Характеристика пожар в рассказе кубок. Сочинение на тему: Образ Ивана Петровича в повести Пожар. Чем закончилась ночь


Главная задача Горького - показать ту темную и грязную жизнь, которой приходится жить всем персонажам повести. Как они относятся к образу своего существования? Воспринимая читатель проходит через пристрастную призму взгляда автора и почти всегда отождествляет его с главным героем, Алешей. Это произведение - не сказка, не быль, а рассказ о реальных событиях, о детстве великого писателя. Автор, взявший псевдоним Горький, всем персонажам оставил подлинные имена и фамилии. Алеша, живущий в семье Кашириных, победит крепкие и цепкие силы мрачного мира. А пока он просто живет, наблюдает и пытается анализировать.

Вскоре случится беда. Мы попробуем провести анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение покажет поведение всех героев этой истории.

Художественное владение словом

В описании пожара и всех действующих лиц отразилось мастерство владения Горьким русским языком. Он ярко показывает все краски пожара, ужасные и завораживающие, постоянно меняющиеся. Эпитеты и описания таковы, что картина этой драмы кажется нарисованной на холсте. Пожар - самостоятельное живое действующее грозное лицо, перед которым, кажется, невозможно устоять. В его свете видна решительность и собранность бабушки, а также растерянность всех остальных персонажей.

На фоне грандиозной картины огня бестолково мечутся мелкие фигурки деда, Якова, женщин. Величественна, смела и решительна только одна Акулина Ивановна. Только она все видит и замечает, везде все успевает и всем умно и быстро распоряжается. Это подчеркивается теми глаголами, которыми пользуется Горький, описывая все действия бабушки.

Как гром с неба

В дом ворвался пожар. Бабушка резко вскочила на ноги, ахнула и рванулась в другую, темную комнату. С этого начнется анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Такое поведение очень отличает бабушку от всех остальных, которые не могут мгновенно собраться и действовать в необычной ситуации. Акулина Ивановна торопливо отдавала команды потерявшим головы женщинам, которые сами не могли сообразить, что делать: спасти иконы, одеть и вывести детей. Озлобленный дядя Яков никак не мог второпях надеть сапоги и кричал, что в пожаре виноват Мишка, который все поджег и убежал.

Бабушке не понравился назревающий некстати скандал. Она резко и сильно толкнула Якова, да так, что он чуть не упал, и прекратила его истерику. Это говорит о том, что все должны действовать дружно, не сваливая вину на кого-то. Злобные люди, как это покажут потом действия Якова на пожаре, ничего толком не могут.Все эти описаниятребуются, чтобы провести анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство».

Картина пожара

Она резко выделяется из всей главы своей захватывающей страшной красотой. Здесь идет не взгляд мальчика, а описание автора, который вспоминает захватывающий до ужаса и изумления бушующий огонь, ту стихию, которую, кажется, невозможно ни понять, ни остановить. Это настоящий пейзажный калейдоскоп зеленого, синего, красного, золотого цветов. Перед читателем предстает с удивительно точным подбором деталей.

Перед тем как будет задано сочинение на тему: «Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство», урок в классе дает устный разбор этого момента.Тихой безветренной ночью горела мастерская Кашириных, над которой сияли Стожары. Было светло, как днем - даже были видны кривые гвозди, торчавшие из стен. Огонь уже поднялся к старой сухой крыше. Он быстро извивался по ней золотыми и красными узкими потоками. У Кашириных в красильной мастерской, бушуя, мечась и все уничтожая на своем пути, огонь набирает полную силу. Старое помещение все золотилось, как церковный иконостас.

В 13-14 лет уже можно и нужно учиться обобщать и обдумывать прочитанное произведение. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» (7 класс) должен обязательно освоить каждый школьник. Маленького Алешу влекло к огню. Он накинул чей-то тулуп и вышел во двор.

