Влияние шума на окружающую среду. Шумовое (акустическое) загрязнение. Растения поглощают звуковую энергию


Переизбыток различных шумов, которые создают определенное шумовое загрязнение в нашей жизни, может привести к развитию довольно широкого спектра различных заболеваний. Но давайте обо всем по порядку.

Благодаря техническому прогрессу в нашей жизни появились такие привычные и практически не замечаемые нами звуки. Это шум холодильника, ход секундной стрелки часов или даже работа компьютера (работа кулеров компьютера). Если Вы переезжаете в новый дом мы рекомендуем провести , чтобы быть уверенным, что переезжаете в экологически чистый дом.

Для каждого шум это понятие индивидуальное. Каким-то людям городские шумы совершенно не воспринимаются как источники шумового загрязнения и являются довольно обыденными явлениями. А есть такие люди, для которых шумовое загрязнение является невыносимой проблемой, и они стараются как можно чаще бывать в тишине и в местах, где уровень шума достаточно низок.

При всем этом учеными было доказано, что любые антропогенные звуки, которые достигают довольно больших звуковых пределов, могут иметь отрицательное воздействие на организм человека. Но давайте обо всем по порядку.

Шумовое загрязнение что такое и какие бывают источники

Для того чтобы правильно понимать проблему сначала необходимо разобраться с вопросом что такое шумовое загрязнение среды. Итак, шумовое загрязнение это своеобразное акустическое загрязнение, которое представляет собой раздражающий шум. Данный вид шума имеет так называемое антропогенное происхождение и обычно шумовое загрязнение атмосферы пагубно влияет на процессы жизнедеятельности человека.

Различают два вида шумов, которые встречаются в природе:
  • абиотические;
  • биотические.

Некоторые относят и природные шумы к понятию «шумовое загрязнение окружающей среды», но это не верно. Такое загрязнение и его влияние на человека и на другие живые организмы сводится к нулю, а все живое эволюционировало и адаптировалось к такому шуму.

Конечно, одним из самых главных источников любого шумового загрязнения является именно шум от транспортных средств. Причем это не только автомобили, но и железнодорожный транспорт и даже самолеты.

После наступления постиндустриальной эпохи в нашем мире возникло еще большее количество различных источников шума, которые способствуют тому, что шумовое загрязнение мирового океана и всего мира с каждым годом только ухудшается. Помимо этого, деятельность человека негативно влияет не только на шум, но и на электромагнитное загрязнение, которое возникает внутри жилого помещения. Это воздействует и на шумовое загрязнение квартиры.

Шумовое загрязнение в квартире и офисе возникает благодаря различной технике, в том числе и бытовой. В крупных городах жилые районы имеют повышенный уровень шумового загрязнения. Объяснить такую ситуацию довольно легко: эта проблема возникает именно из-за ошибочной городской планировки. Это может быть даже некорректное расположение аэропорта вблизи жилых зданий.

Источниками шумового загрязнения обычно становятся промышленные предприятия, различные строительные работы, сигнализация автотранспортных средств, звуки животных (лай собак, крик котов) шумы от людей (крик, смех и т.д.).

Для того чтобы качественно исследовать уровень шумового загрязнения в вашей квартире или на рабочем месте, а также провести , можно обратиться в нашу независимую исследовательскую лабораторию "ЭкоТестЭкспресс". Специалисты и эксперты, которой проведут все исследования в кратчайшие сроки, а также дадут обширный отчет с рекомендациями по улучшению данной ситуации.


Закажите бесплатно консультацию эколога

Что представляет собой шум и шумовое загрязнение со стороны гигиены?

Что такое шумовое загрязнение с точки зрения гигиены? Итак, шумовое загрязнение среды или просто шум - это привычное для нас физическое явление. Звук можно представить, как различные волновые колебания упругой среды. Распространяется звук не только в воздушном пространстве, но и в различных жидкостях, а также возможно распространение звука и в твердых веществах. Исследовать звук или можно в нашей лаборатории.

