Философия, шпоры готовые. Зигмунд Фрейд: открытия, которые до сих пор актуальны Где фрейд


6 мая исполняется 162 года со дня рождения основоположника глубинной психотерапии Зигмунда Фрейда. Многие его теории со временем были раскритикованы. Однако некоторые идеи используются до сих пор.

1. Бессознательное

health.howstuffworks.com

Фрейд вывел на свет наше бессознательное и описал структурную модель психики человека. Психолог разделил её на три элемента:

  • Ид или Оно - полностью бессознательный компонент, который управляется инстинктами. Ид функционирует по принципу немедленного удовлетворения всех желаний и потребностей.
  • Эго - компонент личности, отвечающий за связь с реальностью и функционирующий на основе обстоятельств. Эго контролирует Ид, в том числе не позволяя ему получать желаемое прямо сейчас, так как это неприемлемо по разным причинам.
  • Супер-Эго развивается в личности последним и закрепляет все полученные человеком моральные установки в результате воспитания. По Фрейду, Супер-Эго начинает созревать в возрасте около пяти лет и формирует социально приемлемое поведение.

Эта модель легла в основу многих более поздних попыток структурировать личность человека. Но до Фрейда учёные рассматривали только . Психолог первым решился копнуть глубже и выяснил, где скрывается истинная суть человека - Ид.

Сейчас психологи всех направлений обращаются к бессознательному, из которого извлекаются не только проблемные вопросы, но и скрытые ресурсы.

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.

2. Стадии психосексуального развития человека

Фрейд описал стадии развития личности через физиологическое ребёнка. В ранние годы человек общается с окружающим миром разными способами и так решает свои задачи. Фрейд выделил пять стадий:

  • Оральная (0–1,5 года). Область рта тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и получением удовольствий. В это время в человеке формируются зависимость и доверие к другим людям.
  • Анальная (1,5–3 года). Ребёнок познаёт чувство контроля - как минимум над собственным кишечником. В это время формируются все формы саморегуляции.
  • Фаллическая (3–6 лет). Ребёнок рассматривает свои половые органы, отождествляет себя со взрослыми и ищет образцы для подражания.
  • Латентная (6–12 лет). Либидо сублимируется в социальные контакты и прочее активное времяпрепровождение. Именно тогда мировоззрение оттачивается и приобретает особую прочность.
  • Генитальная (12–22 года). Человек вступает во взрослые отношения, формирует стратегию поведения в них. И вместе с тем становится ответственным и зрелым в социальном аспекте.

На этом строится теория объектных отношений. Если человек переживает в какой-то период травматические события, связанные с другими людьми, он будет переживать их снова и снова. Поэтому психологи нередко ищут решение текущих проблем пациента в его прошлом.

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.

3. Эдипов комплекс

Комплекс Эдипа у мальчиков и Электры у девочек - часть фаллической стадии развития. По Фрейду, в возрасте около четырёх лет ребёнок осознаёт, что, взрослея, не может претендовать на родительскую любовь в полном объёме. При этом он отождествляет себя с родителем своего пола и «влюбляется» в родителя противоположного пола.

В этом любовном треугольнике малышу сложно искать поддержку у объекта любви или, наоборот, соперника. И он остаётся наедине с собой. Именно от того, как он переживёт этот период, и будет зависеть, как он справится со своим внутренним и проблемами в будущем.

Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его.

4. Толкование сновидений


thecut.com

Ещё одно новаторство от Фрейда: именно он начал рассматривать сновидения в научной плоскости. Пока остальные считали сны чем-то из области магического, психолог определил, что так высвобождаются наши потаённые желания. Из-за моральных установок Супер-Эго и рационализаторства Эго не все мысли могут воплотиться в реальность. И они в итоге уходят в бессознательное.

Соответственно, - это не просто весёлые или пугающие картинки. Это ключ к лучшему пониманию себя.

Сновидения - это королевская дорога в бессознательное.

5. Метод свободных ассоциаций

Фрейд считал, что с помощью ассоциаций можно проникнуть в бессознательное. В рамках этого метода психолог просит пациента называть связанные с первоначальным объектом образы, которые всплывают в голове. А затем искать к ним ассоциации. В усовершенствованном виде эта практика присутствует сейчас в любом направлении психотерапии.

В один прекрасный день те же самые люди о тех же самых вещах начинают думать совсем иначе, чем прежде; почему они раньше так не думали, остаётся тёмной тайной.

Нет такого человека, который бы не знал Зигмунда Фрейда. Благодаря ему мы понимаем многие вещи, которые с нами происходят, и можем на них влиять. Мы знаем, что такое бессознательное и как на него воздействовать. Мы можем объяснить свои поступки и поступки других людей. Мы приоткрыли для себя мир детства и осознали его силу. Фрейд дал нам надежду на обретение счастья и здоровья психики. В статье мы расскажем о семи главных открытиях этого выдающегося психолога.

  1. Бессознательное

До Зигмунда Фрейда психологи считали, что нужно и можно изучать только сознание, то есть то, что мы осознаем в данный момент времени. Фрейд первым заговорил о бессознательном как об основной части психики. По мнению Фрейда, именно из бессознательного в нашей психике все и формируется. Оно состоит из двух групп элементов. Во-первых, это примитивные инстинкты, которые никогда не были сознательными и осознанию вообще не доступны. Во-вторых, это эмоции, воспоминания, которые когда-то были осознаваемы, но потом как бы «забыты» и удалены («вытеснены») из сознания. Например, детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные сексуальные желания.

  1. Метод свободных ассоциаций

Фрейд предложил метод, с помощью которого можно вытащить из человека вытесненные из сознания эмоции и воспоминания. Это метод свободных ассоциаций. Клиент лежит на кушетке, психоаналитик сидит у изголовья, вне поля зрения клиента. Клиент старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову и виде свободных ассоциаций для того, чтобы психолог мог проследить мысли клиента вплоть до самых истоков и помочь ему осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне.

  1. Либидо как ведущий инстинкт, ведущая энергия человека

Фрейд утверждал, что сексуальность - это ведущий инстинкт, ведущая энергия, которая влияет на поведение человека. Сексуальную энергию он называл либидо. Либидо циркулирует по телу человека, и в зависимости от возраста находится в определенной части тела. Отсюда и выделение Фрейдом несколько стадий психосексуального развития личности, о которых мы расскажем в следующем пункте. А здесь хочется несколько слов сказать о таком механизме как сублимация. Его тоже открыл Фрейд.

Сублимация - это перемещение неизрасходованной сексуальной энергии на приемлемые для личности и общества цели - творческую, религиозную, политическую или иную культурно и социально значимую деятельность. Сублимацию иногда называют механизмом «успешной личностной защиты», так как она подобно отводным каналам нейтрализует излишки сексуальной энергии.

  1. Психосексуальные стадии развития личности

По мнению Фрейда, личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. 0-18 мес. - оральная стадия (либидо находится в области рта), 1,5-3 года - анальная (энергия либидо смещается в область кишечника), 3-6 лет - фаллическая (либидо циркулирует в области половых органов). Далее следует стабилизация - латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), а с 12 до 18 лет - генитальная стадия (либидо опять возвращается в область половых органов).

Каждая из этих стадий имеет очень важное значение для развития психики человека. Ребенок проживает определенные кризисы и формирует долговременные установки, ценности и черты характера.

  1. Три структуры личности

По Фрейду личность человека состоит из трех структур: Я (сознание или Эго), Оно (бессознательное) и Супер-Я (или Супе-Эго - надстройка над Я (Эго), которая отвечает за совесть, мораль, нравственные принципы). Супер-Я контролирует сознание, не давая человеку выйти за рамки дозволенного.

