Взаимодействие сада и школы. Из опыта работы «Взаимодействие детского сада и школы. Формы осуществления преемственности


  • Условия публикации
  • Получение свидетельства

Технические характеристики: 14 кегль, интервал 1,5; выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, текстовый редактор Word 98-2007.

Графики, схемы, рисунки, фотографии также прислать отдельным прикрепленным файлом в формате jpg или png. Также можно прислать презентацию и видео-материалы

Оформление текста: название статьи прописными буквами, полужирно, по центру, без переносов. Строкой ниже, через интервал, по центру – инициалы, фамилии авторов, ученая степень (если есть), звание (если есть), далее на следующей строке – должность и наименование организации полностью, указать город и регион.

В конце статьи можете/желательно указать ваши конт данные: эл. почту (для связи с вами если у читателей появится желание вам написать)

Библиографический список приводится в алфавитном порядке в конце статьи. Ссылки на источники приводятся в тексте в круглых скобках.

Read More

Для получения свидетельства о публикации необходимо:

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства- дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

  1. работа с детьми;
  2. взаимодействие педагогов;
  3. сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера, тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Представленный материал по осуществлению преемственности и формам преемственных связей дошкольного и начального общего образования является теоретико-прикладным обобщением опыта работы и совместной деятельности ДОУ и школ района «Преображенское», ВАО, города Москвы. Данная совместная работа образовательных учреждений нашего района выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.

Литература:


  1. Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
  2. Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
  3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.

Цель программы: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Исполнители: директор школы, социальный педагог, психолог, зам.директора по д/о, зам.директора по воспитательной работе, зам. директора по учебной работе, воспитатели, учителя начальных классов.

Объекты программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.

Цели непрерывного образования:

  1. Воспитание нравственного человека.
  2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  3. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Задачи непрерывного образования:

  • на дошкольной ступени:
  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

на ступени начальной и средней школы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др);
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Проблемы непрерывного образования.

  1. Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т.е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
  2. Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между “входными” и “выходными” требованиями детского сада и школы.
  3. Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
  4. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.
  5. Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
  6. Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса “детский сад- школа”.
  7. Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
  8. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
  9. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Преемственность образовательного процесса:

1. Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.

2. Содержательная – обеспечение “сквозных” линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения “сквозных” линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы – единые.

3. Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.

Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.

Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.

4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:

  1. учет возрастных особенностей
  2. снятие психологических трудностей,
  3. адаптация переходных периодов,
  4. обеспечение их достаточной двигательной активностью;
  5. общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
  6. обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
  7. использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
  8. снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.

5. Управленческая и структурно-организационная – наличие общего руководства, жесткая структура комплекса.

Хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.

Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования.

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми.
  2. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
  3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  4. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
  5. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
  6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования.

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей;
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
  3. Умственные и нравственные способности учащихся;
  4. Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;
  5. Развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.

Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.

1 этап - поступление ребенка в детский сад:

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

  • проведение общих метод объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
  • проведение открытых уроков и занятий
  • участие педагогов (воспитателей) в творческих группах: экология, валеология, информатика.
  • воспитание и обучение.
  • разработка “сквозных” программ по патриотическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,
  • ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
  • выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезатаптация первоклассников в школе, % неуспевающих и второгодников)

На втором этапе, самом длительном с детьми задействованы воспитатели, учителя, психолог, медицинская сестра, организатор по воспитательной работе, учитель ОБЖ.

3 этап – плавный переход из детского сада в школу.

Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты:

  • целостный педагогический процесс
  • реализация единой линии развития ребенка

Приложение 1 – план совместной работы со школой

Приложение 2 – презентация семинара по преемственности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ст.воспитатель

Перякина О.В.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Цели:

Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.


Дошкольное образование

Начальное образование

1

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты
(знания, умения, навыки).


2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др


3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

Замену учебного блока на образовательные области

Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

Изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

Изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Портрет выпускника

Выпускник ДОУ

Выпускник начальной школы


Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками

Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительноотносится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Формы осуществления преемственности:

I. Работа с детьми:

2) посещение школьного музея;

3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

5) выставки рисунков и поделок;

6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

II. Работа с педагогами:

1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2) семинары, мастер- классы;

3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

7) педагогические и психологические наблюдения.

