Схимонах Михаил (Михаил Васильевич Чихачев). Схиархимандрит иоанникий наставления - бесценный дар О грехах, покаянии и причастии


Для начала, чтобы не возникали вопросы, хочу объяснить, почему я не пользуюсь словом "старец". Всё просто. Потому, что знаю: сами люди очень не любят, когда их называют "старцы" и "старчики".
Читая негативные отзывы об отце Иоанникии, я вспомнила об одном случае. Как-то раз Паисий Святогорец посетил Афон, когда ещё был жив старец Иосиф Исихаст. Он много слышал о нем и решил познакомиться со старцем Иосифом, но отцы и братия отговорили его - сказали, что он пребывает в прелести. Старец Паисий Святогорец очень сокрушался потом, что не воспользовался возможностью лично познакомиться с этим великим подвижником, доверившись сплетням.
Я могу советоваться с тем, кто мне интересен, но меня всегда мало интересовало чьё-то мнение относительно кого-либо. Бывало и такое, что на чужие грабли наступала. Но никогда не жалела - мне гораздо больше нравиться разобраться во всём самой, чем полагаться на кого-то. Поэтому, сомнений ехать или не ехать к отцу Иоанникию у меня не возникло - конечно, ехать. Правда, благословение у мужа не могла долго выпросить, а без благословения ехать не хотелось. Повезло, что знакомый священник был знаком с духовным чадом батюшки Иоанникия, тогда ещё Иоанна. Он рассказал одну историю, после которой муж всё-таки отпустил нас с Ефремом.
Где находится обитель? Как туда попасть? Можно ли будет увидеть батюшку? Отец Иоанникий ведь в схиме, а значит, вполне имеет право месяцами находиться в затворе. Вопросов было много. Я открыла поисковик. На удивление, несколько паломнических служб предлагали поездки в обитель к отцу Иоанникию. Ближайшая должна была состояться через несколько дней. Я связалась с гидом и выяснила, что стоимость поездки 2000 рублей с человека. Она рассказала, что мы приедем к самому началу службы, а после ночного бдения можно будет задать вопросы батюшке, потом будет трапеза, затем отъезд. Ещё она сказала, что у каждого будет возможность передать батюшке записку через неё, он их обязательно читает и молиться за каждого человека всю жизнь. Меня все устроило, и я решила воспользоваться услугами этой паломнической службы.
После того, как я написала предыдущий пост, мне стали звонить и писать: как я могла поехать туда, ведь отзывы паломников об этом старце крайне негативные. К тому же, владыка не благословляет и пр. Про владыку я ничего не знаю, но вариантов много. Как бы то не было, на Литургии, однако, отец Иоанникий отчетливо и с любовью помянул своего владыченьку)
На некоторые возмущённые комментарии я могла бы ответить сразу, ещё до того, как побывала в обители. Для удобства я их пронумерую, выделю и буду вставлять по мере необходимости. Например, мне было удивительно читать что:
1. Батюшка деньги заколачивает, организуя к себе самому поездки.
Хочется ответить таким умникам: ну попробуйте, организуйте паломнические службы к самому себе. Кто к вам поедет? Кому вы нужны? Вы вообще задумывались о том, что если люди едут, значит они действительно получают утешение и помощь?
Насчет денег - сомневаюсь, что отец Иоанникий имеет что-то от паломнических служб, но даже если и так, то что в этом плохого? Разве обители не нужны деньги? На ремонт строений, на продукты? Отсюда хочется плавно перейти к второму обвинению:
2. Я приехал, а батюшка меня не принял!
Понятное дело - мало кому хочется задавать вопросы при всех, каждый хочет поговорить наедине. Но страждущих много, а отец Иоанникий один, и он принимает так, как ему удобно, к тому же батюшка - человек пожилой, со здоровьем у него проблемы. И вообще, он не обязан принимать никого. То, что он принимает - уже милость. Нормальный монах должен не принимать, а молиться. Групповые поездки - это оптимальное решение! Не понимаю в чём грех, когда люди приезжают организованно, заранее зная, что батюшка их примет? Это же замечательно, ведь никто не потратит зря время на дорогу. И для батюшки это хорошо - раз в неделю приезжают паломники и чада, отец Иоанникий имеет возможность рассчитать, сколько человек будет на трапезе и пр., а в остальное время он спокойно предаётся молитве. В конце концов, и в миру цивилизованные люди всегда планировали своё время, договариваясь о встрече и встреча проходила так, как удобно обеим сторонам. Но нет, мы особенные - раз старец, значит принимай, потому что к тебе приехал Я !!! Страждущий, жаждущий утешения! Нет, милок, смиряйся и будь как все, одной из овец в стаде Христовом.
Но я отвлеклась.
Микроавтобус отъехал около 17 часов. Несколько человек, включая меня и Ефрема, ехали впервые. Гид, милая приветливая женщина, начала рассказывать об отце Иоанникии, о том, как будет проходить сегодняшняя служба. Я с интересом слушала, но тут она начала рассказывать про правило схимонахини Антонии - какая наступает благодать и успокоение после него. Спрашиваю, кто её научил этому правилу. Отвечает, что старцы. Какие конкретно, она не ответила, но сказала, что схиархимандрит Иоанникий на правило схимонахини Антонии благословение не давал. Если бы я услышала, что батюшка благословлял на это правило, то дальше просто бы не поехала.
Попыталась объяснить гиду и сидящим в микроавтобусе женщинам, что те, кто пользуются этим правилом, раскольники, но гид, естественно, говорила громче, ведь в её руках был микрофон. Мне в руки она микрофон не дала - сказала, что у неё есть благословение на то чтобы говорить в микрофон, а у меня его нет.

Тогда я снова вспомнила о том, что
3 много читала о духовно нездоровой обстановке вокруг отца Иоанникия , и подумала, что батюшка просто не в курсе, что "благословенная" гид, кощунственно глумясь над Таинством Крещения, рекламирует правило Антонии, которое он не благословлял. Нельзя человека крестить после смерти. После аборта надо дела покаяния совершать, а не правилом Антонии себя утешать.

Продолжая разговор о духовно нездоровой обстановке, который будет долгим, хочу сказать о родовых грехах. Это была одна из любимых тем нашего гида после правила Антонии.
Было видно, что гид не читала толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Иоанна, 9 главу:
Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай. Апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: «Положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают.» Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают.
Ин.9:3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его,
Господь в разрешение недоумения их говорит: «Не согрешил ни он (ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его». Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что «родился слеп». Хотя родители его и согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо.
Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез.18:1, 2). А чрез Моисея постановил законом: «да не умрут отцы за сыны» (Втор.24:16).
«Но как же, – скажешь, – написано: «Наводяй грехи отцев на чада до третьего и четвертого рода» (Исх.34:7)?» На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: «Нет, не так. Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие.» Если видим, что нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе.
Кратко: "наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи."
Это святоотеческое учение о "родовом грехе".
"Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие" в принципе, батюшка об этом и говорил - о том, что сложно с родовыми грехами бороться, но это необходимо для спасения. А не так как объясняла гид: "батюшка помолится, отслужит 10, или 20, или 30 Литургий (для кого как) и выведет родственника из ада".
И еще один перл нашего гида: "В выкидышах женщина виновна так же как и в абортах, потому что не сохранила ребенка" - вообще бред. Это то же самое как обвинять мать, у которой ребенок скончался от неизлечимой болезни.

В общем, обидно, что некоторые гиды вместо катехизации о правиле Антонии в микрофон рассказывают. А катехизацию провести хорошо бы. Потому что у батюшки толпы посетительниц нецерковных, ездящих не к Богу, а "к старцу" за пророчествами и ответами на личные вопросы.
Кстати, когда мы, наконец, доехали, читалось Евангелие от Матфея 8:15, и я поняла, что не напрасно пыталась говорить с гидом.

Вскоре нам вручили файл с прайс листом:

На форумах паломники возмущались, что
4. "деньги с людей дерут"
А по мне, так нормальные цены. Не завышенные. Те, кто был в монастырях, со мной согласятся. Особенно умилило, что отчитка стоит 18 рублей.

Я заказала несколько треб и написала письмо батюшке с просьбой помолиться о Юле и Ефреме.
Последняя часть дороги была посвящена сборам: деньги сдавались, чтобы купить продукты на канон, на электричество (потому что в обители задолженность), на свечи, записки, сорокоусты, и т.д. и т.п. Честно говоря, ничего плохого не видела - разве не честь помочь обители? Как мы еще можем помочь? Только деньгами, так зачем же возмущаться?
Сдавали деньги мы в том числе и на свечи. Вспомнила, как некоторые возмущались тем, что
5. в храме не разрешают ставить свечи.
И правильно. Вы знаете, как коптятся своды? В некоторых храмах каждый год отмывают потолок, а затем тратятся бешеные деньги на реставраторов. Я, например, свечи почти никогда в храме не ставлю.
Кстати, когда началось Соборование, свечи раздавали бесплатно! В любом количестве, и даже с бумажечкой, чтобы расплавленный воск не жег людям руки. Где вы еще видели, чтобы свечи бесплатно раздавали? А между прочим, народу было много, тысяча человек, если не больше!

