Леля богиня весны у славян. Леля — славянская богиня весны и девичьей любви. Миф о Лелии


Богушевская Любовь

Леля

Краткое содержание мифа

Богини Лада и Леля

У славян была своя богиня юности и любви - Богиня Леля, дочь Лады Богородицы - богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Земля и Небо так сильно любили друг друга, что их любовь ожила как отдельное существо - и тоже, подобно им самим некогда, тотчас распалось надвое, на Любовь Женскую и Мужскую, ибо одной недостаточно - любящих всегда двое.

Бог Род, Мужская Любовь, стал даровать приплод и потомство всем дышащим тварям, и Люди скоро выучились его почитать: стали делать изображения и вкладывать в свадебные заздравные чаши, на счастье и многочадие новой семье.

Богиня Лада стала Женской Любовью. По ней прозвались мудрые жены, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой Богине была по душе верная супружеская любовь.

Ладу еще называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она незримо обвивала своим поясом, помогая разрешиться от бремени.

У великой Лады, была юная дочь. Звали ее Леля, Лелюшка.

Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым тенистым лесам, и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее и гуще.

Образы и символы мифа

Богиня Леля

С незапамятных времён женщинам посвящали стихи, картины, музыку и все, в чём можно было бы отобразить их образы. В славянской традиции эти образы несут в себе Роженицы.

Женщина, если рассматривать её с позиции христианства - это истинный языческий символ. Плодородная сила. Суть продолжения рода. Поэтому именно женские образы воссозданы в понятиях - Земли Матушки и Матушки Природы.

Всем нам известен обычай - дарения цветов женщине, хранящийся в наших традициях с незапамятных времён, несущий в себе бытовой ритуал жертвоприношения женщине. Даруя жизненную энергию цветов, мужчины тем самым выражают своё почтение любимой, в которой они нашли образ богини любви - Лели. Этот образ так же многогранен - как и сама женщина.

Минуло время - начала Леля вместе с матерью обходить и объезжать поля, тянуть за зеленые ушки едва проклюнувшиеся всходы, и Люди увидели, что никогда прежде не было на Земле таких урожаев. Стали они славить Лелю наравне с матерью и чтить как Рожаницу, называть Весной-кормилицей. У Лады стали просить разрешения закликать-зазывать в гости Весну, а когда Мать позволяла - готовили Дочери дерновую скамью, проросшую травами, ставили подношения: хлеб, сыр, молоко. Это был девичий праздник, мужчин, любопытных парней близко не подпускали.

Леля символизирует плодородие, женскую плодовитость, но одновременно с этим непрочность. Она выступала в качестве воскрешающей умершую природу и дарующей плодородие, в силу этого ее культ сближался с культом умирающего и воскресающего бога. После исчезновения богини на земле прекращаются процессы роста; возвращение богини обеспечивает плодородие и процветание.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Подготовка к катанию яиц в наше время

Формированию положительного образа Лели, прежде всего, способствовали обряды, связанные с развитием земледелия. Растительные и цветочные орнаменты были посвящены богине Леле. Обычай украшать домашнюю утварь и одежду изображениями птиц тоже восходит корнями к культу Рожаниц. Птицы были посвящены богине Леле, они были её посланницами и слугами, именно птицы приносили на своих крыльях весну, и птицы же легко поднимались из нашего Среднего мира в мир Верхний - недаром они крылаты.

Изображения птиц очень распространены в обиходе - это и обычай печь печенье в виде жаворонков к приходу весны и посуда - ковши и братины в виде стилизованных птиц (уток и лебедей), и женские обереги в виде уточки.

Помимо традиционных жертвоприношений, связанных с земледелием, существовал особый праздник посвященный Леле - Лельник. Праздник проводили на природе - выбирали открытое место - Красную горку и там совершали обряды. Издали можно было видеть, как девушки в нарядных сарафанах, взявшись за длинные атласные ленты, привязанные к капи Лели, водят хоровод. Жертвовали ей полевые цветы и травы, водили хороводы вокруг ее чура - выточенной из березы юной богини любви.

В этот день, который по современному календарю приходится на 22 апреля, все славянские девушки совершали обряды, посвященные Лели, и просили у нее взаимопонимания с любимым и счастливого замужества.