III. Работа с родителями:

1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4) дни открытых дверей;

5) анкетирование, тестирование родителей;

6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7) визуальные средства общения;

Заседания родительских клубов

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком

4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей

5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе

6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования

План работы по преемственности МБДОУ №115 и МОУ СОШ № 58 на 2014-2015 учебный год

Стратегическая идея:

· обеспечить высокий уровень развития личности;

Приоритетные направления для начальной школы:

· формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

· раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

Главная цель:

· реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Задачи детского сада и школы

I. Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

II. Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

III. Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.

IV. Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.

План преемственности д/с и школы на 2014-2015 учебный год.

Мероприятия

Ответственный

Методическая работа


1

- День знаний;
-Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

Завуч
Зам. зав. по УВР

2

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

Завуч
Зам. зав. по УВР

3

- Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;
- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь

ноябрь


зам. зав по УВР

воспитатели


4

- Подведение итогов адаптации первоклассников;
- Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

январь-

май


зам. директора по УВР,
психолог, учителя

5

- Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

зам. зав. по УВР

6

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

Во второй половине года:
цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.


Завуч
Зам. зав. по УВР
Учителя нач. классов

Вос-ли. подг.гр.


7

Педагогические совещания.
Вопросы для обсуждения:
- актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

Завуч
Зам. зав. по УВР Психолог

8

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

Инструктор по физ. воспитанию

9

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2013 – 2014 г.

Май

Зам. зав. УВР

Работа с родителями


Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»
- Родительское собрание для будущих первоклассников
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

Зам. директора по УВР

Психолог
Зам. зав. по УВР


Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

Вос-ли подг.гр.

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

Психолог

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.
Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

М ай

Вос-ли подг.гр.

Работа с детьми


Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. группы

Экскурсии в школу:
ü Знакомство со спортивным залом;
ü Знакомство с созданием школы;
ü Знакомство с классами (кабинетами);
ü Знакомство с библиотекой.

В течение года

Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. гр.

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

Зам. зав. по УВР, завуч

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей»

Февраль


воспитатели подг.гр.
психолог

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»
Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель


Воспитатели,
уч. нач.классов

Участие первоклассников в празднике
«До свидания, детский сад»

май

учителя, воспитатели,
муз руководители

Сотрудничество со школой

Детский сад на протяжении нескольких лет успешно осуществляет взаимодействие с МОУ ЛООШ и МОУ СОШ, в связи с тем, что все выпускники МДОУ обучаются в данных школах. Деятельность детского сада и школ организуется на основе договора и совместного плана работы на учебный год. Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Цель сотрудничества МДОУ и школ следующая:

Формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс, строить их на единой организационной и методической основе.

Задачи:

· согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования;

· обеспечить условия для реализации плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

· обеспечить преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Взаимодействие МДОУ и школ осуществляется согласно совместно разработанному плану по трем направлениям:

I . Методическая работа . На базе школ и МДОУ проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: («Преемственность формирования универсальных учебных действий (УУД) в МДОУ и начальной школе», «Преемственность развивающих технологий в МДОУ - начальной школе, как основа реализации стандартов II поколения», «Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»). Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах и занятий в подготовительной группе детского сада. На занятиях в МДОУ присутствуют учителя, набирающие в следующем учебном году первые классы.

Педагоги школы и детского сада имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность: побеседовать о творческом развитии каждого ребенка, о том, как найти «ключик» к каждому, опираясь на его предыдущий жизненный опыт. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.

II . Следующим важным направлением работы является работа с родителями . Родители получают консультации учителей будущих первых классов, психолога, присутствуют на родительских собраниях, посвященных вопросам готовности ребенка к школе и ознакомлению с программами и пособиями, по которым работает каждый учитель, посещают совместно с детьми «Дни открытых дверей» в школах и «Школу будущих первоклассников». Таким образом, каждый родитель знаком с учителями будущих первых классов, имеет представление о школе и образовательных школьных программах, т.е. может определиться с выбором.

III . Работа с детьми . Дети МДОУ знакомятся с учителями, ходят на экскурсии и посещают праздники и досуги в школе, занимаются в «Школе будущих первоклассников». Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы. При выпуске детей из МДОУ заполняются индивидуальные карты, в которых отражаются параметры физического и психического развития ребенка, его интересы и склонности, предлагаются рекомендации специалистов.

