Возврат островов курил японии. Передача курильских островов Японии – манипуляция и вымысел. История открытия Курильских островов


Несколько лет назад японцы честно заявили, что в случае возврата северных территорий (Курил), они будут скрупулезно исполнять перед американцами свои союзнические обязательства, и непременно предоставят эти острова под размещение военных баз США, если США об этом попросит Японию.

Как прозвучало дословно из уст секретаря Совета безопасности Японии Сётаро Яти:


  • "Если острова перейдут Токио, на них будет распространяться договор безопасности между Японией и США".

Японцы требуют все четыре острова.

Но если отдать Итуруп и Кунашир, то это может привести к пересмотру статуса Охотского моря, как внутреннего моря России, со всеми вытекающими отсюда последствиями . В настоящий момент ни одна страна не имеет права на лов в нём рыбы без разрешения России и не имеет ни каких прав на разработку недр на его дне.
Акватория моря 1603000 кв.км. Для сравнения - это как сложить вместе площади таких стран как Украина, Молдова, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия вместе. Ещё и на дачу в виде Дании останется.

Но экономические моменты это не самые существенные вопросы.

Во-первых, между островами есть прямой выход российских кораблей в Тихий океан через незамерзающие зимой проливы.

Во-вторых , если Охотское море перестанет быть внутренним, то тогда 10-мильная зона. И военные кораблики НАТЫ в Охотском море будут находиться у себя дома всего в 20 км от побережья. Это - не самый лучший итог, который Россию устроить определенно не может..
России следует быть цинично откровенными: просто игнорировать японцев с их претензиями, прекратив все переговоры на тему Курильских островов.

Так как Пентагон не намерен сокращать свое присутствие в Японии, размещение американских баз на Курилах в случае их передачи было бы подходящим решением и для Токио, и для Вашингтона. Территория того же Итурупа может быть использована и для передислокации части военных баз США на Окинаве, чего упорно добивается население этого японского острова.

Американцы мгновенно построят на Итурупе и Кунашире базы. Насколько можно полагаться на заверения о том, что этого не произойдет, свидетельствует опыт вывода наших войск из Германии. Тогда тоже обещали «не расширять НАТО на Восток».

Напомню один интересный исторический факт.

На портсмутских переговорах 1905 года российский представитель Сергей Витте, пытаясь выторговать права на Сахалин, сослался на договор от 1875 г., по которому за эту землю Россия уже отдала Японии все Курильске острова.
Ютаро Комуро, глава японской делегации на переговорах на это заявил:
"Война перечеркивает все довогоры. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся обстановки"

Так что хотелось бы просто напомнить японцам эти слова.


Максимум до какой черты можно разговаривать, это совместное экономическое освоение ресурсов двух мелких островов. Шиктан и Хабомаи в своё время были обещаны японцам в случае подписания ими мирного договора, но не было сказано, на каких основаниях и под чей суверенитет они попадают. Может, в аренду передать, или под совместное управление (кондоминиум)
Да, гипотетическая передача Шикотана и Хабомаи не поменяет статуса Охотского моря. Но российская принадлежность должна оставаться незыблемой.
Российская юрисдикция не позволит американцам требовать от Японии соблюдения военных обязательств по отношению к себе любимым. Японцы просто скажут: "по этому вопросу разговаривайте с русскими, поскольку территория их". А значит и военных баз США там не будет.

Marafonec. По поводу последнего (военных баз на Шикотане и Хабомаи не будет) сомневаюсь. Есть простая методика: внедриться, стать большинством на территории, а затем поднять вопрос об отделении...

На протяжении многих лет между Россией и Японией существует спор вокруг принадлежности Курильских островов. Именно этот спор и мешает странам заключить мирный договор, который был нарушен во время Второй мировой войны. 16 ноября страны снова подняли этот вопрос. Вместе с разбираемся, как Россия и Япония планируют решить Курильский вопрос.

Как сейчас Россия и Япония решают Курильский вопрос?

