Причины распада Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество; Новгород Великий; Галицко-Волынское княжество: политический строй, развитие хозяйства, культура. Распад киевской руси Окончательный распад руси


Распад Древнерусского государства является одним из наиболее важных и значимых процессов раннего Средневековья. Уничтожение Киевской Руси оставило огромный отпечаток на истории восточных славян и всей Европы. Назвать точную дату начала и конца раздробления довольно сложно. Самое большое государство мира разлагалось почти 2 столетия, утопая в крови междоусобных войн и иноземных нашествий.

Книга "Распад Древнерусского государства: кратко" является обязательной к прочтению на всех исторических факультетах постсоветского пространства.

Первые признаки кризиса

Схожи с причинами падения всех могущественных государств Древнего мира. Обретение независимости от центра правителями на местах являлось неотъемлемой частью прогресса и развития феодализма. Отправной точкой можно считать смерть Ярослава Мудрого. До этого Русью правили потомки Рюрика - приглашённого на царствование варяга. Со временем правление этой династии охватило все земли государства. В каждом крупном городе сидел тот или иной потомок князя. Все они обязаны были платить дань в центр и поставлять дружину в случае войны или набегов на чужие земли. Центральная власть заседала в Киеве, который был не только политическим, но и культурным центром Руси.

Ослабление Киева

Распад Древнерусского государства не в последнюю очередь стал следствием ослабления Киева. Появились новые торговые пути (например, "из варягов в греки"), которые шли в обход столицы. Также на местах некоторые князья предпринимали самостоятельные набеги на кочевников и оставляли награбленные богатства себе, что позволяло им развиваться автономно от центра. После смерти Ярослава оказалось, что огромна, и каждый хочет получить власть.

Младшие сыновья великого князи умерли, началась затяжная междоусобная война. Сыновья Ярослава пытались поделить между собой Русь, окончательно отказавшись от центральной власти.

Ряд княжеств оказывается опустошённым в результате войн. Этим пользуются половцы - кочевой народ из южных степей. Они нападают и разоряют пограничные земли, каждый раз заходя всё дальше. Несколько князей предприняли попытку отбить набеги, но безуспешно.

Мир в Любече

Владимир Мономах созывает съезд всех князей в городе Любеч. Основной целью сбора была попытка предотвратить бесконечную вражду и объединиться под одним знаменем, чтобы дать отпор кочевникам. Все присутствующие соглашаются. Но вместе с тем было принято решение об изменении внутренней политики Руси.

Отныне каждый князь получал полную власть над своими владениями. Он должен был участвовать в общих походах и координировать свои действия с другими княжествами. Но упразднялась дань и прочие налоги в центр.

Такое соглашение позволило остановить кровопролитную гражданскую войну, но катализировало начало распада Древнерусского государства. Фактически Киев утратил свою власть. Но при этом оставался культурным центром Руси. Остальная территория была разделена на примерно 15 государств-"земель" (разные источники указывают о наличии от 12 до 17 таких образований). Практически до середины 12-го века в 9 княжествах царил мир. Каждый престол стал передаваться по наследству, что повлияло на появление династий в этих землях. Между соседями были преимущественно дружественные отношения, а киевский князь по-прежнему считался "первым среди равных".

Поэтому за Киев развернулась настоящая борьба. Несколько князей могли одновременно править в столице и уездах. Постоянная смена различных династий привела город и окрестности к упадку. Одним из первых в мире примеров республики было Здесь привилегированные бояре (потомки дружинников, которые получили землю) крепко установили власть, существенно ограничив влияние князя. Все базовые решения принимались народным вече, а на "лидера" возлагались функции управленца.

Нашествие

Окончательный распад Древнерусского государства произошёл после нашествия монголов. способствовала развитию отдельных провинций. Каждый город напрямую управлялся князем, который, будучи на месте, мог грамотно распределять ресурсы. Это способствовало улучшению экономической ситуации и значительному развитию культуры. Но вместе с этим значительно упала оборонная способность Руси. Несмотря на Любеческий мир, неоднократно происходили за то или иное княжество. К ним активно привлекали половецкие племена.

К середине 13-го века над Русью нависла страшная угроза - нашествие монголов с востока. К этому вторжению кочевники готовились несколько десятилетий. В 1223 году произошёл набег. Его целью была разведка и ознакомление с русскими войсками и культурой. После этого задумал напасть и поработить Русь целиком. Первыми под ударом оказались рязанские земли. Их монголы разорили за несколько недель.

Разорения

Монголы удачно использовали внутреннюю ситуацию на Руси. Княжества, хоть и не враждовали между собой, вели абсолютно независимую политику и не спешили на помощь друг другу. Каждый ждал поражения соседа, чтобы иметь с этого собственную выгоду. Но всё изменилось после полного уничтожения нескольких городов Рязанщины. Монголы использовали тактику набегов в масштабах государства. Всего в набеге принимало участие от 300 до 500 тысяч человек (с учётом отрядов, набранных из покорённых народов). В то время как Русь могла выставить не более 100 тысяч человек от всех княжеств. Славянские войска имели превосходство в вооружении и тактике. Однако монголы старались избегать генеральных сражений и предпочитали быстрые внезапные атаки. Превосходство числом давало возможность обходить крупные города с разных сторон.