Приехали мы поздно, далеко за полночь. На площади перед монастырём стояли большие экскурсионные автобусы, микроавтобусы и автомобили. Мы с Ефремом "оторвались" от группы и пошли вперёд, так как я боялась, что в храм мы не поместимся, а мне очень не хотелось, чтобы ребёнок провёл ночь на улице. Я вошла в храм. Он был полон под завязку. Слева - женщины, справа - мужчины. Впереди охранники, крепкие неприветливые мужчины лет тридцати. Они не пустили меня на женскую половину, потому что там буквально ступить было негде. Я попросила пустить нас на мужскую половину, сказала, что Ефрем болен и оставить его одного я не могу. Нас пропустили.
Сказать, что в храме непривычно, это не сказать ничего.


6. "Батюшка жалеет денег на ремонт храма".
Сразу скажу, что это неправда. Если бы на ремонт храма не выделяли деньги, он бы давно разрушился. А так всё в порядке: крыша на месте, она не течёт, стёкла в окнах имеются, двери тоже, всё приемлемо, хотя да, всё старое, будто бы в этой точке мира остановилось время.
Обстановка такая, словно только что вышел из машины времени и попал в прошлое. В фильм 50-х 60-х годов.

Окна обычные, не пластиковые. Убранство не современное, аляповатое, а строгое и скромное, но разве это плохо? Почему позолоченные виньетки считаются роскошью? Кстати, действительно, почему? Недавно, с разницей в несколько дней, была в гостях у двух подруг. У обеих кухни были практически одинаковые, в одном из классических монументальных стилей с элементами прованса. Очень красиво, но мне не нравится. Не потому что у меня на такие никогда денег не будет (кстати, правда, не будет)) просто мне больше по душе простые линии хай тек.
На вопрос, почему храм в таком состоянии, батюшка обычно предлагает обратить внимание на состояние наших душ. Слышала, что он даже ругает работников, когда они паутинку по углам снимают. В этом что-то есть, не правда ли? Поэтому, для меня нет ничего удивительного в том, что батюшка оставил храм в аскетическом, первозданном виде. Храм, как он есть, это фактически музей, сохранённый памятник архитектуры! Очень рада, что есть возможность увидеть храм таким, какой он был изначально, а заодно задуматься о чистоте наших душ.


Действительно, чего мы достойны? Что лучше, девственно нетронутые своды храма или фальшивая позолота?

7. Вонючие матрасы на полу
Некоторые матрасы и правда неприятно пахли. Думаю, их просто пожертвовали в том виде, каком они были. Кстати, во время службы на матрасах не отдыхал никто - аккуратно свёрнутые, они лежали вдоль стены "мужской" половины храма. Когда нет службы, на этих матрасах отдыхают те, кто желает остаться на какое-то время в обители.
8. Не могут нормальную гостиницу для паломников построить, что ли?
Думаю, что просто не хотят. Зачем? Чтобы была такая же толпа, как у отца Власия? Не нужна там гостиница, пусть люди смиряются. Что может быть благодатнее, чем поспать на полу в храме? Я бы поспала с удовольствием, но надо было возвращаться. Может быть, когда-нибудь...
Ещё до поездки гид сказала мне, что я могу взять с собой спальный мешок и положить Ефрема спать, если он устанет стоять. Ещё в дороге я предупредила сына, что сегодня он будет спать в храме, и Ефрем с интересом разглядывал мужчин, сидящих на корточках вдоль стен. Некоторые сидели, некоторые стояли - даже мужская половина храма была забита битком. Положить спальник было некуда. Я пыталась просить мужчин подвинуться или уступить место, но они смотрели словно мимо меня или отсылали у другой стене, где было окно. Я подходила к окну, там отвечали, что тут садиться нельзя. Больше всего я боялась, что уставший Ефрем разнервничается, ведь он в силу своей проблемы мыслит линейно: раз ему сказали, что сегодня он будет спать в храме, значит по другому просто не может быть.
На нашу беду мои метания увидела пожилая монахиня, стоящая за свечным ящиком, и стала прогонять меня с мужской половины. Я ответила ей, что у меня больной ребёнок и охранники разрешили мне отстоять службу с ним. Но моё смущение и усталый вид словно распалили её - она начала громко говорить, что Ефрем здоров и его можно в армию отправлять. Когда я ответила ей, что он аутист, она нашла, наконец, как меня отстроить:
- Да он у тебя бесноватый! У тебя бесноватый ребёнок! - начала орать она.

Болезнь не грех. Грех - это злоба. Но монахине, как ни странно, этого было не понять.

Я тяжело вздохнула. Не реагировать на происходящее в душе легко, но надо было что-то делать. У меня оставалось два варианта: либо поставить её на место, либо уйти из храма. Просто уехать и всё. Гид с правилом Антонии, чтица, возглашающая "Госпэ памилуй", агрессивная монахиня - интересное окружение у батюшки! Но я проделала слишком длинный путь, чтобы сдаваться, и ответила монахине:
- Зато Вы вся светитесь!
Она опешила и замолчала.
- Да-да! Смотрите, у Вас, кажется, прорезался нимб!
Холодный душ не помог, через минуту она пришла в себя снова начала кричать, желая чтобы пришли охранники и выгнали меня. Тогда я спросила как её имя, чтобы помолиться о ней, но она не ответила. Пришлось применить мой единственно беспроигрышный метод:
- У меня девять детей, а у вас? Наверное, абортов не меньше девяти? Только тогда монахиня резко замолчала. Пришедший на шум охранник согнал одного из сидящих мужчин, и я, наконец, положила спальник на пол, и счастливый Ефрем улёгся на него.
В уголочке встали муж, жена и их малыш лет трех. Монахиня не дала покоя и им: сказала, что папа должен остаться с сыном один, потому что женщинам на этой половине находиться не положено. Женщина ушла, но не прошло и пяти минут, как малыш расплакался и стал звать маму. Пришлось папе с мальчиком выйти и стоять всю ночь на улице - даже притвор был забит битком, и на женской половине негде было ступить. Неужели монахине совсем не было жаль маленького ребенка, отправившегося из-за ее дури на всю ночь на улицу?
ПАС налицо. Вот вам и "яко ангели".
Раздававшееся с амвона "Госпэ памилуй" нервировало меня. Госпэ - на мой взгляд, слишком фамильярно. Мне, например, не нравится, если Патриарха называют "патрик". Когда началась служба, я не поняла ничего. Сначала решила, что это другой язык, потом сообразила, что
9. батюшка просто не проговаривает некоторые слова.
Отец Иоанникий очень старенький. Возможно, где-то что-то он сокращает, но видимо, на то есть причины - действительно, очень, очень много нездоровых физически и духовно людей.
Вообще, абсолютно всё было странно и непривычно. Но кстати, стоять было совсем не тяжело, сонливость исчезла, чувствовалась легкость, время шло быстро. Сначала было помазание, затем общая исповедь, после неё Литургия, потом Панихида, далее началась отчитка. Я сразу и не сообразила, просто услышала, как какая-то женщина начала рычать и лаять. "Выходи, выходи!" - строго говорил батюшка, а женщина ревела: "Нет!" Сидевший на одеяле Ефрем удивлённо поднял брови, на него отчитка не действовала совсем. Всё это происходило на женской половине, поэтому мы ничего не видели, только слышали. Отчитка прошла быстро и закончилась благополучно. Потом был Крестный ход, затем Соборование.
И у меня, и у Ефрема было состояние покоя и какой-то тихой радости. Несмотря на бессонную ночь, проведённую на ногах, усталости я не ощущала.
10. "Каков поп, таков и приход". На одном из форумов я читала, что многих возмущали охранники - грубые неотёсанные молодые парни, которые, якобы, не выпускали никого из храма. Ложь. И впускали, и выпускали, просто не давали свободно разгуливать по храму. Публика тут разная, есть неадекватные, есть больные, есть бесноватые - к Богу тянутся больные, а не здоровые. Кстати, охранники со мной почему-то были очень любезны и обходительны.
Хочется спросить, а что ждут люди, приезжая к старцу? Им надо чтобы с ними были ласковы и любезны, они желают получить всё на блюдечке, не претерпев никаких искушений и неудобств? Но так бывает только в пятизвёздочных отелях.
Окружение батюшка не выбирал, эти ребята - бывшие алкоголики и наркоманы, которых он вытащил. Почему-то никто не хочет быть милосердным к ним, их укоряют и обсуждают, а они молча несут свое служение. Тяжелое служение.
Охранники, преданные батюшке, работали прекрасно - после службы они разделили толпу на несколько групп (мужчины, мужчины пришедшие впервые, дети, пришедшие впервые, женщины с детьми и пр.) и поставили людей в разных сторонах оград.
Вскоре вышел отец Иоанникий. Маленький, худенький, старенький. Он весь светился. Сначала батюшка подошёл к мужчинам, которые пришли впервые, собрал их в круг, и что-то тихо говорил им несколько минут. Потом он пообщался с детьми - с мальчиками постарше тоже собрав их в кружок, потом отдельно поговорил с младшими.
Немного отступая от темы, скажу, что мне больно видеть, как некотоые священники относятся к детям - с пренебрежением и брезгливостью. А уж болящих они и вовсе откровенно сторонятся, нимало не стесняясь этого. Если у человека нет любви даже к детям, насколько его сердце очерствело, представляете?
Отец Ионникий светился любовью, находясь рядом с детьми. Ласковым голосом он говорил им, что надо постоянно молиться, призывать Бога, когда пишешь контрольную, сдаёшь экзамены. Не буду писать обо всём, но вообще, о молитве он говорил много. Очень просил людей, чтобы они молились. Приблизительно он говорил так: "Сейчас день идёт за три, поэтому вам некогда встать и помолиться перед иконами, как делали наши предки. Но старайтесь не оставлять молитву. Молитесь на ходу, женщины пусть молятся у плиты."


