Города-государства в древней греции. Названия городов по имени основателя: список, история и интересные факты Какие города называют город государство


Города-государства Город-государство – небольшая территория вместе с управляющим городом (как правило, единственным) и обычно являющаяся независимым государством . Исторически города-государства часто были частью больших культурных областей и разнообразных политических союзов. Первые города государства появились еще в Древнем мире. Это были огромные территории, которые постоянно воевали между собой.

Такими являлись Древнегреческие полисы, Древняя Месопотамия, Древняя Спарта, Вольные города Германии, Города-государства Древней Месопотамии, Финикии и Майя, Города-государства Хауса, Итальянские города-государства.

Города полисы Древней Греции

В VIII–VI вв. до н. э. в Греции сформировались полисы (города-государства). В зависимости от результатов борьбы между демосом (земледельцев и ремесленников) с родовой знатью государственное устройство в полисах было либо демократическим (Афины и др.), либо аристократическим (Спарта, Крит и др.). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство, в Спарте, Аргосе и др. долго сохранялись пережитки родового строя.

Полис в Древней Греции – это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью – агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины. Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции. Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их – Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.

Афины

Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря. Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам – государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям). Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Реформы Солона

В 8-7-м веке до н. э. купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне разбогатела. Они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией. В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции – это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом! Солон ввел разделение граждан на четыре разряда – самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки – в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством. Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.

Тирания в Афинах

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания. Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну. Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались знаменитые художники и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Завершение формирования Афинского полиса

Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей – приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено. Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.

Спарта

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).

Государственное устройство

Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет. Ликург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства. Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.

Быт спартанцев

Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться. Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.

Города-государства хауса . Систему управления хаусанских городов-государств можно рассмотреть на примере Кано, о котором оставил подробное описание немецкий путешественник Генрих Барт в 40-х гг. XIX в. Верховной властью в Кано был наделён правитель, Сарки, которую он разделял со своим старшим сыном. Сарки являлся «землевладельцем», а также обладал правом вершить правосудие, собрать налоги, рекрутировать солдат.

В Кано был также сформирован «совет министров». Среди заметных чиновников Г. Барт называл управляющего рабами, военного начальника конюшни.

В юрисдикцию деревенского старосты на местном уровне входила функция сбора налогов, выполнение судебных функций в деревне и выделение жилья для прибывших. Деревенским старостой был авторитетный человек, который воспринимался как «отец и душа деревни». Он разбирал семейные проблемы и проблемы, возникающие между людьми, все важные новости немедленно докладывались деревенскому старосте.

В XXI веке тоже существуют города-государства. Это Сингапур, Ватикан и Монако. Есть еще города, которые называют «частично автономными». Это Гонконг, Гибралтар, Суета, Макао и Мелилья.

Город-государство Сингапур расположен на островах в Юго-Восточной Азии , отделённых от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом . Граничит с султанатом Джохор , входящим в состав Малайзии , и с островами Риау в составе Индонезии .

Первые упоминания о Сингапуре имеются в китайских хрониках III века. Остров был оплотом империи Шривиджая, с центром на Суматре, и носил яванское имя Тумасик. О нём сохранилось очень мало свидетельств кроме отдельных археологических находок.

В XV–XVI веках Сингапур входил в состав султаната Джохор. 6 февраля 1819 года сэр Томас Стамфорд Раффлз, представитель Британской Ост-Индской компании, заключил договор с султаном Джохора об организации в Сингапуре торговой зоны с разрешением иммиграции разных этнических групп.

В 1867 году Сингапур стал колонией Британской империи, англичане придавали Сингапуру большое значение как важному опорному пункту на пути в Китай.

Во время Второй мировой войны Япония заняла Малайзию и выиграла битву за Сингапур, которую англичане проиграли, несмотря на значительное превосходство в живой силе, 15 февраля 1942 Сингапур перешёл к Японии вплоть до ее поражения в сентябре 1945.

С 1951 Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи, Ли Куан Ю исполнял должность премьер-министра после выборов.

В 1963 в результате референдума Сингапур вошёл в Федерацию Малайзия вместе с государством Малайская Федерация, и бывшими британскими колониями Северное Борнео и Саравак.

Исторически сложившееся деление Федерации Малайзия, в которую Сингапур входил в 1963–1965 годах

7 августа 1965 в результате конфликта Сингапур вышел из Малайзии, и 9 августа 1965 года провозгласил независимость. Выход Сингапура оказался безболезненным, поскольку руководство федерации считало, что его пребывание в составе Малайзии сильно нарушает этнический баланс в пользу китайского населения.

С 1959 по 1990 гг., во время правления Ли Куан Ю, Сингапур, лишённый ресурсов, смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.

Княжество Монако – второй по размеру город-государство. Был основан в 1215 году. Находится на юге Европы на берегу Лигурийского моря ; на суше граничит с Францией , площадь этого княжества чуть более двух квадратных километров. Это карликовое государство занимает второе в мире место по плотности населения. Монако всемирно известно благодаря расположенному в Монте-Карло (крупнейшем районе государства) казино. Игорный бизнес составляет одну из главных статей дохода государственного бюджета Монако. Еще в Монте-Карло проводится этап всемирно известных гонок Формула-1.

Интересно, что в таком многонаселенном государстве местных жителей всего двадцать процентов – всего 37 731 человек, остальные восемьдесят – приезжие, кроме того, играть в казино на деньги можно только гостям страны, а местным жителям запрещено.

Государство-город Ватикан карликовое государство - анклав (самое маленькое официально признанное государство в мире) внутри территории Рима , ассоциированное с Италией . Ватикан расположен на Ватиканском холме в северо-западной части Рима , в нескольких сотнях метров от Тибрa . Со всех сторон Ватикан окружён территорией Италии, общая длина государственной границы составляет 3,2 километра. Статус Ватикана в международном праве – вспомогательная суверенная территория Святого Престола , резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви , существует с 1929 года. Ватикан – единственное в мире государство, живущее на пожертвования. Ведь доход бюджета этой страны состоит всего из двух пунктов: пожертвования католиков и туризм, в огромных количествах посещающие этот город-государство для осмотра множества его достопримечательностей . Н аселение Ватикана составляет всего 842 человека.