Со всеми весенними праздниками славян связана традиция крашения яиц. Во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами.

Например, гадание на замужество в Лельник:

Девушки поочередно, с помощью колотушек, катят свое яйцо - крашенку к капи Лели. Важно, чтобы при последнем ударе яйцо раскололось о капь - тогда девушка выйдет удачно замуж.

Традиция красить яйца не только сохранилась в православной Руси, но и дошла до наших дней.

Социальное значение мифа

Талисман с руной Лели

Культ богини Лели получил обширное распространение и вышел далеко за границы территории славян. Сама юная богиня Леля и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее - живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.

Упоминание о Лели можно встретить в мифологии разных стран и народов. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих других обрядовых мифах. Это и богиня силы в нордической традиции, которая ведет за собой водный поток сначала мертвой, а потом живой силы.

В наше время ее имя связано с очень широким кругом древних корней. Недаром любимое детище до сих пор не просто растят - лелеют, колыбель зовут люлькой, а само дитя кличут нежно лялечкой. Культ Лели настолько древен, что, по мнению некоторых ученых, он нашел отображение в санскритском «лила» - "игра".

Богини рожаницы - неоднократно упоминаемые в славянских заговорах богини: Мать Лада и ее дочь Леля . Покровительницы беременных и рожаниц.

Современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним - плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада , и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. "ЛАДины" - свадебный сговор. Болгарское "ЛАДуванье" - гадание о женихах.

У древних славян также была Богиня по имени Леля - дочь Лады, младшая Рожаница . Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой", нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобы приносящий детей, по-украински - "лелека". А само дитя и сейчас иногда называют ласково "лялечкой". Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года.

Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали.

Лада

Лада – богиня первого поколения славянских Богов. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь.

В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя многие исследователи полагают Ладу богиней брака.

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами. Лада – возвышенный образ женщины.

Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.

Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Богов. Великая богиня Лада– покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.

Леля

Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира.

Символ Лели – береза. Ее символизм – образ молодой девушки, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.

Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста. Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.

  • < 4) Славянский календарь
  • Богини скорби Желя, Карна и Мать сыра земля >



Речка журчит да бежит себе, словно дитя озорное. Только воды её сегодня нынче горькие, да солёные. Богиня Леля сердечко своё разбитое и горем до краёв полное, слезами лечит. Лучи Ярилы ищут свою зарю, да только ветви лесные, куполом накрыли деву и от солнца упрятали. Чистая, как роса на лугах пролитая да хороша, что глаз не отвести, но не хватило этого.
Плачет Леля, да только зла в ней нет и обиды. Ярило солнышко всем люб, и не может он одну выбрать. Но это пока. Леля ведь, знает, ведает, что пройдёт по земле та, что её и всех других затмит, и только ради неё солнце светить будет да землю греть. А Леля пока погорюет, как дочь людская о сердечке своём разбитом, да только после снова улыбнётся сырой земле зарёй новой. И замуж её тоже возьмут однажды. Ясный будет молодец да удалый. А она о Ярило вспомнит да улыбнётся украдкой, о любви своей первой и чистой.

У наших предков бытовало верование, что на пороге ночи по небу босоногая дева проходит, да волосами своими длинными облака отгоняет, солнцу путь расчищая. Звали ту деву Леля и почитали, как её богиню зари. Была она дочерью светлой праматери Лады, и красотой своей затмевала светила. Спутниками её были игривые весенние ветерки, которые в услужение молодой богине даровал великий Велес.

Леля представлялась древним славянам, как совсем юная девушка, с необычайно светлой и открытой улыбкой, и с длинными волосами, до самих пят. Она была ни женщиной, но и не ребёнком, а той в ком весна первая проснулась, да та на которую сердце юношеское пылко биться начинает. Потому бытовало верование, что Леля богиня весны, которая приходит после зимних стуж на спящую землю и будит её бегущими ручейками талых снегов.
Леля была символом чистоты и непорочности. В её образе нет и намёка на хитрость, коварство и агрессию. Вообще Леля и Лада богини, которые олицетворяют женское начало: мягкое, перетекаемое словно вода, светлое и полное добра.

Леля богиня любви.

