Мечеть омейядов сирия. Мечети дамаска


Мусульмане со всей планеты пытаются оказаться хоть раз в жизни в мечети Омейядов. Она является одним из самых величественных храмовых сооружений Сирии. Для архитектурного наследия государства ценность постройки считается поистине колоссальной. Кроме того, ее расположение весьма символично. Ибо храм находится в Дамаске. Он является старейшим мегаполисом мира. Описание мечети Омейядов читайте далее.

Старейший город

Итак, этот памятник культуры и архитектуры находится в сирийской столице. Ученые считают, что город был основан примерно тысячу лет назад. На данный момент он по праву является крупнейшим религиозным центром всего Леванта. А его изюминкой считается как раз мечеть Омейядов.

Напомним, Левант - это все государства восточного Средиземноморья. Среди них Иордания, Египет, Турция, Ливан, Палестина, Сирия и пр.

Между прочим, в свое время апостол Павел посетил город Дамаск. После этого в столице возникло новое религиозное течение, которое стало называться христианством. Кстати, город неоднократно упоминается и в Библии.

Древняя история

В древности сирийская столица была покорена царем Израильского государства Давидом. А в 333 г. до н. э. Александр Македонский вторгся на эту территорию и захватил город. Спустя несколько столетий город Дамаск признал и власть Рима.

На том месте, где сейчас высится мечеть, существовал храм Хадада. На этой территории древние арамейцы проводили свои соответствующие богослужения. К слову, от той постройки уцелела базальтовая стела.

Когда на территорию Дамаска распространилась власть римских наместников, храм был уничтожен. А на его месте было построено святилище Юпитера. Позже оно стало называться храмом Иоанна Крестителя.

Заметим, что в те времена на протяжении семи десятилетий церковь стала прибежищем и для христиан, и для мусульман. Богослужения проводились одновременно для этих конфессий. При этом, завоевав Дамаск в 636 году, арабы не только не уничтожили сооружение, но и возвели небольшую пристройку из кирпичей около храма.

Разрушение римской базилики

Тем временем город начал превращаться в настоящую столицу большого халифата. А число мусульман сильно возросло. И огромный римский храм уже был не в состоянии вместить всех желающих. Соответственно, приверженцы христианства оказывались лишними.

К этому периоды халифы понимали, что в городе давно пора было построить свое святилище, как в Эль-Куфе, Мекке, Басре, Медине. Это сооружение должно было в лучшую сторону отличаться от христианских храмов. Оно противостояло бы им красотой убранства и архитектуры. Но перед началом возведения церковь в начале была выкуплена у христиан, а потом и вовсе была разрушена.

К слову, впоследствии все христианские культовые постройки были уничтожены. Некоторые из них превращались в мечети. На данный момент сохранена только церковь Св. Марии. Она считается сейчас главным собором Антиохийского патриарха.

Строительство мечети

Разрушив римскую базилику, арабские зодчие на том же месте приступили к непосредственному возведению мечети. Строительные работы длились одно десятилетие. В них были задействованы двенадцать тысяч рабочих.

На строительство дамасские власти истратили все финансовые средства, которые были тогда в сирийской казне.

Также к процессу работ были привлечены известные архитекторы Персии, Индии и Магриба.

Кроме того, ряд правителей Леванта решили внести свою лепту в возведение сооружения, предоставив для этого колоссальное количество драгоценных камней.

Архитектура сооружения

В результате мечеть Омейядов (Сирия) действительно получилась величественной и очень красивой. Она была отделена от города толстыми стенами.

Войти в здание можно с четырех сторон через ворота. Кстати, у левого входа находится большая деревянная повозка на огромных колесах. Многие считают, что это сооружение является таранным устройством. По их словам, его оставил великий Тамерлан, когда штурмовал Дамаск. Другие же считают, что эта повозка - древнеримская боевая колесница.

За воротами расположен внутренний двор, который выложен черно-белыми плитами из мрамора. Его длина составляет 125 м, а ширина - 50. Он украшен изображениями райских садов и мозаикой. К слову, эта мозаика по праву считается лучшим украшением мечети. Говорят, чтобы ее сделать, пригласили константинопольских мастеров. Правда, на протяжении длительного времени мозаика была скрыта под большим слоем штукатурки. И лишь в 1927 г. реставраторы смогли восстановить ее былую красоту.

В центре двора есть фонтан и бассейн для омовения. Что касается пола молельного зала, он застелен коврами. Их там практически 5 тысяч. Верующие жертвовали их в пользу мечети.

Минареты

Над храмом высятся 3 минарета. Они сохранились почти в первозданном виде. Но, к сожалению, не все.

Самый старейший минарет находится в северной части стены, которая окружает храм. Название сооружения - минарет Аль-Арук. Увы, как он выглядел после строительства, трудно сказать. А после очередных реставрационных работ верх здания выполнен исключительно в современной стилистике.