Объединение Руси

Во второй половине IX в. новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это событие летопись датирует 882 г. Образование в результате возникновения антагонистических классов раннефеодального Древнерусского государства (Киевской Руси) было переломным моментом в истории восточных славян. Процесс объединения восточнославянских земель в составе Древнерусского государства был сложным. В ряде земель киевские князья встречали серьёзное сопротивление со стороны местных феодальных и племенных князей и их «мужей». Сопротивление это подавлялось силой оружия.

В княжение Олега (конец IX – начало X в.) уже взималась постоянная дань с Новгорода и с земель северорусских (новгородские или ильменские словене), западнорусских (кривичи) и северовосточных (где жило финское племя меря, скоро растворившееся в массе славянства). Дружины Олега ходили в землю древлян, живших по правой стороне Днепра. Олег «примучил» их (подчинил своей власти), заставив местных князей платить дань. Из Восточного Поднепровья дружины киевского князя вытеснили хазар и заняли черниговские земли северян и радимичей. Киевский князь Игорь (начало X в.– 945 г.) в результате упорной борьбы подчинил земли уличей и тиверцев. Таким образом, граница Киевской Руси была продвинута за Днестр.

Длительная борьба продолжалась с населением Древлянской земли. Игорь увеличил размеры взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в Древлянскую землю, когда он решил собрать двойную дань, древляне разбили княжескую дружину и убили Игоря. В княжение Ольги (945–969), жены Игоря, земля древлян была окончательно подчинена Киеву, их столица Искоростен разрушена, местные князья и знать истреблены, а на древлян наложена дань в увеличенном размере.

Территориальный рост и укрепление Руси продолжались при Святославе Игоревиче (969–972) и Владимире Святославиче. В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей (по Оке). Власть Руси распространилась на Северный Кавказ. Территория Древнерусского государства расширилась и в западном направлении, включив Червенские города (названные так по городу Червену) и Карпатскую Русь.

С образованием раннефеодального государства создались более благоприятные условия для поддержания безопасности страны и её экономического роста. Но укрепление этого государства было связано с развитием феодальной собственности и дальнейшим закабалением ранее свободного крестьянства, о чём свидетельствует ряд источников. В летописях упоминаются княжеские сёла (X в.), в договорах Руси с Византией фигурируют представители феодальной знати – «князья» и «бояре». Всё это говорит о том, что шёл процесс феодализации.

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства – города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» считается годом принятия Русью христианства.

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси.

Распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература.

Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей. Единство религии с религиями древних стран Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества.

В середине XII века возникли новые центры: на северо-востоке Руси – Владимир, ставший столицей Ростово-Суздальской земли, и на юго-западе – Галич, ставший столицей Перемышльско-Теребовольской земли.

К началу XIII века Русь состояла из полутора десятков княжеств или, по летописной терминологии, «земель», в большинстве из которых шёл интенсивный процесс образования более мелких удельных княжеств. В то же время сами земли пока сохраняли территориальную стабильность, и среди них вызревало несколько потенциальных центров объединения.

Во второй половине XIII века связи между землями, от политических контактов и торговли до упоминания друг друга в летописании, достигли минимума. Большинство земель подверглось дальнейшему сильному дроблению. По некоторым оценкам, общее число княжеств достигло 250. Киев пришёл в упадок. В нём правили местные провинциальные князья, которые не претендовали на общерусское главенство.

Владимиро-Суздальское и Черниговское княжества распались на независимые уделы. Как ранее Киев в масштабе всей Руси, Владимир и Чернигов перестали быть резиденциями князей и превратились в символические старшие столы. Смоленское княжество избежало раздробленности, но оказалось сильно ослабленным и не имело людских ресурсов для экспансии. В Её результатом стал раздел княжества между Королевством Польским (захватило Галицкую землю) и Великим княжеством Литовским (захватило Волынскую землю). Таким образом, все старые игроки сошли с арены, новыми объединительными центрами стали княжества, прежде не игравшие заметной роли.

Номинальной столицей Руси продолжал оставаться Киев . Киевское княжество рассматривалось как общее владение княжеского рода, и право на получение столов в нём имели все главные ветви Рюриковичей. Подобная ситуация была характерна и для Новгорода. Он тоже не имел собственной династии и приглашал к себе князей из разных земель, при этом серьёзно ограничивая их в правах. Наличие нескольких «общерусских» столов служило важным объединяющим фактором, поскольку борьба за них приводила к переплетению интересов всех русских земель.

Естественный ход централизации оказался прервался монгольским нашествием (1237–1240), после которого все русские княжества оказались под верховной властью Золотой Орды . Дальнейшее объединение русских земель проходило в тяжёлых условиях. Все крупные русские князья были вызваны в Орду и признали власть монголов . Владимирский князь Ярослав Всеволодович в 1243 году получил ярлык от хана Батыя на всю Русь и отправил своего наместника в Киев . Но после смерти Ярослава, который был отравлен в столице Монгольской империи Каракоруме в 1246 году , было выдано два ярлыка его сыновьям: Андрею – на Владимирское княжество, а Александру Невскому – на Киев и Новгород. В Южной Руси единственным сильным князем остался Даниил Романович Галицкий. В 1250 –1253 годах он покорил ятвяжские земли и Чёрную Русь , а в 1254 году получил из рук папы римского титул короля Руси . Даниил своими силами выступил против Орды и нанёс её войску ряд поражений, став, таким образом, первым русским правителем, который сумел выбить монголо-татар со своей земли. Тем не менее, избавиться от ордынской зависимости Галицко-Волынскому княжеству не удалось. Галицко-Волынском княжестве в 1325 году род Романовичей был отстранён от власти, что положило начало войне за галицко-волынское наследство .