Несколько часов батюшка беседовал с людьми. Услышать в толпе всё, что он говорил каждому, было сложно, но я видела, как люди задумчиво уходили, получив ответ. На лицах многих было интересное выражение - будто бы они решили какую-то тяготившую их проблему неожиданным образом. Ефрем, понятное дело, так и не задал вопрос батюшке, поэтому мы вышли из-за ограды, куда охранники милостиво пустили непосредственно к батюшке тех, кто приехал в обитель впервые. Мы с Ефремом пошли в трапезную - я не видела смысла задавать один вопрос, потому что у меня их было тысяча и один, и все самые-самые важные. На трапезе предлагался суп, гречка, тушеная капуста и овощи. И - да, накладывали в одну и ту же тарелку, что тут такого?
10. Искренне не понимаю возмущения от того, что чай наливали в ту же миску что и суп
Мы быстро поели гречку, соленые огурцы и получили по маленькому кусочку хлеба. Хлеб, и вообще еду здесь берегли до последней крошки.
Как-то женщина с раком желудка подошла к батюшке, чтобы спросить о лечении. Отец Иоанникий ответил, что она исцелиться только в том случае, если будет питаться отбросами с помоек, потому что всю жизнь выбрасывала еду - за это ей и дана эта болезнь.
Ну а мы с Ефремом вытерли тарелку из-под гречки кусочком хлеба и с удовольствием напились сладкого теплого чая. Подумаешь, из одной и той же миски! Ведь в желудке все равно все будет вместе.
Когда мы вышли из трапезной, народу возле батюшки стало меньше. Я встала в толпу женщин, насколько я поняла, приезжающих в обитель регулярно, и слушала их вопросы. Они были похожие, у всех были проблемы с личной жизнью, мужьями и повзрослевшими детьми. Иногда батюшка говорил очень чудно0, стихами. Время от времени, отвечая на вопрос, он говорил короткую проповедь. О молитве, о том как важно любыми способами сохранить семью, о том, что венчаный брак разрушать недопустимо. Женщины получали ответы и уходили, а я тем временем продвигалась все ближе к той ограде, за которой находился батюшка. Наконец, я скорее из интереса, чем в надежде получить ответ, решила разбавить одинаковые вопросы другим, совершенно ни на что не похожим. Всевозможные стандартные ответы на мой вопрос в теории я знала прекрасно и применяла их на практике. Результат, впрочем, был плачевным. Как ответит на мой вопрос батюшка?
Я набралась сил и спросила. За одну секунду он, как рентгеном, пробил меня своим взглядом, после чего рассказал коротенький, в две строчки, стишок.
Эврика. Я опешила. "Спаси Господи", ответила я и выскочила из толпы. Выскочила совершенно другим человеком. Вопрос был один, но батюшка несколькими словами ответил на все тысяча и один, которые у меня были. Этот батюшка - великий человек. Самые духовные и образованные священники, некоторые из которых знали меня не один десяток лет, не могли и близко ответить на этот простой вопрос. Все их ответы были ответами книжников и фарисеев, а не отцов - как отцы они ответить не смогли. Наверное, чтобы суметь ответить как отец, надо любить чадо, как дитя? Мой вопрос был о любви, кстати.
Порадуйтесь за меня, братья, сестры и честные отцы. С этой минуты моя жизнь действительно изменилась. Оказывается, чтобы в один миг изменить жизнь, не надо ни денег, ни каких-то усилий, ни даже чьего-то доброго расположения. Достаточно просто того, чтобы открылось некая невидимая доселе грань самого важного. Я поняла свою проблему. Слава Богу. Как только я это поняла, удивительным образом изменения произошли и во внешней жизни в течение каких-то нескольких часов.
Напоследок, хочется ответить еще на несколько претензий недовольных паломников:
11. Батюшка разговаривает с людьми прямо на улице, не приглашая их .
И правильно делает. Ему не нужно долго рассказывать о проблеме, потому что он видит человека насквозь, и быстро дает исчерпывающий ответ.
12. Батюшка не может и шагу ступить без своих охранников .
Не может, иначе его растерзает, заживо разорвет на мощи толпа страждущих. Именно такие охранники ему и нужны, немногословные, строгие, терпеливые.
13. Батюшку возят на кресле как на троне.
Посмотрим, как вы будете функционировать, когда вам будет под 80 лет. Помолитесь лучше о здоровье отца Иоанникия, если у вас осталось хоть немного совести. Интересно, как можно, будучи христианином, дойти до такого состояния, чтобы упрекать пожилого нездорового человека, служившего всю ночь, тем, что его возят на кресле?


P.S. Фотографий мало, потому что в обители запрещается пользоваться фотоаппаратами и мобильными телефонами. Простите за ошибки в тексте - писала с телефона, а у меня автозаполнение, которое вечно склоняет глаголы по-своему и выкидывает еще много разных фортелей)
P.P.S. Если у вас есть хороший духовник, который является для вас примером, то ничего лучшего не ищите.
Если интересно, потом могу написать подробнее о том, как отец Иоанникий благославляет чад молиться.
И напоследок, один совет батюшки, который мне очень понравился:
"Лучше мало знать да делать, чем много знать и не делать"
В наш век, когда горе от ума закрывает очи духовные, этот совет мне кажется очень актуальным.

А теперь настал черед рассказать о последнем владельце Мурованных Куриловцев. Итак, в 1870-м году Александр Станиславович Комар продает свое имение адмиралу Императорского флота Николаю Матвеевичу Чихачеву. Имя этого выдающегося человека связано не только с Мурованными Куриловцами, но и с каким бы вы думали городом? С моей родной Одессой!

Николай Матвеевич Чихачев.
1895 год.

Кем же был адмирал Николай Матвеевич Чихачев ? Родился он в семейном имении Добрывичи Псковской губернии, в морской семье. Его отец, Матвей Николаевич Чихачев получил отличное образование, которое заканчивал в Англии, знал 6 языков. Он встретил войну 1812 года командиром роты Морского Гвардейского экипажа и прошел при этом всю сухопутную кампанию 1812 года и заграничный поход. Уволился в запас в чине капитана II-го ранга, поучаствовав в 18 морских кампаниях. Матерью была Софья Дмитриевна Урусова . По стопам отца сына в 1848 году определили по морскому делу и отправили учиться в Петербург, в Морской Кадетский Корпус. Через два года он уже участвовал в довольно серьезной географической экспедиции под командованием Невельского, в ходе которой составил подробное описание залива Де-Кастри… Через много лет описанный когда-то им залив будет назван его именем… В 1854 году он становится старшим офицером корвета "Оливуца", через год — его командиром. В 1856 году Николай Матвеевич основал первое долговременное поселение на Сахалине. В том же году назначен Начальником штаба Сибирской флотилии. В 1860 году он становится командиром новейшего парового фрегата "Светлана" и адъютантом Великого Князя Константина Николаевича, младшего брата Императора Александра II и одного из идейных вдохновителей и проводников великих реформ второй половины XIX века.

