Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи. История развития зоологии современная зоология зоологи Современное состояние науки зоологии


Тема «Современная зоология»

Цели:

Образовательные: способствовать усвоению таких понятий, как ихтиология, гельминтология, орнитология, этология, энтомология, признаки сходства и отличий растительной и животной клеток.

Развивающие: создать условия для формирования общеучебных, интеллектуальных умений, для развития внимания, самостоятельности мышления.

Воспитательные: создать условия для понимания важности изучения зоологии как науки и использования зоологических знаний в современном мире.

Предварительная работа: нескольким учащимся дается задание подготовить сообщения о истории возникновения разных наук, а также о том, изучением чего, занимаются данные науки.

Ход урока

Орг. момент

1.Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с историей развития зоологии. Давайте, вспомним немного из материала прошлого урока.

II .Сейчас я буду читать утверждения, а вам нужно написать, согласны вы с этим утверждением или нет. Готовы?

Самостоятельная работа

1.Только в 15 веке люди начали изображать на стенах пещер рисунки, которые сейчас мы называем наскальными (Нет).

2.Впервые «Лестницу существ» создал Карл Линней (Нет).

3.Антони ванн Левенгук сам изготовил линзы, увеличивающие в 150-300 раз и открыл мир микроорганизмов (Да).

4.Карл Линней создал бинарную номенклатуру (Да).

5.В названии Медведь Белый, Медведь – это родовое название, а Белый – видовое (Да).

6.Археоптерикс – это переходная форма животных от земноводных к птицам (Нет).

7.Самая большая систематическая единица в зоологии, как и в ботанике – это Царство (Да).

Учитель берет работы у нескольких учеников и организует проверку работы с места. Остальные уч-ся обмениваются тетрадями и оценивают других.

II .Изучение нового материала

А теперь, ребята, мы начинаем изучать новую тему «Современная зоология». В тетрадях записываем «Современная зоология» и число на полях. Изучать мы ее будет непривычным для вас образом. Но для начала, давайте вспомним,

что же такое зоология?

? Зоология – это наука о животных.

? А что изучает зоология? (Зоология изучает животный мир, строение животных, происхождение, развитие, поведение).

Мы с вами знаем, что животные и растения относятся к живым организмам. А почему? Какие процессы характерны и для растений, и для животных, свидетельствующие о протекании жизни .(Дыхание, размножение, питание, рост, развитие).

Все живые организмы состоят из клеток. А чем отличаются клетки животных от клеток растений ? (В клетках животных нет пластид, вакуолей, в оболочке нет целлюлозы).

Строение живых организмов, процессы, протекающие внутри организма и поведенческие реакции организмов изучаются наукой. Но на современном этапе жизни знаний становится всё больше и больше, поэтому внутри такой огромной науки, как зоология, формируются другие науки, которые занимаются изучением отдельных групп животных или их поведения. Об этом мы сейчас и побеседуем.

В тетрадях подзаголовочек: Зоология как наука.

А теперь, давайте познакомимся с нашими экспертами:

1.Ведущий Орнитолог нашей страны

2.Ихтиолог научно-исследовательского Института г. Москвы

3.Энтомолог национального парка «Мещера» Владимирской области

4.Гельминтолог научно-исследовательского Центра «Здоровье»

И Председатель Экспертного состава – это я, биолог, занимающийся изучением различных групп организмов.

Итак, начнем.

Внутри зоологии в настоящее время выделяют такие науки, как Орнитология, Ихтиология, Гельминтология, Энтомология и другие. Давайте немного о них узнаем.

Ихтиология

(показ видео)

Орнитология

(показ видео)

Энтомология

Председатель : Таким образом, зоология – это наука, включающая такие области науки или разделы, как орнитология, ихтиология, гельминтология, энтомология и др.

(заполняется схема на доске)

Зоология Ихтиология

Орнитология

Гельминтология

Энтомология

Этология

Но есть еще и другие науки: арахнология, протистология и еще много других.

Для учителя информация: Протистология – область науки, изучающая простейшие организмы.

Арахнология – область науки, изучающая паукообразных.

Председатель: Спасибо, нашим экспертам за работу. Я попрошу их занять свои места в классе.