Фрейд писал, что внутри нас все время происходит борьба между этими тремя структурами. Но главная битва происходит в возрасте от 3 до 5 лет, когда между этими структурами устанавливается иерархия (кто главнее?). Эта иерархия сохраняется на всю жизнь и определяет ее. Если побеждает Я (Эго), человека можно признать условно здоровым. Если Супер-Я - то вырастет невротик, если Оно - то это уже тяжелый случай, тут может развиться даже психоз. Иерархия устанавливается в процессе выстраивания отношений с родителями или, как считал Фрейд, в процессе проживания Эдипова комплекса (для мужчин) и комплекса Электры (для женщин).

  1. Эдипов комплекс/комплекс Электры

В возрасте от 3 до 5-6 лет либидо находится в области половых органов. Фрейд назвал эту стадию развития человека фаллической. Именно на фаллической стадии мальчик проживает Эдипов комплекс, а девочка - комплекс Электры. Суть этого комплекса в том, что ребенок испытывает сильные импульсы любви к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, а девочка выйти замуж за папу. Соответственно мальчик испытывает агрессию к отцу (как к сопернику), а девочка к матери. И это нормально.

Если период пройден благополучно, то ребенок вырастает относительно здоровой личностью. Но благополучно - это как? Фрейд дает такое объяснение: должна произойти идентификация с родителем своего пола: мальчик должен решить стать таким же умным, мужественным и т.д. как папа. Тогда он может рассчитывать, что когда вырастет, то встретит женщину, похожую на маму. То есть он отказывается от своих притязаний на мать и решает идентифицироваться с отцом, а девочка соответственно с матерью. У ребенка появляется модель, на которую он может ориентироваться. Он осознает свою половую принадлежность, которая, по мнению Фрейда, с этого момента неизменна. Если есть нарушения, то они происходят именно в этот период.

Если нет идентификации с родителем своего пола, происходит фиксация на фаллической стадии развития. Ребенок не выходит из Эдипова комплекса (или комплекса Электры), из-за чего в будущем возникают проблемы в создании отношений. Поясним, что значит «не выходит из комплекса». Это значит, что он не оставляет притязаний на мать или отца (например, в неполных семьях, где у мальчика нет модели для идентификации). Такие мужчины всю жизнь живут с мамой, долго не женятся, ищут женщину, похожую на мать.

Девочка, не прошедшая эту стадию благополучно, будет искать мужчину-отца, сильно старше себя, заботливого и похожего на папу.

  1. Защитные механизмы Эго

Фрейд впервые ввел это понятие в 1894 году в своей работе «Защитные механизмы». Он полагал, что сознание должно предпринимать какие-то действия для снижения разрушительного влияния тревоги и напряжения. В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного подсознательного отрицания или искажения действительности, то есть к самообману. Эго (сознание) защищает человека от угрозы, искажая эту самую угрозу. Фрейд выделял такие механизмы защиты как вытеснение (подавление), отрицание реальности (игнорирование), рационализацию, проекцию, компенсацию и другие. Фрейд также ввел новый научный термин - трансфер (перенос запрещенных чувств, желаний на более безопасный объект). Этим термином он объяснил «влюбленность» пациенток в своего психотерапевта, который выступает для них в роли отца.

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЗИГМУНД ФРЕЙД. ОТКРЫТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

1. Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда.

2. Лечение истерии - ключ к пониманию бессознательного.

3. Бессознательные механизмы психики.

4.Структурная модель психики.

5. Детская сексуальность и учение о характерах.

6. Эдипов комплекс

7. Толкование сновидений.

8. Психопатология обыденной жизни.

9. Остроумие и его отношение к бессознательному.

10. Культура и религия.

11. Происхождение и перспективы культуры.

12. Психоанализ как метод объяснения и понимания социо-культурных процессов.

РАЗДЕЛ 2. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

1. Юнг - человек и мыслитель. Вехи жизненного пути.

2. Врачевание души как проблема культуры.

3. Юнг и Фрейд.

4. Бессознательное и сознание.

5. Символы культуры.

6. Процесс индивидуации.

7. Психологические типы.

8. Массовая психология и политика.

РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

1. Альфред Адлер: жизнь и творчество.

2. Адлеровская критика Фрейда и философские основы психоанализа.

3. Комплекс неполноценности.

4. Компенсация и сверхкомпенсация. Невротический характер.

5. Социальное чувство.

6. Прототип личности и индивидуальный стиль жизни.

РАЗДЕЛ 4. КАРЕН ХОРНИ: ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА .

1. Творческий портрет К. Хорни и направленность психоанализа.

2. Мужская и женская психология. Проблемы брака.

3. Природа человека, культура и генезис неврозов.

4. Невроз и "базовая тревога".

5. Типы потребностей общения и типы неврозов.

6. Необходимость самоанализа и задачи психотерапии.

РАЗДЕЛ 5. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ЭРИХА ФРОММА

1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение.

2. Психоаналитическое просвещение.

3. Учителя человечества. Спор с Марксом и Фрейдом.

4. Природа человека и экзистенциальный опыт.

5. Экзистенциальная антропология.

6. Историческая индивидуация и "бегство от свободы".

7. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни.

8. Социальный характер.

9. Коллективное бессознательное.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое психоанализ?

В самом общем смысле - это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание - это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находятся первоисточники многих наших чувств и мыслей. Здесь накапливаются до конца неосмысленные, неотреагированные переживания, происходит синтез единичных впечатлений и разложение целостных, но случайных образов, которые человек воспринимает во время бодрствования, в конкретной ситуации.

В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются "роковые решения", вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология - пронизаны бессознательными мотивами.

Первая и универсальная задача психоанализа - это расшифровка, истолкование, осмысление всего того нового, неожиданного, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим. Если кто-нибудь из старых знакомых внезапно изменяет к нам отношение, мы стараемся найти этому объяснение в его характере, биографии. В быту, политике, искусстве всегда присутствует психоанализ.

Можно сказать, что психоанализ всегда присутствовал в культуре как необходимый и естественный ее компонент, принимая иногда форму дружеского диалога, наставительной беседы, объяснения в любви, церковной исповеди, зрительского участия в спектакле или читательского размышления о судьбе героя. Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в вид терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке - вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся социальной мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усилившейся конфликтности.

Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом, объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности и также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Не будет преувеличением, следуя Фрейду, назвать психоанализ "коперниканским переворотом", поскольку он открыл подходы к пониманию многих явлений, которые раньше наукой игнорировались, принимались как нечто очевидное или объяснялись как результат пережитков, человеческой глупости и порочности. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

Необходимо различать три проблемно-теоретических слоя в психоанализе . Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами : свободных ассоциаций, толкования сновидений, группового тренинга и другими. Цель практического психоанализа - это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности . Она складывалась у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

По поводу конкретного пациента лечащему врачу желательно иметь "одну теорию", с тем, чтобы поставить диагноз и последовательно вести лечение. Но по поводу "психики вообще" как человеческого феномена может существовать множество теорий, благодаря конкуренции которых поддерживается научная дискуссия, ставятся эксперименты и добываются новые знания. В психоанализе как научном движении очень быстро произошло размежевание на ряд течений. Пять психоаналитических течений, развитых его основоположниками, представлены в настоящем пособии. Но за пределами нашего внимания осталось еще очень много концепций, с которыми читатель легко сможет познакомиться - поток литературы по психоанализу непрерывно растет.

Наконец, третий теоретический слой психоанализа касается таких предметов как человеческая природа, эволюция человека, взаимоотношения полов , происхождение и роль культуры, взаимодействие культуры и личности, социо-культурные причины невротизма. При обсуждение этих предметов психоанализ вливается в общую антропологию, этнологию, социальную философию. Объясняя о происхождении и функциях культуры, таких ее форм, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социо-культурных процессов. Таким образом, религия, взаимоотношения полов, культура получают разную трактовку, например, у Фрейда, Юнга и Хорни.

Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР - запрятаны в спецхран.

