Понятие региональных и местных налогов. Какой налог относится к региональным налогам Региональные налоги российской федерации


Налоговая система России – основной источник пополнения бюджета. Роль налогов нельзя переоценить, сборы способствуют пополнению региональных бюджетов. Налог субъекта РФ обязателен к уплате. Если раньше от него были освобождены индивидуальные предприниматели, работающие по «упрощенке», то сейчас региональный налог должны платить все. Ставку определяет субъект РФ, но она не должна превышать лимиты, указанные в Налоговом кодексе. В список региональных налогов входят:

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налогообложение игорного бизнеса.

Каждый вид регионального налога требует детального рассмотрения, так как имеет ряд нюансов по расчету и начислению ставок. В этой статье мы рассмотрим подробнее эти виды региональных налогов.

Экономическое значение регионального налога

Налогообложение России представляет собой, по сути, трёхслойную структуру и состоит из налогов следующих уровней — федеральный, региональный и местный. Уровни взаимосвязаны и не могут функционировать изолированно. Налоговые ставки, сборы регулируются на основании Налогового Кодекса РФ и имеют отношение к федеральному законодательству.

Региональное налогообложение способствует пополнению бюджета, средства которого распределяются на функционирование субъекта РФ и поддержание экономической стабильности регионов, благоприятного климата для развития большого и малого бизнеса.

Региональные налоги необходимы для:

  • налаживания и развития производства;
  • развития социальной сферы региона;
  • удовлетворения потребностей и нужд населения;
  • повышения качества жизни жителей;
  • роста занятости населения.

Продуманная налоговая политика в регионе, низкие ставки и льготы способствуют привлечению инвесторов, а также предпринимателей. Благоприятный климат для развития бизнеса – это постоянный источник пополнения регионального бюджета.

Налог на имущество организаций

Согласно статье 373 НК организации обязаны производить налоговые выплаты на все учетное движимое, а также недвижимое имущество, которое числится как основное средство и состоит на балансе компании.

Субъект РФ или регион регулирует:

  • Ставки (размер налога).
  • Предоставляет льготы.
  • Устанавливает отчетные периоды и сроки уплаты налогов согласно правилам НК, глава 30.

Если у организации на балансе числится имущество, но оно не зарегистрировано как основное средство, компания оплачивает налог. В противном случае – это уклонение от уплаты. Зарубежные организации, открывшие на территории России представительства, налог выплачивают. В случае если у них нет постоянных представительств, но в собственности имеется имущество, выплаты производятся согласно правилам и требованиям НК.

Если компания имеет имущество, которое было передано на основании государственно-частного партнерства, налог будет выплачиваться на общих основаниях. То же самое касается имущества, переданного частному сектору во временное пользование. Что касается имущества, приобретенного в лизинг, налог начисляется тем, у кого оно числится на балансе.

ВАЖНО: Предприниматели, работающие в режиме УСН или ЕНВД, не освобождаются от уплаты налога. Если у бизнесмена нет какого-либо имущества, налог не начисляется.

Кто освобождается от уплаты

Согласно статье 373 НК от налога на имущество полностью освобождаются организации, занимающиеся подготовкой чемпионата мира по футболу в 2018 году. Также от выплат освобождены:

  • национальные футбольные ассоциации;
  • комитет «Россия 2018» и его дочерние организации;
  • федерация FIFA и ее дочерние организации.

Полный перечень «объектов», которые не облагаются налогом, перечислены в статье 374 НК.

На региональном уровне от уплаты налога могут освобождаться некоторые организации, которые занимаются:

  • религиозной деятельностью;
  • уголовно-исполнительной;
  • адвокатской и юридической деятельностью.

Эти организации могут либо полностью освобождаться от выплат, либо уплачивать налог, но по минимальной ставке. Это положение регулируется субъектами РФ, на региональном уровне. То есть в этом случае начинает работать льготное положение Налогового кодекса.

Расчет и ставки

Отчетность производится согласно постановлениям субъектов РФ – за календарный год до 30 марта, ежеквартально по авансовым платежам. Периодичность отчетов зависит и от налогового режима, по которому работает предприятие. Например, предприниматель, работающий по УСН, производит авансовые платежи. В них он включает и налог на имущество, если региональный закон обязывает его уплату. Но, как правило, индивидуальные предприниматели на «упрощенке» освобождаются от него. Этот нюанс необходимо уточнять в местных налоговых органах.

