Кризис в психологии в начале XX века. Как развивалась психология в XX веке Открытый кризис в психологии 20 века


8. Открытый кризис в психологии и появление первых психологических школ.

Открытый кризис в психологии отмечен созданием новых школ и направлений в психологической науке.

В открытом кризисе выделяют три этапа:

    Возникновение кризисной ситуации (с 3 четверти 70ых до десятых годов 20 века)

    Открытый кризис (с 10 по 30ые годы 20 века)

    Затухание борьбы школ (с 30ых по наст. время)

    Общественно-исторические условия, экономические, политические изменения. В культуре появляются разные течения, проникнутые духом декаданса.

    Общенаучные изменения. Фундаментальные открытия в физике, химии. Отказ от разума в пользу интуиции и мистики. Пересмотр места человека в мире.

    Обстановка внутри психологии. В Европе развивается психологическое учение В. Вундта. В США – Титченера. К началу 20 века в мире насчитывается 84 лаборатории, где проводились экспериментальные исследования и накапливалось новое знание, которое не могла объяснить ни одна теория.

При накоплении нового знания появляется потребность в их объяснении, в связи с этим появлялись новые школы.

1909 год – психоанализ. Фрейд и Юнг в США читают «Пять лекций по психоанализу»

1912 год – гештальтпсихология. Первый эксперимент по изучению фи-феномена Вертгеймером. Эксперимент был проведён над Кёллером и Кофкой.

1913 год - бихевиоризм. Статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма».

Так же чуть позже появляются школы описательной психологии (Дихтей и Шпранглер) и французская социологическая школа.

Каждая из этих 5 школ выступала против положений традиционной психологии.

Старые положения

Противопоставление школ

    Психика отождествляется с сознанием.

Бихевиоризм: психика и сознание не были предметом изучения.

Гештальтпсихология: не рассматривали психику и сознание.

Описательная психология: согласны с данным положением.

Фр. Соц. Школа: расширение понятий, добавление идеи о прологическом мышлении.

    Область сознания противопоставляется остальным явлениям действительности

Психоанализ: не согласны с данным утверждением. Основой является биологический фактор.

Бихевиоризм: схема «стимул» - «реакция» по типу животного мира.

Гештальтпсихология: инсайт есть и у животных, человек не уникаленю

Описательная психология: человек противопоставляется окружающему миру.

Фр. Соц. Школа: человек противопоставляется окружающему миру.

    Единственный метод – интроспекция.

Психоанализ: модификация интроспекции: анализ сновидений, свободные ассоциации.

Бихевиоризм: эксперимент

Гештальтпсихология: эксперимент.

Описательная психология: использовали интроспекцию, но не отрицали другие методы.

Фр. Соц. Школа: исторический подход.

    Индивидуализм – изучение сознания в пределах индивидуального сознания.

Психоанализ: распространение результатов не всех

Бихевиоризм: отождествление человека и животного в поведенческих актах.

Гештальтпсихология: гештальты врождены

Описательная психология: индивидуализм – вершиная психология.

Фр. Соц. Школа: ???????

    Атомизм – изучение сознания путём разложения его на элементы.

Психоанализ: факты бессознательной жизни.

Бихевиоризм: поведение можно разложить на стимул и реакцию.

Гештальтпсихология: гештальт неделимая единица.

Описательная психология: выступали против атомизма.

Фр. Соц. Школа: изучали элементы в рамках исторической психологии.

    Бытие психики исчерпывается сознательным опытом.

Психоанализ: изучение бессознательных процессов.

Бихевиоризм: психика и сознание не являются предметом.

Гештальтпсихология: инсайт – неосознаваемый процесс.

Описательная психология: творчество – неосознаваемый процесс

Фр. Соц. Школа: прологическое мышление – неосознаваемый процесс.

Краткое описание основных психологических школ, появившихся в период открытого кризиса психологии.

    Психоанализ. З. Фрейд (1856 – 1939 гг.)

Психоанализ – направление психологического учения, в центре изучения которого находятся бессознательные психические процессы. Психоанализ Фрейда рассматривал душевную жизнь с динамической (внутренняя жизнь индивида – это результат столкновения противоположных сил), экономической (энергетическая характеристика душевной жизни) и типической (наличие структуры) точек зрения.

Психоанализ имеет две группы источников:

    Философские концепции:

    Лейбниц: идея о различных степенях сознательной жизни.

    Гербарт: «концепция порога сознания», согласно которой новые знания могут вытеснять старые в зону, находящуюся ниже порога сознания.

    Шопенгауэр: «концепция воли к жизни», в которой разрабатывалась идея наличия у человека двух влечений: полового и агрессивного.