Богиня Леля у славян, так же почиталась как богиня любви. Но здесь стоит упомянуть, что дело касалось именно первой любви, молодой и

чистой, той что по весне крадёт пылкие сердца молодых юношей и девушек.

По легенде юная Леля сама была влюблена в бога солнца Ярило и переборов свою стеснительность она призналась ему. Ярило, буйный как весенний ветер, ответил ей что тоже её любит, впрочем, как и всех женщин, как небесных, так и смертных. Он предложил ей даже остаться с ней, но лишь на время. Не ведающая до этого горя, юная Леля была разбита, но ей хватило мудрости отказаться. После этого Лелю стали почитать, как символ верности и стойкости, потому как не пожелала она увлечений и осталась верна своей чистоте.
Позже она встретила Финиста и полюбила его, за силу его и светлость. Она вышла за него замуж и стала для него верной женой, той что способна дарить всю себя лишь одному, любимому человеку. Свою первую любовь богиня сохранила, как тёплое воспоминание, которое случается со всеми, кто влюбляется впервые и не в тех, кто предначертан им судьбой. Поговаривали, что сама Леля благословила брак Ярило и жены его прекрасной Ярилици.
Леля за матерью своей Ладой, приходила по весне на землю и пробуждала ту, от зимнего сна. От силы её травы зеленели, деревья в небо тянулись, а люди влюблялись. Леля украдкой ходила между молодыми юношами и девушками, нашёптывая им где половинка их есть. Её почитали как, покровительницу браков и семей, потому как, она олицетворяла ту чистоту, которой дева в первый раз мужу своему отдаётся, ту любовь, которой уже мать молодая на семью свою смотрит.
Лелю причисляли к числу великих Рожениц, то есть тех кому сопутствовал и кого благословлял сам Род вездесущий. Он был началом всего, а Роженицы продолжением дел его.

Леля вопреки тому, что она покровительствует браку и семье, она не является помощницей в быте. Наоборот, она всегда находится в лоне природы, окруженная зверьми. Она безмятежна и весела, но это не указывает на её легкомысленность и глупость. Просто Леля, олицетворяет ту чистоту и наивность, которая присуща детям, но также она прекрасна и пылкая, как дева, которая уже достигла уже, того возраста, когда её можно выдавать замуж.

Богиня Леля символ и руна.



У богини Лели есть своя собственная руна, которая так и называется — Леля. Она обозначает воду, которая бурлит и шумит. Это вода, которая пробуждает от долгого сна и дарит новую жизнь. Так и руна Леля, толкуется как, пробуждение от плена сомнений и пороков. Она очищает ум и душу и привносит озарение и лёгкость.

Символом Лели служит берёза. Отсюда и поверье пошло, что в деревьях этих, на вид хрупких и простеньких, сама богиня живёт. Когда девушки впервые влюблялись и страдали от неразделённой любви, то бежали в лес и берёзку обнимали, чтобы выплакаться и душу отвести. Вот и пошёл обычай, каждый раз, когда худо да скверно на душе берёзу обнимать. Она словно мать ласковая, приголубит и все горести заберёт.

Богиня Леля самая красивая, самая летняя из всех Славяяно-Арийских богинь это Леля! Лето, солнце, любовь всё это девичья заслуга богини Лели.
Леля — дочь Лады Богородицы и отвечает за славянских девушек до замужества, она им покровительствует, смотрит чтоб они росли в нравственной чистоте и берегли девок от глупостей мирских.
Лелю обычно изображают в начале лета на лужайке цветов весёлую и беззаботную.
Богиня Леля была запечатлена в девичьих песнях про самое женское дерево берёзу, помните: Люли люли, стояла. На древнем языке это звучало как Леля-Леля стояла.Именно поэтому девушки чтили и любили эту Богиню.
Богиня девичей красоты у славян всегда изображалась стройной, русой и с весёлым нравом.
Леля встречает лето, наделяет людей хорошим настроением и настраивает на позитивные образы. Мысли-образы, которые рождаются от деяний этой боги светлы и чисты.
Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.