16 ноября в ходе саммита АСЕАН в Сингапуре между президентом России Владимиром Путиным и премьером Японии Синдзо Абэ прошли переговоры. Лидеры стран согласились ускорить решение этого вопроса на основе совместной декларации 1956 года, согласно которой после заключения мирного договора СССР согласится отдать два из четырех островов южнокурильской гряды (Хабомаи и Шикотан). Япония, в свою очередь, требует передачи всех четырех островов (Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи).

Однако Путин в Сингапуре подчеркнул, что в декларации 1956 года не было указано ни то, кому СССР будет передавать острова, ни то, как образом это будет сделано.

Как пояснил позднее российским СМИ пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, то, что главы государств взяли за основу советско-японскую декларацию 1956 года, не означает, что спорные территории будут автоматически переданы Японии.

Отметим, что в сентябре 2018 года в ходе Восточного экономического форума Владимир Путин предлагал Синдзо Абэ заключить мирный договор между странами "без всяких дополнительных условий". Япония отклонила предложение и заявила, что подписание мирного договора возможно только после решения территориального спора.

Правда ли, что Япония разместит на Курильских островах военные базы США?

В конце 2016 года генсек Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти на консультациях с секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым не исключил, что после передачи островов Россией на них могут быть размещены военные базы США. Российские СМИ утверждают, что это заявление значительно осложнило переговоры. После этого премьер-министр Японии Синдзо Абэ неоднократно заявлял, что американские базы на Курильских островах размещаться не будут.

Краткая история Курильского вопроса

Проблема принадлежности южных Курильских островов остается неурегулированной между Россией и Японией со времен окончания Второй мировой войны. Но история раздела этих территорий длится намного дольше.

В 1855 году между Японией и Россией был подписан Трактат о торговле и границах. Он провозглашал мир и дружбу между странами, а также открывал три японских порта для российских судов и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году был заключен новый трактат, согласно которому Россия уступила Японии острова от Урупа до Шумшу. Япония, в свою очередь, признала, что остров Сахалин полностью принадлежит России.

В 1905 году трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после ее нападения на Россию. По итогам русско-японской войны, из которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор. Согласно ему, Японии переходили все Курилы и южный Сахалин.

Ситуация оставалась неизменной до 11 февраля 1945 года, когда на Ялтинской конференции между Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение. Оно заключалось в том, что в случае участия советских войск в войне против Японии СССР передавались Курильские острова и Южный Сахалин.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации. Согласно документу, японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага.

29 января 1946 года главнокомандующий союзными войсками в Японии, американский генерал Дуглас Макартур уведомил правительство Японии об исключении из территории страны Курильских островов. 2 февраля 1946 года Курильские острова были включены в состав СССР.

Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 года, который был заключен между Японией и странами антигитлеровской коалиции, Токио отказывался от всех прав, правооснований и претензий на Сахалин и Курилы. Но советская делегация не стала тогда подписывать данный документ, потому что в нем не оговаривался вопрос о выводе с территории Японии оккупационных войск.

Именно это и стало причиной территориальной проблемы, которая до сих пор является главным препятствием для заключения мирного договора между Россией и Японией, который всё ещё не был подписан.

Япония претендует на острова, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Россия, в свою очередь, стоит на том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. Однако японцы поставили в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.

Какую позицию насчет принадлежности Курильских островов занимает Россия?

Принципиальная позиция СССР и России заключалась и заключается в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет над ними не подлежит сомнению.

Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков рассказал в интервью "Комсомольской правде" , что Япония претендует на Курильские острова по ряду причин. Во-первых, на острове Итуруп находится крупнейшее в мире месторождение рения (редчайший и дорогостоящий металл, который используется в ракетостроении и сверхзвуковой авиации). Во-вторых, это отличный рыбный промысел, который сейчас является основой экономики Курил. В-третьих, это выдающиеся природные красоты. Нет сомнений, что японцы, получив эти острова, сделают их туристической Меккой с термальными источниками.

