Темные века истории древней греции. Греция. Гомеровский период. Имущественное, социальное расслоение и выделение знати


XI–IX века до н. э относятся к периоду древнегреческой истории, его принято называть гомеровским, а ещё предполисным. Именно в это время жил и творил великий слепой поэт Гомер, который написал «Одиссею» и «Илиаду». По окончанию данного периода начали появляться государства-полисы.

Гомеровский период характеризуется началом разрушения родового строя, началом формирования олимпийской религии. Именно эту религию исповедовали в Древней Греции. Жители страны верили, что на главный бог Зевс-громовержец и сонм других богов расположились, живут на вершине горы Олимп.

Какой была культура Гомеровского периода?

Древнегреческая культура во времена после Микен развивалась сложно и противоречиво, и этот путь её развития сложно описать точно и определённо. Учёные по разному определяют стадии развития греческого социума того периода. Наиболее верными являются мнения учёных о том, что общество прошло последнюю первобытную стадию и перешло к стадии цивилизационного развития. В произведениях показано общество более примитивного развития, культуры, чем оно было показано в памятниках крито-микенского периода. Гомер в своих произведениях описывает царей, знать предводителей, проживающих в деревянных домах. Эти дома окружены частоколом и совсем не походят на дворцы крито-микенских царей.

Общество, описываемое Гомером, является неграмотным. Люди не понимают зловещие знаки письменности других народов. Эти знаки являются для них непонятными, таинственными.

В гомеровский период времени происходит формирование языческой религии древних греков. В каждой общине был бог-покровитель. Он оберегал жителей общины от злодеяний, враждебных замыслов людей и богов. Бог общины был намного сильнее, могущественнее других богов лесов, рек, источников. Его покровительство распространялось только на жителей данной общины. В это время процветал культ местных богов. Небольшой социум - община должен был жить обособленно ради своего выживания, ведя борьбу с грозными силами природы. Люди общины вынуждены были отражать набеги злобных соседей, напрягать все имеющиеся силы.

Культ предков характерен для древнегреческой религии того периода. Значительное, существенное значение имели погребальные церемонии, игры. В этом культе отразилась духовная составляющая греческого общества того периода. Первобытнообщинные отношения заканчивались, зарождались основные моральные, этические принципы новой, возникающей цивилизации.

Черты гомеровского периода:

  • уход от традиций дворцовой жизни предыдущего бронзового века
  • появление, зарождение нового уклада жизни, традиций с опорой на огромный потенциал, накопленный греческим обществом в прошлые исторические периоды.

Какими были материальная культура, искусство гомеровского периода?

Значимых, больших достижений в этих сферах культуры не было. Наметился прогресс во всех производствах, где использовалось железо. В это период времени создавались более передовые, лучшие орудия труда, в сельском хозяйстве, разных ремёслах использовались новые технологии и приёмы труда.

В описываемом периоде мало значимых, культурных памятников. Здания строили из обожжённого кирпича, дерева. Такими были строительные материалы того времени. Даже большие скульптуры производились из дерева. Хорошо сохранилась до настоящих времён керамика, ярко расписанная геометрическим орнаментом. Предметами керамики тех времён являются, большие вазы, служившие погребальными надгробиями, а также бытовая посуда, сосуды, скульптурные украшения на вазах, терракотовые статуэтки. Все эти предметы древнегреческой истории являются памятниками искусства.

Художественное творчество, искусство гомеровского периода можно назвать незатейливым, примитивным. Оно скорее похоже на ремесленный помысел. Изделия украшались несложным геометрическим узором, который не требовал от исполнителя большого художественного таланта.

Музыкально-поэтическая культура гомеровского периода

Музыкальная культура Древней Греции – самобытное, уникальное явление, вобравшее в себя плоды музыкального развития древних цивилизаций – египетской, сирийской, индийской. Греция представляла собой союз полисов, областей, которые различались политическим строем, экономикой и культурой.

Крит – один из наиболее ярких центров развития музыкального искусства, где культивировалось хоровое пение, сопровождающее обряды. Здесь был развит культ поклонения богам, для проведения обрядов были построены театральные площадки. Все театрализованные явления можно разделить на группы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тёмные века.

