Роман Сладкопевец — молитва, икона, тропарь. Святой роман сладкопевец


Покровителем поэтов и певцов издавна считают святого Романа Сладкопевца. Он заложил основы церковного пения и сложил немало молитвенных гимнов, текстов песнопений, которые мы слышим и сегодня (конечно, в переводе на русский).

Дарованный Богом талант можно использовать по-разному: подчиняясь рынку, заработать больше денег или «прогибаться под изменчивый мир». А можно дар к сочинению мелодий, текстов и песен обратить на радость людям и Богу. Святой Роман Сладкопевец был наделен Богом великим талантом и, приняв монашеский постриг, посвятил свою жизнь молитве и любимому делу музыки.

Жизнь его свидетельствует и о том, что любой человек может своим талантом служить Богу, и о том, что Господь поощряет все таланты даже в монашестве: человек, уходя в монастырь, может и должен развивать дарованное ему Вседержителем.

ИКОНА РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Каждый верующий человек не раз видел икону Романа Сладкопевца — точнее, его изображение в центре образа праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который полагается в центре храма в этот праздничный день, 14 октября. Именно он стоит на амвоне в диаконском облачении по центру образа. Это объясняется тем, что святой любил именно Влахернской храм, где произошло чудесное событие видения Покрова Богородицы, а также сложил этому празднику тропарь и кондак — молитвословия, рассказывающие о событии и прославляющие праздник.

Есть и особая икона святого Романа. Ее также легко узнать:

    • Святой изображается молодым человеком в диаконском облачении (в длинном стихаре — широкой парчовой одежде до пола — с лентой через плечо называемой орарь).
    • В левой руке он держит свиток в руках, как знак его деятельности по написанию богослужебных текстов. Иногда свиток развернут и там написан текст кондака Рождеству Христову «Дева днесь (сегодня) Пресущественного (Бога, Существовавшего прежде всех)рождает…». Также на иконе преподобный Роман может держать в руках маленький храм, знак его церковного служения.
    • В правой руке святой держит кадило или совершает крестное знамение.
    • Есть редкая и интересная икона, где изображен эпизод жития Романа Сладкопевца: Богородица стоит над спящим святым со свитком в руках — по преданию, ему было такое видение, где Божия Матерь подала ему свиток, съев который, святой получил свой великий талант.

ЖИТИЕ РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Святой по национальности был греком. Родился он в середине V века в сирийском городе Емесе, а после получения образования стал диаконом (то есть священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику) в Воскресенском храме Бейрута. Со временем он переехал в столицу Византийской империи, Константинополь, став служащим диаконом при храме Святой Софии — главном, кафедральном соборе города. Здесь постоянно совершал богослужения сам Патриарх Константинопольский Евфимий, который выделял Романа среди других клириков: святой не отличался выдающимися способностями к музыке и пению, но его искренняя вера и добродетели были видны каждому.

Именно благоволение Патриарха к святому Роману, а также человеческая зависть к любимцу начальства изменили его судьбу, показав, что Господь волен и наши несчастья и позор повернуть к великой славе нашей и Своей. Патриаршая милость пробудила злобу и зависть к Роману нескольких клириков Софии (то ли диаконов, то ли священников). Во время одного из торжественных богослужений накануне Рождества, совершаемого Патриархом в присутствии самого императора, они заставили святого выйти для пения в центр храма, на амвон, где он поистине опозорился невнятным, фальшивым пением (богослужением напоминает театральное действо: нельзя уйти со сцены или с амвона).

Уйдя со службы в большой печали, святой Роман долго молился Пресвятой Богородице, изливая свою скорбь. И тогда в видении праведнику явилась Она Сама — Матерь Божия, подавшая святому бумажный свиток с благословением съесть его. Тут же по благодати Божией Роман обрел прекрасный голос и творческий дар к сочинению стихов и музыки. О преданию, он сразу после чудесного видения создал знаменитый кондак праздника Рождества Христова, который поется ежегодно в каждом православном храме мира: «Сегодня Дева рождает Существовавшего прежде веков, и земля дарует пещеру Неприступному Богу; Ангелы с пастухами славословят Его, волхвы же со звездой путешествуют; ради нас всех родился Маленький Ребенок, прежде веков Сущий Бог».

Этот гимн святой Роман исполнил на следующий день сам посреди вновь переполненного народом храма за Всенощным бдением праздника Рождества Христова. Патриарх, император и все константинопольцы пришли в восторг. Известно, что завидовавшие ему люди покаялись пере ним и просили прощения. Святой получил имя Сладкопевца: он стал украшением всей Церкви благодаря своей праведности, чудесному голосу и сочиненным им вдохновенным произведениям. Поистине благодаря ему человечество обрело эстетически и духовно прекрасные молитвенные песнопения. Церковная культура обогатилась более, чем тысячей молитвословий (тропарей, кондаков, канонов и акафистов).

Непосредственно перед кончиной, последовавшей в 556 году, преподобный Роман принял монашество в обители Авваса.

НАСЛЕДИЕ И ПОЧИТАНИЕ РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Важнейшим наследием святого Романа Сладкопевца является первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» — шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Название «акафист» означает «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Он делится на кондаки — небольшие молитвенные тексты — и икосы, где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом) с завершением «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой».

Память преподобного совершается 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Вероятно, празднование его памяти в этот день — следствие особого почитания святым Романом Матери Божией и ее милости к преподобному.

Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему среди молодежи было принято, посещая храм на утреннем богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак. Незамужние девушки и женщины часто заказывают в этот день молебен Пресвятой Богородицы: священник совершает его после Литургии (основного утреннего богослужения), перечисляя имена тех, кто заказывал молебен.
Вот краткая молитва Покрову Богородицы, написанная святым Романом, которой молятся Ей о помощи в бедах:

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, очистит грехи наши и прибавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое, с верой и любовью поклоняющимся чудотворному образу Твоему!

В честь преподобного Романа освящен ряд российских храмов: в Северной столице, Санкт-Петербурге, а также в Сибири, в Нижнекамске — и один храм на Украине, в Киеве.

В день памяти святого в храмах, освященных в его честь, совершается торжественное вечернее богослужение — Всенощное бдение, а утром — Божественная литургия. Поются особые краткие молитвы, подобные сочинены святым Романом — тропари и кодаки святому; совершаются молебны с акафистом.

Акафист святому Роману Сладкопевцу имеет особое значение, ведь именно он сам создал первый акафист, потому имеет особую благодать помогать молящимся этой формой молитвы. При необходимости вы можете читать акафист святому Роману 40 дней подряд, но на это нужно взять благословение у священника, подойдя к нему в храме после богослужения.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

Особо почитают преподобного Романа люди, профессионально связанные с музыкой, искусством и, конечно, церковным пением. Кроме того, святому молятся с просьбой:

    • О развитии музыкального и любого творческого таланта;
    • О помощи в профессиональной самореализации;
    • О защите при зависти, от недоброжелателей;
    • Об избавлении от собственных пороков и грехов;
    • Об обретении уверенности перед публичными выступлениями;
    • О понимании Священного писания и слов молитвенных песнопений;
    • Об обретении друзей и помощи в трудных ситуациях.

Мужчины по имени Роман обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Роману, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий Роман, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Подаренную или приобретенную икону святого Романа нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» — напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, тезоименитого вам или вашим близким — здесь и будет уместной икона преподобного Романа Сладкопевца. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.

Существует несколько молитв святому Роману. Первую молитву Роману Сладкопевцу можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

Преподобный отец наш Роман! Посмотри на нас милостиво, у земли пребывающих доведи до высоты небесной. Ты наверху, на небесах, мы же внизу на земле, удалены от тебя и от Господа, не столько местом, сколько грехами и беззакониями нашими, но к тебе приходим и просим тебя: наставь нас подражать тебе, ходить твоими дорогами праведности, вразуми и руководи нами сам. Вся твоя святая жизнь была отражением и образцом добродетелей. Не переставай же, угодник Божий, о нас молиться ко Господу.
Попроси и исходатайствуй нам у Бога нашего, полного милости, мир Церкви Его, под знамением креста живущей и борющейся с духами злобы поднебесной, согласие в вере и единомыслие, уничтожение суемудрия и расколов, помощь в делах добрых, больным выздоровление, утешение печальным, заступничество обиженным, спасение в бедах пребывающим. Не забудь нас, приходящих к тебе с верой. Все православные христиане, обрадованные твоими чудесами и милости твои увидевшие, почитают тебя как своего покровителя и заступника. Покажи же твою доброту, которой издревле ты ободрял отцов, не отвернись и от их детей, путем их идущих к тебе и ко Господу.
Стоя же перед святой иконой твоей, молясь тебе, как живому, просим: прими молитвы наши и вознеси их на жертвенник Божьей благодати, чтобы через твои молитвы обрели мы своевременную помощь Его в нуждах наших. Избавь нас от малодушия и утверди в вере, чтобы без сомнений мы верили в милосердие Владыки Бога и и Его промысл благой о нас по молитвам твоим.

О, великий и славный угодник Божий! Всем нам, с верой приходящим к тебе, помоги молитвами твоими ко Господу, и всех нас направь в жизни, чтобы в мире и покаянии окончили мы земное странствие и переселились с надеждой на милосердие Божие в селения праведников, где ты сам с радостью после трудов и подвигов сейчас пребываешь, прославляя со всеми святыми Господа в Пресвятой Троице, Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь.

Другая молитва святому преподобному Роману Сладкопевцу

О, праведный и святой, преподобный отец и блаженный наш авва Роман, не забудь о своих рабах твоих, но вспоминай нас в твоих святых молитвах к Богу. Молись о стаде твоем, не забудь и посещай твоей милостью твоих детей. Молись за нас, отец Роман, как за детей твоих духовных, имея дерзость говорить с Небесным Царем, не умолкай в молитвах за нас к Нему, и не отвернись от нас, почитающих тебя с верой и любовью.
Вспоминай нас, недостойных рабов Божиих, у Престола Вседержителя Творца, и не переставай молиться о нас ко Христу Богу — ведь тебе дана Им благодать просить о людях грешных. Знаем, что ты не мертв, хотя телом и ушел от нас, но по смерти жив останешься душой. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел бесовских искушений и козней дьявола, о пастырь и защитник наш добрый.
Хотя мощей твоих рака на земле и всегда видима людям, святая твоя душа с ангельскими Силами и ликами Бесплодных воинов крылатых у Божьего Престола пребывая, веселится в небесной радости. Так, зная, чтобы ты и по смерти жив, просим и молимся тебе: ходатайствуй о нас перед Всесильным Богом, проси о пользе душ наших, попроси же нам время на покаяние, чтобы спокойно перешли мы с земли на небо, избавившись от мытарств трудных и страшных, от нападений бесов воздушных и от вечных мучений, стали же Небесного Царствия жителями со всеми праведниками, во все века угождавшими Господу нашему Иисусу Христу, Которому вечно подобает слава, честь и поклонение, с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, с Благим и Животворящим Его Духом Святым. Аминь.