Минарет, который расположен в западной части мечети, нарекли Аль-Гарбия. Он был построен в пятнадцатом столетии и был увенчан довольно острым шпилем.

Ну а юго-восточный минарет носит имя Ису, или Иисуса. По легенде, когда наступит Страшный суд, Христос спустится по этому минарету и окажется в мечети. После этого он должен воскресить пророка по имени Яхья. Затем они отправятся в Иерусалим, где будут устанавливать истинную справедливость на всей Земле. Кстати, вот поэтому ежедневно на место, куда ступит нога Иисуса, всегда стелют совершенно новый ковер.

Часовня Хусейна

В огромном здании мечети существуют и свои тайны. Так, в глубине двора, среди колонн галереи, есть небольшая дверца, которая ведет к т. н. часовне Хусейна. Она, пожалуй, является одной из основных святынь храма. Именно в этой постройке, в капсуле, хранится голова Хусейна. Он был внуком пророка Мухаммеда и считается мучеником. Его убили в одном из сражений в далеком 681 г., а голову отсекли. После этого ее доставили в Дамаск. По приказу сирийского правителя голову повесили на воротах города. В свое время именно на этом месте легендарный царь Ирод выставил голову Иоанна Крестителя. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Когда Хусейна не стало, птицы, по преданию, стали издавать лишь печальные трели. А все горожане плакали. Правитель Сирии раскаялся и приказал положить голову в гробницу из золота. Потом ее поместили в склеп, а немногим позже - в мечеть.

Кроме того, приверженцы ислама верят, что в часовне лежат и волосы пророка Мухаммеда. Якобы он их обрезал, когда находился в Мекке. Заметим, что пророк был тогда в городе в последний раз.

Голова Иоанна Крестителя (пророка Яхьи)

В центре мечети находится также капсула с головой Иоанна Крестителя. На Руси его называют Иоанном Предтечей, в мусульманском же мире его именуют Яхья.

Эту святыню нашли совершенно случайно. Когда только-только начались строительные работы по возведению мечети, сирийские зодчие закладывали фундамент. Именно тогда была найдена и могила. Верующие утверждают, что это было захоронение как раз Иоанна Крестителя. Как бы то ни было, но правитель приказал сохранить могилу. В результате она осталась на том же месте, где ее нашли позднее. Она находится в самом центре двора.

Гробница изготовлена из белого мрамора. Она окружена стеклянными нишами. Через них верующие могут положить внутрь фотографию или поминальную записку. Кроме того, там можно передать деньги этому святому в качестве дара.

Честно говоря, история с головой окончательно не выяснена до сих пор. Говорят, что в могиле пророка Яхьи лежит лишь часть его мощей. Другие части головы находятся в Амьене, Афоне и Риме.

Правила посещения храма

Мечеть Омейядов в Дамаске считается очень гостеприимным местом. Причем для людей абсолютно любого вероисповедания. Гости и верующие, как правило, всегда ведут себя довольно раскованно. Они могут молиться, сидеть, читать, лежать и даже спать. А маленькие дети обожают кататься по мраморным плитам двора. При этом служители храма всегда относятся ко всем спокойно и демократично. Они никогда никого не осуждают и уж тем более не выгоняют.

Гости Дамаска посещают мечеть Омейядов за символическую плату. Правда, в пятницу туристов не пускают. При входе в храм необходимо снять обувь. Ее можно отдать служителям на хранение. Правда, за дополнительную плату. В противном случае стоит носить обувь с собой. Представительницам слабого пола выдают специальные черные накидки.

Немаловажная деталь: в Сирии климат очень жаркий. И поэтому мраморный пол в большой мечети Дамаска часто раскаляется буквально до предела. Соответственно, по такой поверхности просто нереально передвигаться. Одним словом, туристы в такой ситуации берут с собой носки.

Испытания

Мечеть Омейядов, реликвии и святыни которой мы рассмотрели, прошла и через ряд серьезных испытаний. Так, некоторые части храма неоднократно горели. Кроме того, сооружение пострадало и от стихийных бедствий. Три раза на храм обрушивались страшные землетрясения. Также на территорию Дамаска вторгались монголы, османы и сельджуки. После таких набегов храм, казалось, был окончательно разрушен. Но несмотря на это, мечеть быстро восстанавливалась. И столица Сирии поныне гордится этим уникальным памятником культуры.

Мечеть Омейядов в Дамаске

Дамаск – один из древнейших городов мира. Он возник приблизительно в XI веке до н. э. Проходили тысячелетия, сменялись населяющие Дамаск народы, и храмы одних богов сменялись храмами богов других…

Джамия аль Умейи, иначе – Большая мечеть, или мечеть Омейядов, расположена в центре старого города, на месте, где некогда стоял древнеримский храм Юпитера Дамасского (еще раньше здесь располагался арамейский храм). О красоте и величии этого античного храма сегодня можно судить по немногим пощаженным временем и людьми фрагментам – например, шестиколонной Триумфальной арке высотой 16 м. Предполагают, что архитектурный ансамбль храма Юпитера сложился к III веку, а уже в следующем столетии, в правление императора Феодосия (379–395 гг.), он был частично разрушен. Из обломков его южной стены византийцы построили собор во имя Иоанна Крестителя. В нем, по преданию, хранилась голова Иоанна Крестителя, Предтечи Христова, убитого по приказу царя Ирода.

