. Отмечая и поощряя прогресс ребенка, сравнивая его с ним самим в прошлом, вы получите гораздо больше и сохраните хорошие отношения.
10 приемов, чтобы мотивировать ребенка к учебе
- «Дети видят, дети повторяют». Эта фраза актуальна во все времена. Если вы сами постоянно узнаете что-то новое, делитесь интересной информацией с ребенком, он станет делать так же. Читайте, смотрите познавательные фильмы, учитесь, развивайтесь сами и включайте в этот процесс своего ребенка. Докажите важность учебы на собственном примере.
- Используйте новые технологии. Многие родители ругают гаджеты, переживают из-за того, что детей «невозможно оторвать от планшета». Нередко это оборачивается настоящей зависимостью, и нужна и подросткам, которые полностью погружаются в виртуальный мир. Но вы можете научить ребенка добывать знания с помощью новых технологий. Вместе осваивайте полезные программы и приложения: рисуйте, программируйте, изучайте, проектируйте.
- Создайте «ученую» атмосферу. Гарвардские ученые доказали, что хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Постоянный доступ к интересным книгам только на пользу. Зачастую ребенок берет что-то почитать от скуки, а потом чтение входит в привычку.
- Позвольте ребенку учиться так, как ему удобно. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает, что мозг каждого человека учится по-своему. Кому-то для концентрации внимания лучше сидеть за столом в полной тишине, а кто-то учится, развалившись на диване и включив музыку. Позвольте ребенку чувствовать себя свободным во время учебы. Кстати, это может создать дополнительные «зацепки для памяти» (ассоциации со звуками, цветами, движениями).
- Поощряйте хобби. Вы понятия не имеете, в каком мире придется жить в будущем, какие профессии будут востребованы. Позвольте ребенку любую деятельность, к которой он стремится, будь то складывание пазлов, бег, приготовление пищи или запись видеороликов. Включитесь в увлечение ребенка, водите на интересные для него выставки, находите тематические передачи. Нередко помощь психолога ребенку заключается в том, чтобы помочь раскрыть «особенные» таланты.
- Выбросьте телевизор. Серьезно. Если не можете от него избавиться, то включайте не более чем на 15-30 мин в день. Ни вы, ни ваш ребенок не становитесь счастливее, умнее, талантливее, часами смотря бестолковые фильмы и программы.
- Играйте. Развивающие игры вроде «Монополии» могут стать прекрасным способом совместного времяпрепровождения. Играйте вместе с ребенком. Вам это тоже может понравиться!
- Разговаривайте и честно отвечайте на вопросы. Иногда нужны консультации психолога ребенку, который уверен, что . Зачастую причина такой уверенности кроется в отсутствии внятных ответов. Не игнорируйте вопросы вроде «Зачем это нужно?», отвечайте честно и подробно. Если вы сами понимаете, что та или иная тема не может пригодиться в жизни, объясняйте, какие навыки мышления ребенок приобретет, изучив ее.
- Не платите за оценки. Некоторые родители совершают ошибку, давая деньги за каждую хорошую отметку. Это путь в никуда. Поощряйте ребенка за хорошие результаты, но не платите деньги. Пусть это будут нужные вещи, поездки и т.п.
- Развивайте полезные навыки. Умение хорошо считать, быстро читать, находить нужную информацию – все эти навыки упрощают процесс обучения. Если ребенку интересно и легко учиться, он делает это с удовольствием.
Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребенка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.
Пусть будет этот день рождения
Наполнен счастьем и добром!
Пускай сбываются стремления,
Пусть бьет энергия ключом!
Желаю радостных событий,
Веселых, преданных друзей
И удивительных открытий,
И множество чудесных дней!
Желаю хорошо учиться,
Уроки знать всегда на пять!
И только к лучшему стремиться,
Легко всех целей достигать!
Друзей лишь верных и веселых,
Чтоб жить, как можно веселей!
И много впечатлений новых,
Побольше ярких тебе дней!
