Виды теплоотдачи сроки их формирования у детей. Процесс терморегуляции у малышей. Чем плохо переохлаждение и перегрев


Работа систем новорожденных детей еще не стабильна: кишечник только начинает заселяться микрофлорой, глаза учатся видеть, а уши — слышать. Не налажена и терморегуляция грудничков, привыкший находиться в теплой утробе, организм малыша еще не скоро приспособится к новым условиям.

Механизм терморегуляции

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

Тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Ребенок может вспотеть, когда он неправильно одет, но испарения в таком случае у младенцев не происходит, поскольку влага остается под одеждой, а следовательно, охлаждение тела не получается.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды. Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу. В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу. У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.


Уход за новорожденным

Переохлаждение очень вредно для новорожденных детей. Если малыш замерзнет, защита слизистых носа и ротовой полости снизится, а в кишечнике и легких пробудятся присутствующие там микробы. Снижение температуры тела на 2,5 градуса непременно приведет к серьезным нарушениям обмена веществ, которые могут вызвать смерть младенца.

При перегреве также снижаются защитные функции организма новорожденного, а на его коже возникают потнички, аллергии и дерматиты. Отмечается, что из-за недостатка тактильных ощущений у постоянно укутанных детей возникает отставание в развитии.

Вы должны контролировать, комфортно ли малышу в той одежде, что вы на него надели, трогая его шейку или носик. Если они прохладные — значит новорожденный мерзнет, если горячие или влажные — малыша следует раздеть, вытереть насухо и облачить во что-то полегче.

Чтобы следить за тем, не перегревается ли ребенок, вам следует постоянно проверять его с помощью градусника. Температура у новорожденных детей порой может достигать 37,5 градусов, и это вполне нормальные цифры. После эпизода плача шкала градусника может подняться до устрашающих значений, но спустя 5-10 минут температура обычно приходит в норму.

Как определить, что младенец мерзнет?

  • малыш бледнеет;
  • синеет носогубный треугольник;
  • новорожденный беспокоится или, наоборот, слегка заторможен.

Чтобы быстро согреть малыша, прижмите его к себе, создав кожный контакт, — живое тепло вашего тела лучше всего согреет замерзшего грудничка, у которого терморегуляция пока еще не совершенна.

Как определить, что малыш перегревается?

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой . Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Тренируем систему терморегуляции

Со временем терморегуляция придет в норму, и малыш будет справляться с перегревом и переохлаждением с помощью механизмов собственного тела. А пока вам придется внимательно следить за тем, комфортно ли новорожденному, и переодевать его, если это не так.

Чтобы система терморегуляции заработала как можно скорей, вам нужно помогать малышу подстраиваться под изменения температуры окружающей среды .

  • дома можете не надевать на новорожденного чепчик, рукавички и носочки, так его тело будет дышать;
  • тщательно подбирайте и контролируйте, не жарко ли малышу или не замерзает ли он;
  • подбирайте головные уборы по погоде, чтобы головка младенца не потела — ее перегрев негативно скажется на работе нервной системы и развитии малыша;
  • не забывайте о пользе закаливания, если температура в комнате комфортная — раздевайте ребенка и давайте ему полежать некоторое время голышом;
  • прогулки нужно устраивать в любую погоду хотя бы ненадолго, так организм младенца быстрей приспособится к перепадам температур;
  • температура в комнате, где спит и кушает новорожденный, в первый месяц его жизни должна составлять порядка 25 градусов, постепенно она должна понижаться и к полугоду быть около 20 градусов;
  • температура воды для купания должна быть идентичной температуре тела новорожденного малыша, по мере его взросления водичка будет становиться прохладней;
  • дома одевайте грудничка, как и себя — если вы ходите дома с коротким рукавом, не кутайте младенца в теплые вещи;
  • при прогулке в теплое время года складывайте козырек коляски, чтобы воздух внутри нее не застаивался и не перегревался.

Признаки перегрева ребенка

Терморегуляция

Вчера как обычно не могла уснуть полночи, зато нашла чудесную статью о терморегуляции маленьких детей. Мне, как неопытной маме, разъяснились некоторые вопросы, да и свекрови, думаю, надо будет дать почитать)))

Терморегуляция новорожденных

Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир - из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции - ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев.

Чем плохо переохлаждение и перегрев

На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких - активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления - насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда - родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.

А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются - «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше - влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.

Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей - дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями - они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям

Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается - оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.

Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания

При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время - это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник - напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена - стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.

При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения - из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. При первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.

Но как же на улице определить - не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки - это не признак замерзания. На самом деле все просто - положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий - вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный - наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки - кожа тела должна дышать, а руки и ноги - активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает - прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми - но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек - они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела - перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно - ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями - так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.

Механизмы патогенеза нарушений терморегуляции новорожденных и детей первого года жизни. Особенности терморегуляции у детей.

Юлиш Е.И.,

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Резюме: В работе представлены механизмы патогенеза нарушений терморегуляции новорожденных и детей первого года жизни.

Ключевые слова: терморегуляция, дети раннего возраста

Врач всегда должен назначить какое-либо лекарство - сегодня данный стереотип достаточно четко сформирован у населения. И практические врачи успешно поддерживают его, сводя все взаимоотношения с пациентом к щедрой выписке разнообразных лекарственных средств. Такой подход приводит к тому, что население, и дети в том числе, потребляет огромное количество лекарственных препаратов. Все это, наряду с агрессивностью рекламы, информационной «вседозволенностью» и доступностью самих лекарственных препаратов, вносит существенную, если не определяющую лепту в нерациональную терапию заболеваний. Последствиями подобной терапии являются не только значительные финансово-экономические потери (до 30–50 %), но и очевидное негативное влияние на здоровье населения, ухудшение которого нередко декларируется в разных кругах общества. При этом нужно признать, что целенаправленные исследования данного вопроса единичны, а проблема в целом остается вне зоны пристального внимания как организаторов здравоохранения, так и ученых-медиков.

Повышение температуры тела является самой частой причиной и симптомом заболеваний, с которыми обращаются родители с детьми к педиатру. Причины и величина подъема температуры тела у детей, динамика и механизмы развития темпераурных реакций чрезвычайно разнообразны, что предполагает выработку различной тактики ее коррекции. Большинство практических врачей воспринимают повышение температуры у ребенка как симптом, требующий немедленного устранения, особенно если речь идет о детях раннего возраста, хотя только выяснение причинной обусловленности подъема температуры создает объективную основу для определения адекватных и эффективных методов коррекции этого симптома и лечения самого заболевания. Так, по данным анкетирования, в 40 % случаев врачи назначают жаропонижающие средства, хотя у ребенка температура не превышает 37,8 °С . Наиболее популярными антипиретиками являются парацетамол, ибупрофен, нимесулид, вибуркол (свечи), а в 5 % - метамизол натрия (!). Вместе с тем повышение температуры - это необходимая реакция организма, способствующая формированию сложнейшего процесса его защиты при вирусной инфекции, а агрессивное и нерациональное применение жаропонижающих средств, безусловно влияя на клинические проявления заболевания, может существенно затруднить диагностику и выбор своевременной терапии, что особенно значимо для детей раннего возраста .

