Большой царскосельский. Большой Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село). Большой Екатерининский дворец в Царском селе


Екатерининский дворец в царском селе является центральной частью архитектурного дворцово-паркового ансамбля в Царском селе. Ежедневно через залы этого дворца проходят тысячи туристов, а наиболее популярным местом здесь является знаменитая Янтарная комната, восстановление которой было завершено как раз к 300-летию северной столицы России. Фото и видео Янтарной комнаты можно увидеть ниже в статье.

В период военной оккупации города немцами здание Екатерининского дворца было разрушено, однако простой народ после завершения военных действий рьяно принялся за его восстановление. Но даже сейчас, спустя более чем 70 лет после окончания войны, реставрационные работы в некоторых залах дворца продолжаются. Обычная экскурсия для туристов по залам дворца занимает около часа, а в остальной период времени туристы могут совершать прогулки по Александровскому или екатерининскому парку, посмотреть на экспозиции в музее им. А.С. Пушкина.

Реконструкция

Строительство Екатерининского дворца находящемся в царском селе началось в 1717 году, а руководил им хороший архитектор Иоганн Браунштейн. В этот же период времени с восточной стороны архитектурного сооружения был создан Верхний и нижний сады, причём составными частями стали 3 террасы. В западной же части дворца был построен Зверинец, на месте которого позднее раскинулся Александровский сад.

В 1744 году были сделаны надстройки, и основное здание было связано при помощи просторных галерей с достроенными флигелями, состоящими из двух этажей. В дальнейшем дворец не раз подвергался изменениям каждый раз, когда к власти приходил новый правитель. Но самая большая реконструкция архитектурного сооружения была выполнена при правлении императрицы Елизаветы. В 1752 году она была начата, и проводилась под руководством архитектора Франческо Растрелли.

Восстановление после войны

Дворце Екатерины в царском селе был полностью разрушен во время военных действий, а большинство его интерьеров были утрачены. Многие экспонаты были потеряны ещё до второй мировой войны, когда ценные скульптуры, предметы живописи и прикладного искусства распродавались за бесценок. Некоторые ценные работы в то время перешли в Эрмитаж. В 1959 году реставрация шести залов разрушенного Екатерининского дворца была завершена, и они открылись для посетителей. В 2003 году была полностью восстановлена и главная достопримечательность дворца, называемая Янтарной комнатой. Фото и видео о которой смотрите в статье.

Архитектура дворца

Строительство величественного архитектурного сооружения протяжённостью 306 м велось искусным мастером стиля Барокко – архитектором Растрелли. Под его руководством определялись размеры архитектурного объекта, внутреннее убранство залов, интерьеры и декор фасадов дворца. Строительство Екатерининского дворца велось в период с 1748 по 1756 годы, а интерьеры строения отражают преимущественно классический и стили Барокко.

Великолепие этого дворца внутри и снаружи просто потрясает воображение! Торжественность внешнему виду сооружения придают золотистые, голубоватые и белые цвета фасада. Достойным украшением для фасадов дворца служат белые колонны, красивые фигурки атлантов и лепные элементы. Центральная часть здания соединена с пристройками-флигелями крытыми галереями. К северу от центрального здания находится дворцовая церковь, украшенная 5-ю позолоченными куполами. В южной же части здания раньше располагалось парадное крыльцо, а сейчас красуется позолоченный купол, шпиль которого украшен звездой.

Оформление интерьеров Екатерининского дворца в царском селе осуществляли несколько выдающихся мастеров, среди которых – Растрелли, Василий Стасов и Чарльз Камерон. По их проектам были созданы Большой зал дворца, несколько залов для гостевых приёмов, императорские покои, светлая галерея (самый большой дворцовый зал), Купольная столовая, Лионская гостиная, Серебряный кабинет, Табакерка, Китайский зал, Опочивальни.

Как добраться?

Добраться до Екатерининского дворца можно самостоятельно. Туристам нужно добраться от Витебского вокзала или станции метро «Московская» к железнодорожному вокзалу города Пушкин. Отсюда можно пересесть на автобус либо маршрутное такси, которые доставляют пассажиров к Государственному музею-заповеднику «Царское село». Добраться сюда без пересадок можно от станции метро «Звёздная» или «Купчино», на 186-м автобусе. Местонахождение екатерининского дворца определяется адресом улица Садовая, 7.

