Противодиверсионный катер проекта 21980 грачонок. Катер «Грачонок» – «птенец», способный заклевать диверсантов. Основные технические параметры



ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК»
COUNTER SABOTAGE BOAT PROJECT 21980 «GRAZONOK»

15.01.2019


Новый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» поступил на вооружение в состав Тихоокеанского флота.
В торжественной церемонии подъема Военно-морского флага на противодиверсионном катере приняли участие командование Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота, ветераны военной службы и юнармейцы.
Новый катер стал уже пятым кораблем этого проекта, который получит Тихоокеанский флот в рамках программы перевооружения.
«Грачонок» предназначен для борьбы с подводными диверсионно-террористическими силами и средствами, а также для обеспечения действий боевых пловцов в акватории пункта базирования кораблей.
Катер оснащен крупнокалиберными пулеметами, противодиверсионными гранатометами и переносными зенитно-ракетными комплексами. Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение позволяет производить поиск подводных объектов, в том числе малогабаритных и малозаметных, таких, как боевые пловцы.
Пресс-служба Восточного военного округа

26.04.2019


24 апреля 2019 г. на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» прошла торжественная церемония закладки десятого из серии катера специального назначения проекта 21980 (разработчик АО „КБ«Вымпел“ (г. Нижний Новгород)).
В торжественной церемонии закладки катера приняли участие: заместитель министра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев, руководитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ Дмитрий Сапожников, генеральный директор АО«Холдинговая компания „Ак Барс“ Иван Егоров, исполняющий обязанности генерального директора АО „Зеленодольский завод имени А.М.Горького“ Вячеслав Подоксик, представители проектанта и контрагентских организаций, работники и ветераны завода.
Катера специального назначения проекта 21980 строятся на предприятии с 2008 года. На сегодняшний день завод уже сдал государственному заказчику 9 единиц данного проекта.
Зеленодольский завод имени А.М. Горького

20.06.2019


19 июня 2019 года директор Федеральной службы войск национальной гвардии – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал армии Виктор Золотов совершил рабочую поездку в Ярославскую область, где посетил Рыбинский судостроительный завод «Вымпел», принял участие в церемонии спуска на воду нового противодиверсионного катера проекта «Грачонок», построенного для войск национальной гвардии РФ, а также проверил работу подразделений ведомства, дислоцированных на территории региона.
«Выполняя поручения главы государства, войска национальной гвардии в этом году приступают к выполнению задач по обеспечению безопасности энергомоста и транспортного перехода через Керченский пролив. Новые катера займут достойное место в боевом порядке недавно сформированной бригады, на которую возложены задачи по охране столь важного для страны объекта», – сказал генерал армии Виктор Золотов.
Главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал армии Виктор Золотов выразил особую благодарность руководству и трудовому коллективу завода за своевременное изготовление и подготовку судна к эксплуатации, а также отметил их неоценимый вклад в обеспечение безопасности нашей страны.
В торжественном мероприятии приняли участие губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, заместители директора Росгвардии генерал-полковник полиции Сергей Лебедев и генерал-полковник Олег Борукаев, генеральный директор концерна «Калашников» Владимир Дмитриев, начальник управления охраны объектов на акваториях Главного управления охраны объектов Росгвардии контр-адмирал Андрей Шатаев, командующий Центральным округом войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковник Игорь Голлоев, начальник Управления Росгвардии по Ярославской области полковник полиции Андрей Смирнов, коллеги из других силовых ведомств.
Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов также обратился к участникам торжественной церемонии и поздравил коллектив судостроительного завода «Вымпел» со спуском на воду очередного судна.
«Сегодня уже несколько катеров этой серии успешно несут службу в составе отрядов по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами ВМФ России. Новый «Грачонок» отправится в распоряжение Росгвардии. Уверен, он заслужит только положительные отзывы от будущего экипажа. И мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы именно наши предприятия работали для нужд Министерства обороны, Росгвардии, МВД», – сказал Дмитрий Миронов.
Пресс-служба Росгвардии

Противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр «Грачонок», головной катер — П-104) - проект (тип)катера охраны водного района, разработанный для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Катера проекта 21980 «Грачонок» предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе России при решении задач охраны и защитыгосударственной границы России.