В случае уплаты в несколько приемов, ежеквартально, в конце года сдается декларация за вычетом уже произведенных выплат. Расчет налога осуществляется по формуле:

НБ * С – Ав = НИ

Налоговая база * ставка – платежи по кварталам (авансовые) = размер налога, подлежащий к оплате

Прежде чем подсчитать сумму выплат по налогу, необходимо уточнить в местном налоговом органе по какой системе рассчитывается этот налог – по кадастровой стоимости или среднегодовой остаточной. Последняя рассчитывается по формуле:

(ОСИм + ОСИг) / КМ = ОСС

(Остаточная стоимость имущества (на месяц) + остаточная стоимость (на год)) / сумму месяцев владения = остаточная среднегодовая стоимость

Все больше регионов переходят на расчет по кадастровой стоимости. Облагаемое имущество, по которому производится этот расчет, вносится в специальный список. Если предприниматель не находит свое предприятие в этом перечне, то налог рассчитывается по среднегодовой стоимости имущества.

ВАЖНО: Ставки варьируются по регионам. Но не превышают показатель 2,2% и 2%, если расчет идет по кадастровой стоимости. Согласно НК нулевая ставка имеет отношение только к объектам магистральных газопроводов, газодобычи, производству или хранению гелия. Это положение имеет силу в отношении организаций, которые выполняют определенные требования, указанные в НК.

Субъект РФ может изменять размер ставки, вводить льготы или освобождать от выплат. Уточняйте ставку и перечень льгот в местном налоговом органе или на его официальном сайте.

Транспортный налог

Зарегистрированное транспортное средство в обязательном порядке облагается специальным налогом. Он относится к региональному налогообложению. Субъект РФ регулирует ставку, льготы, сроки по выплатам налога на транспорт. К уплате налога подлежат:

  • самоходные машины, механизмы на колесном или гусеничном ходу – автомобили, мотоциклы, автобусы и другие машины.
  • воздушные и водные транспортные средства.

В отношении этого налога предусматриваются различные льготы. Некоторые физические лица могут быть освобождены от выплат.

Кто освобождается от уплаты

Налогообложению не подлежат транспортные средства, превышающие максимально разрешенную массу – 12 тонн. Машина должна быть зарегистрирована и внесена в государственный реестр транспорта. В этом случае владелец оплачивает налог на вред, наносимый федеральным дорогам. При соблюдении требований, регистрация и выплата, владелец освобождается от уплаты транспортного налога (ст. 361.1).

Согласно статье 358 НК весельные лодки или мотолодки, где мощность двигателя не превышает 5 л. с. не облагаются налогом. К таким средствам передвижения относятся:

  • Автомобили мощностью до 100 л. с. Имеются в виду транспортные средства для инвалидов. Автомобиль должен быть зарегистрирован и передан инвалиду в пользование согласно установленному порядку и правилам.
  • Промысловые суда как морские, так и речные.
  • Транспортные средства, используемые в сельскохозяйственных работах.
  • Транспортные средства, используемые для перевозки грузов и пассажиров.

Полный перечень транспорта, который не подлежит налогообложению, представлен в статье 358 НК.

Расчет и ставки

Ставка для транспортного средства варьируется по регионам и устанавливается субъектом России. В столице страны, например, для автомобиля мощностью 150 л. с. действует ставка в 35 рублей. В регионах она значительно ниже. Размер ставки определяет уровень жизни граждан в регионе, загруженность дорог, количество зарегистрированных автомобилей. В отдельно взятом регионе могут действовать специальные льготы, которые предоставляются особой категории граждан:

  • инвалиды;
  • ветераны;
  • герои РФ, Союза;

Льготы предусматриваются в отношении транспортного средства мощностью менее 70 л. с., но этот нюанс нужно проверять в местном отделении ГИБДД. Такой автомобиль может вообще не облагаться налогом в силу региональных законов. Рассчитать налог на транспорт просто. Делается это по формуле:

НС * КЛС = РН

Налоговая ставка * количество л. с. = размер налога к оплате

Так рассчитывается сумма налога за календарный год. Он должен быть уплачен до 1 декабря. Организации, на балансе которых числится транспортное средство, отчитываются по налогу ежеквартально + отчет за календарный год. Если автомобиль снят с учета или приобретен в середине отчетного года, необходимо количество месяцев владения средством разделить на 12.