Что обязательно нужно посмотреть туристам

Пребывая на территории Екатерининского дворца, обязательно посетите его прекрасные и славящиеся своими интерьерами залы

Янтарная комната. Ей по праву присвоено звание Восьмого чуда света, а появилась она во дворце в 1775 году. В это время императрица Елизавета Петровна приказала перевезти в резиденцию панели из натурального янтаря, до этого украшающие Зимний дворец. Правда, этих панелей не хватило для декорирования всей комнаты, и потому архитектор Растрелли, руководивший процессом преображения помещения, принял решение дополнить декор зеркалами и росписью под янтарь. Впоследствии некоторые холсты были заменены на панели из настоящего янтаря.

Тронный зал. Самое большое по площади помещение Екатерининского дворца. Здесь – самые высокие потолки, достигающие 7-ми метров. Дополнительное расширение этой комнате придают многочисленные зеркала и огромные окна. Именно здесь в прошлых веках проводились банкеты, светские мероприятия, балы, приёмы и торжественные обеды. На потолке Тронного зала посетители смогут увидеть красивые росписи, созданные художниками Франчуоли и Вундерлих.

Арабесковый зал

Арабесковый зал. Долгое время здесь проводились реставрационные работы, поэтому туристы не имели возможности посещать арабесковый зал. Однако он всё же открылся в 2010 году, когда реставрация была завершена. Изначально данное помещение предназначалось для торжественных приёмов по случаю приезда императрицы. Впоследствии эта комната была преобразована для обычных торжественных приёмов, а название такое залу дали потому, что его стены украшены арабесковыми росписями.

Видео



Так же все выше, перечисленное. Вы можете посмотреть не только на фото, но и в небольших видео фильмах. Представить себе по истине, царское убранство и интерьер дворца. Так же если вы ранее бывали во дворце, поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями. Или подпишитесь на один из наших каналов и получайте самые свежие обзоры о Красотах России.

Цитата сообщения Культурное наследие Российской Федерации: Шедевр русского барокко- Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Екатерининский дворец) — бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга.



Южный фасад



Боковая сторона


Портрет Екатерины I (1684-1727), Жан-Марк Натье



Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. До завершения ещё далеко.



В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.



В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.


Бартоломео Франческо Растрелли
В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.



Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания.



Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).



Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.



В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой и др.

Янтарная комната


Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.


Восстановленная янтарная комната









В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна.



C 1979 в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.















О судьбе подлинных экспонатов комнаты до сих пор ходят легенды и мифы.









23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:
Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нем уже ведутся работы по мебели и подбору штор

Интерьеры дворца

Малиновая столбовая






Бальный зал(Большой зал)














Золотая лепнина



Арабесковый зал,открытый в 2010 году



Голубой салон




Дворцовая церковь



Агатовая комната


Кабинет Александра 1


Парадный кабинет Александра 1

Парадная лестница



Спящий купидон







Декор стен




Барометр

Екатерининский дворец, выставка мейсенского фарфора




Зеленая столовая









Проект отделки Зеленой столовой в Екатерининском дворце Царского Села. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, 49x65.5 см. Государственный Эрмитаж, получена от наследников Ч. Камерона в Лондоне, в составе его архива, 1822 г.






Кавалеоская столовая








Картинный зал





Полтавская битва,Pierre-Denis Martin (1663-1742)



Белая парадная столовая









Портретный зал














Изразцовые печи и камины












Дворцовые интерьеры



















Фото - Mary , 10.2015.

Екатерининский парк .

Большой дворец

Екатерининский парк, 1 - Садовая ул., 9

Пам. арх. (феральн.)

Первый двухэтажный каменный дворец

1718-1724 арх. Иоганн Браунштейн

Новый дворец

1743 - арх. Земцов М. Г. - проект

1743 - арх. Квасов Андрей - переботанный проект

1745 - арх. Чевакинский С. И. -

Большой дворец

1752-1756 - Растрелли Ф.-Б. барокко

Дворцовая церковь

Государственный музей-заповедник "Царское Село" .

Екатериниский дворец

В центре архитектурно-паркового ансамбля г. Пушкина находится огромное здание Екатерининского дворца. Перед его восточным и западным фасадами расположены наиболее старые части Екатерининского и Александровского парков с симметричной планировкой. Эти ругелярные парки переходят в созданные позднее обширные пейзажные парки. Дворцово-парковый комплекс создавался в течение двух веков.

    Большой дворец в Царском Селе.
    Проект надстройки Среднего дома. 1-й вариант.
    Фасад со стороны парадного двора.

    2-й вариант. С.Т.Чевакинский по проекту
    Ф.-Б. Растрелли. 1749-1750 гг.

    Копия перв.пол. XIX в. (.С.76-80.)

    Ф.-Б. Растрелли.
    План 1-го и 2-го этажей.

    План 1-го этажа.

    Вид. Большого дворца.
    карт. Ф.Г.Баризьена. 1760-1761.