Византийцев сменили арабы. В 705 году халиф Валид бен Абд-эль-Малик из династии Омейядов пожелал украсить свою столицу Дамаск великолепным памятником, достойным блеска правящей династии. Он должен был затмить собой все другие монументальные постройки арабского мира. Мечеть Омейядов стала оплотом и святыней ислама, первым культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман.

Новую мечеть было решено построить на месте византийского храма. Он был разобран, и его материалы употреблены на строительство мечети. Из всех тогдашних центров мировой культуры – Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока – были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел.

Мечеть Омейядов

На строительстве мечети в течение десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров широко применялись перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированная резьбой по мрамору, даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пройдя через десятки войн, пожаров, разграблений и многие годы запустения, мечеть Омейядов поражает своим величием и великолепием форм. Можно представит себе, какой она была в первые годы своей истории! В то время мозаики покрывали даже стены внутреннего двора мечети.

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Во двор храма ведут четверо ворот. Их порталы облицованы керамическими плитками и мозаикой эпохи Омейядов. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника длиной 125, а шириной 50 м. С трех сторон двор окружает сводчатая галерея, с четвертой стороны находится молельный зал. В одном из углов находится каменный восьмиугольный павильон с куполом, поднятый на восьми высоких колоннах с пышными капителями. Это «Куббат эль-Хазне», сокровищница халифов. По преданию, здесь хранилась казна Омейядов. Все восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом.

В противоположном конце двора располагается каменная беседка с солнечными часами. Ее купол тоже опирается на восемь колонн, причем ни одна из колонн непохожа на другую – вероятно, в свое время они были взяты из разных построек. Посредине двора, как это принято, устроены традиционный фонтан и бассейн для омовений.

С южной стороны двора находится здание молитвенного зала. Когда-то его фасад представлял собой открытую аркаду, теперь окна и арочные пролеты закрывают деревянные стены и цветные витражи.

Зал для молитв огромен. Его длина составляет 136 м, а ширина – 37 м. Своды уходят ввысь. Изящные крутые арки опираются на сорок мощных коринфских колонн. На арках тоже установлены колонны, которые и несут на себе тяжесть свинцовой кровли. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский купол. На южной стороне расположены четыре михраба, указывающие направление на Мекку. Большой михраб, ближайший к амвону, выделяется своей тончайшей отделкой перламутром и цветным мрамором.

Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда проповеди транслируются по радио по всей стране. В восточной части зала расположен увенчанный куполом мраморный павильон, украшенный двумя зелеными знаменами ислама. Сквозь его стекла можно разглядеть большую надгробную плиту. Здесь захоронена голова Иоанна Крестителя (мусульмане называют его пророком Яхья), обнаруженная во время реставрационных работ в одном из склепов стоявшего на этом месте византийского храма. Так тесно на Ближнем Востоке переплетены христианство и ислам!

Лучшим украшением мечети Омейядов по праву считаются ее мозаики. По преданию, для работы над ними халиф пригласил мастеров из Константинополя. Долгое время мозаики мечети Омейядов были скрыты под слоем штукатурки и только в 1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет. На многочисленных мозаичных панно можно видеть Дамаск эпохи Омейядов – дворцы, фруктовые деревья, цветы, прозрачная полноводная река.

Зал мечети освещают тяжелые хрустальные люстры европейского типа. В XIX веке интерьер молитвенного зала несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.

Над мечетью в горячее голубое небо устремляются три минарета. Самый древний из них расположен в центре северной стены, окружающей мечеть. Он называется Аль-Арук – минарет Невесты и построен в эпоху Омейядов. Время не сохранило его первоначальный облик. Минарет неоднократно реставрировался, и его верхняя часть выполнена уже в современном стиле. Западный минарет, Ал-Гарбия, построен в XV веке. Его прямоугольная башня, увенчанная острым шпилем, возвышается над западным входом во двор мечети.

Минарет, стоящий в юго-восточном углу, носит имя… Иисуса Христа! Нонсенс? Отнюдь. Ислам, как известно, не отвергает Христа, но отвергает его Божественное происхождение и считает его лишь пророком. Арабы называют его «Исса бен-Мариам» – «Иисус, сын Марии». Нижняя часть минарета Иисуса Христа имеет вид четырехугольной башни, а верхняя напоминает граненый карандаш. Существует легенда, что именно на этот минарет спустится с небес Иисус Христос в час Второго пришествия, для последней схватки с антихристом накануне Страшного суда, а потом отсюда, с вершины минарета, будет вершить свой суд над миром…

Мечеть Омейядов за небольшую плату доступна для осмотра туристам любого вероисповедания. Только женщинам выдают черные накидки, чтобы закрыть ими лицо, а при входе в мечеть, по традиции, необходимо снять обувь. Но разве можно, побывав в Дамаске, не побывать в овеянной легендами Джамие аль Умейи – мечети Омейядов, жемчужине Ближнего Востока?

