Словам тесно, а мыслям просторно! Речи Святых Отцов. Чтобы словам было тесно Беседа чтобы словам было тесно мыслям просторно


Курепина Маргарита

МБОУ «Гимназия №3, 10 класс

Тема эссе:«Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно» (Н. А. Некрасов)

Номинация "Лучшее эссе о лаконичности языка"

К моему удивлению, недавняя ссора с лучшей подругой натолкнула меня на размышления о словах Н. А. Некрасова. В ссоре люди говорят все, что приходит им на ум, не задумываясь о том, что сказанные слова могут обидеть собеседника. Кажется, что на одно слово, невозможно обидеться, но сказанное в сердцах, оно может стать причиной потери родного человека навсегда. В этом случае краткость не панацея.

А что на счет обычной жизни? Обычных разговоров? Здесь умные люди руководствуются «правилом Некрасова», чем больше они думают, тем меньше говорят. Зачем нужна пустая болтовня, когда можно сказать все кратко и по делу?

Со времен Древней Греции везде и всюду ценится лаконичность. Спартанцы славились своим непревзойденным умением в бою и, в то же время, слабостью в речах, «…но - как сказал однажды Сократ - …вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком».

Очень трудно донести до собеседника свои мысли в одной фразе, но и по сей день, мы зачастую используем в своей речи, ставшие афоризмами слова, сказанные или написанные когда-то давно великими людьми. «Быть или не быть - вот в чем вопрос» - написал еще в шестнадцатом веке великий английский поэт Уильям Шекспир. Эта краткая фраза, сказанная в контексте размышлений о жизни, стала крылатой, и сейчас ее можно услышать даже в обсуждении обыденных вещей.

На мой взгляд, лаконичные высказывания, дают развиваться воображению, каждый человек может понять их по-своему. Когда Гете в трагедии «Фауст» описывал Маргариту, он лишь упомянул:

«О небо, вот так красота!

Я в жизни не видал подобной.

Как неиспорченно-чиста

И как насмешливо-беззлобна!

Багрянец губ, румянец щек, -

Я их вовеки не забуду!..»

По сути автор не дает нам описания девушки, воображение читателя само рисует его в голове. И у каждого, кто читает «Фауста» Маргарита своя. Вот и существует в нашем общем воображении бесконечное множество этих Маргарит.

И так же с народными жанрами. Вот к примеру японская лирическая поэзия - хайку:

Весеннее море -
Колышутся, холмятся волны
Целыми днями.

Ёса Бусон

Всего лишь три строчки, а закрывая глаза, предстает перед тобой дивный морской пейзаж, и ты слышишь шум волн, и тебе сразу так хорошо на душе становится, так спокойно, умиротворенно - это твои мысли уносятся вдаль. Всего лишь три строчки, а сколько картин нарисовало твое воображение!

Или например пословицы, поговорки. В них же заключена вся народная мудрость! Всем и каждому с детства твердят: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться!», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!». Эта мудрость бессмертна. Она передавалась из поколения в поколение, и, я думаю, так будет продолжаться до скончания веков.

Размышляя о краткости и лаконичности, нельзя не упомянуть Эрнеста Хемингуэя, который однажды поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. И написал. «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Сейчас это превратилось в некое движение - люди пытаются уместить в 6 словах (как было в оригинале Хемингуэя) законченную историю, и, на мой взгляд, у них здорово получается, и я надеюсь, что это движение наберет больше последователей.

В современном мире, мире ненужного шума важно уметь говорить четко, кратко и по существу, как завещал Антон Павлович Чехов - «Краткость сестра таланта».


Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым (победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтобы словам было тесно…

Кружок « Русское слово» .

Ф. М. Айзятова, учитель русского языка и литературы Старокакерлинской СОШ Дрожжановского района.

Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым (победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).

Предельным лаконизмом поражают нас древнеримские (латинские) пословицы и афоризмы, например: ex ungue leonem (экс унгвэ леонэм- по когтям узнают льва, т.е. по одному какому либо признаку можно узнать человека.); per aspera ad astra (пэр аспэра ад астра – через тернии к звездам, т.е. преодолевая все невзгоды, к заветной цели); sapienti sat (сапиэнти сат- для умного достаточно, т.е. умный поймет и с полуслова); alea jacta est (алеа якта эст- жребий брошен, т.е. принято бесповоротное решение).