Промедление - это гибель

А бабушке любоваться пожаром и слушать причитания деда было некогда: она первая вспомнила про взрывоопасную смесь. Закрывшись тряпками, она сунулась прямо в огонь с криками: «Взорвет купорос, дураки!». Моментально бабушка вынырнула из огня с тяжеленной бутылью горючего вещества. Она вся дымилась. «Выводите лошадь! Распрягай лошадь! Снимите горящую попону!» - распоряжалась она. Это еще одна деталь, которая будет способствовать тому, чтобы был полноценным анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение на эту тему нужно написать с живописными картинами пожара.

Но бабушка не успокоилась. Она бросилась за помощью к соседям, кланяясь им, прося помочь, чтобы пожар не перекинулся на их дома. «Соседушки, дружней - бог вам на́ помощь! Берегите свое добро, чтобы огонь не перекинулся к вам! А пока помогите нам!» Она приказывала Григорию и Якову дать соседям топоры и лопаты, чтобы разрубить крышу и сбросить сено в сад.

Однако нужен более глубокийанализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство». Сочинение на эту тему нужно написать, характеризуя поведение всех персонажей. Поведение бабушки - особенное, она ничуть не думает о себе. У нее только одна мысль - спасти всех и все. Это героический человек, который не осознает своего героизма, а воспринимает его буднично, естественно. Маленький Алеша, боясь пропустить неизгладимое зрелище, спрятался под крыльцом и внимательно за всем наблюдал. Мальчик не боялся огня, он только беспокоился за бабушку: сопереживание и желание помочь, если возможно, - одна из отличительных черт Алеши.

Крыши у мастерской уже не было. Она прогорела. Из ее остатков торчали золотившиеся от огня стропила. Они были толстые, поэтому сгореть быстро не могли. Над ними вился дым. Внутри мастерской все завывало и трещало. Из нее вылетали языки пламени. А внизу стояли люди, которых собрала бабушка, и забрасывали огонь снегом. От пара и дыма у Алеши заслезились глаза. Он вылез из-под крыльца и натолкнулся на бабушку. В сердцах она ему велела уйти, чтобы не задавили.

Шарап

На двор от страха выбежал конь - огромный и сильный Шарап. Он испугался яркого огня, который осветил его большие и умные глаза. От ужаса он захрапел и уперся, не двигаясь. Дед даже не смог удержать испугавшегося коня. Бабушка бросилась к Шарапу, который вздыбился, твердо встала перед ним, и конь поверил ее силе, только жалобно косился на огонь.

Бабушка говорила с ним строго и спокойно, похлопывая по крупу, по шее. Но именно так и можно успокоить любое животное - своим не наигранным спокойствием. И Шарап пошел за ней. А ведь он был в три раза больше человека. И бабушке большое умное животное поверило. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» показывает, что все - и люди, и животные, слушали только бабушку. Алеша понимает, как важно быть внимательным к окружающим.

Заботы Акулины Ивановны

После пожара вернулась уставшая и перенервничавшая бабушка. Она тяжело села рядом с Алешей. Женщина молчала и покачивалась. Они с мальчиком сидели бок о бок, молча пересматривая кошмары ночи. Они оба понимали, что все сделанное бабушкой спасло их всех: она была терпелива, упорна и сильна, как никто другой. Но покоя ей не было. Появился измазанный дед, которому бабушка велела умыться. Он даже не нашел в себе силы сказать, как правильно вела себя умная женщина на пожаре. Желчно и едко он изрек: « Господь тебе разум на час дает». На это бабушка только усмехнулась: она отлично понимала, что в нем говорит злоба.

Дед только желчно оскалился и сказал, что за недосмотр надо уволить Григория и утешить плачущего никчемного Якова. Усталая бабушка ушла. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» объясняет, что все держалось только на поведении Акулины Ивановны. Она дула на обожженную руку. Видно, что деда снедала зависть к бабушкиному мужеству и умению все правильно организовать. В мире старика не хватало доброты и сострадания, милосердия, которыми был наполнен мир Акулины Ивановны.