Ученые обычно дают более точное описание и говорят, что шум - это совокупность звуков с различной частотой и интенсивностью, которые имеют хаотический порядок.

Нас волнует именно тема «шумовое загрязнение и его влияние на человека». И конечно, с данной точки зрения шумом является любой возможный звук.

Один и тот же шум для двух людей и в различных ситуациях может быть, как шумом, так и обычным звуком, который никак не вредит здоровью. Предположим следующую ситуацию: в ночное время суток сработала охранная сигнализация автомобиля. Для владельца данной машины эта информация будет полезной, а поэтому не будет являться ненужным шумом. Для соседа, который отдыхал, этот звук является шумовым загрязнением, и шкала силы звука может определить, насколько сильно он повлияет на здоровье человека. Но в целом сигнализация разбудила соседа, чем разъярила и разгневала его, тем самым повлияла на нервную систему.

Для того, чтобы узнать насколько сильно шумовое загрязнение квартиры превышает норму или Вам нужны другие исследования, к примеру, можно обратиться в нашу исследовательскую лабораторию "ЭкоТестЭкспресс", где в течение нескольких дней Вы получите полноценный протокол исследования, который создан и оформлен по государственному образцу и действителен даже в государственных органах.

Какое шумовое загрязнение атмосферы и помещения является вредным для человека?

Прежде чем говорить о такой сложной теме, нужно сначала отметить несколько важных фактов. Итак, такое шумовое загрязнение как шум дождя или шелест листьев довольно сложно считать полноценным шумом, поскольку шум, который находится в диапазоне от 0 до 35 дБ, не считается полноценным шумом и не вредит здоровью. По мнению экспертов, самый легкий вред здоровью происходит от шума с уровнем в 50 дБ.

Различные источники шумового загрязнения в большей степени влияют на жителей больших городов. Как уже было сказано ранее основными источниками шумового загрязнения в городе становятся именно крупные транспортные развязки, а именно автомобили, поезда и прочий транспорт.

Стоит отметить, что помимо транспорта в городе есть и прочие источники, которые не менее опасны, чем ранее описанные. К примеру, во время крупных концертов в Москве на главной площади, или парадов уровень шумового загрязнения превышает все допустимые нормы и становится в несколько раз громче, чем от транспортных средств. Но опять же это бывает довольно редко и отмечается повышенный уровень шума в конкретной части города, а именно - в центре.

Эксперты и ученые отмечают, что наиболее вредным и опасным, среди всего шумового загрязнения, является именно ночной шум. Человек, который находился в стадии сна или просто во время релаксации намного дольше будет адаптироваться к неприятному звуку, нежели в дневное время.

Есть ли в России официальная статистика шумового загрязнения городов?

Австралийские ученые превзошли всех в своих исследованиях шумового загрязнения. Буквально несколько лет назад проведя определенные исследования, они совершили опыты и доказали, что шумовое загрязнение окружающей среды становится возбудителем целого ряда проблем со здоровьем и сокращают продолжительность жизни в среднем на 10 лет.

В России официальная статистика уровня шумового загрязнения по крупным городам не ведется. Пожалуй, это даже к лучшему. Можно представить насколько австралийские исследования были объемными и продолжительными. Российские опыты не слишком отличались бы от полученных данных, понимая патогенез влияния шумового загрязнения на человека.

Мы знаем, что любые резкие, импульсивные шумы или производственные звуки, которые имеют превышения по нормам, сами по себе вредны для человека. Если же шум является постоянным, то тенденция ухудшения состояния здоровья будет только усугубляться, что впоследствии может вызвать довольно серьезные проблемы.

Для того чтобы обезопасить себя и в вашем помещении или на предприятии можно заказать такую услугу как измерение шума в нашей Московской независимой исследовательской лаборатории "ЭкоТестЭкспресс", которая имеет четырнадцатилетнюю историю и заслужила свою репутацию как одна из лучших частных лабораторий Москвы и Московской области.