Поток критической и комментаторской литературы о психоанализе не иссякает. В самом психоанализе появляются все новые направления, которые выдвигают на первый план те или другие бессознательные механизмы. Влияние психоанализа ощущается в искусстве, массовом и научном сознании. Психоанализ перестроил систему ценностей целого поколения людей в Европе и США. По мотивам раскрытых психоанализом коллизий написано множество драм, новелл, романов. Ими увлекались выдающиеся мастера искусства С. Цвейг, Т. Манн, Д. Лоуренс, Ф. Кафка, С. Дали, Т. Уильямс, А. Миллер, Ш. Андерсен и многие другие. Американский психолог Л. Триллинг писал в 1955 году: "Фрейдистские идеи прочно обосновались в нашей культуре - психиатрия, прежде всего, воспитывается на них. Они имеют решающее влияние на образование и воспитание, чрезвычайно важны в антропологии, социологии, литературоведении. Даже теология должна принимать их в расчет. Мы можем сказать, что они стали интегральной частью нашего современного интеллектуального аппарата".

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30е годы на русском языке в основанной проф. Д. А. Ермаковым "Психоаналитической библиотечке". Среди советских марксистов были в то время сторонники и противники психоанализа. Первые акцентировали его естественно-научные, материалистические основания, атеизм, разоблачение идеологии как "рационализации" классовых интересов. Другие обращали внимание на мифотворчество Фрейда, указывали, что психоанализ преувеличивает роль психических, внутриличностных конфликтов и не изучает социальных конфликтов, национальной и классовой специфики культуры.

В течение нескольких десятилетий (с середины двадцатых до начала шестидесятых годов) психоанализ в СССР фактически находился под запретом. И только с середины восьмидесятых годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и других крупнейших психоаналитиков. Сегодня многие образованные люди в нашей стране знакомы с психоанализом. Но обилие психоаналитической литературы, множественность оценок психоанализа, сложность идей, отсутствие в сегодняшней социо-гуманитарной литературе хорошо разработанной методологии - все это рождает потребность в обзорной, систематизирующей учебной литературе.

Именитый австрийский психолог-новатор, психоаналитик Зигмунд Фрейд стоял у истоков глубинной психотерапии. Именно ему принадлежат гениальные открытия, идеи которых используются и в настоящее время.

1. Бессознательное и структурная модель психики

Фрейд выделил в психике человека 3 элемента:

Ид или Оно является абсолютно бессознательным компонентом, управляемым инстинктами. Причем, Ид действует согласно принципу незамедлительного утоления всех потребностей и желаний.

Эго отвечает за связь с реальностью. Контроль над данным компонентом осуществляет Ид, который в числе прочего не позволяет немедленно получать желаемое.

Супер-Эго формируется в последнюю очередь, закрепляя полученные личностью в процессе воспитания моральные установки.

В настоящее время психологи часто обращаются к бессознательному, извлекая из глубин человеческой психики, как проблемы, так и скрытые ресурсы.

2. Этапы психосексуального формирования

Они описаны психоаналитиком через физиологическое взросление ребенка. По Фрейду таких стадий 5.

От рождения до полутора лет – оральная. Ротовая область удовлетворяет биологические потребности и способствует получению удовольствия, а в человеке формируются доверие к людям и зависимость от них.

От полутора до 3 лет – анальная. Дети начинают контролировать как минимум свой кишечник. Практически все формы саморегуляции развиваются именно в это время.
От 3 до 6 – фаллическая. Малыши интересуются своими половыми органами, сравнивают себя со взрослыми людьми, подражания им.

С 6 до 12 – латентная. Либидо трансформируется в активное времяпрепровождение в социуме, происходит оттачивание и упрочение мировоззрения.

Следующее десятилетие (12-22) Фрейд назвал генитальной стадией, когда человек входит во взрослую жизнь, формируя в ней стратегию своего поведения. В это время формируется ответственность и социальная зрелость.

Травматические события любого из этих периодов переживаются человеком неоднократно, поэтому решение настоящих проблем психологи часто ищут в прошлом.

3. Комплексы Эдипа и Электры

Первый развивается у мальчиков, второй – у девочек как часть фаллического этапа. Согласно Фрейду, 4-летние дети осознают, что постепенно они не могут рассчитывать на полновесную любовь близких. Они уподобляются родителю своего пола, «влюбляясь» соответственно в папу – девочки, в маму – мальчики. Именно в этот период малыши остаются наедине с собой. От того, как дети справятся с этим состоянием, во многом зависит их будущая жизнь.

4. Толкование снов

Психолог рассматривал сновидения в научной плоскости, определяя их как высвобождение потаенных желаний человека. Супер-Эго и Эго не дают всем мыслям стать реальностью, поэтому они отправляются в бессознательное. С точки зрения Фрейда, сны помогают лучше понять себя.

5. Свободные ассоциации

С их помощью, по мнению выдающегося психолога, можно проникнуть в бессознательное. К образам, которые связаны с первоначальным объектом, отыскиваются ассоциации. Это позволяет людям думать об одних и тех же вещах иначе, чем прежде. Такая практика сейчас активно используется в психотерапии.

Зигмунд Фрейд (Фройд; нем. Sigmund Freud; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud). Родился 6 мая 1856 года в Фрайберге, Австрийская империя - умер 23 сентября 1939 года в Лондоне. Австрийский психолог, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Практически каждый фундаментальный для фрейдовской теории постулат был подвергнут критике со стороны видных учёных и писателей, таких как , Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многих других. Эмпирический базис теории Фрейда называли «неадекватным» Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум, «мошенничеством» психоанализ окрестил Питер Медавар, псевдонаучной теорию Фрейда считал Карл Поппер, что не помешало, однако, выдающемуся австрийскому психиатру и психотерапевту, директору Венской неврологической клиники в своём фундаментальном труде «Теория и терапия неврозов» признать: «И всё же, как мне кажется, психоанализ будет фундаментом и для психотерапии будущего...Поэтому вклад, внесённый Фрейдом в создание психотерапии, не теряет своей ценности, и сделанное им ни с чем не сравнимо».

За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ - полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества. Не только о психоанализе, но и о самом учёном выпущено множество биографических книг. Каждый год о Фрейде издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии.


Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшом (около 4500 жителей) городе Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австрии. Улица, на которой родился Фрейд, - Шлоссергассе - сейчас носит его имя. Деда Фрейда по отцовской линии звали Шломо Фрейд, он умер в феврале 1856 года, незадолго до рождения внука, - именно в его честь последний получил имя.

Отец Зигмунда, Якоб Фрейд, был женат дважды и от первого брака имел двоих сыновей - Филиппа и Эммануила (Эммануэля). Во второй раз он женился в возрасте 40 лет - на Амалии Натансон, которая была вдвое его моложе. Родители Зигмунда были евреями, происходившими из Германии. Якоб Фрейд имел собственное скромное дело по торговле тканями. Во Фрайберге Зигмунд прожил первые три года жизни, пока в 1859 году последствия индустриальной революции в Центральной Европе не нанесли сокрушительный удар по небольшому бизнесу его отца, практически его разорив, - как, впрочем, и почти весь Фрайберг, оказавшийся в значительном упадке: после того, как завершилась реставрация находящейся поблизости железной дороги, город переживал период роста безработицы. В том же году у четы Фрейдов родилась дочь Анна.

Семья решилась на переезд и покинула Фрайберг, перебравшись в Лейпциг - там Фрейды провели только год и, не добившись значительных успехов, переехали в Вену. Зигмунд достаточно тяжело пережил переезд из родного городка - особенно сильно на состоянии ребёнка сказалась вынужденная разлука со сводным братом Филиппом, с которым он находился в тесных дружеских отношениях: Филипп отчасти даже заменял Зигмунду отца. Семья Фрейдов, находясь в тяжёлом финансовом положении, осела в одном из беднейших районов города - Леопольдштадте, в то время представлявшем собой своеобразное венское гетто, населённое бедняками, беженцами, проститутками, цыганами, пролетариями и евреями. Вскоре дела у Якоба начали налаживаться, и Фрейды смогли перебраться в более приемлемое для жилья место, хотя роскоши себе позволить не могли. В это же время Зигмунд всерьёз увлёкся литературой - любовь к чтению, привитую отцом, он сохранил на всю оставшуюся жизнь.

