Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ). Староверы: самые радикальные и бескомпромиссные


Безпоповщина. Поморцы. October 25th, 2013

Для начала, стоило бы уточнить- что понятие "помор" и "поморцы", ето две большие разницы. Поморы- ето коренные жители северо-запада Руси, поморцы же -приверженцы Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ). Название дано в связи с географическим местом нахождения при её возникновении. Как и Феодосеевцы, Поморцы развивались параллельно с началом обустройства "Выговской обители" (р.Выг). Расхождение произошло в связи с принятием браков и сотрудничестве с властями.
В конечном итоге, многие феодосеевские общины, практически вся Прибалтика и Польша, перешли к поморцам. Половой вопрос- победил "чистое житие"! Раз семейные отношения утряслись, возникли наследственные вопросы, появился стимул к накопительству благ земных, то пришлось и со властью анчихриста договариваться... в итоге- стали и за амператора молиться.
Как бы то ни было, но поморцы- ето огромный слой в культуре и истории России. Даже по внешнему виду,поморцев ни с кем не перепутаешь. Хочу выложить фотографии, которые еще не успели "забаянить" в сети.

Псков. Кузнецы-старообрядцы (поморского согласия) Кирилл Васильевич Васильев и Петр Андреевич Ефимов. 60-е.

Когда Курженская обитель была сожжена по приказанию Новгородского митрополита Питирима, заступившего место митрополита Макария и введшего новшества. Соловецкий монастырь, наконец, был взят приступом , казалось что пали последние оплоты Православия. Народ начал утекать, кто за границу, кто в Сибирь...на реке Выг начали селиться -"старцы" Соловецкого и других северных и внутреннемосковских монастырей.
По непосредственному благословению знаменитого пустынника, 124-летнего старца Корнилия, подвизавшегося в то время, уже около полутора десятка лет на реке Выг.Вдохновителем строительства "общежития" был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителями — Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий.

«Прииде же к ним и отец Корнилий и с ними помолившеся Богу и положиша начало и сложишася во обще жити с Захарием, в лето от мироздания 7203 году, во осень после Покрова Богородицы. И собравшеся вси на место, где ныне часовня и столовая, и помолившеся Богу, и пеша молебен на месте, и начаша бревен сещи валнягу, около того места близ, и начаша столовую строити, тут же к столовой и хлебню присовокупиша и построиша в одной связи скоро (именно так начинал строиться и Соловецкий монастырь. - Б.К.), и собирахуся на богомоление в одну столовую, во одной половине братия, а в другой половине сестры... А братия построиша келию и живяху самым нужным пустынным житием, и уже собрася всех до сорока человек».
Инок Корнилий умирает через год после начала строительства обители, в 1695 году, в возрасте 125 лет, как бы исполнив полностью свою миссию в этой жизни.

Петр I относился к выговцам снисходительно и разрешил им молиться по старым книгам в связи с тем, что они согласились работать на его Повенецких железных заводах, воинственному императору надо было развивать металлургию. В Олонецком крае стали возникать один за другим заводы, шли усердные поиски железных руд, но рабочих рук не хватало. Тут-то и вспомнили о выговских пустынниках, и на Выг пришел указ, чтобы выговские насельники «в работы к Повенецким заводам были послушны и чинили бы всякое споможение по возможности своей». За эту услугу государству царь обещал пустынникам свободно «жити в той Выговской пустыни и по старопечатным книгам службы своя Богу отправляти». А.Д.Меншиков от имени Петра I дал выговцам обширные права как в жизни религиозной, так и экономической. Выговцы, в свою очередь, располагали к себе царскую власть тем, что посылали ко дворцу разные подарки: лучших оленей, заводских лошадей, быков, разную птицу и пр.

Выговская "медница"- производило и иконное литье. Его можно встретить по всей стране.

на этом мысу была пристань главного торгового порта уникальной страрообрядческой "республики" Выгореция.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты,
Но этот крест, но этот ковшик белый -
Смиренные, родимые черты!»
И. А. Бунин

У поморцев,сохранились традиции- погребения в домовине,надмогильных -"голубцов" и резных икон.