Проект

Проект катера разработан по заказу Военно-Морского Флота нижегородским КБ «Вымпел». Благодаря заложенным в него высоким тактико-техническим характеристикам, мореходным качествам и применению современного радиоэлектронного вооружения и энергетической установки, размещению нового водолазного комплекса катер способен обеспечить выполнение широкого спектра задач. Основное назначение катеров типа «Грачонок» - борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Строительство

Головной катер этого проекта П-104 (заводской № 981) был заложен в г. Зеленодольск на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» 8 февраля 2008 года. Спущен на воду 25 марта 2009 года и вошел в состав Балтийского флота в мае 2010 года.

Второй катер (заводской № 982) был заложен в цеху Зеленодольского ССЗ в мае 2010 года, спущен на воду в июле следующего года. Осенью 2011 года катер прибыл в Новороссийск на испытания, и после их завершения в октябре подписан приемный акт. 3 сентября 2012 года поднят военно-морской флаг.

Третий катер, заложенный в мае 2011 года, спущен на воду 16 июня следующего года. 14 ноября 2012 года подписан приемный акт и катер вошел в состав Черноморского флота.

На ноябрь 2012 года в составе ВМФ 3 единицы: один катер на Балтике и два на Чёрноморье.

На «Восточной верфи» во Владивостоке начато строительство первого противодиверсионного катера проекта 21980 «Грачонок» для Тихоокеанского флота. Закладка головного катера (заводской № 8002) состоялась в апреле 2012 года в эллинге «Восточной верфи» в рабочем порядке, второй катер (зав. № 8003) начат строительством в августе 2012 года, третий (зав.№ 8004) - в декабре. Всего Министерство обороны Российской Федерации законтрактовало с ООО «Восточная верфь» постройку трех таких катеров с последующей возможностью увеличения серии на несколько единиц.

Судостроительный завод во Владивостоке стал вторым предприятием, где развернуто строительство катеров специального назначения проекта «Грачонок».

Строительство катеров этого проекта на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» и ОАО «Восточная верфь» будет продолжено.

Служба

Головной катер проекта - П-104 входит в состав 105-й бригады кораблей охраны водного районаЛенинградской военно-морской базы с базированием в Кронштадте. Он успел зарекомендовать себя как удачное и высокоэффективное средство борьбы с подводными диверсионными силами и средствами. В 2011 году П-104 участвовал в Международном военно-морском салоне, привлекая к себе повышенное внимание специалистов и гостей салона. 30 мая 2014 г. в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища катеру П-104 присвоено название "Нахимовец".

Вооружение

Катер вооружен крупнокалиберным пулеметом, двумя противодиверсионными гранатометами и ПЗРК «Игла». Однако основное вооружение радиоэлектронное, для обнаружения и обследования подводных объектов. В первую очередь необходимо отметить поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар». В его комплект входят многолучевые эхолот и гидролокатор, навигационная гидроакустическая станция (ГАС) (в комплекте - несколько гидроакустических маяков-ответчиков и телеуправляемый подводный аппарат), а также пульт управления комплексом. Технические возможности ПОК позволяют проводить планомерный гидролокационный поиск объектов, находящихся и перемещающихся под водой (в число гарантированно определяемых объектов включены боевые пловцы, даже с изолированными дыхательными аппаратами, аппаратами замкнутого цикла) на расстояниях до 500 м. Обнаружение и сопровождение объектов возможно с борта неподвижного катера при волнении моря в районе поиска до 3 баллов, а также при скорости движения до 8 уз. При соблюдении этих параметров возможно проведение детального обследования дна на глубинах до 200 м. При помощи телеуправляемого подводного аппарата (необитаемого) осуществляется гидролокационное и визуальное обследование обнаруженных объектов, разметка квадрата поисковых работ, обозначение выявленных объектов гидроакустическими маяками-ответчиками (привязав их к географическим координатам), отображение данных подводной обстановки в реальном времени, обработка и сохранение полученной информации.

Технические характеристики

Видео

Основное назначение катера проекта 21980 - защита флота в портах от диверсий, для которых противник может задействовать подводных пловцов, лодки, малые летальные аппараты. Катер несет на борту современный арсенал средств обнаружения и поражения различных диверсионных групп. Борьба с диверсиями в портах не требует большого запаса топлива. Для этой цели оптимально подходят суда водоизмещением 50-200 тонн. Малоразмерные суда имеют низкую стоимость эксплуатации. Катер «грачонок» попадает в этот диапазон. Его водоизмещение – 138 тонн. Корабль проекта 12980 может использоваться как в море, так и на реках.

Катер решает задачи противовоздушной обороны для обеспечения защиты небольших объектов, используется для охраны государственной границы, при охране государственных лиц и при проведении специальных операций. В середине 2017 года построено около 15 судов проекта 12980, и их производство продолжается на верфях Зеленодольского судостроительного завода.

