Стих желание славы. Александр Пушкин — Желание славы: Стих Анализ стихотворения Пушкина «Желание славы»


«…Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог, да столбов верстовых…»

Александр Блок

Непричастный к искусству,

Не допущенный в храм,

Я пою под закуску

И две тысячи грамм.

Что мне пениться пеной

У беды на краю?!

Вы налейте по первой,

А уж я вам спою!

А уж я позабавлю,

Вспомню Мерю и Чудь,

И стыда ни на каплю,

Мне не стыдно ничуть!

Спину вялую сгорбя,

Я ж не просто хулу,

А гражданские скорби

Сервирую к столу!

Как живете, караси?

Хорошо живем, мерси!

…Заходите, люди добрые,

(Боже правый, помоги!)

Будут песни, будут сдобные,

Будут с мясом пироги!

Сливы-ягоды соленые,

Выручайте во хмелю,

Вон у той - глаза зеленые,

Я зеленые люблю!

Я шарахну рюмку первую,

Про запас еще налью,

Песню новую, непетую

Для почина пропою:

Ходим вместе через день облучаться…

Вертухай и бывший номер такой-то,

Вот где снова довелось повстречаться!

Мы гуляем по больничному садику,

Я курю, а он стоит «на атасе»,

Заливаем врачу-волосатику,

Что здоровье - хоть с горки катайся!

Погуляем полчаса с вертухаем,

Притомимся и стоим, отдыхаем.

Точно так же мы «гуляли» с ним в Вятке,

И здоровье было тоже в порядке!

Справа койка у стены, слева койка…»

Опоздавшие гости

Прерывают куплет,

Их вбивают, как гвозди,

Ибо мест уже нет,

Мы их лиц не запомним,

Мы как будто вдвоем,

Мы по-новой наполним

И в охотку допьем!

Ах, в «мундире» картошка,

Разлюбезная Русь!

И стыжусь я… немножко,

А верней - не стыжусь,

Мне, как гордое право,

Эта стыдная роль,

Эта легкая слава

И привычная боль!

Как жуете, караси?

Хорошо жуем, мерси!

Колокольчики-бубенчики,

Пьяной дурости хамеж!

Где истцы, а где ответчики -

Нынче сразу не поймешь.

Все подряд истцами кажутся,

Всех карал единый Бог,

Все одной зеленкой мажутся,

Кто от пуль, а кто от блох…

Ладно, пейте, рюмки чистые,

Помолчите только впредь

Дайте ж, дьяволы, допеть:

«Справа койка у стены, слева койка,

А за окнами февральская вьюга,

Вертухай и бывший «номер такой-то» -

Нам теперь невмоготу друг без друга.

И толкуем мы о разном и ясном,

О больнице и о больничном начальстве,

Отдаем предпочтение язвам,

Помереть хотим в одночасье.

Мы на пенсии теперь, на покое,

Наши койки, как суда на приколе,

А под ними на паркете из липы

Наши тапочки, как дохлые рыбы.

Спит больница, тишина, все в порядке,

И сказал он, приподнявшись на локте:

Жаль я, сука, не добил тебя в Вятке,

Больно ловки вы, жиды, больно ловки…

И упал он, и забулькал, заойкал,

И не стало вертухая, не стало,

И поплыла вертухаева койка

В те моря, где ни конца, ни начала!

Я простынкой вертухая накрою…

Все снежок идет, снежок над Москвою,

И сынок мой по тому, по снежочку

Только струны бренчат.

Все, приличия ради,

С полминуты молчат.

А потом, под огурчик

Пропустив стопаря,

Да уж, песня - в ажурчик,

Приглашали не зря!

Да уж, песенка в точку,

Не забыть бы стишок,

Как он эту вот - дочку

Волокет на снежок!..

Незнакомые рожи

Мокнут в пьяной тоске…

И стыжусь я до дрожи,

Аж синяк на виске!..

Как стучите, караси?

Хорошо стучим, мерси!

…Все плывет и все качается,

Добрый вечер! Добрый день!

Вот какая получается,

Извините, дребедень!

«Получайник «, «получайница», -

Больно много карасей!

Вот какая получается,

Извините, карусель.

Я сижу, гитарой тренькаю.

Хохот, грохот, гогот, звон…

И сосед-стукач за стенкою

Прячет в стол магнитофон.

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальному упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда… И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою
Обрушилося вдруг… Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И все передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Пушкин, 1825

Стихотворение обращено к Е. К. Воронцовой .

Светлейшая княгиня Воронцова, Елизавета Ксаверьевна , урождённая Браницкая (1792-1880) - статс-дама, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины; адресат многих стихотворений А. С. Пушкина; жена Новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова; сестра генерал-майора графа В. Г. Браницкого.

Слезы, муки, измены, клевета - поводом к написанию стихотворения был вероломный поступок А. Н. Раевского . Узнав от Пушкина о его любви к Е. К. Воронцовой , заметив ее увлечение Пушкиным, Раевский, сам влюбленный в нее, сообщил об этом Воронцову, что, по предположению самого Пушкина, явилось причиной высылки его из Одессы в Михайловское.

