Как стать репетитором после окончания курсов. Как начать работать репетитором: секреты профессии . Как репетитор по английскому языку стал директором собственной школы


Недавно на одном форуме я наткнулся на дискуссию педагогов о проблемах обучения английскому языку: "...Мы обманываем и родителей, и учеников. Реально в существующих условиях научить иностранному едва ли можно. Этим во многом и объясняется падение интереса к изучению языка у большинства учащихся в старших классах... Действительно, трудно любить предмет, который выучить невозможно. И все наши разговоры про какие-то коммуникативные методики и т.п. остаются лишь разговорами..."

Критика продолжала развиваться в этом направлении. В конце преподаватели обменялись мнениями о учебных пособиях "Happy English", Старкова и т.п. Большинство учителей жаловались на непрактичность этих пособий. Да, правда, это не самое оптимальное решение, поэтому можно понять этих педагогов. Но главное – обнаружив недостатки той или иной методики, не остановиться на месте, а искать альтернативы и относиться к своей работе с любовью и творчески.

По своему опыту знаю, что проблема не только в учебниках, а еще и в методике обучения. Можно для начала сформулировать вопросы.

  • Почему падает интерес к изучению языка у большинства учащихся?
  • Почему они очень трудно поддаются обучению?
  • Почему, в отличие от других предметов, у учеников все больше трудностей с английским языком (особенно с произношением, разговорной речью и запоминанием слов)?

Это не полный перечень проблем. Наверное, догадываетесь, в чем причина? Ученикам не хватает стимула и мотивации! Как опытный знаю, что значат эти две вещи для студентов и учеников. Стимул и мотивация являются очень мощными средствами в эффективном обучении иностранным языкам, причем, не только для детей, но и для взрослых. Увы, но мы часто забываем об этом важном факте и начинаем критиковать всякие пособия или же способности учеников.

А как же найти выход из этой ситуации?

Многие сразу же ответят, что надо обязательно пройти стажировку за рубежом. Да, это идеальное решение. Но как быть, если финансовое положение не позволяет? Тогда надо выбрать оптимальный путь. Давайте, определим этапы этого пути.

  1. Узнать цель учащегося . Нужно обязательно выяснить, с какой целью он хочет выучить язык. Если ученик еще не определился с ответом на этот вопрос, нужно помочь ему уточнить свою цель. Именно от этого первого шага сильно зависят результаты обучения. Так, исходя именно из определенного намерения и желания, к которому стремится студент, нужно эффективно планировать программу обучения и, соотвественно, создавать мощную мотивацию. В этом особенно нуждаются слабые и малоспособные начинающие ученики.
  2. К каждому – индивидуальный творческий подход, т. е. правильный выбор методики и пособий . Некоторые репетиторы, особенно начинающие педагоги или студенты, дающие уроки, работают по принципу "одно пособие и одна методика". В результате занятия получаются рутинными и скучными, а значит и малоэффективными. А как решить эту непростую задачу при широком ассортименте разных учебников в наши дни? Исходя из своего опыта, постараюсь помочь вам полезными советами в выборе не только пособий, но и современных методик и разных ресурсов в Интернете.

А для проверки знаний я советую своим студентам книгу Нельсона English Language Tests. C этой книжкой очень удобно определить начальный уровень и направление дальнейшего продвижения студентов. Эти тесты эффективны особенно во время повторения всего пройденного. Я всегда пользуюсь ею. И, кстати, по моей методике проверка знаний происходит после каждого пятого урока. Это намного эффективнее, чем повторение в конце курса.

Как начинающему репетитору составить свою собственную методику?

Итак, учебник мы уже выбрали, а теперь давайте узнаем, как можно создать уникальную методику, творчески пользуясь простыми учебниками и разными программами. Например, как это делаю я.