Молитвами преподобного Романа Сладкопевца да хранит вас Господь!

Для наших читателей: роман сладкопевец житие с подробным описанием из различных источников.

Молитва преподобному Роману Сладкопевцу

Преподобне отче Романе! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

У этого термина существуют и другие значения, см.

Святой Роман

Рома́н Сладкопе́вец (греч. Ρωμανός ὁ Μελωδός) - христианский святой V-VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками (в раннем значении термина), некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной церкви (например, «Дева днесь Пресущественнаго раждает»; «Душе́ моя, душе́ моя, восстани»). Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых (память 1 (14) октября).

Жизнеописание

Роман Сладкопевец родился в середине V века в греческой (возможно также в сирийской или иудейской) семье в г. Эмесса, в Сирии и говорил на сирийском языке, был крещён в молодости, дьяконствовал в Бейруте, при императоре Анастасии I Дикоре (491-518) прибыл в Константинополь, здесь поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556 году.

В греческом подлиннике гимны Романа имели особый стихотворный размер, называемый тоническим, которого он считается распространителем. Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание гимнов Романа, признаёт, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

Издания

  • Romane le Melode / Ed. par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1964.
  • Sancti Romani Melodi Cantica / Ed. P. Maas, C.A. Trypanis. L., 1960.

Исследования

  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. P., 1977.

Переводы

Русские переводы:

  • Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца… / Пер. С. Цветкова. М., 1881. 201 стр.
  • Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу. / Пер. Цветкова. М., 1900. 212 стр.
  • Плач пресвятыя Богородицы при кресте. М., 1891. 63 стр.; М., 1909. 67 стр.
  • Кондак или песнь на рождество Христово. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1912. 31 стр.
  • Кондак или песнь на святую пасху. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1913. 31 стр.
  • Кондак на неделю ваий. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.
  • Кондак на святую пятидесятницу. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.

Новые переводы:

  • Памятники византийской литературы IV-IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука, 1968. С. 209-214.
  • На Иуду Предателя. Гимн. О жизни монашеской. // От берегов Босфора до берегов Евфрата. / Пер. и комм. С. С. Аверинцева. М.: Наука (ГРВЛ), 1987. 360 стр. С. 252-262.
  • Роман Сладкопевец . Кондак Иосифу Праведному. / Пер. В. В. Василика. // Вестник древней истории. 2008. № 4. С. 260-277.

См. также

  • Акафист

Примечания

  1. См.: Sancti Romani Melodi Cantica genuina. Ed. by P. Maas and C. A. Trypanis. Oxford, 1963. P. XV-XVI.

Ссылки

  • Роман Сладкопевец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Житие Романа Сладкопевца на сайте «Православие»
  • Житие Романа Сладкопевца на сайте «Православие» (другой вариант)

Каждый, кому довелось побывать на православном богослужении, обращал внимание на необыкновенную красоту церковного пения. Его звуками сопровождаются практически все службы, совершаемые в течение года. Особым же великолепием радуют они прихожан в дни праздников, направляя все их помыслы к вышнему миру. Одним из тех, кто посвятил свою жизнь созданию этих замечательных песнопений, был преподобный Роман Сладкопевец, память которого отмечается 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Детство и юные годы будущего святого

Святой Роман - грек по происхождению – родился в 490 году в небольшом сирийском городе Емесе. С ранних лет он ощутил своё призвание в служении Богу и вел благочестивую жизнь, удаляясь от мирских соблазнов. Едва выйдя из отроческих лет, Роман устроился пономарём в одну из церквей Берита - так назывался в те годы нынешний Бейрут, а когда на византийский престол взошёл благочестивый император Анастасий I, он переехал в Константинополь и стал служить в церкви Пресвятой Богородицы.

И здесь, в столице православной Византии, прославился своим исключительным благочестием будущий святой Роман Сладкопевец. Житие его в полной мере рисует нам картину постоянного духовного подвига, творимого молодым человеком. Все его дни были наполнены постами, молитвами и богомыслием. Подобное рвение к служению Господу не осталось незамеченным, и вскоре Роман Сладкопевец был принят пономарём в храм Святой Софии - мировой центр православия тех лет.

Козни завистников

Не обученный с детства грамоте и лишённый возможности читать духовную литературу Роман тем не менее превосходил своими богоугодными делами многих книжников. За это он снискал любовь патриарха Ефимия - человека высоких душевных качеств, который стал его наставником и покровителем. Однако подобное расположение предстоятеля церкви вызвало зависть у многих клириков, увидевших в молодом пономаре патриаршего фаворита.

Известно, что зависть часто толкает людей на подлые поступки. Это в равной степени относится и к мирянам, и к духовным лицам. Вот и многие из числа константинопольского духовенства возроптали на патриарха и пытались строить Роману всякие козни, чтобы унизить его в глазах предстоятеля церкви. Однажды им это удалось.

Конфуз во время праздника

Как-то раз, в праздник Рождества Христова, в храме присутствовал лично император и его приближённые. Служба велась очень торжественно, и всё было исполнено подобающего благолепия. Роман Сладкопевец, как и следовало ему по скромной должности, был занят тем, что расставлял в храме светильники. Лукавые же клирики заставили его выйти на амвон и петь с него хвалебную песнь Богу, что совсем не входило в его обязанности.