Чем закончилась ночь

От испуга у беременной тетки Натальи начались преждевременные роды. И тут бабушка всем распоряжалась, несмотря на ожоги и усталость. Трудная ночь никак не заканчивалась, она все тянулась и тянулась. Алеша лежал в постели, и все давило на него и уничтожало. Позже он будет пристально наблюдать, изучать темную жизнь. Он поймет, что надо быть сильным, как бабушка, никогда не падать духом, чтобы все преодолеть. Он до конца познает все радости и муки сопереживания.
Казалось бы, что этот жуткий мир должен озлобить и ожесточить ребенка. Но происходит обратное. В его душе постепенно растет любовь и щемящая жалость к людям, стремление во что бы то ни стало им помочь, крепнет вера в добро. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» по плану, составленному мысленно, легко и просто ляжет на бумагу:

  1. Введение. Реальны ли происходящие действия?
  2. Художественное мастерство автора - эпитеты и краски описания пожара, глаголы, описывающие действия бабушки.
  3. Организаторские способности и героизм бабушки.
  4. Остальные персонажи во время пожара.
  5. Заключение. Что хотел сказать Горький?

Алеша не сросся со своей средой. Он духовно вырос. Мальчик сопротивлялся тому, что противоречит пониманию добра и зла, красоты и уродства. Он верил, что добрые дела преодолеют злобу и зависть, сделают мир лучше. Алеша мучительно противился вековым традициям собственнического мира. Случайность, пожар в красильной мастерской, подводит к мысли, что идущая в России промышленная революция не пощадит бессмысленно жестокого дряхлого мира. Она его просто уничтожит.

«Пожар» — последнее крупное произведение известного российского писателя (1937 — 2015). Его можно считать логическим продолжением предыдущей повести – «Прощание с Матерой» (1978).

Место действия – Егоровка, поселок бивуачного типа, куда вынуждены были перебраться люди из затопленной деревни Сосновка, под которой как раз недвусмысленно подразумевается Матёра.

Некоторые герои «Пожара» словно «перекочевали» сюда со страниц «Прощания с Матёрой». Например, Клавка Стригунова и «дух егоровский» дядя Миша Хампо, очень напоминающий Богодула, хранителя и старожила Матёры.

Главный герой «Пожара» — шофер Иван Петрович Егоров. Выбор мужчины на эту роль для Распутина необычен – к тому времени выражение «распутинские старухи» стало уже общим местом в отечественной литературной критике. Однако к тому времени старух уже нет в живых, Распутину становится не о ком писать. Не случайно после «Пожара» он не создал ничего выдающегося и запоминающегося, ушел с головой в публицистику и в общественную деятельность.

Ситуация, царящая в Сосновке, далека от нормальной. Но, как говорится в повести, «свет переворачивался не сразу и не единым махом». Чтобы понять, как зрело нынешнее «неурядье», Распутин вводит второй, ретроспективный план повествования.

После того, как была затоплена пашня, людям пришлось искать новое занятие. И нашли – стали рубить лес. Причем территории зачищались, как под гребенку, не оставляя никакого подроста.

Вместе с изменением занятий стали изменяться и нравы. Люди озлобились, стали чужими друг другу. За двадцать лет как никогда развилось пьянство. Показательный факт: всего за четыре года от пьяных драк и поножовщины погибло почти столько же народу, сколько в местных деревнях, слившихся потом в Сосновку, за всю войну. От былой деревни и крестьянского лада не осталось и духу. Местных частично выжили, частично прибрали к рукам искателя длинного рубля, легко зарабатывающие и столь же легко спускающие деньги. В повести они названы «архаровцами», и запоминаются не столько по именам, а, скорее, как некое социальное явление.