  1. Заранее составляю план интересного урока.
  2. Тему, которую выбрал для урока (например, из Headway), успешно сочетаю с аудио материалами на эту же тему, например с сайта .
  3. Новые слова не спешим записывать сразу же на бумаге. Сперва провожу диалог, используя эти слова. Таким образом, новые слова запоминаются моментально и твердо в памяти студента. А потом уже он сам, не заглядывая в словарь, записывает слова в свой блокнот. Настоятельно рекомендую вам тоже так поступить, и в эффективности методики сами убедитесь.
  4. Потом для полного закрепления выученных слов я проверяю студента по программе Lingvo Tutor в ABBYY Lingvo 11. С помощью этой программы я заранее составляю словарь новых слов.
  5. После объяснения грамматики пишу предложения, в которых употребляю свежую грамматику, как в правильном виде, так и с ошибками. А учащийся исправляет ошибки и в результате четко запоминает правильное употребление правил.

Как успешно справляться с непослушным или же малоспособным студентом (учеником)?

  1. Стараюсь творчески подходить к каждому и применяю самые разные забавные и интересные идеи. Среди них есть и собственные, и те, которые беру с разных сайтов. Вот один из них .
    Репетиторам, которые еще не знакомы с этим сайтом, очень рекомендую посетить его. Там вы найдете много полезного и интересного. Думаю, что вам не помешает узнать об интересном опыте учителей и репетиторов из разных стран.
  2. Применяю разные программы по обучению иностранных языков. У меня ни один урок не проходит без компьютера и, соответственно, без этих программ. Причем я пользуюсь программами как в онлайн-режиме, так и в оффлайне. Есть одна моя любимая американская программа по обучению иностранным языкам (я расскажу о ней в следующей статье), благодаря которой я заметно улучшил качество своих занятий, а соответственно, и свое финансовое положение. Так как после применения этого специального курса ученики стали высоко ценить мой труд, за что я весьма благодарен им.

Репетитор по иностранным языкам

Для реализации своего стремления к преподавательской деятельности вовсе не обязательно устраиваться в школу, где за небольшую зарплату придётся подвергаться постоянному стрессу. Вы можете выбрать более спокойную и прибыльную альтернативу - репетиторство. Но, прежде чем попробовать себя в данной области, необходимо изучить предъявляемые к репетиторам требования, а также определиться с целым рядом организационных моментов.

Кто может стать репетитором

Успешно давать частные уроки за плату можно при соответствии следующим требованиям:

Наличие высшего образования, соответствующего преподаваемой дисциплине. При этом не обязательно заканчивать педагогический вуз - достаточно иметь профессию, предполагающую углубленное изучение какой-либо дисциплины. Например, выпускники факультета международных отношений могут преподавать иностранные языки, а «технари» - математику или физику. Заниматься репетиторством можно и с неоконченным образованием, начиная ещё со студенческой скамьи.

Умение налаживать контакт с детьми. Репетитору пригодятся неисчерпаемое терпение, уравновешенность и дружелюбие.

Чем младше ученики, тем больше требований к моральным качествам преподавателя.

Постоянное стремление к совершенствованию своих знаний. Чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо регулярно изучать новую информацию по своему предмету, а также штудировать ежегодно выпускаемые учебные пособия.

Пунктуальность, от которой напрямую зависит ваша репутация и количество клиентов.

Репетиторство имеет немало преимуществ перед трудоустройством в школе. Это и более высокий заработок, и свободный график работы, и возможность отказаться от ученика с плохим поведением. Но данная деятельность предполагает и больший объем ответственности, потому что ваш доход будет полностью зависеть от активности в поиске учеников и от получаемых ими в процессе обучения результатов.

С чего начать

Начало репетиторской деятельности предполагает решение нескольких организационных вопросов. Рассмотрим их поэтапно.

Выбор предмета

В первую очередь необходимо определиться, что вы будете преподавать. В идеале это должен быть один предмет, либо 2-3 смежные дисциплины. К примеру, можно преподавать алгебру для старшеклассников и одновременно - высшую математику для студентов. Такой подход позволит не распыляться и оказывать наиболее качественные услуги.

Определение контингента учеников

Хорошо, когда репетитор умеет работать с любой возрастной группой. Но если у него подряд идут занятия сначала со старшеклассником, затем с учеником начальных классов, а после него - со студентом, это может негативно сказаться на качестве преподавания, а также потребует больше усилий от самого репетитора.