В Северо-Восточной Руси этот процесс возглавило Великое княжество Московское , вышедшее победителем в жёсткой конкурентной борьбе с Великим княжеством Тверским и другими княжествами и ставшее основой централизованного Русского государства . В меньших масштабах расширением своих владений за счёт соседей занимались и другие великие княжества: Рязанское , Смоленское , Брянское , Тверское , но все они, в конечном итоге, утратили свою независимость и вошли в состав Москвы или Литвы. К концу XV века государство достигло максимального территориального расширения. С этого времени борьба за наследие Древней Руси была осмыслена московскими князьями как официальная политическая программа.

Основные принципы названия улиц.
Топоним – слово греческого происхождения, состоящее из двух частей: топос – «место» и онома, или онима, – «имя». Следовательно, топонимы – это собственные имена рек, озер, болот, населенных пунктов, отдельных частей рельефа, или иначе географические названия.

Топонимика – это наука, изучающая географические наименования (топонимы), историю их появления, преобразования и употребления. Топонимика относится к разделам другой, более широкой науки – ономастики, которая изучает все имена собственные.

Оро́нимы – названия гор (от др.-греч. ὄρος – возвышенность, гора).

Урбано́нимы – внутригородские объекты (от лат. Urbanus – городской).


  • Агоронимы – названия площадей (от др.-греч. ἀγορά – площадь).

  • Годо́нимы – названия улиц (от др.-греч. ὁδός – путь, дорога, улица, русло).
Гидро́нимы – названия водных объектов (от др.-греч. ὕδωρ – вода).

  • Потамо́нимы – названия рек (от др.-греч. ποτᾰμός – река).

  • Лимнонимы – имя любого озера, пруда.

    • Пелагонимы – название моря или его части.
Города и населенные пункты (села, деревни) чаще всего назывались и называются по фамилиям или именам людей. В древности это были владельцы сел, деревень, основатели городов, как правило, князья. В наше время города и села получают названия в честь выдающихся людей, ставших славой науки, искусства; по фамилиям организаторов и героев.

Один из первых системных принципов наименования улиц – географический – был найден только в середине XIX века в Петербурге. Для улиц динамично растущего города названия давали по городам России и прибалтийских губерний. До Октябрьской революции населенный пункт получал название по церкви, которая была воздвигнута в нем (Благовещенская (сегодня – Комсомольская), Покровская (сегодня – Октябрьская). Часто города и села получают имена рек, на которых они основаны (Первая и Вторая речка). Названиями также могли стать профессии (Инженерная, Строительная), национальность (Русская, Узбекская), торговое место или предмет торговли и производства, названия местных животных или растений (Женьшеневая, Тигровая), направление сторон света (Западная, Северная) или топонимические связи с другими регионами (Курильская, Чукотская).

В настоящее время названия новым городам и населенным пунктам дают, присваивают на заседаниях специальных или постоянно действующих комиссий. Обычно обсуждается несколько названий и выбирается такое, в основе которого лежит характерный, наиболее важный признак именуемого объекта.

Мы задумались, есть ли связь между нашим городом и другими городами, а, может быть, и другими географическими объектами страны? Проведенный анализ названий улиц города Владивостока показал, что в названиях некоторых улиц нашли отражение названия рек, озер, гор, островов и городов нашей страны. Эти названия мы соотнесли с федеральными округами России, чтобы понять, откуда и каких заимствований больше. В результате проделанной работы, мы выяснили, что заимствований водных объектов (гидронимов) больше произошло от названий Северо-Западного федерального округа (8 объектов), второе место разделили Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Заимствованных топонимов (названий городов) больше произошло от названий Дальневосточного федерального округа, второе место у топонимов Сибирского федерального округа. Следующим нашим шагом было определить, что за объекты выбраны в качестве названий для улиц нашего города, чем они знамениты. Результаты работы представлены в Приложениях 1 и 2. Также мы посмотрели пословицы. Среди огромного количества мы выбрали те, что имеют отношение к городам и рекам России. Оказалось, что в пословицах представлены далеко не все города и реки, названия которых представлены в названиях улиц нашего города. Возможно, это связано с тем, что некоторые города достаточно молоды, народ еще не успел сложить каких-либо пословиц о них. Результаты работы с пословицами представлены в Приложении 3.

Далее мы решили провести социологический опрос, чтобы определить, знают ли ученики лицея свой город и свою страну (анкета в Приложении 4). Мы опросили учащихся 5–8 и 11 классов. В анкете присутствовали как закрытые вопросы (с выбором ответа), так и открытые. Учащиеся 5–7 классов на открытые вопросы (Какие улицы названные в честь рек/морей/гор в нашем городе Вы знаете?) затруднялись ответить, на закрытые вопросы отвечать получалось лучше: лучшие результаты показали учащиеся 6Б и 7Б классов. На вопросы с выбором ответа тоже непросто оказалось ответить: во-первых, названия некоторых рек учащимся незнакомы; во-вторых, невнимательность опрашиваемых сыграла не последнюю роль. Многие учащиеся 11 класса отметили вместо правильных ответов на вопросы «Улицы, названной в честь какой реки/моря/города/озера, в нашем городе нет» выбрали названия, которые в городе есть, то есть выбрали противоположный правильному ответ.

Также мы попросили участников социологического опроса предположить, в каких городах страны есть улицы с названием нашего города, чтобы понять, есть ли еще одна ниточка, связывающая Владивосток с другими городами страны. Варианты были следующими: Москва, Санкт-Петербург, Нефтеюганск, Ульяновск, Владикавказ. Только три из предположенных варианта оказались верными: Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Уссурийск (Владивостокское шоссе). В ходе своего исследования мы выяснили, что улица с названием нашего города (Владивостокская, Владивостоковская) есть в 13 городах: Дальнереченске, Ижевске, Калининграде, Липецке, Находке, Новороссийске, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петропавловске-Камчатском, Уссурийске, Уфе, Хабаровске.