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -

Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальному упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда… И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, все на главу мою
Обрушилося вдруг… Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И все передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Анализ стихотворения Пушкина «Желание славы»

Стихотворение «Желание славы» было написано А. С. Пушкиным в 1825 г. Поэт сам опубликовал его в том же году в журнале «Соревнователь Просвещения и Благотворения». История создания этого произведения не менее драматична, нежели его сюжет. В 1823 году поэт добился перевода в Одессу под руководство графа М. С. Воронцова. Разумеется, он был представлен и жене графа, Елизавете Ксаверьевне. Существуют разные версии о том, какие отношения сложились между молодым поэтом и графиней, но известно, что этой женщине Александр Сергеевич посвятил множество рисунков и стихотворений, в том числе и данное произведение.

Разумеется, даже невинная платоническая связь поэта с замужней дамой не могла быть длительной. К тому же у Елизаветы Ксаверьевны были и другие, более ревнивые поклонники. Один из них, А. Н. Раевский, сообщил графу Воронцову о любовнике в лице Пушкина, и спустя некоторое время стихотворца выслали из Одессы. Так реализовалось предчувствие разлуки, о котором пишет в своих строках Александр Сергеевич.

«Желание славы» – это печальная летопись обречённой любви. Поэт от первого лица повествует о пережитых чувствах и о том, как они изменили его взгляды на жизнь. Он рассказывает о том, как был взаимно любим, но из-за беспечности потерял счастье.

В строках автор постоянно обращается к возлюбленной. Мы видим, с какой нежностью он относится к своей ненаглядной, благодаря ласковым эпитетам. Поэт обращается к ней словом «милая». Её взгляд он называет «томительные взоры», показывая, какой силой обладают глаза любимой. Такое восхищение, а также немного архаичная лексика, использованная поэтом («любовию», «на главу», «гласу … внимая»), напоминают отношение героев старинных рыцарских романов к своим прекрасным дамам.

Поэт показывает, как сильная связь между ним и его избранницей, с помощью анафоры:
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света…

Важный приём – градация. Благодаря тому, что образы без перерыва следуют один за другим, напряжение усиливается:
… Слезы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою…

Кроме того, часто встречаются разорванные фразы (когда несколько слов предложения помещаются в конце одной строки, а продолжение – на другой). Они тоже способствуют нагнетанию атмосферы безысходности и обречённости любви.

Мы понимаем, что эта любовь – не очередное мимолётное увлечение юного любимца муз, а серьёзное чувство, ведь именно благодаря ему поэт переосмысливает своё отношение к славе. Он вспоминает, что прежде не гнался за популярностью. Александр Сергеевич пренебрежительно называет голоса критиков и поклонников «жужжаньем». Но испытав горечь разлуки, он наоборот, стремится сделаться знаменитым. Но не для того, чтобы потешить своё тщеславие. Благородный поэт мечтает, что постоянные упоминания о нём будут утешать возлюбленную, которая тоже страдает из-за расставания.

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, —
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальному упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда… И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, все на главу мою
Обрушилося вдруг… Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И все передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Анализ стихотворения «Желание славы» Пушкина

Произведение «Желание славы» Александра Сергеевича Пушкина обнажает и темперамент самого поэта, и глубину его обманутого чувства к Е. Воронцовой.

Стихотворение закончено весной 1825 года. Его автору исполнилось 26 лет. Он сердится и тоскует после удаления со службы в Одессе, ведь там осталась его возлюбленная Е. Воронцова. Впрочем, она была чужая жена и являлась предметом воздыханий другого, более ревнивого, поклонника А. Раевского. Собственно, считается, что интриги А. Раевского способствовали скандалу и выдворению А. Пушкина в своеобразную ссылку в родовом имении в Михайловском. По жанру – любовная лирика, по размеру — ямб со смежной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация укоризненная, к концу – почти взбешенная. Лексика, между тем, возвышенная, местами нейтральная. «Любовию и негой упоенный»: такого рода строки в итоге стали общим местом в поэзии XIX века. Стихи переполнены глаголами: глядел и думал. Рефрен (анафора): ты знаешь. Издалека он обращается к своей любимой, призывает ее к ответу, продолжает прерванную беседу. «Упреки и похвалы» себе как стихотворцу он почитал за докучливое «жужжанье». Герой был целиком погружен в любовь. Ни самоутверждаться, ни как-то выделяться он не хотел.

«Руку на главу мне положив»: молодой герой млеет от ласки «милого друга», с замиранием сердца внимает ее шепоту: ты счастлив? Меня не позабудешь? И вот скандал! Мало того, что поэта было послали прочь в составе комиссии «по борьбе с саранчой», так теперь разгневанный муж будто сбросил руку своей жены с головы разомлевшего героя. «Измены, клевета»: выяснилось, что у А. Пушкина был соперник и, кажется, еще более счастливый. И тут-то мстительная мысль посещает героя: желаю славы я. Чтобы «все вокруг тебя звучало обо мне», чтобы кусала локти после этого предательства. И вспоминала «глас верный» поэта, который великодушно был готов ото всего отказаться ради ее любви. Эпитеты: грозный день, всечасно, последние моленья. Инверсия: шептала ты. Усеченные формы глаголов, как в народной песне: обрушилося, затмилося. Сравнение: как путник. Метафора: мною окружена, устав от бурь. Вопросы и многоточия подчеркивают разочарование героя.

Не в силах успокоиться, А. Пушкин открыто публикует интимную лирику «Желание славы» прямо в год создания стихотворения, чтобы все участники этой истории узнали его отношение к произошедшему.







2024 © kubanteplo.ru.