На 2014 год США считают, что суверенитетом над спорными островами обладает Япония, при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией.

Почему разговоры о передаче курильских островов - манипуляция и вымысел

О Курильских островах - главное и без эмоций

Спекуляции на тему «возможного возвращения» Курильской гряды Японии вспыхнули в информационном пространстве России с новой силой. При этом, как и другие резонансные вопросы такого типа, данный аспект по умолчанию нес для страны лишь деструктивный эффект.

Тема активно обрастала мифами, системно раздувалась до невероятных размеров, выводилась за рамки логики и поддерживалась в публичной среде. Так что же в действительности стоит за нынешним всплеском темы Курил, и есть ли у общества повод сомневаться в будущих действиях руководства страны?

Предыстория

Вопрос о войне с Японией впервые начал рассматриваться Москвой еще на Иранской встрече в 1943 году. Однако лишь на Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года по секретному соглашению между союзными сторонами было оговорено, что в случае открытия СССР «второго» фронта против Японии, страны коалиции обязуются признать право Советского Союза на Южный Сахалин и Курилы, Порт-Артур, в виде арендованной военно-морской базы, КВЖД, ЮМЖД и так далее. 27 июля совместное заседание Политбюро и Ставки окончательно закрепило эти планы, а также решение о начале будущей войны.

9 августа 1945 года сразу после полуночи советская армия нанесла удар по японским позициям в Маньчжурии и Корее. Через несколько часов вторая американская бомба была сброшена на Нагасаки. 14 августа Советский Союз подписал договор «о дружбе и союзе» с Китайской Республикой, особо указав в тексте, что ключевой причиной объединения является недопущение нового витка японской агрессии. Как известно, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки не произвели на Японию нужного эффекта, в то время как следующие 15 дней боев с Красной Армией, напротив, перечеркнули все надежны японцев на возможность продолжения войны.

Японская армия потеряла более 880 тысяч человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными, а полный разгром Квантунской армии стал филигранным образцом профессиональной войны. Войска Японии, имевшие на тот момент огромный боевой опыт и солдат, знающих театр боевых действий, годами создававшие на этом направлении мощнейшие оборонительные рубежи, обладающие фанатичной преданностью императору и качественным снабжением , были разгромлены тремя фронтами советской армии практически молниеносно.

Шок, который испытала тогда Япония, окончательно усилился после того, как советская армия заняла весь Северо-Восточный Китай, Северную Корею, освободила Южный Сахалин и Курильские острова , чем разом лишила японцев сил и возможностей для продолжения сопротивления. 15 августа японцы впервые в истории услышали голос своего монарха. Именно эта дата считается в Стране восходящего солнца днем окончания войны, а не 2 сентября 1945-го, когда страна капитулировала на линкоре «Миссури».

Американский историк и этнический японец Цуёси Хасэгава, в своем труде, созданном на основе открытых для этого архивов США и России описал это так: «Вступление СССР в войну потрясло японцев больше, чем атомные бомбы, поскольку именно оно положило конец всем надеждам. Лишь после этого безоговорочная капитуляция Японии стала безальтернативной».

Что же касается того, почему мирный договор между двумя странами так и не был заключен, то причина этому кроется в исторических нюансах. Летом 1945 года - Сталин попросту считал Японию «списанной» навсегда и связывал все надежды с соседним Китаем. В ближайшей перспективе с Чан Кайши, в чуть более отдаленной - с Мао. В этой связи заключение мира со страной, чьи люди вырезали миллионы китайцев, вредило перспективе распространения коммунизма в будущем КНР.

Острова и споры

Как видно из вышеописанного, Западный мир во главе с США признавал суверенитет СССР (а значит, и России как ее правопреемницы) над всей Курильской грядой еще с февраля 1945 года, и помимо прочего, сам предложил именно такие условия. В тот момент это было совершенно оправдано, поскольку и в Кремле, и в Белом Доме прекрасно понимали, что кроме сброшенных атомных бомб у США нет козырей для победы над Японией. В случае продолжения войны без участия Советского Союза, перспективой становилась грандиозная битва на равнине Канто, в период не раньше 1946 года.