Сопротивление

Несмотря на соотношение сил 5 к 1, русы давали жестокий отпор захватчикам. Потери монголов были намного выше, но быстро восполнялись за счёт пленных. Распад Древнерусского государства был приостановлен благодаря консолидации князей перед угрозой полного уничтожения. Но было слишком поздно. Монголы стремительно продвигались вглубь Руси, разоряя один удел за другим. Уже через 3 года 200-тысячное войско Батыя стояло у ворот Киева.

Храбрые русы обороняли культурный центр до последнего, но монголов было в разы больше. После взятия города он был сожжён и практически полностью разрушен. Таким образом, последний объединяющий фактов русских земель - Киев - перестал играть роль культурного центра. Одновременно с этим начались набеги литовских племён и походы католических германских орденов. Русь прекратила своё существование.

Последствия распада Древнерусского государства

К концу 13-го века практически все земли Руси оказались под властью других народов. Золотая орда правила на востоке, Литва и Польша - на западе. Причины распада Древнерусского государства кроются в раздробленности и отсутствии координации между князьями, а также неблагоприятной внешнеполитической ситуации.

Уничтожение государственности и пребывание под иностранным гнётом катализировало желание вернуть единство всем русским землям. Это привело к образованию могущественного Московского царства, а затем и Российской Империи.

Любое крупное государство в своей истории проходит этапы становления, расширения, ослабления и распада. Распад государства практически всегда проходит болезненно и рассматривается потомками как трагическая страница истории. Киевская Русь не была исключением. Её распад сопровождался междоусобными войнами и борьбой с внешним противником. Он начался в ХI веке, а завершился к концу ХIII столетия.

Феодальный уклад Руси

По сложившейся традиции каждый князь не завещал свои владения одному сыну, а распределял владения между всеми своими сыновьями. Подобное явление привело к раздробленности не только Русь, но и десятки других феодальных монархий Евразии.

Превращение уделов в вотчины. Формирование династий

Нередко после смерти удельного князя следующим князем становился его сын, хотя формально великий князь киевский мог назначить в удел любого своего родственника. Не чувствуя зависимости от Киева, удельные князья вели всё более самостоятельную политику.

Экономическая самостоятельность

Из-за преобладания натурального хозяйства уделы, особенно на окраинах Руси, мало нуждались в развитии общегосударственной транспортной и торговой инфраструктуры.

Ослабление столицы

Борьба удельных князей за право обладать Киевом наносила вред самому городу и ослабляла его могущество. Со временем обладание древней столицей Руси перестало быть приоритетом князей.

Глобальные изменения в мире

К концу ХII века на фоне ослабления Византии и активизации кочевников в Великой степи и в Малой Азии «Путь из варяг в греки» утратил былую значимость. В своё время он сыграл важную роль в объединении Киевской и Новгородской земель. Упадок Пути привёл к ослаблению связей между древними центрами Руси.

Монгольский фактор

После монголо-татарского нашествия титул великого князя потерял былое значение, так как назначение каждого удельного князя зависело не от великокняжеской воли, а от ордынского ярлыка.

Последствия распада Руси

Формирование отдельных восточнославянских народностей

Хотя и в эпоху единства Руси имели место различия в традициях, общественном устройстве и речи разных восточнославянских племён, в годы феодальной раздробленности эти различия стали гораздо ярче.

Укрепление региональных центров

На фоне ослабления Киева укрепились некоторые удельные княжества. Одни из них (Полоцк, Новгород) были важными центрами и прежде, другие же (Владимир-на-Клязьме, Туров, Владимир-Волынский) стали играть важную роль на рубеже ХII – ХIII веков.

Упадок городов

В отличие от деревенских натуральных хозяйств, города нуждались в поставках многих товаров. Появление новых границ и утрата единых законов привели к упадку городских ремёсел и торговли.

Политический упадок

Раздробленная Русь не смогла противостоять монгольскому нашествию. Расширение русских земель прекратилось, а некоторые из них перешли под контроль соседних государств (Польши, рыцарских государств, Орды).

Образование и возвышение новых государств.

В северо-восточной и северо-западной частях Руси возникли новые центры, которые начали вновь собирать вокруг себя восточнославянские земли. В Новогрудке зародилось Литовское княжество, столица которого позже была перенесена в Вильну. В северо-восточной части Руси образовалось Московское княжество. Именно эти два образования начали успешный процесс объединения восточнославянских земель. Литовское княжество со временем превратилось в унитарную сословно-представительскую монархию, а Московское – в абсолютную.

Распад Руси и всемирная история

Представители академической науки единогласны в том, что этап феодальной раздробленности – закономерная и неизбежная часть истории любого феодального государства. Распад Руси сопровождался полной утратой единого общерусского центра и мощнейшими внешнеполитическими потрясениями. Многие считают, что именно в этот период три восточнославянские народности ярко выделились из ранее единой древнерусской народности. Хотя централизованные государства на территории Руси начали формироваться уже в ХIV веке, последние удельные княжества были ликвидированы только в конце ХV столетия.

Редактор Л.И.Рубанова

Отечественная история

Материалы к лекциям

для студентов очного и заочного обучения

Иркутск 2005

Дятлова Н.И. Отечественная история: материалы к лекциям.- Иркутск: ИрГУПС,2005-

Материалы подготовлены автором для студентов первого и второго курсов всех специальностей очного и заочного обучения, изучающих дисциплину «Отечественная история» в качестве дополнительного материала, который они могут использовать при самостоятельной подготовке к лекциям, семинарским занятиям и экзаменам.

