Отрывок из басни а ларчик просто открывался. А ларчик просто открывался. Мораль устойчивой фразы


«Ларчик» - одна из первых оригинальных басен Крылова. Басня Крылова Ларчик повествует об опытном механике, который безуспешно пытался открыть ларец. Несмотря на усилия мастера и подсказки собравшихся зрителей, ларец так и не был открыт – оказалось, что замка в нем попросту нет.

Басня Ларчик читать

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Мораль басни Ларчик

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Басня Ларчик - анализ

«Ларчик» - это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик обычно начинается с конца, с фразы «А ларчик просто открывался». Этими словами Крылов говорит, что не стоит слишком усложнять поставленные задачи, не попробовав решить их самым простым способом.

Но в данном контексте немалое значение имеют и длительные потуги опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это – олицетворение попыток понимания самого Крылова. Писатель утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням – чаще всего, он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой вариант прочтения этого произведения. Писатель так и не дал читателю конкретно понять – как именно был открыт ларец? Из этого вытекает еще одна мораль басни Крылова Ларчик - единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Читатель сам должен понять – действительно ли ларчик не имел замка, или механик просто не смог его найти.

Случается нередко нам
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
_____

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Басня «Ларчик» является одним из немногих оригинальных произведений известного поэта И. А. Крылова, которые имеют сразу несколько трактовок. Но прежде, чем раскрыть вам каждую из них, приглашаем лично ознакомиться с этой басней.

Басня «Ларчик»

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал:
“Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою”.
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
“Не тут, не так, не там!”
Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Мораль басни Крылова «Ларчик»

Мораль басни «Ларчик» заключена автором в первые 4 его строки и состоит в том, что, решая ту или иную задачу, не нужно спешить «мудрить», сначала следует попробовать простые и очевидные варианты, т.к. именно они нередко оказываются лучшим (а иногда и единственным) решением.

Анализ басни «Ларчик»

Простой сюжет басни «Ларчик»: «к кому-то принесли» удивительный ларец ручной работы, и в ларце в этом не было замка, что придавало ему еще большую загадочность, поэтому за раскрытие его «секрета» взялся настоящий мудрец, но только чтобы он со шкатулкой не делал, какие инструменты не использовал, открыть ее ему так и не удалось, – казалось бы, ничего поучительного, если бы не последняя строчка, в которой автор поясняет, что ларчик-то «просто открывался».

Точно так же и в жизни: очень часто люди ищут какие-то сложные решения в ситуациях, где выход из них «лежит на поверхности», как в случаях с баснями. Крылов словно объясняет своему читателю, что не нужно искать в его творениях тайный глубокий смысл, он очевиден и практически всегда прописан автором.

В то же время даже в данное произведение некоторые вкладывают дополнительный смысл: поскольку поэт так и не раскрыл нам тайну, как же все-таки открывался этот загадочный ларец, значит, у истории есть два сюжетных варианта.

  1. Ларец действительно не имел замка.
  2. Замок все же был, но мастер его просто не нашел.

Какой из них выбрать, каждый читатель решает для себя сам – нет универсального ответа, как и единственно верного решения у любой проблемы, к каждой из них нужен свой подход: где-то сложный, а где-то самый простой.

Крылатые выражения из басни «Ларчик»

«А Ларчик просто открывался» – используется для характеристики проблемы в басне «Ларчик», которая при кажущейся сложности имеет простое решение.

Были заимствованы из литературных произведений. Часть из них пришли к нам из известных басен Ивана Андреевича Крылова. Например, фразеологизм «а ларчик просто открывался».

В этой статье мы рассмотрим эту цитату из басни Крылова, определим ее значение и мораль.

Значение фразеологизма «а ларчик просто открывался»

Для определения выражения обратимся к различным словарям. Толковый И. С. Ожегова дает следующее толкование этой устойчивой фразе: «О том, что казалось сложным, а на деле было совершенно простым». Лингвист отметил, что выражение используется в разговорном стиле.

Рассмотрим, какое определение словарь И. А. Бунина под редакцией А. И. Васильева дает устойчивой фразе «а ларчик просто открывался». Значение фразеологизма в нем следующее. «Применяется, когда говорят о каком-либо деле, вопросе, при разрешении которого нечего было мудрить».