По окончании гимназии Зигмунд длительное время сомневался относительно будущей профессии - его выбор, впрочем, был достаточно скуден вследствие его социального статуса и царивших тогда антисемитских настроений и ограничен коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной. Первые два варианта были сразу же отвергнуты молодым человеком по причине его высокой образованности, юриспруденция также отошла на второй план вместе с юношескими амбициями в сфере политики и военного дела. Импульс к принятию окончательного решения Фрейд получил со стороны Гёте - однажды услышав, как на одной из лекций профессор читает эссе мыслителя под названием «Природа», Зигмунд решил записаться на медицинский факультет. Итак, выбор Фрейда пал на медицину, хотя к последней он не испытывал ни малейшего интереса - впоследствии он неоднократно в этом признавался и писал: «Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача», а в поздние годы даже говорил, что в медицине никогда не чувствовал себя «как в своей тарелке», да и вообще настоящим врачом себя никогда не считал.

Осенью 1873 года семнадцатилетний Зигмунд Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета. Первый год обучения не был непосредственно связан с последующей специальностью и состоял из множества курсов гуманитарного характера - Зигмунд посещал многочисленные семинары и лекции, всё ещё окончательно не выбрав специальность по вкусу. На протяжении этого времени он испытывал множество трудностей, связанных со своей национальностью, - из-за царивших в обществе антисемитских настроений между ним и однокурсниками происходили многочисленные стычки. Стойко перенося регулярные насмешки и нападки сверстников, Зигмунд начал развивать в себе стойкость характера, способность давать достойный отпор в споре и умение противостоять критике: «С раннего детства меня заставили привыкнуть к уделу быть в оппозиции и находиться под запретом по „соглашению большинства“. Таким образом были заложены основы для определённой степени независимости в суждениях» .

Зигмунд начал изучать анатомию и химию, но наибольшее удовольствие получал от лекций известного физиолога и психолога Эрнста фон Брюкке, который оказал на него значительное влияние. Помимо этого, Фрейд посещал занятия, которые вёл именитый зоолог Карл Клаус; знакомство с этим учёным открывало широкие перспективы для самостоятельной исследовательской практики и научной работы, к которой тяготел Зигмунд. Усилия амбициозного студента увенчались успехом, и в 1876 году он получил возможность осуществить первую исследовательскую работу в Институте зоологических исследований Триеста, одной из кафедр которого руководил Клаус. Именно там Фрейд написал первую статью, опубликованную Академией наук; она была посвящена выявлению половых различий у речных угрей. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста» .

Фрейд сохранял интерес к зоологии, однако после получения должности стипендиата-исследователя в Институте физиологии всецело попал под влияние психологических идей Брюкке и перешёл к нему в лабораторию для научной работы, оставив зоологические изыскания. «Под его [Брюкке] руководством студент Фрейд работал в Венском физиологическом институте, просиживая по многу часов за микроскопом. ...Он никогда не был так счастлив, как в годы, потраченные в лаборатории на изучение устройства нервных клеток спинного мозга животных» . Научная работа полностью захватила Фрейда; он изучал, помимо прочего, детальную структуру животных и растительных тканей и написал несколько статей по анатомии и неврологии. Здесь же, в Физиологическом институте, в конце 1870-х Фрейд познакомился с врачом Йозефом Брейером, с которым у него завязались прочные дружеские отношения; оба они имели схожие характеры и общий взгляд на жизнь, потому быстро нашли взаимопонимание. Фрейд восхищался научными талантами Брейера и многому научился у него: «Он стал мне другом и помощником в трудных условиях моего существования. Мы привыкли разделять с ним все наши научные интересы. Из этих отношений, естественно, основную пользу извлекал я» .

В 1881 году Фрейд сдал на отлично выпускные экзамены и получил учёную степень доктора, что, однако, не изменило его образ жизни, - он остался работать в лаборатории под началом Брюкке, надеясь в конечном счёте занять следующую вакантную должность и прочно связать себя с научной работой. Научный руководитель Фрейда, видя его амбиции и учитывая финансовые трудности, с которыми он сталкивался из-за бедности семьи, решил отговорить Зигмунда от продолжения исследовательской карьеры. В одном из писем Брюкке заметил: «Молодой человек, вы выбрали путь, ведущий в никуда. На кафедре психологии в ближайшие 20 лет вакансий не предвидится, а у вас недостаточно средств к существованию. Я не вижу иного решения: уходите из института и начинайте практиковать медицину» . Фрейд внял совету своего учителя - в определённой степени этому способствовало то, что в этом же году он познакомился с Мартой Бернайс, влюбился в неё и решил на ней жениться; в связи с этим Фрейд нуждался в деньгах. Марта принадлежала к еврейской семье с богатыми культурными традициями - её дед, Исаак Бернайс, был раввином в Гамбурге, два его сына - Микаэл и Якоб - преподавали в Мюнхенском и Боннском университетах. Отец Марты, Берман Бернайс, работал секретарём у Лоренца фон Штейна.

Для открытия частной практики у Фрейда не было достаточного опыта - в Венском университете он приобрёл исключительно теоретические знания, тогда как клиническую практику необходимо было нарабатывать самостоятельно. Фрейд решил, что для этого лучше всего подходила Венская городская больница. Зигмунд начал с хирургии, но уже через два месяца оставил эту идею, найдя работу слишком утомительной. Решив сменить область деятельности, Фрейд переключился на неврологию, в которой смог достичь определённых успехов - изучая методы диагностики и лечения детей с параличом, а также различные нарушения речи (афазии), он опубликовал ряд работ на данные темы, которые стали известны в научных и медицинских кругах. Ему принадлежит термин «детский церебральный паралич» (ныне общепринятый). Фрейд приобрёл репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. При этом его увлечение медициной быстро сходило на нет, и на третьем году работы в Венской клинике Зигмунд окончательно в ней разочаровался.

В 1883 году он принял решение перейти на работу в психиатрическое отделение, возглавляемое Теодором Мейнертом, признанным научным авторитетом в своей области. Период работы под руководством Мейнерта был для Фрейда весьма продуктивным - исследуя проблемы сравнительной анатомии и гистологии, он опубликовал такие научные труды, как «Случай кровоизлияния в мозг с комплексом основных косвенных симптомов, связанных с цингой» (1884), «К вопросу о промежуточном расположении оливовидного тела», «Случай атрофии мускулов с обширной потерей чувствительности (нарушение болевой и температурной чувствительности)» (1885), «Сложный острый неврит нервов спинного и головного мозга», «Происхождение слухового нерва», «Наблюдение сильной односторонней потери чувствительности у больного истерией» (1886).

Кроме того, Фрейд писал статьи для «Общего медицинского словаря» и создал ряд других работ, посвящённых церебральной гемиплегии у детей и афазиям. Впервые в жизни работа захлестнула Зигмунда с головой и превратилась для него в истинную страсть. В то же время стремившийся к научному признанию молодой человек испытывал ощущение неудовлетворённости своим трудом, так как, по собственному представлению, действительно значительных успехов не достиг; психологическое состояние Фрейда стремительно ухудшалось, он регулярно пребывал в состоянии тоски и депрессии.