В целом, однако, результаты опроса показали, что взаимосвязь одного города с целой страной отмечается не всеми респондентами: младшие школьники еще очень мало знают и родной город, и географию всей страны. Чем старше класс опрашиваемых, тем выше знания о городе и стране.

Истинно познать себя можно только через познание окружающего мира. В этом человеку помогают путешествия. Каждый волен выбрать свой путь: кто-то, устав от шума мегаполиса, едет на природу - проверить себя и вернуться к истокам человеческой жизни. Кто-то, напротив, устремляется в места с развитым информационным пространством, где важна каждая мелочь, где мозг работает на полную. Многие начинают изучение окружающей реальности со своей малой родины, углубляются в историю края или области, изучают окрестности. Как правило, следующей стадией познания мира является настоящее путешествие по родной стране.

Как назывались города в России

Многовековая история России наполнена множеством значимых для дальнейшего развития событий. К таким можно отнести период татаро-монгольского ига, поход Ермака на Сибирь и присоединение ее к территории Российского государства, окно, прорубленное в Европу Петром Первым, и прочее. Данные факты нашли свое отражение в русском языке. Например, слова "караван", "арбуз", "лапша", "туман", к которым сегодняшний человек так привык, были заимствованы из татарского языка. "Лагерь" и "курорт" когда-то были привезены из современной Германии. "Мармелад" и "актер" пришли из Франции в девятнадцатом веке. Все вышеперечисленное относится к разряду обыденных, часто используемых в разговорной речи слов. Мы не задумываемся над их происхождением, равно как не задумываемся над происхождением названий городов.

Аналогичные исторические ситуации оказали влияние и на географические названия. Так, "Дербент" - персидское "узкие ворота". "Чита" понимается равно как и "читать", с санскрита переводится как "постигать" или "знать". "Муром" произошел от черемисского "мурома", что означает "место веселья и песен". "Пермь" в переводе с вепсского - "далекая земля". "Уфа" дословно с башкирского - "темная вода". Подобных примеров множество, и, копнув чуть глубже, начинаешь понимать, насколько связаны имена городов и история, культура и традиции живших в этом месте народов.

Богатой событиями историей могут похвастаться и другие страны - топонимы в них обладают особым чувством юмора. В Америке, например, существует городок, название которого переводится как "почему". В Канаде можно наткнуться на "бездну разбившихся насмерть бизонов". Название немецкой коммуны как бы призывает туристов к действию - оно переводится как "целоваться". Стоит отметить, что названия городов по имени основателя существуют и за границей. В Америке можно наткнуться на небольшой городок Куинси, названный в честь Джона Куинси Адамса, занимающего должность государственного секретаря Соединенных Штатов Америки.

"Широка и необъятна матушка-Россия" - так говорили наши предки. В этом убеждается новоиспеченный турист. Количество населенных пунктов, маленьких и больших, исчисляется тысячами. Здесь-то и начинаются настоящие открытия, касающиеся нераспространенных топонимов. Чего стоят деревни Таз и Большие Пупсы, река Тухлянка, село Такое… Часто географические наименования отражают историю места. Так, название (Харьковская область) произошло от татарского "гузун" - переправа. Зная это, можно понять, что гораздо раньше в этом месте существовала важная переправа через местную реку. Однако подобные выводы способны сделать разве что лингвисты. Более интересными для простых людей являются названия городов по имени основателя, ведь они указывают на конкретную историческую личность.

Народная любовь

Географические названия всегда несут какую-то определенную смысловую нагрузку. Подобно именам важных городских улиц, города, названные в честь конкретной личности, заключают в себе признание заслуг этого лица. Иногда приходится жертвовать историческими наименованиями места. Данный факт демонстрирует глубокое уважение жителей населенного пункта к носителю имени, подаренного малой родине. В связи с этим возникает резонный вопрос: какие города названы именами людей?

Да здравствует революция!

Большинство переименований городов и поселков относится к двадцатому веку. Наибольшим уважением в то время пользовались вожди революционного движения, и, согласно народному мнению, именно их фамилии должны были украшать названия населенных пунктов. Волна изменения топонимов захлестнула РСФСР, в связи с этим уместно ответить на ранее заданный вопрос (какие города названы именами людей) списком:

  • Ленинград (ранее - Санкт-Петербург);
  • Ульяновск (ранее - Симбирск);
  • деревня Карла Маркса (находится в Тверской области);
  • Свердловск (ранее и в настоящее время - Екатеринбург);
  • Куйбышев (ранее и в настоящее время - Самара);
  • Калининград (ранее - Кёнигсберг);
  • Дзержинск (ранее - Растяпино, Черное);
  • Фрунзе (в настоящее время - Бишкек);
  • Махачкала (ранее - Анжи-Кала).

Таким образом, происхождение названий городов России не всегда несет исключительно этимологический характер. Известны и переименования, связанные с жизнью и деятельностью значимых лиц. Например, имена В. Г. Белинского и А. С. Пушкина присвоены городам, к которым данные имеют прямое отношение. Хабаровск назван по фамилии землепроходца семнадцатого века, который и открыл данный город. К названию украинского города Переяслав позже добавилась фамилия Богдана Хмельницкого, который способствовал воссоединению Украины и Российской империи.

Названия городов по имени основателя

Как было сказано выше, в ходе путешествия по Российской Федерации можно открыть для себя невероятные, на первый взгляд, географические названия. Помимо забавных и смутно знакомых топонимов, образованных от заимствованных слов либо от фамилий известных исторических деятелей, встречаются и имена собственные. Логично предположить, были названы в честь их основателя. Очевидно, происхождение названий российских городов может иметь самую разную предысторию.