Прежде чем принять решение о тактике по отношению к повышенной температуре, следует попытаться ответить на ряд вопросов, позволяющих определить целесообразность, необходимость и метод терапевтических вмешательств, их безопасность и возможные последствия применения тех или иных способов лечения: какую величину температуры тела ребенка считать нормальной и как оценить степень ее повышения; каковы причина и механизм повышения температуры тела у ребенка; является повышение температуры тела гипертермией или проявлением лихорадки .

Одним из важнейших условий правильного ответа на эти вопросы является знание особенностей терморегуляции у детей. Известно, что в растущем организме обменные процессы протекают с высокой интенсивностью и постоянно. При этом различные формы получаемой и затрачиваемой метаболической энергии превращаются в тепло. Существенный вклад в образование тепла в детском организме (теплопродукция - ТП) вносят характерные для детей высокие уровни метаболизма и двигательной активности. Накопление тепла в организме способствует повышению температуры тела. Однако в соответствии с физическими законами теплоотдачи, если температура любого тела, в том числе тела человека, становится выше температуры среды его существования, тепло с поверхности тела начинает рассеиваться в эту среду (теплоотдача - ТО), что способствует понижению температуры тела. Очевидно, что постоянной для данного тела температура будет при равенстве величин ТП и ТО. Именно поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма и/или температуры среды существования является одной из важнейших функций системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин ТП и ТО могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных гипоталамических центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная - 37 °С и называется установочной точкой терморегуляции (set point). Таким образом, формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является важнейшей функцией системы терморегуляции. Если эта функция выполняется успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи - поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела на относительно постоянном уровне. Эта температура поддерживается при минимальном напряжении ме-ханизмов терморегуляции в условиях небольшого колебания температуры внешней воздушной среды или в пределах так называемой термонейтральной, или термоиндифферентной, зоны: для обнаженного взрослого человека - в диапазоне 28–30 °С, для новорожденного - 32–34 °С, для легко одетых детей в возрасте 1 мес. - 22–25 °С, 6 мес. - 19–23 °С, 1 года - 17–20 °С.

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. ТП ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды (факультативный термогенез). Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую ТП организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в печени, почках, мозге, работающих мышцах (при тоническом напряжении и сокращении - сократительный термогенез).

Необходимое для поддержания температуры тела количество тепла продуцируется у доношенного ребенка сразу после рождения. ТП у новорожденного составляет около 1,5 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. Повышение теплопродукции после рождения обеспечивается активацией окисления в митохондриях жировых клеток свободных жирных кислот, уровень которых возрастает при повышении тонуса симпатической нервной системы, стимуляции катехоламинами адренорецепторов и активации протеинкиназы А, повышающей активность фермента липазы бурой жировой ткани. Более мощное и длительное повышение теплопродукции достигается действием гормонов щитовидной железы на митохондриальные процессы окисления в жировых клетках. При этом усиление ТП достигается ускорением базисных метаболических процессов (основного обмена) и активацией механизмов факультативного термогенеза, обеспечивающих усиление теплообразования в условиях понижения температуры среды. От уровня тиреоидных гормонов зависят как интенсивность базисного метаболизма в организме, так и термогенная функция бурой жировой ткани. Окисление жирных кислот бурой жировой ткани, масса которой у доношенного новорожденного составляет около 2 % от массы тела (25–35 г), осуществляется без значимого синтеза макроэргов и с максимально возможным образованием первичной теплоты. Белая жировая ткань новорожденного также способна к прямому теплообразованию, но в гораздо меньшей степени. С помощью механизма несократительного термогенеза уровень теплопродукции может быть увеличен в несколько раз по сравнению с уровнем основного обмена. Вместе с тем даже у доношенных детей запасы теплообразующей жировой ткани, в том числе и бурой, быстро уменьшаются, достигая минимума к 3–4-й неделе после рождения. Чем выше сывороточный уровень Т4 и Т3, тем выше уровень экспрессии генов в ядрах адипоцитов бурой жировой ткани, ответственных за синтез белка термогенина, разобщающего процессы дыхания и фосфорилирования, снижающего синтез АТФ в митохондриях и увеличивающего теплообразование. Т3 влияет на термогенез в бурой жировой ткани посредством модуляции активности фермента дейодиназы Д2,от которого зависит скорость образования из Т4 других активных форм тиреоидных гормонов и их метаболического расщепления в тканях. Максимальная стимуляция экспрессии генов термогенина достигается одновременным действием тиреоидных гормонов и катехоламинов. К моменту рождения это действие достигает своей наибольшей выраженности и обеспечивает условия для максимальной термогенной активности бурой жировой ткани в раннем постнатальном периоде.

При значительной степени недоношенности, когда у новорожденных имеется различной степени выраженности гипотиреоз, а масса бурой жировой ткани составляет менее 1 % от массы тела, теплопродукция снижена. Это может способствовать развитию гипотермии, если не созданы условия для ограничения теплопотерь.

Сократительный термогенез также является важным механизмом повышения ТП у новорожденного, у которого уже с первых часов жизни наблюдается повышение мышечного тонуса и двигательной активности, резко возрастающих при холодовом воздействии на кожу. Роль сократительного термогенеза в повышении теплопродукции возрастает по мере увеличения возраста ребенка и уменьшения массы бурой жировой ткани. Этому способствуют увеличение у детей мышечной массы, развитие механизмов терморегуляционного тонуса мышц и холодовой дрожи. Вклад в ТП сократительного термогенеза может изменяться при ряде неврологических и мышечных заболеваний, а также при развитии гипоксии, вызванной заболеваниями органов кровообращения и дыхания.

Теплопродукция в расчете на 1 кг массы тела возрастает за первый год жизни до 2,4 ккал за 1 ч. У детей старше 2 лет теплопродукция на единицу массы тела в покое постепенно снижается, но одновременно уменьшается относительная площадь поверхности тела, и к 15–17 годам показатели теплообмена и развитие механизмов терморегуляции приближаются к показателям, характерным для взрослых, когда ТП и ТО становятся сбалансированными и составляют около 1 ккал за 1 ч.

Как говорилось ранее, огромную роль в теплообмене играет теплоотдача. Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. ТО первыми тремя способами может осуществляться только при условии, если температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. ТО за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. ТО путем испарения прекращается при 100% насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, тем самым - на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину ТО. Такими реакциями являются сосудистые реакции - сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления ТО за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения ТП путем сократительного и несократиельного термогенеза.