Гомеровская Греция - период в истории Древней Греции, охватывающий период около 1200-800 гг. до н. э., который начался после заката микенской культуры и предполагаемого дорийского вторжения (дорийцы – одни из основных греческих племён), вторглись на территорию Средней Греции и Пелопоннес, и закончился с началом расцвета греческих полисов (периода архаики IX – VI вв. до н.э.).

Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, но одновременно и их трансформация в раннеклассовые, а также формирование уникальных предполисных общественных структур.

Эпитет «Гомеровская» Греция этого периода получила из-за того, что «Илиада» и «Одиссея» Гомера, греческого поэта-сказителя (жил примерно в 8 веке до н.э.) являются единственными письменными источниками того времени.

Особенности развития гомеровского общества.

Число поселений невелико, это свидетельствует о сокращении численности населения. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько десятилетий назад. Резкий упадок торговли и ремесла. Сохранился только гончарный круг, невысокая техника обработки металла, корабль с парусом, выращивание оливы и винограда. Утвердился первобытнообщинный строй. Микенские дворцы лежали в развалинах. Постройки из дерева и необожжённой глины. Погребения убоги, бедны, нет в них драгоценностей, только горшки, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел.

Культура гомеровского периода стоит ниже, чем предшествующая ей культура крито-микенского периода.

Было и новшество – техника выплавки и обработки железа и широкое внедрение металла в производство и сельское хозяйство, металл стал дёшев.

Социально-экономические отношения. Рабство.

Господствует натуральное сельское хозяйство: земледелие и скотоводство. Греки занимались ещё и садоводством и виноградством. Скот считался мерилом богатства, чем его больше, тем человек богаче, тем больше ему почёта.

Гомеровская община (демос) ведёт обособленное существование, хозяйство имеет натуральных характер, торговля и ремесло играют небольшую роль. Не торговали, предпочитали морской разбой в своём Эгейском море и грабёж на суше.

Хотя уже было и имущественное неравенство, но все жили просто и патриархально.

Богатство басилеев (правитель небольшого поселения. В гомеровский период - глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть), небольшим по сравнению с ахейскими владыками (др. греческие племена во 2-м тыс. до н.э., обитали в Фесаллии и позже на Пелопоннесе). Без писцов и челяди (их не было) басилеи знали, где у них и сколько есть скота, земли, рабов; главное богатство – запасы металла.

Рабство не сильно распространено. Это связано с большим риском по их пленению и приобретению. Мужчин, как правило, убивали в бою, т.к. их надо было контролировать постоянно, ценились женщины-рабыни, особенно красивые для работы и в качестве наложниц, стоили дорого.

Родовые общины и формирование основ полиса.

Весь гомеровский период был бесписьменным, первые надписи появляются только во 2-й половине 8 в. до н.э.

Какой был тип общества – примитивная сельская община – демос, занимавшая небольшую и изолированную от соседей территорию. Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое – полисом (город и государство; по Гомеру: город и деревня). Это был не настоящий город, т.к. население было, в основном, крестьяне-земледельцы и скотоводы, но не торговцы и ремесленники, т.к. их было мало.

В общественной жизни полиса играли традиции родового строя. Объединение родов называлось: филы и фратии – это основа политической и военной организации общины, вели самостоятельное существование и община не вмешивалась в их внутренние дела. По филам и фратиям строилось ополчение на войне. Между родовыми союзами не было прочной связи, часто воевали между собой и грабили друг друга, брали рабов. Родовые союзы держались друг за друга и селились только за стены полиса для совместной защиты против внешнего врага.

Имущественное расслоение и выделение знати.

Патриархальная моногамная семья – ойкос - была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Основное богатство – собственность всей общины. В общине, время от времени, устраивались переделы земли. Появляться стали богатые «многонадельные» люди (поликлеры ) и неимущие (аклеры ) – крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств, чтобы вести своё хозяйство на своём наделе и они, доведённые до отчаяния, уступали свою землю богатым соседям и превращались в фетов – безнадельных батраков, которые немногим отличались от рабов и стояли внизу общественной лестницы. На верху общественной лестницы были богатые люди – знать – аристы (отсюда аристократия) – «лучшие». Знать говорила, что они богоподобные, имеют божественное происхождение и поэтому они могущественны и богаты. Богатство их резко выделяло из среды общины. Богатые могли выставить хорошо вооружённого воина и даже с конём, у бедных ничего не было и они были впереди воинского строя. Атлетика и спорт были привилегией знати, аристократии, т.к. у них было время для этого, а у бедных нет, они занимались только трудом на своей земле.