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

«Голубая мечеть» в Стамбуле (Мечеть Ахмедийе) После завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращенный в мечеть грандиозный собор Святой Софии. И только в начале XVII столетия султан Ахмед I приказал

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Халифат Омейядов (661–750) Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей. Откупившись от претензий на власть

автора Коллектив авторов

УСТАНОВЛЕНИЕ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Основоположник династии халифов Омейядов Муавия ибн Аби Суфьан (661–680), как и Мухаммад, происходил из племени курайш, но был не хашимитом, а выходцем из родаулшйа. Род Омейядов принадлежал к древней мекканской знати и играл видную роль в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Восстановив единство государства, Абд ал-Малик провел кардинальные реформы, благодаря которым в Халифате сформировалась собственные фискальная и административная системы. Все делопроизводство в канцеляриях было переведено на арабский язык.

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Династия Омейядов С 756 по 1031 год под властью сильных и образованных правителей, сменявших друг друга мирным путем, Аль-Андалус достиг уровня процветания, образования и терпимости, которым восхищались и завидовали современники из всех известных частей света, несмотря на

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Фиаско в Дамаске Дамаск – самой большой город малой Сирии. Он является ее столицей, ибо сказано: «Глава Сирии – Дамаск». Город также известен как Ливанская Финикия и назван в честь некоего слуги Авраама, который, как утверждают, его основал. Название означает

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора

16. Еще раз о Булате и Дамаске, вышедших из Руси-Орды Ввиду важности истории Булата для понимания «античных» источников, вернемся к нему еще раз. Сегодня иногда говорят о двух видах стали – Булате и Дамаске. Мы цитируем современную энциклопедию «Холодное оружие». Конечно,

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь

Из книги Израиль. История Моссада и спецназа автора Капитонов Константин Алексеевич

СВОЙ ЧЕЛОВЕК В ДАМАСКЕ 18-го января 1965 года в 8-30 утра в квартиру местного предпринимателя Камаля Амина Табета ворвались три сотрудника сирийской контрразведки. Как раз в тот момент, когда он, лежа в постели, принимал радиосообщение из Тель-Авива.При обыске нашли

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Омейядов в Дамаске В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира – Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.В античные времена на этом месте римляне

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Мухаммеда Али (Алебастровая мечеть) в Каире При слове «Египет» возникает множество ассоциаций, связанных прежде всего с глубокой древностью. Это вполне объяснимо с исторической точки зрения: Египет – колыбель мировой цивилизации, величайшая империя Древнего

Из книги Книга назидания автора ибн Мункыз Усама

ПЕРВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ УСАМЫ В ДАМАСКЕ Затем обстоятельства потребовали моего приезда в Дамаск. Гонцы от атабека являлись к владетелю Дамаска один за другим, требуя меня. Я провёл в этом городе восемь лет и участвовал во многих битвах. Владетель его , да помилует его Аллах,

Из книги Книга назидания автора ибн Мункыз Усама

ОХОТЫ В ДАМАСКЕ Я видел в Дамаске во дни Шихаб ад-Дина Махмуда ибн Тадж аль-Мулука охоту за птицами, газелями, дикими ослами и козулями. Однажды я был с ним, когда мы выехали в заросли Банияса . Земля была покрыта густой травой. Мы убили большое число козуль и разбили

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

8.2. ПЕРИОД ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Арабское нашествие началось в момент охватившего Византию и Иран экосоциального кризиса: к этому времени 26-летняя война между великими державами опустошила весь Ближний Восток. Нашествие довершило это опустошение. Ктесифон был разрушен,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи


Омейядская мечеть, сердце Старого города Дамаска.
Мечеть Омейядов (по-арабски Джами аль-Омауи) – одно из самых святых мест ислама, уступающая святостью только мечетям Мекки и Медины, и иерусалимской Аль-Аксе. Но превосходящая всех их грандиозностью. Священным это место было задолго до проповеди Пророка. В 9 веке до нашей эры на этом месте был построен храм арамейского бога Хаада, размерами сравнимый с храмом Бела в Пальмире. Римляне перестроили его в грандиозный храм Юпитера, сравнимый уже с баальбекским. В конце IV века император Феодосий превратил языческое капище в базилику Св.Захария, позднее переименованную в честь Иоанна Крестителя. В 636 году Дамаск заняли арабы и восточную часть базилики сделали мечетью. При этом её западная часть ещё 70 лет оставалась христианской. Потом христиан выгнали и халифы занялись грандиозной перестройкой мечети, угрохав на неё 7-летний сбор налогов со всего государства. Вызванное этим опустошение казны и стало одной из причин падения Омейядов. С тех пор мечеть дошла практически в неизменном виде, последний раз её обновляли и реставрировали Османы в 1893 году.
Дорого к мечети много, но обычно используют две. С ас-Сауры прямой путь ведёт к мечети через крытый рынок Хамидия.


