Какой религиозный праздник 11 сентября года


Реклама

В России повелось отмечать большое количество праздников, что вынуждает многих людей внимательно следить за календарем праздничных дат, дабы не упустить из виду то или иное знаменательное событие.

Сегодняшний день, 11 сентября 2017 года, не является исключением из общих правил, потому что на него приходится сразу несколько праздников, о которых мы и расскажем в этом материале. В частности, в России отмечается День трезвости. В свою очередь народный календарь, который тесно перекликается с церковным, повествует нам о дне усекновения главы Иоанна Крестителя.

Алкогольная зависимость — одна из самых распространенных напастей современного мира. Она становится причиной разрушения семей и деградации личности со всеми вытекающими последствиями. Среди страдающих от данной зависимости все чаще и чаще встречаются подростки, молодые женщины и мужчины, которые попадают в эту кабалу из-за легкомысленного отношения к своему здоровью.

Среди больных алкоголизмом можно встретить различных людей. В число зависимых с той же степенью вероятности, что и представители рабочих профессий, попадают менеджеры среднего звена, высокообразованные бизнесмены, банковские служащие, учителя и даже врачи.

На борьбу с данным недугом ежегодно выделяется значительная часть бюджета, разрабатываются различные программы здоровья и выведения из запоя. С этой целью также был учрежден праздник — Всероссийский день трезвости. Он отмечается ежегодно 11 сентября. Событие было утверждено решением Святейшего Синода в 1914 году.

История праздника начинается в 1913 году, когда представители Православной церкви предложили объявить День трезвости в честь Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи. По традиции в этот день верующие постятся по строгим правилам, исключающим в том числе употребление спиртного.

День посвящен памяти об усекновении главы Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса Христа, предсказателя, рассказавшего миру, что скоро придет Спаситель. Он также и крестил его в реке Иордане.

О гибели Иоанна Крестителя говорится в Евангелиях от Матфея и Марка. Когда скончался Ирод Великий, Палестина была поделена на четыре государства, каждому из которых от римлян был назначен правитель. Иоанн происходил из Галилеи, которая досталась в правление Ироду Антипе, имевшему, кроме жены, еще и любовницу, супругу родного брата — Иродиаду.

За указание на этот грех Иродиада возненавидела Иоанна. Коварной мести помогла ее дочь — прекрасная Саломея. Соблазняя Ирода искусным танцем, он пожелала в награду не драгоценности, не милости, но голову Иоанна. Отсеченная голова Предтечи, однако, не умолкла и вновь говорила о грехах правителя. Убийцы святого не прожили долго — правитель и его любовница пали в разверзшуюся землю, а Саломея лишилась головы от острой льдины.

На день Иоанна приходится особый пост, в который на стол не положено подавать блюда из овощей и фруктов, имеющих округлую форму. нельзя есть ничего, что имеет круглую форму — яблоки и клубни картофеля, щи из капусты, даже нельзя срезать маковые головки.

Принято этим днем вспоминать воинов, павших за Родину.

На полях уже пусто, но продолжаются хлопоты с приготовлением зимних запасов. Народ собирался на ярмарках да торгах, обычных для осени, и получалось все так, что на Иоаннов день — особенно много соблазнов, а нужно было держать себя в строгости, о чем говорили: «Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик».

Природа поворачивает от летней теплой неги к осенним утреннему холоду и близкой зиме, вот наши предки и говаривали: «Иван Постный пришел, лето красное увел», «Иван Постный — осени отец крестный», «С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает».

О стаях же перелетных пернатых говаривали так: «Иван Предтеча гонит птиц далече». Пернатые путешественники предсказывали, какой будет погода. Коли на Иоанна прощально курлыкали журавли, значит, ждать краткую осень и ранние снега. Коли еще задерживались скворушки, значит, еще постоит тепло. Коли полетели грачи вечерами — то еще постоят погожие деньки. В отличие от них, гуси пророчили дождь, а лебеди — снег.

