Павел Пожигайло: Россия — это хор народов. Пожигайло павел анатольевич Новый культурный анекдот


Известный и даже необычный человек в «Единой России». Много лет он возглавляет Фонд изучения наследия П. А. Столыпина, был очень заметен и в Государственной Думе и на госслужбе.

— Павел Анатольевич, Патриарх Алексий II, говоря об индустрии разврата, как-то заявил, что «против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить». Разделяете ли вы это мнение?

— С моей точки зрения, угроз для России сегодня не меньше, чем в 1941 м году. Но многие люди этого не видят. Кто может по-настоящему оценить реальную опасность?! Кому-то это видение дал Господь, кто-то много читает, сопоставляет, анализирует, а у кого-то срабатывает родительское чутье. Такие люди понимают: на страну надвигается страшная угроза. В недавно вышедшем фильме «Золотой компас» — многозначительное название! — эти угрозы уже не маскируются.

О чем речь? Фактически идет процесс вынимания душ из человеческих тел. Покупка душ, их уничтожение. И вроде бы физические тела те же, и страна та же, и люди ходят, а души исчезают. Но потеря духовного потенциала нации равносильна истреблению народа. Тела тихо вымрут, и страны не будет.

Все государственные программы рассчитаны сегодня на 5—10 лет. И, заметьте, ни в одной из них не звучит слово «культура». Ни в «2020», ни в других судьбоносных выступлениях. С одной стороны, это закономерно — если планировать только на 10 лет, значимости культуры не видно. Основными факторами, определяющими жизнь людей, будут деньги, нефть, пенсии, чуть-чуть — здоровая пища… Видимые вещи.

Но если бы мы сегодня попытались смоделировать развитие России на 200 лет вперед, то ответ на вопрос, сколько нас будет и каким станет это новое, молодое поколение россиян через такой промежуток времени, лежит в сфере ценностно-ориентированной культуры, включающей и нравственность и духовность. Все стратегические интересы государства неразрывно связаны с этой областью. На таких временных отрезках «не работает» макроэкономика, а тем более нынешние задачи, считающиеся первостепенными.

Закон о противодействии распространению эротики и порнографии, на который я потратил четыре года своей жизни (работа над ним началась еще в Государственной Думе), вызывал, в лучшем случае, улыбки, а в худшем — раздражение. Вот, мол, человек вроде бы не бедный и куражится — занимается ерундой. Лучше бы делом озаботился — клубы в сёлах строил. Но зачем нам эти клубы?! Что бы там ди-джеи наркотики продавали?! Почему мы так безответственно относимся к своей стране? К своим людям? Почему, произнося правильные слова, мы совершенно не понимаем, о чем говорим?! Что такое сбережение народа? Это культура, и ещё раз культура!

— Вы так горячо говорите…

— У меня маленькие дети. Я поздно завел семью, в 35 лет. К этому моменту у меня произошло глобальное переосмысление отношения к жизни — к вере, к окружающему миру. Невозможно построить нормальную семью и иметь много детей без опоры на нравственные ценности. Человек, который живет в логическом, индивидуалистическом мире, всё равно будет мучиться выбором. Другая женщина, не жена, она — красивее, длиннее…

— Ну да. А есть ещё блондинки, брюнетки. И вдруг человек понимает, что произошло необратимое разрушение души. Он к нормальной жизни уже не может вернуться! Почему раньше так строго подходили к выбору жениха и невесты? В народной культуре — это целый ритуал. Это же не просто так было, не от скуки. Если девушка к своему замужеству немного походит по рукам, ей будет тяжело в семье. Потому что с каждым новым ощущением рождается искушение, которое останется с ней на всю жизнь.

Многие сегодня по своему материальному благосостоянию могут позволить себе быть многодетными родителями. На Рублёвке, например, живёт не меньше 200 тысяч человек. Каждому из этих людей вполне по силам содержать и пятерых детей. Но детского бума там нет. Почему? Мы живём в протестантской логике, пытаясь сохранить православную этику. А этика у нас всегда вступает в конфликт с логикой. Эго и рацио говорят: чем меньше нравственных установок, тем эффективней бизнес. А если ты ограничиваешь себя в видах бизнеса и не считаешь возможным зарабатывать на рейдерстве, казино, наркотиках, если не можешь вырубить сквер для «точечной застройки», то разве ты станешь успешным бизнесменом?

Порождением нашего времени является эта страшная категория — человек успеха. Некий образец для подражания, который маму родную готов за деньги продать. Естественно, что формируется абсолютно циничное, прагматичное общество. А что такое дети? Это, прежде всего, способность жертвовать собой, своим временем, удовольствиями. Семья, дети — это множество ограничений.

Индивидуализм и эгоизм породили феминизм. Женщины ищут свою нишу в жестоком и циничном мире. И, конечно, их нельзя за это осуждать. Я вообще считаю, что во всём виноваты мужчины. И если бы наши мужские сердца обладали правильным пониманием любви, то и феминисток у нас не было бы — все вокруг были бы женами или невестами.

Но человек успеха требует другого. Он относится к живому существу, как к вещи. Единственной возможностью остановить это бедствие является вложение в культуру. Мы вот защищаем помидоры и огурцы деньгами государства, хотим развивать отечественное сельское хозяйство. А души человеческие? Неужели государство не должно защищать души своего народа?! Мне кажется, в этой сфере должен быть самый беззастенчивый протекционизм! Да лучше мы ветки еловые будем есть, как лоси, но дайте вы детям возможность вырасти людьми, испытывающими потребность не только в телесной, но и в духовной пище! Отключите вы этот телевизор вообще, если не в состоянии его контролировать. Не нужен он сегодня, если мы ставим задачу выжить через двести лет!

Россия всегда была религиозной страной. Душа — главное. Но пока всё делается не для того, чтобы запечатать печати, о которых Иоанн Богослов говорит в «Апокалипсисе», а распечатать их как можно быстрее.

Конечно, «бомба» эта грянет, как грянула революция в 1917 м году. Достоевский в «Бесах» всё описал. Он чувствовал, понимал, что элита, которая существовала тогда в России, совершенно оторвалась от действительности. Столыпин застал конец этого процесса, когда внутренняя этическая обида народа вырвалась наружу, сметая все на своем пути. Основы веры были подорваны. Поэтому и храмы потом взрывали те же люди, которые в них раньше ходили молиться.

Мы в нынешнем состоянии, может быть, ещё лет 20 проживём. Но в какой-то момент, если ничего не менять, наступит трагедия. Детишки в 10—11 лет на мобильных телефонах уже обмениваются порноконтентом. Кто из них вырастет? О каких семьях может идти речь?!

Культура же России является безусловной духовной ценностью, мощным консолидирующим началом, многие века скрепляющим на одной территории большое количество людей разных национальностей и вероисповеданий. Она способна стать опорой для восприятия страной, обществом новых вызовов времени и разрешения надвигающихся проблем, фундаментом стратегии развития государства.