Мы проводим все необходимые исследования уровня шума не только на производстве, но и в жилых помещениях, а также исследуем уровень шума в ночное время суток. Помимо этого, команда экспертов проведет все исследования, а также сравнительный анализ полученных данных с нормами, что установлены законом, тем самым проинформирует Вас о том, насколько сильно зафиксировано отклонение от нормы и как с этим бороться.

Как зарождаются и развиваются заболевания в организме из-за шумового загрязнения?

Все заболевания, связанные с шумом, зарождаются именно в коре головного мозга. Вследствие постоянной нагрузки шумом отведенный участок головного мозга на получение различной информации, обработки разнообразных звуков и сигналов, а также моделирования ответов на полученные звуки просто не воспринимает их.

После того, как такая проблема возникла, мозг вместо формирования ответов начинает отражать эти функции на совершенно другие части мозга, которые отвечают за иные действия. Все это ведет к тому, что происходят нарушения роботы других органов живого организма.

Из всего вышеперечисленного следует понимать, что для того, чтобы обезопасить себя и своих близких от незаметного, на первый взгляд, действия шума следует периодически проводить исследование и измерение шума в помещении. После замера Вы сможете продумать, как улучшить ситуацию и оградить себя от посторонних шумов и шумового загрязнения среды.

Шумовое (акустическое) загрязнение (англ. Noise pollution , нем. Lärm ) - раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства - автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).

Помимо транспорта (60÷80% шумового загрязнения) другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы , автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д.

С наступлением постидустриальной эпохи всё больше и больше источников шумового загрязнения (а также электромагнитного) появляется и внутри жилища человека. Источником этого шума является бытовая и офисная техника.

Более половины населения Западной Европы проживает в районах, где уровень шума составляет 55÷70 дБ.

Влияние на здоровье людей

Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах), потерю слуха.

Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000÷5000 Гц.

Хроническая подверженность шуму на уровне более 90 дБ может привести к потери слуха.

При шуме на уровне более 110 дБ у человека возникает шумовое опьянение, по субъективным ощущениям аналогичное алкогольному или наркотическому.

При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит разрыв барабанных перепонок.

Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий и т. д.

Дискомфорт вызывает не только шумовое загрязнение, но и полное отсутствие шума. Более того, звуки определённой силы повышают работоспособность и стимулируют процесс мышления (в особенности процесс счёта) и, наоборот, при полном отсутствии шумов человек теряет работоспособность и испытывает стресс.

Вредное воздействие шума известно издревле. Например, в Средние века существовала казнь "под колоколом". Звон колокола медленно убивал человека.

[править] Влияние на окружающую среду

Шумовое загрязнение вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Одним из самых известных случаев ущерба, наносимого шумовым загрязнением природе, является многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).

[править] Уменьшение и контроль за шумом

В настоящее время разработано много методик, позволяющих уменьшить или устранить некоторые шумы.

Шумовое загрязнение от какого-либо объекта можно до некоторой степени уменьшить, если на этапе разработки проекта этого объекта смоделировать с учётом различных внешних условий (например, топология и погодные условия местности) характер шумов, которые будут возникать и затем отыскать пути их устранения или хотя бы уменьшения. В настоящее время этот способ стал гораздо проще и доступнее за счёт развития электронновычислительной техники. Это наиболее дешёвый и рациональный способ снижения шумов, использующийся, например, при строительстве железных дорог в городских районах.

В некоторых случаях рациональнее на данный момент бороться не с причиной, а со следствием. Например, проблему шумового загрязнения жилых помещений можно значительно уменьшить за счёт их звукоизоляции (установка шумонепроницаемых окон и т. п.). В США звукоизоляцию жилых зданий спонсирует Федеральная администрация по авиации США (FAA).

В США главной организацией, выступающей за уменьшение шумового загрязнения, является Noise Free America.