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите главу Древняя Греция в гомеровский период из Учебника древней истории выдающегося русского учёного Н. И. Кареева

Роль поэм Гомера для изучения греческой истории

Хронологически близкий к предполагаемому времени жизни Гомера период древней эллинской истории (XI–IX века до Р. Х.) принято именовать «гомеровским», а Элладу этой эпохи – «гомеровской Грецией». Общественная, экономическая и культурная жизнь тогдашней греческой нации изображена в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» .

Поэмы Гомера – самый древний и самый чистый источник наших сведений о жизни греческого народа в XI–IX столетиях до нашей эры. Они знакомят нас со всеми сторонами быта тех веков. Потому они важны для нас не только своим поэтическим достоинством, мы имеем в них верное изображение действительной жизни гомеровской Греции, материальной обстановки её, общественных учреждений, понятий и чувств. Мы должны считать картинами реального политического и частного быта, фактическими верными очерками религиозных и нравственных понятий те поэтические описания, существенные черты которых будут приведены нами ниже. Фантазия греческих поэтов должна была тогда заимствовать свои материалы исключительно из греческой деятельности: с другими народами греки были еще мало знакомы, и сведения их о культуре восточных народов были очень отрывочны и слабы. Гомеровские описания так объективны, что в них нет вымысла. Но изображаемый ими быт уже находится в переходном состоянии. «Песни Гомера проникнуты чувством печали, – говорит выдающийся исследователь Греции Курциус, – в них слышится скорбь о том, что человеческая жизнь стала хуже прежнего, что нынешние люди далеко ниже своих предков по качествам характера, не имеют той энергии, тех доблестей. Черты настоящего, непреднамеренно перенесенные в картины прошлого, показывают, что нравы и учреждения героического века уже не существовали в те времена, когда сложены были песни Гомера. По некоторым данным заметно, что когда были слагаемы эти песни, у греков уже пробуждались демократические стремления.

Цари в гомеровской Греции

Взглянем прежде всего на государственные учреждения гомеровской Греции. По описаниям Гомера в каждой греческой общине мы видим царя. Он храбрейший и искуснейший войн; он водит своих сотоварищей в бой. По своему божественному происхождению, он наследственный знаток вечного закона, данного и хранимого богами; потому он судья, защитник справедливости; он представитель общины перед богами, приносит им жертвы и молитвы за нее. Итак, военачальник и судья, «богорожденный», «боговоспитанный» царь был и посредником между народом и богами. Царская власть считалась в гомеровской Греции божественным учреждением. Данная богами предку нынешнего царя, имевшему божественное происхождение, она переходила по наследству от поколения к поколению, обыкновенно от отца к старшему сыну. Но получающий ее должен был иметь качества, делающие достойным скипетра. Греческий царь должен быть храбр в битве, мудр в совете, красноречив в народном собрании. Он должен превосходить всех физическою силою и боевым искусством. Слабых, состарившихся или невоинственных царей мало слушались. Описывая красноречивого царя, искусного судью, Гесиод выражает общие понятия гомеровской Греции об этих качествах монархов:

«На кого из богоблаженных владык при рождении благосклонно взглянули дочери Крониона (Музы), у того на языке сладкая роса и речь его течет как мед. Все взирают на него, произносящего решение по закону; он говорит убедительно и искусно умеет быстро примирять ссоры. Правителям дается разум, чтоб они всенародно доставляли полное удовлетворение обиженным, убеждая кроткими словами. Когда царь идет по городу, все чтут его с благоговенною любовью, как бога, и в народном собрании он превосходит всех разумом». (Теогония , 81 и след.).