Излучение является способом отдачи тепла поверхностью тела в окружающую среду в виде электромагнитных волн инфракрасного диапазона. Количество тепла, рассеиваемого излучением в окружающую среду, пропорционально площади поверхности кожи тех частей тела, которые соприкасаются с воздухом. При температуре воздуха 30–34 °С и относительной влажности воздуха 40–60 % поверхность тела обнаженного ребенка 1-го месяца жизни рассеивает путем излучения около 40 % всего от-даваемого тепла. ТО излучением увеличивается при понижении температуры окружающей среды и/или повышении температуры кожи и уменьшается при повышении температуры внешней среды и/или снижении температуры кожи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой, у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную ТО. Это в два раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции ТО отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7–8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес. - 1 году) созревают механизмы регуляции ТО через реакции поверхностных сосудов, о характере которых можно судить при комнатной температуре по изменению разности температуры на груди и конечностях у обнаженного ребенка.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и т.п.), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность ТО при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела. Сухой воздух, жировая ткань являются теплоизоляторами, а влажная одежда, влажный, насыщенный водяными парами воздух и вода, напротив, характеризуются высокой теплопроводностью.

Высокие скорости рассеяния тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30–34 °С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности ТО у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей. У детей через тонкий слой эпидермиса кожи пропотевает и постоянно испаряется с поверхности кожи (неощущаемая перспирация) существенное количество влаги. Общее количество тепла, рассеиваемого обнаженным телом ребенка за счет испарения воды, составляет в обычных условиях около 24 %. Когда внешняя температура превышает среднее значение температуры кожи, организм не может отдавать во внешнюю среду тепло излучением, конвекцией и теплопроведением. В этих условиях организм начинает поглощать тепло извне, и единственным способом предотвращения его перегревания становится увеличение рассеяния тепла посредством потоотделения и испарения влаги с поверхности тела. Потоотделение начинается у новорожденных при повышении ректальной температуры до 37,2 °С (порог потоотделения) и достигает наибольшей интенсивности через 35–40 мин. У новорожденных плотность потовых желез выше, чем у взрослых, но их функциональные возможности ниже. Потовые же-лезы ребенка могут продуцировать до 57 мл пота на 1 кг массы тела за сутки, а взрослого - до 500 мл. С возрастом понижается температурный порог потоотделения и увеличивается функциональная активность потовых желез.

Испарение влаги возможно до тех пор, пока влажность воздуха окружающей среды остается меньше 100 %. При интенсивном потоотделении, высокой влажности и малой скорости движения воздуха, когда капельки пота, не успевая испариться, сливаются и стекают с поверхности тела, теплоотдача путем испарения становится менее эффективной и может наступить перегревание организма.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устаналивается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции. Наиболее вероятно, что к определению величины регулируемой температуры прямое отношение имеет преоптическая область, нейроны которой чувствительны к небольшому изменению локальной температуры, контролируют и регулируют все виды терморегуляторных реакций, возникающих при отклонении температуры от заданной. Если локальная температура преоптической области отклонится выше установленного для регуляции уровня, например, при повышении двигательной активности ребенка, то в организме будут инициированы терморегуляторные реакции, увеличивающие теплоотдачу, способствующие понижению температуры тела и возврату локальной температуры преоптической области к установленному для регуляции значению (около 37 °С). Если локальная температура преоптической области понизится ниже установленного значения, например, при охлаждении во время купания, то будут инициированы терморегуляторные реакции, уменьшающие теплопотери, а в необходимых случаях увеличивающие теплопродукцию и способствующие повышению температуры тела и возврату температуры преоптической области до заданного уровня. В преоптической области гипоталамуса содержатся (около 30 % от общего числа) теплочувствительные нейроны, которые получают афферентные сигналы через синаптические входы от тепловых рецепторов кожи и других тканей, и теплонечувствительные нейроны (около 60 %), получающие афферентные сигналы от холодовых рецепторов.

Как у доношенных, так и у недоношенных детей кожные рецепторы развиты хорошо. Наиболее чувствительной зоной терморецепции является кожа лица. Поскольку нейроны преоптической области чувствительны и к изменению локальной температуры, и к поступающим от терморецепторов сигналам о характере изменения температуры на периферии, то они интегрируют оба эти вида информации и, в зависимости от полученного значения интегральной температуры тела, посылают тот или иной сигнал эффекторным нейронам, запускающим терморегуляторные реакции.

Так, теплочувствительные нейроны в условиях термоиндифферентной температуры внешней среды и незначительного (> 0,011°С) повышения локальной температуры преоптической области выше 37°С активируют через возбуждающие синапсы эффекторные нейроны, располагающиеся в заднем гипоталамусе и запускающие терморегуляторные реакции теплоотдачи. В то же время теплочувствительные нейроны могут через тормозные синапсы ингибировать активность эффекторных нейронов, контролирующих уровень теплопродукции в организме. При действии холода афферентный приток от холодовых рецепторов поступает к термонечувствительным нейронам, которые после их активации могут оказывать возбуждающее воздействие на эффекторные нейроны, запускающие реакции усиления теплопродукции, и одновременно могут ингибировать активность эффекторных нейронов, контролирующих уровень теплоотдачи, уменьшая при этом теплорассеяние.

О созревании центральных гипоталамических механизмов терморегуляции у детей можно судить по установлению правильного суточного ритма температуры тела, что происходит к 1,5–2-месячному возрасту. Гипоксия, внутричерепная травма, инфекции, поражающие центральную нервную систему (ЦНС), как и ее аномалии, могут быть причиной нарушений функции центрального аппарата терморегуляции.

Большая группа веществ эндогенного происхождения (интерлейкины (ИЛ) - ИЛ-lp, ИЛ-la, ИЛ-6; фактор некроза опухолей, интерферон) или бактериального происхождения (липополисахариды) способны повышать set point и вызывать повышение температуры тела. Эти вещества названы эндо- и экзопирогенами соответственно. Эндопирогены продуцируются лейкоцитами крови, тканевыми макрофагами, купферовскими клетками печени в ответ на появление в организме эндотоксинов, бактериальных пирогенов и других стимулирующих факторов. Эндопирогены сами по себе, а также стимулируя образование активных метаболитов арахидоновой кислоты - простагландинов групп Е и F, вместе с последними проникают через гемато-энцефалический барьер и оказывают ингибирующее влияние на возбудимость теплочувствительных нейронов преоптической области и переднего гипоталамуса. При этом понижается частота импульсной активности теплочувствительных нейронов и равенство тормозных и возбуждающих потоков на эфферентных нейронах достигается при более высокой температуре - величина set point возрастает.