Фразеологический словарь Розе Т. В. содержит такое толкование: «Простой выход из, казалось бы, затруднительного положения».

Как мы видим, все определения выражены различными словами, но имеют общее значение.

История происхождения

Как уже было отмечено, пришло к нам из басни 1808 года «Ларчик» Крылова И. А. Она начинается с основной мысли автора. Далее следует история о том, как один механик пытается разгадать секрет ларца без замка: как он открывается.

Он вертит его и так, и сяк, ломает свою голову, нажимает на разные места. Но ларчик не поддается, и зрители смеются. Механик старался, потел, устал и сдался. А ларец открывался просто, он не был заперт.

Мораль устойчивой фразы

Есть такое как «ломиться в открытую дверь». Оно прекрасно передает значение фразеологизма «а ларчик просто открывался». Автор рассматриваемой нами цитаты из басни передает читателям мысль о том, что часто сложные на взгляд ситуации имеют совершенно простой выход.

Фраза из этого произведения мгновенно стала крылатой. Она имеет популярность у писателей и журналистов. Первые часто используют его в диалогах, а вторые - в заголовках. Они применяют это выражение для того, чтобы показать, что все на самом деле проще и яснее, чем кажется.

Значение отрывка из басни актуально для всех нас. Ведь часто нам кажется сложным то, что порой на самом деле имеет простое решение. В таких случаях стоит вспомнить басню Крылова «Ларчик». Она прекрасно показывает нам, как люди осложняют то, что имеет простой выход.

Марина Серова

А ларчик просто открывался

Тарасов - обычный провинциальный городок с миллионом жителей. Не лучше и не хуже других. В нем есть все, что и в других российских городах: кинотеатры и торговые центры, стадионы и университеты, рестораны, казино, ночные клубы. А еще имеются аэропорт, музеи, театры, большие площади и красивые соборы. В общем, есть все.

Да и жизнь в Тарасове протекает так же, как и везде, - есть и хорошее, и плохое. Бывают метели и наводнения, оползни и ураганы, инфляция и приватизация. Случаются выборы и перевыборы, разоблачения нечистоплотных политиков и заказные убийства.

Кстати, по части заказных убийств Тарасов не отстает от столицы. Сначала убивают какого-нибудь криминального авторитета в собственном офисе, а вместе с ним - еще бог знает сколько людей. Потом взрывают вместе с машиной предпринимателя, травят местного политика, убивают из пистолета президента какого-нибудь общества у подъезда дома. Затем умирает загадочной смертью бывший мэр, или при странных обстоятельствах совершает самоубийство крупный промышленник… Сей список можно продолжать и продолжать.

Но кроме негатива, на который богата современная жизнь, тарасовцы имеют под боком целый ворох достопримечательностей - несколько театров, собиновскую консерваторию, основанный внуком Радищева музей… Здесь жили Чернышевский, Собинов, Константин Федин, Лев Кассиль и много других именитых людей прошлого. Повезло городу Тарасову и со знаменитостями нынешними, такими как Табаков, Янковский, или звезды эстрады Алена Апина, Бари Алибасов и прочие на-найцы.

Тарасов всегда славился своей любовью к искусству. На карте нет другого города, который бы так ценили гастролирующие музыканты и актеры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что описанное ниже происшествие произошло именно здесь, в Тарасове…

* * *

Во всеми любимом музее имени Радищева свершилось долгожданное событие - выставка уникальной коллекции старинных икон. Тарасовцы, страстные поклонники и ценители «преданий старины глубокой», с нетерпением ждали ее открытия. Директор музея несколько месяцев вел переговоры с владельцем коллекции Сергеем Викторовичем Годящевым.

Собиратель раритетов не возражал против выставки и согласился показать землякам свою коллекцию, но… Произошло непредвиденное: в последний момент, когда осталось только подписать договор, срочные дела потребовали присутствия Годящева в Москве, и договор остался неподписанным. Директора музея Алексея Петровича Белова, весьма огорченного, конечно, этим обстоятельством, буквально осаждали журналисты с телевидения и из местных газет, и поскольку он нисколько не сомневался, что договор будет подписан, сообщил репортерам о выставке как о деле решенном. И вдруг раз… такая обидная неувязка.