Символ и обереги Лели

Часто встречающийся знак славянской Богини Лели – «Лельник». Внешне он выглядит, как будто это молодая красна девица, которая закружилась в веселом хороводе. Восприятие знака очень легкое, приятное, кружевное, воздушное, радостное. Ведь Богиня славян сама покровительствует девичьей любви, молодости и красе. Молодая девушка может с надеждой обращаться к знаку, будто к самой Богине! «Молодость без любви, что утро без солнца!», – говорят в народе.
Знак славянской Богини Лели способен привлечь нежную первую любовь, дать счастье при любых обстоятельствах, наградить удачей в делах, творчестве и карьере.
Уберечь может такой знак от недоброго умысла, намерения, злых наветов, наговоров, неуверенности в себе, неудач и бедствий.
Богиня славян Леля чтилась за умение рассорившихся, развеселить грустного, подсказать способ, как стать счастливым. К ней идут не только за тем, чтобы сохранить свою молодость, красоту и найти любовь в жизни, но также еще и за умением оставаться счастливым всегда.
Кому подойдёт знак Богини Лели
Символ Лели прекрасно подойдет девочкам, девушкам и замужним женщинам. Сами беды и печали сторонятся Богини, потому и человека, носящего её знак, они также будут обходить стороной – за тридевять земель.

Проявление Богини Лели для славян

Слова «лелеять», «елейный», «взлелеянный» и другие, до сих пор употребляются славянами в современном русском языке. Во всех этих словах - корень «лель» или «леля». Образ Богини Лели близок людям. Для славян она проявляется Богиней Весны, Вешнего дыхания, света и тепла.

Для славян Леля – богиня Весны, приносит в Мир:

  • расцвет весны;
  • красоту;
  • молодость;
  • любовь;
  • удачу;
  • счастье.

Сколько бы славяне не обращались к ней, всегда отмечали, что Леля, по сравнению с другими богами, очень легка «на подъем». А всё это потому, что она отзывчива и добра к людскому роду! Её веселостью заражаются люди по весне. Все чувствуют, как в них самих пробуждается что-то такое, от чего хочется совершать подвиги. Особенно по весне многих тянет на любовные приключения. От этого люди молодеют своей душой, уподобляются Богине, они умеют также наслаждаться Природой, вешней красою, а также освобождаются от прошлогодних тягот, забот и горестей.
Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.
Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.
Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки» (Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером («Очерки арийской мифологии»).

Леля богиня любви.

Богиня Леля у славян, так же почиталась как богиня любви. Но здесь стоит упомянуть, что дело касалось именно первой любви, молодой и чистой, той что по весне крадёт пылкие сердца молодых юношей и девушек. По легенде юная Леля сама была влюблена в бога солнца Ярило и переборов свою стеснительность она призналась ему. Ярило, буйный как весенний ветер, ответил ей что тоже её любит, впрочем, как и всех женщин, как небесных, так и смертных. Он предложил ей даже остаться с ней, но лишь на время. Не ведающая до этого горя, юная Леля была разбита, но ей хватило мудрости отказаться. После этого Лелю стали почитать, как символ верности и стойкости, потому как не пожелала она увлечений и осталась верна своей чистоте. Позже она встретила Финиста и полюбила его, за силу его и светлость. Она вышла за него замуж и стала для него верной женой, той что способна дарить всю себя лишь одному, любимому человеку. Свою первую любовь богиня сохранила, как тёплое воспоминание, которое случается со всеми, кто влюбляется впервые и не в тех, кто предначертан им судьбой.

Поговаривали, что сама Леля благословила брак Ярило и жены его прекрасной Ярилици. Леля за матерью своей Ладой, приходила по весне на землю и пробуждала ту, от зимнего сна. От силы её травы зеленели, деревья в небо тянулись, а люди влюблялись. Леля украдкой ходила между молодыми юношами и девушками, нашёптывая им где половинка их есть. Её почитали как, покровительницу браков и семей, потому как, она олицетворяла ту чистоту, которой дева в первый раз мужу своему отдаётся, ту любовь, которой уже мать молодая на семью свою смотрит.

Лелю причисляли к числу великих Рожениц, то есть тех кому сопутствовал и кого благословлял сам Род вездесущий. Он был началом всего, а Роженицы продолжением дел его. Леля вопреки тому, что она покровительствует браку и семье, она не является помощницей в быте. Наоборот, она всегда находится в лоне природы, окруженная зверьми. Она безмятежна и весела, но это не указывает на её легкомысленность и глупость. Просто Леля, олицетворяет ту чистоту и наивность, которая присуща детям, но также она прекрасна и пылкая, как дева, которая уже достигла уже, того возраста, когда её можно выдавать замуж.