Мы знакомы с удивительным лаконизмом, выразительностью и меткостью народных пословиц, поговорок. Кстати, многие из них остро высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Язык мой враг мой; Лучше ногою запнуться, чем языком.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи все выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: « Краткость- сестра таланта». Придавая огромное значение стилистической работе над каждым словом, А.П.Чехов писал: фразу «надо делать- в этом искусство. Надо выбрасывать все лишнее… Надо заботиться об ее музыкальности».

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно чтобы, как писал Н.А.Некрасов, «словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия. Например: в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.

Игра «Одним словом».

Многословие нередко объясняется неумением быстро подобрать краткое определение какого- либо понятия. Например, ученик пишет: Я очень скучал, потому что никого не было и я был один. А ведь есть очень точное и выразительное слово одиночество: Я очень скучал в одиночестве. В свою очередь, вместо очень скучал можно сказать томился (для книжной, письменной речи) или не находил себе места (для разговорной).

Неясность высказывания часто объясняется неумением быстро подобрать нужное слово, точно характеризующее предмет. Предлагаемая игра поможет в развитии навыка подбора точных и ясных слов.

Ведущий читает помещенные ниже определения и, обращаясь по очереди к участникам игры, предлагает выразить каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию. В случае задержки ведущий обращается к следующему. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

Кто?

  1. Тот, кто предан своему народу, родине (патриот).
  2. Деятельный член, какого- нибудь коллектива, общества (активист).
  3. Тот, кто отрицает существование бога (атеист, безбожник).
  4. Человек, начинающий какое – либо важное дело (зачинатель, инициатор).
  5. Тот, кто несет знамя (знаменосец).
  6. Человек, борющейся за что- либо (борец).
  7. Тот, кто беседует с кем- нибудь (собеседник).
  8. Тот, кто работает с кем- нибудь (сотрудник).
  9. Лицо, управляющее оркестром, хором (дирижер).
  10. Тот, кто едет верхом (всадник).
  11. Человек, идущий по одному пути с кем нибудь (попутчик, спутник).
  12. Последователь каких- либо взглядов, приверженец какого- нибудь учения, движения (сторонник).
  13. Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем- нибудь (единомышленник).
  14. Старый, опытный воин; заслуженный работник какого- нибудь поприща (ветеран).
  15. Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (подросток).

Какой?

  1. Сделанный прочно, из хорошего материала (добротный).
  2. Хорошо устроенный, снабженный всем необходимым для удобной жизни, работы (благоустроенный).
  3. Переданный совершенно точно, слово в слово (дословный, буквальный).
  4. Живущий в достатке, изобилии (зажиточный).
  5. Начинающий стареть, немолодой (пожилой).
  6. С более темной кожей, чем обычно (смуглый).
  7. Такой в каком приятно и удобно жить (уютный).
  8. Со многими поворотами и изгибами (извилистый).
  9. Приятный для слуха, благозвучный (мелодичный).
  10. Сделанный собственноручно, домашними средствами (самодельный).
  11. Такой, что нельзя забыть (незабываемый).
  12. Очень нужный, такой что нельзя заменить (незаменимый, необходимый).
  13. не встречавшийся прежде, необыкновенный, исключительный (невиданный).
  14. Такой, которого нельзя миновать, избежать (неминуемый).
  15. Доводящий до усталости (утомительный).

Что делать?

  1. Говорить тихо, неразборчиво (бормотать).
  2. Пронзительно, резко кричать (визжать).
  3. Перевертываться через голову (кувыркаться).
  4. Делать что- либо или двигаться торопливо, беспорядочно (суетиться).
  5. Идти, делая частые, мелкие шаги (семенить).
  6. Находиться в состоянии полусна (дремать).
  7. Тащить, тянуть что- либо, не отрывая от земли (волочить).
  8. Сердито бормотать, выражая не удовольствие (ворчать, брюзжать).
  9. Жить некоторое время у кого – нибудь в гостях (гостить).
  10. Испытывать отвращение к чему- либо неприятному, нечистому (брезгать).
  11. Говорить что- либо грубое, вызывающее (грубить).
  12. Резко, с шумом закрыть дверь (захлопнуть).
  13. Резким движением широко раскрыть (распахнуть).
  14. Стремительно подняться, взлететь (взмыть).
  15. Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях (парить).


