Фресковые и мозаичные композиции. Характерные черты Великолепие декоративных композиций Великолепие декоративных композиций Богатство сюжетов Богатство. Мозаика и фреска в период римской империи Техника и изображения


Римская мозаика - художественное искусство, появившееся в Древнем Риме, являющееся смесью культуры Греции и Византии. Первоначально это были рисунки на стенах, дорожках и полах, потолках, сделанные при помощи гальки. Потом мозаичные картинки складывали из стекол. Со временем совершенствовалась обработка камней и стекол, изображения становились все четче и разборчивее. Таким образом в древнеримском государстве украшали дворцы и дома богатых людей, делали портреты людей, рисовали охоту, войну и другие картины.

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

Римская мозаика

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения - рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений - надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло - смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле - более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Заключение

Мозаика в древнем Риме положила начало развитию керамики, но при этом осталась самостоятельным искусством, переданным потомкам. В настоящее время такой способ украшения (особенно опус сектиле) используется при отделке храмов, интерьеров квартир. Сейчас применяются более современные материалы: клей, краски.

«Всемирная история «Древний Рим»» - Жители Рима. Внимательно прочтите текст легенды. Рим – город на семи холмах. Легендарная дата основания Рима. Рим и его обитатели. Древнейшие римляне жили в примитивных домах из ивовых прутьев. Управление в Древнейшем Риме. Марс. Марс – бог войны. Патриции – потомки коренных жителей Рима. Римляне занимались земледелием.

«Развитие Древнего Рима» - Республиканский этап. Легендарное основание Рима. Разгневанный Амулий приказал положить младенцев в корзину и бросить в реку Тибр. Поздняя Республика. Волчица вскармливает Ромула и Рема. Этапы развития Древнего Рима. Сильное влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков, латинов и древних греков.

«История Рима» - Римская культура. Римские правовые нормы нашли отражение в законах многих европейских государств. Начало Рима. Упадок Римской империи. Цивилизационное наследие Рима. На утеху зрителям проводились шумные и кровопролитные зрелища. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. На территории бывшей Римской империи возникли десятки королевств.

«Рим в древности» - Государство Древний Рим возник на Апеннинском полуострове. Был Колизей таким. Испанская лестница. А стал таким. Копитолий. Древний Рим. Фонтан Треви. Карта древнего Рима. Пантеон.

««Древний Рим» 10 класс» - Пунические войны. Римская армия при Октавиане августе и его приемниках. Возникновение города Рима. Водяные мельницы. Римское войско в lll веке до н.э. Древний Рим. Культура Римской империи. Рост Рима в первые века его существования. Восстание Спартака. Разгром Сирийского царства. Рабовладение в Риме.

«Армия Древнего Рима» - Орёл. Вооружение. Центурии. Легион. Устройство легиона. Эпоха царей. Римская армия. Латы. Поздний период. Короткий дротик. Воинственные цари. Луций Тарквиний Гордый. Армия и оружие в Риме эпохи царей. Луций Тарквиний Приск. Анк Марций. Центурион.

Всего в теме 13 презентаций

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня...

Или смальты - цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.

Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.

Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!


Битва при Исе. Помпеи.

Портреты, особенно женские, часто идеализированы.

Натюрморт - один из популярнейших жанров. Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.
Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Мозаичные картины часто были окружены широкой орнаментальной рамой.
Мозаика из Британского музея.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

Римские фрески

Тем не менее как раз один из самых ценных памятников античного искусства, а именно фрески, найденные в развалинах дома на Эсквилинском холме в Риме, - ландшафты, среди которых представлены похождения Одиссея. Эти фрески, исполненные в мягких и довольно правдивых красках, в бойкой "импрессионистской" манере, со значительно развитым чувством пространства (но, по-видимому, без теоретических знаний перспективы), означают, во всяком случае, такое понимание природы и такой интерес к ней, каковые не были известны древним культурам Египта и Ассирии. Однако и в них не найти понимания природы в современном смысле или в том, что уже проглядывает в готической миниатюре или в живописи старых нидерландцев и венецианцев. Художник, писавший (в I в. до н.э.?) эти фрески, отнесся к своему предмету довольно "свысока", в качестве виртуоза и импровизатора. Нет любовного отношения к жизни природы. Общий эффект передан с некоторой иллюзорностью (фрески тянутся фризом под потолком и разделены одна от другой расписанными красными пилястрами, а следовательно, весь цикл должен играть роль некоторого trompe lоеilя), но в отдельных формах не проглядывает глубокого с ними знакомства. Скалы и горы выглядят вспухшими зеленоватыми массами или картонными кулисами; тростник и трава расположены "зря", взъерошенными пучками; береговые ниши нарисованы очень приблизительно; краски, в которых доминируют серо-зеленые, серо-голубые и оливковые тона, однообразны так, что лишь только изображением "Царства мертвых" может быть объяснено желание художника передать унылый характер местности.