Поморская Церковь-распространилась практически по всей России, но основные места- Север-запад, Псков, Новгород, Прибалтика, Польша, Н-Новгород, Алтай...
кстати,мои предки,тоже были-поморского согласия и уехали на Алтай еще по своей воли. Потом уж, кады поповцы обрели свою трехчинную иерархию, перешли к Белокриницким. Мой прадед- Лев Михайлович Панкратов, Елена Ивановна, дочь- Пана.

Как ни странно, были общины и среди казаков.
Белгородская обл. 70-е

Так или иначе, но на мой взгляд, поморцев можно назвать, на современный лад- "безпоповщина-лайт". Браки хоть просто и благословляются наставником, внешне напоминают наши поповския. Да и к наставникам обращаются- о. Иоанн, а иногда и попами кличут.)))

Вот как раз,жаних кладет земные поклоны.

Кстати, до свадьбы, девки носят-одну косу (можно и без платка), во время свадьбы- её расплетают, заплетают две и потом их вместе соединяют. Потом одевается- кичка (пожизненно))), а сверху уже платок.

Поморское согласие- очень активное, строятся новые храмы, создаются общины (недавно в Англии появилась),есть детские лагеря для детей...

Установили недавно часовню в Пустозерске, на месте где сожгли св.Аввакума.

в Москве они находятся на Преображенке,по соседству с феодосеевцами.

«Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Исуса Христа, и Духа Святаго ».

(Святой Иустин Философ (II век), преподаватель христианского учения в школе для оглашенных)

«Итак, имеющий огласиться словом благочестия прежде погружения да будет наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе. Пусть изучит он порядок различного творения, пути промысла, суды различного законоположения. Пусть узнает, почему создан мир, и почему человек поставлен господином мира. Пусть изучит природу свою, какова она. Пусть узнает, как Бог наказал злых водою и огнем, а святых во все времена прославил, - разумею Сифа, Еноса, Еноха, Ноя, Авраама и его потомков, Мелхиседека и Иова и Моисея, также Исуса и Халева и Финееса священника и верных всех времен. Пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от смерти вечной к жизни вечной. Сие и согласное с сим пусть изучает во время оглашения приходящий »

(Текст Апостольских Постановлений (IV в))

С каждым годом в Древлеправославной Поморской Церкви всё больше убывает число так называемых «коренных» староверов, увеличивается количество новопришедших. Из поколения в поколение коренные староверы своей свободной волей ревностно сохраняют истинность Православия, чтобы передать всё это не только своим детям и внукам, но и новым людям, приходящим в Церковь Христову. Вера для коренных староверов является сознательным выбором и жизненной потребностью.

Сложности, возникающие при адаптации новопришедших к вере, их воцерковление, воспитание христианского духа и осознания - проблема всех старообрядческих согласий. Нехватка грамотных наставников, отсутствие должного отношения к новопришедшим со стороны коренных прихожан часто затрудняют полноценное воцерковление человека. Нередко между коренными и неофитами появляется непонимание. Возникает подобное в случае, если статус коренных староверов общины определяется не верой, знаниями, христианской жизнью и делами, а только родством.

В свою очередь коренные староверы небольшой срок с момента крещения новообращенного не считают тем сроком, за который можно избавиться от бездуховного груза прошлой жизни. Для них важна проверка временем новообращенного. Такое отношение определяется историческими событиями и в Древней Церкви, и в послераскольной Руси, и во все последующие времена, когда «пришлые» могли предать свою веру, свою Церковь, отдав в руки мучителей своих же одноверцев. Это ген страха, не только за чистоту и сохранение непоколебимости своей веры, но и за свою собственную жизнь, за жизнь будущих поколений в истинной Церкви Христовой.

