Вышивание золотом. Золотая вышивка. Необходимые материалы для работы


Золотое, или золотное, шитье - это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.

Фото: hands-across-the-sea-samplers.com

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. - согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.


Фото: honorbeforevictory.com

Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы - это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.


Фото: jessicagrimm.com

Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью - либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.


Фото: sarahhomfray.com


Фото: potos.miarroba.com

Золотное шитьё сегодня

На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.


Фото: kathleenlaurelsage.co.uk


Фото: @nazarkinamasha

По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото». Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, даже пуговицами.


Фото: @submarina707


Фото: imperiya. by

Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого - во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё - один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.


Фото: @juliet_mikecharlie


Фото: @submarina707


Золотное шитьё: учимся азам

Вам потребуется:


Фото: @submarina707

1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца - нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок - прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант - деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
- вышивальная кручёная нить - ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
- золотная нить - металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
- вспомогательная нить - крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка - такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Последовательность работы

1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв - на картинке.

3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию - три видео, объясняющие основные принципы.

Шов в прикреп:

Вышивка по настилу:

Вышивка по картону (подложке):

Вышивка золотом в наши дни востребована так же, как и в древности. Золотая вышивка подчёркивает высокий социальный статус и положение человека в общества, поднимает престиж, создаёт правильную репутацию. Вещи с золотой вышивкой выглядят нарядно, празднично и богато.

Когда-то вышивка золотой нитью делалась вручную, но в XXI веке получила распространение машинная вышивка золотом. Она аккуратнее ручной, стоит не так дорого, позволяет выпускать тиражированные изделия. У нас есть нитки разных оттенков золотого, они позволяют создать удивительные картины. Кроме того, мы вышиваем золотым шнуром любые узоры.

С 2007 года у нас вышивают модельеры и ателье, студии дизайна и интерьера, крупные компании и известные люди, а так же многочисленные частные лица. Для каждого мы создаём то самое нанесение золотом, которое ему нужно. Обращайтесь , рады вышить для вас!

Фото вышивки золотом

Вышивка золотом для фирмы по пошиву одежду "Жар Птица"

Вышивка золотом надписи "Небо"

Минимальный заказ - 1 экземпляр, для оптовых тиражей - скидки. Мы вышиваем золотыми нитками на одежде и головных уборах, обуви и аксессуарах, текстиле и готовых изделиях, крое и тканях, делаем нашивки и вышитые брелоки, магниты, значки. Можем вышить на ваших вещах, а можем закупить изделия под нанесение для вас.

В качестве эскиза может выступать любая картинка, логотип или эмблема, имя или надпись золотом , узор или фото. Мы имитируем старинную вышивку золотом, воспроизводим древние узоры и элементы декора. Оформляем современные гербы и знамёна, а так же делаем простую вышивку имён и логотипов.

Дополнительный объём вышивке придаст технология 3D, так же можно использовать вышивку золотым шнуром. Хорошим дополнением станет декор стразами или вышивка пайетками.

Наша машинная вышивка золотом

Стоимость вышивки золотом

Цена вышивки золотом рассчитывается индивидуально, потому что мы подбираем набор услуг специально для решения ваших задач. Чтобы рассчитать стоимость, пришлите, пожалуйста, на почту эскиз, укажите размер, количество экземпляров и ваши пожелания.

В рабочее время мы ответим в течение 15 минут. Стандартный срок выполнения заказа - 5-7 рабочих дней. Срочная золотая вышивка будет готова уже сегодня за доплату в 100%.

дизайн текст станд.шрифт
от 500р
текст любой шрифт
от 1000р
простой логотип
от 1000р
средний логотип
от 2000р
сложный логотип
от 3000р
вышивка
до 10 см
от 1000р
до 20 см
от 1500р
до 30 см
от 2000р

доп.услуги
3D
500р

Металлик
500р

Светящиеся
1000р

Пайетки
дог.