Например, автомобиль находится во владении только 4 месяца. Эти месяцы делятся на 12 месяцев. Расчет будет по следующей формуле:

НС (налоговая ставка) * КЛС (л. с.) * 0,3 (4 / 12)

На размер ставки влияют такие факторы как мощность двигателя, время эксплуатации, категория транспортного средства. Полную информацию, касающуюся транспортного налога можно найти в главе 28 НК.

Налог на игорный бизнес

Этот вид налога имеет отношение к предпринимателям, осуществляющим игорную деятельность. К объектам, на которые накладывается налог, относят игровой стол, игровые автоматы, тотализаторы, букмекерские конторы и пункты приема ставок. Подробный перечень представлен в статье 366 НК.

Кто освобождается от уплаты

Игорная деятельность и объекты, на которые устанавливается ставка, не предусматривают какие-либо льготы. Владелец игрового оборудования, даже если это пенсионер с группой инвалидности, обязан выплачивать налог. В конкретном регионе ставка по выплатам может быть минимальной, но не ниже той, что оговаривается в Налоговом кодексе. Если в регионе не установлены определенные ставки на игорный бизнес, значит, налог уплачивается по минимальным ставкам.

Отчетность и ставки

Предприниматель обязан отчитываться по налогу за ведение игорной деятельности каждый месяц. Причем при установке автомата или другого игорного оборудования бизнесмен обязан уведомить и зарегистрировать оборудование в налоговом органе за два дня до установки. Лимиты по ставкам указаны в статье 369 гл. 29 НК. Субъекты РФ варьируют ставки в пределах, указанных в НК. Так, например, на игровой стол лимит составляет от 25 000 тыс. рублей до 125 000 тыс. рублей.

Расчет налога по игровым столам имеет некоторые нюансы. Например, если установлено два игровых стола, один из которых имеет 3 игровых поля, то расчет будет выглядеть так:

(1 * 1 + 1 * 3) * ставку = размер налога на столы

Ставка определяется субъектом РФ и варьируется в пределах, которые регламентированы в НК. Ставки изменяются по регионам. Узнавайте их размер в месте регистрации и установки игрового оборудования.

Изменения в региональных налогах

На многих интернет ресурсах публикуется информация об отмене или изменениях относительно транспортного налога. В налоговый кодекс внесены некоторые поправки в статьи по региональным налогам, но они никак не отразятся на размерах ставок и сроках выплат налогов. Что касается транспортного налога, его не отменяют, ставки пока остаются без изменений, если только их не внесли на региональном уровне. В остальном налогоплательщики должны ориентироваться по правилам и статьям НК, а не полагаться на слухи в сети интернет.

Изменений в отношении выплат на игорный бизнес в новом году нет. Ставки не изменены, условия и прочие требования остались прежними.

Уплата региональных налогов – обязательная выплата, уклонение от которой влечет за собой начисление пеней и штрафов для организаций. Размер ставок по региональным налогам необходимо уточнять в местных налоговых органах. О льготах по транспортному налогу можно осведомиться в местном отделении ГИБДД.

Российская бюджетная система делится на 3 уровня - федеральный, региональный и муниципальный. То же можно сказать и налогах, принятых в РФ. Есть федеральные налоги, которые перечисляются плательщиками и структурами ФНС непосредственно в политический центр. Есть региональные сборы, которые направляются в бюджет субъекта РФ.

Есть местные налоги, что подлежат зачислению в казну муниципалитета. Платежные обязательства, относимые к региональным, вызывают повышенный интерес со стороны многих исследователей. Это вызвано разными причинами. Так, например, в среде аналитиков популярна дискуссия относительно того, стоит ли российским властям давать регионам больше полномочий в части реализации налоговой и бюджетной политики. Есть исследователи, которые однозначно поддерживают подобную идею, другие активно приводят контраргументы. В чем заключаются тезисы экспертов касательно данного вопроса? В чем специфика региональных налогов, установленных российским законодательством?