Мы сейчас рассмотрели, по крайней мере, попытались рассмотреть что изучает такая огромная наука зоология, рассмотрели отдельные науки внутри зоологии, а также, чем отличается строение клетки животного от растительной клетки, немного коснулись современных исследований в зоологии. Поэтому сейчас я попрошу всех вас у себя в тетрадях написать ответ на вопрос:

? Зачем нам нужны знания по зоологии? Приведите как можно большее количество аргументов, отвечая на этот вопрос.

На выполнение задания 4 минуты. Пож-та начинайте работу.

(зачитывание аргументов)

Значение зоологии

1)Зная многое по зоологии

- можно искусственно разводить рыб, пушных зверей, домашних животных

- можно разрабатывать методы борьбы с сельскохозяйственными вредителями

- выводить новые породы животных

- способствовать сохранению, существующих видов животного мира

- исследовать процессы, происходящие в природе

- одомашнивать диких животных

III .Закрепление

Продолжите предложения

1.Зоология – это ….наука о животных.

2.В животной клетке, в отличие от растительной нет…пластид, вакуолей, целлюлозы в клеточной оболочке.

3.Орнитология – это наука …о птицах

4.Гельминтология – это наука …о гельминтах

5.Этология – это наука … о поведении животных.

6.Энтомология – это наука ….о насекомых.

7.Ихтиология – это наука … о рыбах.

Спасибо, ребята, за вашу работу на уроке (оценивание ответов учащихся).

Д.з Параграф 2

Ихтиология – отдельный раздел зоологии, изучающий рыб.

Исследователи изучают историю происхождения и развития рыб, строение их организма, условия жизни и особенности питания и размножения. Одной из задач ихтиологии является систематизация и описание различных видов рыб.

Данные ихтиологии помогают разумно вести рыболовный промысел. Изучение принципов ориентирования рыб под водой, а также их перемещения способствует развитию техники, в частности гидроакустике и гидродинамике.

Рыб стали исследовать еще в глубокой древности. Первые описания рыб появились еще в Древней Индии в 6 веке до нашей эры. В Китае в 1 тысячелетии до нашей эры появились рукописные книги, в которых описывали различных рыб, образ их жизни и особенности питания.

В 4 веке до нашей эры в труде «История животных» рыбы описаны системно. Сделал это великий исследователь и философ Аристотель. Данные Аристотеля были основными знаниями человечества о рыбах до 15 века и нисколько не расширялись. В течение 15-19 веков учеными разных стран были накоплены новые сведения о рыбах. Наконец, лишь в 19 веке ихтиология стала самостоятельной научной дисциплиной. В 19 веке развивался рыболовный промысел. Наука была на службе у рыболовства.

Расцвет ихтиологии приходится на 20 век, когда для научных исследований стали применять гидролокаторы, подводные аппараты, когда был изобретен акваланг и глубоководный батискаф.

Орнитология –раздел зоологии, изучающий птиц. Орнитологи изучают происхождение, развитие, особенности строения, питания и размножения разных видов птиц. Отдельной задачей орнитологии является систематизация и описание различных видов птиц.

Авторство термина «орнитология» принадлежит итальянскому исследователю животных Альдрованди, жившему в 16 веке. Основы современной орнитологии были заложены ученым 18 века Карлом Линнеем, который предложил систематизацию птиц в своем труде «Система природы». До 19 века ученые лишь описывали разные виды птиц, их строение и образ жизни. С 19 века стали изучать географию распространения различных видов птиц и пути миграции.

Орнитология – одна из самых развитых областей зоологии. Особое значение данные орнитологии сыграли в предотвращении распространения птичьего гриппа – опасного для человека вирусного заболевания. Орнитологические исследования ведутся скоординировано учеными орнитологами разных стран, которые объединяются в орнитологические общества и другие научные организации, обмениваются информацией опытом исследований.

Энтомология – это раздел зоологии, изучающий насекомых.

Энтомологов интересует происхождение и строение тела насекомых, условия обитания и особенности питания этих существ. Отдельной проблемой энтомологии является систематика насекомых.

Интересно, что данные о насекомых сохранились на клинописных табличках и папирусах Древнего Египта. Эти письменные источники датируют 3 тысячелетием до нашей эры. Таблички рассказывают об опустошении полей огромным количеством саранчи. Письменные источники Древнего Китая рассказывают о содержании тутового шелкопряда.

О насекомых в своих трудах в 4 веке до нашей эры писал Аристотель. Но становление энтомологии началось лишь в 17 веке. Основоположником этой науки считается исследователь из Голландии Я. Сваммердам, который впервые в 1669 году написал научный труд о пчелах. Систематизировать насекомых впервые попытался исследователь из Англии Дж. Рей в 17 веке. Основы систематики насекомых были заложены исследователем из Швеции К. Линнеем.