Рецезенты: д-р ист. наук, проф. В.Г.Третьяков (ИрГУПС)

канд.ист.наук, доц. Т.А.Степанова (ИГУ)

©Дятлова Н.И., 2005

Подписано в печать Формат 60 х 84 / 16

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.печ.

Уч.-изд.л. Тираж Зак.

ИД № 06506 от 26.12.2001

Иркутский государственный технический университет

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Вопросы:

1.Происхождение славянского этноса.

2.Образование Древнерусского государства - Киевская Русь.

3.Социально – политический строй Киевской Руси.

4.Распад Киевской Руси.

Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Славянский этнос включал в себя несколько народов. Предки славян – праславяне жили к востоку от германцев, занимали территории от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги, от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.

В лекции подробно будет рассмотрен вопрос о миграционных и автохтонной теориях происхождения славянского этноса. В VI веке из единой славянской общности выделяются восточные славяне. В группу восточных славян входили племенные союзы: поляне, древляне, кривичи и др.

До VI века Русь была еще не государством, а союзом племен. Славяне жили родовыми общинами, затем произошел переход к территориальной (соседской) общине. Постепенно общины перерастают в города, к IX веку формируется государство – Киевская Русь , которое просуществовало до начала 30-х годов XII века. Существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении государства у славян. Авторы норманнской теории И.Байер, Г.Миллер, А.Шлецер, сформулированной в XVIII в., утверждали, что государство у славян создали скандинавские народы-норманны или варяги. (Балтийское море русские до XVIII века называли Варяжским).



Современные историки таких крайних взглядов уже не придерживаются и признают, что варяги действительно были первыми общерусскими князьями, но государство на Руси начало складываться до призвания варягов.

Необходимо выделить предпосылки образования древнерусского государства: экономические – переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, развитие торговли; политические – формирование славянских племенных союзов, потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий, достаточный уровень военной организации, угроза нападения извне; социальные – смена родовой общины соседской, возникновение неравенства, схожесть обычаев, обрядов, психологии, верований славянских племен.

Территория государства включала в себя земли от Балтики до Черного моря и земли от Карпат до Волги и Оки.

Можно выделить основные этапы в истории Киевской Руси: IX – конец X вв. (от Олега до Святослава) становление государства; конец X –первая половина XI вв. расцвет (Владимир Святой, Ярослав Мудрый); вторая половина XI – начало XII вв. закат (Мстислав).

На лекции подробно будут рассмотрены вопросы политического и социального устройства Киевской Руси.

Политический строй Киевской Руси характеризовался большинством историков как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий киевский князь. Основоположником династии киевских князей стал Рюрик (862-879гг.). Князья имели дружину. Князь управлял при помощи совета других князей и старших дружинников (бояр). Этот совет назывался Боярской думой. Младшие дружинники (отроки, гриди, детские) исполняли обязанности чиновников.

Князья отдельных земель и другие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. В отличие от Европы бояре и князья на Руси жили в городах, а не в отдельно стоявших замках.

Современные историки считают, что Русь невозможно назвать ни монархией, ни республикой в современном смысле этих понятий. Власть князя действительно была велика. Князья были самыми богатыми людьми на Руси, они обладали огромными состояниями. Князья пользовались уважением со стороны населения- при встрече с ними принято было кланяться до земли. Князья обладали достаточной военной силой, подчиненной только им, что позволяло в некоторых случаях применять прямое насилие над гражданами.

Однако назвать великого киевского князя настоящим монархом нельзя. Его власть ограничивалась другими представителями княжеского рода. Киевский князь, по отношению к другим представителям княжеского рода, был не монарх, а старший в роду. Власть князя ограничивалась и горожанами. Горожане, собираясь на вече, порой довольно решительно и резко вмешивались в межкняжеские споры и отношения. Неугодных князей горожане изгоняли, нужных, какие им нравились, приглашали на княжение. Постепенно князья сосредоточили в своих руках законодательную, административную, судебную и военную власть.

К XIII веку оформился свод законов «Русская правда».

Социальная структура общества. К высшим слоям населения относилиськнязья, бояре. К низшим – относилось свободное население, платившее налоги государству- люди, смерды. К этой же категории относились и лично зависимые группы населения – холопы (челядь), закупы, рядовичи и др.

Большую роль в создании государства – Киевская Русь сыграло христианство. В лекции будут выделены причины и условия принятия христианства. До принятия христианства славяне были язычниками. Каждое племя имело своих богов, покровителей. На Руси формировались новые общественные отношения, происходило социальное расслоение. Все это требовало новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира проходила в 2 этапа. На первом этапе была предпринята попытка объединения на основе одного языческого бога – Перуна. На втором этапе в 988 г. было введено христианство в православном варианте. Эта религия наиболее соответствовала нуждам государства.

С принятием христианства вводится юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев, семидневной неделей и византийским обозначением эры: от сотворения мира. До этого исчисление времени на Руси велось по лунно – солнечному календарю, что нашло отражение в названиях месяцев, и год начинался с 1 марта.

Принятие христианства имело большое значение для Руси: укрепилась государственная власть и территориальное единство Древнерусского государства; Киевская Русь стала равной европейским христианским странам; новая религия положительно повлияла на экономику - растет внешняя торговля, развивается сельскохозяйственное производство; новая религия изменила быт и нравы людей; дальнейшее развитие получила культура. Необходимо выделить и негативные моменты в принятии христианства – формировался культ власти, церковь становилась идеологическим инструментом государства.