Сделали они это из коварства: Роман, не обладая в то время ни слухом, ни голосом, необходимыми для пения, должен был неминуемо осрамиться. Так и получилось. Став всеобщим посмешищем и претерпев унижение, молодой человек, упав пред образом Пресвятой Богородицы, молился и горько плакал от обиды и отчаяния. Вернувшись домой и даже не вкусив пищи, Роман уснул, и в тонком сновидении ему явилась сама Царица Небесная и, протянув ему небольшой свиток, велела открыть уста. Когда он это исполнил, Пресвятая Дева вложила в них свиток и повелела его съесть.

Великий дар Богородицы

Проглотив хартию, будущий святой пробудился, но Матерь Божия уже его покинула. Ещё не вполне осознав случившееся, Роман вдруг ощутил в себе разумение Учения Божьего. Это произошло оттого, что Пресвятая Дева отверзла его ум для познания мудрости, заключённой в Священном Писании, как некогда Христос сделал это своим ученикам. Ещё недавно мучимый обидой и унижением, теперь он в слезах благодарил Царицу Небесную за те познания, которые она даровала ему в мгновение ока.

Дождавшись часа, когда во время всенощного бдения следовало воспеть праздничное песнопение, Роман Сладкопевец уже по собственной воле поднялся на амвон и пропел сочинённый им самим кондак таким дивным голосом, что все находившиеся в храме застыли от изумления, а когда опомнились, пришли в неописуемый восторг. Это был кондак, исполняемый и поныне в православных храмах в честь Великого праздника Рождества Христова.

Посрамление завистников и милость патриарха

Этому чуду подивился и присутствовавший в храме патриарх Анастасий I. На его вопрос о том, откуда Роману известно это дивное песнопение и как он сподобился вдруг обрести дар его исполнения, пономарь не стал скрывать происшедшее с ним, но во всеуслышание поведал о явлении ему Царицы Небесной и о благодати, излитой на него.

Обо всём без утайки рассказал святой Роман Сладкопевец. Житие этого угодника Божия повествует о том, что, услышав его слова, все те, кто ещё недавно строил ему козни, устыдились своих поступков. Они раскаялись и просили у него прощения. Патриарх же незамедлительно возвёл его в сан диакона, и с тех пор Роман Сладкопевец щедро делился дарованной ему премудростью книжной со всеми, кто приходил в храм. Именно Анастасий I назвал святого Романа Сладкопевцем. С этим именем он и вошёл в историю христианской церкви.

Педагогическая и композиторская деятельность святого

Окружённый всеобщей любовью диакон Роман стал учить пению всех желающих, отбирая среди них особо одарённых. Используя дар, данный ему свыше, он занимался серьёзной работой по организации церковных хоров в Константинополе и весьма преуспел на этом поприще. Благодаря его стараниям церковное пение приобрело невиданные до той поры благолепие и гармоничность.

Помимо этого святой Роман Сладкопевец прославился и как автор множества богослужебных песнопений. Ему принадлежат более тысячи гимнов и молитв, воспеваемых уже в течение многих веков. В наши дни ни один православный праздник не обходится без исполнения его произведений. Особую известность приобрёл написанный им акафист Благовещению Божьей Матери. Он исполняется ежегодно, во время Великого Поста. Его особенность состоит в том, что он явился образцом, на основании которого писались акафисты во все последующие столетия.

Поэтический дар преподобного Романа

Помимо композиторской деятельности святой Роман Сладкопевец вошёл в историю и благодаря ещё одной стороне своего творчества - поэтической. Тексты всех его произведений были написаны на греческом языке и знакомы нам лишь в славянском переводе. Многие исследователи, изучавшие их подлинники и свидетельствующие, что написаны они редким стихотворным размером, известным как тонический, сходятся во мнении, что именно святому Роману мировая литература обязана сохранением и распространением этой уникальной стихотворной формы.

Большое по объёму и бесценное по содержанию музыкально-поэтическое наследие Романа Сладкопевца известно нам во многом благодаря трудам немецкого историка-византиниста Карла Крумбахера, издавшего в конце XIX века полное собрание его гимнов. По заявлению учёного, творения Романа по поэтической силе, глубине заложенных в них чувств и одухотворённости во многом превосходят произведения иных греческих авторов.

Конец жизни святого Романа

Ушёл из земной жизни Роман Сладкопевец в 556 году. Незадолго до своей блаженной кончины он постригся в монахи и стал иноком расположенного недалеко от Константинополя монастыря Авасса. Там и прошли его последние дни. Вселенская церковь по достоинству оценила его богоугодную жизнь и то богатое музыкальное и поэтическое наследие, которое он оставил после себя. Решением одного из Соборов он был причислен к лику святых. Был написан акафист Роману Сладкопевцу и одна из первых редакций его жития.

Храм при консерватории

Своеобразным памятником прославленному поэту и композитору является храм Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской государственной консерватории. Именно здесь с особой теплотой чтят память этого святого и День Романа Сладкопевца: 14 октября отмечается как профессиональный праздник. В этом нет ничего удивительного, ведь люди, собравшиеся в стенах консерватории, получили от Бога тот же музыкальный дар, что автор гимнов, пришедших к нам из VI века. Для всех студентов и преподавателей небесным покровителем является Роман Сладкопевец. Икона, на которой представлен его святой образ, пользуется здесь особым почётом.