    Гартман: «Философия бессознательного» - книга, в которой обобщены все знания о бессознательном, функция которогоподдержание жизни, сохранение человеческого рода. Бессознательное – стимул для творчества. Но в бессознательном есть и «демоническая» сторона.

    Ницше: вывел идею о воли к власти, которая движет человеком и выражается в аффектах.

    Психотерапевтические и психопатологические концепции.

    С конца 18 века стали предприниматься попытки лечения душевнобольных.

    Месмер, Шарко: идея о психических нарушениях, попытки групповой терапии.

    Дарвин: «О психическом развитии ребёнка» - труд в котором описано эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста.

    Крафт-Эббинг: 1886 год книга «Сексуальная психопатия», которая рассматривала идею о том, сто человеком управляет сексуальный инстинкт.

    Моль: введение термина «libido» 1887 год. Книга «Детская сексуальность».

    Брайер, Шарко: сновидения использовали как метод терапии.

Развитие идей Фрейда можно поделить на 3 этапа:

Основные положения и события

Основные труды

Психоанализ как метод лечения неврозов.

Разработка первого варианта структуры личности: сознательное, предсознательное, бессознательное. «Период блестящей изоляции» из – за пансексуализма теории.

Появление «Венского кружка» (Адлер, Юнг, Абрахам, Джонс и др.)

«Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка теории сексуальности»

Психоанализ – учение о личности и её развитии. Новая структура личности: Id, Ego, Superego.

Появление идеи о libido,martido.

1909 год – турне по Америке. Признание психоанализа.

Изгнание из кружка Адлера и Юнга.

Предложения о создании международной психоаналитической ассоциации.

«Пять лекций о психоанализе», «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика», «Тотем и табу», «Леонардо ДаВинчи»

Расширение рамок психоанализа.

Распространение идей на культуру и её проявления – религию, антропологию.

Становление психоанализа как философской системы.

«По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Моисей и единобожие», «Недовольство культурой».

Методы психоанализа: катарсис, анализ сновидений, свободные ассоциации, гипноз, анализ шуток, оговорок и ошибочных действий.

У Фрейда были последователи и отступники. Тут я совсем чуть-чуть, в качестве напоминания.

Отступники критиковали теорию Фрейда и сделали несколько нововведений:

    Права Egoрасширены, оно обладает своей энергией и функциям.

    Проведена переоценка влияния биологических и социальных факторов на развитие личности в пользу социальных.

    Переоценка роли детской сексуальности и Эдипова комплекса.

Отступники:

    А. Фрейд: детский психоанализ. Вводит игровые методы диагностики и коррекции, так как классический психоанализ не учитывает несовершенство вербализации у детей.

    К. Юнг: идея коллективного бессознательного. Идея архетипов. Libido, согласно Юнгу, энергия, которая имеет разную интенсивность в разных возрастах. Личность человека определяется на только детскими переживаниями, но и целями на будущее. Добавление «врождённого опыта человека» в сферу бессознательного.

    А. Адлер: чувство неполноценности, которое формируется к 5 годам и определяет поведение человека. Недостатки закрепляют комплекс неполноценности. Социальный интерес и стремление к превосходству. Неделимость личности на структуры. Человеку присуще «Творческое Я», которое его формирует.

    К. Хорни: Базальная тревожность, имеющая причиной недостаток внимания от родителей. Переоценка в сторону социальных факторов.

    Г. Салливан: Концепция межличностной психиатрии. Решающую рольк развитии личности играют МЛО, нарушение которых приводит к неврозу.

    Э. Фромм: Социальный фрейдизм. Концепция «экзистенционального противоречия», возникающего при разрыве связей с природой. Продуктивный путь - воссоздание связей с природой и обществом. Но соц условия блокируют этот путь и человек вынужден «бежать».

    В. Райх: Телесноориентированный психоанализ. Основа для здоровой личности – свободно циркулирующая энергия. Невротические индивиды направляют энергию на мышечные зажимы, что приводит к появлению «мышечного панциря».

Наследники:

    Г. Олпорт: На человека решающую роль оказывают рациональные мотивы и лишь невротики живут под влиянием эмоций. Личность – то, что присуще каждому из нас, она уникальна. «Проприум» - присущий.

    Г. Мюррей: Id– это импульсивные тенденции. Помимо энергии жизни и смерти оно содержит в себе социально желательный импульс- любовь и эмпатия. Проекция – основной защитный механизм. ТАТ.

    Э. Эриксон: концепция «Кризиса идентичности», охватывающая всю жизнь человека. Развитие человека – преодоление конфликтов, свойственных каждой стадии.