    Дворец в Царском Селе.

    Фасад Екатерининского дворца
    (со стороны площади).
    Худ. В.Садовников. ([*].C.)

    Старая открытка.

    1912 г.

    Интерьер церкви

    Э.П.Гау, "Церковь в
    Большом
    Царскосельском
    дворце", 1860-е г.,
    акварель.

    1911 г. Церковные хоры

  • Предцерковный зал

В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга на территории нынешнего Екатерининского парка находилась небольшая усадьба, окруженная лесами. По-фински она называлась Saari mojs, швед. Sarishoff - "мыза на возвышенном месте", по-русски - Сарская мыза. Усадьба столяла на бывшей Новгородской земле, захваченной в XVII в. шведами и возвращенной в начале Северной войны (1700-1712).

Для освоения местности вокруг строящегося Петербурга Петр I первоначально отдал Сарскую мызу генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меншикову. Позднее, в 1710 г. по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 г. его женой под именем Екатерины Алексеевны.

В 1718-1724 гг. по проекту арх. Иоганна Браунштейна здесь был возведен первый двухэтажный каменный дворец с рустованными углами и скромными наличниками - "каменные палаты о шестнадцати светлицах". Дворец был окрашен суриком и крыт гонтом. Перед дворцом на насыпанных земляных уступах был разбит сад. За садом раполагались парники и оранжереи. С западной стороны находился Зверинец - огороженный участок леса, в котором содержали лосей, кабкнов и зайцев для царской охоты. Вокруг мызы появилась деревня, кирпичные и изразцовые заводы, сараи для обжига извести и др. хозяйственные сооружения.
В 1724 г. в новых "палатах" было устроено праздненство, этим было подчеркнуто значение нового дворцового поместья, которое вскоре стали называть Саарским Село, затем Царским Селом.

В царствование Елизаветы Петровны в Царском Селе развернулось большое строительство. В 1743 г. по распоряжению Елизаветы арх. М. Г. Земцов разработал проект нового, большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден проект, переработанный Андреем Квасовым, имевшим "против прежнего небольшое излишество". Перестройка царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 г. и продолжалась до 1748 г.

С 1745 г. арх. С. И. Чевакинский принимал участие в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу арх. осложняло распоряжение императрицы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Старый дом был включен в центральный корпус дворца, его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Кавоса и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатуркой и резной работой".

Огромный парадный двор со стороны западного фасада дворца был окружен служебными флигелями, расположенными полукругом.

Дальнейшей перестройкой дворца занимался арх. В. В. Растрелли (1700-1771). В 1752 г. По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. В 1752-1756 гг.. Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резеденцию.

Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 м получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. Между дворцовой церковью и северным флигелем Растрелли оставил открытую галерею, устроив там висячий сад. Парадный двор украсили ажурные ворота, выкованные из железа мастерами Сестрорецкого зовода и отделаны золотом. В 1751-1752 гг. деревянные решетчатые заборы были заменены высокой каменной оградой с воротами по проекту Растерелли.В 1754-1757 гг. близ дворца, на месте нынешней Гранитной террасы, по проектам А. К. Нартова и Растрелли было построено здание Катальной горки.

В 1746 г. была заложена дворцовая церковь, которая сначала планировалась как отдельностоящее здание. К осени 1746 г. были закончены флигели-циркумференции - расположенные по дуге одноэтажные вспомогательные помещения с северо-западной стороны дворца. Старые каменные палаты, увенчанные новым карнизом и кровлей, увеличились по фасаду и в высоту. С этого времени палаты Екатерины I стали называться Средним домом.

С 1748 г. строительные работы возглавил Б.-Ф. Растрелли, назначенный главным архитектором дворца. Он разработал свой план Большого Царскосельского дворца и парка и начал новую реконструкцию. Все части дворца ранее соединявшиеся галереями-переходами, были объединены в целостный массив, Средний дом и боковые флигели надстроены третьим этажом, фасады дворца получили новую архитектурную обработку.

30 июля 1756 г. в Царском Селе состоялся торжественный прием, посвященный окончанию строительства Большого дворца.
Регулярная часть Екатерининского парка террасами спускалась с холма. В XVIII в. этот район парка назывался Старым садом.