[править] Регламентация шумового загрязнения

В Российской Федерации действуют ГОСТы и санитарные нормы (СН), регулирующие предельно допустимый уровень (ПДУ) шума для рабочих мест, жилых помещений, общественных зданий и территорий жилой застройки.

Для ночного времени суток ПДУ шума для автомобилей на городских автодорогах составляет 40 дБ, в то время как на многих автомагистралях Москвы и других крупных городов России уровень шума составляет не менее 70 дБ.

[править]

Шумовое загрязнение

Другим видом загрязнения атмосферы в городах является шумовое.

Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмосферы. Раздражающее воздействие звука (шума) на человека зависит от его интенсивности, спектрального состава и продолжительности воздействия. Шумы со сплошными спектрами менее раздражительны, чем шумы узкого интервала частот. Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот Гц.

Работа в условиях повышенного шума на первых порах вызывает быструю утомляемость, обостряет слух на высоких частотах. Затем человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает, начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и глухоту. При интенсивности шума 145-140 дБ возникают вибрации в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интенсивность превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при уровне шума свыше 160 дБ может произойти разрыв барабанных перепонок.

Однако шум губительно действует не только на слуховой аппарат, но и на центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих других заболеваний. Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые.

При тех высоких требованиях к точности и надежности управления современным самолетом, которые предъявляются к экипажу летательного аппарата, повышенные уровни шумов оказывают отрицательное воздействие на работоспособность и быстроту принятия информации экипажем. Шумы, создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные явления у работников наземных служб аэропорта, а также у жителей населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты. Отрицательное воздействие на людей зависит не только от уровня максимального шума, создаваемого самолетом при полете, но и от продолжительности действия, общего числа пролетов за сутки и фонового уровня шумов. На интенсивность шума и площадь распространения существенное влияние оказывают метеорологические условия: скорость ветра, распределение ее и температуры воздуха по высоте, облака и осадки.

Особенно острый характер проблема шума приобрела в связи с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов. С ними связаны шумы, звуковой удар и вибрация жилищ вблизи аэропортов. Современные сверхзвуковые самолеты порождают шумы, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые нормы.

Шум - враг номер один.

Он - физический наркотик.

Калечит тело и душу.

Тишина нужна миру .

Пагубное влияние шума на человека известно давно. Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам Древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король ложатся спать, Более 100 лет назад немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Это происходит из-за того, что проблемы шумового загрязнения городской среды были на научном уровне осознаны относительно недавно и стали остро актуальными только в последние десятилетия.

Рассмотрим влияние шума на Варшавском шоссе.

Большое влияние шум оказывает на жителей домов, расположенных вдоль шоссе.

Во-первых, это непрерывный шум, к которому люди долго не могут привыкнуть, а привыкнув - долго не могут находиться в тишине.

Во-вторых, из-за движения транспорта (в том числе железнодорожного и метро) происходит вибрация домов, в результате которой они разрушаются, а в помещениях присутствует постоянная пыль.

В-третьих, в результате всего этого у людей расшатаны нервы.

Для определения опасных уровней шума его воздействие оценивается в децибелах (дБ) специальным прибором. Шум характеризуется также высотой тона (частотой), а высокочастотные шумы кажутся более громкими и раздражающими слух, чем низкочастотные такой же силы. Воздействие шума, как правило высокочастотных звуков, к которым люди более чувствительны, оценивается по шкале децибел А (дБА), в единицах дБА.

Влияние шума становится опасным примерно при 75 дБА, болезненным - при 120 дБА и смертельным - при 180 дБА. В связи с тем, что шкала оценки влияния шума в дБ и дБА логарифмическая, десятикратное увеличение шумового давления отмечается при каждом увеличении шума на 1дБ. Таким образом, рост с 30 дБА (спокойная сельская местность) до 60 дБА (обычный разговор в ресторане) означает тысячекратное увеличение шумового давления на уши.