Как начать работать репетитором: секреты профессии

Ученики разных возрастов требуют к себе абсолютно противоположного подхода. Так, в занятиях с учеником младших классов понадобится не столько обширное знание предмета, сколько умение найти взаимопонимание с ребенком. А преподавание знаний старшекласснику требует более высокой квалификации и умения преподносить сложные понятия простым языком. Поэтому для повышения эффективности работы стоит формировать однородную по возрасту клиентскую базу.

Выбор места

Занятия репетиторством можно организовать четырьмя способами:

проводить уроки у себя дома;

выезжать на дом к ученикам;

снять для занятий специальное помещение;

обучать дистанционно через интернет с помощью программы Skype.

Как правило, репетиторы выезжают на дом к ученикам только в начале своей деятельности, пока не наработана репутация и существует проблема с поиском клиентов. Со временем целесообразнее обустроить рабочее место у себя дома. В этом случае вы экономите массу времени и избавляетесь от необходимости возить с собой огромное количество методического материала. При обустройстве рабочего места стоит исключить все отвлекающие факторы и создать обстановку, привычную для учебного процесса. В идеале это должен быть рабочий кабинет, а не жилая зона квартиры. Из него необходимо убрать всевозможные сувениры и другие ненужные предметы, которые будут мешать концентрации на занятиях. Не приветствуются и способствующие расслаблению мягкие кресла - их лучше заменить на простые стулья. Для эффективной организации учебного процесса требуется следующий минимум вещей:

книжный шкаф для учебных пособий;

два стула;

просторный рабочий стол;

компьютер с выходом в интернет для просмотра медиафайлов, обучающих игр и иных электронных материалов.

Не менее важно договориться с близкими, которые ни в коем случае не должны отвлекать вас от учебного процесса, а также мешать с помощью музыки или шума от телевизора. Также стоит изолировать кабинет от домашних питомцев, на которых у учеников может быть аллергия. Организация учебного процесса в домашних условиях требует немало усилий, поэтому многие успешные репетиторы снимают для этих целей отдельные офисы. Не менее популярно дистанционное репетиторство. Это вариант удобен как преподавателю, так и ученику.

Как начать работать репетитором: секреты профессии

Занятия через интернет экономят время на дорогу, а также обеспечивают психологический комфорт за счёт привычной домашней обстановки. Для организации обучения необходим компьютер, стабильный интернет с высокой скоростью, вебкамера, микрофон и колонки (наушники).

Изучение методической литературы

Чтобы хорошо ориентироваться в своем предмете и способах его преподавания, необходимо изучить как можно больше источников литературы. Со временем у вас выработается своя методика, но все равно нужно держать руку на пульсе и отслеживать регулярно выпускаемые пособия. Дополнительно следует изучать учебники, по которым ваши ученики обучаются в школах. Источники литературы не ограничиваются только учебниками. В состав учебно-методических комплексов обычно также входят:

книга для учителей с советами по организации процесса обучения;

рабочие тетради для практических занятий;

аудио- и видеоматериалы.

Чтобы сэкономить на покупке учебных пособий, можно поискать подержанные экземпляры на бесплатных сайтах с объявлениями или в газетах. Также можно поспрашивать у знакомых с детьми школьного возраста. А литературу для разового изучения можно взять и в библиотеке.

Определение ставки

Стоимость оказываемых репетитором услуг зависит от нескольких факторов:

Репутация. Этот критерий можно измерить количеством учеников, которые самостоятельно находят вас по рекомендациям знакомых. Сюда же можно отнести благодарственные письма, которые не нужно стесняться брать у довольных вашей работой клиентов.

Место обучения. Если вы выезжаете на дом к ученику, причём на удалённое расстояние, за это смело можно попросить надбавку.

Как набрать учеников

После того как у вас появилось представление о том, как и в какой форме вы будете проводить занятия, самое время приступить к поиску учеников. Делается это путём размещения объявлений о своих услугах в как можно большем количестве источников. Среди них:

Газеты и журналы с объявлениями. Не самый эффективных способ, так как у многих людей объявления в бесплатных газетах ассоциируются с обманом. Вероятность найти учеников через печатные издания возрастает, если вы проживаете в небольшом городе.