А пока Алексей Петрович решил заняться починкой и профилактикой охранной системы музея, чтобы, когда наконец иконы займут свои места, все было в ажуре и придраться было не к чему.

Сигнализационная система в музее, конечно, была довольно старой и оставляла желать лучшего. Директор с волнением думал о том, что она не сможет обеспечить полноценную, надежную охрану ценной коллекции икон во время выставки, о которой велись переговоры. Но совсем недавно произошло настоящее чудо: одна фирма предложила музею установить ультрасовременную охранную систему с видеокамерами и прочими мудреными прибамбасами в обмен на обещанные музею госсубсидии. Белов сначала было отказался, но потом рассудил так: денег от государства он дождется не раньше чем через полгода, и тогда все равно придется всерьез заниматься сигнализацией. Поэтому с чистой совестью согласился принять предложение, показавшееся ему вполне приемлемым. Были подписаны соответствующие документы, и фирма обязалась по первому требованию установить все необходимые устройства.

И вот теперь, раз выставка откладывалась, директор решил воспользоваться услугами фирмы. В тот же день, когда выяснилось, что Годящев срочно должен уехать в Москву, Белов вызвал бригаду монтажников. Те скоро приехали и стали выгружать оборудование. Алексей Петрович следил за ними с нескрываемым восхищением, так легко и слаженно они работали. У порога музея постепенно выросла гора ящиков, коробок и бухт провода. Лежали лестницы, веревочные подъемники и еще куча всякого непонятного оборудования. Белов открыл перед бригадой двери музея, и гора с крыльца так же стремительно перекочевала внутрь. Монтажники, все как один в оранжевых комбинезонах, столь же быстро и слаженно привели свое оборудование в рабочее состояние. Алексей Петрович не поспевал везде, работы проводились сразу в нескольких местах здания, каждые десять минут к нему подходил бригадир и уточнял какие-то детали. Одним словом, музей превратился в муравейник.

Закончилось все ровно через сутки так же внезапно, как и началось. Алексей Петрович прошел по музею с инспекцией. Он ожидал увидеть какой-нибудь мусор, обрывки проводов, например, но в залах было идеально чисто. Сигнализацию, как по старинке называл охранную систему Белов, установили, а следов какой-либо деятельности не осталось и в помине. Директор дважды обошел здание, осмотрел двери, окна, с которых начисто исчезли уродливые провода от старой сигнализации. В общем, все было в порядке.

Тогда он отправился в бывшую техкомнату, где раньше был свален весь музейный хлам. Теперь там расположился пульт управления охранной системой. Помещение оказалось заставленным мониторами, приборами и прочими ящиками непонятного назначения. Алексей Петрович осторожно сел на стул перед главным пультом, разглядывая это чудо техники. Вдруг в дверь постучали, и, не дожидаясь ответа, в комнату вошел молодой высокий парень в сером костюме. Окинув все быстрым взглядом, он обратился к Алексею Петровичу:

Здравствуйте, вы директор?

Да я, Алексей Петрович Белов, директор музея.

Отлично! Я Максим Романченко, меня прислали из фирмы, устанавливавшей здесь систему. Я в течение месяца буду работать у вас ее оператором. За это время вы сможете подыскать мне замену из своего персонала или наймете человека, а я его всему обучу.

Замечательно! - улыбнувшись, сказал Алексей Петрович. - Я как раз сейчас думал о том, что мы теперь со всем этим будем делать, и, честно говоря, уже хотел вам звонить.

Ну а так как я сам здесь, давайте я вам объясню, как работает система, чтобы вы имели представление о том, чем обзавелись. - Парень положил на стол небольшой кожаный кейс и, щелкнув замками, извлек из него огромную толстую книгу, запаянную в полиэтилен. - Вот руководство по эксплуатации, но пользоваться им вообще-то может только тот, кто уже умеет обращаться с системой.







2024 © kubanteplo.ru.