Непродолжительное время Фрейд работал в венерическом подразделении отделения дерматологии, где изучал связь заболевания сифилисом с болезнями нервной системы. Свободное время он посвящал лабораторным исследованиям. Стремясь как можно больше расширить свои практические навыки для дальнейшей самостоятельной частной практики, с января 1884 года Фрейд перешёл на отделение нервных болезней. Вскоре после этого в соседней с Австрией Черногории вспыхнула эпидемия холеры, и правительство страны обратилось за помощью в обеспечении медицинского контроля на границе - большинство старших коллег Фрейда вызвались добровольцами, а его непосредственный руководитель на тот момент находился в двухмесячном отпуске; из-за сложившихся обстоятельств в течение длительного времени Фрейд занимал должность главного врача отделения.

В 1884 году Фрейд прочёл об опытах некоего немецкого военного врача с новым препаратом - кокаином. В научных работах фигурировали заявления о том, что данное вещество способно повысить выносливость и значительно снизить утомляемость. Фрейд крайне заинтересовался прочитанным и решил провести ряд опытов на себе.

Первое упоминание данного вещества учёным датировано 21 апреля 1884 года - в одном из писем Фрейд отмечал: «Я раздобыл немного кокаина и попробую испытать его воздействие, применив в случаях сердечных заболеваний, а также нервного истощения, в особенности при ужасном состоянии отвыкания от морфия» . Действие кокаина произвело на учёного сильнейшее впечатление, препарат был охарактеризован им как эффективный анальгетик, дающий возможность проводить сложнейшие хирургические операции; восторженная статья о веществе вышла из-под пера Фрейда в 1884 году и получила название «О коке» . Долгое время учёный использовал кокаин как обезболивающее средство, употребляя его самостоятельно и выписывая своей невесте Марте. Восхищённый «волшебными» свойствами кокаина Фрейд настоял на его использовании своим другом Эрнстом Флейшлем фон Марксовым, который был болен тяжёлым инфекционным заболеванием, перенёс ампутацию пальца и страдал сильнейшими головными болями (и к тому же страдал от морфиновой зависимости).

В качестве лекарства от злоупотребления морфием Фрейд и посоветовал другу использовать кокаин. Желаемого результата достичь так и не удалось - фон Марксов впоследствии быстро пристрастился к новому веществу, и у него начались частые приступы, схожие с белой горячкой, сопровождавшиеся страшнейшими болями и галлюцинациями. В это же время со всех концов Европы начали поступать сообщения об отравлениях кокаином и привыкании к нему, о плачевных последствиях его употребления.

Однако энтузиазм Фрейда не уменьшался - он исследовал кокаин как анестезирующее средство при различных хирургических операциях. Итогом работы учёного стала объёмная публикация в «Центральном журнале общей терапии» о кокаине, в которой Фрейд изложил историю употребления листьев коки южноамериканскими индейцами, описал историю проникновения растения в Европу и подробно изложил результаты собственных наблюдений за эффектом, производимым употреблением кокаина. Весной 1885 года учёный прочёл лекцию, посвящённую данному веществу, в которой признал возможные негативные последствия от его употребления, но при этом отметил, что не наблюдал никаких случаев привыкания (это происходило до ухудшения состояния фон Марксова). Фрейд закончил лекцию словами: «Я, не колеблясь, советую применять кокаин в подкожных инъекциях по 0,3-0,5 грамма, не беспокоясь о его накапливании в организме» . Критика не заставила себя ждать - уже в июне появились первые крупные работы, осуждающие позицию Фрейда и доказывающие её несостоятельность. Научная полемика относительно целесообразности применения кокаина продолжалась вплоть до 1887 года. В этот период Фрейд опубликовал ещё несколько работ - «К вопросу об изучении действия кокаина» (1885), «Об общем воздействии кокаина» (1885), «Кокаиномания и кокаинофобия» (1887).

К началу 1887 года наука окончательно развенчала последние мифы о кокаине - он «был публично осуждён как одно из бедствий человечества, наряду с опиумом и алкоголем». Фрейд, к тому моменту уже кокаинозависимый, вплоть до 1900 года страдал от головных болей, сердечных приступов и частых кровотечений из носа. Примечательно, что разрушительное воздействие опасного вещества Фрейд не только испытал на себе, но и невольно (поскольку на тот момент пагубность кокаинизма ещё не была доказана) распространил на многих знакомых. Этот факт его биографии Э. Джонс упорно скрывал и предпочитал не освещать, однако данная информация стала достоверно известна из опубликованных писем, в которых Джонс утверждал: «До того, как опасность наркотиков была определена, Фрейд уже представлял социальную угрозу, так как он толкал всех, кого знал, принимать кокаин» .

В 1885 году Фрейд решил принять участие в проводимом среди младших врачей конкурсе, победитель которого получал право на научную стажировку в Париже у знаменитого врача-психиатра Жана Шарко.

Помимо самого Фрейда, среди претендентов было немало подающих большие надежды врачей, и Зигмунд отнюдь не являлся фаворитом, о чём ему было прекрасно известно; единственным шансом для него была помощь влиятельных в академических кругах профессоров и учёных, с которыми он ранее имел возможность работать. Заручившись поддержкой Брюкке, Мейнерта, Лейдесдорфа (в его частной клинике для душевнобольных Фрейд непродолжительное время замещал одного из докторов) и ещё нескольких знакомых учёных, Фрейд выиграл конкурс, получив тринадцать голосов в свою поддержку против восьми. Шанс учиться под руководством Шарко был для Зигмунда большой удачей, он возлагал огромные надежды на будущее в связи с предстоящей поездкой. Так, незадолго до отъезда он с воодушевлением писал своей невесте: «Маленькая Принцесса, моя маленькая Принцесса. О, как это будет прекрасно! Я приеду с деньгами... Потом я отправлюсь в Париж, стану великим учёным и вернусь в Вену с большим, просто огромным ореолом над головой, мы тотчас же поженимся, и я вылечу всех неизлечимых нервнобольных» .

Осенью 1885 года Фрейд прибыл в Париж к Шарко, который в то время находился в зените своей славы. Шарко изучал причины и лечение истерии. В частности, основным трудом невролога было исследование применения гипноза - использование данного метода позволяло ему как индуцировать, так и устранять такие истерические симптомы, как паралич конечностей, слепоту и глухоту. Под началом Шарко Фрейд работал в клинике Сальпетриер. Воодушевлённый методами работы Шарко и поражённый его клиническими успехами, он предложил свои услуги в качестве переводчика лекций своего наставника на немецкий язык, на что получил его разрешение.

В Париже Фрейд увлечённо занимался невропатологией, изучая различия между пациентами, пережившими паралич вследствие физической травмы, и теми, у которых симптомы паралича проявились по причине истерии. Фрейду удалось установить, что истерические пациенты сильно различаются по степени тяжести паралича и местам травм, а также выявить (не без помощи Шарко) наличие определённых связей между истерией и проблемами сексуального характера. В конце февраля 1886 года Фрейд покинул Париж и решил провести некоторое время в Берлине, получив возможность изучать детские болезни в клинике Адольфа Багинского, где и провёл несколько недель до возвращения в Вену.

13 сентября того же года Фрейд женился на своей возлюбленной Марте Берней, которая впоследствии родила ему шестерых детей - Матильду (1887-1978), Мартина (1889-1969), Оливера (1891-1969), Эрнста (1892-1966), Софи (1893-1920) и Анну (1895-1982). После возвращения в Австрию Фрейд начал работать в институте под руководством Макса Кассовитца. Он занимался переводами и обзорами научной литературы, вёл частную практику, в основном работая с невротиками, что «неотлагательно ставило на повестку дня вопрос о терапии, который не был столь актуальным для учёных, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью». Фрейд знал об успехах своего друга Брейера и возможностях успешного применения его «катартического метода» лечения неврозов (данный метод был открыт Брейером при работе с пациенткой Анной О, а в дальнейшем и повторно использовался совместно с Фрейдом и был впервые описан в «Исследованиях истерии»), но Шарко, остававшийся для Зигмунда непререкаемым авторитетом, весьма скептически относился к данной технике. Собственный опыт подсказывал Фрейду, что исследования Брейера были весьма перспективны; начиная с декабря 1887 года он всё чаще прибегал к использованию гипнотического внушения при работе с пациентами.