Чрезвычайное значение для интересующего нас вопроса представляет роспись виллы, открытой в 1863 г. в месте "ad Gallinas Albas" под Римом.

Экзекий. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи амфоры.

Эта роспись, покрывающая сплошь стены комнаты, представляет из себя несомненную попытку создать в закрытом помещении иллюзию сада. Мы видим низкие барьеры с разнообразными прорезными орнаментами (вроде трельяжей XVIII в.), клетки с птицами и на фоне неба - деревья и кусты с цветами, часто довольно ясно характеризованные, как-то: лавр, шиповник, персиковое дерево и т. д. На ветках и на трельяжах сидят певчие птицы. Возможно, что во фресках виллы ad Gallinas Albas мы имеем образец творчества Лудиуса или его школы. Эти фрески указывают, во всяком случае, на то, что живопись в I в. до н. э. задавалась только иллюзионными задачами и что культ природы уже тогда достиг той степени, когда горожанин начинает чувствовать потребность видеть в своих стенах убедительное напоминание о природе. Новейшие исследования доказали, что эта отрасль живописи происходит с востока, из азиатских центров эллинской (или, вернее, эллинистической) культуры, а также из Александрии, где садоводство повсюду было в чрезвычайном ходу и где во II в. до н. э. славился подобными картинами упомянутый Деметрий, работавший при дворе царя Птоломея Филомета и переселившийся затем в Рим.

В этот поздний период античной живописи, который нам единственно (да и то приблизительно) известен по сохранившимся памятникам, господствовали (на протяжении всех римских владений) художественные вкусы, выработанные эллинистическим искусством, одним из центров которого была Александрия. Признаками этих вкусов можно считать реализм, доходивший до преследования иллюзии, игривую грацию и остроумную изобретательность, нередко впадавшую в вычурность. Античное искусство переживало в то время своего рода эпоху "барокко" - оно уже было "разменяно", ослаблено учениями любителей и теоретиков, обезличено эклектизмом. Но именно в это же время (как и в XVII в., в дни настоящего барокко) высоко развилась виртуозность в изображении видимого мира и чрезвычайно богатая декоративность.

Эти особенности поздней классической живописи нашли себе прельстительное отражение в росписи помпейских стен и в немногих остатках древней живописи в самом Риме. Однако о том, какое отражение это нашло по отношению к лучшему в искусстве своей эпохи, мы можем лишь догадываться, ибо ни одного выдающегося в свое время памятника до нас не дошло, а по одним "копиям" и ремесленным вариантам, разумеется, нельзя судить об оригиналах.

Искание иллюзии доходило у поздних греков (греческой нужно считать и всю живопись Рима) до изощренности, граничившей иногда с безвкусием. Так, нам известно существование мозаичного пола в Пергамосе, исполненного мастером мозаики Созосом и представлявшего "невыметенный пол", на котором остались разбросанными всевозможные объедки. Там же находилось превозносимое Плинием изображение голубей, сидящих вокруг чаши. Особенно поражала верной передачей натуры тень (отражение?) на воде от головы пьющего голубя. Несколько подобных примеров преследования иллюзии можно найти в сочинениях древних писателей, трактующих о живописи, а среди фресок и мозаик, найденных в Помпее и Риме, едва ли не половина принадлежит к этому художественному порядку.

Голуби на чаше. Мозаика виллы Адриана в Тиволи.

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Фрески Ряд злосчастий, которые обрушились на европейскую культуру, в какой-то как бы методической последовательности, погубили эти памятники. Но больше всего пострадали они от нерадения и по недостатку средств. В частности, история империи является отныне (с небольшими

Из книги Великие авантюры и приключения в мире искусств автора Коровина Елена Анатольевна

IV -- Фрески Флоренции Братья Чьоне Часть фрески в капелле Торнабуони в церкви Санта мария Новелла во Флорнеции.Особенно интенсивная художественная деятельность обнаружилась в Тоскане благодаря проповедям доминиканских монахов. В отличие от францисканцев, последние

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Пизанские фрески Здесь в высшей степени замечательно помянутое довольно точное изображение флорентийского дуомо - одна из редких в треченто "ведут" определенных памятников. Однако в чисто художественном отношении нас должен еще более интересовать символический "сад"

Из книги Матисс автора Эсколье Раймон

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

Из книги автора

Фрески Липпи Очаровательна декорация и на небольшой лондонской люнете, также изображающей "Благовещение". Здесь мотив очень близок к Фра Беато, но именно этот пример лучше всего характеризует разницу между обоими художниками. И у Беато, и у Липпи Мария сидит в преддверии