    Э. Бёрн: транзактрный анализ. Три Ego - состояний: Родитель (контроль и забота), Ребёнок (игра), Взрослый (контроль за внешним миром). Понятие сценария.

    Ж. Лакан: введение лингвистики в психоанализ. Рассмотрение структуры с точки зрения языка. Вербальные методы диагностики.

    Бихевиоризм.

Отказывается от рассмотрения субъективного мира человека. Предметов провозглашает поведение, к которому относит все внешне наблюдаемые реакции организма на внешние стимулы.

Источники:

    Объективизм и механицизм. О. Конт. Истинность только того знания, которое можно наблюдать.

    Функционализм. Энджел: «скоро термин «сознание» уйдет из психологии».

    Зоопсихология. Ж. Леб – теория поведения животных на основе вынужденных движений. Принцип ассоциативной памяти- животное можно научить реагировать определённым образом на определённый стимул.

    1900 год – «лабиринт» У. Смолла

    1906 год Тёрнер статья «Некоторые предварительные замечания о поведении муравьёв»

    И. П. Павлов: Условный рефлекс.

    1910 год – 8 лабораторий по зоопсихологии.

    1912 год – журнал «Поведение животных».

    В.М. Бехтерев: объективная психология. Сочетательных рефлексов. Поведение высшего уровня можно объяснить как сочетание моторных рефлексов низшего уровня.

    Э. Торндайк: Проблемный ящик. Закон упражнения: чем чаще действие используется в ситуации, тем сильнее связь между действием и ситуацией. Закон эффекта: любое действие, появляющееся в ситуации, ассоциируется с этой ситуацией, и когда ситуация возникает вновь, вероятность этого действия высока.

Бихевиористы:

    Дж. Уотсон (1878 – 1958 гг.):

1913 год – призыв к изучению поведения, осознанное нападение на психологию. Предмет: «Стимул» - «Реакция». Стимулы могут быть простыми и сложными. Реакции могут быть явными и неявными. Методы: наблюдение, тестирование реакций, дословные записи, метод условных рефлексов (1915 г.). «Психология как наука о поведении», «Психологический уход за ребёнком».

    Необихевиоризм 30-60 годов. Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер.

Э. Толмен: целенаправленный бихевиоризм. Целенаправленность поведения можно объяснить в терминах объективного бихевиоризма, то есть любое поведение направлено на цель. Эксперименты с крысами позволили установить, что у крыс формируются когнитивные карты, которые могут передаваться по наследству. В поведении есть «промежуточная переменная» - организм, который не подлежит наблюдению, но влияет на реакцию. Появление термина «гештальт-знаки» - ассоциативные связи, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения действия. Когнитивная карта – сеть гештальт- знаков.

К. Халл: радикальный бихевиоризм. Человеческое поведение можно свести к языку физики. Организм- самоподдерживающися робот из природных материалов. Методы: простое наблюдение, системное контролируемое наблюдение, экспериментальная проверка гипотез, гипотетико-дедуктивный метод.

Б. Скиннер: введение термина «оперантная реакция» - направленность поведения на цель. Система поощрений и наказаний при научении. Со временем свои разработки Скиннер переносит в социальную жизнь – воздушная колыбель для младенцев, обучающая машина. Развитие программированного обучения.

3. Социальный бихевиоризм:

А. Бандура: изучение когнитивных процессов с помощью эксперимента. Косвенное подкрепление, основанное на чужом опыте. Социальное научение – моделирование поведения на примере поведения других людей. Понятие самоэффективности – чувство уверенности в компетентности решения проблем. Она может быть социальной и деятельностной. Работа с фобиями, неврозами.

Дж. Роттер: социальное научение: оценка возможных положительных и отрицательных последствий. Локус контроля: внутренний и внешний.

    Гештальтпсихология. Понимание сознания как динамического целого, поля, каждая точка которого взаимодействую со остальными. Единицей анализ является гештальт, как целостная образная структура.

Философской предпосылкой гештальт-психологии является «критический реализм»:

    Э. Махх: анализ ощущений – как человек воспринимает фигуры и мелодии. Доказал, что восприятие этих объектов может оказаться независимым от восприятия этих элементов.

Брентано: психология должна изучать процессы или акты сознания.

К. Эренфенсье: обозначил качества объекта, которые могут быть объяснены простым сложением элементарных ощущений.

Гештальтпсихология как психология восприятия:

    «Фи-феномен» - движений, которого не существует. 1912 год статья «Экспериментальное исследование восприятия движения».

    1921 год – журнал «Психологические исследования»

    Кофка проводил эксперименты, связанные с восприятием с целью объяснения динамики формирования образа.