Юрьев-Польский

Этот провинциальный городок на севере Владимирской области - кладезь культурного и исторического наследия России. Он был основан в середине двенадцатого века великим московским князем - Юрием Долгоруким. Произошло название города по имени основателя. Пример описания местности, окружающей городишко, - "поле-полюшко российское", потому это исконно русское поселение имеет редкое составное имя. Одной из главных достопримечательностей Юрьев-Польского является Георгиевский собор - уникальный памятник архитектуры Древней Руси, дата постройки которого относится ко второй четверти тринадцатого века. Не меньшее значение имеет Михаило-Архангельский монастырь, на территории которого расположились старинные церкви.

Пристального внимания заслуживают и церкви Никиты Мученика и Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство комплекса из двух зданий относится к концу восемнадцатого века, именно это отличает церкви от других памятников архитектуры. И если церковь Покрова возведена по образу традиционных русских соборов, то церковь Никиты Мученика представляет собой здание, спроектированное в стиле ампир, с колокольней из красного кирпича, которая возвышается над всем городом.

Владимир

Как и предыдущий, входит в состав Золотого кольца России. Назван он именем Владимира Мономаха, правление которого относят к одиннадцатому веку. Находится Владимир в районе двухсот километров восточнее Москвы. На его долю выпало немало испытаний, которые предопределили ход истории всей страны. Дело в том, что Владимир являлся одним из самых влиятельных городов Руси в период феодальной раздробленности. В те времена крупные административные центры боролись друг с другом за власть в государстве. В конце концов победу одержала Москва. Однако на звание столицы вполне претендовал и этот величественный город.

Многовековая история Владимира нашла свое отражение в богатой культуре города. Сейчас тысячи туристов едут сюда, чтобы своими глазами увидеть Успенский собор, построенный еще в двенадцатом веке, Золотые ворота, которые по праву считают шедевром архитектуры Древней Руси, Патриаршие сады, Водонапорную башню… Список достопримечательностей Владимира этим не ограничивается, городу есть что показать всему миру!

Санкт-Петербург

В список названий городов по имени основателя можно отнести и культурную столицу России - Санкт-Петербург. Первый камень на месте будущего города заложил сам Петр Первый, сейчас на том самом месте возвышается величественная Петропавловская крепость. Стоит отметить, что первый император Российской империи назвал город не своим именем, а именем своего покровителя - апостола Петра. Тем не менее каждый, кто встречается с Санкт-Петербургом, понимают связь города с великим реформатором российского государства. А на перечисление даже малой части достопримечательностей Питера уйдет не одна страница - лучше увидеть все своими глазами.

Темрюк

Этот небольшой город расположился в устье Кубани, недалеко от Краснодара, на берегу Азовского моря. Это поселение было основано князем Темрюком, зятем Ивана Грозного. В настоящий момент Темрюк славится захватывающими дух пейзажами и грязевыми вулканами. Многие путешественники едут в этот городок, чтобы найти душевное спокойствие: поля, море, леса - что еще нужно человеку, чтобы почувствовать себя по-настоящему свободным?

Ярославль

Названий городов по имени основателя в России множество. Не последним в этом списке стоит Ярославль. Заложен он был еще в одиннадцатом веке Ярославом Мудрым, которого прозвали так за весомый вклад в культуру страны. В отношении репутации город нисколько не уступает своему основателю - бесчисленное множество достопримечательностей наглядно демонстрирует, насколько стар и величественен Ярославль. Путешественники со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть церковь Петра и Павла, "Дом со львами", Петропавловский парк, который бережно хранит наследие великого императора Петра Алексеевича.

Но в Ярославле современность нисколько не уступает историческому наследию. Так, здесь можно увидеть уникальный ярославский зоопарк - единственный в России зоопарк ландшафтного типа. Здание вокзала Ярославля представляет собой архитектурный комплекс - памятник современного монументального искусства. Ярославский музей-заповедник по праву называют сердцем города. Расположившись в самом центре, он бережно оберегает старейший Спасо-Преображенский монастырь и несколько храмов. Древность бок о бок с современностью - вот что такое настоящий Ярославль.

Куда ни глянь - везде открытие

Разнообразие географических названий в России поражает воображение. Человек, который впервые отправляется в путешествие по родной стране, постоянно открывает для себя что-то новое. Здесь и забавные топонимы, чье значение можно понять, только заглянув в этимологический словарик или справочник по истории, и поселение, чье имя менялось в зависимости от хода современной истории, и название города по имени основателя... Список получается длинным. Лучше все-таки выделить время и увидеть все это своими глазами.

Появление квалифицированного земледелия поставило на повестку дня создание новых форм социального бытия человека. Необходима была организация коллективного труда больших масс людей, организованная защита их имущества (куда входили, конечно, сельскохозяйственный инвентарь и зерновой фонд), создание особых центров для ремесла и торговли. Все эти задачи могли выполнять только укреплённые поселения городского типа, которые и возникли приблизительно в начале IV тыс. до нашей эры в трёх точках планеты: на побережье реки Инд (совр. Пакистан), в междуречье Тигра и Евфрата (совр. Ирак) и в долине реки Нил (Египет). Именно в этих трёх регионах впоследствии возникли первые городские цивилизации.

Поселения, о которых идёт речь, - так называемые НОМЫ - во многом отличались от современного города. Основное их население составляли земледельцы, которые в случае опасности могли здесь укрыться за крепостными стенами. В центре нома стоял храм, служивший «жилищем» богу-покровителю. При храме были склады, где хранился инвентарь и семенное зерно. Жрецы храма не только отправляли соответствующий культ, но и руководили земледельческими работами. Это было естественно: жрецы вели календарь, наблюдали за светилами, приносили жертвы богам, от которых зависел будущий урожай. Начало и окончание больших коллективных работ в те времена всегда сопровождались торжественными религиозными церемониями. Часть урожая опять-таки употреблялась как жертва богам. Отсюда понятно, что храм должен был играть огромную роль в жизни нома: по сути дела ном представлял собою крепко спаянную религиозно-земледельческую общину. Трудовая община явилась новой, более прогрессивной по сравнению с племенем или родом формой человеческого общежития. Территория нома включала в себя не только собственно поселение, но и все общинные угодья вокруг него.