Заканчивается он кораническими лавками


у коринфских колонн античных западных врат теменоса (священной территории) храма Юпитера.


После них выходим на площадь перед западной стеной мечети, где всегда многолюдно и многоголубно.


На эту же площадь выводит другая дорога – с Прямой по Шария Сук аль-Бзурия, мимо дворца Азема, к южной стене мечети, свернуть налево.
Почему на площади многолюдно? А потому что на неё выходит западные врата мечети (Баб аль-Барид), через которые внутрь ходят правоверные.


Ходят, разумеется, бесплатно. Прочие же должны ходить платно и через другой вход. За чем и следит стоящий у ворот полицейский.


Прежде чем войти внутрь, стоит обойти саму мечеть, пройти вдоль мощнейшей стены, больше напоминающую крепостную, посмотреть на высоченные минареты.
Мечеть в плане имеет вид прямоугольника – соответственно минаретов три:) Причём возведены они в разные эпохи и в разных стилях. С площади у западных врат видны два – на севере минарет Невесты, самый старый, построенный в 705 году, на юге – минарет Аль-Гхарбия, самый красивый, в мамлюкском стиле.


Пройдя вдоль южной стены, по Шария Сук аль-Аббасия (торгуют сувенирами), мимо закрытых южных врат (Баб Зияда), увидим минарет Исы (Иисуса), построенный в 1347 году, из остатков башни храма Юпитера – местные верят, что именно на него снизойдёт Иисус в Судный день. Разумеется, этот минарет самый высокий.
Завернув за угол, выходим на ту самую улочку Калмания с кафешками. Начинается она от эффектно-закрытых восточных врат мечети (Баб аль-Нафура). Рядом имеется и что-то античное – остатки восточных ворот теменоса храма Юпитера.


Вообще, восточнее храма в античную эпоху была агора – торговые ряды древнего Дамаска, и там кое-где попадаются встроенные в дома античные колонны.
Ладно, пора внутрь – для этого вернёмся к западным вратам. Мечеть Омейядов открыта для посещения неверными все дни с утра до вечера (точнее с утренней до вечерней молитвы, так что, если есть желание, можно прийти и в 4-ре утра:)), кроме времени главного пятничного намаза (с 12:30 до 14:00).
Заход в мечеть немного мудреный, ибо билёт продают не там, где надо заходить. Итак, идём на север вдоль западной стены и сворачиваем в воротца – там и находится небольшое здание тикит-офиса, над которым возвышается купол мадрасы Захарии. Билет стоит 50 фунтов.


По его получению не стоит сразу бежать в мечеть – стоит пройтись по небольшой территории за тикит-офисом. За ним расположен небольшой парк, в котором есть мавзолей Саладдина, а так же могилы трёх турецких лётчиков, погибших в 1914-м при перелёте из Стамбула в Каир. Правда, в парк не пускала железная решётка, кажется, и тут что-то реставрируют. Или просто я поздно пришёл?


Ещё восточнее находится симпатичная мамлюкская мадраса Джакмакия (XV век), в которой размещается Музей арабской эпиграфики (75 фунтов вход) – коллекция образцов арабской письменности и предметов для письма.
Ладно, пора уже и в мечеть. Идём по Шария ас-Садрия, мимо железной решётки сада и мадрасы, где уже побывали. У решётки валяются несколько римских колонн, собранных по окрестным кварталам.


Кстати, насчёт дрыхнущего на колонне рыжего кота. Типичных домашних кошек видел только в христианских районах Восточного Бейрута. В остальных же местах постоянно попадались на глаза тощие бродячие коты, кормящиеся с многочисленных местных свалок и прячущиеся от жары под припаркованными машинами. Естественные их враги – собаки – в арабских городах не водятся, посему местные кошки особой пугливостью не отличаются.
Иноверцы входят в мечеть через северные врата (Баб аль-Амара). При приближении к ним справа видны остатки колоннады храма Юпитера.


В мечети положено разуваться. Так что желательно для похода в мечеть подобрать носки чистые и не дырявые:) Туристы могут носить обувь в руках, а могут сдать в стеклянную будочку контроллёру.


При возвращении обуви за это просят бакшиш, но можно и послать:) Местные же обычно просто оставляют обувь у порога, или кладут в чёрные полиэтиленовые пакеты и носят с собой. Туристкам же приходится одевать накидки-абайи с капюшоном и длинными рукавами какого-то грязно-зелёного цвета.