Профанация культуры, недооценка ее роли, может привести, в конечном счете, к разрушению огромной многонациональной, многоконфессиональной страны.

Помните фильм Резо Чхеидзе «Отец солдата», где старый грузинский крестьянин Георгий пытается найти на войне своего сына. Появись он сегодня, мог бы растопить лед в самой закостенелой душе. И может быть отношения между нашими странами, народами стали бы другими. Или современная ситуация на Украине, где разворачивается антироссийкая кампания — раскол давно бы стал непреодолимым, не будь у нас общих культурных корней.

— Мне приходилось говорить с одним влиятельным лицом о плане «2020». Я высказала мнение, что все эти идеи про «прекрасное далёко» не будут воплощены в жизнь без кардинального оздоровления духовной жизни общества и, прежде всего, телевидения. А он мне говорит: «А вы знаете, что станет с политиком, который выступит на эту тему? Его сомнут в десять минут. Пресса — это власть». Меня, честно говоря, удивляет страх наших государственных мужей перед телевидением. Это, конечно, серьезная сила. Но надо верить в свой народ, надо опираться на него, а не превращать его в безмозглое стадо…

— Телевидение — это наркотик, сильнейшее средство воздействия на сознание человека. Тяжело наркоману избавиться от зависимости? Да, но возможно. Только лучше — отложить. «Я через месяц займусь здоровьем, а сейчас еще раз нюхну». Точно такие же отношения у власти и средств массовой информации. У нас всё время «скоро выборы», а 50 процентов результата дает телевидение. Но если вы переформатируете СМИ, и они начнут производить серьезный продукт — с дискуссиями, разными мнениями, с позитивом, тогда этот инструмент станет менее эффективным. Манипуляция не так успешна! Поэтому сегодня 90 процентов телеконтента формирует серую, безликую, легко управляемую массу людей, исповедующих сомнительные идеалы, чуждые российской культурной традиции.

Конечно, это удобно, дает дешевый и быстрый эффект. Но в политике можно выиграть и без медиа-ресурса, хотя и с меньшим перевесом. Да, есть небольшие риски, минусы. А плюсы? Открывается реальное пространство страны, появляется место для личности, в конце концов. В результате, возникает возможность формирования настоящей национальной элиты не андроидного типа. Без всего этого невозможно существование настоящей культуры, восстановление нравственного пространства безусловных ценностей.

— Второй раз в жизни встречаю идеалиста в политике… Давайте вернёмся к вашей работе в Минкультуры. Что удалось сделать?

— В прошлом году мы заняли достойное место среди органов исполнительной власти по законопроектной деятельности. Правительством были одобрены концепции 4 х предложенных нами проектов федеральных законов. Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 21 184 ФЗ» принят и уже вступил в силу. Мы дали возможность регионам участвовать в проведении единой государственной политики в сфере культуры, формировать собственные целевые программы (ранее такие вложения в культуру формально могли рассматриваться как нецелевое использование средств). Второй законопроект — «О внесении изменений в ФЗ «О библиотечном деле» — после длительных (почти полгода!) дискуссий в Минфине, связанных с введением нового понятия — «книжные памятники», сохранение которых предполагает бюджетные расходы, совсем недавно, наконец, был согласован и подготовлен к внесению в Правительство.

Ещё одним законопроектом «О внесении изменений в статью 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», уже внесенным нами в Госдуму, предусматривается лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров программ для ЭВМ и баз данных (в соответствии с действующим законодательством лицензируется только изготовление копий аудиовизуальных произведений и фонограмм). Дело в том, что оборудование, производящее программы ЭВМ и диски с пиратским кино — одно и то же. И зачастую днём эта техника работает по закону, а ночью — на пиратский карман.

Кроме того, мы начали работу по подготовке нового базового для отрасли закона «О культуре».

Ну и, конечно, проект федерального закона «Об ограничении оборота продукции порнографического и эротического характера».

К концу февраля мы получили 23 положительных отзыва на этот законопроект из регионов, нас поддержали 4 министерства!

Законопроектом запрещается лицам, не достигшим 21 года, осуществлять и (или) привлекаться к осуществлению деятельности, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера, а также деятельности по организации и проведению мероприятий эротического характера. Они также не вправе посещать места проведения таких мероприятий и специализированные магазины. Предполагается создать комиссию, экспертные оценки которой могут помочь правоохранительным органам. В Германии есть подобного рода комиссии. Туда входят психотерапевт, преподаватель школы, врач, представитель порноиндустрии и т.д. И они определяют, является ли откровенная сцена в фильме неотъемлемой частью художественного замысла.

— Я вижу, вы глубоко в проблему вошли…

— Мы изучили законодательство нескольких стран. В Украине есть закон «О защите общественной морали», принятый в 2003 году. В Латвии, Канаде, США, Бельгии, Франции… Конечно, наш закон — не панацея, наивно думать, что, запретив бесконтрольную продажу порнофильмов, мы в один день изменим моральный климат в стране. На 100 процентов мы проблему не решим. Но хотя бы на 90 процентов, на 80! Наша задача, в первую очередь, защитить несовершеннолетних от распространения эротики и порнографии, угрожающего их психическому здоровью и нормальному развитию.

— Вас недавно наградили премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина…

— Удивительный был вечер, люди красивые. Мы с Василием Семёновичем Лановым расстались часов в пять утра. Изрядно выпив… Но я получил громадное удовольствие. Столько было настоящих людей, которые, к сожалению, так редко сейчас появляются на телеэкране.

— Если бы вы были президентом, как бы вы устроили Минкультуры?

Министр — вице-премьер. Министр обороны и министр культуры — для страны равновеликие величины. И обязательно министр образования должен быть в подчинении вице-премьера — министра культуры. Это две неразрывно связанные друг с другом сферы. Культура — стержень, без которого образование может создать в лучшем случае бездуховный компьютер.

Но идти в госвласть, чтобы ввязаться в бой, а там, на ходу, мол, разберемся — нельзя.

Чтобы быть министром, нужно точно знать, какие перед тобой стоят задачи. Для поддержания процесса, выполнения представительских функций нужен один человек. Для осуществления прорыва — другой. И это правильно. Возьмите Государственную Думу. Раньше профильный Комитет возглавлял Иосиф Кобзон, человек, олицетворяющий собой российскую культуру. Сегодня задачи изменились, и председателем Комитета стал Григорий Ивлиев — первоклассный юрист.

Сейчас необходима конкретная программа, понимание того, что нужно сделать в отрасли культуры, не наломав дров. Сколько необходимо построить театров, библиотек, но самое главное — чем их наполнить. Как организовать госзаказ в сфере культуры, возродить детское кино и «доброе телевидение», какие ограничения ввести, чтобы защитить людей от низкопробной, бездуховной телевизионной продукции (такой как «Дом-2», передачи канала MTV и тому подобное), разрушающей духовно-нравственные основы общества, защитить русский язык, в конце концов. Причем всё это надо делать обдуманно, без спешки, опираясь, в том числе, на положительный западный опыт.