Из книги автора

Монтенья - фрески Монтенья. Победа мудрости над пороками. Париж. Лувр.В первом же достоверном труде Мантеньи, в росписи капеллы Эремитани (1448-1454), юный мастер обнаруживает себя "римлянином". Особенно поражают его "декорации", среди которых разыгрываются сцены. Какой

Из книги автора

Римские каникулы: Джульетта и духи В Европе Хори - теперь уже барон Дори-Бутен, не умерил свою деятельность. Там ведь тоже была масса коллекционеров, абсолютно ничего не понимающих в искусстве. Так что вполне можно было начать собственные «римские каникулы». Выбор

Из книги автора

Фрески Паоло Веронезе У современных художников свои достоинства; надо, однако, признать, что на большие работы они почти не отваживаются, что в проблемах композиции они чувствуют себя неуверенно и что они совсем не любят фантазировать. Когда они фантазируют,

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура Древнего Рима

Общая характеристика культуры История Древнего Рима насчитывает более 12 столетий (с 8 века до н.э по 5 век н.э). Она оставила человечеству богатейшее культурное наследие: архитектура, скульптурный портрет, фрески, мозаики, поэзия Вергилия и Горация, ораторское искусство, система права, философия, театральное искусство. Во многом искусство римляне переняли от греков, когда в 1 веке до н.э. завоевали ее.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода: Культура этрусков (7 -4 вв. до н.э.). Эпоха Римской республики (6 – 1 в. до н.э.). Эпоха Римской империи (1 в. до н.э. – 4 в. н.э.). В период возникновения непосредственно Римского государства его культура полностью опиралась на принципы этрусской культуры.

Архитектура Древнего Рима Представлена Городами Дворцами Храмами Мощеными дорогами Мостами

Архитектура периода Римской республики

Римский форум Города располагались на огромных 4 – угольных площадях – форумах. Центр деловой и общественной жизни – Римский Форум, к которому сходились все улицы города. Здесь заключались торговые сделки, проходили суды, народные собрания.

Колонна Траяна Самым замечательным памятником на Форуме была 38 – метровая колонна Траяна. Сверху донизу колонна покрыта рельефами, рассказывающих о военных походах Траяна. В основании колонны была найдена комната с золотой урной, где хранится прах императора. Внутри колонны находится винтовая лестница в 185 ступеней, ведущая на вершину. Ранее колонну украшала статуя Траяна, но она была утрачена и заменена статуей Святого Петра.

Со временем Форум был заброшен, часть строительного материала использовалась жителями для собственных целей. Большинство строений было уничтожено навсегда. В средние века на этом месте пасли скот, впоследствии Форум и вовсе был утрачен. Лишь в начале 20 века археологам удалось частично восстановить этот комплекс.

Храм Весты на Бычьем рынке Из памятников архитектуры республиканского периода практически ничего не сохранилось. Лучшим сооружением этого времени считается Храм Фортуны Вирилис и Храм Весты на Бычьем рынке, которые явно отражают черты греческой культуры.

Римская архитектура стремится к удовлетворению человеческих нужд. В особую группу можно выделить инженерные сооружения: акведуки (водопроводы), огромные виадуки (мосты) и дороги.

Пон дю Гар, римский виадук с акведуком в верхнем ярусе

Аппиева дорога Аппиева дорога вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением вулканического пепла. Хорошо сохранилась до нашего времени.

Архитектура Римской империи

Среди архитектурных сооружений эпохи Римской Империи особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая крупная из них – Колизей, где разыгрывались спектакли, проводились бои гладиаторов, укрощались дикие звери. Колизей представляет собой огромную овальную чашу. В центре Колизея находится арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, число которых иногда доходило до 50 тысяч.

Одним из шедевров Римского зодчества является Пантеон (храм всех богов), строительство которого завершилось в 125 году. Аналогов Пантеона нет даже в современном мире. Главная достопримечательность – купол 43 метра в диаметре. В настоящее время в Пантеоне создана усыпальница великих людей Италии.

Триумфальная арка императора Тита Ознаменовала его победу над восставшей Иудеей. Пролет арки с обеих сторон украшен рельефами. Триумфальные арки зародились в Риме и были заимствованы позже другими культурами. Но так или иначе они означают доблестные победы влиятельных людей.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм (общественных бань), являющихся неотъемлемой частью любого города. В Риме было около 12 императорских бань. Термы служили местом отдыха и их посещение входило в повседневную жизнь римлян. Самые знаменитые термы были созданы императором Каракаллой в 3 веке.

Термы Каракаллы

Вопросы и задания Какое влияние на формирование Римской культуры оказало искусство древней Греции? В чем их различие? Опишите один из шедевров Древнего Рима: Форум, Пантеон, Колизей. Как вы думаете, почему оказались разрушены Форум и другие постройки, но остался цел Пантеон? Для чего служили общественные постройки Древнего Рима?








2024 © kubanteplo.ru.