Как обжаловать постановление суда по административному делу. Обжалование судебных решений по административным делам. О законах, регулирующих процедуры обжалования


Решение судьи по административному делу можно обжаловать. Порядок и срок этой процессуальной процедуры установлен законодательством. Подача протеста возможна как на постановление мирового судьи, так и на решение районного суда. При этом не все вердикты могут быть опротестованы. Какие решения нельзя опротестовать? Как проводится обжалование решения суда по административным делам? Как оформляется жалоба?

Право подачи жалобы

Право обжалования постановления административного суда определено Кодексом об административном правонарушении, а именно статьей 25. Эта норма обозначила следующий перечень лиц. Ими могут быть:

  • гражданин, проходящий по административному делу как обвиняемый;
  • лицо, выступающее в качестве потерпевшего;
  • субъект, уполномоченный представлять в зале суда физическое лицо;
  • субъект, которому предоставили право представлять интересы организации по данному делу;
  • представитель стороны;
  • защитник;
  • лицо, выполняющее функции уполномоченного при Президенте РФ для защиты права предпринимателей.

Важно понимать, что недееспособный гражданин или человек до 18 лет должен быть представлен в зале суда законным представителем. Постановление судьи, вынесенное по делу, в этом случае обжалует родитель, опекун или усыновитель. Жалоба может быть оформлена организацией или учреждением, если в его полномочия входит представительство по договору или по закону.

Из статьи 25 КоАП следует, что обжалование решения суда возможно только лицами, непосредственно принимающими участие в разбирательстве по делу или чьи интересы были напрямую затронуты вынесенным вердиктом. Если интересы третьего лица не затрагиваются, их жалоба не будет принята к рассмотрению. Решение суда можно опротестовать до вступления его в силу.

Мировой судья: как опротестовать вердикт

Определения, вынесенные в мировом суде, разрешено опротестовывать. Жалоба на решение мирового судьи представляется в течение 15 дней после его вынесения. Сделать это возможно в районном суде. Частная жалоба (на решение мирового суда) подается на определения, если она может воспрепятствовать делу и разрешена законодательством. В некоторых случаях жалоба на решение мирового судьи не может быть подана. В этой ситуации следует приобщить возражение на отдельное определение мирового судьи к апелляции на постановление. Жалоба подается через мирового судью без уплаты государственного сбора. Жалоба может быть не принята, если она неправильно оформлена.

Обжалование постановления по административному делу (правонарушению) подается на протяжении 10 дней с момента его получения. Если срок пропущен, восстановление права возможно через ходатайство.

Законодательство определило порядок подачи апелляционного заявления через судебную инстанцию, где рассматривается дело. Протест передают вышестоящей судебной инстанции вместе с собранными материалами. Подавать заявление на вердикт мирового судьи непосредственно апелляционной инстанции не имеет смысла. Она будет спущена на рассмотрение обратно в мировой суд.

По истечении установленного законом периода апелляционную жалобу передают районному судье, который станет второй инстанцией для данного разбирательства.

Вердикты районных судей: как опротестовать

Апелляцию иногда рассматривают как возможность затянуть разбирательство. Протест на постановление районного судьи нужно оформить с соблюдением процессуальных правил. Если в составленном документе присутствуют ошибки, его не передадут далее. Жалоба может быть подана только касательно тех требований, относительно которых суд вынес постановление. Рассмотрение возможности апелляции входит в полномочия судьи, который принял постановление по административному делу. Если он посчитает это возможным, документация с жалобой перейдет вышестоящей инстанции, а именно коллегии. Заблаговременное представление апелляционной жалобы по делу приведет к потере времени. Документы будут переданы обратно районному суду.

Вердикт, принятый в районном суде, приобретает законную силу не сразу. Это время отводится на подачу жалобы. Обжалование производится при областном, краевом суде или в зале суда автономии. Первое постановление передавать не стоит. При обжаловании вердикта предыдущая судебная резолюция отменяется. Судья пересматривает дело снова. Апелляционное определение приобретает законную силу сразу после его вынесения. Районный суд оповещает всех участников процесса о поступлении жалобы и передает им материалы.