Чрезмерная шумовая нагрузка резко снижает работоспособность, уменьшает эффективность отдыха, ведет к хроническому переутомлению, глухоте. Шум способен привести и к физиологическим изменениям: к разнообразным расстройствам сердечно-сосудистой системы, к болезням желез внутренней секреции и дыхательных путей, возникающих в результате общей нервной напряженности. Шум обладает способностью «накапливаться» в организме и вызывать различные заболевания и негативные отклонения в здоровье. Но прежде всего чрезмерный шум ведет к притуплению слуха или полной его потере со временем. Однако это далеко не полный перечень. От избыточного шума снижается иммунный барьер и резко увеличивается частота заболеваний; повышается раздражительность. Наблюдения свидетельствуют, что в шумных городских районах общая заболеваемость населения в 3 раза выше, чем в тихих.

Воздействие шума на человека

Примеры шумового воздействия

Шумовое

воздействие

(дБА)

Эффект

продолжительного

воздействия

Реактивный двигатель при взлете (на расстоянии 25 м)

Разрыв барабанных перепонок

Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила

Порог боли у человека

Сталепрокатный завод, автомобильный гудок (расстояние 1 м), стереорепродуктор близко от уха

Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расст. 8 м), трактор, полиграфическое предприятие отбойный молоток мусоровоз

Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч)

Оживленная городская улица, дизельный грузовик, миксер, хлопкопрядильная машина

Угроза для слуха (время воздействия 8 ч) плохая слышимость

Уборка мусора, стиральная машина, типичная фабрика, товарный поезд (расстояние 15 м), посудомоечная машина, миксер

Возможна угроза для слуха

Скоростная автомагистраль (расст. 15 м), пылесос, шумный офис, вечеринка , телевизор

Раздражающее действие

Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц

Интенсивное воздействие

Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате

Слабое воздействие на слух

Библиотека, тихий музыкальный фон

Спокойная сельская местность (в ночное время)

Шепот, шелест листьев

Очень слабое воздействие

Дыхание

ТИШИНА

Критический уровень

Многие молодые люди любят подолгу слушать громкую музыку, часто посещают дискотеки, а ведь это в лучшем случае ведет к притуплению слуха. С этой проблемой уже столкнулись в Швеции, США, Японии, где есть настораживающие результаты обследований старшеклассников и студентов.

Шум рассеивает внимание человека, существенно влияет на его трудоспособность и результативность труда. Так, при фоне шума в 70 дБ (это небольшой уровень шума) человек, выполняющий операции средней сложности, допускает в 2 раза больше ошибок, чем при отсутствии этого шумового фона. Особенно сильно влияет шум на работоспособность людей, занятых умственным трудом. Ощутимый шум снижает работоспособность людей умственного труда более чем в 1,5 раза, а у занятых физическим трудом - почти на 1/3. При этом информация, полученная при ощутимом шумовом загрязнении, долго не может храниться в памяти человека или сохраняется только в пассивном (узнаваемом в тексте), а не в активном варианте. Шум рассеивает внимание человека, мешает ему сосредоточиться на главном, осложняет принятие нужных решений.

Вот почему абсолютно недопустимо делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через миниплейер или магнитофон на уроках, лекциях, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.

Первые в нашей стране санитарные нормы допустимой шумовой нагрузки были разработаны Московским НИИ гигиены имени и утверждены Министерством здравоохранения СССР в 2002 г. Санитарные нормы допустимого уровня шума на производстве, в жилых и общественных зданиях, на территориях микрорайонов регламентируются строительными нормами и правилами. Кроме того, имеется Государственный стандарт на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, устанавливающий гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.

При этом нужно отметить, что полная тишина также неблагоприятна для здоровья человека. Допустимыми нормами интенсивности звука в жилых помещениях считается 40 дБ днем и 30 дБ - ночью. В среднем для города нормальным шумом считается 55 дБ. Днем на центральных улицах столицы уровень шума равен 80 дБ, на главных радиальных магистралях городского значения - в среднем 75 - 82 дБ, на магистралях районного значения - примерно 75 дБ, а в новых жилых районах на внутриквартальных территориях, удаленных от улиц, уровень шума составляет до 55 дБ днем и до 45 дБ ночью. Уровень городского шума в Москве, как и в других крупнейших городах мира, за последние 10 - 15 лет повышается примерно на 1 дБ в год.