Эта заметка предназначена исключительно для мудрых христиан, взыскующих духовных сокровищ православных подвижников древности. Представляем вниманию читателей подборку из нескольких великолепных […]


Эта заметка предназначена исключительно для мудрых христиан, взыскующих духовных сокровищ православных подвижников древности.

Представляем вниманию читателей подборку из нескольких великолепных афоризмов и поучений, принадлежащих Святым Отцам нашей Матери-Церкви. Надеемся, что через них каждый из вас обретёт пользу в развитии своей души и интеллекта!

Св. Амвросий Медиоланский о человеческом достоинстве:

“Не будь сам низкопоклонным, и не допускай других унижаться пред тобой и льстить тебе: первое есть свойство человека хитрого и коварного, а последнее - тщеславного и гордого.”

Св. Иоанн Кронштадский о том, зачем человеку Церковь:

“Церковь - земное небо: доколе я в церкви и сердечно участвую в богослужении - занимаю душу богослужением, молитвою, чтением или пением, дотоле я, как на небе, весь парю любовью к Богу, к небожителям, каюсь, умиляюсь, проливаю слезы, сочувствую всему человечеству, особенно единоверным братьям и сестрам; а когда удаляюсь из церкви, я подвергаюсь искушениям страстей: раздражению, гневу, чувственности, зависти, гордости, неприязни, лености мысли и чувства, - словом, делаюсь мишенью, прицелом для всяких искушений бесовских. Церковь - ограда безопасная для всех преданных ей чад; вне церкви я - добыча врагов или место уязвления для невидимых стрельцов. Как необходима для христианина церковь, ее богослужения, поучения, таинства руководящие! Мы все так слабы, грешны, беззащитны сами по себе, так нужна нам помощь, защита”.

Св. Амвросий Оптинский о том, как избежать осуждения:

“Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.”

Св. Иоанн Златоуст о равенстве мужчины и женщины:

“Будь внимателен к самому себе. Жена, если она добрая, бывает твоею помощницею. А что, если она недобрая? Сделай ее доброю. Разве у других не были жены и добрые и злые, чтобы ты не имел предлога к оправданию? Какова была жена Иова? Напротив Сарра была доброю. Укажу тебе на жену худую и злую. Не повредила мужу жена Иова. Она была худа и зла и советовала ему богохульствовать. Что же? Поколебала ли она эту крепость? Сокрушила ли этот адамант? Преодолела ли эту скалу? Поразила ли она этого воина? Ниспровергла ли этот корабль? Исторгла ли это дерево? Нисколько. Она нападала, а крепость делалась более твердою; она воздвигала волны, а корабль не утопал, но плыл спокойно; плоды дерева были обрываемы, а само дерево не колебалось;листья падали, а корень оставался твердым. Говорю это для того, чтобы никто не ссылался на злобу жены. Худа она? Исправь ее. Она, скажешь, лишила меня рая. Но она возвела тебя и на небо . Природа одна и та же, но душевное настроение различно. Худа жена Иова? Но хороша Сусанна. Бесстыдна египтянка? Но скромна Сарра. Ты видишь ту? Посмотри и на эту. И из мужей одни злы, а другие добры. Иосиф был прекрасен, но старшие его (братья) бесстыдны. Видишь ли везде зло и добродетель, происходящие не от природы, а получающие отличительные свойства свои от душевного настроения? Не представляй мне предлогов к своему оправданию!”

Св. Серафим (Чичагов) о терпении и постоянстве:

“Не забывайте же, братья и сестры, этой заповеди Христовой и Апостольской. Всякое дело сначала трудно, но когда навыкните, то познаете, как сладко Имя Господне! Св. апостол Павел не стал бы нас обязывать молитвою, если бы это было крайне трудно и невозможно. Будемте телом работать и в это время духом молиться! Внешний наш человек пусть исполняет свои житейские дела, а внутренний пусть будет весь посвящен на служение Богу…”

Св. Нектарий Эгинский о счастье:

“Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это… Счастье – это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2Кор. 6:16) . Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!”