Формирование нового, более высокого уровня регулируемой температуры тела инициирует цепочку процессов, лежащих в основе развития одного из главных проявлений лихорадки - повышения температуры тела. Это повышение температуры стимулируется центром терморегуляции до тех пор, пока уровни текущей и заданной для регуляции температуры не выравняются. После формирования более высокого значения set point нормальная температура тела начинает восприниматься как более низкая по сравнению с заданной и, как следствие, включаются механизмы ускоренной теплопродукции (повышение терморегуляционного тонуса мышц, мышечная дрожь) и механизмы, позволяющие снизить интенсивность теплоотдачи (сужение сосудов кожи, принятие позы, уменьшающей площадь поверхности тела). В это время человек ощущает озноб, хотя температура тела не уменьшается, а повышается и вскоре достигает значения новой set point. С этого момента центр терморегуляции вновь уравновешивает величины ТП и ТО, дрожь исчезает, расширяются поверхностные сосуды, повышается температура кожи, ощущается прилив тепла и исчезает озноб. Продолжают нормально функционировать механизмы терморегуляции, но температура тела регулируется на более высоком уровне.

При успешном медикаментозном купировании лихорадочного состояния, которое достигается при снижении величины set point, текущая более высокая температура может быть снижена с помощью интенсификации теплоотдачи. Обычно это достигается включением механизмов стимуляции потоотделения, которое продолжается в процессе снижения температуры тела до момента, пока она не станет равной новой величине set point.

Гипертермии различного генеза, в отличие от лихорадочного состояния, не являются следствием повышения уровня set point. Гипертермия развивается тогда, когда интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать продуцируемое тепло в окружающую среду, в частности, в условиях действия на организм высокой внешней температуры и высокой влажности. Повышение температуры тела при гипертермиях нелихорадочного генеза осуществляется вопреки усилиям цен-тральных и периферических механизмов терморегуляции удержать нормальную температуру тела.

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции. Тепло, которое образуется организмом плода, передается через плаценту крови матери, и температура крови, оттекающей от плода к плаценте, на 0,3–0,5°С выше, чем крови, текущей к плоду. Величина ТП плода перед родами составляет около 10–15 % от величины ТП матери.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7–38,2°С, что на 0,1–0,6 °С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, в асфиксии или травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток. Снижение температуры до 35°С и более, ее позднее возвращение к нормальному уровню и значительные последующие колебания температуры тела обычно указывают на недостаточность механизмов терморегуляции.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5–2°С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12–24 ч достигает 36– 37°С. Аксиллярная температура при рождении составляет около 37,2 °С, через 2–3 ч падает до 35,7°С, к 4–5-му часу постепенно повышается до 36,5°С, а к 5-му дню жизни - до 37°С. Обычно в первые дни жизни у здорового новорожденного отмечается неустойчивость температуры, ее быстрые изменения при пеленании, после кормления. В течение последующих дней температура тела у новорожденных остается неустойчивой, постепенно (к 1,5–3 мес.) устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста. В течение длительного времени температура тела у детей обычно на 0,3–0,4°С выше, чем у взрослых, и лишь постепенно устанавливается на уровне взрослых. Снижение температуры в первые часы после рождения называется транзиторной гипо-термией новорожденных. Она обусловлена действием более низкой, чем в утробе матери, температуры внешней среды и незрелостью механизмов терморегуляции. У детей, родившихся физиологически незрелыми и/или недоношенными, а также у больных наблюдается более выраженная гипотермия, сохраняющаяся в течение нескольких суток.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3–0,5 °С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок наблюдается временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1°С и более. При этом у детей имеет место скорее локальное, а не общее повышение температуры тела. Более высокая ректальная температура объясняется обильным кровотоком в этой области, близостью расположения продуцирующих тепло больших мышечных масс, продукцией тепла бактериальной микрофлорой.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума. Циркадный ритм отсутствует у новорожденных и детей раннего возраста и устанавливается после второго года жизни. У детей он более выражен, чем у взрослых. Наиболее низкая температура тела отмечается около 3 ч ночи, а самая высокая - с 17 до 18 ч. Разница между высшей и низшей точками температурного цикла у детей больше, чем у взрослых. Эта разница у детей может достигать 1 °С. Суточные колебания температуры более значительны у девочек, чем у мальчиков. Размах колебаний температуры в течение суток при стабильной температуре окружающей среды в первые дни жизни составляет около 0,3°С, к 2–3 мес. увеличивается до 0,6°С и к 3–5 годам - до 1°С. Величина колебаний температуры тела зависит не только от возраста, но и от температуры окружающей среды, двигательной активности, эмоционального состояния ребенка, качества и количества принимаемой пищи, функционального состояния эндокринной системы, а также других факторов, влияющих на основной обмен, двигательную активность, сосудистый тонус. Клиническое значение циркадного ритма многогранно. Знание нормальных суточных изменений температуры помогает врачу избежать неправильной трактовки причин умеренного физиологического повышения вечерней температуры и восприятия ее как проявления гипертермии или лихорадки. Это же касается имеющих место рассуждений о субнормальной температуре в ранние утренние часы.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5–2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позже, чем у доношенных. Сохранение нормального циркадного ритма температуры у детей с заболеваниями головного мозга может свидетельствовать о том, что центральные механизмы терморегуляции у них не повреждены.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения - термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов ТП. Если для здоровых обнаженных новорожденных, родившихся в срок, границы термонейтральной зоны составляют 32–35°С, то для глубоко недоношенного ребенка - 35–36°С. Для запеленатых новорожденных температурные границы этой зоны смещаются к 23–26°С и 30–33°С соответственно. К месячному возрасту температурные показатели термонейтральной зоны смещаются вниз на 1,5–2°С, а ширина их диапазона увеличивается на 0,3–0,5°С.

У небольшой части новорожденных (0,3–0,5 %) на 3–5-й день жизни наблюдается подъем температуры тела до 38–39 °С, сохраняющийся от нескольких часов до одного дня. Это состояние, названное транзиторной гипертермией, вероятно обусловлено некоторым обезвоживанием организма новорожденного и реакцией на заселение кишечника микроорганизмами.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела менее 36–36,1°С. Уменьшение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена и наблюдается, как правило, при гипотрофии, тяжелой сердечной и сосудистой недостаточности, недостаточности функции пече-ни, почек, понижении функции щитовидной железы, надпочечников, при гипогликемии и других тяжелых заболеваниях.

Изменение температуры тела у детей может быть вызвано различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпен-сированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) или снижению (экзогенная гипотермия) температуры тела, что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода. Максимальное повышение теплопродукции у новорожденных не превышает удвоенной величины основного обмена (у взрослого человека теплопродукция при охлаждении может увеличиваться на короткое время в 3–4 раза).