Что-то уже получилось сделать. Так, например, удалось сохранить лицензирование вещания, несмотря на то, что была попытка отменить лицензию на вещание, оставив только лицензию на частоты.

— А чем это объяснялось?

— Я думаю, здесь не было злого умысла. Связисты не занимаются идеологией, они действовали в рамках своего понимания задач. Им надо было максимально капитализировать рынок связи. Но, допустим, если у вас есть домик в собственности, то мы не можем запретить вам открыть там кабачок. Так же и на частоте. А если бы частоты ушли на западные рынки? Потерю информационного пространства не может допустить ни одна страна в мире. Мы сумели отстоять и единого оператора в лице РТРС (Российская телевизионная и радиовещательная сеть).

Но быть министром без денег тоже нет смысла. Только на кино, я думаю, необходимо порядка 30 млрд. рублей в год. Сегодня практически уничтожено детское кино — нет ни режиссеров, ни сценаристов. Нужно вкладывать средства во ВГИК, чтобы возродить эти специальности. Кто этим будет заниматься? Только государство. А документальное, историческое кино?! Нам нужно наполнить наш библиотечный фонд, многое переиздать. У того же Гоголя почитайте переписку, изданную в советское время: «Я зашел в кабачок, встретил там того-то». И почитайте дореволюционные издания — почти все у Гоголя о православии.

Но для такого рода преобразований, когда приходится идти на непопулярные меры, необходимо иметь железную политическую «крышу». Нужен результат. Это важно. А без команды единомышленников, без условий, о которых я говорил выше, что-то изменить в госполитике в области культуры невозможно.

— Помнится, два года назад вы большие надежды возлагали на предпринимателей, на национально-ориентированный бизнес, который поможет стране. Каковы настроения в этой среде?

— Изменения происходят. Я считаю, что основным магнитом, ориентиром для людей является православная вера. Предприниматель, который вошел в храм, исповедуется, причащается, детей своих в церковь водит, уже «наш». Он не живет только материальным. Другой вопрос, что не все ещё понимают, что главное, а что второстепенное. Круг этих людей растет. Пока никому не удалось объединить их — я имею в виду духовно-практическую форму единения. Чтобы сложив возможности каждого, сделать что-то большое и важное для страны. Если создать, допустим, мощный фонд, разработать систему грантов в сфере литературы, музыки, кино, живописи, поощрить действительно достойных художников, это сможет принести большую пользу России… Задачу возрождения русской культуры я считаю не менее важной, чем строительство храмов.

ПОЖИГАЙЛО Павел Анатольевич. Родился 20 сентября 1963 г. в г. Сысерть Свердловской области. В 1985 г. окончил с отличием Серпуховское ВВКУ РВСН по специальной программе Службы специального контроля (ССК) (гражданская специализация — системный математик, аналитик). С 1988—1991 гг. проходил обучение в адъюнктуре в/ч 11135 ГРУ ГШ г. Москва. Служил в структурах 2-го Главного управления (разведка) Генштаба ВС. Президент Фонда изучения наследия П. Столыпина. Депутат Государственной думы РФ 4 го созыва. Статс-секретарь — заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ (2006—2008 гг.).

Александр ПРОХАНОВ. Павел Анатольевич, думаю, ситуация с Крымом, о которой все сейчас говорят, и проще, и бесконечно сложнее, чем звучит в рассуждениях аналитиков. Потому что результат присоединения Крыма к России — это не дело рук политтехнологов, военных, стратегов. Это чудо божественное. Крымский опыт подтверждает формулу: русская история без категории чуда бессмысленна и необъяснима.

В результате крымской эпопеи в русском народе выделилась огромная национальная энергия, поднялся могучий национальный вихрь. Этот вихрь, эта избыточная энергия — могут ли быть реализованы в творчестве, в искусстве? Почувствует ли сегодняшний русский художник поразительный шанс, чтобы создать шедевр? Возникнет ли в недрах этого вихря, например, современное "Прощание славянки"? Найдётся ли художник, равный Дейнеке, который написал божественную картину-эпопею: мощнейшую атаку черноморцев, крымцев на немецкую рать?

Павел ПОЖИГАЙЛО. Александр Андреевич, я считаю отношение Бога и Адама моделью сотворчества. Именно эту модель Пётр Столыпин некогда применил в своих реформах, и они дали поразительный результат. Русский человек откликается, когда ему предлагают сотворчество. Вы правильно сказали, что Крым — некий Божий промысел. Господь предложил нам это сотворчество.

Посмотрите на лица крымчан. Поразительно чистые лица, открытые глаза. Полтора миллиона человек, которые говорят: "Возвращаемся домой". У меня даже возникло опасение: не дай Бог, наши некоторые стереотипы придут в Крым! А нам бы воспринять эту чистоту, нам бы опереться на неё. Господь не только Крым нам дал, а ещё и людей, которые там живут. Если мы сможем распознать эту благодать, почувствовать и принять, то это творчество, конечно, появится.

Если внутреннее творчество человека или его мысль имеет некую божественную высоту, то такое творчество в конечном итоге рождает Достоевского. Именно такое творчество рождает Ильина или позднего Бердяева. Именно такое творчество рождает в конечном итоге Врубеля и Левитана. Всё зависит от того — мы будем это делать с позиции наших человеческих "талантов", некоего привычного стереотипа, что, мол, человек всё может. Или уловим тот промысел божественный, на котором художник, если он его почувствует, найдёт в этом опору и сможет создать художественное произведение или картину, соответствующие этому духу.

Есть большой соблазн начать внешнее тиражирование нашего успеха, позабыв про формулу Достоевского, что все победы и все поражения — в сердце человеческом. Крым дал нам некое соотношение, некий эталон, идеал и людей этих потрясающих. Мы сбережём это, поймём? Смогут наши творцы уловить этот лучик?

Почему сегодня не сочиняют произведений достойных? Потому что всё идёт или из разума, или от конъюнктуры.

Утром слушал Первый концерт Чайковского. Невозможно такую музыку сочинить просто умом. Это даётся свыше.

Вскоре поеду в Чечню. Мы вместе с Рамзаном Кадыровым хотим ребят наградить, которые участвовали в сводном детском хоре на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Как директор "Всероссийского хорового общества" я занимался этим проектом. Ведь это тоже чудо: собрался тысячный хор, идея которого была буквально вымолена. И материализовалась! Казалось бы, что там хор?

Но произошёл "взрыв". И вот дети разъехались по регионам — и огромное количество писем идёт нам со всей России. Для детей это — огромное событие в жизни. Они почувствовали страну, друг друга, они сплотились. Произошло что-то, что вне человеческого разума, вне рациональной логики. Этого не может понять Запад: он пытается всё уложить в рациональные, логические смыслы.