Какие налоги признаются региональными?

Если следовать положениям НК РФ, к региональным налогам относятся те, что предполагают исчисление и уплату в бюджет субъекта РФ, если иное не установлено на уровне федерального законодательства. Сборы рассматриваемого типа вводятся в действие НК РФ, а также региональными законами. Субъекты РФ имеют полномочия по регулированию соответствующих налогов в части ставок, порядка, а также срока уплаты сборов, если необходимые нормы не зафиксированы на уровне НК РФ. Также региональные власти вправе определять льготы и специфику исчисления базы для сборов, о которых идет речь.

Система региональных налогов, таким образом, фиксируется на федеральном уровне, однако фактическую величину сборов в большинстве случаев уполномочены устанавливать субъекты РФ. Вместе с тем распоряжаться соответствующими платежами российские регионы вправе по своему усмотрению. Данный процесс связан с функционированием бюджетной системы. Изучим ее нюансы подробнее.

Налоги и бюджетная система

Региональные и местные налоги РФ, наряду с федеральными, формируют национальную бюджетную систему России, которая выстроена по единым принципам. Это означает, что процедура сбора соответствующих платежей унифицирована, механизмы распределения денежных средств строго регламентированы. Рассматриваемые налоги в региональный бюджет направляются в полном объеме. В свою очередь, субъект РФ может получать также определенную долю от федеральных сборов, что предусмотрена Бюджетным кодексом. Аналогичная закономерность установлена также и в отношении местных налогов. Иные меры бюджетной поддержки регионов РФ - субсидии, субвенции и прочие меры. Таким образом, даже если региону не хватает собственных налогов, федеральный центр будет готов помочь.

Какие региональные налоги установлены в РФ?

В России в данный момент введено 3 региональных налога. Это налог на имущество организаций (платят только юрлица), на игорный бизнес (его субъекты - юрлица), транспортный налог (его должны уплачивать юрлица, ИП и физлица). Перечень региональных сборов - сравнительно небольшой. Меньше - только местных налогов. Основной объем сборов в бюджетной системе занимают, таким образом, федеральные платежи. Ответить на вопрос о том, с чем связана подобная специфика, мы попробуем позже. Изучим теперь специфику каждого из отмеченных сборов подробнее.

Налог на имущество организаций

Данный региональный налог регулируется положениями статьи 373 НК РФ. Уплачивать его должны организации, в собственности которых есть имущество, которое должно быть объектом налогообложения, исходя из положений статьи 374 Кодекса. Собственно, в указанной части НК РФ говорится о том, что налог, о котором идет речь, должен начисляться на все типы имущества, что учитываются на балансе предприятия как основные фонды.

Рассматриваемый региональный налог, как и другие сборы, относящиеся к данной категории, устанавливается законодательными актами субъектов РФ в части налоговой ставки, порядка, а также сроков перечисления соответствующих платежей в бюджет. База по нему определяется как стоимость балансового имущества в среднегодовом выражении. Учитывается оно при этом по остаточной стоимости, которая формируется, исходя из установленного в конкретной организации порядка реализации бухгалтерского учета, что утвержден в учетной политике.

Если во владении фирмы - недвижимость, и она расположена в другом субъекте РФ, то правила, по которым на нее начисляется соответствующий региональный налог, должны применяться те, что установлены в конкретном субъекте. Базу по рассматриваемому сбору в бюджет плательщики должны исчислять самостоятельно - в соответствии с положениями НК РФ. Так, средняя стоимость собственности, которая формирует налогооблагаемую базу, должна определяться как результат деления суммы, что получена по факту сложения показателей остаточной стоимости активов по состоянию на 1-е число каждого месяца в соответствующем периоде и 1-е - следующего за ним, на общее количество месяцев периода, которое увеличено на 1.

Среднегодовой показатель стоимости собственности, которая является объектом налогообложения, определяется как результат деления суммы, что получается по факту сложения показателей остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца периода, а также последнее - периода, на общее количество месяцев, которое увеличено на единицу. Налоговая база по рассматриваемому платежному обязательству уменьшается на величину капитальных вложений на суммы, отражающие расходы на строительство, реконструкцию либо модернизацию сооружений, что располагаются на водных путях внутри РФ, в портах, в аэропортах.