Последним великим киевским князем стал Мстислав (1125-1132гг.).

В XII веке после смерти князя Мстислава Киевская Русь распалась на отдельные земли и княжества. В лекции будут рассмотрены факторы феодальной раздробленности: экономические - развитие натурального хозяйства, экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин, рост и укрепление городов; политические – родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти местных князей и бояр; внешнеэкономические – устранение на время опасности нападения извне.

Почти весь XII век русские князья боролись за киевский престол. Только за 30 лет с 1146 г. на нем сменилось 28 человек. Это вызвано было тем, что все русские князья были родственниками, в конце 12 века их насчитывалось около 50. Все они происходили от Владимира Святого. В Европе не было государства, где бы вся феодальная знать принадлежала к одному роду. Это было связано с другим, чем в Киевской Руси, принципом наследования. В Киевской Руси господствовал «лествичный» принцип наследования великокняжеского престола, который включал в себя два противоречащих друг другу принципа: киевский престол передавался от брата к брату, причем правом на его занятие обладал самый старший брат. Но, с другой стороны, на него мог претендовать и старший по возрасту в роде. Это противоречие неоднократно приводило к конфликтным ситуациям.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII – XV вв. В этoт период определились 3 основных политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская феодальная республика. Эти земли в своем развитии имели свои отличительные особенности, которые будут подробно выяснены на семинаре.

В этот период землями и княжествами правили представители рода Рюриков. Сохранялась единая религия и единая церковная организация.

Современная историческая наука считает, что феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом развития раннефеодального общества

Раздробление Руси на независимые княжества историки рассматривают с двух сторон. С одной стороны это стало трагедией, ослабило Русь перед врагами. Но в то же время в период феодальной раздробленности происходит экономический и культурный подъем русских земель.

В 30-40-е годы XIII века русские земли подверглись нашествию монголо-татар. Первое столкновение русских и монгольских воинов произошло в 1223 г. на р. Калка. В 1237 -1238 гг. монгольское войско под предводительством Батыя начало захват русских разрозненных земель.

C 1243-1246 гг. на русских землях установилось монголо-татарское иго (угнетающая, порабощающая сила). Термин «татарское иго» был введен в оборот русскими историками в XVIII-начале XIX века. Под этим термином традиционно подразумевается система эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами. Устойчивой системой отношений «иго» не было. Отношение Орды к русским княжествам постоянно менялось. В начальный период сбор дани с русских земель осуществляли монгольские чиновники-баскаки. Позднее эту деятельность стали осуществлять сами русские князья.

Монгольское иго было подорвано в результате Куликовской битвы в 1380 г. и окончательно ликвидировано в 1480 г. после противостояния на р.Угра.

Необходимо обратить внимание на негативные политические, экономические и социальные последствия монгольского нашествия.

История России с древнейших времен до конца XVII века Милов Леонид Васильевич

§ 4. Распад Древнерусского государства

Древнерусское государство, как оно сложилось при Владимире, просуществовало недолго. К середине XI в. начался его постепенный распад на ряд самостоятельных княжеств.

В древнерусском обществе эпохи раннего Средневековья отсутствовало общее понятие «государство». В общественном сознании, конечно, существовало представление о «Русской земле» как особом политическом целом, но такое «государство» неразделимо сливалось с физической личностью носителя высшей власти - князя, являвшегося по сути монархом. Монарх и был для людей того времени реальным воплощением государства. Такое представление, вообще характерное для обществ раннего Средневековья, было особенно прочным в Древней Руси, где князь-правитель выступал как организатор и распределитель производившихся обществом материальных благ. Монарх распоряжался государством, как отец семьи распоряжается своим хозяйством. И как отец делит свое хозяйство между сыновьями, так киевский князь делил между сыновьями территорию Древнерусского государства. Так поступил, например, отец Владимира, Святослав, разделивший свои земли между своими тремя сыновьями. Однако не только в Древней Руси, но и в ряде других государств раннего Средневековья такие распоряжения первоначально не вступали в силу и всей полнотой власти овладевал обычно самый сильный из наследников (в конкретном случае с наследниками Святослава - Владимир). Не исключено, что на том этапе становления государства экономическая самодостаточность могла быть лишь при условии единого контроля Киевом всех основных путей трансконтинентальной торговли: Балтика - Ближний и Средний Восток, Балтика - Черное море. Поэтому княжеская дружина, от которой в конечном итоге зависела судьба Древнерусского государства, выступала за сильную и единоличную власть киевского князя. С середины XI в. развитие событий пошло в другом направлении.

Благодаря сообщениям древнерусских летописцев XI–XII вв., уделявших огромное внимание политическим судьбам Древнерусского государства, мы хорошо представляем себе внешнюю сторону происходивших событий.

Соправители-Ярославичи. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. сложилась довольно сложная политическая структура. Главными наследниками князя стали три его старших сына - Изяслав, Святослав и Всеволод. Между ними были поделены главные центры исторического ядра государства - «Русской земли» в узком смысле слова: Изяслав получил Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль. Под их власть перешел и ряд других земель: Изяслав получил Новгород, Всеволод - Ростовскую волость. Хотя в летописях рассказывается, что Ярослав сделал главой княжеской семьи своего старшего сына Изяслава - «в отца место», в 50-60-х гг. три старшие Ярославича выступают как равноправные правители, совместно управляющие «Русской землей». Вместе на съездах они принимали законы, которые должны были действовать на всей территории Древнерусского государства, вместе предпринимали походы на соседей. Другие члены княжеского рода - младшие сыновья Ярослава и его внуки сидели в землях наместниками старших братьев, которые перемещали их по своему усмотрению. Так, в 1057 г., когда умер Вячеслав Ярославич, сидевший в Смоленске, старшие братья посадили в Смоленске его брата Игоря, «выведя» его из Владимира Волынского. Ярославичи совместно добились некоторых успехов: они нанесли поражение узам - «торкам», сменившим в восточноевропейских степях печенегов, сумели завоевать Полоцкую землю, отложившуюся от Древнерусского государства при Ярославе под властью потомков другого сына Владимира - Изяслава.