В настоящее время в Москве третья часть ее площади испытывает чрезмерную шумовую нагрузку. Шумовое загрязнение городской среды ощущают около 3,2 млн. человек (36% населения), из них 1,6 млн, (18%) страдают от чрезмерно высокого уровня шума. Промышленные шумы беспокоят более 200 тыс, москвичей; шум от железнодорожного транспорта осложняет жизнь свыше 440 тыс, человек; автомобильные шумы мешают более чем 2 млн. жителей.

Источники шума в городе чрезвычайно разнообразны, но основной из них - транспорт, который вызывает 60 - 80% всех шумов.

Для сдерживания шумового загрязнения в Москве запрещены гудки автомобилей, с 2003 г. ограничивается грузовое движение, прежде всего в центральной части, что изменило ситуацию шумовой нагрузки на жилые территории в пределах Садового кольца, В целом по городу на 38 улицах запрещено грузовое движение в ночное время. В центральной части города и в ряде густонаселенных районов снято трамвайное движение. Самолетам запрещено пролетать над Москвой. В пригородах изменены направления линий посадки и взлета самолетов.

В новых, районах жилой застройки осуществляются градостроительные мероприятия, направленные на ограничение шума: жилые дома располагаются в основном в удалении от проезжей части улиц, магазины и коммунально-бытовые предприятия, как правило, строятся в виде отдельно стоящих зданий, широко проводится озеленение, начата работа по созданию бестранспортных или пешеходных зон, Вдоль головных участков железных дорог в пределах города появляется застройка - экраны, снижающие уровень шума (гаражи, склады и т. д.).

Для сокращения шумового воздействия от пролетающих в ближнем Подмосковье самолетов и вертолетов установлены новые режимы их полетов при посадке и взлете с подмосковных аэродромов, шум от которых беспокоит почти 1,5 млн. человек.

В условиях стесненной городской застройки и дефицита площадей наиболее эффективным средством защиты от транспортного шума является применение шумозащитных домов-экранов, Шумозащитные дома выполняют две функции: обеспечивают акустически благоприятные условия для проживающих в доме и защищают от транспортного шума застройку, расположенную за ними. Шумозащитные дома бывают двух типов: одни из них имеют специальную архитектурно-планировочную структуру и объемно-пространственное решение, другие - просто здания с обычной планировочной структурой, но со специальными шумозащитными окнами при условии обеспечения нормативного воздухообмена. В шумозащитных домах первого типа все жилые и спальные помещения обращены окнами во внутридворные пространства, то есть ориентированы окнами в сторону, противоположную источнику шума, Общая комната квартиры, где отсутствуют спальные места, кухня, лестнично-лифтовой узел выходят окнами на магистраль, Шумозащитные дома этого типа построены на Дмитровском шоссе, ул, Милашенкова, ул. Нижегородской, в 70-м квартале Хорошево-Мневников и некоторых других районах Москвы.

В практике московского строительства конструкции наружных стен жилых зданий достаточно массивны и обладают, как правило, высокой звукоизоляцией, поэтому проблема шумозащиты в домах второго типа сводится к необходимости значительного повышения звукоизоляции окон, Известны конструкции окон с увеличением толщины стекла и воздушного промежутка, числа стекол с высокой герметичностью притворов. В Москве впервые в отечественной практике внедрены в жилищное строительство герметичные окна с использованием оконных вентиляционных клапанов с глушителями шума, обеспечивающими естественную вентиляцию помещений. Первые клапаны-глушители шума были установлены в жилом доме на Большой Грузинской улице и в жилом кирпичном доме на Краснопролетарской улице. Жилые дома с клапанами - глушителями шума, совмещенными с шумозащитным оконным блоком, можно увидеть в массовой застройке в кварталах 58 - 58в по Хорошевскому шоссе и в некоторых других районах Москвы.