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргининвазопрессина, снижающего температуру тела. Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Реакции терморегуляции у недоношенных детей еще более несовершенны, поэтому этих детей помещают в кювезы, в которых в зависимости от срока недоношенности и массы тела ребенка автоматически поддерживается определенная температура. У недоношенного ребенка с массой 1300 г на 1 кг массы тела приходится около 0,09 м 2 его поверхности, что в 3,75 раза больше, чем у взрослых, и в 1,4 раза больше, чем у доношенных новорожденных. Более низкая (примерно в 2 раза) теплопродукция у недоношенных детей, истонченная кожа, слабо развитая подкожная жировая клетчатка, не обеспечивающие нормальную термоизоляцию организма, являются причиной того, что термонейтральная зона этих детей находится на уровне 35–36 °С. Даже небольшое превышение во внешней среде этой температуры ведет к перегреванию ребенка, а понижение - к переохлаждению. У недоношенных детей, родившихся до 7-го месяца внутриутробного развития, потоотделения нет, а у новорожденных с меньшей степенью недоношенности (масса тела 1,8–2,2 кг) потоотделение наблюдается сразу же после рождения, но его функциональные возможности невелики.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20–22 °С; разницу между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях.

Новорожденный ребенок по уровню развития терморегуляции считается гомойотермным, однако диапазон колебаний внешних температур, в пределах которого поддерживается относительное постоянство температуры тела, является более узким, чем у детей старшего возраста. У недоношенных новорожденных он еще более сужен.

Термометрия является обязательным компонентом исследования больного. Температуру тела чаще всего измеряют в подмышечной впадине с соблюдением принятых правил (кожа должна быть сухой, рука прижата, экспозиция 5–10 мин), реже - в прямой кишке или ротовой полости. Последний метод редко применяется в наших лечебно-профилактических учреждениях, хотя он весьма широко распространен за рубежом. С учетом суточного ритма температуру измеряют в утренние (7–8 ч - фаза минимума) и предвечерние часы (18–19 ч - фаза максимума). Суточные колебания температуры у здоровых людей обычно не превышают 0,6°С (36,2–36,8°С). При необходимости, в частности, в диагностике септических состояний, назначается дробная термометрия с измерением температуры каждые 3 ч (ночью больных будить не следует) в целях выявления дополнительных температурных пиков. В диагностике невротических состояний оцениваются также наличие и степень выраженности температурных асимметрий по данным одновременных замеров в левой и правой подмышечных впадинах.

В норме при отклонении средней температуры тела на небольшую величину от установочной имеющиеся различия легко компенсируются за счет изменения интенсивности отдачи тепла без существенного изменения теплопродукции, что достигается посредством симпатических влияний на просвет сосудов поверхности тела и, как результат, большего или меньшего переноса кровью тепла из «ядра» тела к «оболочке» и его рассеяния физическими механизмами. Если, несмотря на увеличение теплоотдачи, уровень интегральной температуры тела превышает величину установочной температуры, происходит резкое усиление потоотделения. Испарение влаги с поверхности тела и поведенческие реакции приобретают в усилении теплоотдачи ведущее значение.

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, при 100% влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозмоным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар.

Установлено, что у взрослых механизм подъема температуры при лихорадке предусматривает в основном ограничение теплоотдачи. У грудных детей наиболее значительную роль играет усиление недрожательного термогенеза в буром жире (расположен в комочках Биша, межлопаточной области, в средостении, вдоль аорты и крупных сосудов, вдоль позвоночника и симпатического ствола, в брюшной полости, за грудиной, вокруг почек и надпочечников; быстро истощается к окончанию неонатального периода) и других органах под катехоламиновым воздействием. Подогрев области спинального осциллятора теплой кровью, оттекающей от соседней бурой жировой клетчатки, предупреждает дрожь. Лихорадка для ребенка - более энергоемкий процесс, чем для взрослого, поэтому маленькие дети при лихорадке быстро худеют. Интенсивный липолиз повышает риск кетоацидоза и усугубляет клинические проявления лихорадки.

В развитии лихорадочных состояний выделяют следующие периоды:

Statum incrementi (первая стадия лихорадки) - при типичном течении и средней тяжести длится не более 3– 4 ч от запуска метаболических процессов;

Statum fastigii (стадия стояния температуры, акматическая фаза) - означает, что новая установочная точка достигнута. На высоте этой стадии терморегуляция осуществляется по механизмам, аналогичным норме. Теплопродукция и теплоотдача уравновешены, больному ни жарко, ни холодно; кожные сосуды расширены, температура кожи увеличилась, озноб и дрожь исчезли; дыхание учащено; диурез снижен. По высоте температуры во время этой фазы различают лихорадку субфебрильную (до 38 °С), слабую (до 38,5 °С), умеренную (до 39 °С), высокую (до 41 °С), гиперпиретическую (выше 41 °С). Длительность акматической фазы может варьировать от нескольких часов до нескольких недель; - Statum decrementi (стадия угасания, падения температуры) - наступает при исчерпании экзогенных пирогенов, прекращении продукции эндогенных и под действием естественных или ятрогенных антипиретиков. В эту стадию резко усиливается теплоотдача, так как установочная точка смещается вниз, а кожная температура и температура крови воспринимаются гипоталамусом как повышенные. Стимулируются интенсивное потоотделение, перспирация и диурез. Снижение температуры может быть постепенным, литическим (в течение нескольких суток) и быстрым, критическим (за 1–2 ч), при этом резкое расширение кожных кровеносных сосудов может осложниться коллапсом. Однако в настоящее время классический цикл из 3 фаз характерен для нелеченной лихорадки и наблюдается редко.

Вопросы о пользе и вреде лихорадки и соответственно объеме необходимой антипиретической терапии решаются в каждом конкретном случае индивидуально с учетом конституциональных особенностей ребенка, преморбидного фона и характера основного заболевания. Важно учитывать, что снижение температуры не является простым следствием исчерпания ресурса пирогенов, а имеет характер активной реакции, управляемой естественными антипиретиками. К ним могут быть отнесены некоторые гормоны, например аргининвазопрессин, адренокортикотропин, a –меланоцитстимулирующий гормон, кортиколиберин и глюкокортикоиды. Многие аспекты ответа острой фазы ингибируются соматостатином и эндогенными агонистами опиоидных и барбитуровых рецепторов (эндорфины, энкефалины).

При лихорадочных состояниях идеальным следует считать подбор средств, которые, максимально уменьшая неблагоприятные симптомы лихорадки или гипертермии, не нарушают течение физиологических процессов. Кроме того, необходимо напомнить, что основным критерием выбора жаропонижающих средств у детей являются безопасность и эффективность. Исходя из этого положения, в настоящее время только ибупрофен и парацетамол полностью отвечают критериям безопасности и эффективности и официально рекомендуются Всемирной организацией здравоохранения для использования в педиатрической практике в качестве жаропонижающих средств. Они разрешены в Украине для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях.

Препарат парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, так как реализует свой механизм действия (ингибирует синтез простагландинов, блокируя циклооксигеназу) преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен (форма для детей раннего возраста - Нурофен для детей) имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмом.