Внутри дворца появилась анфилада обширных парадных залов с разнообразной художественной отделкой. Для отделки дворца было использовано 6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота (около 100 кг).
Дворец стал центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее Екатерининского парка) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории Александровского парка). Автор проекта садов неизвестен. Оба парка имели регулярную планировку. Расположение аллей, прудов, боскетов было строго симметричным. Искусно подстриженные кусты и деревь образовывали стены и ниши, в которых устанавливали статуи. В парке было много "садовых затей" - фигурных водоемов, скульптур, архитектурных сооружений, павильонов, созданных по проекту арх. Растрелли. Работы по созданию дворца и парков продолжалось 4 года. Растрелли помогали арх. помощники В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Листовое золото поставляли московские "сусальные" мастера. Большие денежные суммы, необходимые для строительства царской резеденции, давало "соляное комиссарство" - взятая в казну продажа соли.

Новый дворцово-парковый ансамбль, выстроенный к концу 1756 г., вызывал всеобщее восхищение. В 1755 г. из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет. Царское Село стало местом официальных парадных приемов русской знати и представителей иностранных государств. Здесь же решались и важные государственные вопросы. Во время Семилетней войны (1756-1763) здесь устраивались совещания.

При Екатерине II Царское Село сохранило значение парадной резиденции. В этот период вид дворца несколько изменился: в связи с переносом парадной лестницы в центр здания, возвышавшийся в южной части дворца купол был уничтожен, обветшавшие золоченые деревянные статуи сняты, а золоченые лепные украшения закрасили охрой.

Церковь Воскресения Христова .

Автором проекта дворцовой церкви был архитектор С. И. Чевакинский. Торжественная закладка церкви, расположенной в северной части дворца, состоялась 8 августа 1746 г. в присутствии Елизаветы Петровны, наследника Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Шестиярусный иконостас столярной работы, украшенный золочеными колоннами и пилястрами создавался по проекту Ф.-Б. Растрелли, а резные работы были поручены лучшему придворному мастеру Иогпнну Дункеру. Живописны плафон с изображением Вознесения Господня был исполнен художником Джузеппе Валерияни, писавшим его несколько лет с 1749 г. В том же году Императрица установила и цвет (темно-синей берлинской лазури), в который должна была быть выкрашена церковь в своем окончательном виде.

Дворцовая церковь, увенчанная пятью золочеными главами, была освящена 30 июля 1756 г. во имя Воскресения Христова архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром (Кулябка) в присутствии Императрицы. Необычайно роскошная отделка храма являлась одним из лучших образцов елизаветинской эпохи. Все находившиеся в церкви иконы, в том числе и на стенах храма, в алтаре и на хорах (всего их было 114), были врезаны в стены и закрыты золочеными рамами. В алтаре, над жертвенником возвышалась громадная резная золоченая сень на восьми колоннах. Хоры и помещения под ними были отделены от церкви стеной. На хорах во время богослужений находилась Императрица и ее Двор.

12 мая 1820 г. в результате пожара церковь сгорела, при этом погибла большая часть находившихся в ней икон. Купола восстановленные после пожара В. П. Стасовым несколько отличались от первоначальных и, по замечанию современников, менее соответствовали облику дворца. Огромный живописный плафон, повторявший работу Валерияни, был написан заново художником В. К. Шебуевым. Новый плафон в алтаре "Слава Святого Духа" был написан в 1822 г. художником Дмитрием Антонелли по штукатурке. В помещении на хорах новый плафон, изображавший свв. Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию, был начат в 1823 г. придворным живописцем Отто Игнациусом, а закончен из-за сметри последнего Густавом Гиппиусом.Реставрацию большинства икон взял на себя Д. Антонелли. Остальные иконы были написаны заново А. Е. Егоровым, профессором Андреем Ивановым и живописцем И. Ф. Тупылевым. Рамы во время пожара успели вынуть и спасти. Восстановленная после пожара уерковь была вновь освящена 2 апреля 1822 г. архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павлинским) в присутствии Александра I.

В ночь на 16 июня 1863 г. в дворцовой церкви вновь произошел пожар, полностью уничтоживший все купола, но на этот раз большинство образов и церковной утвари удалось спасти. Чудом уцелел и плафон художника В. К. Шебуева. Плафон в алтаре Дм. Антонелли погиб, но был написан заново академиком Беллони на полотне. Восстановленная в чечение года церковь была заново освуящена 27 октября 1864 г. духовником Императрской Семьи протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Александра II. Главы дворцовой церкви, восстановленные архитектором Александром Фомичем Видовым, на этот раз более соответствовали стилю "елизаветинского барокко".

Несмотря на все повреждения, полуенные во время пожаров, к ХХ веку цворцовая церковь в основном сохранила свой первоначальный вид, который имела во время царствования Елизаветы Петровны.