В гомеровский период греческой истории царь владел обширными землями, многочисленными стадами, имел средства угощать своих сподвижников в богато украшенном дворце, обширный двор которого был обведен каменною стеною. Кроме земель, составлявших его собственность, в пользовании царя находилась государственная земля; были установлены законом натуральные повинности в его пользу. Царь получал добровольные дары; получал, по своему сану судьи, штрафы с виновных; в случае войны, получал пособия на содержание войска. На религиозных праздниках ему предоставлялись лучшие куски освященных жертвоприношением животных. Как явствует из замечаний Гомера, при дележе добычи, греческому царю отдавалось самое лучшее из неё; в особенности, отдавались ему самые красивые пленницы, драгоценные вещи, хорошее оружие. Энергические цари правили с неограниченною властью; были без сопротивления выносимы и произвольные, суровые, несправедливые поступки их. От слишком больших злоупотреблений властью удерживались они боязнью гнева богов и общественным мнением. Чтоб узнавать общественное мнение и поступать сообразно ему, греческий царь гомеровской эпохи собирал совет вельмож и старшин, обыкновенно во дворец, на обед; созывал народное собрание; оно совещалось на площади; герольды поддерживали порядок. Но ни совет вельмож, ни народное собрание не имели правительственной власти; царь не был обязан подчиняться их решениям.

Царь излагал народному собранию свои мысли. Вельможи, сидевшие подле него на камнях, высказывали свои мнения; каждый, начиная речь, брал в руку ораторский жезл, подаваемый герольдом. Народ стоял кругом; он выражал сочувствие криком одобрения; в случае несочувствия молчал; тем и ограничивалась его роль; одобрял ли, или не одобрял дело, он должен был повиноваться. Одиссей говорит у Гомера: «Многовластие вредно; должен быть один властитель, царь, которому Зевс дал скипетр власти» (Илиада 2, 204); – эти знаменитые слова выражают всеобщее убеждение того времени. Когда Терсит отважился порицать Агамемнона , Одиссей побил его до слез. Но в гомеровскую эпоху греческие «пастыри народов» находили полезным не поступать самовольно, а убеждать вельмож и народ в справедливости и разумности своих распоряжений, чтобы повиновение было усердное. Агамемнон говорит Менелаю, что царь не должен быть высокомерным, должен оказывать почет каждому, говорить любезным тоном (Илиада 10, 68). Одиссей говорит: «Когда храбрыми мужами правит хороший царь, чтящий богов и охраняющий справедливость, то земля дает обильный урожай пшеницы, ячменя и других плодов, стада размножаются и море дает много рыбы», (Илиада 19, 108). «Идеал правителя героических времен – храбрый царь, изобретательный на войне, превосходящий всех окружающих умом, так что вельможи соглашаются с ним, а народ ему предан» (Грот). Царь владыка людей, как Зевс владыка богов.

Обязанность кровомщения в гомеровской Греции

Но власть судьи-царя в эпоху гомеровской Греции не имела такого могущества, чтоб удерживать сильных от беззаконий, грабежа, убийства. Законный порядок, охраняющий слабых, был еще шатким. При недостаточности его, обиженный часто был принужден биться с нарушителем. Поединки между греческими героями на войне были не только состязаниями в храбрости, но и способом решить, на чьей стороне справедливость; это был суд Божий. Оба войска стояли и смотрели на поединок; герольды надзирали за соблюдением правил боя. Вообще в гомеровской Греции человек был лишь настолько защищен от насилия, насколько мог сам защищаться от него. Женщины и дети не могли жить иначе, как под охраною сильного мужчины. Мужчина всегда ходил вооруженным; его меч постоянно был при нем. В песнях Гомера много примеров грубого насилия, высокомерных беззаконий; их совершали и прославляемые герои. При таком состоянии общества неизбежно должен был иметь большую силу обычай кровомщения. Боязнь подвергнуться кровомщению несколько сдерживала в гомеровской Греции склонность к насилию. Право кровомстителя было священно, все были на стороне мстителя за кровь. Ближайшие родные убитого были обязаны мстить убийце; чтоб они могли исполнить свой долг, общество лишало убийцу прав гражданства, предавало его преследованию кровомстителей. Если ему не удавалось примириться с ними, дав им выкуп за кровь, он обыкновенно видел себя в необходимости бежать из родной округи и скитался, отыскивая себе приют, где укрыли бы его.