Вместе с уборкой репы негромко справляли ее праздник «Репный» — сами не веселились, не пировали, но щедро одаряли постными блюдами голодных нищих людей.

Единственное государство в мире, пользующееся юлианским календарем, живет по своим правилам, и именно сегодня оно отмечает Новый Год – прекрасный светский праздник. Дату праздника определила в далекой древности царица Савская, возвратившись из Иерусалима. Отмечается праздник в старинной церкви 14 века, костеле святого Иоанна. Священники проводят службу, читают псалмы и проповеди, гимны. А вечером разжигают костры из экзотического для нас эвкалипта и такой привычной ели.

Еще одна церковь находится недалеко от столицы Эфиопии Аддис-Абебы. По эфиопским поверьям, огонь – это знак тепла, поэтому все празднование развивается вокруг костров. После церковной службы в домашней обстановке эфиопы угощаются инжером (белым плоским хлебом) и уатом(тушеным мясом). Вечером все идут в гости к друзьям и родственникам, а дети тратят заработанные деньги. Кроме религиозного праздника, Энкутаташ разделяет сезон дождей и знаменует приход весны.

В этот день поздравляют настоящих мужчин — воинов, кузнецов и каменщиков. Индийцы — люди особые, и развлечения у них особенные. Так, например, ордалии: по настоящему сильному мужчине отливают на груди олово, и он, обладая мощным эфирным телом, даже не страдает от боли. Зажигают при этом ритуальных 14 свечей и едят грубую пищу.

Аргентинская нация очень любит этот праздник, он является выходным для всей страны и очень знаменательным. Всем учителям выражают признание и благодарность, дарят подарки и чтят память погибшего в этот день президента Доминго Фаустино Сармьенто, вошедшего в историю как великого просветителя.

Именно он в 19 веке реформировал систему аргентинского образования, основал две государственные школы — Морскую и Военную, а также агрономическую и лесную академии, информирует сайт. Он также явился основателем тренинговых школ для учителей. В Аргентине учителей почитают не только за обучение знаниям, но еще и за воспитание подрастающего поколения.

Действительно, такой праздник существует, и это никакая не шутка! В 1943 году в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый граненый стакан советского производства. Автором дизайна является скульптор статуи «Рабочий и колхозница», но документального подтверждения этому факту нет. По некоторым данным Вера Мухина разработала такой дизайн специально для советского общепита, и он оправдал ожидания — на долгие годы прописался в газированных автоматах, столовых, на железной дороге.

Классика жанра — стакан 16 граней, самый первый выпуск продукции завода. Можно встретить 12-14-18-20-и граненые стаканы. На дне первых стаканов выплавлялась цена: 7 или 14 копеек, в зависимости от размера. Нужно отметить, что обыкновенные стаканы без гладкого верхнего ободка известны еще со времен Петра 1 — царю подарили такой стакан для распития спиртных напитков на корабле.

  • 1812 – основано первое поселение русских на Аляске – Форт Росс.
  • 1834 – на Дворцовой площади Петербурга установлена Александровская колонна.
  • 1961 – день рождения Всемирного фонда дикой природы.
  • 1973 – в результате военного переворота в Чили к власти пришла военная хунта во главе с генералом Пиночетом.
  • 2000 – одна из горных вершин Кавказа, названа Курском – в честь погибших членов экипажа подводной лодки Курск.
  • 2001 – в США соверен самый крупный в истории человечества террористический акт.
  • Джеймс Томсон 1700 – шотландский поэт.
  • Карл Фридрих Цейс 1816 – немецкий оптик-механик.
  • Анна Достоевская 1846 – русская мемуаристка.
  • О’Генри 1862 – американский писатель-прозаик.
  • Феликс Дзержинский 1877 – советский государственный деятель.
  • Александр Довженко 1894 – советский кинорежиссер.
  • Семен Лавочкин 1900 – советский авиационный конструктор.
  • Герман Титов 1935 –советский летчик-космонавт.
  • Иосиф Кобзон 1937 –российский эстрадный певец.
  • Башар Хафез аль-Асад 1965 – сирийский политический деятель.