Стразы
дог.

Выберите в каждой строке желаемый пункт и просуммируйте указанные цены, так вы получите стоимость розничного заказа.

Дизайн . Это ваше изображение, переведённое в формат, понятный вышивальной машине. Цена и сроки зависят от количества мелких проработанных деталей. Цена дизайна по сложным картинкам и фотографиям рассчитывается индивидуально. Дизайн оплачивается единожды, при повторной вышивке платить за дизайн не нужно. Если на изделии будет несколько разных изображений, каждый новый дизайн оплачивается отдельно.

Вышивка . Указаны розничные цены на заказ вышивки от 1 шт..

Ваш эскиз Дизайн Нанесение Результат

Вышивка золотом на пледе в процессе

Шильце состоит из ручки, в которую ввинчивают или вставляют обыкновенную иглу (рисунок 2). При помощи шила прокалывают то место на ткани, где должен начинаться или кончаться стежок. Если ткань мягкая, то можно обойтись и без шильца. Но на тканях (кожа, замша), где каждый неудачный прокол оставляет след, портящий работу, необходимо сначала проколоть шилом то место, где должен быть сделан стежок.

Кроме витейки и шильца многие золотошвеи пользуются костяной или деревянной лопаточкой (из твердого дерева). Ею подпирают или приподнимают край золотого шва, чтобы достичь ровной линии. Очень удобно для работы совмещенное с лопаткой шильце, то есть когда с одной стороны шило, а с другой – деревянная ручка, заканчивающаяся миниатюрной лопаточкой.

Для выполнения золотошвейных работ необходимо иметь крепкие пяльцы. Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом состоянии, чтобы предохранить вышивку от сжатия. Пяльцы бывают круглые и прямоугольные. В круглых пяльцах обычно вышивают небольшие миниатюрные работы, не превышающие внутренний размер пялец. В золотом шитье это маленькое панно, брошки, узоры для небольших сумочек и т.д. Круглые пяльцы состоят из двух деревянных обручей, из которых один чуть меньше другого по диаметру. Наиболее пригодные для шитья золотом так называемые швейцарские круглые пяльцы (рисунок 3). Их внутренний обруч имеет ручку и винт, которым пяльцы прикрепляются к столу. Так как в процессе вышивки участвуют обе руки, пяльцы должны быть закреплены. Для мягкости внутреннее кольцо обматывают тонкой тканью, затем на него кладут расправленную материю и надевают большое кольцо. Если вышиваемый кусочек ткани меньше размера пялец, то его предварительно наращивают, пришивая со всех сторон ткань. Вышиваемый узор должен находиться в центре круга.

Для золотого шитья обычно используют разборныепрямоугольные пяльцы. Все детали пялец изготавливаю из сухого, легкого дерева без сучков и хорошо полируют. Пяльцы (рисунок 4) состоят из двух основных продольных планок-линеек (1) с прибитыми или приклеенными полосками ткани (6), двух плоских поперечных планок (2) с отверстиями для колышков (4), двух круглых или квадратных тонких, но крепких палочек (3) или металлических прутьев, которые вставляются в мешки (карманы) с прорезями (5) для веревочек.

В основном ткань запяливают по основе (долевой), но есть вышивки, в которых неважно переплетение нитей ткани и их направление. К ним относится шитье по картону (в глади и золотом шитье) – картон держит форму. Ткань для вышивания пришивают к полоскам ткани основных планок (1). Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы ткань была расположена одинаково относительно середины и краев планок. Для этого нужно отметить середину на ткани планок и на изделии. А при запяливании их совместить. На прибитых полосках ткани (6) эту отметку можно сделать постоянной. Затем запяливаемую ткань швом «назад иголку», «строчкой» или на швейной машине пришивают к боковым карманам с прорезями (5). Шов должен быть ровным, без перекосов. Предварительно лучше сделать наметку. При запяливании углы ткани зашивают, чтобы материал не полз и не косил на углах (боковые мешки на пересечении пришивают к основным полоскам или наоборот). Сначала боковые планки (2) вставляют в основные (1), затем в отверстия на планках (2) вставляют колышки (4) со всех четырех сторон, регулируя натяжение ткани. Палочки (3) вставляют в боковые карманы и при помощи веревочек, продетых в прорези карманов, ткань натягивают до нужного состояния (рисунок 5).