Всей своей жизнью святой преподобный Роман Сладкопевец явил пример того, как Предвечный Творец ниспосылает дары свои в ответ на чистую и искреннюю любовь к нему, как щедро изливает благодать на тех, чьё сердце ему открыто и кто готов отвергнуть земную суету, став на путь высокого служения.

Прославлять Господа можно разными способами. Но во время богослужений многих привлекает красота церковного пения. В храмах обычно ценятся работники, которые умеют красиво петь и знают все тонкости обрядов. Одним из таких людей был святой Роман Сладкопевец, о чем свидетельствует его прозвище.

Жизненный путь

Родился праведник в 5 веке, проживал в Сирии, но происхождение имел греческое. Когда достиг юношеского возраста, перебрался в Константинополь, где поступил в храм. С детства мечтал посвятить себя служению Господу. Его вера и усердие не ускользнули от внимания патриарха, что вызывало зависть окружающих. Был период, когда житие Романа Сладкопевца было довольно трудным.

Некоторые священники стали травить юношу за то, что он был необразован, а также не имел таланта к пению. Это очень обижало Романа, но он решил все сносить терпеливо во имя Христа.

Однажды во время большой праздничной службы служащие храма вытолкнули молодого человека из алтаря. Его охватило смущение, голос дрожал, он не смог торжественно и четко пропеть необходимую молитву. Роман Сладкопевец очень огорчился, а придя домой, стал усердно молиться пресвятой Богородице.

Обретение дара

В ту ночь с ним произошло великое чудо. Сама Дева Мария сошла с неба и дала ему свиток, велев проглотить его. Икона Романа Сладкопевца отображает этот момент. Он получил подарок - звучный красивый голос, а также дар составлять церковные песнопения. Для этого мало обладать литературным талантом - надо очень хорошо понимать все церковные догматы. В тот же час певчий составил кондак Рождества, который до сих пор поют все верующие в праздничную ночь.

На другой день он пропел его в храме, все были поражены. Песнопение было очень красивым и грамотно написанным. А исполнение - божественное. Поэтому юноша получил прозвище «Сладкопевец». Бывшие враги, притеснявшие Романа, покаялись в том, что плохо к нему относились. Кроткий юноша простил их.

  • Роман Сладкопевец написал более тысячи тропарей, кондаков и акафистов.
  • Его исполнение было украшением любой службы, скромный дьякон сделал огромный вклад в развитие красоты православного богослужения.

Почитание

Незадолго перед своей кончиной, Божий служитель принял монашеский постриг. После кончины его причислили к лику святых. Часто талантливый служитель изображается вместе с Богородицей, в окружении верующих, поющих в храме.

Существует и отдельная его икона.

  • На ней благообразный юноша в облачении дьякона. Это стихарь и орарь (лента, переброшенная через плечо).
  • В правой руке он держит кадило, либо она поднята для крестного знамения.
  • В левой руке может быть развернутый свиток, на котором указан текст самого известного кондака, сочиненного служителем. Либо это может быть свернутый свиток; иногда - изображение церковного здания (храм, в котором служил святой).
  • Существует очень интересная икона, на которой Пречистая Дева стоит над спящим Романом Сладкопевцем. Она держит в руках свиток, проглотив который, святой и получил свой благословенный дар.
  • Также очень часто великий церковный автор изображается на иконе Покрова.

В России существует несколько церквей, освященных во имя Романа Сладкопевца - в Санкт-Петербурге, Нижнекамске и т.д. Есть такой храм и в Киеве.

Особенно почитается этот святой теми, кто занимается церковным пением или просто музыкальным искусством. Помогает он и в других ситуациях:

  • при развитии таланта исполнителя, поэта;
  • при защите от зависти;
  • при обретении уверенности и в других сложных ситуациях.

Люди, носящие имя Роман могут ежедневно просить его заступничества. Молиться можно возле иконы, если рядом нет храма во имя этого святого.

Молитва Роману Сладкопевцу

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь первый преподобному Роману Сладкопевцу

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу / и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души вещи безсмертней. // Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Роман Сладкопевец - молитва, икона, тропарь was last modified: Март 31st, 2018 by admin

На этой неделе – 1/14 октября – празднуется память преподобного Романа Сладкопевца . Читателям предлагается реконструкция его биографии, составленная на основе первичных источников – его кондаков и прижизненных свидетельств.

О святом Романе Сладкопевце (кон. V – пер. пол. VI века), одном из величайших гимнографов византийского мира (Данте новогреков, по словам Гельцера ), осталось не так много свидетельств. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках. Во-первых, в синаксарях, самый ранний из которых – Менологий Василия II – относится к концу X века . Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский , Иерусалимский и Патмосский , которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием святого Романа. Патмосский кодекс дает следующие сведения:

«В тот же день – память святого Романа, творца кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал диаконом в Бейруте, в святой Божией церкви, так называемой церкви Воскресения, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах, в которой и приобрел благодать составления кондаков, когда явилась ему во сне Пресвятая Богородица в вечер и свиток пергаменный дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: “Дева днесь Пресущественного рождает”. С того времени он составил на Господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память» .

Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение:

«В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры».

Один из ранних источников, упоминающий святого Романа, – житие святого Артемия , говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем рассказывается, что святой Артемий «от юного возраста, молясь на бдении, воспевал стихи иже во святых смиренного Романа».