В 1862 году происходит знаковое для Николая Матвеевича событие — он становится Директором-Распорядителем Русского Общества Пароходства и Торговли, знаменитого РОПИТ, прообраза не менее знаменитого впоследствии Черноморского Пароходства, увы также как и РОПИТ, ныне покойного. Общество ставило своей целью организацию морской торговли на Черном и других морях, поэтому логично, что контора (не главное правление) его расположилась в Одессе, в б. дворце знаменитого графа Вита. Так в нашем городе на долгие годы и появился Николай Матвеевич. Так же, очевидно, у него появились деньги на покупку у Александра Станиславовича Комара имения в Мурованных Куриловцах. Незадолго до покупки имения Николай Матвеевич становится Контр-адмиралом. Именно при Николае Матвеевиче РОПИТ превратилась в значимую компанию в масштабах страны, ее акции котировались на Санкт-Петербургской бирже. В годы правления РОПИТом Чихачев предпринимал усилия не только в наращивании объемов торговли, но и в создании обеспечения для этого — для обслуживания кораблей — были построены механическая, котельная и литейная мастерские, паровой подъемный кран для грузов до 70 тонн. В 1866 году началась подготовка квалифицированных рабочих и механиков для нужд Общества. Были построены судостроительные мастерские в Одессе и в Севастополе…. К 1869 году РОПИТ располагал 63-мя судами, плававшими на 20 регулярных линиях в Черном, Азовском, Средиземном морях и Атлантическом океане. Кроме заграничных было и 12 внутренних регулярных линий.
Мне нравятся названия кораблей РОПИТовского флота — среди грозных "Император Александр II" или "Великий Князь Михаил" попадаются милые "Голубчик" "Гусь", "Воробей", "Дядя", "Индюк", "Матушка"…)
Помимо РОПИТ в Одессе Николай Матвеевич был среди учредителей Бессарабо-Таврического Банка, который я описываю вот . Также он был директором Общества Одесской Железной Дороги, был активным членом Общества Спасения на водах, где его именем была названа одна из станций спасения на берегу. В Одессе он проживал на Бульваре, в доме 12. В Одессе, 14 мая 1876 года у него родился младший сын — Дмитрий Николаевич. Правда, вполне вероятно, что и другие дети родились в Одессе, но это не подтверждено.
Николай Матвеевич возглавлял РОПИТ вплоть до 1876 года, но не уехал из города — в 1877-78 гг., в период Русско-Турецкой войны он возглавил оборону города. После этого его карьера развивалась не менее стремительно — в 1880-м году получает звание Вице-адмирала, а в 1884 году — становится Начальником воссозданного Главного Морского Штаба и командиром Балтийской эскадры. В 1885, 1886 и 1887 был несколько раз временным Управляющим Морским Министерством, а с 10 декабря 1888, вплоть до 1896 — Управляющим Морским Министерством. Т.е. в Мурованных Куриловцах жил не кто иной, как Морской Министр Российской Империи. К тому же в 1892 году ставший полным Адмиралом, а в 1893 — генерал-адъютантом Свиты Его Величества. Правда тогда он уже не жил в Одессе, а проживал в Санкт Петербурге, на Гагаринской набережной. Адмирал Чихачев был преданным слугой Императора Александра III, в правление которого он был на вершине своей карьеры. В память коронования своего государя он выстроил в Мурованных Куриловцах часовню.
25 февраля (по ст. ст.) 1893 г. по Всеподданнейшему докладу Министра внутренних дел ходатайства Одесской Городской думы, последовало Высочайшее соизволение на присвоение звания почетного гражданина города Одессы адмиралу Чихачеву.
Закончил Николай Матвеевич свою карьеру Членом Государственного Совета, где с 1900-по 1906 год был Председателем Департамента промышленности, наук и торговли. Он увековечен на знаменитой картине Ильи Репина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". За свою службу был удостоен множества русских орденов и монарших благодарностей. Среди наград были и иностранные — французский Почетного Легиона, прусский Красного Орла I-й степени, датский орден Большого Креста, сербский Такова I степени и других.

Герб рода Чихачевых.

Прежде чем я закончу свой рассказ об адмирале Чихачеве, предлагаю отправиться в парк имения. На самом деле место, которое в далекие годы выбрали для себя еще Чуриловы, очень живописно и наверняка по красоте не уступит Малиевцам. Имение расположилось вдоль реки Жван, в парке можно найти множество валунов, многие из которых были превращены в своеобразную парковую мебель… В XIX веке в парке имелось несколько домиков-павильонов. Rolle, побывавший в этом парке описывает два из них как небольшой охотничий и домик для гостей. Третий — располагался ближе всего к мостику, укрытый деревьями, с балконом, висевшим над пропастью и чудесным видом, с него открывавшимся… Дом был немаленький — он имел два этажа, на первом был три покоя для служб, на втором этаже — спальни, кабинет и два салона — большой и маленький. У подножья дома протекала речка, в которую впадало несколько ручейков, создававших каскады…

Первое что попадается в парке — помимо потрясающей осенней красоты, увы заснятой мной в слишком темное время — это огромные валуны, мимо которых то и дело проходит главная парковая аллея


Часть валунов обработана — например, здесь из камня сделана открытая площадка и выточен каменный стол.


«Мурованные Куриловцы, местечко, принадлежащее дворянину Псковской губернии, генерал-адъютанту адмиралу Николаю Матвеевичу Чихачеву (православный). Владетель живет в г. С.-Петербурге, Гагаринская набережная, дом №12. Всей земли в имении 1461 десятина, в том числе: усадебной — 14 десятин, пахотной — 896 десятин, леса — 417 десятин, и неудобной — 134 десятины. Представитель имения — управляющий Константин Егорович Скачков» *.

* "Поместное землевладение в Подольской губернии", составил В.К. Гульдман, 1898

Красавец!

Два огромных каменных валуна обрамляют каменную же скамью между ними…

Внизу видна река…

На другой стороне видны остатки какого то каменного сооружения.

«…Ныне в Куриловцах жителей 3,823 душ обоего пола, в том числе 1.212 душ евреев. Дворов 652, из них — 444 — собственных и 208 — на чиншевом праве. Церковь — 1 (1787 г.), часовня (в память священного коронования 15 мая 1883 года)- 1; еврейских молитвенных домов — 3. Сахароваренный завод (основан в 1842 году) 1; чугунно-плавильный-литейный завод-1; водяных мельниц- 4; лавок — 25; ремеслянников — 124. Торжков 26 и базарных дней в году — 52. Одноклассное народное училище (основано в 1863 году), в нем учащих 3 и учащихся 70 (57+13). Волостное правление. Почтовая станция, с приемом корреспонденции. Аптека…" *

* "Справочная книжка Подольской губернии", составил В.К. Гульдман, 1888.

В довершении рассказа о Николае Матвеевиче Чихачеве хотелось привести несколько важных штрихов — например то, что в трудную минуту именно адмирал Чихачев пришел на помощь великому русскому ученому Дмирию Ивановичу Менделееву когда у того был конфликт с Министром Просвещения и он остался без работы. Николай Матвеевич привлек его к созданию бездымного пороха. Им была организована лаборатория, результатом работы которой явилось создание пироколлодийного пороха.

"С председателем Русского общества пароходства и торговли, адмиралом Николаем Матвеевичем Чихачевым, мы сработались, и надо сказать, что работа с ним была удовольствием. В нем не было ничего от бюрократа; он был живым и энергичным человеком, умным, инициативным и с хорошей русской смекалкой. Самое же главное, работал он не потому, что от этого могла получиться какая-нибудь польза для него лично, а просто потому, что любил работу как таковую и себя в ней видел не дельцом, а человеком общественным. На свою работу он смотрел как на важное для России дело"*

* Николай Егорович Врангель. (отец Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России).

Супругой Николая Матвеевича была баронесса Евгения Федоровна Корф. У них было 9 детей. Его старший сын, Николай Николаевич Чихачев родился 1 декабря 1859 года, был статским советником и камер-юнкером Высочайшего Двора. Работал при Министерстве Внутренних Дел, а затем избрал политику и был депутатом IV Государственной думы от Киевской Губернии, принадлежал к фракции националистов. В соседнем, Могилев-Подольском уезде ему принадлежало два имения — Посухов и Татариски.
Дочь Николая Матвеевича, Евгения Николаевна Чихачева была фрейлиной Высочайшего Двора. В том же Могилев-Подольском уезде ей принадлежало село Мытки. Из других детей вокруг Мурованных Куриловцев расположились имения младшего сына Дмитрия Николаевича Чихачева — в Моглиев-Подольском уезде это были Галайковцы, а в Ушицком — Сказинцы. Он, как мы помним, родился в Одессе в 1876 году, образование получил в Александровском лицее, который окончил в 1897 году с золотой медалью. В 1899-1906 годах занимал должность Могилев-Подольского уездного предводителя дворянства, а в начале 1906 года был избран Председателем Подольского общества сельского хозяйства, коим пробыл до своего избрания в III Государственную Думу от Подольской, губернии, кстати став депутатом даже ранее старшего брата. Затем он был переизбран и в IV Думу, Оба брата принадлежали к русской национальной фракции. В III-ей Думе Дмитрий Николаевич был секретарем фракции. Как и старший брат Николай, Дмитрий был камер-юнкером, а впоследствии получил чин камергера Высочайшего Двора. У себя на малой родине, в Могилев-Подольском уезде, Дмитрий Николаевич ежегодно организовывал приюты-ясли для крестьянских детей, а в Мурованных Куриловцазх организовал сельскую ремеслянную учебную мастерскую, коей заведовол на правах почетного смотрителя. В 1919 году вступил в Добровольческую Армию и был убит под Севастополем в том же году. Его супругой была графиня Софья Владимировна фон-дер-Остен-Сакен. Ей удалось эмигрировать, она умерла в Париже в 1944 году.. Самому адмиралу Чихачеву помимо Куриловского имения принадлежало и куда большее по количеству земли имение Березова в Могилев-Подольском уезде.