Борьба между членами княжеского рода. Однако сложившееся положение вызывало недовольство обделенных властью младших членов рода. Убежищем недовольных все чаще становилась крепость Тмутаракань на Таманском полуострове. К этому добавились конфликты между старшими братьями: в 1073 г. Святослав и Всеволод согнали Изяслава с киевского стола и поделили по-новому территорию Древнерусского государства. Количество недовольных и обиженных росло, но имело значение то, что они стали получать серьезную поддержку населения. Корда в 1078 г. ряд младших членов княжеского рода подняли мятеж, они сумели занять один из главных центров Древнерусского государства - Чернигов. Население «града» даже в отсутствие своих новых князей отказалось открыть ворота войскам киевского правителя. В битве с мятежниками на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г. погиб Изяслав Ярославич, сумевший к этому времени вернуться на киевский стол.

После смерти Изяслава и Святослава, скончавшегося в 1076 г., киевский стол занял Всеволод Ярославич, сосредоточивший под своею непосредственной властью большую часть земель, входивших в состав Древнерусского государства. Политическое единство государства тем самым сохранилось, но через все правление Всеволода протянулся ряд мятежей его племянников, добивавшихся для себя княжеских столов или стремившихся ослабить свою зависимость от Киева, обращаясь подчас за помощью к соседям Руси. Старый князь неоднократно посылал против них войска во главе со своим сыном Владимиром Мономахом, но в конце концов был вынужден пойти на уступки племянникам. «Сей же, - записал о нем летописец, - омиряя их, раздаваше власти им». Киевский князь был вынужден идти на уступки, так как выступления младших членов рода встречали поддержку населения на местах. Однако племянники, даже получив княжеские столы, оставались наместниками дяди, который мог эти столы и отобрать по своему усмотрению.

Новый, еще более серьезный кризис традиционных политических структур разразился в начале 90-х гг. XI в., когда после смерти в 1093 г. Всеволода Ярославича Олег, сын Святослава Ярославича, потребовал возвращения наследия его отца - Чернигова и обратился за помощью к кочевникам - половцам, вытеснившим торков из восточноевропейских степей. В 1094 г. Олег пришел с «Половецкой землей» к Чернигову, где после смерти Всеволода Ярославича сидел Владимир Мономах. После 8-дневной осады Владимир с дружиной вынужден был покинуть город. Как он вспоминал впоследствии, когда он с семьей и дружиной ехал через половецкие полки, половцы «облизахутся на нас акы волци стояще». Утвердившись с помощью половцев в Чернигове, Олег отказывался участвовать вместе с другими князьями в отражении половецких набегов. Так создавались благоприятные условия для половецких вторжений, усугублявших бедствия междоусобной войны. В самой Черниговской земле половцы беспрепятственно брали полон, и, как замечает летописец, Олег им не препятствовал, «бе бо сам повелел им воевати». Под угрозой нападения оказались главные центры «Русской земли». Войска хана Тугоркана осаждали Переяславль, войска хана Боняка разорили окрестности Киева.

Княжеские съезды. Единство Руси при Владимире Мономахе. В 1097 г. в Любече на Днепре собрался съезд князей - членов княжеского рода, на котором были приняты решения, означавшие важнейший шаг на пути к разделу Древнерусского государства между членами княжеской династии. Принятое решение - «каждо да держить отчину свою» означало превращение земель, находившихся во владении отдельных князей, в их наследственную собственность, которую они могли теперь свободно и беспрепятственно передавать своим наследникам.

Характерно, что в сообщении летописи о съезде было подчеркнуто, что «вотчиной» становятся не только земли, полученные сыновьями от отцов, но и «городы», которые «раздаял Всеволод» и где младшие члены рода были до этого лишь княжескими наместниками.

Правда, и после решений, принятых в Любече, определенное политическое единство земель, входивших в состав Древнерусского государства, сохранялось. Неслучайно на Любечском съезде говорилось не только о признании за князьями прав на их «вотчины», но и об общей обязанности «блюсти» Русскую землю от «поганых».

Сохранившиеся еще традиции политического единства находили выражение на собиравшихся в первые годы XII в. междукняжеских съездах - на съезде 1100 г. в Витичеве за совершенные преступления по общему решению участников съезда был лишен стола во Владимире Волынском князь Давыд Игоревич, на съезде 1103 г. в Долобске было принято решение о походе русских князей на половцев. Во исполнение принятых решений последовал целый ряд походов с участием всех главных русских князей (1103, 1107, 1111 гг.). Если во время междукняжеских смут 90-х гг. XI в. половцы разоряли окрестности Киева, то теперь, благодаря совместным действиям князей, половцам были нанесены серьезные поражения, а русские князья сами стали предпринимать походы в степь, дойдя до половецких городов на Северском Донце. Победы над половцами способствовали росту авторитета одного из главных Ьрганизаторов походов - переяславского князя Владимира Мономаха. Таким образом, в начале XII в. Древняя Русь по отношению к соседям еще выступала как единое целое, но уже в это время отдельные князья самостоятельно вели воины с соседями.

