Занимательная мифология: Сказания Древней Греции. Занимательная греция


Михаил Гаспаров

Занимательная Греция

От сочинителя

Если вы, молодой читатель, перелистаете эту книгу, посмотрите картинки, заглянете в оглавление, прочитаете по нескольку страниц там и тут, - то первым вопросом, который вы зададите, будет, наверное, такой: «А это правда так и было?»

Я отвечу: и да, и нет.

Правда то, что были славные победы греков над персами, а потом сказочно быстрое завоевание Востока Александром Македонским. Правда то, что спартанцы были непобедимыми воинами, а афиняне лучше других строили мраморные храмы и сочиняли трагедии для театра. Правда то, что в греческом языке впервые появилось слово «философия» и что в Александрийской библиотеке занимались почти всеми теми же науками, какими занимаемся и мы.

Но что вокруг этих событий было столько кстати сбывавшихся предсказаний оракулов; что все герои были героями без страха и упрека, а злодеи - злодеями до глубины своей черной души; что все речи, которые при этом говорились, были такими умными, краткими и складными; что все диковинки земной природы и людских обычаев, о которых слышали древние греки, были и вправду таковы, - за это, конечно, поручиться нельзя. Здесь много выдумки.

Чья же это выдумка?

Выдумал это сам греческий народ. Так ведь бывает всегда: когда случится какое-нибудь интересное событие, вести о нем передаются из уст в уста, обрастая новыми и новыми живописными подробностями, и под конец факты так тесно сплетаются с легендами, что ученому историку приходится много трудиться, чтобы отделить одно от другого.

Как историки восстанавливают действительный облик событий по противоречивым рассказам о них, - об этом можно было бы написать очень интересно, но это уже была бы совсем другая книга. Наша же книга - о том, каким запомнили свое прошлое сами древние греки. Можно ли судить о человеке по тому, что он сам о себе рассказывает? Можно: даже когда он присочиняет, мы видим, каков он есть и каким ему бы хотелось быть. Вот так же можно судить и о целой древней культуре по ее рассказам о себе.

Все, что для нас сейчас само собой разумеется, когда-то было открыто впервые. И то, что надо слушаться закона; и то, что параллельные прямые нигде не пересекаются; и то, что биение пульса в человеке - от сердца; и то, что мысль о вещи может больше о ней сказать, чем взгляд на эту вещь; и то, что интересные истории можно разыгрывать в лицах и тогда это называется драма. Такие открытия порознь делались и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, и в Греции. Но наша собственная цивилизация, новоевропейская, развивалась главным образом на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской). Поэтому древнегреческие открытия ближе нам, чем какие-нибудь иные.

Из столетия в столетие в учебниках математики переписывались почти те же определения, какие были когда-то даны Евклидом; а поэты и художники упоминали и изображали Зевса и Аполлона, Геракла и Ахилла, Гомера и Анакреонта, Перикла и Александра Македонского, твердо зная, что читатель и зритель сразу узнает эти образы. Поэтому лучше узнать древнегреческую культуру - это значит лучше понять и Шекспира, и Рафаэля, и Пушкина. И в конечном счете - самих себя. Потому что нельзя ответить на вопрос: «кто мы такие?», не ответив на вопрос: «откуда мы такие взялись?»

Впрочем, это я забегаю вперед. Потому что «познай самого себя» - это тоже один из заветов древнегреческой цивилизации, и вы еще не раз с ним встретитесь в этой книге. Желаю вам успеха!

Часть первая

Греция становится Грецией,

или До закона было предание

Есть племя людей,

Есть племя богов,

Дыхание в нас - от единой матери,

Но сила нам отпущена разная:

Человек - ничто,

А медное небо - незыблемая обитель

Во веки веков.

Но нечто есть,

Возносящее и нас до небожителей, -

Будь то мощный дух,

Будь то сила естества, -

Хоть и неведомо нам, до какой межи

Начертан путь наш дневной и ночной Роком.

Вначале была сказка

Историческая наука начинается с хронологии. Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необходимая. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл.

Греки это понимали и заучивали хронологию старательно. На острове Паросе старание дошло до того, что большая хронологическая таблица по греческой истории была вырезана на мраморе и выставлена на площади, чтобы прохожие смотрели и просвещались. Таблица эта сохранилась. Но выглядит она, на современный взгляд, немного странно. Вот ее начало с небольшими сокращениями.


Год 1582 до н.э. Царь Кекроп воцаряется в Афинах.

Год 1529. Всемирный потоп, из которого спаслись Девкалион и Пирра.

Год 1519. Царь Кадм, основатель Кадмеи, пришел в Фивы из Финикии и научил греков письменности.

Год 1432. Царь Минос, сын Зевса, воцарился на Крите, а фригийские карлики научили греков ковать железо.

Год 1409. Богиня Деметра пришла в Афины и научила греков земледелию.

Год 1300. Геракл, очистив Авгиевы конюшни и победив царя Авгия, учредил Олимпийские игры.