    Принцип изоморфизма: головной мозг можно рассматривать в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют те же элементы, которые в данный момент оказались активны. ГМ – эквивалент внешнего мира.

    Кёллер: «Интеллект человекообразных обезьян» 1930 год. Появление понятия «инсайт».

Гештальтпсихология как психология личности:

    Курт Левин: 1926г. – «Намерения. Воля. Потребности.», 1935 г. – «Динамическая теория личности». Деятельность человека происходит в условиях взаимодействия полей, которые влияют на человека, формируя гедологическое пространство. Объектам присущи валентности. Левин вводит понятие «эмоционально-когнитивное представление», подразумевая под ним чередование циклов возникновения и снятия напряжения. После 30ых Левин переносит теорию поля на групповые процессы. Разрабатывает теорию стилей руководства.

    Б. Зейгарник: эффект незаконченного действия.

    Гештальт-терапия: Ф. Пёрлз: индивид обладает способностью к саморегуляции. Принцип «здесь и теперь». Роль невербалики в диагностике. Основная процедура – игра, которая позволяет экспериментировать (влияние психодрамы). Цель терапии – интеграция личности. Клиентцентрированный подход.

    Описательная психология: идеографический подход.

1894 год – В. Дильтей «Описательная психология».

Призыв отказаться от эксперимента, так как это естественнонаучный метод. Предмет – развитой человек и внутренняя душевная жизнь. Основным методом понятия человека и его проблем считали понимание. Оценить субъективные переживания и включить их в социальный контекст. Ценности человека изменяются на протяжении жизни: игра, затем идеалы, затем осознание действительных ценностей, затем особо значимые ценности. Психология Дильтея – вершинная психология, так как человека можно познать в его высших проявлениях – творчестве и свободе.

Шпранглер: ценности как эмоциональное отношение к чему-либо. Классификация ценностей:

    Теоретические ценности- область науки

    Экономические ценности- материальные блага

    Эстетические ценности – самовыражение

    Социальные ценности - общение

    Политические ценности – власть, влияние

    Религиозные ценности – смысл жизни

    Французская социологическая школа:

Э. Дюркгейм, Леви-Брюлль.

Человек – существо двойственное – социальное и биологическое. Биологическое влияет на практическую деятельность человека. Социальное под влиянием общества формирует социальную часть психики, что отличает человека от животного. Общество рассматривается как особая реальность, которая состоит из различных мнений, знаний, то есть из количественных представлений, которые закрепляются в языке. Исторический подход – анализ влияния развития человека на становление его психики.

    Леви-Брюлль: пралогическое мышление, свойственное первобытному человеку.Пралогическое мышление подчинено законам партиципации – сопричастности, то есть все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу. Такой тип мышления не требует доказательств, он иррационален.

Пралогическое мышление уступает место логическому по мере филогенеза.

Стала испытывать кризис. Прогрессивный когда-то метод интроспекции оказался неэффективным, специфика психической реальности не была уточнена, вопрос связи психических явлений с физиологическими остался нерешенным, психологическая теория заметно ушла вперед от экспериментальной работы.

Научные умы принялись искать новые методы , что привело к возникновению нескольких школ.

Основные направления психологии в 20-м веке

Бихевиоризм. Оказал огромное влияние на развитие психотерапии, но не дал ответа на многие вопросы. Некоторые ученые впоследствии бихевиоризм рассматривали как примитивное учение о психике человека.

Гештальтпсихология. Школа возникла в виде противовеса . Здесь наблюдается попытка разработать проблемы целостности, которые были проставлены Австрийской школой.

Глубинная психология. Ее возникновение связывают с именем Зигмунда Фрейда. Он начал работать с бессознательным человека, а его последователи пришли к выводам о том, что есть «коллективное Эго». Это стало огромным скачком в развитии социальной психологию. Карл Юнг продолжил и углубил учение.

Когнитивная психология. Можно смело утверждать, что это продолжение учение бихевиоризма, но более углубленное. Человек рассматривается более полно, учитывается роль его сознания, восприятия, а не только инстинкты.

Гуманистическая психология. Человек рассматривается как вершина творений природы. Особо серьезно представителями школы рассматривались вопросы самоактуализации человека. Самые основные предметы для анализа: высшие ценности, творчество, свобода, ответственность, любовь и прочее. Постепенно появляется экзистенциальная психология, которая призвана развить психологию гуманистическую.

Этапы развития мировой психологии в 20-м веке

Этап первый. Начиная с конца 19-го века и начала 20-го века, начинает развиваться экспериментальная психология. Основной вклад на данном этапе внес В. Вундт, который смог сделать науку объективной, экспериментальной. Благодаря Вундту, в том числе, назрел кризис в науке, который привел к образованию множества школ.