Когда в 1113 г. киевский стол занял Владимир Мономах, под властью которого оказалась значительная часть территории Древнерусского государства, была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Мономах рассматривал как своих вассалов - «подручников», которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения могли лишиться княжеского стола. Так, князь Глеб Всеславич Минский, который «не покаряшеться» Мономаху даже после похода войск киевского князя на Минск, в 1119 г. утратил княжеский стол и был «приведен» в Киев. Утратил свой стол за неподчинение Мономаху и владимиро-волынский князь Ярослав Святополчич. В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда», столетиями действовавший на всей территории Древнерусского государства. И все же реставрации прежних порядков не произошло. В княжествах, на которые разделилось Древнерусское государство, правило уже второе поколение правителей, на которых население уже привыкло смотреть как на наследственных государей.

Политику Мономаха на киевском столе продолжал его сын Мстислав (1125–1132). Он еще более сурово карал членов княжеского рода, отказывавшихся выполнять его приказы. Когда полоцкие князья не захотели принять участие в походе на половцев, Мстислав собрал войско со всей территории Древнерусского государства и в 1127 г. занял Полоцкую землю, местные князья были арестованы и сосланы в Константинополь. Однако достигнутые успехи были непрочны, так как основывались на личном авторитете обоих правителей, отца и сына.

Завершение политического распада Древнерусского государства. После смерти Мстислава на киевский стол вступил его брат Ярополк, распоряжения которого натолкнулись на противодействие черниговских князей. Ему не удалось привести их к покорности. Мир, заключенный после продолжавшейся несколько лет войны, отразил упадок значения власти киевского князя как политического главы Древней Руси. В конце 40-х - начале 50-х гг. XII в. киевский стол стал объектом борьбы двух враждебных союзов князей, во главе которых стояли Изяслав Мстиславич волынский и правитель Ростовской земли Юрий Долгорукий. Коалиция во главе с Изяславом опиралась на подддержку Польши и Венгрии, а другая, во главе с Юрием Долгоруким, искала помощи у Византийской империи и половцев. Известная стабильность междукняжеских отношений под верховным руководством киевского князя, относительно единая политика по отношению к соседям ушли в прошлое. Междукняжеские войны 40-50-х гг. XII в. стали завершением политического распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества.

Причины феодальной раздробленности. Древнерусские летописцы, рисуя картину политического распада Древнерусского государства, объясняли происходящее кознями дьявола, которые привели к падению норм морали между членами княжеского рода, когда старшие стали угнетать младших, а младшие перестали почитать старших. Историки, пытаясь найти ответ на вопрос о причинах распада Древнерусского государства, обращались к историческим аналогиям.

Особый период феодальной раздробленности имел место не только в истории Древней Руси. Через такой этап исторического развития прошли многие страны Европы. Особое внимание ученых привлекал к себе политический распад Каролингской империи - наиболее крупного государства в Европе раннего Средневековья. Западная часть этой державы на протяжении второй половины IX–X в. превратилась в пеструю мозаику из многих слабо связанных между собой крупных и мелких владений. Процесс политического распада сопровождался крупными социальными сдвигами, превращением ранее свободных общинников в зависимых людей крупных и мелких сеньоров. Все эти мелкие и крупные владетели добивались и успешно добились от государственной власти передачи им административно-судебной власти над зависимыми людьми и освобождения своих владений от уплаты налогов. После этого государственная власть оказалась фактически бессильной, и сеньоры-землевладельцы перестали ей подчиняться.

В отечественной историографии длительное время полагали, что распад Древнерусского государства произошел в результате аналогичных социальных сдвигов, когда дружинники киевских князей стали землевладельцами, превратившими свободных общинников в зависимых людей.

Действительно, источники конца XI–XII в. свидетельствуют о появлении у дружинников своих земельных владений, в которых жили их зависимые люди. В летописях XII в. неоднократно говорится о «боярских селах». В «Пространной Правде» упоминаются «тиуны» - лица, управлявшие хозяйством бояр, и работающие в этом хозяйстве зависимые люди - «рядовичи» (вступившие в зависимость по ряду - договору) и «закупы».

К первой половине XII в. относятся и данные о появлении земельных владений и зависимых людей у церкви. Так, великий князь Мстислав, сын Мономаха, передал Юрьеву монастырю в Новгороде волость Буице с «данию и с вирами и с продажами». Таким образом, монастырь получил от князя не только земли, но и право собирать с живущих на ней крестьян дань в свою пользу, вершить над ними суд и взимать в свою пользу судебные штрафы. Тем самым игумен монастыря стал настоящим государем для живущих в волости Буице общинников.

Все эти данные свидетельствуют о том, что начался процесс превращения старших дружинников древнерусских князей в феодалов-землевладельцев и формирования основных классов феодального общества - феодалов-землевладельцев и зависимых от них общинников.

Однако процесс становления новых социальных отношений находился в русском обществе XII в. лишь в самом зачатке. Новым отношениям было далеко до того, чтобы стать главным системообразующим элементом общественного устройства. Не только в это время, но и гораздо позже, в XIV–XV вв. (как показывают данные источников, относящиеся к Северо-Восточной Руси - историческому ядру Русского государства) большая часть земельного фонда находилась в руках государства, а большую часть средств приносили боярину не доходы от собственного хозяйства, а поступления от «кормлений» при управлении государственными землями.