Пусть все мечты осуществятся,
Накроет радостью волна,
Желаю чаще улыбаться,
Чтоб счастьем жизнь была полна!
Поздравляю с днём рождения отменного ученика, весёлого и озорного школьника. Пожелать хочу успехов в учёбе и увлечениях, пусть любое дело завершается победой, пусть всегда будут силы и энтузиазм для достижения своих целей, пусть будет доброй и счастливой дорога твоей жизни, пусть рядом всегда будут родные люди и верные друзья.
День рождения - это так классно,
Ведь сегодня весь мир для тебя!
Пусть тебе светит солнышко ясно,
Рядом будут друзья и семья!
Пусть мечты твои все исполняются,
Будет радужным каждый твой миг!
Пусть удача всегда улыбается,
Чтобы ты новых целей достиг!
Короткое
С днем рождения поздравляю,
Счастья и добра желаю,
Много преданных друзей
И успешных школьных дней
С днем рожденья поздравляю.
Умным будь, всегда смышленым,
Много радости желаю,
И удачи дома, в школе.
Пусть сбываются желанья,
И надежды, и мечты.
И, конечно, пусть, желаю -
Будет все, как хочешь ты!
С днем рождения поздравляем,
От души тебе желаем,
Быть веселым и примерным,
И учеником отменным,
Ловким, целеустремленным,
Жизнерадостным, веселым,
Любознательным, активным,
Честным, смелым, позитивным.
Все науки постигать,
От друзей не отставать.
В школу с радостью ходить,
Лишь пятерки приносить.
Желаем в день рождения удачи,
Ведь школьнику она всегда нужна.
И чтобы заглянуло в гости счастье,
И рядом были лучшие друзья.
Желаем хорошо всегда учиться,
Учителей всем сердцем уважать.
И всё, что в жизни невзначай случится,
Пусть будет обязательно на «5»!
Учи уроки хорошо,
И спортом занимайся,
И старших всех ты уважай,
Ну, и в себе не сомневайся.
И школу ты не пропускай,
Будь самым лучшим в классе,
С улыбкой каждый день встречай,
Тебе желаю счастья!
И в этот день, тебе еще,
Успеха тоже пожелаю,
С днем рождения тебя,
От всего сердца поздравляю!
Пожелаю в день рождения
Море счастья и удачи,
И цветного настроения -
Оно в жизни много значит!
Пусть мечты осуществятся,
Мир наполнит лишь добро,
Нужно чаще улыбаться,
Чтоб в душе было тепло!
Желаю писать без ошибок,
Желаю делить-умножать,
Желаю побольше улыбок,
Желаю учиться на «пять».
Желаю хороших подружек
И с физкультурой дружить,
Вкусных в столовке ватрушек,
И модную сменку носить.
Желаю крутых сочинений,
Чтоб калькулятор не «вис»,
И творческих лишь изложений,
Ты, в общем, отлично учись.
Как мы общаемся с детьми, как относимся к ним, очень сильно влияет и на формирование нашей личности. Просто дети мечтают по-крупному и желания у них безграничны. А взрослый человек сталкиваясь с реальностью вынужден отказаться от многих своих детских устремлений, запрятать их глубоко от чужих глаз и порой от самого себя. Но сами желания, если разобраться, остаются неизменными. Поэтому нам сложно быть счастливыми, ведь ребенок по меткому замечанию Фрейда, не мечтает, например, о больших деньгах и во взрослой жизни они мало кому приносят удовлетворение. Значит, нам надо проще относиться к детским желаниям, ведь в сущности мы остаемся так на них похожи. Предлагаем проверить.
1. Желание веселиться!
Сколько бы ни был ребенок готов отвечать на вопросы докучливых взрослых о том, кем он хочет стать, как видит свое будущее, главным его желанием всё равно останется не упускать момент и веселиться. Так может не стоит им мешать наслаждаться жизнью, а не пытаться заставить их скорее повзрослеть?