А у русских всегда была иррациональная, этическая, пассионарная энергия. Когда она опиралась на веру, на благодать и Святой Дух, тогда русский человек выходил в своём творчестве за грань человеческого понимания.

Возьмите "Бесов" или "Братьев Карамазовых". Достоевский знал, что будет через сто лет! Инквизитор… Он до сих пор существует. Если инквизитор будет говорить, то и мы вслед за ним будем говорить, что можем написать песню, картину — что угодно. Гуманисты утверждают, что человек — высшая ценность. Вот о чём говорил инквизитор, о чём говорил Достоевский, и о чём говорили строители Вавилонской башни. Когда человек — высшая ценность, я — бог. С этого начинается падение. И тогда у человека творчество основано не на божественной благодати, а на подшёптывании лукавого. Первое название дьявола - Нахаш - на арамейском языке. Нахаш — это шипящий.

Что это значит? Был звук рая. И задача змея была — заглушить его. То есть Ева не знала этого звука, это — как белый шум. Белый шум заглушил голос рая и позволил змею нашептать в ухо Еве то, что она услышала.

Для того, чтобы воссоздать естественное, органическое соединение с Творцом и, соответственно, с сотворчеством, адекватное божественному замыслу, которое мы и хотим видеть в наших художниках и писателях, нужно заглушить голос змея. А он сегодня льётся из всех радио, из всех наушников — отовсюду. Он глушит человеческое сознание.

Да, квант энергии высвободился. А что с ним будет? Важно поведение человека, личность. Личность, именно как тварь Божья, та, которая творит и наделена этим самым творчеством, которая живёт в сотворчестве с высшим замыслом, с Богом. Она и может творить великие произведения.

Александр ПРОХАНОВ. Крымские события вызвали в русском народе вспышку. Любви, радости, обожания и веры. Все называют эту крымскую эпопею чудодейственной, нечаянной радостью, нежданным счастьем. Но у либералов крымская эпопея вызвала такой же могучий квант тьмы, негодования, ненависти. Они изливают потоки русофобии. Макаревич ставит крест на русском народе, говоря, что народ больше ничто не спасёт. Быков брызжет своей бычьей слюной.

Вы говорите о музыке, вам это близко. А у Макаревича все эти десятилетия в душе звучала музыка Мёртвого моря, что изливалась, быть может, из раковины, которую он подобрал на берегу этого моря. Теперь вдруг в гармоничную музыку Мёртвого моря влилась музыка Байкала, сломала ему эту гармонию. И начинает плескать другая мелодия: "Бродяга Байкал переехал" или "Тёмное море — священный Байкал". Это ломает всю их выстроенную мистическую культуру. Я убеждён, что в среде либеральных художников, поэтов возникнет тёмное искусство — искусство отрицания, нигилизма, искусство тьмы. Появятся карикатуры, какая-нибудь рапсодия русской смерти, быковские поэмы о русской никчёмности.

Как сделать, чтобы их культура была заменена нашей вспышкой? Ведь либеральная среда доминирует во многих сферах. Она в театрах, в музыкальных институтах, на кафедрах, в литературных премиях. А где сегодня русские философы, музыканты, русские художники, русские ясновидцы? Они есть, но их не видно. Почему? Что такого сделало Министерство культуры, к которому вы близки, что задавило русский фактор?

Павел ПОЖИГАЙЛО. Часто встречается комплекс неполноценности у русских людей: они до сих пор боятся громко заявлять свою позицию. Есть некое: "А что подумает Европа? Что скажет Швыдкой или кто-то ещё из либералов?" От этого комплекса надо избавляться.

Первым нас призвал избавился Путин, и это продемонстрировала его мюнхенская речь. Для людей сведущих было понятно: дорога на Запад закончилась. Начался путь домой. Произошло возвращение блудного сына — России. С этого момента Путин начал строительство своей великой России. Потому на него так ополчились наши либералы и Запад. Они-то это тоже поняли!

Вот меня спросили: если бы вы были министром культуры — ваши первые действия? Я сказал: ограничил бы изучение английского языка. Поднялась истерия! Би-Би-Си, "Свобода" начали травлю. Статьи в духе "Пожигайло запустил ракету в английский язык". (Я закончил ракетное училище, отсюда и ассоциации).

Согласитесь, когда английский язык в школе — 6 часов в неделю, детей лишают возможности изучать другие предметы, которые им реально нужны для их жизни в России. А я считаю, что 2 часа английского языка в неделю, начиная изучение с пятого класса, как было в советской школе, вполне достаточно.

Второе — я бы творчество Некрасова, Тургенева и Салтыкова-Щедрина не абсолютизировал. Если сегодня их опять идеализировать, мы разрушим страну. Утверждение Салтыкова-Щедрина: народ чист, вся власть плоха — и разрушило страну в 1917 году. Не вся власть плоха. И не весь народ чист. Оценки должны быть объективными.

Нужно более глубоко изучать Достоевского, Гоголя, Пушкина. Надо акцентировать внимание не на плохом, а на хорошем.

Идёт, с моей точки зрения, даже не человеческая системная, а просто дьявольская борьба за уничтожение России, уничтожение духа. А культура, безусловно, это форпост.

Будь возможность — я бы закрыл все театры лет на сорок — как Моисей водил народ 40 лет по пустыне. 99% театров сегодня работают на разрушение человека.

Удивительно, что на внешних рубежах мы работаем абсолютно как Третий Рим, а внутри раболепствуем перед шейлоками и инквизиторами, которые сегодня полностью захватили культурное пространство, включая средства массовой информации.

Сейчас и министр культуры Владимир Мединский, и его заместители, и Общественный совет, и Комиссия Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия, председателем которой я являюсь — люди с единой ментальностью, с единым устремлением. Команда хорошая. Очень важно, что мы перехватили инициативу. Мединский прав: пусть цветы все растут, но поливать мы будем только те, что полезны. Надо сейчас зёрна от плевел отделить. Необходимо определить ценности. Человек, семья, народ — это одна ценность. Вторая ценность — это государство, цивилизация. С моей точки зрения, именно культура имеет отношение к слову "семья", потому почти 90% ударов либералов так или иначе направлены на семью. Ювенальная юстиция, однополые браки, вся эта свобода, театры их пошлые, книги, разврат, совращение, эгоизм, тщеславие… То есть развивалось всё, что делает человека неспособным жить в окружении других людей, что превращает его в животное.

А семья — это мама и папа, дети. Если семья есть, то есть народ, если есть народ, то есть государство.

Задача сейчас — провести ревизию того наследия в культуре, которое оставили известные лица. Считаю, что культура должна встать над образованием. По-моему, министр обороны и министр культуры — равновеликие фигуры, всё остальное — министры экономики и так далее — вторично.

Необходимо поднять культуру над образованием и уж точно — над спортом. Потому что спорт мантрой стал. Идеал — это спортсмен. Опасность в этом есть — уход в некий культ тела. Как только человек начинает качаться перед зеркалом, то тело становится приоритетом. Конечно, человек должен быть подтянут, уметь стрелять и бегать, но это не главное.