Таким образом, становление новых, феодальных отношений в их наиболее типичной сеньориальной форме шло в древнерусском обществе гораздо более замедленными темпами, чем на западе Европы. Причину этого следует видеть в особо сильной сплоченности и крепости сельских общин. Солидарность и постоянная взаимопомощь соседей не могли препятствовать начавшемуся разорению общинников в условиях усиления государственной эксплуатации, но они способствовали тому, что это явление не приобрело сколько нибудь широких размеров и лишь сравнительно небольшая часть сельского населения - «закупы» - находилась на землях дружинников. К этому следует добавить, что само изъятие сравнительно ограниченного по объему прибавочного продукта у сельских общинников было делом нелёгким, и, вероятно, неслучайно и князья, и социальная; верхушка древнерусского общества в целом в течение длительного хронологического периода предпочитала получать свои доходы за счет участия в централизованной системе эксплуатации. В древнерусском обществе XII в. просто не было таких сеньоров, как на западе Европы, которые захотели бы отказать в повиновении государственной власти.

Ответ на вопрос о причинах политического распада Древнерусского государства следует искать в характере отношений между разными частями господствующего класса древнерусского общества - «большой дружины», между той ее частью, которая находилась в Киеве, и теми, в руках которых находилось управление отдельными «землями». Сидевший в центре земли наместник (как показывает пример Ярослава Мудрого, наместника своего отца Владимира в Новгороде) должен был передавать в Киев 2/3 собранной дани, лишь 1/3 использовалась на содержание местной дружины. Взамен ему гарантировалась помощь Киева при подавлении волнений местного населения и при защите от внешнего неприятеля. Пока шло формирование государственной территории на землях бывших племенных союзов, и дружины в градах ощущали себя находящимися постоянно во враждебном окружении местного населения, которому силой навязывались новые порядки, такой характер отношений устраивал обе стороны. Но по мере того, как положение и княжеских наместников и дружинной организации на местах укреплялось и она становилась способной решать самостоятельно многие задачи, она все менее была склонна отдавать в Киев большую часть собранных средств, делиться с ним своего рода централизованной рентой.

При постоянном пребывании дружин в определенных градах у них должны были возникнуть связи с населением градов, в особенности градов - центров «волостей», в которых находились и центры местной дружинной организации. Следует учитывать, что эти «грады» часто были преемниками старых племенных центров, население которых обладало навыками участия в политической жизни. За размещением дружин в градах последовало появление в них «сотских» и «десятских», лиц, которые от имени князя должны были управлять городским населением. Во главе такой организации стоял «тысяцкий». Сведения о киевских тысяцких второй половины XI - начала IX в. показывают, что тысяцкие были боярами, принадлежавшими к близкому окружению князя. Одной из главных обязанностей тысяцких было руководить городским ополчением - «полком» во время военных действий.

Само существование сотенной организации вело к установлению связей между дружиной и населением центра «земли», те и другие были в равной мере заинтересованы в ликвидации зависимости от Киева. Член княжеского рода, желавший стать самостоятельным правителем, т. е. присвоить часть централизованного фонда государственных доходов, мог в этом отношении рассчитывать на поддержку и местной дружины, и городского ополчения. При господстве в Древней Руси XI–XII вв. натурального хозяйства, при отсутствии прочных экономических связей между отдельными «землями» не было каких-либо факторов, которые могли бы противодействовать этим центробежным силам.

Особые черты политической раздробленности в Древней Руси. Распад Древнерусского государства принял иные формы, чем распад Каролингской империи. Если ЗападноФранкское королевство рассыпалось на множество больших и малых владений, то Древнерусское государство разделилось на ряд сравнительно крупных земель, устойчиво сохранявшихся в своих традиционных границах до самого монголо-татарского нашествия в середине XIII в. Это Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжества, а также Новгородская и Псковская земли. Хотя территория, на которой жили восточные славяне, оказалась разделенной политическими границами, они продолжали жить в едином социокультурном пространстве: в древнерусских «землях» действовали во многом сходные политические институты и общественный строй, сохранялась и общность духовной жизни.

XII- первая половина XIII в. - время успешного развития древнерусских земель в условиях феодальной раздробленности. Наиболее убедительно говорят об этом результаты археологических исследований древнерусских городов этого времени. Так, во-первых, археологи констатируют значительное увеличение количества поселений городского типа - укрепленные крепости с торгово-ремесленными посадами. На протяжении XII - первой половины XIII в. количество поселений такого типа увеличилось более чем в полтора раза, ряд городских центров при этом был создан заново на незаселенных местах. Одновременно значительно расширилась и территория главных городских центров. В Киеве огражденная валами территория увеличилась почти втрое, в Галиче - в 2,5 раза, в Полоцке - вдвое, в Суздале - втрое. Именно в период феодальной раздробленности укрепленный «град»-крепость, резиденция правителя или его воинов в эпоху раннего Средневековья, окончательно превратился в «город» - не только место пребывания власти и социальной элиты, но и центр ремесла и торговли. На городских посадах к этому времени находилось уже многочисленное торгово-ремесленное население, не связанное со «служебной организацией», самостоятельно производившее изделия и самостоятельно торговавшее на городском торгу. Археологи установили существование на Руси в то время многих десятков ремесленных специальностей, количество которых постоянно увеличивалось. О высоком уровне мастерства древнерусских ремесленников говорит освоение ими таких сложных видов византийского ремесла, как изготовление смальты для мозаик и перегородчатых эмалей. Интенсивное развитие городов вряд ли было бы возможно без одновременного оживления и подъема хозяйственной жизни деревни. В условиях поступательного развития общества в рамках традиционных социально-экономических и социально-политических структур шел медленный, постепенный рост новых отношений, характерных для феодального общества.