Натяжение посредством веревочек с левой стороны пялец обычно делают сверху вниз и веревочку закручивают против часовой стрелки, то есть вдевают в прорези кармана из-под пялец. С правой стороны пялец натяжение делают снизу вверх, шнур продевается тоже из-под пялец, но по часовой стрелке. При таком запяливании веревочка легко подтягивается, если натяжение ткани в процессе работы уменьшается. Можно делать и по-другому, но главное. Чтобы веревочка во всех случаях вдевалась в карманы из-под пялец. Излишки веревочки наматывают на конец поперечной планки и закрепляют. Натяжение должно быть сильным, чтобы ткань не провисала. Обычно после нескольких дней работы оно ослабевает. При помощи веревочки ткань можно подтянуть. Запяливая ткань, важно равномерно натянуть ее, чтобы она не перекосилась.

В некоторых пяльцах основные планки (1) делают круглыми. Такими пяльцами пользуются при выполнении больших работ, которые по мере вышивки накручивают на круглые планки. Чтобы не испортить ткань и работу, планки должны быть совершенно гладкие.

Золотым шитьем принято называть вышивку металлической нитью - золотной, серебряной. До XI века в этом виде шитья употребляли волоченое золото и серебро - нити в виде тянутых проволочек. Позднее вместо волоченых нитей начинают использовать металлическую нить, скрученную на льняную или шелковую основу. К XVI веку золотая нить почти полностью исчезает, ее заменяет золоченое серебро. Помимо пряденых нитей, в золотом шитье можно было встретить бить, имеющую форму плоской полосы, канитель - тонкую проволочку, скрученную спиралью, а также металлические блестки в виде плоских колец. Выполнялись вышивки металлической нитью в большинстве случаев в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как другая, льняная или шелковая, пришивала металлическую к ткани. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. При этом мастерицы могли прикреплять металлическую нить таким образом, чтобы получить красивый орнамент из цветных нитей на блестящем фоне самого узора. Основной эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей, поэтому особую роль играла рельефность поверхности. Плоский рельеф шили простым наложением нити на ткань, то есть гладким швом. При желании создать более выпуклый орнамент подкладывали под узор бумагу, вату, бересту или делали настил из нитей. Этот прием, имеющий название "шитье по карте", был известен уже в XVII веке.

Золотое шитье являлось одной из наиболее распространенных вышивок, с неизменным успехом используясь в быту всех слоев населения. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода. Обратимся к использованию шитья в области одежды, поскольку здесь металлическая нить нашла самое разнообразное применение.

В XVII столетии, когда в России не существовало своего производства парчевых и шелковых тканей, при царском дворе нередко используют вместо дорогих привозных материалов вышивку золотым шитьем. Помимо русских национальных узоров, золотым шитьем воспроизводили орнаменты привозных тканей. Так возникает шов "на аксамитное дело", подражающий петельчатой ткани аксамиту. Вышивают шелком, повторяя узоры бархата. В одной из кроильных книг Мастерской палаты Кремля под 1628 годом мы читаем: "Скроен государю налатник тафта бела под шитье, земля зашивать серебром, а травы аксамитить золотом и бархатить" 1 . Русские мастерицы так искусно имитировали узор и технику, что отличить ткань от вышивки, без изучения изнаночной стороны, бывает затруднительно.