Совместная работа по формированию у детей предпосылок к учебной деятельности способствует:

Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения личностного развития ребенка, укрепления психического и физического здоровья; формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в МДОУ и начальной школе.

Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

План совместной работы МДОУ № 5 со школами

Мероприятия

Дата

Ответственный

I

Методическая работа

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы.

Сентябрь

Руководители МО школ, заведующий МДОУ.

Оформление стенда и странички на сайте МДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

Ноябрь

Педагог-психолог

Дни методического взаимодействия МДОУ - начальная школа

Семинар-практикум «Адаптация первоклассников».

Цель:

· выявить проблемы адаптации первоклассников;

· скорректировать деятельность по сотрудничеству с МДОУ;

· познакомить с внедрением ФГОС в начальной школе.

Проблема: «Создание условий для перехода от игровой деятельности к учебной. Формирование универсальных учебных действий» (внедрение ФГОС в НОО).

Декабрь

Руководитель МО начальных классов МОУ Любимской СОШ

Семинар-практикум «Адаптация первоклассников. Переход от игровой деятельности к учебной. Формирование УУД» (внедрение ФГОС в НОО).

План:

· «Создание проблемного поля» - установка на работу, обсуждение позиций анализа урока. Смирнова Е.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ ЛООШ;

· посещение уроков в 1 и 4 классах;

· Круглый стол. Самоанализ и анализ уроков. «Моделирование» учебной (методической) ситуации. Выступление из опыта работы МОУ ЛООШ по адаптации первоклассников.

Январь

Руководитель МО учителей начальных классов МОУ Любимской ООШ, учителя начальных классов.

Семинар-практикум «Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО»

Цель: познакомить учителей начальных классов с целями, задачами, принципами и целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования, которые являются основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.

План:

· просмотр НОД в подготовительной группе;

· круглый стол «ФГОС ДО»

Февраль

Заведующий МДОУ, воспитатели подготовительной группы, учитель-логопед.

Взаимопосещение воспитателями МДОУ уроков в 1-м классе начальной школы и учителями начальных классов занятий в МДОУ

Март-апрель

Администрация школ и МДОУ

Оформление индивидуальных характеристик выпускников ДОУ

Май

Специалисты, воспитатели групп, Администрация ДОУ

II

Работа с родителями

Участие в родительских собраниях в школе и МДОУ, встречи в «Школе заботливых родителей» в МДОУ

В течение учебного года

Администрация школ и МДОУ, воспитатели, педагог-психолог

Анкетирование и тестирование самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и адаптации к школе.

Ноябрь

Педагог-психолог

Индивидуальные и групповые консультации для родителей («Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет», «Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе», «Готовим руку к письму», «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе», «Как правильно организовать свободное время ребёнка»)

В течение учебного года

Размещение информации в родительском уголке на тему «Для вас родители, первоклассников»

В течение учебного года

Воспитатели, специалисты

В течение учебного года

Воспитатели групп, специалисты

День открытых дверей в школе для детей и родителей.

Май

Администрация школ, руководители МО МОУ Любимской СОШ и МОУ Любимской ООШ

III

Работа с детьми

Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для подготовительной группы:

· День знаний;

· Праздник букваря;

· Театрализованные представления;

· День открытых дверей;

· Школа будущего первоклассника;

· Последний звонок;

· «Дорога в школу»;

· Ознакомление с помещением школы, кабинетами, библиотекой, спортивным залом.

В течение учебного года

Администрация школы и МДОУ, воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов

Беседы о школе «Зачем учиться в школе»,

чтение художественной литературы

В течение учебного года

Воспитатели МДОУ, педагог-психолог

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание

В течение учебного года

Воспитатели МДОУ, педагог-психолог

Выставка рисунков «Школа, в которой я хочу учиться»

Апрель

Воспитатели МДОУ

Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы

Май

Воспитатели МДОУ

«Школа будущего первоклассника»

Февраль - май

Учителя начальных классов

Ольга Стефанова
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности .

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России .

Ключевым моментом в реализации преемственности является , как известно определение готовности ребенка к обучению в школе . Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения ). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это необходимо будущему первокласснику.

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы ) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

образовательно -игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста , деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др .);

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ» .

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности , мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования . Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения , который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы , организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе . Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая : в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника» . Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы , в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе , играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе , с легкостью ориентируются в здании школы . С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.







2024 © kubanteplo.ru.