У Гомера много примеров и примирения и бегства. В рассказах его встречается множество убийц, бежавших из родной страны, нашедших себе приют у царей других государств. Они искупили свое преступление тем, что подверглись бедствию изгнанничества и находятся под охраною Зевса. На щите Ахиллеса была изображена, между прочим, сцена спора о выкупе за кровь: на площади народных собраний (агоре) стояли спорящие; старшины (геронты) сидели на выглаженных камнях; они были судьи; кругом стоял народ, и выражал громким криком свое одобрение речи того или другого из споривших; герольды поддерживали порядок. Посредине круга судей лежало золото; его должен был получить или тот из судей, который найдет правильное решение дела, или, как объясняет слова Гомера Шёман, тот из спорящих, который выиграет дело. Илиада 18, 497:

Много народа толпится на торжище: шумный
Спор там поднялся; спорили два человека о пене,
Мзде за убийство; и клялся один, объявляя народу,
Будто он все заплатил, а другой отрекался в приеме;
Оба решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить.
Граждане вкруг их кричат, своему доброхотствуя каждый;
Вестники шумный их крик укрощают; а старцы градские,
Молча, на тесаных камнях сидят средь священного круга;
Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых;
С ними встают и один за другим свой суд произносят.
В круге пред ними лежать два таланта чистого злата,
Мзда для того, кто из них справедливее право докажет.

Родственники убитых Одиссеем женихов Пенелопы говорят (Одиссея 24, 433), что кровомщение – долг чести:

Мы о себе и потомству оставим поносную память,
Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам
Здесь не отмстим.

Аякс говорит Ахиллесу (Илиада 9, 631):

Смертный с душою бесчувственный! Брать за убитого брата,
Даже за сына убитого пеню отец принимает;
Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством;
Пеню же взявший и мстительный дух свой и гордое сердце
Все наконец укрощает.

Если родственники убитого соглашались взять выкуп, убийца, уплатив его, становился, по греческим обычаям гомеровского времени, свободен от их преследования и сохранял свое прежнее положение в обществе. Собственность была еще менее, чем жизнь, ограждена законом. Делать набеги, чтобы грабить жилища, угонять стада, захватывать беззащитных в плен, в рабство – это были славные геройские подвиги. Морской разбой считался в гомеровской Греции отважным ремеслом храбрых людей, нимало не предосудительным.

Но в этой неурядице военного и охотничьего быта проглядывают и черты благородных, гуманных чувств. В гомеровский период греческой истории уже хорошо заметны зародыши цивилизации. Боязнь гнева богов обуздывала страсти. Человек, совершивший убийство, не имеет душевного покоя, пока не очистится от греха. Был обычай гостеприимства, обязывавшей дружески принимать странника, давать ему приют; должно было принять и успокоить его, даже не спрашивая у него, кто он. Только уж когда он подкрепится пищею, освежится купаньем или ванною, натрется маслом, спрашивали у гостя, как зовут его, откуда он, по какому делу он здесь. Кто садился у очага и просил защиты, того нельзя было ни оскорблять, ни оставить бесприютным. Нищий находился под покровительством Зевса. В гомеровской Греции существовал союз гостеприимства. Люди, соединенные им, принимали друг друга с почестями, на проводах давали гостю подарки. Этот союз был у греков наследственным. Полученные подарки заботливо хранились из рода в род. Герольды, послы считались неприкосновенными, даже и неприятельские; – это зародыш международного права. Договоры были освящаемы жертвоприношением, призыванием всевидящего солнца, рек и земли в свидетели, призыванием гнева подземных богов на голову того, кто изменит обещанию.