И ещё серьёзнейший вопрос — богословское обоснование политико-экономической модели России. В 1991 году продолжилась Февральская революция, которая имеет перманентное состояние. Большевики купировали этот страшный процесс. Иосиф Виссарионович позднее убрал жрецов, которые зачистили Иванов Карамазовых и, в какой-то степени, таких старцев, как Ферапонт. Потому что и интеллигенция, и часть церкви к тому моменту пребывали уже в едином атеистическом мироощущении. А царь, который, как и Христос, пошёл на крест, своей жертвой искупительной дал нам шанс — шанс на Третий Рим.

В 1991 году России навязали либеральную модель экономического устройства. Либералов сегодня укрепляет то, что экономика у нас либеральная по сути своей. И у них есть почва: это частная собственность, рынок, ростовщичество, демократия, свободы… Нужны невероятные усилия для того, чтобы победить в идеологии, когда она зиждется на абсолютно чуждой политико-экономической системе.

Александр ПРОХАНОВ. Эта капиталистическая система, с одной стороны, порождает чудовищный ростовщический капитал, а с другой — постепенно рождает национальный русский капитал. Может быть, отчасти нынешние перемены происходят от того, что у русских людей появляется капитал. И они не абсолютно беззащитны перед лицом золотого тельца.

Мне кажется, что в русских предпринимателях происходит понимание того, что их национальная миссия состоит не только в сколачивании денег и выстраивании своего бизнеса. И даже не в том, чтобы часть от доходов жертвовать на церковь. Они начинают инвестировать в русское сознание, в том числе и в русскую культуру, и в русскую проповедь, и в русскую прессу. Хотя происходит всё очень медленно, это серьёзный и добрый знак.

Сбывается пророчество, что либерализм неизбежно переходит в фашизм. Либеральный фашизм — абсолютная свобода и абсолютная вседозволенность. Это порождает сверхчеловека, порождает тотальное неравенство. Порождает такую чудовищную личность, которая всю свободу приватизирует, остальным оставляет рабство.

Сегодня Украина демонстрирует это. Либеральные тенденции на Украине вдруг проявились в фашизации Украины, и тема фашизма возникла наряду с темой либерализма. Мы до сих пор сражаемся с либерализмом. В нашем диалоге присутствует слово "либерал" как отрицательное понятие. Либерал трансформируется — в чудовище, в беса, в исчадие ада, в князя Тьмы. Он формирует личность, которая аккумулирует в себе ад, адский принцип, то есть фашизм.

А люди с Украины, обездоленные, изгнанные, преследуемые, у которых есть небольшие сайты, свои коммуникации, своя сеть антифашистская, антилиберальная, антимайдановская, не могут найти денег на работу этих сайтов.

Как добиться, чтобы русский предприниматель понял эту мощную метафизику превращения либерала в фашиста и выделял средства на борьбу с фашизмом через культуру, через СМИ, через пропаганду контридеала?

Павел ПОЖИГАЙЛО. Либерализм и фашизм сходятся в абсолютном атеизме: они на пьедестал Бога ставят человека или сверхчеловека. Источник этого — протестантская культура. В протестантстве человек успеха — богоизбранный человек. Отсюда неминуемо социальное расслоение, разделение на классы, на разряды. И возникает та страшная политическая парадигма, о которой говорил и Иоанн Кронштадтский, когда общество и церковь делятся на разряды.

Это и происходит в современном капиталистическом обществе. Есть каста успешных людей — и все остальные. Тот же самый фашизм, только без концлагерей. Ему легко двигаться в сторону фашизма, потому что идеология одна и та же — исключительность людей определённого уровня, толка — богатых или по национальности — перед всеми остальными. В этом есть апокалиптические признаки: В апокалипсисе говорится о разделении на разряды.

Что касается предпринимателя. Допустим, я 10% из того, что зарабатываю, на себя трачу, а 90% — на других, как подсказывает сердце. Потому что, если встал на путь веры, на путь приоритетов другой жизни, иначе ты жить не можешь: совершенно иная система координат, оценки, отношение к детям, к семье, к вере, к Отечеству — ко всему. Очень понятная, очень чёткая, очень радостная, потому что смерти нет. У меня нет границ смерти в этой жизни, она стёрта. Будет лишь какой-то переход. Жить с этим сознанием радостно, легко, понятно. И ограничения, которые казались когда-то лишениями, сейчас являются абсолютной радостью: и пост, и молитвы, благодати — всё.

В этом мироощущении есть противоречие, которое всё время чувствуешь — это задача зарабатывать деньги. Потому что сам механизм заработка — шейлоковский. Это эксплуатация, прибавочная стоимость, частная собственность, некая выгода, жульничество.

Конечно, есть свои ограничения. Я не могу заниматься казино или даже какими-то биржевыми вещами, там, где есть обман. Но 70% успешного бизнеса основано именно на этом виде деятельности. И ты со своими нравственными принципами — в неравной конкуренции с теми, у кого этих ограничений нет.

Поэтому самыми успешными будут люди типа Абрамовича, у которых нет никаких самозапретов. И в свободной рыночной экономике русский человек проиграет. Да он не торговец по сути своей! Что-то зарабатывает, ему хватает. А почему больше-то не надо? А он в другую жизнь верит.

И что происходит в этой системе координат? Формируются большие капиталы. Немногочисленные русские олигархи в 90-х что-то нахватали, но со временем всё равно проседают, они все вымрут, как мамонты. Ведь глобальные деньги работают неумолимо, и они не в наших руках.

Вот случай из жизни: в Лондоне 90-х годов сидели два неприметных человека и обсуждали интересные вещи. Один говорит: "Надо 300 миллиардов долларов из Аргентины вывести в Европу". Собеседник: "Ты что, там будет переворот". "Да. Но давайте сделаем так, 150 в Бразилию, пусть они там поварятся, а потом всё уберём в Европу". Дальше нажимается кнопка в компьютере, пошло движение денег. Представляете процессы?

А кто на этих деньгах сидит? И что сегодня в России происходит? Я пошёл в банк занимать деньги под проценты, и из меня вытянули всю прибыль. Потому никакого русского предпринимателя в ближайшей перспективе не появится. Либо нужен опять приход большевиков, всё национализировать, зачищать, потом опять, как Столыпин — с нуля — создавать систему, которая будет очень бережно финансировать искорки талантов.

Столыпин сказал, что есть одно непременное условие успеха наших реформ. Все они захлебнутся и будут неуспешны, если мы допустим ростовщический капитал к первичному распределению земли и собственности. Главная наша задача — сделать такие законы, чтобы он там не появился. А в 90-е годы всё было скуплено на западные деньги. Сегодня мы это расхлёбываем.

Александр ПРОХАНОВ. А какую модель вы исповедуете?