В ходе работы с Брейером Фрейд постепенно начал осознавать несовершенность катартического метода и гипноза в целом. На практике оказалось, что его эффективность далеко не столь высока, как утверждал Брейер, а в некоторых случаях лечение вовсе не приносило результата - в частности, гипноз был не в состоянии преодолеть сопротивление пациента, выражавшееся в подавлении травматических воспоминаний. Зачастую попадались пациенты, вообще не пригодные для введения в гипнотическое состояние, а состояние некоторых больных после сеансов ухудшалось. В период между 1892 и 1895 годами Фрейд начал поиски иного метода лечения, который был бы более эффективен, чем гипноз. Для начала Фрейд попробовал избавиться от необходимости применения гипноза, используя методическую хитрость - надавливание на лоб с целью внушения пациенту того, что он обязательно должен вспомнить ранее имевшие место в его жизни события и переживания. Основная задача, которую решал учёный, заключалась в том, чтобы получить искомые сведения о прошлом пациента в нормальном (а не гипнотическом) его состоянии. Использование накладывания ладони дало определённый эффект, позволив отойти от гипноза, но всё же оставалось несовершенной методикой, и Фрейд продолжал поиск решения проблемы.

Ответ на вопрос, который так занимал учёного, оказался совершенно случайно подсказан книгой одного из любимых писателей Фрейда, Людвига Бёрне. Его эссе «Искусство в три дня стать оригинальным писателем» заканчивалось словами: «Пишите всё, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках, - и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей» . Эта мысль подтолкнула Фрейда к использованию всего массива информации, который клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, в качестве ключа к пониманию их психики.

Впоследствии метод свободных ассоциаций стал основным в работе Фрейда с пациентами. Многие больные сообщали о том, что давление со стороны врача - настойчивое принуждение к «проговариванию» всех приходящих на ум мыслей - мешает им сосредоточиться. Именно поэтому Фрейд отказался от «методической хитрости» с надавливанием на лоб и позволил своим клиентам говорить всё, что заблагорассудится. Суть техники свободных ассоциаций заключается в следовании правилу, согласно которому пациенту предлагается свободно, без утаивания высказывать свои мысли на предложенную психоаналитиком тему, не пытаясь при этом сосредоточиться. Таким образом, согласно теоретическим положениям Фрейда, мысль будет неосознанно двигаться в сторону того, что значимо (того, что беспокоит), преодолевая сопротивление вследствие отсутствия сосредоточенности. С точки зрения Фрейда, никакая появляющаяся мысль не является случайной - она всегда есть производное от процессов, происходивших (и происходящих) с пациентом. Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Применение данного метода позволило полностью отказаться от использования гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа.

Итогом совместной работы Фрейда и Брейера стала публикация книги «Исследования истерии» (1895) . Основной клинический случай, описываемый в данной работе - случай Анны О - дал толчок к возникновению одной из важнейших для фрейдизма идей - концепции трансфера (переноса) (данная идея впервые возникла у Фрейда, когда он размышлял над случаем Анны О, бывшей на тот момент пациенткой Брейера, заявившей последнему, что ждёт от него ребёнка и имитировавшей в состоянии невменяемости роды), а также лёг в основу появившихся позднее представлений об эдиповом комплексе и инфантильной (детской) сексуальности. Обобщая полученные в ходе сотрудничества данные, Фрейд писал: «Наши истеричные больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях» . Публикацию «Исследований истерии» многие исследователи называют «днём рождения» психоанализа. Стоит отметить, что к моменту выхода труда в печать отношения Фрейда с Брейером окончательно прервались. Причины расхождения учёных в профессиональных взглядах по сей день остаются не до конца ясными; близкий друг Фрейда и его биограф Эрнест Джонс считал, что Брейер категорически не принимал мнение Фрейда о важной роли сексуальности в этиологии истерии, и это явилось основной причиной их разрыва.

Многие уважаемые венские врачи - наставники и коллеги Фрейда - отвернулись от него вслед за Брейером. Заявление о том, что именно подавленные воспоминания (мысли, идеи) сексуального характера лежат в основе истерии, спровоцировало скандал и сформировало крайне негативное отношение к Фрейду со стороны интеллектуальной элиты. В это же время начала зарождаться многолетняя дружба учёного с Вильгельмом Флиссом, берлинским отоларингологом, который некоторое время посещал его лекции. Флисс вскоре стал очень близок Фрейду, отвергнутому академическим сообществом, утратившему старых друзей и отчаянно нуждавшемуся в поддержке и понимании. Дружба с Флиссом превратилась для него в подлинную страсть, способную сравниться с любовью к жене.

23 октября 1896 года умер Якоб Фрейд, чью смерть Зигмунд переживал особенно остро: на фоне охватившего Фрейда отчаяния и ощущения одиночества у него начал развиваться невроз. Именно по этой причине Фрейд решил применить анализ к самому себе, исследуя детские воспоминания при помощи метода свободных ассоциаций. Этот опыт заложил основы психоанализа. Ни один из прежних методов не был пригоден для достижения нужного результата, и тогда Фрейд обратился к изучению собственных сновидений.

В период с 1897 по 1899 годы Фрейд усиленно работал над произведением, которое впоследствии считал самым важным своим трудом, - «Толкованием сновидений» (1900, нем. Die Traumdeutung). Важную роль в подготовке книги к печати сыграл Вильгельм Флисс, которому Фрейд высылал написанные главы для оценки, - именно с подачи Флисса из «Толкования» были убраны многие детали. Сразу после выхода в свет книга не оказала сколько-нибудь значительного влияния на общественность и получила лишь незначительную известность. Психиатрическое сообщество вообще проигнорировало выпуск «Толкования сновидений». Важность этого труда для учёного на протяжении всей его жизни оставалась неоспоримой - так, в предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Фрейд писал: «Эта книга... в полном соответствии с моими нынешними представлениями... содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить. Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» .

Согласно предположениям Фрейда, сновидения имеют явное и скрытое содержание. Явное содержание - это непосредственно то, о чём человек рассказывает, вспоминая свой сон. Скрытое же содержание является галлюцинаторным исполнением некоторого желания сновидца, маскирующегося определёнными визуальными картинами при активном участии Я, которое стремится обойти цензурные ограничения Суперэго, подавляющего это желание. Толкование сновидений, по Фрейду, заключается в том, что на основании свободных ассоциаций, которые отыскиваются к отдельным частям сновидений, можно вызвать определённые замещающие представления, открывающие путь к истинному (скрытому) содержанию сна. Таким образом, благодаря толкованию фрагментов сновидения воссоздаётся его общий смысл. Процесс толкования представляет собой «перевод» явного содержания сна в те скрытые мысли, которые его инициировали.

Фрейд высказал мнение, согласно которому образы, воспринимаемые сновидцем, являются результатом работы сновидения, выражающейся в смещении (несущественные представления обретают высокую ценность, изначально присущую другому явлению), сгущении (в одном представлении совпадает множество значений, образуемых через ассоциативные цепочки) и замещении (замена конкретных мыслей символами и образами), которые превращают скрытое содержание сновидения в явное. Мысли человека трансформируются в определённые образы и символы благодаря процессу наглядной и символической репрезентации - в отношении сновидения Фрейд это назвал первичным процессом. Далее эти образы преобразуются в некоторое осмысленное содержание (появляется сюжет сна) - так функционирует вторичная переработка (вторичный процесс). Впрочем, вторичная переработка может и не произойти - в таком случае сновидение превращается в поток странно переплетённых образов, становится обрывистым и фрагментарным.