Уличные доски объявлений. Лучшими местами будут автобусные остановки, подъезды спальных районов и окрестности школ. Но в самих школах расклеивать объявления не имеет смысла из-за большого количества конкурентов в лице учителей.

Как начать работать репетитором: секреты профессии

Преимущества подобных объявлений - в отсутствии финансовых затрат на их размещение, огромной целевой аудитории, а также в возможности более подробно описать свои услуги, что не позволяют сделать печатные издания.

Ещё одним выгодным вариантом является сотрудничество с репетиторским агентством. За небольшую плату, обычно равную цене одного занятия, такое агентство самостоятельно подберёт вам ученика. Важно, что плата взимается только после проведения первого урока и получения подтверждения о дальнейшем сотрудничестве.

19.03.18 47 498 12

И зарабатывает как технарь

Два года после университета я работала учителем русского языка и литературы. Уволилась из-за зарплаты 8500 рублей. Решила работать на себя и стала репетитором.

Ева Иванова

репетитор по русскому языку и литературе

Сначала работала через платформы-посредники и ездила домой к ученикам. Со временем новые ученики стали обращаться по рекомендации, и теперь не я, а они приезжают ко мне домой на уроки. Сейчас я зарабатываю 95 000 рублей в месяц. Расскажу, как у меня это получилось.

Платформы-посредники

Сначала я нашла четыре сайта-посредника и зарегистрировалась на них. Такие платформы работают по тендерной схеме: заказчик создает заявку, репетитор оставляет на нее отклик, а  администратор подбирает подходящего репетитора.

Из четырех только один сайт, «Ваш репетитор», сразу внушил мне доверие: при регистрации нужно было заполнить подробную форму, указать личные данные, сведения об образовании и опыте, приложить фотографию.

Моя анкета репетитора появилась на сайте только через несколько дней. Перед этим администратор позвонил для небольшого интервью и проверил подлинность данных. Дальше я указала стоимость одного урока и районы, в которые готова выезжать.

Платформа предлагала репетиторам получить сертификат, чтобы увеличить доверие клиентов. Процедура была простой, и я сразу отправила все документы: сканы дипломов и сертификатов и мое фото с разворотом паспорта, чтобы было видно фамилию и фотографию. Три года назад репетитор мог пройти сертификацию по желанию, сейчас это обязательное требование сайта. Без подтверждения личности и специальности получить заказ не удастся.

Для клиентов платформа работает бесплатно. Репетитор платит процент от цены заказа после первого проведенного занятия. Обычно это полная стоимость 1-2 уроков.

Первого ученика я получила через две недели после регистрации. Через полтора месяца у меня появился рейтинг, который складывается из отзывов родителей. Чем выше рейтинг, тем больше возможностей получать заказчиков.

Остальные три сайта работали формально: доски с заказами были пустые, при регистрации репетитора никак не проверяли. За 3 года они не принесли ни одного заказа.



Правила работы

Для начала я решила работать на выезде и заниматься со школьниками 6-9 классов.

Через пару месяцев поняла, что трачу много времени и денег на дорогу. А еще я живу в Сибири - зимой стоять на остановках и ездить на общественном транспорте холодно.

К тому же в каждом доме свои правила и привычки, я в них вписывалась не всегда. У некоторых много кошек, а у меня аллергия. С одним мальчиком я занималась 3 месяца на кухне, и все это время под моим стулом лежали обертка от шоколадки и крышка от сока. Одни и те же обертка и крышка. В другом доме отец ребенка во время занятия заходил в комнату и стоял у меня за спиной в одних трусах. Спасибо, что хоть в трусах.

Я начала беспокоиться о своей безопасности: сделала таблицу-расписание, вписала туда время занятий, адреса, телефоны и имена родителей и отдала ее своим родным.

На первое занятие я брала с собой копию паспорта и дипломов. Показывала родителям, чтобы они были уверены, что я это я. Не давала ксерокопировать их или фотографировать: объясняла, что все данные обо мне есть у компании-посредника.

Правила работы репетитора на выезде

Предупредить, если опаздываешь.

Некомфортно или опасно - уходить.

Закладывать стоимость проезда в стоимость занятия.

Установить границы: не участвовать в семейных склоках, не обедать, не принимать ничего в подарок.