Павел ПОЖИГАЙЛО. В последние годы я призываю внимательно изучать советский опыт. Вот, наш Фонд выпустил двухтомник постановлений начала 30-х годов. Это документы! Давайте не будем заниматься домыслами и оценками, не зная фактов. Голодомор? Да, плохо. Но вот документы 1932 года. Сталин говорит: через десять лет будет вой-на, и нам нужно двести предприятий построить с нуля. Он сказал: промышленность надо перенести за Урал и на Урал. Совещание Политбюро. О чём речь? Нет денег, единственная возможность их получения — хлеб и культурные ценности.

Сталин был не прав, что началась война? Прав. Он был не прав, что двести предприятий нужны? А все двести заработали. Так в чём был не прав Сталин с точки зрения индустриализации?

Доклад Молотов делал, что будет в результате, если забрать хлеб у людей: может быть голод, умрёт от одного до трёх миллионов человек. Второй вариант — война, где будет потеряна страна. Планы Гитлера были известны. И вот выбор из двух ситуаций. Давайте мы сейчас без истерии посмотрим: у вас третий вариант был?

Молотов совершил "круг" по западным банкам — никто не дал денег. У нас производилось 34 марки стали, а чтобы тогда выпустить современный самолёт и танк, нужно было 76 марок. И Сталин понимал: если мы не сможем делать легированную сталь из 76-ти марок, у нас не будет достойного вооружения. Вот задачи стояли. И что в той ситуации делать?

Наш Фонд сейчас особое внимание уделяет русской литературе. Потому что русская литература — это русская философия. Нужно прочитать и осмыслить то, что было написано до 1917 года. Не понимая историософии, историю не поймёшь. Не понимая историософский замысел Третьего Рима, ошибёшься в оценке Сталина. И только о Гулаге будешь твердить.

Мне кажется, что 70 лет советской власти — Господом даны. Мы, как идиоты, этот период топчем, бьём, поганим, обливаем грязью. Но, друзья мои, в этом времени — философский камень. Смотрите: царь пошёл на плаху. Дальше брат брата убил — каиново преступление, страдание неминуемо. Да, было преступление. Но было и наказание, и искупление. А Достоевский говорил: тот, кто ругает наказание, льёт воду на мельницу преступления.

Давайте экономическую систему социализма — плановую экономику — и этические основы православия рядом поставим. При социализме есть очень важный момент, который имеет отношение к Священному Писанию. Деньги были выведены из жизни человека, они не являлись мотивацией труда! Христос выгоняет торговцев из Храма. Деньги трактуются как некое дьявольское порождение. А в советское время вводится фиксированная зарплата. И 99% людей работали за совесть. Мои папа и мама — инженеры. Папа — главный инженер производственного объединения, получал 160 рублей. А рабочий — 250 рублей. При этом, вроде бы, вопреки прагматической логике в вузы поступали, хотели иметь высшее образование.

Деньги не были мотивацией. Это принципиальный вопрос. Что это дало? Не было социального расслоения. Не было той самой основы деления людей на разряды, которое сегодня существует. Ведь мы сейчас пытаемся построить царство справедливости, опираясь на систему, которая генерирует несправедливость.

Кто-то задумывался о социализме не с точки зрения ГУЛАГов или хорошо/плохо? Серьёзное философское, историософское осмысление этого пространства с позиции Священного Писания есть?

Возможно, моя мысль утопична, но мне кажется, что этические основы социалистической системы экономического устройства Советского Союза абсолютно совпадают с этическими основами православного и во многом мусульманского мироощущений.

Александр ПРОХАНОВ. Страна-монастырь.

Павел ПОЖИГАЙЛО. Конечно! Промыслительно, что введённые сейчас против нас санкции начнут работать против рыночной экономики. И у нас есть хорошая возможность сегодня полностью пересмотреть свои приоритеты. Социализм — это экономическая модель, которая, как я уже отметил, соответствует православному и мусульманскому мироощущениям: работа за совесть, по таланту. Тебе Бог дал талант и твоя задача — этот талант реализовать.

Россия — многоликое государство, разноплановое: культуры, акценты, тембры, смешение этого всего. По существу Россия — это хор народов. Сегодня весь мир судорожно ищет модель государственного устройства. Россия ныне — в авангарде.

Если на эту тему просто даже начнём говорить, вокруг себя соберём огромное количество сторонников.

Александр ПРОХАНОВ. Молодым человеком я увлекался собиранием народных песен. Я совершал рейды в Заонежье, на север, под Каргополь, на Смоленщину… Была пора, когда я знал сто песен, которых не было и в фольклорных справочниках: ни у Афанасьева, нигде. Я пел в народном хоре. Это уникальный и грандиозный мистический опыт. Русские песни — длинные, и за время хорового исполнения песни происходят два действа.

Первая часть исполнения песни — поющий хор превращается в братство. Происходит единение поющих песни людей. Возникает ощущение любви, согласия и гармонии всех, кто пришёл в удивительное просветление и обожание всего этого. И когда обожание достигается, когда возникает ощущение семьи, тут происходит внезапный взлёт, воспарение. Это коллективная, через песню, молитва к божеству. И ты летишь к небесам, где соприкасаешься с фаворским светом. Он проливается на тебя, и ты становишься сосудом этого света. Это необычайное счастье, потрясение грандиозное. Хоровое пение, которым вы вплотную занимаетесь — я предпочитаю именно народное, фольклорное, глубинное пение — это пение, связанное с добыванием фаворского света. По существу, пение в хоре — это метафора монастыря, метафора империи, когда соединяется несоединимое, сочетается несочетаемое. И в результате этого симфонического соединения возникает грандиозный эффект. Эффект, который недоступен одному, отдельно взятому, человеку.

Павел ПОЖИГАЙЛО. Метафора рая.

Александр ПРОХАНОВ. Метафора рая, потому что смысл русского существования — это обретение райских смыслов. Русские райские смыслы обретают и на дыбе, и у алтаря, и в семье над младенцем, и в хоровом пении. Поэтому — исполать вам.

Пожигайло Павел Анатольевич , Председатель Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ, Председатель Попечительского Совета ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), депутат Государственной Думы четвертого созыва (2003-2006).

Образование

В 1985 году окончил Серпуховское ВВКУ РВСН с отличием по программе Службы Специального Контроля (ССК) (гражданская специализация – системный математик, аналитик).
С 1988 по 1991 год проходил обучение в адъюнктуре в/ч 11135 ГРУ ГШ города Москва.
Кандидат исторических наук.

Владеет английским языком.