1 (А. Викторов. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1584 - 1725 гг. Вып. I. М., 1877, с. 287, 291. )

В XVIII и XIX веках в купеческих домах и у зажиточного крестьянства можно было увидеть душегреи, платки, рубахи, кокошники и сорочки, покрытые золотым шитьем. Фантастические цветы XVIII века, обобщенно или реалистично трактованные цветочные узоры XIX века поблескивали позолотой и серебром на цветном фоне бархата или шелка. На ветках или между ними размещались фигурки птиц. Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах - в виде букетов или пышного дерева. При этом орнамент располагался или свободным узором по бархату, камке, атласу, или сплошь закрывал фон. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Сочетание золоченых блестящих нитей с ярким праздничным цветом фона мы часто встречаем на головных уборах и епанечках. В Нижегородской, Архангельской и других губерниях праздничными головными уборами женщин являлись головные платки и косынки с шитьем на налобной части и по углам. То плотные, как бы кованые из металла (этот шов и носил название "кованый"), то легкие, разбросанные по фону стебли со множеством листьев, цветов, гроздей винограда составляли причудливые орнаменты на белых, фиолетовых, черных и красных платках.

Примером украшения светской одежды золотым шитьем в XVIII веке может служить парадное платье Петра I из голубого гродетура работы русских портных. Кафтан, камзол и штаны этого комплекта богато расшиты серебряной нитью. Довольно плотный и дробный орнамент вышивки состоит из мелких стилизованных веток, шитых "на проем", способом, при котором нить пропускалась сквозь ткань. Этот прием редко использовался в русских работах, в то время как в европейском шитье он являлся обычным, довольно распространенным. Таким образом, в узоре и в исполнении вышивки петровского костюма мы видим влияние западноевропейского шитья.

Не менее богато декорировались золотым шитьем одежды 1730 - 1740-х годов. После небольшого перерыва, падающего на середину столетия, к этому виду отделки возвращаются вновь, украшая им парадные и бальные мужские и женские платья, официальные придворные костюмы, военные мундиры. В XVIII веке богатые барочные мотивы проникают и в сферу культового шитья. Одежды священнослужителей, покровцы и пелены нередко перешивали из принесенных в дар женских и мужских платьев. Широкие робы, самары, юбки, носившиеся на фижмах, сшитые из богатых тканей и украшенные пышным шитьем, позволяли снова выкроить из уже готовых вещей более простые по форме облачения для церковнослужителей. В музейной практике имеются случаи, когда церковные облачения после реконструкции вновь принимали форму женского платья. Но даже тогда, когда облачение кроилось из новых материалов и вышивалось в монастырях, оно получало настолько светское оформление, что могло служить образцами шитья, характерными и для гражданского платья. Последнее особенно важно при незначительном количестве сохранившихся до наших дней мужских и женских костюмов XVIII века. Барочные завитки из металлической нити, бити и блесток первой половины XVIII века или идущие бордюром растительные мотивы, дополненные стеклянными блестками, характерные для конца XVIII столетия, или строгие гирлянды начала XIX века наглядно показывают изменение орнаментальных узоров золотого шитья.

В XIX столетии наиболее богато отделывались золотым шитьем введенные в 1834 году костюмы для придворных дам. Кроме вышивки на юбке, лифе и рукавах, особенно красивый и пышный узор покрывал длинные шлейфы. В шитье использовались различные материалы: металлическая пряденая нить, блестящая и матовая бить, часто можно встретить канитель, блестки. Рисунки узоров регламентировались, но в них, несомненно, находили отражение бытовавшие в то или иное время декоративные орнаменты. При этом наблюдается определенное изменение и техники шитья. В платье 1830-х годов встречается накладное шитье в сочетании с шитьем на проем битью - характерные для первой трети XIX столетия; в костюмах конца XIX столетия мы находим вышивку в прикреп, при этом либо прикрепляются предварительно вышитые по холсту узоры, либо шитье выполняется прямо по ткани платья, но без прокладки холста с изнаночной стороны, как это было свойственно народному шитью. Использовались в большинстве случаев бить, пряденая нить и блестки.