Следующая группа свидетельств – служба святому Роману; канон, опубликованный в Минее за 1 октября, подписанный именем Епифания в Богородичнах, – дают нам мало конкретных биографических сведений, одно из немногих – то, что он «от юности всего себя возложил Христу» (песнь 1, 2), в Константинополе вел аскетический образ жизни. Кроме того, канон подтверждает чудо с явлением Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия Рождшая истинно твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию ти представшая Приснодева» (песнь 5 тропарь 2). Несколько больше сведений дает канон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В нем говорится, что святой Роман был «наилучшим диаконом» (aristos diakonow – 6 песнь 1 тропарь); отметим, что слово aristos может восприниматься не только в аксиологическом, но и в социальном смысле: как «священнопроповедник» (как считает Гродидье де Матон): это говорит о служении поэта как проповедника, через свои гимны. Ниже мы увидим, что возможны и иные интерпретации.

В каноне говорится, что Роман был υμνολογος и ὐμνογράφος (песнь 7 тропарь 3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал и прекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Также упоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы.

В высшей степени интересен фрагмент кондака святому Роману, частично изданный кардиналом Питра и полностью – Гродидье де Матоном. К сожалению, до нас дошли только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосы второй и третий):

Житие его было * книгой одушевленной
и, всеми прежде познаться, * проявилось пред Владыкою.
Родом был из Евреев, * но ум имел утвержденным.
Он был не Фарисеем, * но сосудом был надежнейшим.


сердцем высокого мужа.
Обладал он крылами * в высоту вознестися
ангелов, сил бестелесных, * что поют Высокопрестольного.

И там он же он страху * и ужасу подвергнулся,
и к душе * обратился своей.
Но он точно * сохранил дело Божие * и Его повеления .

Он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537).

Третья группа свидетельств – сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасность субъективной интерпретации, тем не менее, им надлежит пользоваться, поскольку мы ограничены в информации. Судя по тому, что у святого Романа имеется кондак «На землетрясение и на сожжение [базилики Святой Софии] », он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537) (в кондаке «На землетрясение» говорится о сооружении купола храма). Роман еще застал великие землетрясения 551–554 годов: в кондаке «На десять дев» говорится:

Угрозы несносные * и постоянные землетрясения
сотрясли землю * и все, что в ней,
и заставили бежать * ветров многие
удары разнообразные * и море.

Видение Богородицы, даровавшей Роману список, можно интерпретировать и как благословение на деятельность в Константинополе

Косвенные доказательством того, что это видение во сне действительно имело место, является постоянное пребывание Романа в Кирах и тот факт, что он был похоронен у этой церкви, хотя Киры был достаточно скромный квартал и позднее по достигнутому им положению святой Роман мог претендовать на большее. Эта связь может быть объяснена фактом видения и тем, что церковь Кириотиссы стала для него святым местом. Другим косвенным подтверждением является то, что одним из ранних кондаков по времени возникновения считается кондак на Рождество ; следовательно, история с видением обретает определенную достоверность. Каково же значение этого видения? Для авторов синаксарей это означало дарование поэтического таланта, однако это видение можно интерпретировать и по-другому – как благословение на деятельность в Константинополе.

Помимо краткого варианта описания этого видения существует распространенный, гораздо более поздний (XIII–XIV вв.). Акакий Савваит сообщает повествование, согласно которому Роман не имел голоса и не умел петь, за что подвергался насмешкам. Он обращается к Богородице, Которая является ему во сне, спрашивает, что его печалит, и дает ему свиток в обмен на обещание стать монахом. Роман съедает свиток и затем становится монахом обители Авассу .

Возникает вопрос: был ли монахом святой Роман, и стал ли он им хотя бы в последние годы своей жизни?

На этот вопрос приходится ответить отрицательно, достаточно привести пример из кондака «О жизни монашеской»:

Знаю, знаю, как мне вы ответите,
не устами, так мыслию молвите:
ты нас учишь о мира превратности,
что же сам прилепляешься к бренному?
На сучок в оке брата взираешь ли,
а бревна в своем оке не чувствуешь,
если истину зришь, почто не творишь?

Как спасусь, не радевший о милостном?

Не хвалитесь дарами духовными:
что имеешь, есть милость от Господа,
пусть не судит воздержный вкушавшего,
пусть почтит и вкушавший алкавшего…

Кондак «О монашеской жизни», очевидно, относится к последним годам жизни святого Романа Сладкопевца . Следовательно, сообщение Акакия о том, что Роман был монахом, следует признать ошибочными. К тому же обитель Авассу почти неизвестна в ранних источниках, о ней упоминается только в начале X века. Наконец, Акакий видит в Романе только певца и композитора, а не поэта.

Никифор Каллист Ксанфопул в рассказе об этом видении говорит, что в церкви Богоматери была мироточивая икона. Однажды во время бдения под Рождество святой Роман заснул на шестой песни канона, и тогда ему явилась Приснодева, даровавшая ему свиток для съедения. Перед седьмой песнью Роман вышел на амвон и начал петь «Дева днесь» . Рассказ Ксанфопула страдает анахронизмами: в VI веке в Константинополе канона еще не было, следовательно, сам рассказ следует признать анахроничным и вторичным, созданным на основе синаксарей. Тем не менее, вторичные рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают сообщения синаксарей.