Нурофен для детей обладает выраженным жаропонижающим, анальгезирующим и противовоспалительным действием. По материалам работ E. Autret и соавт. , жаропонижающий эффект ибупрофена в дозе 7,5 мг/кг выше, чем у парацетамола в дозе 10 мг/кг. Это проявлялось большим снижением температуры через 4 ч и у большего числа детей. Такие же данные были получены в двойном слепом исследовании в параллельных группах при повторном приеме Нурофена для детей 7 и 10 мг/кг и парацетамола 10 мг/кг у детей от 5 мес. до 13 лет .

Практически у всех детей с лихорадкой разовый прием Нурофена для детей приводит к снижению температуры тела на 1–1,5 °С, исчезновению болевых ощущений. У больных детей из группы риска, когда препарат назначался при температуре тела менее 39,0 °С, жаропонижающий эффект от действия Нурофена для детей развивается через 30 мин после его приема. В течение 1,5 ч регистрировалось приблизительно равномерное снижение температуры тела, составляющее в целом 3,9 % от исходной повышенной температуры тела. Отмечено, что за 90 мин у всех детей данной группы после использования Нурофена для детей температура тела снижается до 37,0–37,2 °С.

При исходной температуре тела у детей выше 39,0 °С после приема Нурофена для детей наблюдается более интенсивное, однако не столь равномерное снижение лихорадки. Так, через 30 мин после приема препарата понижение температуры тела на 1–1,5 °С отмечается у 58,3 % детей, через 60 мин - у 86,1 %, через 90 мин - у 94,4 %.

Нурофен для детей блокирует активность фермента циклооксигеназы как в ЦНС, так и в очаге воспаления (периферический механизм), что и обусловливает не только антипиретический, но и противовоспалительный эффект. В результате уменьшается фагоцитарная продукция медиаторов острой фазы, в том числе и ИЛ-1 (эндогенного пирогена). Снижение концентрации ИЛ-1 также способствует нормализации температуры. Нурофен для детей проявляет двойное болеутоляющее действие - периферическое и центральное. Болеутоляющее действие проявляется уже в дозе 5 мг/кг и более выражено, чем у парацетамола. Это позволяет эффективно использовать Нурофен для детей при слабой и умеренной боли в горле, боли при тонзиллитах, острых средних отитах, зубной боли, боли при прорезывании зубов у младенцев, а также для купирования поствакцинальных реакций .

В 1 мл суспензии Нурофен для детей содержится 20 мг ибупрофена. Нурофен для детей применяют c 3 месяцев жизни, 5 мл препарата содержат 100 мг ибупрофена. Разовая доза составляет 5–10 мг/кг массы тела ребенка 3–4 раза в сутки. Максимальная суточная доза не должна превышать 30 мг на кг массы тела ребенка в сутки.

Положительной стороной использования Нурофена для детей является довольно стойкий жаропонижающий эффект. В большинстве наблюдений после купирования гипертермии субфебрилитет, или температура тела в пределах 37–37,8 °С держится на протяжении 2–3 ч. Повторный подъем температуры тела являлся основанием для дальнейшего использования препарата. Нурофен для детей в виде суспензии хорошо переносится, безопасен и обладает приятным вкусом. Следует отметить, что при его кратковременном применении риск развития нежелательных эффектов довольно низок .

Таким образом, суспензия Нурофен для детей весьма эффективна для купирования лихорадки у детей первого года жизни. Препарат обладает хорошим жаропонижающим действием, переносим и безопасен. Стойкий и длительный эффект препарата Нурофен для детей позволяет признать его высокоэффективным средством лечения простудных заболеваний, сопровождающихся гипертермическим синдромом. В последние годы Нурофен для детей рекомендован детям в качестве одного из основных жаропонижающих средств .

Литература

1. Костенко А.Ю., Генералова Г.А., Алимова Е.Ю., Ключников С.О. Лихорадка и гипер-термия у детей / Под редакцией В.Ф. Демина, С.О. Ключникова, Г.А. Самсы-гиной. - РГМУ, 2002. - Т. 2. - С. 367-382.

2. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Острая лихорадка у детей // РМЖ. - 2005. – Т. 13, № 17. - С. 1165-1170.

3. Таточенко В.К. Ребенок с лихорадкой // Ле-чащий врач. - 2005. - № 1. - С. 16-20.

4. Юлиш Е.И. Патогенетические аспекты лихо-радки у детей, показания и методы ее купи-рования // Здоровье ребенка. - 2009. - № 4. - С. 26-30.

5. Autret E. et al. Evaluation of ibuprofen versus aspirin and paracetamol on efficacy and comfort in children with fever // Eur. J. Clin. - 1997. - 51. - 367-371.

6. Sidler J. et al. A double-blind comparison of ibuprofen and paracetamol in juvenile pyrexia //

Br. J. Clin. Pract. - 1990. - 44(Suppl. 70). - 22-25.

7. Лебедева Р.Н., Никода В.В. Фармакотерапия острой боли. - М.: АИР-АРТ, 1998. - С. 184.

8. Bertin L., Pons G. et al. Randomized, double-blind, multicenler, controlled trial of ibuprofen versus acetaminophen (paracetamol) and placebo for treatment of symptoms of tonsillitis and pharyngitis in children // J. Pediatr. - 1991. - 119(5). - 811-4.

9. Таточенко В.К. О безопасном применении жаропонижающих средств у детей // Детский доктор. - 1999. - № 2. - С. 36-37.

10. Ветров В.П., Длин В.В., Османов И.М. и др. Рациональное применение антипиретиков у детей. - М.: Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, 2000. - 22 с.

11. Запруднов А.М., Григорьев К.И., Мазанкова Л.Н., Харитонова Л.А. Эффективность и безопасность применения препарата Нуро-фен для детей // Детский доктор. - 2001. - № 2. - С. 23-25.

Было бы весьма самонадеянным утверждать, будто младенец представляет собою обыкновенную уменьшенную копию взрослого человека, - это не так, причем не только в силу отсутствия у подобных крох умения ходить, говорить и т.п. Многие реакции организма у них значительно отличаются от того, что происходит у зрелых людей, - в силу несовершенства механизмов, влияющих на них; яркий тому пример - своеобразная терморегуляция у новорожденных.

Терморегуляция новорожденных сходна с аналогичным механизмом у остальных людей тем, что управляется особой структурой - гипоталамусом, расположившимся фактически в центре головного мозга. Этот орган получает должную информацию о температуре тела посредством нервных окончаний, а далее отдает нужным системам организма команды задействовать то или иное средство для повышения/понижения температурных значений. Однако в случае с младенцами данная система еще только проходит становление, и ее реакция не столь хорошо отработана, как у здоровых взрослых, к тому же, теплообмен с окружающей средой у первых осуществляется несколько иначе, нежели у последних.