В этом протогороде социум вступает в первую стадию стратификации: люди теперь разделяются уже не по родовой, а по трудовой принадлежности. Возникает социальное неравенство и вместе с ним - феномен власти. Реальная власть имеет две ипостаси: власть светская (военный вождь) и власть духовная (главный жрец). Военный вождь - он впоследствии становится царём - опирается на свою боевую дружину, войско, призванное защищать ном от нападений. Главы родов и старшие дружинники (будущая аристократия) составляют совет старейшин - совещательно-консультативный орган при военном вожде. Он является, так сказать, пережитком первобытной демократии: этот совет принимает важнейшие решения, иногда и обладает правом выбора: снимает или назначает военных вождей. Со своей стороны, жрецы представляют собою уже профессиональную группу храмовых служителей, действия которых сильно отличаются от шаманской практики в первобытном племени. Вместо священного экстаза - чётко расписанные обязанности, вместо камлания - твёрдо установленный формальный ритуал. Жрецы имеют огромное влияние на души верующих; светская власть обязана прислушиваться к ним. Разумеется, между этими формами нарождающейся власти нередки конфликты, исход которых может быть разным: либо военная власть целиком подчиняет себе духовную, либо духовная берёт в свои руки все важнейшие функции управления. Первый вариант впоследствии приводит к различным формам монархической деспотии, к так называемому «цезаропапизму», второй - к теократии. Нередко две власти мирно сосуществуют, соблюдая негласный договор о разделении обязанностей. Что касается совета старейшин, эта форма власти упраздняется уже на ранних этапах развития государственности повсюду в мире, за редким исключением.

Верхушка номовой знати (включая жрецов и дружинников) не участвует в производительном труде ; это становится возможным в силу того, что технический уровень производства жизненных благ на новом этапе уже позволяет вырабатывать прибавочный продукт , достаточный для того, чтобы кормить людей, стоящих у власти или поддерживающих власть.

Как ни примитивен ном по сравнению с современным городом, но формы труда и быта в нём несравненно более сложны, чем в первобытном племени. Они сложнее, во-первых, потому, что в сословном обществе естественным путём возникает имущественное неравенство. Тот, кто обладает большей властью, имеет и бòльшую собственность. Её нужно защищать; необходимы государственные институты, гарантирующие её сохранность. Во-вторых, нарождающиеся ремесленное производство и торговля требуют организации и регулирования, т.е. опять-таки нужны властные органы, регулирующие их деятельность. Возникает целая когорта распорядителей и начальников работ, передающих приказы вождя: эти люди впоследствии образуют сословие чиновников. Всё это по совокупности способствует зарождению первой государственности .

Особо следует сказать о том комплексе верований, который возникает и формируется одновременно с возникновением нома. Здесь мы имеем дело уже не просто с первобытными верованиями, а с развитой религиозной системой, известной под названием ЯЗЫЧЕСТВА. Мы не имеем возможности детально проследить процесс, в ходе которого духи получают имена, становятся персонами и превращаются таким образом в языческих божеств; фетиш превращается в идола, капище - в храм, а шаман - в жреца. Вероятно, это происходило постепенно в течение многих веков. Мы лишь можем отметить качественную разницу между прежними и новыми системами верований.

Если первобытный человек имел дело с безымянными духами стихий, то в языческих религиях объектами поклонения являются персонифицированные существа (боги), играющие свою собственную роль в мироздании, имеющие обычно свою мифологическую “историю” и даже свои черты характера. Сфера их действия отнюдь не ограничивается способностью управлять природными стихиями. Они покровительствуют различным объектам и формам деятельности, связанным с миром людей: появляются боги ремесла, мудрости, письма и счёта, домашнего очага, войны, любви и т.п. Среди них особую роль играют боги-покровители нома, от которых ждут помощи в защите от врагов.

Общение с этими богами не ограничивается простейшими жертвоприношениями и заклинаниями; возникает сложная система обрядов и ритуалов, для которой необходим специальный храм (он играет роль жилища бога ) ицелый штат обслуживающих его жрецов, среди которых существует своя иерархия, основанная на различии властных полномочий и степени посвящения.

Простые верующие участвуют лишь в массовых обрядах, которые зачастую принимают вид символических представлений - мистерий . Некоторые из этих мистерий могут быть тайными (лишь для посвящённых), некоторые принимают вид широкомасштабных народных празднеств.

Возникновение номов и превращение их в древние города кардинальным образом способствовало росту самосознания человека. Отгородившись от окружающей природы крепостной стеной, человек почувствовал свою уникальную значимость в этом мире, свою отдельность, обособленность. Это послужило, с одной стороны, стимулом к исследованию природы, с другой - к росту самосознания. Уже не ощущая себя просто частью природы, человек получил возможность взглянуть на неё, как на предмет изучения . Из лона всеобщей жизни, из материнского обиталища, неотделимого от обитателя, природа превратилась в «объект», а человек - в постороннего наблюдателя. Это явилось психологической предпосылкой для последующего возникновения науки.

Одновременно человек начал интересоваться проблемами своей жизни, своей загадочной судьбы в этом мире, своей душой, работой своего сознания… Перестав быть частью дикой природы, человек мало помалу обнаружил, что и он сам может служить предметом для исследования и познания… В результате появились начатки философии. Человечество, словно очнувшись от многотысячелетнего сна, начало делать первые шаги на пути духовной эволюции.

Чрезвычайно большую помощь человеку в деле его самосознания оказало изобретение письменности. Письменность возникала повсюду в мире лишь с одной практической целью - для учёта царских и храмовых сокровищ. Но очень быстро письменная речь начала включать в себя слова и понятия, далёкие от утилитарных целей; на определённом этапе стало возможным записывать сюжеты мифов, пословицы, поговорки, религиозные гимны. Таким образом, человечество получило возможность письменно фиксировать свои духовные достижения.