Через год я отказалась от работы в чужих домах и стала брать только тех учеников, которые были готовы приезжать ко мне.

Когда в мой дом стали приходить незнакомые люди, я вдвойне стала беспокоиться о безопасности. Стараюсь назначать первое занятие на время, когда дома есть кто-то кроме меня. На критический случай держу в рабочем столе перцовый баллончик.

За три года был лишь один случай, который заставил меня переживать. На волне новостей об учительнице, совратившей трех учеников, один одиннадцатиклассник задумчиво спросил, что будет, если он скажет родителям, что мы вовсе не русским занимаемся. Спокойно ответила, что меня посадят ни за что, а он и другие мои ученики останутся накануне экзамена без крутого преподавателя. С тех пор стала записывать все занятия с ним на диктофон.

Несмотря на опасения, я стараюсь уважительно и дружелюбно относиться ко всем ученикам и помнить, что большинству из них некомфортно в чужом доме. Зимой предлагаю замерзшим ребятам чай и конфету, а летом - воду или сок.

Правила работы у себя дома

Предупредить ученика, если в доме есть животные; спросить, нет ли аллергии.

Подготовить светлое рабочее место, удобный стул, запасную ручку. Убрать все, что отвлекает внимание.

Приготовиться к тому, что ученики будут пользоваться ванной и туалетом - не сушить там нижнее белье, убрать косметику, личные вещи и туалетную воду.

Убрать с видных мест ценные вещи.

Смириться с носками.

Родители

Хотя я занимаюсь с детьми, мои заказчики - родители. Это они платят за занятия, поэтому я стараюсь уделять им достаточно внимания.

За время работы я поняла, что о правилах и порядке работы надо обязательно подробно рассказать во время первого звонка. Но этого недостаточно. Лучше распечатать или отправить по электронной почте памятку.

Я всегда приглашаю родителей на первый урок, но за три года никто из них так и не пришел.

Еще я уточняю, каким способом удобнее общаться: звонки, смс, Телеграм или другие мессенджеры. Если ученик не пришел на занятие - звоню или пишу, чтобы уточнить, все ли в порядке. Не делает домашние задания, не пишет сочинения - предупреждаю родителей, что это повлияет на результат моей работы.

Со старшеклассниками я напрямую решаю вопросы о переносе занятий или отработке пропущенных уроков. Когда учишь школьников 5-9 классов, все изменения в расписании нужно согласовывать с родителями.

Ученики

Большинство одиннадцатиклассников сами просят родителей найти им репетитора, потому что волнуются перед предстоящими экзаменами. Они готовы работать и знают, что результат зависит от них. С такими учениками просто и приятно заниматься.

Встречаются и ленивые или капризные дети. Их заставляют учиться родители, поэтому репетитора они воспринимают как наказание: бунтуют, игнорирую задания, чатятся или отвечают на звонки во время урока. С такими я не работаю.

Если ученик не делает домашнее задание, пропускает занятия без предупреждения, говорю и ему, и родителям, что не вижу смысла в таких уроках. Либо ученик начинает учиться, либо я прекращаю с ним заниматься.

Самое важное в работе репетитором: я могу сама выбирать, с кем мне работать.

Результат

Я убеждена, что ни один репетитор не может гарантировать конкретный результат на экзамене. Об этом я прямо говорю родителям во время первого общения. Единственная гарантия, которую я даю: уровень знаний ученика будет значительно выше того, с которым он ко мне пришел.

Если родители требуют, чтобы я пообещала 100 баллов на ЕГЭ , я вежливо отказываюсь от сотрудничества. Результаты ЕГЭ зависят от многих факторов: даже самый подготовленный ученик на экзамене может растеряться, впасть в ступор или истерику.

На первом занятии я тестирую ученика, проверяю уровень знаний. Потом звоню родителям, чтобы сказать, каких результатов реально добиться за то время, которое осталось до экзамена.

Средний балл ЕГЭ , который получили за последние 3 года мои ученики: русский язык - 96 баллов; литература - 87.

Деньги

Я работаю по-другому: ребята рассчитываются сразу после урока. Бывает, что ученик забывает про оплату. Мне некомфортно спрашивать про деньги, поэтому в прошлом году я придумала небольшую хитрость - спрашиваю: «Маша, мне нужно поискать сдачу?»