2. Желание играть!
Если в детстве вам повезло, то вы видели веселье во всех его формах. А игры всегда были главным источником этого веселья. Играя, дети соревнуются, развивают воображение, да и просто забывают обо всем на свете. Кстати, это полезно и взрослым - попробуйте выделить в своем графике некоторое время на игры.
3. Желание озорничать!
Да, дети очень любят проверять, насколько далеко можно зайти в своих развлечениях. Они могут доводить взрослых до белого каления своими шалостями, просто ради эксперимента. Так постарайтесь не давать своему темпераменту брать верх над вашим разумом – участвуйте в этих экспериментах.
4. Желание экспериментировать!
Да, как и говорилось раньше – эксперименты – это все для детей – это пробовать, учиться, открываться, изучать и все это в одном флаконе. Захватывающе звучит! А как же ошибки? А позвольте им сделать их собственные ошибки, даже если вы знаете, что они столкнуться с препятствиями.
5. Желание быть принятыми!
Никто не хочет быть аутсайдером и в первую очередь, дети. Однако именно они чаще всего себя ощущают таковыми. А хочется ведь признания, понимания, чтобы тебя ценили, в конце концов – совсем, как взрослым. И вывод напрашивается сам – прощайте им мелкие проступки – на ставьте их в угол слишком надолго.
6. Желание дружить!
В большинстве своем дети любят находиться в компании других детей. Даже если это самый независимый и самодостаточный ребенок, он все равно будет стремиться к сверстникам. И, слава богу, пока это не друзья Вконтакте и в Фейсбуке. Так что можете быть уверены, что у них есть свой маленький социум.
7. Желание быть в безопасности!
Дети адаптируются к любым ситуациям. Чаще всего они слышать не хотят о том, что их занятия могут быть опасны. И даже несмотря на то, что некоторые из детей чувствуют инстинктивно, что мир опасен, они будут еще сильнее жаждать испытать, насколько же он опасен. Постарайтесь уберечь их от больших опасностей и травм, пока они изучают мир.
8. Желание мира!
Это желание вытекает из предыдущего. Если ваше детство проходит под ежедневную бомбежку, выстрелы, теракты и просто недостатке простых удобств для жизни, то вряд ли вы назовете свое детство счастливым. К сожалению, взрослые не могут ничего поделать с этой проблемой (если они не обладают значительными политическими силами).
9. Желание есть!
Ребенку нужно топливо! Одним меньше, другим больше, но регулярное питание – одна из базовых потребностей человека. Так помогите младшим быть обеспеченными в этом плане.
10. Желание доверия!
Дети всеми силами верят в людей и людям, даже незнакомым. Однако, обжигаясь однажды, они хотят, чтобы их доверие снова было вознаграждено. Будьте честны с ними, не давайте повода не доверять вам.
11. Желание иметь дом!
Умея адаптироваться под ситуацию, дети могут жить практически в любых условиях. Но им нужно комфортное, безопасное место, которое они смогу называть домом. Просто дайте им такое место.
12. Желание иметь родителей!
Может казаться, что дети, увлеченные своими экспериментами и познанием мира, забудут и скучать о родителях. Однако они будут! И все, что вы можете сделать – оказаться в нужный момент рядом.
13. Желание работать не слишком тяжело!
Детям нужно быть детьми: гулять, веселиться, узнавать себя и мир. Помните об этом, когда они домывают посуду, заканчивают уборку и доделывают домашнее задание.
14. Желание учиться!
Они могут не признаваться. Но дети любят узнавать новое! Вот почему они так рьяно испытывают мир, нас, жизнь! Ваша помощь может состоять в том, чтобы их знания оказались полезными: играйте с ними, подсказывайте открытия, обучайте полезным навыкам.
15. Желание желать!
Детям нужно время на мечты и желания: каникулы, выходные. Вот почему они так любят эти дни. Позвольте им насладиться свободным временем и помечтать.