В Патмосском синаксаре говорится, что Роман посещал службы во Влахернской церкви Богоматери. Это замечание достойно внимания: церковь Богоматери Влахернской, построенная при Маркиане царицей Пульхерией , при Юстиниане была перестроена , расширена и украшена и стала третьим по значению храмом после Святой Софии и храма святых апостолов. Это был императорский храм, не случайно Константин Копроним провел иконоборческий собор 742 года именно в нем . Соответственно, служение в этом храме означало определенную близость ко двору, по-видимому, после воцарения Юстиниана – или даже ранее – во время правления Юстина. Вероятно, именно об этом говорится в кондаке:

Вознесло положенье * царского войска земного
сердцем высокого мужа.

Остается некоторой загадкой, почему пребывание при дворе или общение с императором сравниваются с пребыванием в воинстве царя.

То, что святой Роман достиг определенного высокого положения, – несомненно: некоторые его кондаки подписаны «κύρου Ρωμανοῦ» – «господина Романа».

Вероятнее всего, Роман Сладкопевец был в кругу императорских богословов и мог цениться Юстинианом как талантливый церковный поэт. Еще более загадочным становятся слова:

Молниеносный образ * багряного хитона
и жезла правость верную * он царям проповедовал.
И там он же страху * и ужасу подвергнулся
и к душе * обратился своей:
«Душа моя, воздай * ты кесарево кесарю».

Возможно, святой Роман был в числе тех, кто советовал императору, напуганному восстанием «Ника», остаться в Константинополе.

Эти строки, как и слова о земном воинстве, можно объяснить только одним – активным участием Романа в политике. Однако что это за страх и трепет, который пережил святой Роман? В истории юстиниановского времени был один эпизод, когда весь Константинополь и прежде всего императорский двор пребывали в состоянии страха и ужаса, – это восстание «Ника» (532), когда император был готов уехать из столицы. И именно тогда и возникла необходимость напомнить о «молниеносном образе багряного хитона» и жезле правости верной, что, согласно сообщению Прокопия Кесарийского, и сделала царица Феодора . Однако он же сообщает, что еще до ее речи среди советников были разные мнения и одни советовали бежать, другие же – остаться. Возможно, святой Роман был в числе последних. Весьма вероятно, что он принимал участие в литании – общественном молении по поводу восстания и пожара, по крайней мере описание этого моления содержится в его кондаке «На землетрясение и пожар»:

Ведь ужасами содержался город * и плач имел великий,
Бога боящиеся * руки простирали к Нему,
милость от Него испрашивая
и прекращение зол.
С этими же по обычаю молился * и царствующий,
воззрев к Создателю, * а с ним и супруга его.
«Даруй мне, – * вопиял он, – Спасе, * как Давиду Твоему,
победить Голиафа, * ибо на Тебя надеюсь.
Спаси верный народ Твой, * как милостивый,
как дарующий жизнь * вечную.

В гимне явственно видно сочувствие Романа императорской власти и враждебность бунтовщикам, которые сравниваются с Голиафом, называются безумными и т.д. Таким образом, предположение, что святой Роман был сторонником жестких мер по отношению к бунту, не лишено основания.

Существует гипотеза, объясняющая термин κυρ – «господин». Еще Пауль Маас предложил отождествить с Романом Сладкопевцем священника Великой Церкви Романа, носившего титул ἐκκλησιέκδικος (защитник Церкви), который от имени «домашнего собора» 536 года был послан к экс-патриарху Анфиму вместе с епископом Иоанном, епископом Бейрутским Фалассием, епископами Домном и Петром и двумя диаконами. Против этого выдвигались следующие соображения: традиция знает Романа как диакона, а не как священника; большинство акростихов подписано именем TAПЕINOY РОМАNOY – «смиренного Романа», что указывает на невысокий чин. Далее: синаксари указывают на связь Романа с церковью Кириотиссы и Влахернской, но не со Святой Софией. Наконец, Роман был погребен у Кирской церкви, и именно в ней сохранялись его автографы, а не в Патриаршей библиотеке. На эти возражения следует ответить следующее.

1. Мы уже отмечали причины, связывавшие святого Романа с Кирами, – это видение, бывшее ему в церкви Кириотиссы.

2. Историческая память и традиция склонны сохранять более низкую иерархическую степень в надписаниях гимнов. Пример – каноны и стихиры Космы Маиумского, называемые «Космы монаха», хотя, по преданию, он был епископом Маиумским; каноны Андрея Критского, которые подписаны «творение Андрея Иерусалимского» или просто Андрея. Роман прибыл в Константинополь диаконом, и, по-видимому, им и остался в церковной памяти.

3. В условиях господства стациональной литургии и ощущения города как одного большого храма связь с теми или иными церквями и служение в них еще не опровергает той или иной официальной степени.

Тем не менее, для подтверждения гипотезы Мааса необходимы новые находки.

Какова дата смерти Романа? Судя по кондаку «О десяти девах», содержащему сообщения о землетрясениях 551 и 554 годов (см. выше), в 555–556 годах святой Роман был еще жив. С другой стороны, этот кондак надписан «почти последняя ». У святого Романа нет кондака на обновление Святой Софии в 562 года; следовательно, по-видимому, он скончался между 555 и 562 годом. Выводя среднюю дату, историки говорят о 560 годе, цифра эта – условная. Зато мы можем назвать день и месяц его смерти – 1 октября, поскольку это день его памяти. Судя по житию святого Артемия (см. выше), святой Роман почитался как святой уже во времена Ираклия, и его творения пелись на бдении.

Могила святого Романа Сладкопевца бережно сохранялась в течение веков. Еще в начале XIII века ее показывали Антонию Новгородскому, который сообщает, что «в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы погребен Роман Сладкопевец» .