Чтобы не держать в голове, что кто-то должен мне денег, переводы на карту я принимаю только от тех, с кем занимаюсь по скайпу. Первый дистанционный урок я прошу оплатить до его начала, остальные - после, но в тот же день.

Основное правило - не работать в кредит

Встречаются родители, которые рассказывают о тяжелой жизни и обещают заплатить через неделю, месяц. В таких ситуациях я спокойно говорю: «Я вас понимаю, но, к сожалению, не могу работать на таких условиях. Надеюсь, вы быстро справитесь с возникшими трудностями. Могу сохранить место в расписании до такого-то числа. Буду ждать Машу (Сашу, Пашу)».

В первый год я работала по ставке  600 рублей за 90 минут. За месяц набрала 6 учеников. Доход в месяц получался около 29 000. Минус расходы на дорогу и перекусы.

Второй год я работала по ставке 750 рублей за 90 минут. У меня было 10 учеников одновременно. Средний доход в месяц стал 60 000. И никаких минусов на дорогу, потому что ученики сами приезжали ко мне.

Во второй год сотрудничества «Ваш репетитор» открыл мне доступ к дистанционным заказам  -  я начала работать с учениками из Москвы и Петербурга по скайпу. В этих городах стоимость очного урока русского языка и литературы колеблется от 1500 до 5000 рублей за 90 минут. Те, кто хочет сэкономить, работают с репетиторами из регионов.

Каждый год я немного увеличиваю стоимость часа занятий. Сейчас работаю по ставке 1000 рублей за 90 минут. Это дорого для Сибири, но учеников меньше не стало. Мой средний доход в месяц  -  95 000 рублей.

1000 Р

за 90 минут - по такой ставке я сейчас работаю

Заработало сарафанное радио  -  ученики приходят напрямую, по рекомендациям других ребят. За такие заказы не нужно платить процент сайту, это экономит мне около 10 тысяч рублей.

Летом и в сентябре практически нет учеников. Поэтому весь рабочий год я откладываю. На четыре пустых месяца оставляю минимум 200 тысяч - по 50 тысяч на месяц.


Налоги

Компании-посредники не платят налоги за репетитора - это ответственность самих репетиторов. Но по закону у репетиторов есть налоговые каникулы - они могут не платить налоги, если сами оказывают услуги для личных нужд. Для этого нужно подать уведомление в инспекцию. Тогда по доходам за 2017 и 2018 год не придется вообще ничего платить в бюджет и отчитываться.

Пока я не подала уведомление, но еще успеваю это сделать, чтобы соблюсти закон и не оказаться в должниках перед государством. За два года я ничего не буду платить в бюджет, а потом освобождение или продлят, или придумают упрощенный порядок для самозанятых репетиторов.

Я за легализацию: даже если ничего не придумают, после налоговых каникул зарегистрируюсь как ИП и буду платить 6% от дохода.

Итоги

Плюсы работы репетитором:

  • хороший доход, особенно для моего города;
  • сам организуешь рабочий день;
  • работать интересно;
  • можно выбирать, с кем работать, а с кем нет;
  • двоечники, а значит и клиенты, будут всегда.
  • большая ответственность, если готовишь ученика к ЕГЭ ;
  • временами надоедает рассказывать одно и то же по пять раз в день;
  • ученики болеют, переносят занятия, прогуливают, иногда вовсе пропадают;
  • попадаются неадекватные заказчики.

Многие из нас способны чему-то научить других людей. Желание передавать знания обычно побуждает людей становиться преподавателями и работать в школах или вузах. Но можно пойти и другим путём. Например, стать частным педагогом - репетитором.

Репетитор - человек достаточно вольный, у него нет надзирателей в виде, скажем, завуча или проректора. Однако в такой, казалось бы, вольной и творческой работе, как репетиторство, есть всяческие нюансы, которые следует учитывать и к которым необходимо готовиться, решаясь обучать кого-то на дому.

Если вы решили стать репетитором, прежде всего нужно разместить объявление.

Позаботьтесь об абсолютной грамотности текста, даже если вы собираетесь обучать гончарному мастерству, а вовсе даже не русскому языку.