Дмитрий Николаевич Чихачев.

Николаю Матвеевичу Чихачеву повезло — он умер 2 (15) января 1917 года, не дожив немного до уничтожения страны, которой он служил верой и правдой долгие годы. На специальном поезде, предоставленном Императором, тело Николая Матвеевича Чихачева было перевезено в его родное имение в Псковской деревне, Добрывичи, где он родился…
Именем адмирала Чихачева названы помимо упоминавшегося залива в Японском море, остров в этом же море, остров в Корейском море, мыс в Татарском море…

Оптинский патерик Автор неизвестен

Схимонах Михаил (Чихачев)

Схимонах Михаил (Чихачев)

Схимонах Михаил (Чихачев) - близкий духовный друг и сподвижник святителя Игнатия (Брянчанинова). Будучи послушниками, они на протяжении года подвизались в скиту Оптиной пустыни. "Не будь у меня такого друга, - писал схимонах Михаил о святителе Игнатии, - который и благоразумием своим меня вразумлял, и душу свою за меня всегда полагал, и вместе со мной всякое горе разделял, не уцелел бы я на этом поприще - поприще мученичества добровольного и исповедничества". В 1831 году Дмитрий Брянчанинов был пострижен в малую схиму с именем Игнатий и вскоре назначен игуменом Лопотова монастыря близ Вологды. Здесь он сам облек своего друга Михаила Васильевича в рясофор и руководил его в духовной жизни уже как настоятель и духовник. Отец же Михаил со своей стороны проявлял сердечную заботу о друге. Когда он увидел, что и без того слабое здоровье отца Игнатия совсем расстроилось из-за сырого климата болотистой местности, на которой находился монастырь, он поехал в Петербург хлопотать о перемещении друга в более здоровую местность. Отец Михаил был принят митрополитом Филаретом (Дроздовым) и получил заверение в том, что отец Игнатий будет переведен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь.

Но Господу было угодно поставить святых иноков на иное поприще служения. Государь император Николай Павлович изволил приблизить бывших своих воспитанников к Северной столице, призвав их к восстановлению Сергиевой пустыни.

Главным помощником отца Игнатия в этом деле стал отец Михаил (Чихачев) - знаток устава, превосходный певец и чтец. И во всех скорбях отца архимандрита за 23 года настоятельства друг был его сотаинником и сомолитвенником.

После ухода святителя Игнатия на покой, по взаимному решению, отец Михаил (Чихачев), посетивший своего друга-святителя в Бабайках, остался до конца дней в Сергиевой пустыни. Здесь с благословения святителя Игнатия он в 1860 году принял схиму с именем Михаил. И потом в течение семи лет он нес послушание "корреспондента" (по словам епископа Игнатия) - докладывал своему другу о делах в монастыре и епархии, а также о духовных чадах владыки.

Отец Михаил (Чихачев) не достиг высоких иерархических степеней и к ним не стремился. Ему всю жизнь нравилось тихое, незаметное положение, он всегда старался быть незаметным при своем друге и устранял от себя всякое покушение разглашать что-либо о каких бы то ни было его особых духовных дарах. Одно было явно всем видевшим и знавшим его - истинное смирение подвижника Сергиевой пустыни.

Схимонах Михаил отошел ко Господу 16 января 1873 года, пережив своего друга на шесть лет. Ныне честные мощи схимонаха Михаила обретены и пребывают во вновь возрождающейся Приморской Троице-Сергиевой пустыни.

СХИМОНАХ ФЕОДОР Жизнь схимонаха Феодора представляет пример неустанного стремления к нравственному совершенствованию среди постоянной борьбы и множества испытаний.Он родился в 1756 г. в городе Карачеве Орловской губении. Его отец был из купеческого звания, мать из

IV. Схимонах Стефан В 1899 году июля 21 дня скончался схимонах Сергиевой Лавры Стефан, в монашестве Савватий. Он происходил из дворовых людей; как только произошло освобождение крестьян, он покинул мир и поступил сначала к «блаженному» Филиппишке в киновию, которая тогда

Схимонах Иларион (Козлов) (†5/18 марта 1850) В миру Иван Космич Козлов. Житель города Москвы. Был в свое время женат и имел детей и внучат. Был богат и пользовался почетом у московских граждан. Служил в разных комитетах, и грудь его была украшена медалями; но в нашествие в 1812

Схимонах Иоанникий (Руфов) (†30 апреля /13 мая 1815) Начало благочестивому пустынножительству на месте, занимаемом ныне скитом Оптиной пустыни, положил схимонах Иоанникий, смиренный старец-подвижник, живший в конце XVIII - начале XIX столетия. Возлюбив совершенное безмолвие,

Схимонах Иоасаф (Моисеев) (†25 марта /7 апреля 1976) Схимонах Иоасаф (Петр Борисович Моисеев), один из последних Оптинских старцев, родился в 1887 году в Калужской губернии, в 30 километрах от Оптиной. Однажды он вместе с 14 своими братьями сильно провинился перед матерью.

Схимонах Геннадий (Туманов) (†2/15 сентября 1899) В миру Герасим Иванович Туманов, сын государственных крестьян Тверской губернии Бежецкого уезда Ивана и Евдокии Тумановых. Он был единственный сын у родителей и любимец отца. Неизвестно, по какой причине жил несколько

Схимонах Кирилл (Мусатов) (†25 апреля /8 мая 1892) В миру Константин Сидорович Мусатов. Из крестьян Рязанской губернии Данковского уезда, села Юросопова. Поживши прежде несколько месяцев в скиту, он возвратился на родину и там проводил монашескую жизнь. Потом, когда ему

Схимонах Леонид (Бочаров) (†4/17 декабря 1853) Родился в 1783 году 18 июля от православных родителей Тихона и Евдокии Бочаровых, мещан города Карачева Орловской губернии, и в крещении наречен Иакинфом. На 22-м году от рождения проездом из Киева молодой Иакинф заехал в Чолнский

Схимонах Нестор (Фуфаев) (†25 января / 7 февраля 1905) В миру Николай Васильевич Фуфаев, родом из мещан города Торопца Псковской губернии. Поступил в скит холостым в молодых летах 24 декабря 1864 года. Ему было от роду лет 20. Когда появилось у него желание иноческой жизни, он, по

Схимонах Николай (Книжников) (†3/16 декабря 1907) В миру Николай Васильевич Книжников, родом из крестьян Воронежской губернии Богучаровского уезда Новокрушинской волости и слободы, малоросс.Поступил в скит 27 мая 1894 года уже в старых летах. Ему было более 60 годов.30 марта 1895

Схимонах Николай (Лопатин) (†10/23 мая 1893) В миру Николай Георгиевич Лопатин. Из потомственных почетных граждан города Ярославля. Родился 13 июня 1864 года. Поступил в скит 5 ноября 1890 года. Был здоровья слабого. Послушание его было вместе с другими читать Псалтирь по

Схимонах Пахомий (†1/14 декабря 1890) В миру Пахомий Марков, из крестьян Елецкого уезда Орловской губернии. Поступил в скит в 1878 году 53 лет. Был в скиту несколько времени привратником и вместе с тем мостил иногда камнем дороги. Отличался особенным усердием к послушанию.

Схимонах Сергий (Пономарев) (†7/20 апреля 1881) В миру Стефан Никитич Пономарев, родной брат бывшего скитоначальника иеросхимонаха Илариона (скончавшегося 18 сентября 1873 года), сын рядом погребенного с ним его родителя Никиты Филимоновича Пономарева, в монашестве монаха

Схимонах Тимон (Трунов) (†22 января /4 февраля 1894) В миру Тимофей Петрович Трунов, родом из мещан города Коломны Московской губернии, но жил долгое время в Москве, работал на ткацкой фабрике и управлял некой частью работавших на фабрике женщин. Рассказывал он, что однажды во

Схимонах Феодот (Герасимов) (†16/29 января 1900) В миру Феодор Иванович Герасимов, из крестьян Тульской губернии Ефремовского уезда Дмитриевской волости деревни Лоташка. В раннем детстве остался от родителей сиротой. Сказывал он, что в начале 40-х годов прошлого XIX века в их