Фактически любой специалист-медик наверняка скажет, что основными механизмами подобного теплообмена служат теплоотдача и теплопродукция, и, в частности, последняя у едва появившихся на свет крох разительно отличается от аналогичного процесса у зрелых людей. Она становится возможной за счет расщепления так называемого бурого жира, которые имеются только в детском организме (у взрослых наличествует иной тип липидных тканей - белые, образующие жировые прослойки и самостоятельно никоим образом не распадающиеся). Подобных клеток у доношенных младенцев в среднем порядка 3-8 процентов от общей массы (у недоношенных их бывает и меньше), и их распад для создания тепла активно стимулируется гормонами щитовидной железы. Уникальность такого процесса заключается в том, что он происходит при минимально возможных затратах энергии самим организмом (что чрезвычайно важно для новорожденного, ведь ему есть, на что еще тратить силы) и максимальной продуктивности.

Бурые жировые клетки начинают образовываться у еще не родившихся крох примерно на 26-й неделе гестационного срока и располагаются обычно между лопатками, около шеи и вокруг ряда внутренних органов, а единственная функция таких клеток - предохранение от переохлаждения.

По большому счету, по-настоящему теплообменные процессы у детворы достигают "взрослого" уровня лишь к младшему школьному возрасту, когда активную роль в них начинает играть нарастающая мышечная масса. В первые же годы существования на земле у ребят преобладает химическая терморегуляция; у новорожденных, в частности, весьма высок уровень метаболизма, из-за чего их тела подвержены быстрому перегреву, да и внутренняя температура тела у них и даже у младших дошкольников довольно высока. Необычайно интересен способ реакции младенческого организма на излишнее охлаждение: кроха начинает совершать хаотичные быстрые движения, цель которых - обеспечить ему возможность согреться.

Впрочем, ввиду ряда особенностей терморегуляции новорожденных, в условиях достаточного ухода за ними вероятность перегреться у них в разы выше, нежели риск переохлаждения, ввиду несовершенства другого механизма теплообмена - теплоотдачи. У взрослых "сбрасывание" лишнего тепла происходит через активную работу потовых желез и выделение ими жидкости (пота), а у младенцев данная система еще фактически не функционирует. Это - одна из причин нередкого, особенно в первые месяцы жизни маленького человека, явления, называемого физиологическим повышением температуры до +37,1-37,5 градусов (а то и до +38) - к примеру, из-за того, что кроха просто поспал под слишком теплым одеялом. Функцию избавления от избытка тепла у такого крохи берут на себя респираторные органы: ребенок начинает быстро и как бы "судорожно" дышать, выделяя теплые пары; такие процессы родителям и другим взрослым весьма важно отслеживать и не допускать развития из-за них проблем в детском организме.

Современные педиатры утверждают: определить, холодно ли младенцу, возможно, приложив руку к области чуть ниже его шеи (если там кожица теплая, значит, вышеупомянутой проблемы нет); а вот холодные конечности - отнюдь не показатель в этом плане, а очередные "бабушкины" россказни.

Механизму терморегуляции новорожденных (и ее составляющим - теплоотдаче и теплопродукции) предстоит пройти довольно долгий путь развития, который продолжится вплоть до школьного возраста, и чрезвычайно важно в этот период не навредить малышу излишним перегревом или переохлаждением.

Многие родители считают новорожденных уменьшенной копией взрослых, но эта позиция в корне не верна. Организм новорожденного и малыша первых лет жизни отличается от взрослого практически по всем параметрам. Поэтому у них зачастую встречаются такие болезни и состояния, которые у взрослых почти не возникают. Особое место в этом вопросе занимает терморегуляция и связанные с ней особенности ухода за малышом.

Система терморегуляции

Для нормальной жизнедеятельности температура тела человека должна сохраняться постоянной, что обеспечивается системой терморегуляции. В ходе сложных многоступенчатых физико-химических процессов происходит образование и отдача тепла. Баланс между теплопродукцией и теплоотдачей называют температурным гомеостазом, но у детей эта система несовершенна и требует поддержки извне.

Как работает система терморегуляции малыша?

Центр терморегуляции находится в гипоталамусе, особом отделе, расположенном в глубине мозга. Он реагирует на температуру притекающей к нему крови и концентрацию особых химических веществ - гормонов, пирогенов и медиаторов. В ответ на информацию от периферии организма он посылает импульсы, регулирующие процессы теплопродукции и теплоотдачи. Таким образом, терморегуляция осуществляется на уровне вегетативной нервной системы - то есть автономно (не зависимо от нашего разума).

Что такое теплопродукция

У людей теплопродукция осуществляется при помощи произвольных мышечных движений, непроизвольных сокращений мышечных волокон (дрожь при замерзании) и при помощи образования тепла «немышечным термогенезом». У новорожденных детей основным источником образования тепла является процесс окисления запасов бурого жира, которого у новорожденных примерно 7-8% (у взрослых его нет совсем). Он расположен на шее, около лопаток, в области грудины, около почек. Запасы бурого жира постепенно начинают формироваться у ребенка примерно с 28 недель внутриутробного существования. Именно с этого времени малыш уже будет пытаться образовывать тепло и поддерживать температуру тела, если родится ранее времени. Чем больше этого жира в организме ребенка - тем лучше малыш защищен от переохлаждения. Регуляцию расщепления жира регулируют надпочечники и щитовидная железа.

А вот механизмы мышечного дрожания выражены слабее - новорожденные почти не дрожат при замерзании, и усиление окислительных процессов при этом механизме не так активно. Если дети замерзают - они начинают плакать и активно машут конечностями, включается механизм активной продукции тепла.

Что такое теплоотдача

Для поддержания правильной температуры тела необходимо не только производить тепло, но и выделять его в окружающую среду, чтобы предотвратить перегрев. Теплоотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов - чтоб отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и теплая кровь приливает к поверхности. А при охлаждении происходит сосудистый спазм, что позволят теплу оставаться внутри тела и потери тепла уменьшаются. Но у детей нет такого выраженного теплоизолирующего подкожно-жирового слоя, поэтому, даже если у них спазмированы кожные сосуды, они могут все равно терять тепло с поверхности тела.

Процессы теплоотдачи, осуществляются при помощи четырех основных механизмов. Основным является конвекция - теплообмен между организмом малыша и воздухом или водой. Именно поэтому для малышей важно поддерживать определенный микроклимат в детской или ванной комнате. Нужно помнить, что у новорожденных сильные потоки воздуха могут вызвать значительные потери тепла, им важно избегать сквозняков в доме и сильного ветра на прогулке.

Вторым механизмом отдачи тепла является передача его от поверхности тела к другим предметам и поверхностям. Избегайте укладывания обнаженного ребенка на металлические чаши весов без теплой пеленки, старайтесь чтобы ребенок не контактировал с холодным поверхностями - не касался постоянно ручками стен, металлических деталей кроватки или коляски.