Укажите район - таким образом вы отсеете заведомо неподходящих клиентов. Желательно писать свое имя полностью, а не просто «Ляля» или «Аня». Добавьте фамилию, и уровень доверия потенциальных клиентов возрастёт. Желательно также приложить и собственное фото, а не картинку вспотевшего от усердия школьника.

Теперь разберёмся, к чему нужно быть готовым, когда берёшься помогать кому-то изучать науку, пусть даже эта наука - математика в начальных классах. Расскажу на примере обучения школьников.

  1. Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и в школе.
  2. Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им , иначе они просто разбегутся. Поэтому вам - вольному скульптору детского ума - придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное - не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
  3. Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка (однако недовольство выражайте очень тактично). В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
  4. Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В , пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
  5. Если ученик ведёт себя из рук вон плохо - ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее - прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
  6. Школьники, особенно младшего возраста, физически не могут высидеть час занятий , да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить - сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное - результат, а , не так ли?
  7. Если после урока ученик забыл заплатить - не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
  8. Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.

В репетиторстве, как и в любой другой работе, важна ответственность, усердие и нацеленность на хороший результат. Но, прежде всего, учитель - это творческая профессия, порой опустошающая даже значительный резерв духовных и физических сил.

Уважайте свой труд и труд ваших учеников. И помните: учить кого-то порой сложнее, чем учиться.

Есть ли у вас опыт работы репетитором? Поделитесь им в комментариях.

Всем добрый предзимний день!

Осень подходит к концу, за окном непонятный снегодождь, а у вас внезапно звонит телефон и, подняв трубку и приготовившись отказаться взять кредит или сделать очень нужную процедуру в салоне красоты, вы слышите, что кто-то жаждет учить язык, и непременно под вашим чутким руководством.

Что делать и куда бежать?

Давайте попробуем разобраться, о чем говорить по телефону и что делать на первом занятии по английскому языку .

Телефонный разговор

По телефону всегда стараюсь обсудить волнующие меня пункты, чтобы понять, сможем мы сотрудничать или нет. И ответ будет отрицательным, если:
1) не подходит время или место проведения занятий;
2) не устраивает цена ;
3) цель обучения ученика не совпадает с моими целями в преподавании (для меня это, когда мама хочет, чтобы мы с ребенком делали домашнее задание по английскому или взрослый человек заявляет, что будет только разговаривать, без нудных правил и заучивания слов);
4) на другом конце провода говорят так, будто я уже что-то должна звонящему.

Если нас все устраивает, договариваемся о месте и времени проведения первого занятия. Предупреждаю, что целью первой встречи будет определение уровня языка, она бесплатная и длится около 40 минут. С собой нужно взять блокнот и ручку.
Еще узнаю, как ученик сам может определить свой уровень знаний, чтобы представлять, материал какого уровня готовить. Как правило, взрослые вполне адекватно оценивают свои возможности, в то время как со школьниками ни в чем нельзя быть уверенной.

Бывает, родители говорят: “мы уже два года занимались с репетитором, но она больше не может с нами заниматься, поэтому мы обратились к вам”, я готовлю материалы уровня А2, прихожу на занятие – а ребенок и читает еле-еле, и сказать почти ничего не может… Школьнику становится неловко за то, что он не соотвествует моим ожиданиям, мама видит его дискомфорт и тоже начинает волноваться… Дурацкая ситуация, обычно стараюсь всячески подбодрить, чтобы сгладить этот момент, иначе после первой встречи останется неприятное впечатление.