Курилы были «аннексированы» Москвой, а США лишь спасали японцев от советской агрессии. Апофеоз продолжателей Геббельса разразился в 1951 году, когда по инициативе США, Японии от лица «бывших союзников», без всякого согласования с Москвой, был предложен сепаратный мир. То есть Кремлю был поставлен типичный ультиматум, либо поставить свою подпись под документом и числиться в списке тех, кто победил Японию во главе с США, либо оставаться при своем мнении.

При этом задачей этого документа было вбить клин между Советским Союзом , Японией и КНР, которая бы не смогла принять логику такого поступка. Выходило, что если СССР подписывал документ, то отношения рушились с Китаем, а если не принимал, то с Японией. В этом и была маленькая месть США за полный разгром проамериканского правительства в Китае. Проиграв Кремлю КНР в ходе гражданской войны 1948 года, последней возможностью удержаться в регионе для США осталась Япония, и сценарий был запущен.

Как раз в этом договоре руками американцев и было прописано, что число Курильских островов, отторгаемых от Японии по итогам Второй мировой войны , конкретно не определялось. Позднее это позволило японцам говорить, что по заключенному соглашению Япония отказалась от неопределенного числа островов в пользу третьей силы, однако поскольку в нем не указано кому именно они переходят по итогу конфликта на лицо юридический парадокс.

А потому, они вводят новый географический термин и называют все острова, отошедшие от нее - «Северными территориями». Поскольку не определено в чью пользу отошли эти земли, по праву прошлого владельца они остаются для Японии - японскими. По большей части это было объяснением для внутреннего потребления, однако именно так американцы поддерживали в Японии элемент вражды против Советов и не позволяли тем самым сблизиться позициям Токио и Москвы.

В 1956 году все изменилось, и была заключена финальная декларация, ставшая с тех пор главной основой для всех нынешних японских претензий и головной болью Кремля. Примечательно, что проистекала она из того же корня, из которого произошла вся недавняя ситуация с необходимостью возвращения полуострова Крым…

Приход к власти Никиты Хрущева, в кабинет, который ранее занимал человек с колоссальным авторитетом как внутри, так и вне советской страны, сопровождался тотальным разбазариванием «подарков» для всех выбравших его спонсоров. Одним из таких личных «жестов» нового руководителя стала передача полуострова Крым из подчинения РСФСР в руки Украинской Советской Социалистической Республики, вторым - заявление о твердом заключении мирного договора с Японией , на «широких» условиях.

Не сложно догадаться, что США немедленно передали Японии «правильный» список требований к СССР, а переговоры было предложено провести прямо в Лондоне. Приготовившись к долгой интриге и сложной игре, англосаксы ждали дипломатической баталии, однако вместо этого все пошло совершенно не так. Прямо в ходе «битвы» делегации из Москвы пришло личное распоряжение Хрущева о немедленном согласии на передачу двух островов Японии, в случае если результатом станет мирный договор.

Иными словами, пока советские дипломаты тонко апеллируя обещаниями о содействии Японии по вступлению в ООН, возвращении осужденных, отказе от всех репараций в пользу нашей страны и многим другим успешно продвигали Токио к диалогу, Хрущев сделал еще один личный «ход». В итоге, делегации ничего не оставалось, кроме как подписать именно этого вариант декларации, в которой было сказано, что Советская Россия обязуется передать Японии Хабомаи и Шикотан , но только после заключения мирного договора.

По иронии судьбы, от малого предательства страну спасли США. Американцам было крайне невыгодно потепление в отношениях между Японией и СССР, а потому воплощать его японцам запретили. По сути, именно Вашингтон заставил Токио отказаться от исполнения декларации, к тому моменту уже подписанной и ратифицированной и в Японии, и в Москве. Сегодня, премьер Синдзо Абэ пытается второй раз войти в одну и туже дверь, однако к счастью, подход России в корне изменился.