Вчера меня попросили на форуме защитить о. Иоанникия, а я сказал, что не буду этого делать там, и пообещал у себя рассказать о нем. Выполняю обещание:
Я приехал в Пестяки в 1993 году и сразу же услыхал от жителей, о необычном батюшке Иоанне в Чихачах. К тому времени он окрестил половину Пестяковского и Верхнеландеховского района, и все крещеные были восхищены его поведением. Конечно я собрался с духом и отправился к нему в Чихачи. С тех пор мы стали друзьями, и я честно скажу, что полюбил его. Мы много встречались, я много возил к нему своих "подопечных", я видел много удивительного, но пусть обижаются на меня его "фанаты", я не видел ничего необычного. Все его действия, все его разговоры - это обычная практика хорошего священника. Да он не прост? да он, для экономии времени иногда провоцирует прихожан,но всегда это у него идет от любви и желания помочь, как можно большему количеству людей.
Я бы мог рассказать десяток забавных историй, связанных с посещением его и удивительных изменений в человеке, связанных с его служением, но не хочу уподобляться процветающему, сейчас, стилю "забавных" житий. То, что он делает это огромный, тяжелейший труд, который выполнить можно, только с помощью Бога.
Отвечу на несколько "обвинений" которые идут в его адрес.
1. Он уходит не в затвор а в запой.
Никогда в жизни не видел его выпивши. При этом "затвор" никогда не был для меня препятствием.Когда мне при приезде сообщали, что он опять в "затворе", и никого не пускает, я шел к определенному окну, читал в слух молитовку, и он всегда принимал меня. Ни разу, я не видел на его столе бутылки, ни разу он не предложил мне выпить. Никаких "запоев", я считаю -нет. Больше того, у меня на исповеди раз была его "староста", которая очень каялась, в том, что это она распускает такой слух.
2. Он "колдун"
Я не однократно служил с ним в алтаре, и бывал на отчитках. Ничего необычного и самодельного он не делает. О.Иоанникий читает на отчитке 12 молитв об изгнании беса, которые есть в больших требниках для священников. Читать эти молитвы не запрещено ни одному клирику. Я сам имею благословение, на их чтение, и не раз проводил молебен из них, для наркоманов. Все остальные службы он ведет по обычному чину, стараясь соблюдать правильное время служения.
3. У него нет условий, люди спят на полу в храме.
Условий действительно мало. И даже то, что видите вы вокруг, в основном построено частными лицами, и дано ему в пользование (а то и не дано) с особыми условиями.
- Как ты меня называешь? - раз спрашивает он меня.
- Отец Иоанникий, схиархимандрит Иоанникий - отвечаю я в недоумении
- А то, что они меня называют старцем, ты знаешь? - продолжает он опрос
- Ну, знаю! - отвечаю я
- Вот скажи - зачем они это делают? зачем они вешают объявления и везут людей "к старцу"? Зачем они всем обещают, что я их вылечу? Какой я старец?!. Я обычный священник и делаю то, что полагается делать всем священникам. Я же не виноват, что они этого не делают, и я получаюсь как белая ворона.
Я успокоил его,тем, что сказал, что ругающих его не меньше чем восхищающихся им и он на это рассмеялся.
Все, что у него происходит происходит совершенно добровольно. Претензий что нужно спать на полу в храме предъявить некому, так как Вы сами принимаете это решение. Но я видел знаменитую журналистку, "проспавшую" в храме две недели, и сменившую жизнь после этого кардинально, на светлую и добрую. Я видел бывшего наркомана, провалявшегося в храме больше месяца, но ставшего в последствии дьяконом (сейчас уж может и священником) Я видел многих, спавших на этом полу, которые считают, что это было самое значимое событие в их жизни. Но нужно сказать, правду - есть же и другие места. Есть ежедневное бесплатное кормление, есть организованный труд. Есть множество людей получивших здесь помощь.
4. Он всех "пугает" концом света.
Не всех. А тех, кого хочет получше узнать. Я увидел, что "конец света", "царская семья" и еще несколько тем, которые он использует, как инструмент, для того, что бы быстро узнать о человеке главное. Реакция на эти темы, бывает бурной, и человек сразу раскрывает свою суть. Меня от тоже, не раз пытал "концом света", но однажды я ему сказал:
- Батюшка, ты мне перову рассказывай, когда к тебе придет очередное "зрение" о какой нибудь трагедии - я помолюсь и её не будет. Почему ничего не исполнилось того, что ты мне 10 лет рассказываешь? Потому, что я выхожу от тебя, читаю молитвы, чтобы этого не произошло,(это правда) и ничего не происходит. Поэтому - сообщай мне. Можно по телефону.
Он посмеялся, обозвал меня хитрецом, и больше никогда не пугал никакими катастрофами.
6. К нему ездят психи и наркоманы.
Причем наркоманов, я к нему начал возить. Он когда услыхал с кем я приехал, попросил меня, сначала рассказать, что я об этом заболевании думаю. Я все рассказал и он вышел к группе ребят приехавших со мной. Такой беседы с ними, я никогда ни от кого не слышал. Это была "великая" проповедь любви и милости к ним. В конце они все, не сговариваясь, встали перед ним на колени, и целовали ему руки. Я плакал, и с тех пор все наркоманам повторяю его слова "Они проходят испытание тяжелее чем было у первохристиане, и выжившие могут стать великими людьми". Потом они стали ездить к нему сами и жить по долгу. И правильно делают. Жаль, что никто не построил там большого корпуса, для более правильного проживания их там.
Бешеные, или психически нездоровые люди, тоже туда ездят в большом количестве. Присылают на отчитку в Чихачево и из Троице - Сергиевой Лавры. А куда им ездить? Вместо установленных церковью отношений к ним, они находят в других храмах, только смех и гонения. Думаю, что он один, сделал для них больше, чем Алексеевская больница в Москве. И то, что он их не гонит, и занимается с ними как может - это его великий подвиг.
5. Он хочет стать святым, вот и "играет эту роль".
Ну а кто не хочет стать святым? Любой православный, не только хотеть, но и всеми силами стремиться к этому должен. При этом одни действительно "играют роль", а другие просто служат Богу всеми силами и все. Не удержусь, расскажу одну забавную историю. Ходили разговоры, что у него на службе бешеные кричат и падают на пол. Я видел, как это происходит, но особенно жалко всем было одну женщину, которую колошматило регулярно и орала она громко. Я несколько раз её увидал и понял, что это театр. "Прижав" её я добился того, что бы она пошла к батюшке и призналась. Он выгнал её "с треском", а мне говорит:
- А я то думаю, чего это происходит. Самому страшно к ней подходить.
Однажды я встретил её в другом храме, где она была "на ящике" и не падала и не орала. Я, по старой дружбе", распросил её, зачем она это делала. А она честно и откровенно сказала:
- А я хочу, что бы батюшки считали святы - чудотворцем, вот и показывала, как действует его отчитка. Я посмеялся, такой наивности, но оценил её любовь. В следующий раз я ему рассказал об этом, и мы вместе посмеялись (но бывают и настоящие проявления бесов).
Сам он очень почитает Новомученика Иоанна Доброхотова из Чихачево. Я занимался историей жизни, собирал документы на канонизацию, и встречался с родственниками Новомученика Иоанна. Простой сельский священник - и столько мужества. У отца Ионикия тоже это мужество есть. Однажды мы с ним вышли во двор и он подвел меня к одному месту:
- Вот здесь они его убили! Вызвали со службы и просто выстрелили в лицо. Если дураки "додумаются" и меня так убьют - я буду рад. - сказал отец (Иоанн) Иоанникий.
Но смерть я ему "отдалил".
В 1995 году, мы делали у храма парк, и мне очень хотелось поставить, в честь павших в ВОВ камень с надписью "За веру отечесвто и народ, жизнь свою положившим". Парк был к маю готов, а вот камня я не смог найти. Тогда я, почему -то, решил поехать к отцу (тогда еще Иоанну) и спросить его совета. А поехал не - на машине, а на попутке, с желанием пройтись от большой дороги до Чихачева пешком и помолится. Иииииду! Читаюи молитву! Вдруг на обочине камень - как раз такой какой мне надо. А лежит уже около Чихачево. Я бегом к о. Иоанну:
- Отдай камень! - говорю ему
- Да ты что - отвечает он- я его себе на могилу берегу.
Я нашелся и говорю ему:
А сколько еще жить собираешься?
- Ну лет десять надеюсь - ответил он
-Я ему и говорю:
- Давай я помолюсь, что бы ты прожил 20 лет, а ты мне отдашь камень. И рассказал, зачем он мне нужен. Он согласился. Не знаю, что ему больше понравилось 20 лет прожить, или память погибшим почтить, но камень встал на свое место в парке. А 2015 году, будет и 20 лет с того времени:-)

Мои советы посещающим Чихачево:
1. Никогда не ждите, что с вами что - то там произойдет и что вообще попадете на службу и отчитку.
2. Никогда не думайте, что это "делает" отец Иоанникий - все происходит по воле Бога.
3. Никогда не предполагайте, что за деньги или за ваше "звание" к вам будет особое отношение.
4.Лучше ездить в Чихачи не группой. Сюда едут больные - поэтому поведение одного человека, может испортить настроение всей группе.
5. Уезжая "на один день", имейте в запасе впереди еще несколько, так - как часто одним днем люди не обходятся.
6."Не ездите в Чихачево - Бог везде один и получить от него помощь, можно в любом храме". - так мне велел сказать о. Ионикий монахиням их Польши, которых он так и не принял.
7. Никогда не ездите в Чихачево из любопытства. - чужие бесы станут вашими. В основном все осуждения, я слышу именно от "любопытных", которые ездили туда поглазеть на кричащих и падающих, полюбопытствовать "отчитками" - вот они теперь и ходят злые и раздраженные, так как выгнанные бесы, из тех падающих, находят "гнезда" в душах любопытных. Здесь в прелесть и бешенство, даже не крепкие иереи, игумены и епископы, приходили, приехав сюда поглазеть на происходящее. Нет нужды - не ездите ни за что!
Я когда нибудь напишу большую книгу, про всех "старцев" с которыми я встречался и общался. Как -то так складывается, что с большинством из них, у нас складываются дружественные и личные отношения. (у меня такой характер, что не дружить со мной может только дурак) Я их не сравниваю друг с другом, но я счастлив, что живу в одно время, с такими светильниками православия, среди которых и схиархимандрит Иоанникий. У них труднейшая жизнь, у них величайший подвиг, усиливающийся с каждым годом, нерадениями других клириков, отвлечением церкви, на какие - то развлечения, политику и еще не знаю что. Клоунов церкви, стало больше чем старцев, и поэтому поток к таким ка о. Иоанникий не ослабевает. И дай Бог ему сил еще на много лет!