Параллельно с этим шло развитие и совершенствование искусств: строительство храмов положило начало архитектуре, вазопись и настенные фрески продвинули вперёд живопись, храмовые танцы приобрели пластическую красоту, музыка обогатилась новыми, более сложными песнопениями, возникли разнообразные струнные и духовые инструменты, а главное - появились специалисты во всех этих сферах, которые могли передавать по наследству секреты своего мастерства. Искусство всё более овладевало законами красоты, игра форм становилась в нём всё более значимой; оно теряло изначально присущий ему магический характер и становилось средством эстетического наслаждения.

Всё это вместе взятое, в купе с совершенствованием форм труда, методов управления, условий быта и т.д. создало предпосылки для возникновения первых городов-государств. В ходе истории они вступали в борьбу между собой, сильнейшие одерживали верх и служили объединяющими центрами; так возникли первые значительные цивилизации (примерно на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.). Возникли они в тех самых трёх регионах, о которых мы уже говорили, но о государстве в долине Инда мы очень мало имеем сведений, тогда как о Шумере и Египте сохранилось достаточно поддающихся расшифровке источников.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

2.4 Города-государства

Города-государства

Древнейшие государственные образования, как правило, возникали на социально-экономической основе раннего земледельческого общества. Первые города-государства образовались в 4–3 тысячелетиях до н. э. в Месопотамии, Горном Перу и других регионах в разное время и независимо друг от друга.

Город-государство представлял собой поселок (селение), в котором проживали свободные общинники-земледельцы. Однако они селились по территориальному принципу, а не по родству. Эти общины уже представляли собой соседскую общину, а не родовую. Город-государство был административно-хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему местности. В самом городе постоянно проживали вожди, жрецы, чиновники. Следовательно, город-государство имел три центра: управления городской общиной; административного лидерства (дворец); идеологического лидерства - храм.

Город-государство имел четкую социальную дифференциацию по принципу разделения труда, по имущественному признаку, по территориальному расселению: появляются кварталы медников, горшечников, оружейников, портных и других ремесленников. Постепенно выделяется знать, которая присваивает общественные должности и передает их с помощью династического механизма - от родителей детям. Таким образом, типичным средством образования господствующих классов был наследственный механизм передачи должностей, а не путь присвоения прибавочного продукта.

Город-государство выполняет по отношению к прилегающим территориям функции государственного управления. Они состоят в следующем:

1) управление общинным земледелием;

2) выполнение общественных ритуалов и обрядов;

3) защита от военных нападений и организация военных походов против других городов-государств;

4) создание и распределение общественных фондов (на случаи стихийных бедствий, военных нападений и т. п.);

5) рассмотрение и разрешение споров;

6) осуществление межгосударственного продуктообмена, а затем и товарообмена;

7) другие функции.

Многочисленные функции города-государства потребовали разветвленного аппарата управления, который на первых порах складывался из социальных структур управления общиной, но затем обособился специальный слой людей, который занимался исключительно управленческими функциями. Постепенно исчезла практика выборности, сменяемости вождей, военачальников, любых управленческих структур.

В отличие от социальной организации первобытно-общинного строя раннеклассовое общество приобрело в лице города-государства новое политическое, структурное и территориальное образование.

Оно является политическим потому, что первоначально стало выражать и защищать интересы всего общества, интересы различных групп, осуществлять внешние и внутренние акции - военные походы, оборону, взимание дани и др., т. е. заниматься политикой. Со временем государство стало выражать интересы тех групп и слоев, которые стоят у власти, т. е. превратилось в инструмент проведения политики господствующего класса.

Государство как структурная организация означает выделение из общества особого слоя людей, основным занятием которого стали государственное управление, организационная деятельность. Этот слой людей составил аппарат государства, первичную бюрократию, которая выполняет полезные для общества управленческие функции и нуждается для своего содержания в денежных средствах, поступающих от общества в виде налогов, дани, иных средств.

Для выполнения своих управленческих функций аппарат наделяется властью, в том числе возможностью применять в необходимых случаях принуждение, чтобы подчинять своей воле другие слои населения. Это, в свою очередь, обусловливает появление в первичных городах-государствах специфических социальных институтов - карательных органов: суда, полиции, тюрем, армии и др. Однако основная функция аппарата управления - выполнение общесоциальных целей и задач, например управление производственной деятельностью, духовной жизнью общества.

Государство как территориальное образование отличается от первобытного строя, в котором социальные институты основывались на родстве. Город-государство путем перерастания родовых общин в соседские является переходом к оседлому образу жизни. Оно объединяет население, проживающее на определенной территории, которая становится территорией государства.

Какие же выводы вытекают из потестарной (кризисной) теории происхождения государства?

1. Государство возникает объективно , в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике; в силу изменения материальных условий жизни общества, необходимости учета вклада каждого общинника в работу, распределения продуктов и других факторов. Следовательно, государство не навязывается обществу извне.

2. Государство образуется постепенно , в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием общества. Отсюда вытекает, что в принципе общество может существовать без государства, но государство невозможно без общества.

3. Становление и развитие классов и государства идет параллельно , поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулирует появление классов (формирование особого слоя учетчиков, работников информационных систем, людей, све?дущих в обычаях, ритуалах, традициях, передача этих знаний по наследству и др.).

4. Раннеклассовое государство защищало интересы всего общества , всех его слоев. Классовая природа государства определилась лишь со временем, после появления классов и стремления отдельных из них поставить государство на службу интересам данного класса.

5. В возникновении государства большую роль сыграл экологический фактор, который обусловил переход человечества от присваивающей к производящей экономике.

6. Процесс появления раннеклассового государства у различных народов идет не прямолинейно , он знает возвратные (попятные) движения, и этот процесс подвержен не только объективному, но и субъективному воздействию, в том числе случайностям.