Новая ситуация

С первых годов XXI века и прихода к власти Владимира Путина , предложения с призывами согласиться на старый вариант исходящие из Кремля все 90-е годы, резко прекратились. На нынешние подходы Москва отвечает только так - «мы выступаем за мир, но уже на своих условиях».

Почему Россия не станет идти на передачу Курил?

Этому есть далеко не одна причина. По этическим и репутационным соображениям, победа советской России над Японией была не просто выдающимся событием, но и реваншем за предыдущий конфликт. В речи Верховного главнокомандующего СССР от 1945 года, в официальном обращении к народу, Сталин характеризовал этот факт так: «люди старого поколения долго ждали этого дня, и наконец, позор поражения в русско-японской войне, черное пятно на государственной истории - смыто».

Кроме того, отказ от суверенитета над частью российских территорий несет под собой и огромные экономические потери. Так, с момента подписания декларации, за более чем 60 лет в Международном праве произошли существенные изменения. В том числе, в 1977 году в него был внесен пункт о 200-мильных экономических зонах. С тех пор отдача любого из Курильских островов означает автоматическую передачу огромных близлежащих акваторий.

А если учесть, что на самом деле речь идет не о двух символических островках, а об отдельном острове Шикотан площадью в 225 квадратных километров и 19 малых островах «звена» Хабомаи с 5-ю скалами и общей площадью в 100 кв. км., то и зоны отчуждения, считаемые от крайних точек этих территорий, займут колоссальное пространство - превратятся в личные экономические зоны Японии, вместо российских. И это при том, что акватория вокруг Курильской гряды буквально напичкана всевозможными ресурсами и полезными ископаемыми, а кроме того, представляет из себя оборонный рубеж.

Военно-стратегические причины

Курильские острова - это ключевая опора защиты России от американского Тихоокеанского флота , в то время как пролив между ними и материком - ее стратегический актив. Не случайно вопреки всему возмущению Японии и США , двумя годами ранее на них были «расквартированы» уникальные комплексы противоморской обороны «Бал» и «Бастион», нацеленные на корабли 7-го флота США.

Кроме того, Курильские острова - это «шлагбаум» на входе в Охотское море, в то время как передача любого из них, ключ от этой «двери». До тех пор, пока Россия владеет всеми островами Курильской гряды, Охотское море считается внутренним морем России, при передаче любого из них Японии, Охотскому морю будет присвоен статус международного, а значит, его необходимо будет делить и открывать. Плюс ко всему, принадлежность курил к кому бы то ни было, автоматически сделает выход кораблей Тихоокеанского флота РФ большой проблемой. Точно также как проблемой для другого флота нашей страны уже является пролив Босфор и Дарданеллы, позволяющие НАТО создать проблемы Черноморскому флоту РФ.

С геополитической точки зрения передача островов Японии тем более не несет никакой выгоды. Ведь Токио желает передачи всех островов себе, а значит, отторжение их части в любом случае будет интерпретировано Токио и Вашингтоном как начало, но вовсе не как точка в урегулировании спора.

Кроме того, не стоит забывать и о внутренних причинах. Передача части островов Японии в политическом смысле будет означать для президента России прямой путь к дезинтеграции страны , в то время как до этих пор внешняя политика России неизменно базировалась на интеграции и целенаправленном расширении влияния. Во внутренней политике, где власть главы государства законодательно, конституционное и аппаратно - существенно ограничена возможностями иных функционеров, дезинтеграционные действия действительно были, но на внешней арене, где власть президента практически абсолютна - однозначно нет.

Общие итоги

Япония начинала эти переговоры с уникальных позиций. Уже в 1956 году на руках страны была возможность забрать острова буквально в ту же минуту. В 90-е годы, их позиции усилились вдвойне, поскольку единственная причина останавливающая подписание этого договора - американские опасения об усилении Москвы, сами собой отпали.