Продолжало использоваться золотое шитье и для отделки бальных женских туалетов. В них с наибольшей отчетливостью проявлялись требования своего времени как в общем характере отделки, так и в моделировках узоров. Одно из платьев эрмитажного собрания из розового атласа с вышивкой серебряной нитью и битью в сопровождении цветной глади знакомит с вариантом художественной отделки рубежа XIX - XX веков.

Украшались золотым шитьем и парадные мундиры придворных чинов и сановников. В конце XIX века на мундире обер-камергера вышивка располагалась на обеих полах во всю длину, по швам и разрезам на подоле, на воротнике, обшлагах, карманах. Шитье было настолько плотным и насыщенным, что почти не просвечивал фон ткани. В вышивке использовался целый набор материалов и технических приемов, аналогичных шитью на дамских придворных платьях этого же времени. Великолепие мундиров сановных лиц превосходно передано в картине И. Е. Репина "Заседание Государственного совета". Ярко-красные тона отделки мундиров и блестящее золотое шитье создают впечатление подавляющей пышности.

В продолжение второй половины XVIII и в XIX веке отделывалось шитьем золотной и серебряной нитью офицерское военное платье. Шитые детали военного костюма служили, как правило, для обозначения звания и принадлежности лица к той или иной части. Мундирное шитье XVIII и XIX столетий имело значительные различия в расположении, орнаменте, исполнении узора. Так, на офицерских мундирах ж лейб-гвардии Преображенского полка XVIII века вышитые узоры находились на полах, на клапанах карманов, на рукавах и по разрезу подола. Шитье делали накладным, пришивая уже выполненные по холсту в прикреп детали, из канители, пряденой нити и блесток. Орнамент представлял собой перекрученную петлю из стилизованных листьев, гроздей ягод и розетки. Постепенно видоизменяясь, этотузор в начале ХIХ века принимает более строгие очертания и предстает перед нами в виде вышивки на воротнике и лацкане обшлага. Шитье выполнялось теми же материалами, с добавлением блесток-плащенок на проем (нитью) и в прикреп (канитель и блестки). Шитье на гвардейских мундирах отличалось большей сложностью и изукрашенностью по сравнению с вышитыми отделками мундиров других частей армии.


Платок головной. Первая половина XIX в. Нижегородская губерния. Шитье "на угол" золотными и серебряными прядеными нитями, битью и блестками. Золотое шитье в прикреп по карте по синей шелковой ткани. 95х92. PT-11734. Поступил в 1933 г. из собрания И. А. Гальнбека


Кафтан и камзол Петра I. Деталь. 1724. Работа придворных мастериц. Шитье серебряными прядеными нитями на проем по шелковой голубой ткани гродетуру. PT-8559. Поступили в 1930 г. из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Академии наук СССР


Платок головной. 1860-е гг. Торопец Псковской губернии. Шитье "на угол" золотными прядеными нитями и битью. Золотое шитье в прикреп по белой кисее. 107x108. РТ- 14801. Поступил в 1924 г. из ЛОГМФ


Мундир обер-камергера 1-го класса. Деталь шитья на спинке. Конец XIX в. Золотое шитье в прикреп и на проем, накладное золотое шитье золотными прядеными нитями по черному сукну. РТ-10989. Поступил в 1924 г. из собрания БобринскихМундир офицерский лейб-гвардии Преображенского полка, из черного сукна с прибором красного сукна. Образец 1834 г. Шитье золотными прядеными нитями, канителью и блестками в прикреп и на проем. 84x68. РТ-11180. Поступил в 1950 г. из Артиллерийского исторического музея. Ленинград


Платье придворное. Деталь шлейфа. Конец XIX в. Мастерская "Г-жа Ольга". Шитье золоченой битью и канителью в прикреп по темно-голубому бархату. РТ-13133в. Поступило в 1924 г. Происходит из Зимнего дворца







2024 © kubanteplo.ru.