Этап второй. В начале двадцатого века, вплоть до 30-х годов наблюдается методологический кризис. Нет единого мнения в научной среде о том, как проводить эксперименты и что должно выступать в роли предмета эксперимента. На данном этапе большую роль сыграла молодая школа.

Этап третий. Начиная с 40-х и заканчивая 60-ми годами, наблюдается появление гуманистической психологии. Предметом исследования выступают познавательные процессы, развитие интеллектуальных способностей и многое другое. Человек – уже не просто объект исследований, но и серьезных изучений с точки зрения гуманизма.

Этап четвертый. Данный этап развития длится до сих пор. Наука продолжает исследования в рамках различных школ. Большое внимание уделяется эксперименту, начинают появляться все новые методы по диагностике. Отдельные школы начинают объединяться, чтобы открыть новые горизонты в развитии науки.

Психология и эзотерика

Кризис в психологии в начале XX века Причины и значение открытого кризиса в психологии поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. К началу 20 века теория начала отставать в своем объяснении данных психологических исследований а порой оказывалась и просто неадекватной им привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому это был кризис методологических основ психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социальнополитических противоречий в буржуазном обществе.

12. Кризис в психологии в начале XX века

Причины и значение «открытого кризиса» в психологии, поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики.

К началу 20 века теория начала отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому, это был кризис методологических основ психологии.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии. Были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В искусстве (литературе, живописи, театре) возникают многообразные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха и отчаяния. Философия также переживала в этот момент идейный кризис. 1 –я мировая война – жестокость, агрессия .

Кризис возник в результате не состоятельности психологии сознания, то есть предмет расширился (поведение, мышление, воля и т.д), а объяснить прежние теории этого не могли. Плюс к этому главной чертой кризиса явился поиск объективных методов изучения психики . И этим методом разные школы считали совершенно разные методы. Надо было менять либо предмет, либо методы.

В результате возникли различные школы : функционализм, структурализм, вюрцбурсакая: но их методы были далеки от объективных.

Это был тот кризис, который вёл к развитию, хотя многие учёные считали «открытый кризис» периодом упадка науке. В итоге к 20 г 20 века психология разделилась на отдельные школы, к-е по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики. В качестве предмета психологии выделяли различные феномены: Познавательные – Гештальт, Мотивационная сфера – глубинная псих, Поведение – бихевиоризм. Во вт пол 20 в: гуманистическая и когнитивная психология

Вюрцбургская школа (О. Кульпе К. Марбе, Ах, Уагт)

Освальд Кюльпе – был последователем Вундта, но позже возглавил группу студентов выступавших против ограниченности Вундта.

Основные расхождения с Вундтом :

1. изменение инструкции интроспекции – концентрация не на результате, а на процессе (то есть ответить надо было не только, что тяжелее, но и какие процессы происходили в сознании). Раньше в ассоциативном эксперименте и измерении скорости реакции – волновало только само слово, само различие между ощущениями, а теперь ПСИХИЧЕСКИЕ АКТЫ. Стало изучаться состояние испытуемого перед ответом на раздражитель -> стало возможно:

2. применение экспериментального метода к сложным псих явлениям – мышление. К мышления - свои свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных (А РАНЬШЕ БЫЛО - ПСИХИКА СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ АССОЦИАЦИЙ)

метод систематической экспериментальной интроспекции (ретроспективное описание пережитого – упор на Сб-ые, качественные и подробные описания мыслительного процессе)

Основные положения: В сознание есть не только сенсорные компоненты, а еще и умственные, а не чувственные образы). содержание сознания = ощущения + умственные образы.

Мышление стало пониматься не как одномоментный акт, а как процесс , имеющий начало, время протекания и конец.

Закономерности протекания мышления:

1. установка – определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей (бессознательная направленность на решение задачи – аналог современной мотивации)

Зельц – исследовал зависимость мышления от структуры решаемой задачи. Главное открытие – антиципаторная схема (возможность предвидеть решение идей уже в начале мыслительной Д)

Главное значение Вюрц школы: распространение экспериментального метода на изучение сложных псих актов, на ВПФ (мышление и волю). Изучение мышления стало приобретать психологические контуры.

Структурализм (Э. Титченер)

Структурализм (произошёл от вундта) система Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным, зависимым от индивидуального опыта.