Герб рода Чихачёвых

Род Чихачёвых упоминается в русских летописях с XVI века.

Род Чихачёвых был самым многочисленным дворянским родом Новоржевском уезде Псковской губернии и находился в родственных связях со многими другими известными помещиками: Философовыми, Львовыми, Неёловыми, Шульгиными и, наконец, с Ганнибалами (Исаак Абрамович Ганнибал был женат на Анне Андреевне Чихачёвой).

Описание герба Чихачёвых:

"В щите имеющем серебряное поле изображена бычачья голова черного цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с Дворянскою на нем Короною, на поверхности которой виден Лев в Короне, имеющий в лапах Меч, остроконечием вверх подъятый. Намёт на Щите серебряный подложенный красным..."

Храм в честь Тихвинской Иконы Божией Матери в деревне Добрывичи (современный Бежаницкий район Псковской области) построен в 1807 году знаменитыми помещиками Чихачевыми.

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери
в деревне Добрывичи

Добрывичи - родовая усадьба Чихачевых.
Строительство храма началось в 1790 году. Храм выстроен в стиле ампир, перекрыт шлемовидным куполом с голосниками, великолепно декорирован, имеет два придела в честь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Храм-ротонда построен под вдохновением от Иерусалимского храма, плиты под ногами и светильники, как в Иерусалимском храме, напоминают о Святой Земле. Уникально устройство иконостаса, амвона, самого храма, который имеет шатровое покрытие, купол-шатер. В сводах купола храма вмурованы горшки-голосники, древнее устройство, поэтому акустика здесь идеальная, голоса священника и хора получают объем и величественность.

Родовой склеп Чихачёвых в подцерковье был разорен. Сохранилось захоронение Н.М. Чихачёва. В конце 1990-х годов на могиле адмирала была установлена мемориальная плита из розового полированного гранита. Согласно постановлению Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542 захоронение адмирала Н.М. Чихачёва принято под охрану.

Данило Чихачёв (конец XV - начало XVI века) был воеводой в пограничной со шведами крепости Надис и погиб, защищая её в 1580 году.
В 1624 году Чихачёвым пожалована грамота на поместья в Псковских землях, и с тех пор потомки дворянского рода Чихачёвых служили на самых разных поприщах: государственном, военном и учёном.

Матвей Николаевич Чихачёв был коллежским советником и новоржевским предводителем дворянства (1783 год). В 1789 году предъявил "подлинную грамоту своего деда Анкидина Сергеевича 1688 года" Псковскому дворянскому депутатскому собранию и вместе с сыновьями Николаем и Дмитрием был "признан в древнем дворянстве и внесен в 6-ю часть дворянской родословной книги Псковского наместничества". Был первым Псковским губернским предводителем дворянства, действительным статским советником.

Сын Матвея Николаевича, Николай Матвеевич Чихачёв (? - 31.03.1819) - действительный статский советник, до своего ухода в отставку служил в столице. В конце царствования Екатерины II в звании бригадира был советником у директора Академии Наук княгини Е. Р. Дашковой. В Петербурге у него был собственный дом, а в Псковской губернии Н. М. Чихачёву принадлежало 12 деревень с селом Добрывичи во главе.
Николай Матвеевич Чихачев скончался "в 1819 году 31 марта", похоронен в построенном им храме иконы Тихвинской Божией Матери в Добрывичах. У Николая Матвеевича было два сына - Матвей и Михаил, и три дочери - Прасковья, Вера и Елизавета. Сыновья пошли в морскую службу.

Старший, Матвей Николаевич Чихачёв (1786 - 1841) , прошёл всю сухопутную кампанию 1812 года и заграничный поход 1813-1815 годов. Он имел немало наград, участвовал в 18 морских кампаниях и уволился в отставку по болезни в 1822 году капитаном II ранга. Закончил морское образование в Англии, знал 6 языков. Похоронен на фамильном кладбище возле церкви во имя Тихвинской Иконы Божией Матери, рядом с другими представителями рода Чихачёвых.

Младший, Михаил Николаевич Чихачёв , как и его старший брат, поступил в Морской кадетский корпус в 1801 году. В 1807 году он становится гардемарином и на фрегате «Малом» и катере «Гонце» плавает между Кронштадтом и Свеаборгом. В конце 1809 года он производится в мичманы. В 1812 году он переводится в 3-ю эскадру под команду капитан-лейтенанта Козина и на канонерских лодках плывёт в Ригу, где участвует во взятии Митавы. В 1813 году под Вексельмюнде принимает участие в трёхкратном сражении с французами. В послужном списке за 1813 год начальник Чихачёва капитан-лейтенант Козин отмечает: «При бывших действительных сражениях против неприятельских крепостей на форваторе и в команде храбр... В команде своей иметь за честь поставляю». Зиму 1813-1814 годов эскадра провела в Кенигсберге. По возвращении из Кенигсберга в Свеаборг М. Чихачёв был произведён в лейтенанты. В 1815-1817 годах Чихачёв крейсировал вдоль берегов Балтийского моря на бриге «Феникс» и «Тернео». С 1817 года он служит в 13-м флотском экипаже в основном на прибереговой службе в Кронштадте. Всего Чихачёв пробыл в море свыше 5 лет. В конце 1821 года он подаёт прошение об отставке по болезни. В прилагаемом медицинском свидетельстве у него признаётся ревматизм груди, рук и ног, а также кровохарканье и близость к чахотке - Михаил Николаевич Чихачёв не отличался хорошим здоровьем. Его прошение было удовлетворено, и он уволен приказом морского министра с чином капитан-лейтенанта.
Выйдя в отставку, Михаил Николаевич поселился в псковских родовых вотчинах. От отца ему досталось 179 душ (данные 1828 года из списка дворян, участвующих в выборах), а позже, в начале 30-х годов, их становится 236. Ему принадлежали в Новоржевском уезде следующие селения: сельцо Михайловское (прежде дер. Загорная), деревни Горки, Тюирово, Желнино, Веряндол, Черемша, Федорково, Загорицы, Соколово.
М. Н. Чихачёв служит в выборных дворянских должностях. Его на несколько трёхлетий выбирали в заседатели Новоржевского уездного суда. Избран он был заседателем суда и на 17-е трёхлетие и его подписи под протоколами суда фигурируют с 10 июня по 25 августа 1826 года, но в начале 1827 года он уже не участвовал в заседаниях суда по болезни. Здоровье у него было подорвано, и он часто болеет, тем не менее, в 1829 году его избирают в заседатели суда на следующее трёхлетие. В конце 20-х - начале 30-х годов он женится. Незадолго до его смерти у него родилась дочь Александра. Умирает он в начале 30-х годов (не позже 1834 года).

По всей вероятности, А.С. Пушкин был знаком с несколькими Чихачёвыми. Но совершенно достоверно, документально, известно о знакомстве Пушкина с Михаилом Николаевичем Чихачёвым. Возможно, их знакомство состоялось потому, что М. Н. Чихачёв был самым близким из других Чихачёвых соседом Пушкина. Его деревни (например, Черемша) находилась верстах в десяти от Михайловского.
Единственное доказательство их знакомства - это несколько строк в записке тайного агента А.К. Бошняка: «Познакомясь в гостинице с уездным заседателем Чихачёвым, я услышал от него, что он, Чихачёв, с Пушкиным сам лично знаком...».
Впрочем, какие-либо несомненные доказательства близости и доверенности Пушкина к Чихачёву совершенно отсутствуют...

Николай Матвеевич Чихачёв

Николай Матвеевич Чихачёв (1830-1917) , сын Матвея Николаевича Чихачева (1786 - 1841) и Софьи Дмитриевны Урусовой, адмирал российского императорского флота, генерал-адъютант, государственный деятель, начальник главного морского штаба и управляющий морским министерством.