Однако трудности возникают и у новых христиан: они попадают в незнакомый им духовный мир, который нужно воспринять не просто как букву, но как дух. Порой, не понимая до конца православную церковную традицию, новообращенные приходят со своими собственными теоретическими представлениями о христианской жизни и вере. Начинаются попытки всеми силами реформировать Церковь, «спасти» и направить в русло, которое, по их пониманию, сделает ее открытой для мира, спасающей и правильной. Кто-то борется таким образом со своей прежней конфессией, например, приходя в старообрядчество как в «антиниконианство», кто-то - с мнимыми нарушениями канонов, а кто-то, считая себя не меньше, чем Аввакумом, обличает «нечестие» прихожан и наставника. И только намного позже приходит понимание, что современные старообрядцы всего лишь живут по святоотеческой традиции и поступают во всем согласно со Святым Писанием и Преданием. Нельзя забывать и о христианском принципе закрытости и таинственности Церкви (Деян. 5, 13), которая помогает сохранить старообрядчество в его непоколебимости и неизменности.

Таинство крещения будет бесплодно для неверующего, пока он не уверует всей душой и не соединится с Церковью. Нельзя принять староверие только умом. Тот, кто принимает староверие только умом, позже найдет близкой другую религию, а принять ее или нет - ­­­­­­станет только вопросом личного выбора. Для коренных староверов вопрос такого выбора невозможен. Разные состояния духа в человеке - именно это отличает коренного старовера от новообращенного.

Проблема встает и перед коренными старообрядцами, которые должны грамотно передавать вновь пришедшим всю сущность старообрядчества. Воцерковление не ограничивается только совершением Таинства - воспитательный надзор общины и наставника за духовным ростом вновь пришедшего в Церковь обязательны.

Процесс воцерковления во многом зависит и от общины, в которую попадает новообращенный. Если в общине мудрый наставник, который помогает вновь пришедшему ощутить старообрядческий дух и уклад не только умом, но и сердцем, то, при помощи Божией, новообращенный в короткий срок принимает истинный дух старообрядчества и становится христианином. В Древлеправославной Поморской Церкви (далее ДПЦ) есть много примеров, когда вновь пришедшие не просто становились последователями Старой Веры, но и уставщиками, наставниками, иноками.

Так, в последней иноческой обители ДПЦ в г. Риддере восточного Казахстана, которая некогда была основана остальцами известного по всей России Покровского Убинского (Алтайского) монастыря, и недавно почившая черница Мария, и чернец Александр не потомственные староверы. И раньше среди иноков таковых было немало.

Первый настоятель Покровского женского монастыря на реке Убе Внифантий Иванович Егоров с женой и детьми

Именующие себя христианами и коренные, и новообращенные староверы не должны забывать, что означает это наименование. Так, Св. Григорий Нисский в своем послании к Армонию рассуждает о том, кто может назвать себя истинным христианином, и приводит в качестве поучительного примера рассказ об обезьяне.

Святитель Григорий Нисский

В Александрии один искусник выучил обезьяну с ловкостью принимать вид танцовщицы, надевая на нее личину и одежду танцовщицы. Посетители театра хвалили обезьяну, плясавшую под такт музыки. Пока зрители были заняты зрелищем, восклицали и рукоплескали ловкости обезьяны, один из находившихся там людей показал увлеченным зрелищем, что обезьяна есть не более чем обезьяна. Он бросил на сцену миндаль и смоквы, и обезьяна, забыв и пляску, и рукоплескания, и нарядную одежду подбежала к нему и горстями начала собирать то, что находила. А чтобы личина не мешала рту, старалась сбросить ее, разрывая своими когтями обманчиво принятый образ, так что «вместо похвал и удивления внезапно возбудила между зрителями смех, когда из-за обрывков личины показалась ее безобразная и смешная наружность.

«Итак, - пишет Св. Григорий Нисский, - как обезьяне недостаточно было ложно принятого вида, чтобы сочли ее за человека, и жадность к лакомствам изобличила ее природу, так и те, которые неистинно образовали свое естество верой, посредством лакомств, предлагаемых от диавола, легко изобличаются в том, что они нечто иное отличное от того, за что выдают себя. Ибо вместо смокв и миндаля - тщеславие, честолюбие, любостяжание, страсть к удовольствиям и другие такого же рода злые припасы диавольские, будучи вместо лакомства предложены жадности людей, легко изобличают подобные обезьянам души, которые посредством подражания принимают на себя лицемерный вид христианства. А в пору страстей свергают с себя личину целомудрия, кротости или другой какой добродетели».

Поэтому название «христианин» требует от человека и совершенного христианского жития:

Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5; 48).