Давно замечено: добро в силу убежденности в своей правоте не имеет тенденцию к сплочению, тогда как зло, пребывая в постоянном страхе разоблачения и наказания, неизбежно группируется, сбивается вокруг сильной личности. А если такой личности нет – срабатывает неписаный закон круговой поруки. «Архаровцы» стали силой, когда люди стали жить сами по себе, а когда спохватились – уже поздно, «пробовали разбить их – не получилось». Так и получилось, что хотя и «сотни народу в поселке, а десяток захватил власть». Местные жители стараются держаться подальше от новых хозяев жизни и не замечать творимых ими безобразий.

В результате добро и зло перемешались, а «хата с краю с окнами на обе стороны перебралась в центр». И вот уже «крепкий мужик» Борис Тимофеевич, благодаря которому еще как-то держится дисциплина на участке, с получки везет на лесосеку своей «дикой бригаде» пару бутылок водки – чтобы не разбрелись по окрестным точкам. «Свои» готовы погреть руки и на пожаре, как та старушка, что собирает у горящих складов бутылки с дурманящим напитком, как Клавка Стригунова, набивающая карманы коробками с драгоценностями, как однорукий Савелий, таскающий посреди всеобщей неразберихи и суматохи мешки с мукой в собственную баню. Два-три человека, которые хоть как-то пытаются отстоять, сохранить нравы и обычаи дедов-прадедов, подвергаются жестоким преследованиям. Ивану Петровичу, например, то подсыпают песка в топливный бак, то прокалывают скаты, то как бы невзначай разворачивают палисадник перед домом, то даже устраивают формальное покушение на его жизнь.

Друг Ивана Петровича, Афоня Бронников, считает, что в нынешней ситуации достаточно личного примера: добросовестно работать, не ловчить, не воровать – и хватит: имеющий глаза да увидит. «Молчание – тоже метод действия и убеждения». У Егорова в этом уверенности нет. Его жизненная позиция – активная, он не в силах утешаться одной личной порядочностью. Его душа как будто на постое, нет ощущения дома, нет уверенности в завтрашнем дне, даже несмотря на поддержку и опору в лице жены Алены. Он устал от неверия, от невозможности противостоять злу и никакой заработок его не держит. Егоров решает уехать из Сосновки. Ему осталось отработать несколько дней. Вот здесь, на пределе душевных сил, Иван Петрович и слышит крики «пожар»! «Настолько угарно и муторно было на душе у Ивана Петровича, что ему почудилось, будто крики идут из него: душа тоже горела».

Название повести можно воспринимать двояко. Во-первых, разгорается вполне реальный и нешуточный пожар на продовольственных складах в Сосновке: «столь серьезного пожара, с тех пор как стоит поселок, еще не бывало». Тому могло быть много причин: обычная халатность или желание скрыть хищения, недостачу, замести следы. Но, во-вторых, символично то, что склады, расположенные в виде буквы Г, выходят столь близко к избам, что от огня готов заняться и весь поселок: «занялось в таком месте, чтоб, загоревшись, сгореть без остатка».

Недаром в качестве эпиграфа к повести Распутин поставил строку из народной песни: «Горит село, горит родное…» Читатель, знакомый с этой песней, обязательно вспомнит продолжение: «Горит вся родина моя». Так пожар в Сосновке высвечивает многие проблемы страны и народа в целом. Тем более это было актуально в год начала перестройки.

Стремительность продвижения бедствия диктует Распутину особую форму повествования: рубленые фразы, короткие главки, тогда как в воспоминаниях Ивана Петровича преобладают размеренность, неторопливость, обстоятельность.

Показательно и то, что в этой повести из повествования почти полностью исключена природа. В голом поселке редко где можно встретить одинокую рябину или березку. Зато в финале пейзаж оказывается сюжетно необходим Распутину. Возникает предельно обобщенный образ земли – тихой и печальной после ночного несчастья, лежащей в рыхлом снегу. Приход весны пробуждает ее от сна и горестного оцепенения. «Никакая земля не бывает безродной» — уверен автор. Случившийся пожар в данном контексте воспринимается и как кара и как очищение.