Первая встреча

Если первое занятие проходит у ученика, всегда выезжаю пораньше и стараюсь одеться поофициальнее, чтобы произвести хорошее впечатление, оно надолго определяет мнение о преподавателе. Это когда познакомимся поближе, можно ходить в рваных джинсах и футболке…

Впечатление произвели, приступаем непосредственно к занятию:

  1. Встречу начинаем с диалога . Не видела еще ни одного ученика, который не может сказать по-английски вообще ничего. Перед разговором говорю, чтоб говорил по-английски как говорится, не боясь наляпать ошибок. Если чего-то не понимает или не знает, пусть говорит по-русски.
    Задаю стандартные вопросы: Как дела? Как зовут? Где учится/работает? Что любит делать в свободное время? Если вижу, что справляется нормально, спрашиваю о цели изучения и пожеланиях по проведению занятий на английском, если нет – на русском. (Соответственно, если передо мной школьник, этот вопрос задаю родителям, которые на первом занятии всегда сидят рядом).
  2. Дальше даю лексико-грамматический тест (около 20 вопросов), примерно на 5 минут. (Если ученик взрослый, могу перед встречей выслать его на почту, чтоб не тратить время на занятии.
    Результаты лучше сохранить в отдельной папке, специально посвященной ученикам. Зачем? Если во время обучения всплывет популярная фраза “вот мы занимаемся уже полгода, а я не чувствую, что я продвинулась в изучении языка”, показывать каждый раз, когда ее слышу. Это особенно популярно у ЕГЭшников, недавно одна мне написала пробник на 86 баллов (против 72 баллов полгода назад), и все равно та же песня: “я знаю язык хуже, чем раньше”…
  3. Пока просматриваю тест, даю небольшой текст на чтение-понимание, с послетекстовыми заданиями на говорение и идеально – с аудированием, где записана концовка истории (например, для взрослых мне нравится текст про отель с призраком из урока 6B New English File Elementary).

После всех манипуляций говорю, какой у ученика уровень (как правило, диалог-тест-текст в унисон твердят об одном, но встречаются и случаи, когда ученик понимает прочитанное и пишет тест хорошо, а вот сказать почти ничего не может и на слух понимает плохо), и какой учебник и почему мы выберем. При выборе учебника ориентируюсь не только на уровень знаний, но и на поставленные перед нами задачи.

В конце прошу еще раз высказать любые пожелания к проведению занятий и со своей стороны предупреждаю, что:

  • при отмене занятия (заболел, работа, неотложные дела) нужно сообщать за сутки. Если более трех раз за полгода отменяется занятие прям перед занятием, перевожу на предоплату и повышаю цену. Если отменяю занятие я (по болезни своей или ребенка), мы его можем перенести по желанию ученика на выходные или на окно в моем расписании;
  • при невыполненном домашнем задании (более трех раз за полгода) расстаемся. Я не верю в прогресс без самостоятельной работы. Исключение могу сделать для взрослых, которые к одному занятию могут не делать домашку и мы с ними весь урок болтаем, а на второе делают двойной объем;
  • повышать цену на обучение не буду в течении года (если, конечно, не изменится цель – внезапно захочется сдать экзамен), а если решу повысить со следующего учебного года, сообщу об этом за три месяца;
  • если ученику что-то не нравится в ходе урока , хочется сделать акцент на каком-то виде деятельности или возникают любые другие сомнения – все жалобы принимаются и рассматриваются.

Итоги

Просто замечательно, если у вас есть визитка с координатами. Выглядит профессионально, и становится понятно, что к делу вы относитесь серьезно. Все хочу себе такую сделать, даже дизайн придумала, но никак руки не дойдут.

Со временем при первой встрече становится видно, настроен ли человек серьезно. Это помогает избежать того чувства, когда ты выделил место в расписании, готовился к занятиям, старался увлечь и развлечь … а он после отпуска или каникул безвозвратно исчезает, оставляя на душе неприятный осадок.

Не хочется заканчивать статью на грустной ноте, поэтому скажу, что процент учеников, который уходит в никуда, невелик – от меня за год ушло две ученицы. Когда я вспоминаю наши первые встречи, понимаю, что сейчас бы не стала тратить время. Первая по телефону в лоб сказала “у вас дорого”, но заниматься все равно начала, вторая говорила мне каждое занятие: “мне все нравится, я готова учиться и все делать” и также после каникул пропала.
Гораздо больше тех, кто приходит по “сарафанному радио”, поэтому смотрите на все философски – “когда закрывается одна дверь, непременно открывается другая”.
Всем новогоднего настроения и удачи!

P.S. Про первое занятие с теми, кто собирается готовиться к ОГЭ или ЕГЭ, я пишу .

Как провести первое занятие







2024 © kubanteplo.ru.