Зоология - это один из основных разделов биологии, изучающий животных, строение, их разнообразие и особенности жизнедеятельности.

Он посвящен исследованию их распространения, значению животного мира для человеческого рода и мира природы, их индивидуальному и эволюционному развитию.

Современная зоология

Зоология является системой различных наук о животных. В нее входят анатомия - наука, посвященная внутреннему и внешнему устройству отдельных организмов. Наукой, изучающей ископаемых и трансформации, произошедшие с ними в процессе эволюционного развития, называют палеонтологией .

Физиология - наука о функционировании клеток, системах органов и в частности - организма. Одной из значимых зоологических наук является экология , посвященная взаимоотношениям представителей животного мира между собой и иными организмами. Экология изучает влияние животных на окружающий мир: их взаимоотношения со средой обитания.

Предметом исследования зоологии являются все животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; в зоологии принято рассматривать животных отдельными группами - поэтому для них созданы специальные разделы.

Разнообразие животных

Животные населяют самые разнообразные места нашей планеты. Они освоили почвенную среду: степи, поля и леса, обитают и в наземно-воздушной среде, их можно встретить в океанах и морях, озерах и реках.

Встречаются животные, выбравшие своим местом обитания организм человека или животного, существуют и те, что обитают в растениях.

Значение животных

Есть животные, роль которых исключительно положительная и для природы, и для жизнедеятельности человека. Например, опылители растений: пчелы, мухи, жуки и бабочки. Приносят пользу и птицы - они переносят семена растений на дальние расстояния.

Существуют животные, которые наносят вред растениям: гусеницы могут нанести вред листьям и почкам, а саранча способна полностью уничтожить урожай людей.

Дикие и домашние животные

Дикие животные имеют большое значение для человека. Охота на диких животных приносит белковую пищу, что важна для полноценного пропитания. Вылов рыбы и морских зверей тоже необходимы для обеспечения едой человеческий род.

Домашние животные важны в качестве производителей продуктов питания для людей. Яйца, молоко, мясо, мед - все это мы получаем благодаря одомашниванию крупного и мелкого скота, содержанию плеч.

Производство кожи, шерсти и пуха тоже связано с животными.

Выдающимся событием в процессе исторического развития человека было одомашнивание собаки, предком которой считается волк. Это произошло около 10 тыс. лет тому назад. Сейчас собаку принято считать верным другом человека.

Для развития сельскохозяйственной деятельности важным событием было одомашнивание лошадей. Эти животные - незаменимые помощники людей.

Сходство и различия животных

Животных, как и други живых организмов, принято различать по определенным особенностям: строение клетки, по возможностям питания, дыхания, размножения, выделения, развитию и росту.

Главным отличием животных от растений является отсутствие твердой целлюлозной оболочки. Животные - потребители готовых органических веществ. Для них характерно активное движение, благодаря которому они способны сами добивать себе пропитание. Также животные отличаются особенностью замечать раздражителей и реагировать на них.

Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.

Метапредметные УУД

Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Хостинг презентаций

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель . Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

Этапы Основные события
IV ст. до н. эры Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эры Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.
V – XV ст. В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV - XVI ст. В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.
XVII ст. Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст. Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст. Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст. Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология - исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных - взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология - изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография - изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

ЗООЛОГИЯ - наука о животных. Изучает многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития.

Зоология – система наук о животн Этология Зоогеограф ия Энтомологи я Ихтиология Орнитологи Зоология связана и с другими биологическими науками, медициной, я сельским хозяйством, с ветеринарией, производственной деятельностью Палеозоолог человека и охраной животных. ия

Начало накопления человеком сведений о животном мире относится к каменному веку Буйвол Олень Изображения страусов, быков, жирафов и пастухов с луками Лошадь Вереница быков

Как наука зоология зародилась в Др. Греции и связана с именем Аристотеля Основоположник науки зоологии, Сделал первую попытку классификации животных, Подробно описал строение, образа жизни и распространение более 400 видов животных в своих сочинениях «История животных» , «Возникновение Аристотель животных» , «О частях (384 -322 гг. до н. э.) животных» .