Несмотря на весьма прохладную реакцию научного сообщества на выход «Толкования сновидений», Фрейд постепенно начал формировать вокруг себя группу единомышленников, заинтересовавшихся его теориями и взглядами. Фрейда стали изредка принимать в психиатрических кругах, иногда используя его техники в работе; медицинские журналы начали публиковать рецензии на его труды. С 1902 года учёный регулярно принимал в своём доме заинтересованных в развитии и распространении психоаналитических идей врачей, а также художников и писателей. Начало еженедельных собраний было положено одним из пациентов Фрейда - Вильгельмом Штекелем, который ранее успешно завершил у него курс лечения от невроза; именно Штекель в одном из писем предложил Фрейду встретиться у него в доме для обсуждения его работы, на что доктор ответил согласием, пригласив самого Штекеля и нескольких особо заинтересованных слушателей - Макса Кахане, Рудольфа Рейтера и Альфреда Адлера.

Сформировавшийся клуб получил название «Психологическое общество по средам» ; его собрания проводились вплоть до 1908 года. За шесть лет общество обзавелось достаточно большим количеством слушателей, состав которых регулярно менялся. Оно неуклонно набирало популярность: «Оказалось, что психоанализ постепенно пробудил к себе интерес и нашёл друзей, доказал, что имеются научные работники, готовые признать его» . Так, членами «Психологического общества», получившими впоследствии наибольшую известность, были Альфред Адлер (член общества с 1902 года), Пауль Федерн (с 1903), Отто Ранк, Исидор Задгер (оба с 1906), Макс Эйтингон, Людвиг Бисвангер и Карл Абрахам (все с 1907), Абрахам Брилл, Эрнест Джонс и Шандор Ференци (все с 1908). 15 апреля 1908 года общество было реорганизовано и получило новое название - «Венское психоаналитическое объединение».

Время развития «Психологического общества» и роста популярности идей психоанализа совпало с одним из самых продуктивных периодов в творчестве Фрейда - в печать вышли его книги: «Психопатология обыденной жизни» (1901, где рассматривается один из немаловажных аспектов теории психоанализа, а именно оговорки), «Остроумие и его отношение к бессознательному» и «Три очерка по теории сексуальности» (обе 1905). Популярность Фрейда как учёного и практикующего врача неуклонно росла: «Частная практика Фрейда увеличилась так, что занимала всю рабочую неделю. Очень немногие его пациенты, как тогда, так и позднее, были жителями Вены. Большинство пациентов приезжали из Восточной Европы: России, Венгрии, Польши, Румынии и т. д.» .

Идеи Фрейда начали обретать популярность за рубежом - интерес к его трудам проявился особенно отчётливо в швейцарском городе Цюрихе, где с 1902 года психоаналитические концепции активно применялись в психиатрии Эйгеном Блейлером и его коллегой Карлом Густавом Юнгом, занимавшимися исследованиями шизофрении. Юнг, высоко ценивший идеи Фрейда и восхищавшийся им самим, в 1906 году опубликовал работу «Психология Dementia praecox», которая основывалась на его собственных разработках концепций Фрейда. Последний, получив от Юнга данную работу, достаточно высоко её оценил, и между двумя учёными завязалась переписка, продолжавшаяся почти семь лет. Фрейд с Юнгом впервые лично встретились в 1907 году - молодой исследователь сильно импонировал Фрейду, который, в свою очередь, считал, что Юнгу суждено стать его научным наследником и продолжить развитие психоанализа.

В 1908 году состоялся официальный психоаналитический конгресс в Зальцбурге - достаточно скромно организованный, он занял всего один день, но был в действительности первым международным событием в истории психоанализа. Среди выступавших, помимо самого Фрейда, было 8 человек, представивших свои работы; встреча собрала всего лишь 40 с небольшим слушателей. Именно в ходе этого выступления Фрейд впервые представил один из пяти основных клинических случаев - историю болезни «Человека-крысы» (также встречается перевод «Человека с крысами»), или психоанализ невроза навязчивых состояний. Подлинным же успехом, открывшим психоанализу путь к международному признанию, стало приглашение Фрейда в США - в 1909 году Грэнвилл Стэнли Холл предложил ему прочесть курс лекций в Университете Кларка (Вустер, штат Массачусетс).

Лекции Фрейда оказались восприняты с большим энтузиазмом и интересом, а учёный был награждён почётной степенью доктора. Всё больше пациентов со всего мира обращались к нему за консультациями. По возвращении в Вену Фрейд продолжил публиковаться, издав несколько работ, в том числе «Семейный роман невротиков» и «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Воодушевлённые успешным приёмом в США и растущей популярностью психоанализа, Фрейд и Юнг решили организовать второй психоаналитический конгресс, состоявшийся в Нюрнберге 30-31 марта 1910 года. Научная часть конгресса прошла успешно, в отличие от неофициальной. С одной стороны, была учреждена Международная психоаналитическая ассоциация, но в то же время ближайшие соратники Фрейда начали разделение на противоборствующие группы.

Несмотря на разногласия внутри психоаналитического сообщества, Фрейд не прекращал собственной научной деятельности - в 1910 году он опубликовал «Пять лекций по психоанализу» (которые читал в университете Кларка) и несколько других небольших работ. В том же году из-под пера Фрейда вышла книга «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства», посвящённая великому итальянскому художнику .

После второго психоаналитического конгресса в Нюрнберге назревшие к тому моменту конфликты обострились до предела, положив начало расколу в рядах ближайших соратников и коллег Фрейда. Первым из ближнего круга Фрейда вышел Альфред Адлер, чьи разногласия с отцом-основателем психоанализа начались ещё в 1907 году, когда была опубликована его работа «Исследование неполноценности органов», вызвавшая негодование многих психоаналитиков. К тому же Адлера сильно беспокоило то внимание, которое Фрейд уделял своему протеже Юнгу; в связи с этим Джонс (характеризовавший Адлера как «мрачного и придирчивого человека, поведение которого колеблется между сварливостью и угрюмостью») писал: «Любые несдерживаемые детские комплексы могли находить выражение в соперничестве и ревности за его [Фрейда] благосклонность. Требование быть „любимым ребёнком“ имело также важный материальный мотив, так как экономическое положение молодых аналитиков большей частью зависело от тех пациентов, которых Фрейд мог к ним направить» . Из-за предпочтений Фрейда, делавшего основную ставку на Юнга, и честолюбия Адлера отношения между ними стремительно портились. Адлер при этом постоянно ссорился с другими психоаналитиками, отстаивая приоритетность своих идей.

Фрейд и Адлер разошлись во взглядах по ряду положений. Во-первых, Адлер считал стремление к власти главным мотивом, определяющим поведение человека, в то время как Фрейд отводил основную роль сексуальности . Во-вторых, акцент в исследованиях личности Адлером ставился на социальном окружении человека - Фрейд же уделял наибольшее внимание бессознательному . В-третьих, Адлер считал эдипов комплекс фабрикацией, а это полностью противоречило идеям Фрейда. Впрочем, отвергая основополагающие для Адлера идеи, основатель психоанализа признавал их важность и частичную обоснованность. Несмотря на это, Фрейд был вынужден изгнать Адлера из психоаналитического общества, повинуясь требованиям остальных его участников. Примеру Адлера последовал его ближайший соратник и друг Вильгельм Штекель.

Непродолжительное время спустя круг ближайших соратников Фрейда покинул и Карл Густав Юнг - их отношения были окончательно испорчены расхождениями в научных взглядах; Юнг не принимал положение Фрейда о том, что подавления всегда объясняются сексуальными травмами, и к тому же активно интересовался мифологическими образами, спиритическими феноменами и оккультными теориями, что сильно раздражало Фрейда. Более того, Юнг оспаривал одно из основных положений фрейдовской теории: он считал бессознательное не индивидуальным феноменом, а наследием предков - всех людей, когда-либо живших в мире, то есть рассматривал его как «коллективное бессознательное» .