Основные технические параметры

  • Водоизмещение - 138 тонн;
  • Длина корпуса - 31 м;
  • Ширина - 7,4 м;
  • Осадка – 1,8 м;
  • Скорость хода максимальная – 23 узла;
  • Запас хода – 200 морских миль;
  • Автономность – 5 суток;
  • Экипаж – 8 человек.

Эффективность применения противодиверсионных катеров во многом определяется техническими разведывательными средствами, имеющимися на борту. Основу разведывательных средств составляет гидроакустический комплекс «Кальмар». Установленные на катер электронные системы, средства навигации и связи - все отечественного производства. В стандартной комплектации полный арсенал разведывательных технических средств включает в себя следующие узлы:

  • гидроакустическая станция Анапа;
  • поисковый подводный комплекс «Кальмар»;
  • водолазное снаряжение, резиновые лодки, моторы;
  • радиолокационная станция МР-231 «Пал»;
  • телевизионный комплекс наблюдения надводной обстановки МТК-201 М3.

Радиолокационные и гидроакустические станции имеют компьютерные интерфейсы. В дополнение к электронным разведывательным средствам имеются системы навигации, аналогичные гражданским судам: навигационные приемники ГЛОНАСС высокой точности позиционирования, системы прохождения путевых меток, эхолоты, радиостанции морской УКВ связи и другое оборудование, стандартное для морских судов. Катер Грачонок имеет автономность до 5 суток, что с запасом хода 200 миль позволяет использовать его на морских маршрутах малой дальности. Также он очень удобен для применения на реках благодаря малой осадке (всего 1,8 м).

Расположение средств наблюдения и связи на рубке катера:

  1. Телевизионный комплекс наблюдения МТК-201 М3 (телекамера, телеобъектив с дистанционным наведением);
  2. Поворотная антенна морской радиолокационной станции МР-231 «Пал»;
  3. Прожектор системы освещения надводной обстановки;
  4. Рупорные громкоговорители высокой мощности;
  5. Флагштоки и антенны радиостанций местной морской УКВ связи;
  6. Антенна ГЛОНАСС под защитным пластиковым куполом.

На рубке катера Грачонок установлена универсальная мачта с кронштейнами для крепления любого необходимого оборудования. Для работы на реках устанавливаются УКВ радиостанции речного диапазона. Также предусмотрена коротковолновая (специфические длинные антенны) и спутниковая связь.

Характеристики гидроакустической станции Анапа:

  • дальность обнаружения пловца в ластах – до 300 м (теоретическое значение);
  • дальность обнаружения пловца на механизированных средствах движения - более 400 м;
  • сектор одновременного обзора - 360 градусов;
  • погружение антенны – до 40 метров;
  • современный компьютерный интерфейс станции, система идентификации целей и другие особенности.

Подводный поисковый комплекс Кальмар

Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами компании «ТетисПро» специально для противодиверсионных катеров.

Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»

Основное назначение станции - навигационное, но она обеспечивает решение других задач, например, обнаружение надводных целей. МР-231 имеет широкое применение на судах, осуществляющих охрану государственной границы. Станция имеет малое энергопотребление и относительно низкую стоимость в сравнении с другими морскими радарами аналогичной мощности. Дальность обнаружения целей – 10-15 км, и оно зависит от высоты установки антенны. Период обзора (скорость вращения антенны – 20-40 об/мин). Передатчик локатора работает на частоте 9 ГГц в импульсном режиме с мощностью до 10 кВт. Антенна передатчика - щелевая на плоской симметричной панели с вращением. Приемник имеет выход на компьютеры и другое оборудование навигационной рубки. Координаты привязываются в данных канала ГЛОНАСС.

Водолазное снаряжение

Катер проекта 21980 используется при проведении контртеррористических, поисковых и спасательных операций на море, что требует хорошего водолазного снаряжения. На катере имеются штатные водолазные комплекты. Их число и технические характеристики не уточняются. Отмечено, что на катере установлен специализированный судовой водолазный комплекс, разработанный специалистами «Тетис Про» в 2011 году. В составе комплекса имеется барокамера, позволяющая поддерживать физиологическую натренированность водолазов.