Входы ведут в обширный внутренний двор мечети. Ярко блестит начищенный пол, играют дети – тут им позволяют бегать, в отличие от молельного зала.
По центральной оси внутреннего двора возвышается парочка восьмиугольных сооружений на колоннах, парочка античных колонн со светильниками века XIX наверху, ну и бассейн для омовения в ротондочке.


С восточной стороны внутреннего двора мечети находится вход в святилище Хусейна, где хранится голова внука Пророка и главного мученика шиизма. Именно её присутствие тут и является причиной обилия иранских паломников в мечети Омейядов, убивших Али и Хусейна. Но при мне святилище был закрыто и огорожено киперной лентой светло-зелёного цвета.


С западной стороны внутреннего двора мечети идёт 37-метровая арочная крытая галерея, в которой и находится главный вход для правоверных.
Галерея и главный вход украшены замечательными мозаиками VIII-XIII веков.


Изображают они то ли рай, то ли долину Бароды в окрестностях Дамаска.


Короче, одно и тоже, если верить реплике пророка Мухаммеда, который по преданию не стал входить в Дамаск, сказав, что в рай можно войти только однажды.
Фасад молельного зала тоже украшен мозаикой (с позолотой) и имеет 22 двери и вечно закрытые главные врата.


Входят в молельный зал через некоторые из этих дверей, которые открыты. Большинство – через крайние западные, которые прямо около главного входа в мечеть для правоверных.
Внутри, у входа висит вот такое электронное табло, на котором обозначены время восхода-заката солнце, а также намазов.


Обширный и высоченный молельный зал разделён двумя рядами коринфских колонн на три громадных нефа.


Пол выложен мягкими красными кровами, с потолка свисают огромные люстры. В центре зала на высоте 36 метров возвышается гигантский купол, построенный после пожара XI века.


В южной стене имеются михрабы – ниши, указывающие молящимся направление на Мекку, а посредине южной стены находится минбар – кафедра имама.
В восточной части молельного зала расположено святилище Иоанна Крестителя (пророка Яхьи в исламе),


за зелёным стеклом которого можно разглядеть саркофаг с головой Иоанна Крестителя.


Правда, великие пророки не похожи на обычных людей. Например, судя по количеству голов Иоанна Крестителя, почитаемых в разных местах Ближнего Востока, их у него было не меньше десятка:) Но дамасская голова – одна из самых почитаемых мусульманами.
Место, как и всё в Старом городе, удивительно атмосферное. Приятно неспеша побродить по залу, посидеть на мягком ковре у одной из колонн, наблюдая за собравшимися. Рядом с минбаром сидит имам, вокруг него (тоже сидят) – небольшая толпа. Голос имама разносит по всей мечети громкоговоритель – но не слишком громко, так идёт звуковым фоном, вплетающимся негромкой нотой в общую атмосферу.


Ещё одна группа людей сидит в центральном нефе, ближе к святилищу Иоанна Крестителя, слушают кого-то другого, в шапочке хаджи. В различных местах о чём-то молятся по одиночке. Бродят туристы – особенно бросилась в глаза толпа то ли японок, то ли кореянок в абайях.


Наибольшая концентрация народа – у святилища Иоанна Крестителя. Кто-то, приложившись лбом к железной решётке и закрыв глаза, неслышно шепчет молитву. А рядом компания молодых и современно одетых парней и девушек, явно местных. Фоткаются на мобильники на фоне святилища, громко болтая.
В общем, квинтэссенция жизни. Действительно, стоит побывать и посмотреть – не обежать все достопримечательности, а именно посидеть и отдохнуть, остановится и оглянутся.
В следующий раз - прогулка по .

Мечеть Омейядов в Дамаске считается третьей по значимости в исламском мире после Каабы в Мекке и «Мечети Скалы» в Иерусалиме.

Первый каменный храм на этом месте построили арамейцы три тысячи лет назад. С тех пор храм только немного перестраивался из тех же камней и, соответственно, переименовывался. При арамейцах это был храм Хадада, при римлянах — храм Юпитера Дамасского, при византийском императоре Феодосии — базилика Св. Захарии, а затем — базилика Иоанна Крестителя. Ну а после прихода арабов в 635 г. храм был перестроен в одну из самых великолепных в мире мечетей.

На площади перед мечетью — римская колоннада и фрагмент портика Храма Юпитера.

Анекдот из жизни — в Сирии довольно широко развит внутренний туризм, плюс еще много религиозных туристов едут в Дамаск из Ирана и прочих окрестных государств. Ну и вот — стоим на площади, щелкаем клювом — подходит дяденька приличного такого вида и просит его сфотографировать на фоне мечети. Слово за слово, дядя спрашивает, откуда мы. Мы гордо отвечаем, что из Руссии.
— О, Руссия — вери колд! А я из Ирака — ну знаете, Ирак — ПЫЩ-ПЫЩ! — размахивает руками дядя.
Тут кагбэ стоит заметить, что в Сирии больше 2 млн. иракских беженцев, пыщ-пыщ.