Период подачи жалобы

Административные производства имеют срок и порядок рассмотрения и обжалования. Судебный вердикт приобретает силу через 30 дней после его оглашения. Если производство происходит по упрощенному порядку, срок сокращен до полумесяца. Как только резолюция оформлена документально, начинается период опротестования.

Апелляция решений мирового суда, вердиктов, принятых районным судьей, происходит до вступления его в силу. Иначе срок опротестования считается упущенным. Восстановить срок возможно только при наличии серьезных причин и обстоятельств.

При совершении правонарушения по КоАП протест подается только на протяжении 10 дней. По некоторым делам срок опротестования составляет 5 дней. Апелляция производится либо в положенный срок, либо передается вместе с ходатайством. Пропуск срока не регистрируют, когда жалобу задержали почтовые службы. Документ о своевременной подаче жалобы следует приложить к документации на апелляцию.

Жалобу на вердикт мирового суда можно подать на протяжении 15-дневного срока. Рассмотрение протеста происходит на протяжении двух месяцев с момента поступления апелляционной документации. Если срок пропущен и не подлежит восстановлению, протест нужно подавать в кассационном порядке.

Составление документа

Перед обращением с протестом необходимо принять во внимание правила написания апелляционного документа. Конкретная форма законодательством не установлена. Тем не менее, заявителям лучше взять за основу образец составления жалобы. Он должен соответствовать общему процессуальному порядку. Образец можно взять у работника канцелярии суда или у юриста. Он должен содержать следующую информацию:

  • сведения о судебном органе, рассматривающем апелляционный документ;
  • информацию о заявителе апелляционной жалобы (Ф.И.О., контактные данные);
  • информацию об участниках суда первой инстанции (Ф.И.О., их процессуальный статус, контактные данные);
  • реквизиты о судебной инстанции, которая вынесла обжалуемый вердикт;
  • данные судебного административного производства, его реквизиты;
  • данные о вердикте, который обжалуется;
  • список спорных моментов в решении предыдущего судебного разбирательства;
  • упоминание нормативных актов, которые позволяют провести процедуру апелляции;
  • непосредственную просьбу;
  • список сопроводительной документации;
  • дату подачи апелляции и подпись.

Гражданин, который обращается с жалобой на предыдущий вердикт, должен приложить к документам дополнительные доказательства. При условии восстановления срока следует подготовить соответствующее ходатайство и доказательные материалы к нему.

Копии документации по производству обязан подготовить податель жалобы. Все экземпляры направляются судебной инстанции, которая рассмотрела дело в первую очередь. Ее обязанностью является передача бумаг всем заинтересованным лицам.

Образец оформления документа можно взять на сайте. Своевременно заданный вопрос юристу положительно скажется на результате подачи протеста.

Порядок обжалования административного постановления о правонарушении устанавливается органами первой инстанции, где дело находилось на рассмотрении с последующим вынесением вердикта в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП).

  1. Особенности обжалования постановлений об административных правонарушениях.
  2. Срок обжалования наказания по административному правонарушению.
  3. Смягчение наказания: причины и правила подачи ходатайства.
  4. Вынесение решения по обжалованию постановления.

Особенности обжалования постановлений об административных правонарушениях.