Можно отметить, что имущественный сбор, установленный для физлиц - местный, в то время как налог на имущество - региональный, как мы определили выше. Таким образом, первый тип сбора, предполагающий налогообложение юрлиц, предназначен для пополнения бюджетов муниципалитетов, второй, который платят физлица, направляется в казну субъектов РФ.

Налог на игорный бизнес

Следующий региональный налог - тот, что платят игорные бизнесы.

Область его функционирования - доходы, что получают предприятия от организации азартных игр. Под игорным бизнесом законодатель понимает деятельность, которая направлена на получение доходов в виде различных выигрышей, сборов за проведение игр, а также пари. Активности предприятий в рассматриваемой сфере могут предполагать задействование игровых столов, автоматов, организацию приема букмекерских ставок.

Можно отметить, что в РФ созданы особые игорные зоны - на Алтае, в Приморье, в Краснодарском крае, а также в Калининградской области. Поэтому значительный процент налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере, работает в указанных регионах. Вместе с тем в других субъектах РФ не запрещены букмекерские конторы. Которые также должны уплачивать налог на игорный бизнес. Рассмотрим подробнее специфику формирования налоговой базы для сбора, о котором идет речь.

Так, в статье 366 НК РФ сказано о том, что объектами налогообложения в данном случае могут быть столы, автоматы, процессинговые центры, пункты приема ставок. При этом каждый из перечисленных ресурсов должен быть обязательно зарегистрирован в ФНС за 2 дня до инсталляции. Для этого необходимо направить в налоговую службу заявление по установленной форме. ФНС, в свою очередь, выдаст фирме, занимающейся игорным бизнесом, свидетельство о регистрации.

Полномочия регионов в регулировании налога на игорный бизнес

Если какой-либо из перечисленных выше объектов налогообложения планируется исключить из оборота, то ФНС также должна быть в курсе этого за 2 дня до выбытия соответствующего ресурса. Как мы отметили выше, региональные налоги и сборы устанавливаются субъектами РФ, и рассматриваемое платежное обязательство бизнесов - в этом смысле не исключение. Регулирование соответствующих платежей осуществляет законодатель на соответствующем уровне. Но в случае если в том или ином субъекте РФ ставки на налог, о котором идет речь, не установлены, то должны применяться минимальные, которые зафиксированы в положениях НК РФ. Налоговый период по рассматриваемому сбору - 1 месяц.

Транспортный налог

К региональным налогам относятся те, что мы рассмотрели выше, а также транспортный. В чем его специфика? Прежде всего, в том, что его плательщики, в соответствии с законодательством, - это не только предприятия, но также и физлица, на которые зарегистрированы в установленном порядке те или иные транспортные средства. При этом подходы законодателя к регулированию исчисления соответствующего налога организациями и гражданами разнятся. Так, юрлица должны определять суммы платежей по сбору, о котором идет речь, самостоятельно. Аналогичную работу за физлиц, в свою очередь, должны проводить сотрудники ФНС на основе сведений, что предоставляют органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств.

Транспортные средства как объект налогообложения

Объекты налогообложения по транспортным платежам в соответствии с НК РФ:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • самолеты;
  • вертолеты;
  • речные и морские суда, гидроциклы;
  • снегоходы.

В целом это практически все виды транспорта, что используются современным человеком. Вместе с тем законодательно определены категории машин, что не могут быть объектами налогообложения. В числе таковых:

  • лодки на веслах, а также моторные, если мощность их двигателя не превышает 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили для людей с ограниченными возможностями, а также те, что имеют мощность до 100 л. с. и выданы гражданам через органы соцзащиты;
  • промысловые суда;
  • пассажирские и грузовые самолеты;
  • морские и речные суда, что находятся в собственности фирм и ИП, для которых пассажирские либо грузовые перевозки - основной вид деятельности;
  • тракторы, комбайны, иные сельскохозяйственные машины - при условии их использования по основному профилю;
  • воздушные суда санитарной авиации, медслужбы;
  • суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре, морские платформы, буровые установки.

Насколько значимы региональные налоги?