Обучение христианской вере, передача основных вероучительных истин желающему принять крещение, оглашение - это Божия заповедь:

Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, - говорит Господь Исус Христос своим ученикам (Мф. 28, 19).

Миниатюра из Сийского Евангелия. 1340 год. Христос с апостолами

Прежде чем человек примет святое крещение и станет истинным христианином, он становится «оглашенным», еще не принявшим крещение, но уже наставляемым в основах веры. О необходимости оглашения указано в 46 правиле Лаодикийского и 78 правиле Шестого Вселенского соборов.

Оглашение зародилось в первые дни существования Церкви. Так, после проповеди апостола Петра в Иеросалиме на праздник Пятидесятницы около трех тысяч человек приняли христианство (Деян. 2,14-41). Позже он наставлял в вере римского сотника Корнилия с его родными, а затем разрешил им креститься (Деян. 10, 24-48). Также поступали апостолы Павел (Деян. 16, 13-15), Филипп (Деян. 8,35-38) и другие.

Проверялась твердость решения о принятии новой веры. Во время гонений на христиан были случаи их отпадения от Церкви, поэтому в период обучения Церковь обязательно следила за оглашенными: не было ли среди них предателей христианства и ложно принявших святое крещение. Если такие обнаруживались, то сразу изгонялись из собрания оглашенных. Период оглашения был длительным: от трех месяцев до трех лет, и это время делилось на несколько этапов, а оглашенные подразделялись на различные классы. До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иеросалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного.


Огласительные поучения Кирила Иеросалимского

Современные наставники до сих пор обращаются к опыту того времени, что свидетельствует о высоком уровне таких проповедей, так как в них оглашенные получают обстоятельные теоретические знания о христианской вере.

С первых дней подготовки оглашенных к крещению они получали и теоретические знания о христианской вере, и участвовали до определенного момента в богослужениях. В храме оглашенные стояли в задней части - в притворе.

Святитель Кирил Иеросалимский

Обучаться молитве оглашенные должны были и вне стен Храма, о чем пишет Кирилл Иеросалимский : «Молись чаще, чтобы Бог удостоил тебя небесных и бессмертных Таин ». Помимо этого оглашенные должны были вести христианскую жизнь: поститься, соблюдать Заповеди, бороться с грехом, каяться в грехах перед Богом и людьми, исправлять свои душевные пороки. «Тем, кто собирается креститься, нужно к этому приготовиться частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов… », - пишет к оглашеннымТертуллиан .

Однако если оглашенные не оставляли греховную жизнь и не каялись в этом, то таких переводили в предыдущий разряд оглашенных, как бы на ступень назад, и определяли им дополнительный срок покаяния.

Таким образом, история возникновения и развития оглашения показывает, насколько серьезное было отношение Церкви к будущим христианам. Это был целый институт оглашенных, с четко проработанной программой, отлаженной дисциплиной. Всё это давало качественные знания о христианской вере, предупреждало об опасностях на пути христиан, учило жить по-христиански еще до крещения.

Древлеправославная Поморская Церковь до сих пор придерживается подобной программы для оглашенных, что позволяет оглашенным не только испытывать своё желание принять новую веру и привыкать к христианской жизни, но и отсеивает еще неготовых для христианства людей.

Исус Христос требовал от тех, кто берется кого-то крестить, обязательно его научить (Мф. 28, 19), и Поморская Церковь ответственно подходит к принятию в свое лоно новых членов, благоговейно относится к самому таинству крещения.

Как и в прежние века, Церковь проводит огласительные беседы со всеми желающими принять святое крещение.


Древлеправославная поморская церковь знамения Пресвятой Богородицы в г.Санкт-Петербурге

Оглашение необходимо для испытания своей верности Христу, покаяния, перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения человека. Именно с этого каждый христианин должен начинать свою церковную жизнь.

Впервые приходящие в поморскую церковь и желающие креститься проходят собеседование с духовным наставником, рассказывают о себе и причинах своего намерения. Наставник произносит им проповедь о христианской вере, о том, что такое христианская жизнь, чем христианство отличается от других религий, как должен жить христианин.