КоАП определяет круг лиц, обладающих правом обжаловать административное постановление. Это может быть:
  • сам потерпевший;
  • лицо, фигурирующее в производстве по данному делу;
  • законные представители физического лица или юридического (в зависимости от статуса заинтересованных участников производства);
  • защитник и представитель;
  • уполномоченное при Президенте лицо по защите прав предпринимателей.
Обжалование административных постановлений не предусматривает обложения госпошлиной. До того, как обжаловать постановление о назначении , целесообразно уяснить тонкости, которые имеются в этой процедуре в зависимости от факта его вступления в законную силу.
Не вступившее в законную силу постановление обжалуется путем письменного обращения к судье, органу либо должностному лицу, относящемуся к органу, осуществляющему делопроизводство по данному инциденту. К тому же жалобу можно адресовать напрямую в суд, вышестоящий орган или его должностному лицу, полномочия которого касаются ее рассмотрения.
Обжалование административных постановлений, уже имеющих законную силу, происходит несколько в ином порядке. Обращение направляется сразу в суд надзорной инстанции. Решения, принятые по обращениям в порядке обжалования постановлений о нарушениях административного характера, в установленные сроки могут быть опротестованы прокурором. Правда, в случае со вступившими в законную силу постановлениями, опротестование прокурором возможно только в порядке надзора. В делопроизводстве по административным правонарушениям подготовленное судьей постановление может подлежать обжалованию в вышестоящем суде должностным лицом, имеющим полномочия оформления . Возможность оспаривать такого рода постановления в вышестоящей инстанции зависит от того, кто вынес обжалуемое постановление.
Есть еще один немаловажный момент. Административным кодексом не предусмотрено обжалование протоколов, составленных должностным лицами в рамках статьи 28.2. Несогласие с фактом оформления протокола об административном правонарушении и его содержании подлежит обжалованию вышестоящему уполномоченному лицу, в главенствующий орган или в прокуратуру.
В момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом (к примеру, наложение штрафа постановлением ГИБДД), его можно обжаловать через вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо либо путем обращения в районный суд, где рассматривалось дело. Вынесенное судьей административное постановление подлежит обжалованию в вышестоящий судебный орган по месту рассмотрения дела. Порядок обжалования эпизодов с отказом в открытии делопроизводства об административном правонарушении изложен в тридцатой главе КоАП РФ. Результатом вынесения постановления об административном нарушении ПДД может стать даже лишение права вождения на определенный срок. Это касается серьезных нарушений. Менее значительные инциденты, как например, или размещение или территории с зелеными насаждениями по статье 8.25 КоАП чревато наложением , размер которого будет определяться по мере изучения обстоятельств дела.

Срок обжалования наказания по административному правонарушению

По постановлению в деле об административном нарушении юридически установлена возможность его обжалования в десятидневный срок с момента вручения либо получения экземпляра постановления. В практике нередки случаи, когда обжалование происходит после истечения указанного срока. Закон допускает восстановление пропущенного срока обжалования при наличии объективной уважительной причины.
В случае болезни, необходимости ухода за тяжело больным родственником или иных обстоятельств непреодолимой силы к жалобе прилагается ходатайство, в котором излагается причина пропуска срока и запрос на его восстановление.
Со дня получения жалобы отводится трое суток для направления ее вместе с досье по административному делу в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в соответствующий суд. Если установленное наказание предусматривает , указанный срок сокращается: передача материалов производится непосредственно в день поступления жалобы.

Смягчение наказания: причины и правила подачи ходатайства

Когда становится доказанным фактом, в соответствии с законом возможно смягчение причитающегося наказания (взыскания, штрафных санкций или ареста) ввиду наличия нижеперечисленных обстоятельств:
  • полное признание нарушителем своей вины и признание неправомерности своих действий;
  • добровольное прекращение виновным противоправных действий;
  • сообщением самим нарушителем о правонарушении до момента обнаружения противоправных действий;
  • добровольная помощь в ведении следствия со стороны виновного;
  • добровольное предотвращение последствий (к примеру, помощь потерпевшему со стороны нарушителя);
  • возмещение ущерба по собственной инициативе;
  • устранение вреда до вынесения постановления;
  • доказанное медико-психиатрической экспертизой состояние аффекта;
  • беременность или несовершеннолетие виновного лица.
Признание вины ввиду оказываемого давления или из страха, а также прекращение противоправных действий нарушителем не добровольно, а по причине задержания правоохранительными органами, не попадают под квалификацию смягчающих обстоятельств. Для рассмотрения вопроса о лояльности к виновному лицу в соответствующий суд подается ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению. В данном обращении описываются обстоятельства , позволяющие по мнению виновного претендовать на уменьшение степени наказания с конкретными постатейными ссылками на законодательство, с приложением всех сопутствующих ситуации документов и подтверждающих достоверность фактов. Здесь же можно сформулировать просьбу о присутствии на судебном заседании конкретных свидетелей. Шапка ходатайства содержит наименование и основные данные о судебном органе, рассматривающем дело, сведения о судье, на имя которого адресовано обращение, номер по делопроизводству и непосредственно наименование обращения («Ходатайство»). В конце указывается список приложенных документов, подпись заявителя с расшифровкой и дата составления (подачи) документа.