Достаточно хорошо известны и негативные последствия, которые принесла с собой феодальная раздробленность. Это ущерб, который наносили древнерусским землям достаточно частые войны между князьями и ослабление их способности противостоять наступлению со стороны соседей. Эти негативные последствия особенно сказывались на жизни тех земель Южной Руси, которые граничили с кочевым миром. Отдельные «земли» уже не были в состоянии обновлять, поддерживать и создавать заново систему оборонительных линий, созданную при Владимире. Положение усугублялось тем, что сами князья в конфликтах между собой обращались за помощью к восточным соседям - половцам, приводя их с собой на земли своих соперников. В этих условиях наметился постепенный упадок роли и значения южно-русских земель в Среднем Поднепровье - исторического ядра Древнерусского государства. Характерно, что в первых десятилетиях XIII в. Переяславское княжество было владением младших родственников владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича. Постепенно росли политическая роль и значение таких удаленных от кочевого мира регионов, как Галицко-Волынская и Ростовская земли.

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На юге у КиеваОтечественные и византийские источники называют два центра восточнославянской государственности: северный, сложившийся вокруг Новгорода, и южный – вокруг Киева. Автор «Повести временных лет» с гордостью

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Законодательная система Древнерусского государства Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, со хранившиеся со времен первобытности.Среди

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали многие другие народы - балтские, угро-финские, иранские и другие племена. Таким образом,

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

автора

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К началу периода удельной раздробленности (XII в.) Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:? государство сохраняло свое административно-территориальное единство;? это единство обеспечивалось

Из книги Русь между Югом, Востоком и Западом автора Голубев Сергей Александрович

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА «История – в некотором смысле священная Книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример

автора Автор неизвестен

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Метрология древнерусского государства (X - начало XII в.) Изучение метрологии Древнерусского государства связано с большими трудностями по причине полного отсутствия источников, специально посвященных единицам измерений. Письменные памятники содержат лишь косвенные

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Феодальная раздробленность – обязательный исторический период в развитии средневековой государственности. Русь его тоже не миновала, и развивалось здесь это явление по тем же причинам и теми же путями, что и в других странах.

Сдвинутые сроки

Как и все в древнерусской истории, период раздробленности в наших землях наступает несколько позже, чем в Западной Европе. Если в среднем такой период датируется X-XIII веками, то на Руси раздробленность начинается в XI и продолжается фактически до середины XV века. Но это отличие не принципиально.

Не принципиально и то, что все основные местные властители в эпоху раздробленности Руси имели некоторые основания считаться Рюриковичами. На западе тоже все крупные феодалы были родственниками.

Ошибка Мудрого

К моменту начала монгольских завоеваний (то есть уже к ) Русь уже была полностью раздроблена, престиж «киевского стола» был чисто формальным. Процесс распада не был линейным, наблюдались периоды кратковременной централизации. Можно выделить несколько событий, способных служить вешками при изучении этого процесса.

Смерть (1054 год). Этот правитель принял-таки не слишком мудрое решение – официально разделил свою империю между пятью сыновьями. Между ними и их наследниками немедленно началась борьба за власть.

Любечский съезд (1097 год) (читайте о нем ) был призван положить конец междоусобицам. Но вместо того официально закрепил притязания той или иной ветви Ярославичей на определенные территории: «…каждый да держит отчину свою».

Сепаратистские действия галицких и владимиро-суздальских князей (вторая половина XII века). Они не только демонстративно прилагали усилия к тому, чтобы не допускать усиления Киевского княжества за счет союза с другими властителями, но и наносили ему прямые военные поражения (например, Андрей Боголюбский в 1169 году или Роман Мстиславович Галицко-Волынский в 1202 году).

Временная централизация власти наблюдалась в период правления (1112-1125), но она была именно что временной, обусловленной личными качествами этого правителя.

Неизбежность распада

Можно сожалеть о распаде древнерусского государства, приведшего к поражению от монголов, долгой зависимости от них, экономическому отставанию. Но средневековые империи были изначально обречены на развал.

Управлять из одного центра большой территорией при почти полном отсутствии проходимых дорог было практически невозможно. На Руси положение усугублялось зимними холодами и продолжительной распутицей, когда путешествовать было вообще невозможно (стоит подумать: это не XIX век с ямскими станциями и сменными ямщиками, каково тащить с собой запас провизии и фуража на путешествие в несколько недель?). Соответственно, государство на Руси изначально было централизованным только условно, воеводы и родственники князя отправляли на местах всю полноту власти. Естественно, у них быстро возникал вопрос, а ради чего они должны кому-то, хотя бы формально, подчиняться.

Торговля была развита слабо, преобладало натуральное хозяйство. Поэтому и экономическая жизнь не цементировала единства страны. Культура же в условиях ограниченной подвижности большинства населения (ну куда и на какое время мог поехать крестьянин?) не могла быть такой силой, хотя и сохранила в результате этническое единство, облегчившее затем новое объединение.







2024 © kubanteplo.ru.