В 2008 г. съезд духовных наставников Древлеправославной Поморской Церкви, рассмотрев канонические основы и практический порядок совершения таинств, служб и требоисправлений в общинах ДПЦ, установил время подготовки к святому крещению (оглашение) согласно христианскому обычаю - 40 дней. При этом конкретный срок может быть уменьшен или увеличен и выбирается духовным наставником в зависимости от готовности крещаемого и иных обстоятельств. Порядок подготовки к крещению (пост, молитва, выполнение заповеди) определяются духовным наставником.


Съезд духовных наставников ДПЦ в Невской обители (декабрь 2008 г.)

Новообращенный христианин начинает всё с нуля, стараясь поглотить как можно больше знаний о вере, а для этого с ним нужно пошагово заниматься, по словам апостола Павла, который учит нас о том, что подвизающийся самочинно не получает плода:

Если кто подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2,5).

Крещений в поморской Церкви немного, всех подряд и не крестят. Человек проходит оглашение, молится, постится, выполняет заповедь, и он считается вступившим на христианский путь. Однако если оглашенный так и не освободился от тяжких грехов и всей своей жизнью не показал добрых плодов делания духовного, то в оглашенных он может быть годами. А кто уже и делами своими показывает, что встал на путь, тот постится 40 дней, молится, выполняет заповедь, исповедуется, и только после этого принимает святое крещение.

В поморской общине есть человек, который встречает в Храме новых людей, желающих узнать больше о поморстве. Им рассказывают о христианской вере, об истории согласия, отвечают на интересующие вопросы. Если идет служба, то объясняют, как в данный момент им вести себя в Храме, что можно делать, а что нельзя, а на все вопросы ответят после окончания моления. В общинах также налажена полноценная христианская жизнь, с ее духовным воспитанием, преемством и ответственностью, предостерегающей от зазнайства и кичливости коренных староверов и от неправильного христианского самосознания и поведения новопришедших. Определенное недоверие к новым людям некоторое время всегда есть, однако это касается и коренных староверов, находившихся в разрыве с Церковью. Проходит некоторое время, и недоверие пропадает.

Как в Церкви преодолеть или предупредить возможные сложности в адаптации новопришедших в Церковь? Прежде всего, христианской любовью и терпением. Любовь есть высшая заповедь христианства, которая была дана Самим Господом Исусом Христом. Человек, не имеющий любви, не может быть истинным христианином. Иуда, не имеющий любви, предал Господа иудеям.

А ненавидяи брата своего, во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему (Иоан. 2.11).

Адаптация новопришедших в Церковь - это всегда трудная задача, однако, если христианская жизнь в общине будет основываться на терпении и любви, по словам Апостола: «Вся вам любовью да бывают » (Коринф., зач. 166), то все эти трудности можно легко преодолеть. И практика такой деятельности в поморской Церкви, как и активная христианская жизнь с ее духовными плодами, показывает правильность выбранного пути.

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), централизованная религиозная организация старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия.

Наименование Поморского согласия происходит от Поморья - северного региона у Белого моря (в конце 17 века являлся одним из крупнейших центров распространения беспоповства). Крупнейшим духовным центром поморцев в 18 веке была Выговская старообрядческая пустынь (смотри Выго-Лексинское общежительство).

18 век в истории Поморского согласия отмечен расколом, причиной которого стала полемика о возможности заключения законного брака без участия священника. Однако на протяжении последующих двух столетий практически все поморские общины постепенно признали необходимым благословлять заключение брака. После «Манифеста о веротерпимости» (1905) состоялись два Всероссийских собора христиан-поморцев, приемлющих брак (1909, 1912), положившие начало формальному созданию централизованной структуры, объединяющей местные общины. Этот процесс был прерван в советское время и только в 1944 на территории СССР был образован Высший старообрядческий совет Литовской ССР, который стремился осуществлять функции по координации деятельности поморских общин во всём СССР.