Год 1260. Тесей, убив Минотавра, освободил Афины от дани, дал им законы и учредил Истмийские игры.

Год 1251. Поход Семерых против Фив, и тогда же учреждены Немейские игры.

Год 1202. Орест, сын Агамемнона, мстя за отца, убивает свою мать, но оправдан судом Ареопага.

Год 1128. Переселение дорян во главе с царями Гераклидами в Пелопоннес.

Год 1085. Гибель Кодра, афинского царя, в войне с дорянами. Конец царской власти в Афинах.

Год 937. Расцвет поэта Гесиода.

Год 907. Расцвет поэта Гомера.

Год 895. Аргосский царь Фидон ввел в употребление точные меры, весы и деньги…


Вы скажете: «Разве это история? Это сказка! Это все равно что составлять таблицу по хронологии Киевской Руси и включать в нее даты: тогда-то Илья Муромец убил Соловья-разбойника, а тогда-то Руслан - Черномора».

Грек, услышав такие слова, обиделся бы. Может быть, он сам из знатного рода, который возводит свое происхождение к одному из мифологических героев, упомянутых здесь. Спартанский царь Леонид, герой Фермопил, считал себя прапра- (повторите это «пра» 20 раз!) -правнуком Геракла. Сроком жизни человеческой греки считали 70 лет, лучший срок для рождения сына - середина жизни, 35 лет. Леонид погиб в 480 г. до н.э. Отсчитайте от этой даты 23 раза по 35 лет (жизнь Леонида и 22 поколений его предков) и вы окажетесь в 1285 г. до н.э., как раз в том времени, в которое Паросская таблица поселяет Геракла. Как же не верить такой хронологии?

Большое влияние на формирование современной европейской и русской культуры оказала древнегреческая культура. При её изучении открывается масса интересного и удивительного. Эта книга, написанная Михаилом Гаспаровым, раскрывает особенности древнегреческой культуры. Она написана свободным слогом и легко читается, но при этом информация в ней имеет энциклопедическую ценность.

«Занимательная Греция» будет интересна как юным читателям, так и взрослым. Она открывает целый мир Древней Греции, затрагивая все сферы жизни общества того времени. Из книги читатели смогут узнать об особенностях политики, о том, как был совершен переход от тирании к демократии. С политикой тесно связаны войны, экономика и религия. Начинается повествование с мифологии, и чуть позже понимаешь, сколь сильное влияние мифология оказывала на политику в то время.

Автор не обходит стороной творчество, рассказывая об архитектуре, изобразительном искусстве, театре. Он говорит, как развивались философия, медицина и наука. Большим достоинством книги является то, что в ней рассказано о быте народа, об их представлениях. Благодаря этому чувствуется особый дух Древней Греции. Книга не воспринимается, как сухое повествование об исторических событиях. Всё показано через призму мировоззрения древних греков, поэтому читатель может узнать не только факты, но и понять, почему происходило то или иное событие. Здесь каждый читатель сможет найти интересующую его информацию по любой теме, какой бы сферы жизни это ни касалось. Книга читается с увлечением и даёт понимание связи прошлого с настоящим, с нашим современным миром.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Занимательная Греция" Гаспаров Михаил Леонович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Это последняя книга известного ученого, писателя, античника и литературоведа Михаила Леоновича Гаспарова. Ведь что такое греческие мифы? Часто это понимают просто как сказки Древней Греции. Но миф - это не всякая сказка: это сказка, в которую когда-то верили. Верили в то, что миром правили боги, что по земле ходили великие герои и бились с чудовищами и друг с другом, показывая чудеса доблести и чести. Древнегреческие мифы пересказывались на русском языке не раз. Но предлагаемый пересказ отличается от уже существующих тем, что едва ли не впервые представляет греческую мифологию не как сборник разнородных героических сюжетов, а как единую историю отношений между богами и людьми, завязка которой сотворение мира и людей, кульминация - победа богов с помощью людей над темными силами природы ("гигантомахия") и развязка - самоистребление людей-героев, уже ненужных богам, в двух мировых, по тогдашним меркам, войнах: Фиванской и Троянской. Для полноты картины в Приложении даны никогда не публиковавшиеся ранее рассказ М. Л. Гаспарова о Пелее и две сказки: о Геракле и об Амуре и Психее. "Рассказ Пелея" интересен тем, что многие известные мифологические события, такие, как Калидонская охота, поход аргонавтов, предыстория и сам ход Троянской войны, представлены в нем с точки зрения очевидца и их непосредственного участника, чьи оценки не всегда совпадают с общепринятыми. А в "Сказке о Геракле" и "Сказке об Амуре и Психее" достаточно знакомые нам сюжеты пересказаны непривычным для этого жанра стилем русской народной сказки, что создает достаточно неожиданный эффект. Обо всём этом и не только в книге Занимательная мифология: Сказания Древней Греции (Михаил Гаспаров)







2024 © kubanteplo.ru.