Что говорить, если глава МИД России Козырев лично настаивал на передаче островов японцам , причем под рукоплескания либеральной общественности, экспертной среды и ангажированной прессы. Именно тогда гражданам стоило устраивать нынешнюю информационную кампанию «не отдадим острова», когда угрозы для этого действительно были.

Сейчас же, ситуация ровно противоположная. Впервые приехав к Владимиру Путину обсуждать данный вопрос, Синдзе Абэ, наивно привез те же требования, но уехал ошарашенным и с пустыми руками. А с учётом пропаганды промывающей головы японцев поколениями, о каких-либо совместных проектах на тот момент речь даже не шла, ведь предложение российской стороны об отдельных экономических зонах под российским законодательством означало признание Японией суверенитета Москвы. Но прошли годы и Япония , имевшая ранее все возможные «карты» - уступила. Согласие на ведение совместной экономической деятельности под юрисдикцией Москвы было принято.

До 2000-х годов на островах не было ничего, кроме ржавых танков после окончания Второй мировой войны. В 90-е годы разобрали и это. Сегодня, несмотря на всё возмущение японцев и США, учения на островах проводятся регулярно, их берега охраняют комплексы береговой обороны, под водой курсируют ударные субмарины, небо просматривают РЛС , а сушу и море охраняют части флота и российской армии. Большего признания отношения Москвы к Курилам представить сложно.

Более того, в переговорах с Токио Путин поднял такие вопросы, о которых японцы не задумывались никогда. В частности, не так давно согласившись с тем, что последним заключенным документом, регулирующим отношения Японии и России, действительно является совместная декларация 1956 года, он ясно подчеркнул, что даже в ней не сказано, каким именно образом должна происходить передача и чей суверенитет в итоге должен быть установлен.

Нынешние переговоры ведутся с простых позиций. Россия приветствует желание Японии наладить двусторонние отношения и готова ради этого пойти на определенные незначительные уступки, кроме передачи островов. Официальный же Токио, попросту устал от давления Вашингтона и видя, как соседи в лице Южной Кореи, КНДР и КНР набирают силу, а США ее стремительно теряют, желают, как можно скорее заручиться поддержкой Москвы. Ровно поэтому премьер-министр Абэ, несмотря на внешнее и внутреннее давление, пытается идти навстречу Кремлю. Захлопывать перед ним двери было бы глупо. Москва всего лишь использует ослабление Вашингтона как свой шанс.

Если судить по делам, а не по словам вокруг переговоров Японии и России, то суть их сводится к выгодным сторонам - после начала обсуждений, на которых Россия не уступила ничего, стартовала подготовка строительства нефтепровода с Сахалина на остров Хоккайдо, обсуждение «международного» железнодорожного и грузового моста с острова Сахалин на территорию Японии, возрос грузопоток из этой страны сухопутным путем в ЕС через Россию.

Для этих же целей расширяется БАМ и Транссиб, укрепляются двусторонние российско-японские отношения, начали продуктивно обсуждаться многие стратегические, экономические и политические вопросы которые ранее десятилетиями подпадали под строгое американское табу. Иными словами, результат уже налицо - налаживание отношений между Россией и Японией идет полным ходом. А потому не удивительно, что чем ближе становятся позиции Токио и Москвы, тем чаще рождаются в инфополе своевременные вбросы и мифы.

Москва не передаст Японии ни один из своих островов , поскольку это автоматически оголит оборону страны на данном фронте. Всё остальное - предмет переговоров, а также компромиссов, выгодных Москве.

Что если отдать Курильские острова Японии?

Почему японцы цепляются за Малую Курильскую гряду?

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции - открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

В ходе государственного визита в Сингапур и встречи с японским премьером Синдзо Абэ, президент России, Владимир Путин обещал вернуться к обсуждению декларации 1956 года и вопросу о ратификации мирного договора с Японией.

Курилы: отдать нельзя остаться

В частности, российский лидер заявил, что в той самой советской декларации "говорится, что Советский Союз после подписания мирного договора готов передать Японии два южных острова.