В 1989 году в качестве централизованной религиозной организации был образован Российский совет Древлеправославной поморской церкви, а в 2001 зарегистрирована Древлеправославная поморская церковь, руководящим органом которой является Российской совет. В отличие от религиозных организаций, выстроенных по иерархическому принципу, общероссийский центр поморцев не обладает командно-административными полномочиями по отношению к местным общинам. Им ежегодно издаётся старообрядческий церковный календарь и информационный бюллетень «Извещение Российского совета ДПЦ». Общее количество приверженцев ДПЦ оценивается приблизительно в 300-500 тысяч человек, из которых около половины проживает на территории Российской Федерации.

В России насчитывается около 100 религиозных местных объединений, однако зарегистрировано менее 50. Российский совет курирует объединения в Украине (18 общин), Казахстане (10 общин), Киргизии, Молдавии и некоторых других государствах.

Помимо России, централизованные религиозные организации поморцев, объединяющие по нескольку десятков общин, существуют в Латвии (Центральный совет ДПЦ Латвии, 67 общин), в Литве (Высший старообрядческий совет Литвы, 44 общины) и в Белоруссии (Центральный совет ДПЦ Белоруссии, 31 община). Централизованные религиозные организации поморцев имеются также в Эстонии (10 общин) и Польше (4 общины). Отдельные поморские общины имеются в США (4 общины), Германии, Румынии и Болгарии. Для координации своей деятельности в июне 2001 года духовные центры России, Латвии, Литвы и Белоруссии создали Единый совет ДПЦ в качестве совещательного органа.

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ)

Современное официальное наименование Христианской Православной Церкви. По вероисповедальной принадлежности придерживается Российского Православия, существующего до отступнических реформ патриарха Никона в сер. 17 века. Другие названия бывшие в 17 - 20 вв.: Восточная Соборная Церковь, Церковное общество Христиан-Поморцев, Старообрядческая Поморская Церковь и др.
Древлеправославная Поморская Церковь (безпоповская) - является преемницей по Символу Веры "Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви" Христовой, исповедающей Святую Троицу и Спасителя мира Господа нашего Исуса Христа. Принявшая исповедание от Восточно-Кафолической Церкви и находившаяся в едином Церковном лоне Русского Православия до реформ Никона в середине 17 века. Не отвергающая священства, но лишившаяся его по условиям Последнего времени и пребывающая под Божественной Благодатью.
Таким образом, ДПЦ сохраняет все догматы и обряды дораскольной Древле-Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства. ДПЦ является Православной Церковью, не имеющей трехчинной иерархии. Преемственно сохраняются и совершаются избранными мирянами - духовными наставниками, таинства крещения и покаяния, проводятся богослужения и требоисполнения.
Основами вероучения являются: Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых Апостолов, Святых вселенских и поместных Соборов, Святых отцов).
В своей церковной деятельности ДПЦ руководствуется каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями поместных Соборов Православной Церкви в России, принятыми до сер. 17 века, постановлениями Всероссийских Соборов Поморской Церкви 1909 и 1912 годов.
Большую роль в сохранении Православной веры во время Никоновских реформ, сыграл Соловецкий монастырь, а также Выгорецкое общежительство находящиеся в Поморье в память о котором Церковь стала называться Поморской..
В настоящее время существует шесть поместных объединений ДПЦ, координационным органом является Единый Совет ДПЦ. На территории России имеется более 200 общин с числом прихожан от 10-15 до нескольких тысяч человек. Значительная часть общин не зарегистрирована. В Белоруссии действует 37 общин, на Украине - 45 общин, в Эстонии - 11, Латвии - 67, Литве - 27, Польше - 4, кроме этого в США - 4 общины, в Казахстане - 18, Киргизии - 3, в Молдове одна община. Есть сведения о группах Христиан-Поморцев в таких странах как: Румыния, Финляндия, Швеция, Германия, Франция, Бразилия, Аргентина. О других общинах и группах информации в настоящее время не имеется.
Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Ежегодно издается Церковный календарь ДПЦ и два раза в год Извещение РС ДПЦ.

Дата публикации: 2004-06-18 (18131 просмотра(ов))

Остальные материалы раздела Древлеправославная Поморская Церковь

  • Решения по вопросам, обсуждаемым на Первом Всероссийском слёте молодёжи Древлеправославной Поморской Церкви.




  • 

    2024 © kubanteplo.ru.