Николай Матвеевич Чихачёв родился 17 (29) апреля 1830 года, в имении Добрывичи Новоржевского уезда Псковской губернии (ныне деревня Добрывичи Бежаницкого района Псковской области).

В 1848 году окончил Морской кадетский корпус, получил чин мичмана, до 1851 года служил на различных военных кораблях в Северном и Охотском морях. С 1851 года по 1853 год участвовал в Амурской экспедиции Г.И. Невельского, исследовал внутренние районы Нижнего Приамурья и бассейн реки Амгунь, составил описание залива Де-Кастри в Японском море. 28 января 1853 года Н.М. Чихачёву был присвоен чин лейтенанта, а 22 апреля этого же года - чин капитан-лейтенанта.
С 31 июля 1853 года по 26 февраля 1854 года в должности старшего офицера шхуны «Восток» участвовал в составлении описания побережья Сахалина, поисках залежей угля. Это плавание вошло в историю Дальнего Востока. Командир корабля В.А. Римский-Корсаков, старший брат великого композитора, решил сделать опись западных берегов Сахалина и разведку месторождений угля. Партии, руководимой Чихачёвым, повезло больше, чем остальным. Она открыла наилучшие залежи угля в виде выходящих прямо к берегу пластов.
Но наиболее знаменательным было событие, которое произошло 9 сентября 1853 года. В этот день шхуна «Восток» через пролив прошла из Японского моря в Охотское. Так был открыт пролив, получивший имя Г.И. Невельского. До декабря 1855 года Н.М. Чихачёв находился на командующих должностях сухопутных и морских сил, расположенных на Амуре. Затем, до ноября 1856 года, состоял для особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири, основав первое долговременное российское поселение на Сахалине - военный пост Дуэ. До 6 июня 1857 года служил исправляющим должность начальника штаба Сибирской флотилии и портов Восточного океана, участвовал в плавании каравана судов вниз по Амуру. После совершил плавание в Китай, участвовал в открытии и картографировании залива Ольги и залива Владимира и в исследовании Татарского пролива.
2 июня 1858 года Н. Чихачёву был присвоен чин капитана 2-го ранга. С октября 1858 по ноябрь 1860 года командует корветом «Вол» паровым фрегатом «Светлана», 29 августа 1860 года получает чин капитана 1-го ранга. С ноября 1860 года по март 1862 года - адъютант Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича.
С 1862 года в течение 22 лет Н. М. Чихачёв был директором "Русского общества пароходств и торговли" и значительно укрепил дела этого общества. Один из пароходов флота Общества был назван в его честь. 15 ноября 1867 года Н.М. Чихачёву был присвоен чин контр-адмирала. С 1869 года был назначен в Свиту Его Величества.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Чихачёв был назначен начальником обороны города Одессы, принимал активное участие в военно-морских операциях в устье Дуная.
В январе 1880 года Н.М. Чихачёву был присвоен чин вице-адмирала.
С 1884 года Н. М. Чихачёв занимает должность начальника Главного морского штаба и одновременно является командиром эскадры в Балтийском море. С ноября 1888 года по май 1896 года он был управляющим Морским министерством, получив в январе 1892 года чин полного адмирала. При нём быстро разросся русский боевой флот как в Балтийском, так и в Чёрном морях. Им было уделено внимание подготовке военно-морских кадров (расширена и улучшена учебная программа Морской академии), усовершенствована служба личного состава флота. Во время пребывания его во главе Морского министерства усилилось строительство броненосных кораблей, значительно улучшилась работа Балтийского судостроительного завода, были построены доки в Севастополе, положено начало работы порта в Лабаве. При нём произошло военно-морское сближение России и Франции. Император Александр III выразил ему «душевную свою признательность».
С 1896 года до конца жизни он был членом Государственного Совета. С 1900 года по 1905 год был членом комитета Сибирской железной дороги, а в 1900-1906 годах - Председателем Департамента промышленности, наук и торговли Государственного совета.

Кроме русских наград, он имел также иностранные: французский орден Почётного Легиона, греческий орден Спасителя 2 степени со звездой, датский орден Данеброг Большого креста, прусский орден Красного Орла 1 и 2 степеней, бухарские, сербские и черногорские ордена.

Н.М. Чихачёв способствовал научно-исследовательской деятельности Д. И. Менделеева. Адмирал привлёк его к разработке бездымного пороха, помог в создании лаборатории для этих целей, и организации эффективной командировки; результатом этих исследований явился пироколлодийный порох.

Несмотря на то, что основная его служба проходила далеко за пределами Псковщины, он не забывал и свой родной край, участвуя в его общественной и культурной жизни. С 1901 года он состоял членом Новоржевского уездного земского собрания, был Почётным мировым судьёй Новоржевского уезда, участвовал в работе Псковского археологического общества.
В 1903-1904 годах, по окончании строительства железной дороги Дно-Новосокольники, сооружённая станция близ родового имения - села Добрывичи, - была названа в честь адмирала Н. М. Чихачёва.
В государственную казну поступила денежная помощь личных сбережений Н. М. Чихачёва на дополнительные изыскательские работы, связанные со строительством железной дороги (ранее планировалось её проведение несколько восточнее его родового имения, а теперь она проходит в трёх верстах от Добрывич).

Захоронение Н.М. Чихачёва

Мемориальная плита
на могиле Н.М. Чихачёва

Н. М. Чихачёв проживал в Петрограде на Французской набережной (ныне набережная Кутузова). Он скончался в ночь с 1 на 2 января 1917 года. Судя по тогдашним газетам, первоначально предполагалось похоронить его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петрограде. Но эти намерения были изменены: прах его покоится в родовом имении Добрывичи Бежаницкого района, куда его тело было доставлено специальным царским поездом.

Именем Н. М. Чихачёва названы мыс в Татарском проливе, остров в Корейском проливе, остров в Японском море.
25 февраля по старому стилю 1893 года был удостоен звания "Почетный гражданин города Одессы".
В Барнауле и Николаевске-на-Амуре в честь Чихачёва названы улицы.

"С председателем Русского общества пароходства и торговли, адмиралом Николаем Матвеевичем Чихачевым, мы сработались, и надо сказать, что работа с ним была удовольствием. В нем не было ничего от бюрократа; он был живым и энергичным человеком, умным, инициативным и с хорошей русской смекалкой. Самое же главное, работал он не потому, что от этого могла получиться какая-нибудь польза для него лично, а просто потому, что любил работу как таковую и себя в ней видел не дельцом, а человеком общественным. На свою работу он смотрел как на важное для России дело".
Н.Е. Врангель


Н.М. Чихачёв был женат на баронессе Евгении Фёдоровне Корф, от которой имел 9 детей:

Николай (1.12.1859-1917) , был статским советником и камер-юнкером Высочайшего Двора. Работал при Министерстве Внутренних Дел, а затем избрал политику и был депутатом IV Государственной думы от Киевской Губернии, принадлежал к фракции националистов.

Евгения (1861) - фрейлина Высочайшего Двора.

Александра (1864) .

Софья (1868) .

Екатерина (1870) .

Вера (1871-1953) - вышла замуж за Львова Константина Николаевича.

Анна (1872) .

Наталия (1874) .

Дмитрий (14 мая 1876-1919) , был камер-юнкером, общественным деятелем и политиком, членом III и IV Государственных дум от Подольской губернии. Так же как и брат Николай, принадлежал к фракции националистов. Впоследствии получил чин камергера Высочайшего Двора. В 1919 году вступил в Добровольческую Армию и был убит под Севастополем в том же году.

Использованы материалы:

1. Давыдов, А. Чихачёвы / Анатолий Давыдов // Псковская земля. История в лицах: в 3 кн. : "Дворяне все родня друг другу. . . "/ [ред. -сост. Т. В. Вересова; худож. Г. И. Метченко]. - М.: [б. и. ], 2006. – С. 205-208: ил.

2. Дмитриева, И. Адмирал Чихачёв / Ирина Дмитриева // Псковская земля. История в лицах: в 3 кн. : "Дворяне все родня друг другу. . . "/ [ред. -сост. Т. В. Вересова; худож. Г. И. Метченко]. - М.: [б. и. ], 2006.– С. 209-212: ил.

3. Дмитриева, И. Николай Чихачев [Электронный ресурс] / Ирина Дмитриева // Наследие Земли Псковской: Культура и история Пскова и Псковской области: [сайт]. – Режим доступа: http://culture.pskov.ru/ru/persons/object/173

4. Чихачёв Николай Матвеевич [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E8%F5%E0%F7%B8%E2,_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9_%CC%E0%F2%E2%E5%E5%E2%E8%F7

5. Мурованные Куриловцы [Электронный ресурс] // sergekot: сайт Сергея Котелко. – Режим доступа: http://www.sergekot.com/murovanny-e-kurilovtsy/
В т.ч. о последнем владельце имения Мурованные Куриловцы - адмирале Императорского флота Николае Матвеевиче Чихачеве. Портр. Фот. Герба рода Чихачевых.







2024 © kubanteplo.ru.