Вынесение решения по обжалованию постановления


Рассмотрение жалобы завершается вынесением решения. Возможные варианты исхода дела могут быть следующими:
  • постановление может быть оставлено без изменений;
  • изменено в соответствии с запросом ходатайства;
  • отменено с полным прекращением производства по рассмотренному повторно делу;
  • отменено по причине возврата дела для нового рассмотрения при обнаружении значительного нарушения процессуальных правил;
  • отмена постановления также может быть связана с необходимостью ужесточения наказания или направления дела на подведомственное рассмотрение.
Повсеместность административных нарушений привела к несерьезному отношению общества к нарушениям общественного порядка, хулиганства. Однако это нарушение закона, и отсутствие судимости по данным эпизодам не избавляет от полного избежания неприятностей для нарушителя.

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

КАС РФ Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

3. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

3) сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску;

4. Составление мотивированного решения суда осуществляется по правилам, установленным статьей 177 настоящего Кодекса. Если по окончании судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), в судебном заседании объявлена только резолютивная часть решения суда, мотивированное решение суда об отказе в удовлетворении соответствующего административного иска должно быть составлено судом в день принятия данного решения в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.

5. Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса.

6. Копии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направляются им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, а по административному делу, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) и рассмотренному до дня проведения публичного мероприятия или в день его проведения, незамедлительно после изготовления данного решения вручаются или направляются указанным лицам с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий.

7. В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены. Суд также может направить копии данного решения в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию или вышестоящим в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим лицам.

8. Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.

9. В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

10. В случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица. Если невозможно опубликовать решение суда в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, это решение должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Лариса, судя по базе К*, за подобные задержания вполне взыскивают.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.01.2014 по делу N 33-420/2014

В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, УФК по Иркутской области, требуя взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., расходы на оплату услуг защитника в размере <данные изъяты>., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.
В обоснование требований указал, что <дата изъята> постановлением мирового судьи 13 судебного участка Свердловского округа г. Иркутска он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного ареста на срок <данные изъяты>. <дата изъята> решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Грубейшее нарушение конституционных прав и свобод причинило ему моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях от незаконных действий сотрудников правоохранительных органов и назначенного ему наказания в виде административного ареста на <данные изъяты>. Глубочайшее унижение он испытал от действий сотрудников ОП-1 УМВД России по г. Иркутску, связанных с административным задержанием. Эти страдания имели продолжительный характер в связи с длительным промежутком времени незаконных действий, продолжительными разбирательствами в суде. Причиненный моральный вред истец оценил в <данные изъяты>.

Взысканы с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу В. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>., расходы, понесенные по делу об административном правонарушении, в размере <данные изъяты>, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>

Полагает, что размер взысканной компенсации морального вреда не отвечает требованиям разумности, определен судом без учета характера и степени нравственных переживаний В.

В пункте 27 названного Постановления указано, что требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

В. содержался в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке УВД по г. Иркутску до суда, <дата изъята>, о чем в деле имеется соответствующая справка.

Таким образом, представленными истцом доказательствами подтверждается факт незаконного привлечения В. к административной ответственности в виде административного ареста и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, то есть в связи с его невиновностью в совершении административного правонарушения.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста затронуто такое личное неимущественное право В., как право на честное имя и достоинство личности, в результате незаконного привлечения к административной ответственности В. в течение <данные изъяты> находился в спецприемнике УВД по г. Иркутску, в условиях изоляции от общества, его право на свободу передвижения было ограничено, он был лишен возможности вести привычный для него образ жизни, общаться с родственниками и друзьями, что, безусловно, причинило ему нравственные страдания.
Данные обстоятельства, правомерно определены судом основанием для удовлетворения в силу ч. 1 ст. 1070 ГК РФ требований о возмещении морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, а именно: факта незаконного привлечения истца к административной ответственности в виде административного ареста, степен







2024 © kubanteplo.ru.