Основные положения:

1. Предмет психологии – содержание сознания упорядоченное в определённую структуру, безотносительно к тому, как эта структура работает. Психология – зависит от Сб (например восприятие жары)

2. Главные задачи структурализма: 1) точное определение содержания психики + связь с физиологическими процессами 2) выделение исходных ингридиентов этого содержания 3) выделение законов по к-м они объединяются в структуры.

Титченер выступал против всех прикладных областей (структурализм не имел практического значения)

3. Всё что за пределами сознания – физиология

Сознание - человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, можно обнаружить с пом спец интроспекции, можно оценить качества, интенсивности, длительности и отчетливости(ясности).

Суть системы : не синтез, а разложение сложного осознанного опыта на составляющие, т.е. основная часть исследований была посвящены: обнаружению элементов сознания.

Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

Американский функционализм (У. Джемс)

В.Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований.

Основной вопрос – сознание. И дея о " потоке сознания ", т.е. о непрерывности работы человеческого сознания. (Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он")

Свойства сознания : непрерывность, изменчивость (постоянно меняется, тк происходит смена ощущений), селективность, избирательность (принятие или отклонение предметов)

Главная задача психологии : исследование законов по к-м происходит принятие или отвержение (те протекает выбор)

В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и Титченером. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джемс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания , а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки.

Психика – помогает человеку, повышает его шансы на успех в любой деятельности (те практическое значение психики). Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии , доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой.

Принципиально новое в тот период: внимание к Личности – как интегративному целому

Описание самооценки (самодовольства и недовольства собой) – впервые вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой – успех, а в знаменателе – притязания. Самоуважение = успех/притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций.

Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями . Джемс говорил, что "мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим", т. е. он доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям -.> несмотря на парадоксальность хорошо применяется в психотерапии.

ВЫВОД:

Оставаясь в пределах психологии сознания с ее субъективным методом. Джемс придал трактовке сознания новую ориентацию, соотнеся его с телесным действием как инструментом приспособления к среде и с особенностями личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т.п.

Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широкий план необходимых преобразований и направлений в этом развитии. Он поныне считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

Описательная психология: В. Дильтей, науки о природе и науки о духе, предмет и метод психологии, учение о ценностях Э. Шпрангера.

Вильгельм Дильтей

Основные идеи:

Разделил психологию на 2 дисциплины:

  1. естественнонаучная - изучает механику сознания на основе его элементов
  2. описательная - имеет дело с непосредственной психической деятельностью - переживанием. Основные свойства переживаний- целостность и целенаправленность.

Переживания воплощаются в творениях культуры. Таким образом, они выступают не как элементы сознания, а в виде внутренней связи, неотделимой от её воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Т.о. индивидуальное сознание соотносится с миром социально-исторических ценностей .

Связующее звено между культурой и человеком, а также отдельными науками – герменевтика (учение об истолковании).

Дильтей выступал против перенесения эмпирических методов в психологию. Так как дать точное объяснение собственных переживаний не возможно, у психологии должен быть свой метод.

Метод описательной психологии – понимание, постижение (внутренне интуитивное). Постижение основано на анализе непосредственных переживаний Я. В отличии от интроспекции, постижение открывает и бессознательные переживания.

Критика - > так именно в это время возможности науки позволяли экспериментально изучать психологические явления. Но в тоже время концепция Дельтея содержала рациональный момент: она соотносила структуру отдельной личности, с духовными ценностями, создаваемыми народом, с формами культуры. Эту идею развивал его ученик Шпрангер.

Эдуард Шпрангер

Основные идеи: 1. Метод исследования духовной жизни – понимание, 2. Предмет изучения – духовная активность Я, в которой реализуются смысловые связи с содержанием определённой культуры, выраженные в системе ценностей отдельного человека.

Задача психологии: исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», т.е изучение основных типов направленности личности, которые он назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит ценностная ориентация личности, на основе которой человек познаёт мир.

6 форм познания мира (типология личности):

1) теоретический человек тот, кто стремится к познанию

2) экономический ищущий пользу в познании

3) эстетический стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме

4) социальный тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям

5) политический, стремящийся к духовной власти над другими

6) религиозный, ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.