Призыв весны, богини Лели и богатства в доме

Этот ритуал лучше всего исполнять 22 апреля или в ближайшие три дня. Вы можете сделать это дома или на улице - как вам будет удобнее и комфортнее. Для этого вам понадобятся цветные ленты и береза (или ветки березы).
Завязывая на березу (или на ветки) цветные ленты, проговаривайте:
«Береза-матушка, Леля-солнышко! Призываю, весна, приди! Жизнь мою укрась-наряди! Звонким смехом, добром и успехом! Дом наполни благом, сердце любовью и счастьем! Пусть растают-уйдут ненастья! Солнцем, теплом озари! Счастьем мир мой цвети!»
Если вы используете для ритуала не растущую поблизости березку, а заранее срезанные березовые ветки, обязательно поставьте их в воду. Дождитесь, когда они дадут корни, и высадите их в землю.

Медитация «Лелино счастье»

Это ритуал для тех, кому ближе эзотерическое движение Нью Эйдж, уважающее и почитающее всех Богов, Мастеров и Учителей; для практикующих медитации, рэйки, космоэнергетику.

Зажгите больше свечей - желтых, оранжевых, красных. А также воскурите аромамасла или аромапалочки: можжевельник, ель, сосну, кедр, лаванду, розмарин. Включите этническую медитативную музыку или просто медитативную музыку, но без слов. Примите удобную медитативную позу, расслабьтесь и призовите: «Божественная Леля, за руку меня возьми, в медитацию с собой веди.

Энергиями здоровья, красоты и молодости напитай, вдохновение и радость дай!» Закройте глаза и плывите за музыкой. Представьте себе образ Лели. Протяните к ней руки. Почувствуйте, как она берет вас за руку и ведет за собой. Следуйте за ней. Запоминайте и фиксируйте в себе все образы, чувства, энергию, которую ощутите. В медитации вы можете попросить у Лели чего-то очень желанного, но желание ваше должно быть исключительно добрым и светлым, так как Леля - божество светлейшее и очень доброе. По окончании медитации не торопитесь встать. Поблагодарите с любовью Лелю за все. Еще раз зафиксируйте в себе мысленно чувства, эмоции, энергетику и образы, которые были у вас при медитации.

Это Лелины дары, Лелино счастье сохраняйте, на печаль и злобу не меняйте! Откройте ваши сердца для светлой Лели, для сияющего согревающего солнца, для любви, красоты, молодости, здоровья и счастья!

Славянская богиня Леля и бог Лель дети богини любви и семейного согласия Лады. Это одни из самых романтичных божеств пантеона славян. Богиня Леля покровительствует истинному знанию, которое находится вне разума и приходит с творческим порывом. Лель бог славян олицетворяет юное начало, пробуждающее страсть и любовь в юношеских сердцах.

  • О природе Леля и Лели

    Согласно сохранившимся немногочисленным данным богиня Леля и бог Лель были рождены Ладой. Ее прекрасные дети взяли от матери по частичке чистого пламени и яркого света весеннего солнца. Их имена стали частью праздничных напевов и свадебных ритуальных песен.

    Два родственных божественных начала в сути своей несут одну искру жизни. Славянская богиня Леля олицетворяет задор молодой девушки, не познавшей житейских тягот. Она защищает открытые юные сердца, наполняя их пылкой любовью.

    В своей ипостаси Лель бог славян отражает аналогичное стремление, только для юношей. По своим качествам он схож с Ярилой, только более юным. Бог Лель несет в себе мягкое тепло первых солнечных весенних лучей. От его удивительной игры на дуде просыпаются весенние травы, прибиваясь через оставшиеся шапки снега. Недаром его цветком считаются подснежники и пролески.

    За что отвечает Леля

    Согласно установленным данным богиня Леля входит в аспекты богини Живы. Наровне с матерью Ладой и теткой Макошью она выступает как отражение жизненного цикла силы природы. Ладе отведена роль хранительницы молодого огня души, не омраченного жизненным опытом.