Церковные праздники в Сентябре

Усекновение главы Иоанна Предтечи

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи, ибо осуждал Ирода за то, что тот, оставив законную жену, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность он поклялся дать ей все, чего она ни попросит. По совету матери Саломия просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод велел отрубить голову Иоанну и отдать Саломии. Та взяла блюдо с головой и отнесла матери. Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но жена домоправителя Ирода погребла голову в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение ее празднуется 9 марта). Над Иродом же, Иродиадой и Саломией Суд Божий совершился еще при их земной жизни. Все они погибли жалкой и позорной смертью.


11 сентября 2014 года православная Церковь совершает поминовение воинов, на поле брани убиенных. Смотрите также все и удобный календарь, где все церковные праздники распределены по месяцам. Удобно смотреть Сентября и что нельзя делать в этот день.

Что надо делать в день Усекновение главы Иоанна Предтечи:

  • Начинать сбор урожая корнеплодов: свеклы, репы
  • Собирать целебные коренья

Что нельзя делать в этот день:

  • Бурно праздновать, петь и танцевать
  • Есть разнообразные овощи, фрукты и другую пищу, имеющую круглую форму
  • Резать что-либо ножом

Приметы на 11 сентября 2014 года, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Церковный праздник:

  • Иван постный пришел, лето красное увел.
  • Иван постный – осени отец крестный.
  • С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
  • Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
  • На Ивана Крестителя журавли пошли на юг – к ранней зиме.
  • С Ивана постного убирали репу.
  • “Репный” праздник отмечался без песен, но обильной едой и угощением нищих, бедных странников.
  • Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного – коренья.
  • С этим днем связан запрет есть все круглое, петь и плясать.
  • Соблюдается строгий пост, нельзя употреблять в пищу яблоки, картофель, капусту, арбузы, лук, то есть то, что напоминает голову; считается грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Запрет на песни и пляски связан с тем, что Саломия ими выпросила у Ирода голову Иоанна Крестителя.

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи...

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем... Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что... они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

* Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Мученика Анастасия (1794).

Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

История Усекновения главы Предтечи Иоанна более или менее известна всякому. Святой Иоанн, пророк, Предтеча и Креститель Христов скончался смертью мученика за правду Божию. Он обличал царя Ирода в том, что тот отнял жену у своего брата, тоже царя, Филиппа, и, нарушив этим закон Божий и человеческий, подавал соблазн народу. Особенно не нравилось слышать обличение самой незаконной жене Ирода, Иродиаде. Ей хотелось как можно скорее погубить пророка; но Ирод, видя в нем праведника, щадил его и только в угоду жене посадил его в темницу. Но злая жена скоро достигла своей цели. В день празднования дня рождения Иродова, когда дочь ее Саломея очень угодила Ироду и гостям своей пляской, она подучила дочь просить себе в награду голову ее обличителя. Ирод по слабоволию не смог отказать в преступной просьбе. Голова была принесена на блюде и подана Иродиаде. Но пророк и умерши обличил грешников. Мертвая голова его проговорила прежние слова обличения: «Ирод, не следует тебе иметь женой Иродиаду». Слабый Ирод, а особенно злая Иродиада и тут не вразумились обличением пророка. Иродиада, взяв булавку, колола мертвый язык его и приказала бросить голову в нечистое место. Но служанка, благочестивая жена домоправителя Хузы, вложив ее в глиняный сосуд, с честью погребла ее на горе Елеонской, где было имение Ирода. Виновники смерти Крестителя Христова не миновали наказания. Ирод, лишенный престола и сосланный в заточение, был поглощен разверзшейся землей вместе с Иродиадой. Саломея утонула, причем льдины отрезали ей голову.

Праздник Православной Церкви 29 августа (11 сентября), принадлежит к числу великих. Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского четверовластника (тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14, 6–12; Мк. 6, 17–29).
В этот день положен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.