В каждом человеке могут быть представлены все типы, но в разной пропорции. Для улучшения образования необходимо угадать форму жизни в ребёнке и в соответствии с этим строить его обучение.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд- карта интересов). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Основные выводы: Описательная психология показала возможность построения психологии как гуманитарной науки и вскрыла недостатки естественнонаучной психологии.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37907. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕТАЛЛОВ И ПОЛУПРОВОДНИКОВ 4.96 MB
Электропроводность зависит от температуры структуры вещества и от внешних воздействий напряженности электрического поля магнитного поля облучения и т. Характер зависимости σ от температуры Т различен у разных веществ. Увеличение температуры приводит к возрастанию тепловых колебаний кристаллической решетки на которых рассеиваются электроны и σ уменьшается. при более низких температурах когда влиянием тепловых колебаний на рассеяние электронов можно пренебречь сопротивление практически не зависит от температуры.
37908. Определение постоянной Планка методом задерживающего потенциала 120 KB
Михайлов Определение постоянной Планка методом задерживающего потенциала: Методические указания к лабораторной работе № 80 по курсу общей физики Уфимск. Методические указания знакомят студентов с уравнением Эйнштейна для фотоэффекта и с методом задерживающего потенциала позволяющего определять постоянную Планка. Студентам предлагается экспериментально получить график зависимости задерживающего потенциала от частоты падающего на фотокатод света и вычислить постоянную Планка и работу выхода.
37909. ДИФРАКЦИЯ ЭЛЕКТРОНОВ 951 KB
Гипотеза деБройля 4 2. Контрольные вопросы 11 Список литературы 11 ЭЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 85 ДИФРАКЦИЯ ЭЛЕКТРОНОВ Цель работы Изучение гипотезы деБройля о волновых свойствах микрочастиц. Определение длины волны деБройля электронов дифрагированных на образцах с кубической кристаллической решеткой. Теоретическая часть Гипотеза деБройля В 1924 г.
37910. Исследование зависимости теплового излучения абсолютно черного тела от температуры 104 KB
Лабораторная работа № 86 Исследование зависимости теплового излучения абсолютно черного тела от температуры 1. Цель работы Исследование зависимости интегральной излучательной способности абсолютно черного тела от температуры и проверка выполнения закона СтефанаБольцмана. зависит от температуры тела. Для спектральной характеристики теплового излучения вводится понятие излучательной способности тела или спектральной плотности излучательности 2.
37911. Изучение поляризованного света и внутренних напряжений в твердых телах оптическим методом 338.5 KB
16 Лабораторная работа № 66 Изучение поляризованного света и внутренних напряжений в твердых телах оптическим методом 1. Закон Малюса Из электромагнитной теории света вытекает что световые волны поперечны. Естественные источники света излучают волны неполяризованные. При взаимодействии света с веществом основное действие оказывает электрическая составляющая электромагнитного поля световой волны электрические взаимодействия сильнее магнитных.
37912. ИЗУЧЕНИЕ ДИСПЕРСИИ СВЕТА 641.5 KB
2 угол при вершине которой т. преломляющий угол равен P падает световая волна частоты ω угол падения равен i1. Угол наименьшего отклонения δ преломляющий угол P и показатель преломления связаны между собой соотношением.2 Угол отклонения лучей призмой тем больше чем больше преломляющий угол призмы.
37913. ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПОГЛОЩЕНИЯ СВЕТА ВЕЩЕСТВОМ 1.85 MB
13 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 68 ИЗУЧЕНИЕ Явления ПОГЛОЩЕНИЯ СВЕТА ВЕЩЕСТВОМ 1. Определение коэффициентов поглощения исследуемых растворов в зависимости от длины волны поглощаемого света. Явление поглощения света веществом можно объяснить как с точки зрения волновых представлений так и с точки зрения квантовых представлений. С точки зрения квантовых представлений удается вычислить собственные частоты колебаний атомов и молекул на основе спектров поглощения.
37914. ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ СВЕТА НА ДВУМЕРНОЙ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКЕ 148 KB
Теория одномерной дифракционной решетки достаточно подробно рассматривается в курсе общей физики. Положение главных максимумов в дифракционной картине такой решетки в случае нормального падения лучей определяется выражением
37915. Изучение вращения плоскости поляризации в растворах оптически активных веществ 181 KB
4 Вращение плоскости поляризации в кристаллах.4 Вращение плоскости поляризации в аморфных веществах и растворах.7 Теория вращения плоскости поляризации8 Экспериментальная часть.18 Лабораторная работа № 70 Изучение вращения плоскости поляризации в растворах оптически активных веществ Цель работы 1.

I. Причины кризиса

II. Основные течения

1) Структурализм

2) Вюрцбургская школа

3) Функционализм

4) Бихевиоризм

5) Гештальт-психология

6) Теория "поля" Курта Левина

7) Психоанализ (глубинная психология)

8) Гуманистическая психология

III. Последствия раскола

I. Причины кризиса.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая ра­бота, резко расширявшая поле изучаемых психоло­гией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натрениро­ванной интроспекции под контролем инструкции экс­периментатора. Крупные успехи новой биологии ра­дикально меняли воззрения на все жизненные фун­кции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, уста­новка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффектив­но "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом ми­ре, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расши­рялась зона познания объектов, недоступных для ин­троспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все бо­лее очевидным.