Какое значение имеют региональные налоги и сборы для экономики РФ? Можно отметить, что в общем объеме бюджетных поступлений соответствующие платежи занимают сравнительно небольшой процент. Федеральные и региональные налоги в этом смысле очень сложно сопоставить в контексте значимости для экономики страны в целом, поскольку первые имеют выраженное преимущество по общим суммам, перечисляемым плательщиками в бюджет государства. Вместе с тем, как считают многие аналитики, такое положение дел соответствует социально-политическим и экономическим реалиям развития России.

Если региональные и местные налоги будут занимать слишком большую долю в общем объеме бюджетных поступлений, то это, с одной стороны, может привести к выраженному неравенству субъектов РФ в части хозяйственного развития, а с другой - к слишком сильной децентрализации социально-политических и экономических процессов. Некоторые эксперты рассматривают данный тренд как позитивный, однако полагают, что хозяйственная система РФ, ее общество и институты должны подготовиться к передаче большего объема полномочий регионам в части сбора налогов. Это может занять определенное время.

Пока что региональные налоги в РФ значительно уступают по объему федеральным. Вместе с тем политический центр всегда готов, как мы отметили выше, оказать поддержку регионам посредством субсидий, дотаций и иных механизмов, предусмотренных законодательством. Субъекты РФ вправе оставлять у себя некоторый процент от федеральных налогов - в пределах нормативов, зафиксированных в БК РФ. Более того, некоторые аналитики считают, что законодатель оказывает поддержку регионам также и на уровне правового регулирования рассматриваемых сборов - в части предоставления субъектам РФ полномочий устанавливать свои ставки. Правда, в пределах тех крайних значений, что зафиксированы на федеральном уровне. Но эта преференция дает регионам возможность осуществлять более сбалансированную бюджетную политику. Руководство может поднимать ставки там, где сбор соответствующих платежей может быть более эффективным с точки зрения формирования бюджетной выручки и опускать в тех сферах, где слишком большой уровень налоговой нагрузки нецелесообразен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели те виды региональных налогов, что установлены в НК РФ. Соответствующие обязательства перед бюджетом имеют очень разные правовые основания для взимания, базы, принципы исчисления, и в то же время сформированы для решения одной задачи - обеспечения бюджетной выручки на уровне субъекта РФ. Региональные власти имеют полномочия в части опеделения ставок по налогам, о которых идет речь, льготам, особенностям исчисления. Однако сами по себе платежи соответствующего типа устанавливаются на федеральном уровне, равно как и предельные значения по ставкам, по которым должны взиматься региональные налоги. Перечень соответствующих сборов, их наименования, назначение фиксируются в положениях НК РФ.

Какие налоги относятся к региональным налогам? К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

  • транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);
  • налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

Как региональные налоги устанавливаются

Региональные налоги в РФ устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ). Следовательно, региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При установлении региональных налогов законодательные органы власти субъектов РФ определяют некоторые элементы налогообложения по региональным налогам, если эти элементы региональных налогов не установлены Налоговым кодексом. Так, региональные органы власти могут установить:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов.

Прочие элементы налогообложения по налогам в региональный бюджет определяются Налоговым кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются как НК РФ, так и законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ.

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

    транспортный налог.

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Налог на имущество

Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.

Транспортный налог

Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани.

Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.

По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН - представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения - УСН

Упрощенная система налогообложения - УСН - может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения "доходы минус расходы" - 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход - ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Региональные налоги: подробности для бухгалтера

  • Изменения в налогообложении: транспорт, земля, имущество

    1% (Закон Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в...

  • А вам нужен инвестиционный вычет?

    В капитальные вложения, если показатель регионального налога на прибыль организации существенен. Прежде...

  • Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу

    Налог на имущество учреждения является региональным налогом, следовательно, собранная сумма налога увеличивает...

  • Отчетность по налогу на имуществу в «1С: Бухгалтерия 8», ред 3.0

    На имущество организаций (НИО) является региональным налогом, поэтому помимо НК РФ на... от 10.05.2012 «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения по...

  • «Упрощенцам» – плательщикам налога на имущество в 2017 году

    На имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов...

  • Расчет авансовых платежей по налогу на имущество учреждений

    Учреждения является одним из основных региональных налогов. Установлен он гл. 30 НК...

НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.







2024 © kubanteplo.ru.