Греческая семья в гомеровский период

Уже в гомеровской Греции имела благородный характер семейная жизнь. Почтительность и любовь к родителям – священная обязанность. Дурного сына преследуют богини мщения, Эриннии. Проклятие отца отнимает счастье и спокойствие у непокорного сына и тяготеет над его потомками до третьего и до четвертого поколения. Мысли о детях и о жене дают самое энергическое возбуждение мужеству в битве. Жена в гомеровскую эпоху греческой истории занимает уважаемое положение в доме, хоть она, но обычаю общему всем древним народам, приобретена дарами, данными её отцу, то есть, как будто куплена. Невесту приводили в новый дом её торжественною процессиею, с пением, музыкою, с факелами; в доме жениха ждали ее гости и веселый пир. Многоженства уже тогда не было у греков. Греческая жена – единственная законная сожительница мужа. Она уважаемая всеми госпожа в доме. Она строго хранит верность мужу. Женские характеры в Илиаде и Одиссее – Пенелопа , Андромаха , Елена , Гекуба, Навсикая и прочие, принадлежат к прекраснейшим созданиям в поэзии всех веков. Мы видим из рассказов Гомера, что женщины пользовались в домашней жизни свободою. Госпожа дома не только заведует домашним хозяйством, не только занимается пряденьем, тканьем, шитьем всей одежды, мытьем, но и выходит к гостям, принимает участие в разговорах с ними; участвует в совещаниях и делах, и голос её не редко решает дело. Многоженства, как мы говорили, у греков не было. Случалось, что муж имел связь с другими женщинами, особенно, когда бывал далеко от дома; но госпожа в доме одна, законная жена. Комнаты, в который, живет она, комнаты служанок, спальная мужа, комната, где хранятся оружие и сокровища, расположены за большим залом с колоннами, и пол их несколько выше, так что из зала ход в них образует лестницу. Большой зал – главная часть греческого дома; тут и очаг. В зал ведет со двора крытая галерея.

Брак у Гомера постоянно изображается счастливым союзом; муж и жена искренно любят друг друга. Одиссей говорит (Одиссея 6, 128):

Несказанное там водворяется счастье,
Где однодушно живут, сохраняя домашний порядок,
Муж и жена, благомысленным людям на радость, недобрым
Людям на зависть и горе, себе на великую славу.

Период «Темных веков»

Вслед за микенским периодом в истории Древней Греции наступает период, получивший название «Темных веков». До настоящего времени убедительные причины заката микенской культуры не могут быть точно определены, но существуют археологические данные, проливающие свет на события этого периода. Все крупные микенские города пережили какую-то катастрофу, скорее всего, большинство из них были уничтожены огнем.

Замечание 1

Об этом периоде известно крайне мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит крушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.

Самым весомым свидетельством череды разразившихся катастроф является надстройка городских стен Микен и Тиринфа:

  • Косвенные свидетельства находят в хеттских текстах и эпосе Гомера.
  • Разрозненные сведения на линейном письме (включая пилосские таблички), предполагают, что $XII$ в. до н.э. был периодом ожесточенной вражды между различными небольшими городами-государствами в микенской Греции. Можно предположить, что они находились в состоянии непрекращающейся войны.
  • Городские стены и дворцы перестраивались, численность армий и их снаряжения увеличивалась, но со временем экономика, призванная поддерживать эти царства, переставала быть эффективной. Микены были разрушены в начале $XIII$ в. до н.э., восстановлены, только чтобы вновь подвергнуться разрушению приблизительно в $1150$ г. до н.э..

Уничтожение греческой культуры

В течение последних лет бронзового века греческая культура уничтожалась во время войн. Даже Гомер ссылался на эти события: вернувшийся в Микены Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, но его сын Орест убил собственную мать, отомстив за отца. Одиссей, вернувшись домой, находит претендентов на свой трон и на руку жены. Возможно, Гомер черпал вдохновение из преданий и летописей междоусобиц, раздиравших микенский мир.

Замечание 2

Период Тёмных веков также называется «Гомеровским», так как основными письменными источниками об этом времени являются произведения легендарного поэта Гомера - «Илиада» и «Одиссея».

Предлагались и иные объяснения упадка греческой цивилизации в конце бронзового века. Военные конфликты вели к оттоку населения, приводившему к опустению городов, поскольку мигранты селились в более безопасных районах Греции. Некоторые ученые упоминают также перенаселение, ведущее к столкновениям между царствами, боровшимися за сельскохозяйственные продукты, так необходимые для обеспечения существования своих подданных. Иные ученые упоминают упадок торговли в районе Восточного Средиземноморья, связанный с увеличением нестабильности, вызванной вторжением «народов моря».