Мы больше привыкли к однообъемным турецким мечетям, построенным по образу Святой Софии. Арабские же мечети выглядят совсем иначе и представляют собой скорее просторный открытый двор, обнесенный стенами, у одной из которых размещается молельный зал.

В мечеть приходят не только помолиться, но и отдохнуть от городской суеты. Двор внутри мечети, по сути, является своеобразным «парком», единственным свободным местом внутри тесно застроенного города — в тени галерей можно отдохнуть и поваляться с книжечкой под визги носящихся по мраморному полу детей. В мечети, как видно на фото, нельзя находиться в обуви, а теткам — еще и без мусульманской униформы.

Часть стен мечети покрыта позолоченной мозаикой VIII-XIII вв., расчищенной из-под слоя штукатурки в начале двадцатого века. Ранний ислам не запрещал изображение пейзажей:

Один из углов двора занимает поднятая над землей сокровищница. Такие сооружения стали строить в мечетях после участившихся случаев краж общинных денег, хранившихся «под защитой Аллаха» =)).

Есть мнение, что именно Омейяды придумали строить в мечетях минареты для призыва на молитву. В дамасской мечети Омейядов наиболее знаменит минарет Исы — согласно преданию, именно по нему спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Оказывается, в Коране точно определена дата конца света — он случится примерно через 50 тысяч лет.

В молельном зале особенно хорошо заметно, что мечеть «недавно» была римским храмом:

Мечеть Омейядов в Дамаске


Дамаск, столица Сирии, - один из древнейших городов мира, ему около 6000 лет. За столь долгую историю своего существования город видел много народов и завоевателей: в XIV веке до н. э. хетты, жившие в Анатолии и на севере Сирии, дошли до этого древнего поселения и назвали его Дамашиас. Полтора века спустя египетский фараон Тутмос III, который вел бесконечные войны с городами-государствами Сирии, захватил и Дамаску: так по-египетски звучало название этого города.

В начале X века до н. э. Дамаск стал столицей одного из сильнейших арамейских царств, а через два века город захватили ассирийцы, выселившие его жителей в Урарту. Правители династии Ахеменидов, Александр Македонский… - даже краткое перечисление завоевателей, нападавших на Дамаск, говорит о том, что судьба этого города не была безоблачной и благополучной. Завоеватели приходили и уходили, оставляя в облике города и его истории свои следы.

Тысячелетняя связь Дамаска с греко-римско-византийской культурой, начавшаяся после вторжения в Азию войск Александра Македонского, окончилась так же внезапно, как и началась. Всего одним штурмом город захватили персы-сасани-ды, но уже в 635 году его покорили арабы, и с этого времени начинается история Дамаска как мусульманского города.

Долгое время, после того как арабы захватили Дамаск, в главном храме города исполняли свои религиозные обряды и христиане (в правом крыле храма), и мусульмане (в левом крыле). Но, окончательно утвердившись в Дамаске и сделав город столицей своей империи, Омейяды попросили христиан подыскать себе другое место, однако еще долгое время в Сирии сохранялась взаимная веротерпимость: звон колоколов под гигантской базиликой, первоначально посвященной Иоанну Крестителю, чередовался с призывом муэдзина.

Но шло время, и Дамаск из второразрядного города, каким он был во времена пророка Мухаммеда и первых его преемников, превратился в столицу огромного халифата. Город рос, расцветал и богател, и халифы справедливо решили, что Дамаск должен иметь собственное святилище. К тому же к началу VIII века число приверженцев ислама возросло настолько, что грандиозная базилика Иоанна Крестителя с ее тремя 140-метровыми пролетами-нефами уже не могла вмещать всех мусульман, а христианам там и вообще не оставалось места. И тогда могущественный халиф аль-Валид ибн Абд аль-Малик, владения которого простирались от Китая (на востоке) до Атлантики (на западе), начал переговоры с представителями христианской общины Дамаска. Он предложил им уступить мусульманам свою часть базилики Иоанна Крестителя в обмен на разрешение беспрепятственно пользоваться пятью другими храмами города. Христиане заупрямились, и тогда халиф пригрозил, что прикажет разрушить церковь Святого Фомы, которая по размерам была еще больше храма Иоанна Крестителя. И христианским старейшинам пришлось покориться.

Халиф Абд аль-Малик приказал разрушить базилику и убрать остатки римских сооружений, на месте которых она была возведена, после чего началось возведение мечети, «прекрасней которой не было и не будет». Строительство ее продолжалось все время правления этого халифа, который истратил на ее возведение семилетний доход государства. Когда ему доставили на 18 верблюдах бумаги со счетами, он даже не взглянул на них и сказал: «Это все истрачено ради Аллаха, так не будем жалеть об этом».