Телевизионный комплекс наблюдения

Катера 21980 комплектуются телевизионным комплексом наблюдения надводной обстановки МТК-201 М3. Данные по техническим характеристикам именно этой модификации не уточняются, но наиболее близкий к нему комплекс МТК-201 МЭ. Такие комплексы устанавливаются на известных вертолетоносцах «Мистраль». Они выполнены на той же конструктивной платформе и обладают следующими характеристиками:

  • дальность обнаружения целей: надводных 10-20 км (в зависимости от погоды), воздушных 8-15;
  • дальность обнаружения по тепловизионному каналу – 8-16 км;
  • предел измерения лазерного дальномера – 25 км;
  • компьютерный интерфейс, привязка к координатам с приемника ГЛОНАСС/GPS;
  • гироскопическая стабилизация всех оптических приборов комплекса.

Вооружение

  • ПЗРК-Игла;
  • Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
  • Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
  • Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.

ПЗРК-Игла

На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс - встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.

Многоствольный гранатомет ДП-65

Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.

Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.

Морская пулеметная установка МТПУ

Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны - бронебойные, зажигательные, трассирующие.

Ручной гранатомет ДП-64

Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.

Противодиверсионные катера «Грачонок» проекта 21980 предназначены для охраны водных районов военно-морских баз ВМФ Российской Федерации. Разработчик — КБ «Вымпел», судостроитель — Зеленодольский завод имени А.М. Горького. Современное оборудование и высокие мореходные характеристики позволяют катерам решать широкий спектр задач, свойственный кораблям гораздо большего водоизмещения.

Первый катер был заложен на стапеле завода 18 февраля 2008 г., спущен на воду 25 апреля 2009 г., прошел испытания как в акватории реки Волга, так и в акватории Балтийского моря. Катер вошёл в состав Балтийского флота в мае 2010 года. В настоящее время ведётся строительство еще двух катеров данного типа.

Основные ТТХ :
стандартное водоизмещение — 138 т
длина — 31 м
ширина — 7,4 м
осадка — 1,85 м
силовая установка – 2 дизеля
скорость полного хода — 23 узла
автономность — 5 суток
экипаж – 8 человек
Вооружение :
— ПЗРК «Игла»
— 14,5 мм пулемёт
— 55-мм противодиверсионные гранатомёты ДП-65А и ДП-64
— имеется водолазное снаряжение.

Противодиверсионный катер «Грачонок» оснащен современным радиоэлектронным вооружением, которое позволяет обнаруживать и обследовать подводные объекты. Особой составляющей этой системы является гидроакустический поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар» , разработанный инженерами ОАО «Тетис Про» и предназначенный для:

– проведения гидролокационного закономерного поиска объектов в толще воды (в том числе подводных пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла) на дистанции до 500 м, при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов;

– обследования дна на глубине до 200 м при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов;

– гидролокационного и визуального обследования обнаруженных объектов с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата;

– разметки работ поиска и обозначения обнаруженных объектов гидроакустическими маяками-ответчиками с привязкой к географическим координатам;

– отображения в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, обработки и сохранения полученных данных.

Все эти операции возможны благодаря входящему в состав ПОК «Кальмар» оборудованию :
— многолучевой гидролокатор;
— многолучевой эхолот;
— навигационная гидроакустическая станция с гидроакустическими буями-ответчиками;
— телеуправляемый необитаемый подводный аппарат;
— пульт управления комплексом.

Комплекс «Кальмар» в данной комплектации был смонтирован на головном катере «Грачонок» и прошел государственные испытания на Балтийском флоте. Позже, в целях расширения возможностей оборудования, специалистами ОАО «Тетис Про» был внесён ряд существенных изменений.

Так, было разработано новое программное обеспечение для обработки гидроакустической станцией сигналов, принятых приёмо-передающей антенной, что позволило значительно увеличить дальность обнаружения подводных пловцов в приповерхностном слое. Был изменен интерфейс управления программой обработки гидроакустических сигналов на более информативный, а также усовершенствован пульт оператора.

В ноябре 2010 года были проведены испытания с обновленным программным обеспечением гидролокационной станции (ГЛС). Новая ГЛС включает в себя две антенны переднего обзора с секторами обзора 90° в горизонтальной плоскости и многолучевой эхолот с функцией гидролокатора бокового обзора (ГБО) .

Антенны смонтированы на опускном устройстве, выдвигающемся из корпуса судна. В ходе испытаний ГЛС использовалась для освещения подводной обстановки при обследовании гавани. Было проведено обследование дна и толщи воды. При движении судна со скоростью около 6 узлов наблюдались объекты на дне, якорные цепи, причальные стенки на расстояниях 70–400 м.

По опыту первого года эксплуатации комплекса на катере, с целью дальнейшего улучшения технико-тактических характеристик поисково-обследовательского комплекса планируется модернизация системы «Кальмар», в частности, использование более мощного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.







2024 © kubanteplo.ru.