Из всех гипотез, объясняющих коллапс греческой культуры конца бронзового века, самой популярной является гипотеза внешнего вторжения. Поздние греческие писатели сообщают, что героический век подошел к концу из-за миграции грекоговорящих народов, пришедших с севера. И хотя существуют археологические свидетельства, поддерживающие эту точку зрения (одно из них - сооружение оборонительной линии вдоль Коринфского перешейка для защиты Пелопоннеса), найдены и другие свидетельства, дающие основание предположить, что остатки микенской культуры пережили разрушение городов-царств. Правда, неясно, проникли дорийцы в микенскую Грецию как завоеватели или просто мигрировали в страну, раздираемую междоусобицами.

Замечание 3

«Народы моря» получили свое название от египтян, но греки называли их дорийцами и утверждали, что они спустились с гор Северной Греции.

Что бы ни было причиной, закат микенских городов продлился в период Темных веков, о котором не сохранилось никаких письменных свидетельств, и было ничтожно мало археологических находок. На четыре столетия Греция превращается в варварскую пустошь, теряя связи с остальным Средиземноморьем. Искусство, ремесла и государственная администрация пришли в упадок; и отток греков на западные берега Малой Азии дает основание предположить демографические изменения, приведшие к тому, что осколки постмикенской культуры были перенесены в относительную безопасность отдаленной Эгеиды.

Особенности развития гомеровского общества. Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть "гомеровским" по имени великого поэта Гомера, поэмы которого "Илиада" и "Одиссея" остаются важнейшим источником информации об этом времени.

Так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков ее прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда.

На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.

Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто уже больше не селился. Даже в Афинах, очевидно, не пострадавших oт дорийского нашествия, акрополь был покинут своими обитателями уже в XII в. до н. э. и после этого долгое время оставался незаселенным. Создается впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешевые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. Все это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров-ремесленников из разоренной войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем.

Социально-экономические отношения. Рабство. Уже давно замечено, что "Илиада" и "Одиссея" в целом изображают общество, стоящее гораздо ближе к варварству, культуру гораздо более отсталую и примитивную, нежели та, которую мы можем представить себе, читая таблички линейного письма Б или рассматривая произведения крито-микенского искусства. В экономике гомеровского времени безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство, основными отраслями которого остаются, как и в микенскую эпоху, земледелие и скотоводство. Сам Гомер, несомненно, хорошо разбирался в различных видах крестьянского труда. Он с большим знанием дела судит о нелегкой работе землепашца и пастуха и нередко вводит в свое повествование о Троянской войне и о приключениях Одиссея сцены из современной ему сельской жизни. Особенно часто такие эпизоды используются в сравнениях, которыми поэт обильно уснащает свой рассказ. Так, в "Илиаде" идущие в бой герои Аяксы сравниваются с двумя быками, пашущими землю. Сближающиеся вражеские рати уподобляются жнецам, идущим по полю навстречу друг другу. Погибший юрой напоминает поэту масличное дерево, выращенное заботливым хозяином, которое с корнем вырвал неистовый ветер. Встречаются в эпосе и развернутые описания полевого труда.

Хозяйство общины носит по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие. Специалисты-ремесленники, живущие своим трудом, в поэмах встречаются крайне редко.

Несмотря на появление в гомеровском обществе достаточно ясно выраженных признаков имущественного неравенства, жизнь даже самых высших его слоев поражает своей простотой и патриархальностью. Гомеровские герои, а они все как один цари и аристократы, живут в грубо сколоченных деревянных домах с двором, окруженным частоколом.

Родовые институты и гомеровский полис. Среди других важнейших достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграций было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным. До сих пор археологам не удалось найти на территории Греции ни одной надписи, которую можно было бы отнести к промежутку с XI по IX в. до н. э.

Какой же тип общества возник на развалинах микенской бюрократической монархии? Полагаясь на свидетельство все того же Гомера, мы можем сказать, что это была достаточно примитивная сельская община - демос, занимавшая, как правило, очень небольшую территорию и почти полностью изолированная от других, соседних с нею общин. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. В греческом языке классической эпохи это слово выражает одновременно два тесно связанных между собой в сознании каждого грека понятия: "город" и "государство". Интересно, однако, что в гомеровском лексиконе, в котором слово "полис" (город) встречается достаточно часто, отсутствует слово, которое можно было бы перевести как "деревня". Это означает, что реальной противоположности между городом и деревней в то время в Греции еще не существовало. Сам гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближает, во-первых, компактная, расположенная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Такие гомеровские полисы, как Троя в "Илиаде" или город феаков в "Одиссее", уже имеют стены, хотя по описанию трудно определить, были это настоящие городские стены из камня или кирпича или же всего лишь земляной вал с частоколом. И все же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы, отнюдь не торговцы и ремесленники, которых в те времена было еще очень мало. Полис окружают безлюдные поля и горы, среди которых глаз поэта различает лишь одиночные пастушьи хижины да загоны для скота.