Св. Иоанн Златоуст об осуждении священноначалия:

“Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога… Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Прошу, убеждаю
и умоляю отстать от дурной привычки порицать духовных начальников. Священникам, о которых говорим худо, мы нисколько не повредим не только тогда, когда говорим ложь, но хотя бы и правду, а себя мы губим.”

Св. Иоанн Лествичник о природных талантах:

“Кто возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротой разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ, ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.”

Св. Антоний Великий об общении с праведными людьми:

“Человек, входящий к продавцу благовоний, заимствует приятный запах: и обращающийся с благочестивыми мужами нечувствительно привыкает подражать их добродетелям.”

Св. Тихон Задонский о воспитании в себе любви:

“Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а далее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам.”

Св. Нил Синайский о христианском дружелюбии:

“Человеку надлежит быть существом общительным и дружелюбным, а не одиноким и необщительным, доставлять другим пользу, чем только в силах, возможною попечительностию доказывать свою сострадательность, подражая телесным членам во взаимном их содействии общей пользе.”

Св. Феофан Затворник о цели христианской жизни:

“Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели.”

Ещё немного христианской мудрости можно почерпнуть и .

Андрей Сегеда

Вконтакте


В современном русском обществе немало людей, взволнованных перспективами развития культуры и словесности. В нашем литературном клубе «Чайка» - все. Вместе стремимся сохранять лексическую чистоту языка. Одно из направлений работы клуба - изучение новых изданий, словарей, особенно с обилием цитат из литературных произведений.

Поблагодарю, прежде всего, моего знакомого, Юрия Сычева, и его супругу, держащих книжный магазин на чудовском рынке: за известия о новых изданиях, за советы в предпочтении приобретений и за доставку книг.
Вот у меня в руках - «Самый полный словарь крылатых слов и выражений. Происхождение, толкование, применение». Его автор - М.С Галынский (М., «Рипол классик», 2009). «Состоит из более чем полутора тысяч фраз, выражений и слов, прочно вошедших не только в русский, но и в другие европейские языки... Все они доносят до нас сквозь огромные напластования веков дух, обычаи, колорит разных исторических эпох, помогая нам понять образ, мышление и традиции культур, порой уже и не существующих...»; «... в конце издания справочный раздел поможет быстро найти информацию об исторической персоне». Это - о содержании - словами автора издания. Страниц - несколько сот; я интуитивно решила посмотреть, есть ли строки Г. Р. Державина, Н. А. Некрасова, Г.И. Успенского. Есть! Да еще, какие мудрые, непреходящие... Написанные сотни лет назад, они звучат так современно, и (нехороший эпитет напрашивается) «злободневно». Да еще как подумаешь, что ведь это в наших окрестностях «созревало» ... Почему же не уходит в пустое «бичевание»?! Ответ прост, как правда: настоящее ощущение ответственности гражданина и патриота, борьба за судьбы Родины, за нравственное обустройство общества.
Дадим же слово великим сподвижникам!
- «Бывали хуже времена, но не было подлей!» Из поэмы Н.А. Некрасова «Современники».
«Вот приедет барин – барин нас рассудит». Так говорят те, кто уповает лишь на мнение вышестоящих, не пытаясь решить проблему самостоятельно. Из стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня».
«Дело прочно, когда под ним струится кровь». Из стихотворения Н.A. Некрасова «Поэт и гражданин».
«И дым Отечества нам сладок и приятен». Слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова « Горе от
ума»: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов перефразировал строку стихотворения Г.Р. Державина «Арфа»: «Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен».
- «Правилу следуй упорно:Чтобы словам было тесно, мыслям просторно». Из стихотворения Н.А. Некрасова «Форма. Подражание Шиллеру».
- «Эх! Эх! Придет ли времечко,
Когда (приди,желанное!..)...
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого –
Белинского и Гоголя
С базара понесет!»
Эти строки из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в 19 веке вошли в русскую публицистику как одна из самых распространенных цитат. А сейчас вновь, как это ни печально, они стали весьма актуальны в России. Нынешний книжный рынок, почти как 135 лет назад, заполнен невысокого качества «лубочной» литературой.
Словарь содержит также справочный раздел: библиографические сведения об упоминаемых персоналиях.







2024 © kubanteplo.ru.