Отдача тепла осуществляется и путем излучения в инфракрасном диапазоне, идущем из глубины тела. Если окружающая среда намного прохладнее тела, излучение осуществляется во внешнюю среду достаточно активно. При повышении температуры среды до температуры тела ребенка (например, в жару) она практически прекращается. А вот если рядом будут холодные стены или окно, потери тепла будут очень сильными, в том числе и в центре тела. Помочь предотвращению подобных потерь может пеленание и одевание малыша, согревание его телом мамы. Кроме того, у новорожденных, особенно недоношенных, потери тепла наибольшие в области головки - он требует одевания шапочки или расположения в кроватке головой от стены.

Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение - они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе. Ребенок рождается влажным, и его температура за счет испарения амниотической жидкости за первые минуты жизни снижается на 1-2 градуса. Это рефлекторно стимулирует первый вдох, но не должно приводить к переохлаждению малыша. Кроме того, за счет активных дыхательных движений с поверхности легких с жидкостью испаряется достаточно много тепла. А вот процесс потоотделения у детей не выражен, поэтому они легче взрослых перегреваются в жару.

Что считать нормой?

Температура детей в период новорожденности колеблется от 36.4 до 37.5°С, но при крике и плаче, беспокойстве может повышаться и до 38 °С и даже выше. В первые дни за счет потерь жидкости и родового стресса может повышаться температура до 38-38.5°С, но это быстро проходит. Чтобы измерить температуру, необходимо пользоваться ртутным или электрическим термометром. Это делается в подмышечной впадине, но сегодня появились еще и ушные термометры, быстрые и точные.

Уход за малышом в первые дни

Из-за испарения околоплодной жидкости новорожденный может резко охладиться. Поэтому после рождения его промакивают теплыми стерильными пеленками и кладут на грудь матери, накрывая и надевая шапочку. Если ребенок доношен, нахождение его голым при 25 градусах равносильно нахождению обнаженного взрослого при нулевой температуре. Температура груди матери 36-37°С, что согревает ребенка и позволяет настроиться и запуститься процессам терморегуляции. Со второго-третьего дня жизни терморегуляция ребенка постепенно настраивается, хотя в первые месяцы жизни он все еще быстро перегревается или переохлаждается.

Как создать ребенку климатический комфорт

Теперь, зная все особенности терморегуляции новорожденных малышей, необходимо правильно организовать за ними уход. Прежде всего, необходимо создать оптимальную температуру и влажности в детской - для новорожденных это около 25°С и 60% влажности. На протяжении первого месяца жизни температуру снижают до 23-24°С, а в полгода оптимальной температурой в доме является 20°С, а для сна 18-19 °С.

Такой температурный режим позволит ребенку не переохлаждаться. В то же время не будет и перегревания, если малыша правильно одеть. В домашних условиях при 25°С достаточно пеленания или хлопчатобумажного костюмчика с длинным рукавом и носочков.

Одним из важных моментов в формировании терморегуляции и общего развития малыша является кожный контакт с родителями - на время кормления маме рекомендуется обнажаться и прижимать к себе голенького малыша, прикрыв его тело сверху одеяльцем. Это полезно не только для теплового комфорта ребенка, но и для становления и поддержания лактации, налаживания эмоциональных связей. Во время колик также полезно проводить подобные мероприятия - но тогда в них может участвовать и папа, прижимая крошку к своему теплому животу. Контакт с родительским телом уравновешивает процессы теплопродукции и теплоотдачи - ребенок чувствует комфорт и засыпает.

При купаниях малыша необходимо правильно выбирать температуру воды и воздуха в ванной. Первоначально малыша купают в воде приближенной к температуре тела, а температура в ванне должна быть примерно 25-27 градусов, так как потери тепла осуществляются от непосредственного контакта с водой и потом влажная кожа испаряет сильнее. По мере роста малыша можно снижать температуры воздуха и воды - это закалит малыша и позволит ему лучше адаптироваться к смене погоды.

Замерз или перегрелся?

Если малыш замерз, он бледнеет, появляется синева в области носогубного треугольника, он беспокоен или заторможен. Однако прохладные ножки или ручки не признак замерзания - они всегда ниже температуры тела из-за более активной потливости и особенностей кровообращения и нервной регуляции. Если малыш замерзает, необходимо создать кожный контакт - ваше тело согреет его быстрее и лучше любых пеленок; ведь его теплопродукция еще замедлена, а от вас он получит живое тепло. Только вот случаи переохлаждения бывают редко - родители (а особенно этим грешат бабушки) стараются укутать малыша потеплее и натопить в комнате посильнее, приводя к перегреву.

Если при замерзании ребенок начнет плакать и активно двигаться, при перегревании он редко дает знать об этом вовремя - обычно перегрев замечается родителями уже при сильно выраженном болезненном состоянии. Это повышение температуры до 38-39°С, резкий приступ беспокойства или чрезмерная апатия, красные и резко влажные кожные покровы, отказ от груди. Опасность перегревания в снижении иммунитета и возможности из-за потливости быстрее охладиться (помним о процессе испарения).

Но как же определить, правильно ли одет малыш? это просто - потрогайте тыльную поверхность шеи, она должна быть сухой и теплой. Если же она влажная и горячая, вы перестарались с пеленками или одеждой, а если она сухая и прохладная, значит малышу прохладно.

На прогулках

Гулять полезно любому ребенку, начиная с первых дней жизни. Но, чтобы не навредить малышу, необходимо его правильно одевать и гулять в комфортных условиях. Начинаем выходить на прогулки с момента возвращения из роддома летом и на 10-й день зимой. Температура воздуха для прогулок выбирается от - 10 до + 30 градусов.

Для первых прогулок выбирайте безветренные и не дождливые дни, по мере адаптации со второго-третьего месяца можно гулять практически в любую погоду (кроме града, гололеда и шторма). Постепенно прогулки должны занимать в день не менее 2 часов - по часу утром и вечером.

Если малыш в коляске - следите за тем, чтоб солнце не перегревало воздух внутри нее, лучше выбрать тень или откинуть колпак, дав малышу насладиться солнышком. Если малыш гуляет в коляске и не двигается - на него нужно надевать на один слой больше, чем вы надеваете на себя. Возьмите с собой одеяльце в коляску, если будет ветер - можно слегка прикрыть (но не закутать) малыша.

На прогулке проверить комфортность его одежды также просто - потрогайте его шею. Многие мамы щупают носик, который, также как и ножки с ручками, обычно холоднее тела и не является показателем замерзания.

Подержание температуры тела для ребенка является одной из важных жизненных задач. От родителей во многом зависит, насколько правильно сформируется и будет функционировать система терморегуляции. Ее, так же как и весь организм, можно тренировать при помощи закаливания; эти процедуры стоит начать с рождения - тогда ребенок будет лучше переносить колебания температур и влажности, меньше болеть.







2024 © kubanteplo.ru.