В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов - так называемые филы и фратрии - составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. У него нет очага, т. е. дома и семьи. Его не защищает закон. Поэтому он легко может стать жертвой насилия и произвола.

Имущественное и социальное расслоение. Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую эпоху. Основной вид богатства, каким была в глазах греков гомеровского времени земля, считался собственностью всей общины. Время от времени в общине устраивались переделы принадлежащей ей земли. Теоретически каждый свободный общинник имел право на получение надела (эти наделы назывались по-гречески клерами, т. е, "жребиями", так как их распределение производилось при помощи жеребьевки). Однако на практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других. Гомер уже знает, что рядом с богатыми "многонадельными" людьми (поликлерой) в общине есть и такие, у которых совсем не было земли (аклерой). Очевидно, это были крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств для того, чтобы вести хозяйство на своем небольшом наделе. Доведенные до отчаяния, они уступали свою землю богатым соседям и таким образом превращались в безнадельных батраков-фетов.

Феты, положение которых лишь немногим отличалось от положения рабов, стоят в самом низу той общественной лестницы, на вершине которой мы видим господствующее сословие родовой знати, т. е. тех людей, которых Гомер постоянно именует "лучшими" (аристой - отсюда наше "аристократия") или "добрыми", "благородными" (агатой), противопоставляя их "скверным" и "низким" (какой), т. е. рядовым общинникам. В понимании поэта, природный аристократ стоит на голову выше любого простолюдина как в умственном, так и в физическом отношении.

Свои претензии на особое, привилегированное положение в обществе аристократы пытались обосновать ссылками на якобы божественное происхождение. Поэтому Гомер нередко называет их "божественными" или "богоподобными". Разумеется, реальной основой могущества родовой знати было вовсе не родство с богами, а богатство, резко выделявшее представителей этого сословия из среды рядовых членов общины. Знатность и богатство для Гомера - понятия почти нерасторжимые. Знатный человек не может не быть богатым, и, наоборот, богач обязательно должен быть знатен. Аристократы кичатся перед простонародьем и друг перед другом своими обширными полями, несметными стадами скота, богатыми запасами железа, бронзы и драгоценных металлов.

Экономическое могущество знати обеспечивало ей командные позиции во всех делах общины как во время войны, так и в мирное время. Решающая роль на полях сражений принадлежала аристократии уже в силу того, что только богатый человек мог в те времена приобрести полный комплект тяжелого вооружения (бронзовый шлем с гребнем, панцирь, поножи, тяжелый кожаный щит, обитый медью), так как оружие было очень дорого. Лишь самые состоятельные люди общины имели возможность содержать боевого коня.

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем (в некоторых районах Греции это произошло, по- видимому, уже в конце IX или начале VIII в. до н. э.) из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. В отличие от предшествующей (микенской) и последующей (архаической) эпохи гомеровский период не был ознаменован сколько-нибудь выдающимися успехами в области культуры и искусства. От этого времени не дошло до нас ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения литературы или изобразительного искусства (сам гомеровский эпос, являющийся нашим основным источником по истории этого периода, хронологически уже находится за его пределами). Во многом это было время упадка и культурного застоя. Но вместе с тем это было и время накопления сил перед новым стремительным подъемом. В недрах греческого общества происходит в этот период упорная борьба нового со старым, идет интенсивная ломка традиционных норм и обычаев родового строя.и не менее интенсивный процесс образования классов и государства. Огромное значение для последующего развития греческого общества имело произошедшее в течение гомеровского периода коренное обновление его технической базы, что нашло свое выражение прежде всего в широком распространении железа и его внедрении в производство. Все эти важные сдвиги подготовили переход греческих полисов на совершенно новый путь исторического развития, вступив на который они смогли в течение трех или четырех ближайших столетий достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса.







2024 © kubanteplo.ru.