Мечеть Омейядов, ставшая поистине грандиозным сооружением, на протяжении веков служила образцом всему мусульманскому миру. У Великой мечети три минарета, каждый из которых имеет свое название: минарет Невесты, минарет Исы (Иисуса Христа) и минарет Мухаммеда. Мусульмане считают, что накануне Страшного суда Иса для борьбы с Антихристом спустится на землю возле своего минарета. И когда это произойдет, из минарета Невесты выйдет девушка из племени гассанидов: она была невестой Иисуса Христа на земле, но красавицу замуровали в стены башни, когда-то стоявшей на месте минарета.

В огромной мечети Омейядов до нашего времени сохранились великолепные декоративные композиции с уникальными архитектурно-ландшафтными изображениями, но есть в ней и множество таинственных и загадочных мест. Например, в глубине ее двора, среди колонн галереи, скрывается маленькая дверь, ведущая в часовню Хусейна. Все в Дамаске знают, что здесь - в капсуле под покрывалом, расшитом стихами из Корана, - покоится голова третьего шиитского имама Хусейна, убитого в сражении при Кербеле. Голова его была отсечена и доставлена в Дамаск сирийскому правителю Муа-вии, который приказал повесить ее на городских воротах - на том самом месте, где когда-то царь Ирод повелел выставить голову Иоанна Крестителя Легенда рассказывает, что соловьи запели в садах Дамаска так печально, что все жители города рыдали. И тогда халиф Муавия раскаялся в содеянном и повелел поместить голову имама Хусейна в золотой саркофаг и установить его в склепе, который позднее оказался внутри Великой мечети. Рассказывают, что там же хранятся волосы пророка Мухаммеда, которые он остриг перед своим последним паломничеством в Мекку. Около склепа мулла день и ночь читает Коран, и в этом уголке мечети постоянно слышится персидская речь, так как поток паломников из Ирана никогда не прекращается.

Капсула с головой Иоанна Крестителя тоже хранится в мечети Омейядов - в маленьком изящном павильоне с зарешеченными окошечками и с куполом, формой своей повторяющим перекинутую над ним арку. Как оказалась в Великой мечети голова Иоанна Крестителя? По рассказам, она была здесь всегда, но нашли ее только во время возведения мечети. Халиф хотел избавиться от нее, но едва дотронулся, как не мог сойти с места, и решил оставить реликвию в покое. На поклонение этой святыне приходят и христиане и мусульмане.

Рядом с Великой мечетью похоронен прославленный полководец Салах-ад-Дин, первый султан Египта из династии Ай-юбидов. Его жизнь пришлась на тот период, когда возникла сознательная потребность в объединении и защите ислама. Поэтому на протяжении всей свбей жизни Салах-ад-Дин вел завоевательные походы, но в Средние века его воспевали за благородство и милосердие к побежденным им крестоносцам. Посреди парка, перед северо-западным углом мечети Омейядов, стоит прекрасный мавзолей с куполообразной крышей. Это и есть гробница Салах-ад-дина, скончавшегося в начале марта 1193 года. Стены мавзолея покрыты великолепным белым и синим фаянсом, а надгробный памятник, выполненный из белого мрамора, украшен цветочными орнаментами и вставленными цветными камнями. У изголовья, на покрывале из зеленого бархата с золотой бахромой, лежит огромная зеленая чалма. Неподалеку под стеклом - серебряный венок, подаренный в 1898 году императором Вильгельмом в знак восхищения великим султаном Салах-ад-Дином. Император пожертвовал также драгоценную серебряную лампаду, спускающуюся над деревянным надгробием.

Попутно расскажем, что о бурной истории первых веков ислама напоминают в Дамаске в основном гробницы. Так, например, вне стен старого города, на краю Гуты, расположилось внешне ничем не примечательное приземистое здание, окруженное айваном. Зато внутреннее убранство мечети просто великолепно: рисунок на ее стенах кажется прекрасным кружевом и гармонирует с огромной люстрой, сверкающей хрустальными подвесками. Поражает и пронзительная голубизна купола мечети, заставляющая вспомнить о персидской бирюзе. И на самом деле мечеть строили иранские мастера и на средства Ирана, но эта мечеть особенная - она женская, а таких не так уж много в мусульманском мире.

В мечети находится мавзолей, в котором похоронена Зейнаб - внучка пророка Мухаммеда. Известно о ней немного, но считается, что вместе с братом Хусейном она была в тот трагический день в бою под Кербелой. Зейнаб попала в плен к Зайду Убайдуле, сыну халифа Муавии, и в его обозе была доставлена в Дамаск. А потом мученически скончалась от 99 колотых и резаных ран. В мечеть Зейнаб приходят не только шиитки, но и все женщины, которые хотят попросить заступничества Аллаха.

Среди других знаменитых гробниц Дамаска выделяется захоронение эфиопа Баляля, соратника пророка Мухаммеда и первого в истории мусульманского муэдзина.







2024 © kubanteplo.ru.