Профессиональная деятельность

В 1999 году участвовал в выборах в Государственную Думу по 78-му избирательному округу г. Иваново при поддержке политического блока «Отечество - Вся Россия».
В 2000 году принимал участие в выборах губернатора Ивановской области, заняв 3-е место.
С 1992 по 2000 год - Президент ЗАО «PCM International».
С 2000 по 2003 год - Президент ООО «Текстиль - Холдинг».
В 2000 году - член Попечительского Совета Фонда развития регионов.
В 2001 году - Президент Фонда изучения наследия П. А. Столыпина.
В 2003 году - член Президиума Вольного Экономического Общества России.
В 2003 году - депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по информационной политике, координатор депутатской группы по связям с парламентом Латвийской республики.
В 2006 году - статс-секретарь - заместитель министра по культуре и массовым коммуникациям.
С июня 2008 года - Председатель Попечительского Совета ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры).

Родился 20 сентября 1963 г. в г. Сысерть Свердловской области в семье инженеров, русский.

В 1980 г. с отличием окончил среднюю школу № 6 г. Иваново. В 1985 г. с отличием окончил Серпуховское ВВКУ РВСН по специальности "Средства контроля физико-энергетических процессов". С 1985 по 1988 гг. проходил военную службу офицером в в/ч 14098 в должности начальника поста. С 1988 по 1991 гг. проходил обучение в адъюнктуре в/ч 11135 ГШ МО по теме "Разработка методов сбора и обработки информации в режиме реального времени".

С 1989 по 1991 гг. - младший научный сотрудник в/ч 11135. В августе 1991 г. по рапорту уволен из рядов Советской Армии.

С этого времени работал в сфере бизнеса, занимался научной деятельностью.

В 2001 г. создал Фонд изучения наследия П.А. Столыпина. В рамках Фонда руковожу разработкой актуальных проблем отечественной истории и культуры начала ХХ века. Активно занимается издательской деятельностью в целях популяризации идей П.А. Столыпина.

Под общей редакцией П.А.Пожигайло были изданы книги: "П.А. Столыпин: программа реформ. М., 2003", "Тайна убийства Столыпина. М., 2003", "П.А. Столыпин: переписка. М., 2004", "Законотворчество думских фракций. 1906 - 1917 гг. М., 2006", "П.А. Столыпин. Мысли о России. М., 2006", "П.А. Столыпин: грани таланта политика. М., 2006", "П.А. Столыпин: биохроника. М., 2006". Проведено детальное исследование родословной П.А. Столыпина и опубликовано его "генеалогическое древо". Являюсь автором монографии "П.А. Столыпин: интеллект и воля. М., 2005". Перечисленные издания получили высокую оценку научной общественности (награда "Лучшая книга года"). В 2012 году удостоен национальной премии «Лучшие книги и издательства года 2011» в номинации «Издательские проекты» за энциклопедию «Петр Аркадьевич Столыпин».

Является инициатором широкомасштабного празднования 150-летия со дня рождения П.А.Столыпина в 2012 году, для подготовки и проведения которого был сформирован организационный комитет во главе с председателем оргкомитета В.В.Путиным. Под председательством П.А.Пожигайло Фондом изучения наследия П.А.Столыпина был организован сбор народных пожертвований на сооружение памятника П.А.Столыпину, итогом которого стала установка памятника у Дома Правительства Российской Федерации 25 декабря 2012 года.

В 2013 году по указу Главы российского Императорского Дома Её Императорского Величества Княгини Марии Владимировны удостоен звания лауреата Романовской Премии за почин и руководство созданием памятника Петру Аркадьевичу Столыпину.

Кандидат исторических наук, диссертация на тему: "Столыпинская программа преобразования России (1906-1911)". Результатом научной деятельности по изучению наследия П.А.Столыпина стала инициатива П.А.Пожигайло по созданию Музея реформ.

В 1999 г. участвовал в выборах в Государственную Думу, в 2000 г. принимал участие в выборах губернатора Ивановской области. В 2003 г. избран депутатом Государственной Думы по федеральному списку Всероссийской политической партии "Единая Россия". Являлся заместителем председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, координатором депутатской группы по связям с Парламентом Латвийской Республики.

За время работы в Государственной Думе выступил соавтором Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О рекламе», входил в состав рабочей группы по доработке проекта Федерального закона «О средствах массовой информации». Результатом деятельности группы стала Хартия телевещателей «Против насилия и жестокости», подписанная руководителями шести федеральных каналов.

Работая в Комитете Государственной Думы по информационной политике, выступил инициатором и организовал издание фундаментальной двухтомной энциклопедии "Государственная Дума России. 1906-2006", приуроченной к 100-летию учреждения Государственной Думы. Награжден Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

С 2003 г. является членом Президиума Вольного экономического общества России, с 2005 г. - вице-президент общества.

В феврале 2005 г. был назначен на должность заместителя председателя Центральной контрольно-ревизионной комиссии партии "Единая Россия".

2006 - 2008 гг. - статс-секретарь - заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. В период работы в Министерстве культуры России П.А.Пожигайло отвечал за законотворческую работу.

Возглавил разработку проектов федеральных законов в сфере средств массовой информации, лицензирования отдельных видов деятельности, библиотечного дела, вывоза и ввоза культурных ценностей, культурного наследия, авторского права и смежных прав, полномочий высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в сфере культуры.

Особое внимание было уделено разработке проекта Федерального закона об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера, направленного, прежде всего на защиту детей от бесконтрольного распространения эротики и порнографии, угрожающего их психическому здоровью и нравственному развитию.

П.А.Пожигайло возглавил работу в Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по подготовке концепции Федеральной целевой программы «Развитие цифрового телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 годы)».

С июня 2008 года - Председатель Попечительского совета Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры (ВООПИиК).

2008 г. - Лауреат премии «Имперская культура».

2011 г. - лауреат национальной премии «Человек года - 2011».

Награжден Грамотой Минобороны России за активное участие в практическом решении оборонных задач, плодотворное сотрудничество и поддержку инициатив Министерства обороны Российской Федерации в интересах защиты Российского государства, медалью Приднестровской Молдавской Республики «За укрепление международного сотрудничества», орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени, Императорским орденом Св.Анны III степени, Орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени, Почетной грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за создание художественного фильма «Рождественские истории» и поддержку медиа-программы «В кругу семьи», содействующей духовно-нравственному укреплению и воспитанию детей и молодежи, Высшей ведомственной наградой - серебряный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в развитие российской культуры».

С марта 2009 г. - член Союза писателей России.

С 2011 г. - член Общественной Палаты Российской Федерации.

С января 2012 г. - Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и сохранению историко-культурного наследия. В ходе деятельности Комиссии инициировал восстановление гуманитарного образования - расширение учебных программ литературы и пения. Активно участвовал в разработке государственных стандартов и методических рекомендаций по преподаванию музыки в школе. Возглавил работу по созданию современной методологии преподавания литературы в непрерывной системе образования - школа-училище-вуз.

С 2013 г. - заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.

Является инициатором возрождения и соучредителем Всероссийского хорового общества. С февраля 2013 г. - Исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Всероссийское хоровое общество». Сформировал программу деятельности Всероссийского хорового общества, организовал создание региональных филиалов в 78 субъектах Российской Федерации, проведение опроса хоров России, первое общее собрание членов Всероссийского хорового общества, заседания Президиума Всероссийского хорового общества.