Церковью празднуются многие религиозные праздники. 11 сентября христиане мира, проповедующие православие, отмечают великий праздник — День усекновения главы Иоанна Крестителя, одного из ближайших соратников Иисуса Христа. Именно он предсказал явление Сына Божьего, а затем и совершал ритуал крещения в священных водах Иордана.

Православный праздник 11 сентября далеко не повод для веселья. Но уж так повелось на Руси, что отмечаются не только праздничные даты, но и скорбные дни.

Иоанн Предтеча по приказу правителя Галилеи был посажен в тюрьму. Причиной гнева правителя стало его прилюдное обвинение Предтечей в прелюбодеянии. И это было правдой. Отказавшись от законной супруги, дочери царя Аравии Арефы, он начал открыто сожительствовать с женой своего кровного брата Иродиадой. Любовница царя оказалась женщиной мстительной.

На пиру, посвященному дню рождения Ирода, Иродиада танцевала перед гостями. И угодила своими танцами и царю, и гостям. А посему Ирод пообещал ей выполнить любое ее пожелание, каким бы оно ни было. Иродиада, наученная своей матерью, попросила у царя голову своего обидчика. Ирод не смог отказать в ее просьбе и дал приказ отсечь голову пленника и подать ее в праздничный зал на блюде. Просьба Иродиады была выполнена — девица получила голову Иоанна Крестителя.

Меню дня

В память о столь трагичном событии церковь установила православный праздник 11 сентября, а также строжайший пост. Запрещено есть мясную пищу, кисломолочные продукты, яйца и рыбные блюда, т.е. все скоромное. Столь жесткие ограничения — дань памяти смерти Ионна Предтечи.

Традиции

Иван Постный (второе название праздника) отмечался еще и как «репный» праздник. Ведь с этого дня начиналась уборка репы. Но петь и веселиться в этот день нельзя.

11 сентября — большой православный праздник, отмечать который принято только постной едой. В этот день нужно угощать нищих и бедных, а также странствующих паломников.

День очень почитаем в народе. И сегодня категорически нельзя готовить пищу из круглых овощей, поскольку они напоминают отсеченную голову святого. В этот день многое запрещено. В частности, нельзя убирать капусту, срывать маковые головки, копать картошку и снимать с веток яблоки.

Большой грех браться сегодня за нож, топор и лопату.

На православный праздник 11 сентября можно собирать коренья. В этот день традиционно убирают свеклу и морковь, потому что они полностью созревают. Но делать это можно, читая специальные молитвы. Только так можно провести необходимую работу и не обидеть святого. Без этого огородных работ вести было нельзя.

Церковный праздник Иоанна Постного — переломный момент в привычной для крестьян жизни. Он становился последним днем полевых работ. Именно с этого дня начиналась заготовка разносолов, которые должны были кормить семью всю долгую зиму. 11 сентября по традиции проходило открытие осенних ярмарочных торгов.

После того как праздничная церковная служба заканчивалась, было принято ездить на базар. Там проводились необходимые закупки, а также приобретались обновки. После полудня жизнь возвращалась в привычное для деревенских жителей русло.

Народные приметы

Православный праздник 11 сентября — день поминовения Иоанна Предтечи — завершал лето. По старому календарю он приходился на 29 августа. Про него говорили, что пришел Иван Постный и увел лето.

Особое внимание уделялось поведению птиц, поскольку считалось, что они предсказывают погоду. Лебедь, летящий по небу, обещал снег, а вот гусь — дождь. Летящий на юг журавлиный клин обещал короткую осень и рано легший снег. Если скворцы не торопились с отлетом, то ожидалась сухая осень, без дождей. Стаи грачей, летающие почти над землей, прогнозировали хорошую погоду.

В сентябре православные отмечают еще несколько важных дат:

  • 14 сентября — церковный Новый год.
  • 21 сентября — рождение Пресвятой Богородицы.
  • 27 сентября — празднование дня Воздвижения Креста Господня.






2024 © kubanteplo.ru.