Зоология в Общий упадок века средние науки в века отразился и на зоологии. Даже сочинения древних остаются долгое время забытыми и хранятся лишь коегде в монастырях. Немногочисленные сочинения этого времени, касающиеся зоологии, не имеют научного значения. После ХIII в. наступает период затишья, но выдающиеся сочинения переводятся на различные языки; основываются многочисленные университеты в XIV в. , книгопечатание облегчает распространение сочинений по естествознанию, образуются ученые кружки, предшествующие

Зоология в эпоху Великих географических открытий У. Гарвей (15781657) М. Мальпиги (1628 -1694) А. В. Левен гук(16321723)

В стройную систему знаний зоология оформилась к концу 18 века К. Линней (17071778) Ж. Б. Ламарк (1744 - Ж. Кювье (17691832) Ч. Дарвин (1809 -1882)

Большой вклад в развитие отечественной зоологии внесли: А. О. Ковалевский (1840- 1901) А. Н. Северцев (1866 -1936) И. И. Шмальгаузен (1884- 1963) И. Мечников (1845 -1915) К. Бэр (1792 - 1876)

- Донных животных в целом называют бентосом (от греч. Бентос – глубина). - Планктоном называют животных «парящих» в воде. Это и простейшие (например, радиолярии), и кишечнополостные (медузы и гребневики), и множество ракообразных (в том числе мелкие рачки, которыми питаются усатые киты), и плавающие в толще воды, утратившие раковину брюхоногие моллюски, и даже некоторые рыбы. - Кроме планктона в толще воды обитают прекрасно плавающие крупные животные, которые легко справляются с самыми сильными течениями и способны развивать большую скорость. Эта группа водных обитателей называется нектоном (от греч. нектос – плывущий). Наиболее типичные нектонные животные – это рыбы, киты, дельфины, кальмары.

Приспособленность организмов к среде обитания. Снег, например, значительно уменьшает колебания температуры на глубине от 25 см. Глубокий снег защищает почки растений. Для тетеревов, рябчиков и тундровых куропаток сугробы - место ночевки, так как при 20– 30 градусах мороза на глубине около 40 см температура сохраняется близкой к 0 °С. Для копытных и хищников глубина рыхлого снега - ограничивающий фактор при расселении, появление же корки в гололед обрекает многих травоядных на бескормицу. Поэтому благородный и пятнистый олени, лани и косули не проникают на север дальше тех мест, где глубина снега больше 40 см.

Многие виды животных, обитающих в районах, где зимы снежные, осенью линяют, меняя цвет шерсти или перьев на белый. Возможно, такая сезонная линька птиц и зверей также является адаптацией - маскирующей окраской, что характерно для зайца-беляка ласки, песца, тундряной куропатки и других.

Почвенная среда обитания Почва - это среда обитания множества организмов. Существа, обитающие в почве, называются педобионтами. Наименьшими из них являются бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, обитающие в почвенных водах. В одном м³ может обитать до 10¹⁴ организмов. В почвенном воздухе обитают беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви. Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами. В почве обитают и позвоночные животные, одно из них - крот. Он очень хорошо приспособлен к обитанию в абсолютно тёмной почве, поэтому он глухой и практически слепой.

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения (роющие конечности у млекопитающих; способность к изменению толщины тела; наличие специализированных головных капсул у некоторых видов); формы тела (округлая, вольковатая, червеобразная); прочные и гибкие покровы; редукция глаз и исчезновение пигментов. Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия - поедание трупов других животных, гниющих остатков и т. д.

Передние лапы кротов - настоящие лопаты. Они вывернуты ладонями наружу так, чтобы было удобнее рыть перед собой землю и отбрасывать её назад. Пальцы лап крота покрыты общим кожным покровом и заканчиваются мощными уплощёнными когтями. Мех у крота короткий, мягкий, одинаково легко ложащийся и вперед, и назад. Передвижения по тесным тоннелям приводят к его быстрому вытиранию, поэтому крот линяет не 1- 2, как большинство зверей, а 3 или 4 раза в году.

Животные, как и растения и все другие живые организмы имеют общие признаки: 1. Клеточное строение 2. Рост 3. Развитие 4. Питание 5. Дыхание 6. Размножение

Сравнительная таблица растений и животных Пункты сравнения Строение клеток Питание Передвижение Раздражимость Рост Типичное животное Типичное растение

1. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки Строение клетки животного Строение клетки растения







2024 © kubanteplo.ru.