Финал повести допускает различные прочтения: либо Иван Петрович оставляет поселок навсегда, либо идет в «святую обитель природы», чтобы набраться там сил для продолжения борьбы. Должно быть, не случайно на вопрос Афони Бронникова Егоров твердо отвечает: «будем жить». Он еще не знает, чего в нем больше – усталости или согласия, но шаг его становится уверенным и ровным, «будто вынесло его наконец на верную дорогу».

И вновь возникает в финале символический образ молчащей земли. Впрочем, автор не уверен в ее молчании. И венчают повесть сразу три риторических вопроса: «Что ты есть, молчаливая земля наша, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Финал можно признать открытым, разомкнутым в будущее.

Павел Николаевич Малофеев

Сюжет повести строится вокруг пожара, произошедшего на складе в посёлке Сосновка. Чрезвычайное происшествие раскрывает характер каждого местного жителя, заставляет показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Главный герой повести – Иван Петрович Егоров. Его фамилия происходит от названия деревни Егоровка, в которой он родился. В военные годы Иван Петрович был танкистом и мечтал вернуться домой. Однако и после войны его ждало расставание с родной деревней. Населённый пункт подлежал затоплению.

Егоров был вынужден переехать в новый посёлок Сосновка, который и стала местом действия повести. Несмотря на то, что на новом месте Ивану Петровичу не нравится, переезжать в город он не намерен. Так поступил его брат Гошка, который впоследствии спился. В моральном падении брата Егоров винит именно жизнь в городе.

Главный герой замечает, что мир вокруг значительно изменился. Когда-то Сосновка была вполне пригодным для жизни населённым пунктом. Местные жители помогали друг другу. Люди работали не для собственной наживы, а ради коллективного блага. Однако с появлением «лёгких» сельчан, архаровцев, всё изменилось. Новые жители не нуждались в хозяйстве. Они зарабатывали деньги только на еду и алкоголь. В Сосновке растёт преступность, провоцируемая пьяными дебоширами.

Сложившаяся ситуация огорчает Ивана Петровича. Главный герой продолжает жить в мире социалистических ценностей. Он привык к тому, что авторитет этих ценностей непререкаем. Никаких других идеалов и быть не может. Тем не менее, находятся люди, которые доказывают, что несокрушимые жизненные принципы тоже можно сокрушить. Доживать Ивану Петровичу придётся совсем в другом мире, где уже никто не верит в торжество всеобщего счастья. Главный герой с ужасом наблюдает за тем, что во время пожара каждый житель деревни стремится к тому, чтобы украсть вещи из горящего склада. Каждый пытается воспользоваться трагедией. Наибольшее усердие проявляют при спасении водки, которую немедленно распивают.

Иван Петрович презирает разрушение в любой форме. Он отрицательно относится к вырубке леса, считая такую работу бездушной. Всякое уничтожение Егоров воспринимает, как покушение на единственно правильную для него систему ценностей.

Другие персонажи

Алёна – жена главного героя. Автор идеализирует отношения супругов. Егоровы счастливы в браке уже более тридцати лет. За эти годы они воспитали троих детей, которые уже давно живу отдельно от родителей. Алёна становится частью самого Ивана Петровича. Она полностью разделяет его идеалы и мечты.

Афоня Бронников – земляк главного героя, также переехавший когда-то в Сосновку из Егоровки. Афоня тоже является приверженцем старых идеалов. Однако Бронникова «разложение» общества беспокоит значительно меньше, чем Егорова. Афоня считает, что каждый отвечает за себя. Сам он живёт честно, работает и никого не обманывает. Этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Невозможно требовать от других уважения к своим ценностям, не стоит «загонять палкой в свою отару». Единственный способ повлиять на поведение окружающих – показать личный пример. Автор не соглашается со своим героем. Устами Егорова он говорит о том, что подавать пример слишком поздно.