Не говорится, на каком основании передать, под чьим суверенитетом эти острова останутся. Но зафиксирована готовность два острова передать. После этого состоялась ратификация Верховным Советом СССР и японским парламентом. А затем Япония отказалась от выполнения договоренностей".

Естественно, что оппозиционная общественность и СМИ восприняли это заявление, как готовность Путина отдать Японии Курильские острова. Особенно, в контексте того, что Абэ уже пообещал на этих островах, в случае их передачи Японии не размещать военных баз США.

Но понятно, что восприятие озабоченной общественности крайне отличается от того, что происходит в реальности. А в реальности есть советская декларация 1956 года, в рамках которой советское правительство заявило, что мирный договор с Японией будет ратифицирован после того, как СССР передаст Японии Хабомаи и Шикотан.

А вот японское правительство тогда от подписания этой декларации отказалось потому, что хочет больше, чем два острова, а в идеале хочет всю курильскую гряду. И вот тогда, конечно, мирный договор.

Что касается военных баз, то здесь тоже все более чем интересно. Абэ, конечно, заявил, что их не будет, если что. Но вот еще в 2016 году Сётаро Яти, глава Совбеза Японии заявлял Патрушеву нечто прямо противоположное. И нужно понимать, что в последние несколько десятилетий международная дипломатия сводится к простому тезису "обещать — не значит жениться".

Особенно это актуально в отношении нашей страны. И Путин, да и наши дипломаты и специалисты по внешней политике не могут этого не понимать. Особенно после истории с Ливией, да и с Сирией тоже. Ну и с нерасширением НАТО на Восток, о чем тот же Путин регулярно напоминает западным партнерам.

При этом, как отмечает автор телеграм-канала "Невротик", "отсутствие мирного договора не мешает ни полноценным дипломатическим отношениям, ни оживлённым контактам в любой другой сфере — от частного туризма до экономики. Никак не похоже на "состояние войны".

По факту обе заинтересованные стороны такое положение дел вполне устраивает. А если не устраивает кого из третьих сторон, — так это не наши проблемы, и на то как раз существует "курильский ритуал", имеющий огромное политическое значение и не имеющий ровно никакого значения прикладного.

Что же касается прикладного или экономического применения, то оно, в общем, тоже есть. К примеру, в 2017 году правительство РФ установило на Шикотане зону опережающего экономического развития, и вообще выделило Шикотан в территорию особой экономики совместно с японской стороной.

Всё та же озабоченная общественность уже в этом увидела "начало передачи Японии Курил". Но мало кто заметил, что такое решение было в штыки воспринято и рядом представителей Японии. У них там тоже своя озабоченная общественность имеется.

Японцев тогда возмутило, что эта экономическая зона была оформлена в рамках внутреннего российского законодательства. Они требовали отдельных соглашений и выработки отдельной юридической базы.

Но, как говорится, "Хренушки вам, а не Кунашир". Потому, что Курилы — это российская территория, на которой действует только и сугубо российское законодательство. В итоге и зона есть, и экономическое развитие есть, и завод на Шикотане по переработке морепродуктов строится и развивается, и всё вроде как упокоилось, озабоченная общественность что у нас, что у них про эти события позабыла.

Но вот новый виток переговоров, новые заявления, весьма, кстати, неопределенные потому, что Россия хоть и правопреемница СССР, но декларация 1956 года действительно выглядит весьма туманно. А договариваться с Японией о сотрудничестве, действительно нужно, все же это обширный рынок и наше партнерство было бы выгодно обеим сторонам.

И вполне естественно, что в рамках переговоров на высшем уровне Российский и Японский лидеры просто не могли не коснуться темы Курил. Того же Абэ, не заведи он разговор на эту тему, просто не поняли бы японские избиратели.

Что же до самих островов, то они как были российскими, там ими и остаются. И в этом смысле, пока никаких юридических изменений не планируется.

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников







2024 © kubanteplo.ru.