Церковь была официально закрыта 22 мая 1922 г., хотя службы в ней прекратились еще в 1917 г. 9 июня 1918 г. в Екатерин7инском дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны в помещении церкви немецкими войсками был устроен гараж, а ее внутреннее убранство было разграблено, либо сильно повреждено 98 икон, оставшихся в храме были похищены. От знаменитого плафона к 1944 г. сохранились только остатки. В результате контрнаступления советских войск здание дворца оказалось частично разрушенным прямыми попаданиями снарядов.

После Октябрьской соц. революции в 1918 г. царскосельские дворцы и парки были взяты под охрану государства. Они стали историко-художественными музеями и местом отдыха. В начале ВОв наиболее ценные экспонаты были эвакуированы, а парковые скульптуры зарыты в парке. Во время окупации дворцы и парки сильно пострадали. После освобождения города в январе 1944 г. почти сразу же начались работы по расчистке парка, консервации екатерининсского дворца и павильонов. В июне 1945 г. открыли екатерининский парк, а весной 1946 - Александровский. После войны в парке посажены тысячи деревьев, очищен Большой пруд, восстановлены фасады павильонов Екатериниского парка и значительная часть парковой скульптуры.

Реставрационные работы Екатерининского дворца начаты в 1957 г. Производители работ - Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Главного архитектурно-планировочного управления и трест "Фасадремстрой". Автор проекта восстановления - арх. А. А. Кедринский. Фасады дворца восстановлены с максимальным приближением к их виду в XVIII в., поздние наслоения - удалены. Убрано разрушенное крыльцо парадного подъезда со стороны дворцовой площади, построенное в середине XIX в. На его месте воссоздано крыльцо по чертежам Растрелли. Во фронтонах среднего дома воспроизведены картуши первоначального рисунка. Уже в 1958 г. часть помещений второго ээтажа использовалась под выставку. В 1959 г. открылись первые восстановленные дворцовые залы. Регулярная часть парка перед дворцом воссоздана в первоначальном виде.

В 1950-е гг. в центральной части дворца находился музей, в боковых флигелях располгались: Всесоюзный музей А.С.Пушкина, детская музыкальная школа и база однодневного отдыха. В это время парковый фасад дворца был частично скрыт за высокими деревьми.

В январе 1983 г. дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 г. получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник "Царское Село".
В 1989 г. дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 г. велись реставрационные работы в Агатовых компанах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест).

Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».


1. В основе центральной части дворца - двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717-1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.

2. Современный дворец возвёл в 1748-1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли.

3. Сейчас сбоку от здания установлен памятник знаменитому зодчему.

4. Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.

5. В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.

6. Рядом стоит корпус Императорского лицея , соединённый с дворцом аркой.

7. Парадный двор резиденции ограничен двумя циркумференциями, в нём расположен плац. По краям стоят два жёлтых служебных (кухонных) корпуса.

8. Чтобы летом попасть внутрь дворца, нужно отстоять на пекле сорокаминутную очередь.

9. В ожидании разглядывать детали здания.

10. Последняя масштабная реставрация здания была больше десяти лет назад, сейчас фасады нуждаются в косметическом ремонте.

11. Голубая и «золотая» краски выцвели.

12. Колонны дворца поддерживают скульптуры атлантов, их лица можно разглядеть только подойдя вплотную к зданию.

13. Прежде всего попадаем на Парадную лестницу , украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.

14. Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.

15. Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.

16. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям.

17. Также были воссозданы большие часы.

18. Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.

19. Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М.-А. Колло «Голова девочки» 1769 года.

20. Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

21. В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

22. По соседству расположена Китайская гостиная Александра I .

23. Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.

24. На стенах - портреты, в том числе императора Петра II кисти И.-П. Людена.

25. Дальше - Буфетная , до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

26. Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа.

27. Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

28. На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.

29. Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

30. Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

31. Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

32.

33. В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.

34. Потолок зала украшен переданным из Юсуповского дворца живописным плафоном «Меркурий и Слава».

35. Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².

36. Живописные полотна размещены в нём по принципу шпалерной развески. Размещая произведения на стене, Растрелли учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золочёным багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».

37. С общим колоритом стен гармонирует плафон «Олимп» — копия плафона Иорданской лестницы Зимнего дворца.

38. Большой зал , или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.

39. Его площадь более 800 м².

40. Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.

41. Скульптурная и орнаментальная резьба, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками.

42. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».

43. В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.

44. В 1950-х годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.

45. Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

46. Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено.

47. В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.

Большо́й Екатери́нинский дворе́ц (также известный, как Большо́й Царскосе́льский дворец , Екатерининский дворец ) - бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга . Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга .

История

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург , в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I . В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 - после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами - циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры - Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня - отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.







2024 © kubanteplo.ru.