Юнг не принимал и взглядов Фрейда на либидо: если для последнего данное понятие означало психическую энергию, основополагающую для проявлений сексуальности, направленной на различные объекты, то для Юнга либидо было просто обозначением общего напряжения. Окончательный разрыв между двумя учёными произошёл после публикации Юнгом «Символов трансформации» (1912), в которых критиковались и оспаривались основные постулаты Фрейда, и оказался крайне болезненным для них обоих. Помимо того, что Фрейд потерял очень близкого друга, сильным ударом для него стали расхождения во взглядах с Юнгом, в котором он первоначально видел преемника, продолжателя развития психоанализа. Свою роль сыграла и потеря поддержки всей цюрихской школы - с уходом Юнга психоаналитическое движение лишилось ряда талантливых учёных.

В 1913 году Фрейд окончил длительную и очень сложную работу над фундаментальным трудом «Тотем и табу» . «Со времени написания „Толкования сновидений“ я не работал над чем-либо с такой уверенностью и подъёмом» , - писал он об этой книге. Помимо прочего, работа, посвящённая психологии первобытных народов, рассматривалась Фрейдом как один из крупнейших научных контраргументов цюрихской школе психоанализа во главе с Юнгом: «Тотем и табу», по мнению автора, должен был окончательно отделить его ближайшее окружение от диссидентов.

Началась Первая мировая война, и Вена пришла в упадок, что закономерным образом сказалось на практике Фрейда. Экономическое положение учёного стремительно ухудшалось, в результате чего у него развилась депрессия. Новообразованный Комитет оказался последним кругом единомышленников в жизни Фрейда: «Мы стали последними соратниками, которых ему когда-либо суждено было иметь», - вспоминал Эрнест Джонс. Фрейд, испытывавший финансовые затруднения и располагавший достаточным количеством свободного времени вследствие уменьшившегося количества пациентов, возобновил научную деятельность: «Фрейд замкнулся в себе и обратился к научной работе. ...Наука олицетворяла его труд, его страсть, его отдых и являлась спасительным средством от внешних невзгод и внутренних переживаний». Последующие годы стали для него весьма продуктивными - в 1914 году из-под его пера вышли работы «„Моисей“ Микеланджело», «К введению в нарциссизм» и «Очерк по истории психоанализа». Параллельно Фрейд трудился над серией эссе, которые Эрнест Джонс называет самыми глубокими и важными в научной деятельности учёного, - это «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» и «Печаль и меланхолия».

В тот же период Фрейд вернулся к использованию ранее оставленного понятия «метапсихология» (впервые этот термин был использован в письме Флиссу от 1896 года). Оно стало одним из ключевых в его теории. Под словом «метапсихология» Фрейд понимал теоретический фундамент психоанализа, а также специфический подход к изучению психики. По мнению учёного, психологическое объяснение может считаться законченным (то есть «метапсихологическим») только в том случае, когда оно устанавливает наличие конфликта или связи между уровнями психики (топография), определяет количество и тип затраченной энергии (экономика) и соотношение сил в сознании, которые могут быть направлены на совместную работу или же противостоять друг другу (динамика). Год спустя увидела свет работа «Метапсихология», объясняющая основные положения его учения.

С окончанием войны жизнь Фрейда изменилась только в худшую сторону - отложенные на старость деньги он был вынужден истратить, пациентов стало ещё меньше, одна из дочерей - София - умерла от гриппа. Тем не менее, научная деятельность учёного не прекращалась - им были написаны работы «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс» (1921), «Я и Оно» (1923).

В апреле 1923 года у Фрейда обнаружили опухоль нёба; операция по её удалению прошла неудачно и едва не стоила учёному жизни. Впоследствии ему пришлось пережить ещё 32 операции. Вскоре рак начал распространяться, и Фрейду удалили часть челюсти - с этого момента он пользовался крайне болезненным, оставлявшим незаживающие раны протезом, в дополнение ко всему ещё и мешавшим говорить. Наступил самый мрачный период в жизни Фрейда: он больше не мог выступать с лекциями, поскольку слушатели его не понимали. До самой смерти о нём заботилась дочь Анна: «Именно она ездила на конгрессы и конференции, где зачитывала подготовленные отцом тексты выступлений». Череда горестных для Фрейда событий продолжалась: в возрасте четырёх лет от туберкулёза умер его внук Гейнеле (сын покойной Софии), а спустя некоторое время скончался близкий друг Карл Абрахам; Фрейдом начали овладевать печаль и горе, всё чаще стали появляться в его письмах слова о собственной приближающейся кончине.

Летом 1930 года Фрейд был удостоен премии Гёте за весомый вклад в науку и литературу, что принесло учёному большое удовлетворение и способствовало распространению психоанализа в Германии. Однако это событие оказалось омрачено очередной утратой: в возрасте девяноста пяти лет от гангрены умерла мать Фрейда Амалия. Самые страшные испытания для учёного только начинались - в 1933 году канцлером Германии был избран Адольф Гитлер, и государственной идеологией стал национал-социализм. Новой властью был принят ряд дискриминационных законов, направленных против евреев, а книги, противоречившие нацистской идеологии, уничтожались. Наряду с трудами Гейне, Маркса, Манна, Кафки и Эйнштейна под запрет попали и работы Фрейда. Психоаналитическая ассоциация была распущена по приказу правительства, многие её члены подверглись репрессиям, а фонды были конфискованы. Многие соратники Фрейда настойчиво предлагали ему покинуть страну, но он наотрез отказывался.

В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в Гестапо Фрейд принял решение покинуть Третий рейх и уехать в Англию. Осуществить задуманное оказалось непросто: в обмен на право покинуть страну власти потребовали внушительную сумму денег, которой Фрейд не располагал. Учёному пришлось прибегнуть к помощи влиятельных друзей, чтобы получить разрешение на эмиграцию. Так, его давний друг Уильям Буллит, в то время посол США во Франции, ходатайствовал за Фрейда перед президентом Франклином Рузвельтом. К прошениям также присоединился германский посол во Франции граф фон Велцек. Общими усилиями Фрейд получил право на выезд из страны, но вопрос «долга германскому правительству» оставался нерешённым. Разрешить его Фрейду помогла его давняя подруга (а также пациентка и ученица) - Мари Бонапарт, принцесса Греческая и Датская, ссудившая необходимые средства.

Летом 1939 года Фрейд особенно сильно страдал от прогрессирующей болезни. Учёный обратился к ухаживавшему за ним доктору Максу Шуру, напомнив о данном ранее обещании помочь умереть. Поначалу Анна, не отходившая ни на шаг от больного отца, воспротивилась его желанию, но вскоре согласилась. 23 сентября Шур ввёл Фрейду несколько кубиков морфия - дозу, достаточную для прерывания жизни ослабленного болезнью старика. В три часа утра Зигмунд Фрейд умер. Тело учёного было кремировано в Голдерс-Грин, а прах помещён в древнюю этрусскую вазу, подаренную Фрейду Мари Бонапарт. Ваза с прахом учёного стоит в мавзолее Эрнеста Джорджа (Ernest George Mausoleum) в Голдерс-Грин.

В ночь на 1 января 2014 года неизвестные пробрались в крематорий, где стояла ваза с прахом Марты и Зигмунда Фрейдов, и разбили её. Теперь этим делом занялась полиция Лондона. Смотрители крематория перенесли вазу с прахом супругов в надёжное место. Причины поступка злоумышленника не ясны.

Труды Зигмунда Фрейда:

1899 Толкование сновидений
1901 Психопатология обыденной жизни
1905 Три очерка по теории сексуальности
1913 Тотем и табу
1920 По ту сторону принципа удовольствия
1921 Психология масс и анализ человеческого «Я»
1927 Будущее одной иллюзии
1930 Недовольство культурой







2024 © kubanteplo.ru.