Христианское богослужение невозможно представить себе без церковного пения, возносящего душу в горние выси, глубоко проникающего в сердце и направляющего все помыслы к Божественному Слову. За сотни лет сложился определенный канон каждой церковной службы, в том числе и ее музыкального сопровождения. Некоторые песнопения дошли до нас из глубины веков, сотворенные неизвестными авторами, но имя одного из них хорошо известно каждому верующему – это святой Роман Сладкопевец, икона которого есть во многих храмах и обязательно у тех, кто посвятил себя церковному пению. Уже одно только прозвище свидетельствует о том, как высоко его оценили современники, да и сама история обретения им таланта – настоящее чудо.

История жизни

Родился будущий святой в Сирии в конце 5 века, в молодости принял крещение и, мечтая посвятить свою жизнь служению Господу, стал дьяконом в храме в Бейруте и, наконец, отправился в Константинополь и стал одним из клириков в церкви Богоматери. Роман ничем не выделялся среди прочего клира, однако патриарх Евфимий полюбил юношу за его приверженность вере, добродетельную жизнь, стал выделять его и приблизил к себе.

Это вызвало зависть у некоторых клириков, они издевались над юношей из-за его необразованности, а также полного отсутствия голоса и слуха. Безропотно терпя эти обиды, Роман проявлял истинно христианское всепрощение, но один случай полностью перевернул его жизнь.

Как-то раз в храме шло большое праздничное богослужение, и завистливые клирики решили выставить робкого юношу на всеобщее осмеяние. Они вытолкнули его на амвон, и ему пришлось петь перед собравшейся паствой. Дрожащий голос Романа, его невнятное пение если и не вызвали смех, то произвели неблагоприятное впечатление, сам же он был в отчаянии.

Вернувшись домой, Роман стал страстно молиться перед иконой Божией Матери. А дальше последовало настоящее чудо: Богоматерь сошла к нему с небес, протянула свиток и велела проглотить его. Роман так и поступил. Оказалось, что он получил в дар от Богоматери не только прекрасный голос и слух, но и еще более ценный дар – слагать церковные гимны, для чего требовался талант не только стихосложения, но и музыкальный. Роман сразу же, под впечатлением явления Богородицы, составил Рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» , который стал знаменитым и поныне исполняется в православных храмах в великую праздничную ночь.

На следующий день он принес свое первое произведение в храм и сам пропел его прекрасным звучным голосом. Все были потрясены и его великолепным голосом, и красотой написанного им песнопения, а бывшие завистники и притеснители покаялись в плохом к нему отношении, и мягкосердечный юноша их простил.

Всего Роману принадлежит более тысячи церковных песнопений, среди которых тропари, кондаки и акафисты, которые стали настоящим украшением любого богослужения и производили, да и сегодня производят, огромное впечатление на верующих. Именно поэтому Роман и получил прозвище Сладкопевец.

Окруженный всеобщей любовью, Роман стал преподавать в Константинополе пение и немало сделал, чтобы богослужения приобрели еще большее благолепие. И современники, и ученые, занимавшиеся его творческим наследием, считали, что среди всех других греческих создателей церковных песнопений он выделяется возвышенностью поэтического дарования, глубиной, искренностью чувств и музыкальным талантом.

Скончался Роман Сладкопевец в 556 году, предварительно приняв постриг, и впоследствии был канонизирован церковным Собором. Теперь уже святому Роману Сладкопевцу был создан акафист и написана история его жития.

Описание иконы Романа Сладкопевца

Как правило, икона Романа Сладкопевца изображает благообразного юношу, иногда в облачении дьякона — в стихаре и с орарем (переброшенной через плечо лентой). Его правая рука поднята и совершает крестное знамение, а в левой он держит развернутый свиток с текстом своего самого известного кондака.

Присутствует на иконе и Богоматерь с тем самым свитком в руках, благодаря которому Роман получил свой дивный голос и талант сочинительства.

О чем молятся иконе Романа Сладкопевца и от чего она защищает

Роман Сладкопевец, если выражаться современным языком, был композитором, писавшим церковные произведения, поэтому икона «Святой Роман Сладкопевец» пользуется особым почитанием у всех, кто посвятил свою жизнь музыке и особенно церковному пению. А еще икона с молитвой чудотворцу Роману поможет обрести уверенность в себе и в своих силах, преодолеть козни завистников, как это случилось с самим Романом, а творческим людям развить свой поэтический, музыкальный и исполнительский талант. Обращаться к ней можно и в других трудных обстоятельствах.

Молитва Роману Сладкопевцу

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Романе, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы , но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли Романа. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по гречески "Кондакион"), повелела съесть. Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: "Дева днесь Пресущественнаго раждает". От того свитка ("кондака") и все песнопения преподобного стали называться кондаками . Святой Роман первый написал и икосы песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески "икосах").

За усердное служение был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения.

До самой кончины, последовавшей около года, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.

Тропарь, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак, глас тойже

Божественными добродетельми духа / измлада украсився, Романе премудре, / Церкве Христове пречестное украшение был еси, / пением прекрасным украсив ю, блаженне. / Тем молим тя, подаждь желающим божественнаго дарования твоего, / яко да вопием ти: / радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Библиография

  • Успенский Н. Д., проф. Kондаки святого Романа певца.- "Богословские труды". сб. 4, 1968, с. 191-201.

Использованные материалы

  • Полный Тропарион. Издательство "Троица", 2006. Т. 1, с. 92. Т. 2, с. 540.






2024 © kubanteplo.ru.