    Это триединство нашло свое отражение в народном творчестве. Найдены глиняные и деревянные кумиры, отражающие триединое женское начало. В этом комплексе одна из фигур ― богиня Леля. Так же в вышитом узоре изображение «берегини» с опущенными руками это славянская богиня Леля.

    Описание богини по источникам

    Археологические находки в которых предполагается богиня Леля дают современнику относительное представление о том, как видели юное божество наши предки. Ее изображали со стройным телом и распущенными волосами.

    Согласно описаниям из сказаний славянская богиня Леля была прекрасна лицом, у нее были ясные глаза и белая кожа. В ее облике сочетались все представления о юной красоте и удивительном обаянии.

    Сказания о Леле и Яриле

    Наиболее яркое произведение, в котором фигурирует славянская богиня Леля, посвящено ее пылкой любви к Яриле. Описанное сказанием повествует о том, как богиня Леля увидев Ярилу на одном из весенних праздниках полюбила его всем сердцем.

    Она долго не решалась открыться ему, пока любовь не переполнила всю ее суть. Тогда богиня Леля открыла тайну своего сердца Яриле. На что пригожий бог ответил, что он любит всех богинь одинаково.

    В последствии по былинам прослеживается затухающее чувство Лели. Однако она не обиделась и не ожесточилась получив своеобразный отказ. Таким образом славянская богиня Леля отражает саму суть юного сердца, способного ярко переживать любое чувство не озлобляясь.

    Лель в жизни славян

    Лель бог славян выполнял роль защитника юношеского сердца. Он нес в себе огонь первых солнечных лучей. В нем воплотились пыл, задор и нежность ранних годов жизни до возмужания. По своему значению бог Лель близок к Яриле, но имеет собственную роль в пантеоне.

    Ему посвящали песни на свадьбы, он покровительствовал маленьким детям. Считалось, что бог Лель следит за маленькими членами общины в лесу когда они собирают ягоды. В белорусских сказках он часто выступает как юноша с прекрасным лицом играющий на свирели или дудочке. Когда потерявшиеся дети видели его, они с радостью отправлялись за ним, находя дорогу домой.

    Как описывали Леля предки

    По собранным описаниям бог Лель изображается, как прекрасный юноша. Нежный и чистый он полностью отражает образ молодого весеннего солнца. В сказаниях восточных славян пригожий молодец с удивительным голосом будит природу после долгой зимней спячки.

    Лель бог славян выступает как ранее пробуждение сил природы. Начиная с 22 марта начинается активное таянье зимних снегов, появляются первые весенние цветы. Именно этому периоду приписывались предками удивительные метаморфозы, связанные с появлением Леля.

    Упоминание в сказках и былинах

    Бог Лель наиболее ярко отражен в сказке «Снегурочка». По более современному прочтению, родители наградили свое любимое дитя именем бога. Но в раннем срезе сказания бог Лель сам выступает в качестве персонажа.

    Снегурочка не может завладеть его сердцем безраздельно, поскольку Лель бог славян не может принадлежать одной женщине. Согласно описаний бог Лель не сочетался браком ни с одной богиней. Его роль заключается в разжигании любовного огня во всех сердцах.

    Брачное торжество под покровительством богов любви

    Богиня Леля и ее брат Лель вошли в пантеон как покровители молодого брака. Девушки и юноши могли обращаться к ним за помощью отыскать свою вторую половину. Считалось, что на летнее равноденствие в Купальскую ночь Лель приходит на шумные праздники. Играя на своей дудочке, он разжигает пламя любви в сердцах пар.

    На весеннее равноденствие славянская богиня Леля даровала девушкам очарование, которое способно привлечь внимание юношей. Начиная с этого периода молодые красавицы начинали вышивать платок, который потом войдет в ритуальное подношение на Купалу.

    Сам же купальский венок состоял из плотных веток и цветов. Платок с угощениями ложился в центр вместе со свечей и пускался по воде. Юноши собирали эти венки вниз по течению. По узору и мастерству вышивки они могли найти ту девушку, угощение которой пришлось по нраву.

    На свадебных торжествах Леле и Лелю пелись распевки, в которых имена божеств выступали как мелодичный текст. Корень «лель» входящий в оба имени богов, стали частью многих слов связанных с нежностью и любовью. Их именами убаюкивали младенцев, напевая их вовремя укачивания.







2024 © kubanteplo.ru.