Одним из хранителей прежних обычаев в повести выступает дядя Миша Хампо. Этого жителя Сосновки все любят и уважают. Хампо парализован с детских лет. Однако, несмотря на серьёзные нарушения речи и неработоспособную руку, дядя Миша был женат и много трудился. В труд Хампо автор вложил символический смысл: герой работал сторожем за скромную плату, являясь тем самым хранителем традиций. Хампо вынужден приспосабливаться к новой реальности. Он не борется с ней, не пытается её переделывать, никому не навязывает уходящие идеалы. Недееспособность дяди Миши указывает на то, что прежние ценности уже успели потерять свою силу. Смерть Хампо была случайной и негероической. Он не погиб, спасая кого-то или что-то на пожаре. Его просто убили пьяные архаровцы.

Главная идея

Несмотря на то, что люди, подобные Егорову, верят в существование абсолютных идеалов, единых для всего человечества, ценностей, общих для всех, не существует. Ценности могут быть присущи только определённой группе лиц на ограниченный период времени. В этом приходится убеждаться и персонажам, и самому автору повести.

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести Валентина Распутина “Прощание с Матерой” , изображающей историю о вынужденном переселении из деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства дамбы.

В повести Распутина “Последний срок” показано отношение старых людей к смерти, как к естественному и ожидаемому событию, завершающему этапу земного пути и переходу в вечность.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

В повести «Пожар» в образе Ивана Петровича Егорова В. Рас-путин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде раз-рушения веками складывающейся деревенской общинной нрав-ственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Рас-путиным характеров, типологически объединенных понимани-ем ответственности каждого перед обществом за прошлое и бу-дущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матёрой». Он стоит в одном ряду с шукшинскими «болеющим за жизнь» героями. Событийная основа повести предельно про-ста: в леспромхозовском поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, слу-жит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова.

Иван Петрович мучительно, напряженно ищет ответы на во-просы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему все «перевернулось с ног на голову, и то, за что держа-лись еще недавно всем миром, что было общим неписаным за-коном, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность, и чуть ли не в предательство?» «…Было не по-ложено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитает-ся за ловкость и доблесть».

Иван Петрович видит причины многих бед в том, что разру-шены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне пере-стали землю пахать, перестали ее и любить. Они способны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставлявшее их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики.

В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные про-блемы в форме раздумий Ивана Петровича. Материал с сайта

С гражданской прямотой и бескомпромиссностью он подни-мает самые насущные и животрепещущие вопросы предперестроечного времени, затрагивает такие болевые точки, которые определяют дальнейшее духовное развитие человека. Открытым публицистическим пафосом характеризуются размышления пи-сателя о нравственных основах и законах человеческого бытия. В «Пожаре» наряду с событийным движением и, пожалуй, более значимым является движение авторской публицистической мыс-ли. Голос героя слит с голосом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия. Они иногда слишком прямолинейны, сконструированны, откровенно патетичны, что не может не нарушать художественную гармонию. В. Распутин создал народный харак-тер, ищущий некую конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный выбор личности, природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души.

И если б только архаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но ведь и свои, сосновские, тоже: «Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки – и, уж конечно не пустые»; однорукий Савелий таскал мешки с мукой прямиком в собственную баню. Что ж это делается? Мы почему такие-то? – вслед за Алёной мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Он словно перешёл в «Пожар» из «Прощания с Матёрой», – там его звали Богодулом. Не зря автор подчёркивает это, называя старика «духом егоровским». Он так же, как и Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирождённым сторожем – не потому, что любил работу, а просто «так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь». Увы, даже дяде Мише, который как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. В поединке с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой. Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, – она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей самых красивых речей. Образ Алёны – один из второстепенных образов «Пожара», и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»).







2024 © kubanteplo.ru.