Таким образом, можно выделить ряд главных предпосылок (факторов), обусловивших возникновение государства. Экономическими предпосылками послужили переход от присваивающей экономики к производящей; появление института частной собственности и основанных на ней товарно-обменных отношений. В качестве социальных предпосылок выступали смена полигамных отношений моногамными, появление семьи как самостоятельного субъекта производственных отношений и частной собственности; усложнение структуры социальной организации населения. Роль политических факторов сыграли: выделение института публичной власти, которая приобрела централизованный, профессиональный характер; передача властных полномочий преимущественно по наследству; возникновение налоговой системы для содержания профессионального аппарата управления; формирование специальных силовых структур для поддержания общественного порядка. Географический фактор - смена кочевого образа жизни оседлым и закрепление общества на определенной территории, которая помимо географического значения приобретает и социально-политическую трактовку, т. е. все находящиеся на ней лица подчиняются власти и правилам, установленным на данной территории.

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

ДРЕССИРОВКА РОЗЫСКНЫХ СОБАК ДЛЯ ПРОРАБОТКИ ЗАПАХОВЫХ СЛЕДОВ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА 1. ВВЕДЕНИЕ Как известно, работа розыскных собак в крупных населенных пунктах и городах была и остается, пожалуй, самой сложной и в то же время в оперативном отношении самой необходимой. От

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

30. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа и их компетенция В каждом субъекте Российской Федерации образуются и действуют соответственно краевой, областной суд, суд автономной

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

«История одного города» – роман-антиутопия? Журналистское расследование! Исследование и глубокий анализ общественной жизни, ее извращений и пороков всегда были главной задачей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826 – 1889), а жизнь первого пореформенного десятилетия

Из книги Права потребителей жилищно-коммунальных услуг автора Семенников Александр Григорьевич

Приложение 5 Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция) Адрес: 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 19.Официальный сайт в сети Интернет: mgi.mos.ru.Телефоны: (495) 681–48–01 (приемная); (499) 763–18–56 (для справок).«Горячая линия» (круглосуточно):(495) 681–77–80; (495) 681–21–45;

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Е. Об отношении пригородного веча к вечу старшего города По мнению проф. Сергеевича («Вече и князь», 1867. С. 93–95), «порядки пригородного веча и предметы его ведомства ничем не отличаются от порядков и предметов ведомства веча главного города… Если город не хотел допустить

Из книги Проектирование будущего автора Фреско Жак

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн автора Фреско Жак

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Из книги автора

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

Из книги автора

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Из книги автора

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся

город-государство
Город-государство - небольшая территория вместе с управляющим городом (как правило, единственным) и обычно являющаяся независимым государством. Исторически города-государства часто были частью больших культурных областей и разнообразных политических союзов, как, например:
  • города-государства древней Месопотамии, Финикии или майя;
  • древнегреческие полисы;
  • города-коммуны Италии в средневековье и в эпоху Ренессанса;
  • вольные города средневековой Германии.

Города-государства были обычны в древние времена и в средневековье. Однако, будучи независимыми, многие такие города присоединялись к формальным или неформальным союзам, возглавляемым наиболее влиятельными членами таких союзов. Иногда империи или союзы (конфедерации и федерации) создавались путём прямой военной аннексии (например, Микенская цивилизация или Римская республика), в других случаях они создавались как добровольные альянсы для взаимной защиты (Пелопоннесский, Афинский и Беотийский союзы).

В средневековье города-государства - вольные города и города-коммуны - были особенностью средневековых Германии, Италии и Руси. Многие из них входили в Ганзейский союз, который был существенной силой в течение ряда столетий.

  • 1 современном мире
    • 1.1 Независимые государства
      • 1.1.1 Сингапур
      • 1.1.2 Монако
      • 1.1.3 Ватикан
    • 1.2 Частично автономные
      • 1.2.1 Гибралтар
      • 1.2.2 Гонконг
      • 1.2.3 Макао
      • 1.2.4 Мелилья
      • 1.2.5 Сеута
  • 2 Примечания
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

В современном мире

Сегодня существует всего несколько городов-государств, среди которых большинство не имеют полного суверенитета.

Независимые государства

Сингапур

Основная статья: Сингапур

Государство, расположенное на островах в Юго-Восточной Азии, отделённых от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом. Граничит с султанатом Джохор, входящим в состав Малайзии и с островами Риау в составе Индонезии.

С 1959 Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи, Ли Куан исполнял должность премьер-министра после выборов. 1963 в результате референдума Сингапур вошёл в Федерацию Малайзия вместе с государствами Малайя, Сабах и Саравак. 7 августа 1965 в результате конфликта Сингапур вышел из Малайзии, и 9 августа 1965 года провозгласил независимость.

Монако

Основная статья: Монако

Карликовое государство, ассоциированное с Францией, расположенное на юге Европы на берегу Лигурийского моря; на суше граничит с Францией. Является одной из самых маленьких и наиболее густонаселённых стран мира.

Ватикан

Основная статья: Ватикан

Карликовое государство-анклав (самое маленькое государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве - вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным (национальным), а проистекает из суверенитета Святого Престола. Иными словами, его источник - не население Ватикана, а именно папский престол.

В современном виде возник 11 февраля 1929 года на основании заключённых правительством Б. Муссолини Латеранских соглашений.

Частично автономные

Гибралтар

Основная статья: Гибралтар

Гонконг

Основная статья: Гонконг

Макао

Основная статья: Макао

Мелилья

Основная статья: Мелилья

Сеута

Основная статья: Сеута

Примечания

  1. Монако, княжество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

См. также

  • Вольный город
  • Имперский город
  • Коммунальное движение

Литература

  • Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Города-государства Древней Руси / Ленинградский государственный университет имени А. А. Жданова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 272 с. - 8 000 экз. - ISBN 5-288-00115-4. (в пер.)

Ссылки

  • Античный полис и восточные города-государства






2024 © kubanteplo.ru.