Глубокие преобразования испытывал категориаль­ный аппарат психологии. Напомним об его основ­ных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исход­ным элементом психики считались показания орга­нов чувств - ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов - ощущений - потерял научный кредит.

Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

II. Основные течения

Вследствие кризиса появились такие течения:

1 Структурализм.

Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу - прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания.

С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочаровались и в его таланте.

2. Вюрцбургская школа

В начале XX века в различных университетах ми­ра действовали десятки лабораторий эксперименталь­ной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: ана­лиз ощущений, психофизика, психометрия, ассоци­ативный эксперимент. Работа велась с большим рве­нием, но существенно новые факты и идеи не рож­дались.

В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вло­женным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив об­щей психологии", которые, как оказалось впоследст­вии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Лат­вии (входившей в состав России), был мягкий, добро­желательный, общительный человек с широкими гу­манитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбур­ге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечатель­ного не было. Определялись пороги чувствительно­сти, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространен­ным ассоциативный эксперимент.

Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практи­ку школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Мето­дика заключалась в том, что перед испытуемым ста­вилась сложная проблема и он должен был, не ис­пользуя хроноскопа, возможно более тщательно опи­сать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сде­лал очевидным, что в опыте существуют данные, ко­торые не являются сенсорными".

Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экс­периментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца- "О законе упорядоченного движения мыс­ли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктив­ной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в на­цистском концентрационном лагере.

Традиции экспериментального изучения мышле­ния, созданные вюрцбургской школой, были разви­ты другими исследователями, к ней не принадлежав­шими.


I. Причины кризиса

II. Основные течения

1) Структурализм

2) Вюрцбургская школа

3) Функционализм

4) Бихевиоризм

5) Гештальт-психология

6) Теория "поля" Курта Левина

7) Психоанализ (глубинная психология)

8) Гуманистическая психология

III. Последствия раскола

I. Причины кризиса.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая ра­бота, резко расширявшая поле изучаемых психоло­гией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натрениро­ванной интроспекции под контролем инструкции экс­периментатора. Крупные успехи новой биологии ра­дикально меняли воззрения на все жизненные фун­кции организма, в том числе психические.

Восприятие и память, навыки и мышление, уста­новка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффектив­но "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом ми­ре, изолированном острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расши­рялась зона познания объектов, недоступных для ин­троспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крах исходных представлений о предмете и методах психологии становился все бо­лее очевидным.

Глубокие преобразования испытывал категориаль­ный аппарат психологии. Напомним об его основ­ных блоках: психический образ, психическое действие, психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исход­ным элементом психики считались показания орга­нов чувств - ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов - ощущений - потерял научный кредит.

Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "гештальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.

Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова "бихейвиор" (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.

Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась приобретшая всесветную славу школа, лидером которой был признан З.Фрейд, а направление в целом (со множеством ответвлений) названо психоанализом.

Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении в его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.

II. Основные течения

Вследствие кризиса появились такие течения:

1 Структурализм.

Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу - прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естествознания.

С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочаровались и в его таланте.

2. Вюрцбургская школа

В начале XX века в различных университетах ми­ра действовали десятки лабораторий эксперименталь­ной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: ана­лиз ощущений, психофизика, психометрия, ассоци­ативный эксперимент. Работа велась с большим рве­нием, но существенно новые факты и идеи не рож­дались.

В.Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вло­женным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив об­щей психологии", которые, как оказалось впоследст­вии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862-1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженец Лат­вии (входившей в состав России), был мягкий, добро­желательный, общительный человек с широкими гу­манитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбур­ге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечатель­ного не было. Определялись пороги чувствительно­сти, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространен­ным ассоциативный эксперимент.

Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практи­ку школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Мето­дика заключалась в том, что перед испытуемым ста­вилась сложная проблема и он должен был, не ис­пользуя хроноскопа, возможно более тщательно опи­сать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сде­лал очевидным, что в опыте существуют данные, ко­торые не являются сенсорными".

Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экс­периментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца- "О законе упорядоченного движения мыс­ли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктив­ной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в на­цистском концентрационном лагере.

Традиции экспериментального изучения мышле­ния, созданные вюрцбургской школой, были разви­ты другими исследователями, к ней не принадлежав­шими.

3. Функционализм

У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция - не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление", понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам.

К. Штумпф (1848-1936) был профессором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он работал в Берлинском университете, где организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Брентано он считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области – феноменологии, связывая её с философией, а не с психологией.







2024 © kubanteplo.ru.