На Общем собрании членов Всероссийского хорового общества 1 мая 2013 года в г. Москве выступил с предложением сформировать Детский хор России из 1000 талантливых детей со всех регионов страны и организовать участие этого хора в Церемонии закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. С апреля 2013 года принимал участие в создании Детского хора России, в формировании Жюри отборочного конкурса, разработке Положения об отборочном конкурсе в Детский хор России. Осуществлял руководство проектами «Проведение отборочного конкурса в Детский хор России» и «Подготовка и обеспечение выступления Детского хора России на Церемонии закрытия Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи». В ходе реализации проектов проявил себя как высокопрофессиональный организатор, оперативно обеспечивал решение сложных задач. Имеет высокий авторитет в коллективе и в хоровом сообществе.

П.А.Пожигайло своей трудовой и общественной деятельностью всемерно способствовал формированию и реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры, был инициатором многих проектов. Внес большой вклад в сохранение и развитие хоровой культуры в Российской Федерации, продвижение принципов единства среди подрастающего поколения, формирование современного положительного имиджа России на международном уровне.

Женат, имеет пятерых детей.

Кандидат от некоммерческой организации

Организация: Некоммерческое партнерство "Всероссийское хоровое общество"

Направление деятельности: Культура и творчество

Политические взгляды: убежденный почвенник, сторонник сильного Российского государства, основанного на принципах социальной справедливости, межнационального и межконфессионального единства. Стратегической задачей государства и общества считает развитие культуры, сохранение традиционных ценностей и цивилизационного кода народов России;

Вероисповедание: Православие;

Образование: Серпуховское Высшее военное командное училище по специальности "Средства контроля физико-энергетических процессов", адъюнктура Генштаба Министерства обороны по теме "Разработка методов сбора и обработки информации в режиме реального времени". Кандидат исторических наук, диссертация на тему: "Столыпинская программа преобразования России (1906-1911);

Семья: женат, отец пятерых детей.

Павел Анатольевич Пожигайло является членом Общественной палаты Российской Федерации с 2011 года, в настоящее время возглавляет Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия. За этот небольшой период времени при его непосредственном активном участии были спасены от уничтожения памятники исторической части Санкт-Петербурга, Древнего Радонежа, Бородино, Михайловского, здание Детского мира в Москве, Шуховская башня. По инициативе П.А. Пожигайло проведены реставрационные работы на Покровском комплексе в Пскове, средневековой Изборской крепости. Во многом благодаря его принципиальной позиции, как председателя Комиссии Общественной палаты, был демонтирован павильон “Louis Vuitton” на Красной площади, привлечено внимание государства к военному захоронению солдат Первой Мировой войны на Соколе в Москве.Павел Анатольевич Пожигайло стал одним инициаторов учреждения Всероссийской премии "Хранители наследия". Эта премия стала данью уважения тем, кто внес большой вклад в сохранение культурного наследия страны.

Большое внимание уделяет П.А. Пожигайло вопросам развития русского языка и литературы, проблемам образования. Результатом нескольких общественных слушаний, организованных возглавляемой им Комиссии, стало решение о создании Литературного общества, работа над формированием которого продолжается.

Одним из самых значимых достижений Павла Анатольевича, как члена Общественной палаты, можно назвать возрождение Всероссийского хорового общества и создание Детского хора России, в который вошла тысяча детей со всех уголков нашей страны. Этому коллективу было доверено выступить с исполнением Гимна России на закрытии Олимпийских игр в Сочи. В настоящее время идет активная работа по развитию хорового движения в масштабах всей страны, возвращению в школу уроков хорового пения.

Павел Пожигайло многое делает для увековечивания памяти имен выдающихся деятелей российской истории. Им было инициировано возведение в центре Москвы, возле Дома Правительства памятника Петру Столыпину, организован сбор средств и народных пожертвований на его создание. Как президент и основатель Фонда изучения наследия П.А.Столыпина Павел Пожигайло ведет большую работу по популяризации идей великого российского реформатора. Удостоен национальной премии «Лучшие книги и издательства года 2011» за создание энциклопедии «Петр Аркадьевич Столыпин».

В 2013 году по инициативе П.А. Пожигайло в Москве установлена мемориальная доска выдающемуся российскому и советскому режиссеру народному артисту СССР Леониду Иовичу Гайдаю.

Из биографии:

С 1985 по 1991 годы на военной службе;

В 1991-м году уволился из Советской Армии. Занялся бизнесом и научной деятельностью;

В 2003 г. избран депутатом Государственной Думы. Работал заместителем председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, координатором депутатской группы по связям с парламентом Латвии;

С 2005 года – вице-президент Вольного экономического общества России;

С 2006 по 2008 годы – статс-секретарь-заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;

В 2008 году избран Председателем Попечительского совета Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры (ВООПИиК);

С 2011 года - член Общественной палаты Российской Федерации;

С 2012 года - председатель Комиссии Общественной палаты Роосийской Федерации по культуре и сохранению историко-культурного наследия;

В 2013 году избран Исполнительным директором Всероссийского хорового общества.

«Медаль Столыпина» Правительства России, медаль Приднестровской Молдавской Республики «За укрепление международного сотрудничества», орден Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени, Императорский орден Святой Анны III степени, орден Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени, Почетная грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Грамота Минобороны России за активное участие в практическом решении оборонных задач, плодотворное сотрудничество и поддержку инициатив Министерства обороны Российской Федерации в интересах защиты Российского государства, Серебряный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в развитие российской культуры».

Лауреат премии «Имперская культура».

Лауреат национальной премии «Человек года – 2011».

Лауреат Романовской Премии (по указу Главы Российского Императорского Дома Её Императорского Величества Княгини Марии Владимировны).

    Некоммерческое партнерство "Всероссийское хоровое общество"

    Всероссийское хоровое общество возрождено в 2013 году с целью сохранения, развития и популяризации российской хоровой культуры, как преемник существовавшей ранее организации деятелей хорового искусства.

    В настоящее время Всероссийское хоровое общество имеет свои филиалы практически во всех регионах страны, его членами стали известные деятели хорового искусства и многие именитые творческие коллективы. Разработана концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации, сформирован уникальный коллектив – сводный Детский хор России, в котором поет 1000 участников.

    В 2014 году Всероссийским хоровым обществом было организовано выступление Детского хора России в Мариинском театре, участие в торжественной Церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.

    Добиваться расширения учебных программ литературы и пения, продолжить работу по созданию и внедрению современной методологии преподавания литературы в системе образования – школа-училище-вуз, популяризация хорового искусства. Приоритетными направлениями своей деятельности, в случае избрания членом Общественной палаты, Павел Анатольевич по-прежнему видит сохранение историко-культурного и духовного наследия народов России, возрождение традиционных ценностей и нравственных устоев общества.







2024 © kubanteplo.ru.