Шум, передающийся не по воздуху, а по строительным конструкциям, называется вибрацией. Источниками вибраций служат линии метрополитена мелкого заложения, трамвайные линии, железнодорожные и автотранспортные магистрали. Для предотвращения вибраций жилые дома должны находиться в 25 - 30 м от трамвайных путей и в 45 - 50 м - от железно­дорожных.

ШУМ , а (у), м.

1. только ед. Звук от какого-н. движения, от голосов и т. п., глухие звуки, слившиеся в однообразное звучание. Слышался шум дождя. Чехов. Смутный шум слышался в соседней комнате. Тургенев. Отдаленный шум шагов. Некрасов. Он прыгнул осторожно, без шума, с лежанки. Гончаров. Внезапный шум поднялся на улице. Тургенев. В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль. М. Горький. Ш. водопада . Поднять ш. 2. перен., только ед. Крики, громкий разговор, брань (разг.). Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, когда бы это сделал я. Крылов. Что за ш., а драки нет? Унять ш. || Огласка, вынесение наружу чего-н. неприятного, скрываемого. Спокойны будьте, вашего отца усовещу наедине, без шуму. Пушкин. 3. перен., только ед. Движение, оживление, суета. В городах утих вседневный шум. Пушкин. Дитя! мне скучен светский шум. Некрасов. В столицах шум, гремят витии. Некрасов. Скоро помчалась жизнь, скоро и без шума. Тургенев. 4. перен., только ед. Толки, оживленное обсуждение, возбужденное повышенным интересом к кому-чему-н. Сочиненья его покупались, а одно даже сделало шум. Некрасов. 5. Звук речи, образующийся в полости рта без участия голоса (лингв.). Звуки и шумы. 6. Звук с неясно выраженной тональностью (физ., муз.). Шумы в сердце (мед.). ◊ Шум в голове - то же, что шумит в голове (см. шуметь). Шум в ушах - то же, что шумит в ушах (см. шуметь). Я чувствовал странный шум в ушах. Л. Толстой.

назад вперед

Шум - беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.

[править] Классификация шумов

Шум - Совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум - это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.

[править] По спектру

Шумы по статистическим характеристикам подразделяются на стационарные и нестационарные.

[править] По характеру спектра

По характеру спектра шумы подразделяют на:
- широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более 1 октавы;
- тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тоны. Выраженным тон считается если одна из третьеклассных полос частот превышает остальные не менее чем на 10 дБ.

[править] По частоте (Гц)

По частотной характеристике шумы подразделяются на:
- низкочастотный
- среднечастотные
- высокочастотный

[править] По временным характеристикам

Постоянный;
- непостоянный, который в свою очередь делится на колеблющийся, прерывистый и импульсный.

[править] По природе возникновения

Механический
- Аэродинамический
- Гидравлический
- Электромагнитный

[править] Измерение шумов

Для количественной оценки шума используют усредненные параметры, определяемыми на основании статистических законов. Для измерения характеристик шума применяются шумомеры, частотные анализаторы, коррелометры и др.

Уровень шума чаще всего измеряют в децибелах.

[править] Сила звука в децибелах

    Разговор: 40-45 Офис: 45-55 Улица: 70-80 Фабрика (тяжелая промышленность): 70-110 Старт реактивного самолёта: 120

[править] Источники шума

Источниками акустического шума могут служить любые колебания в твёрдых, жидких и газообразных средах; в технике основные источники шума - различные двигатели и механизмы. Повышенная шумность машин и механизмов часто является признаком наличия в них неисправностей или нерациональности конструкций. Источниками шума на производстве является транспорт, технологическое оборудование, системы вентиляции , пневмо - и гидроагрегаты, а так же источники, вызывающие вибрацию.

[править] Неакустические шумы

Радиоэлектронные шумы - случайные колебания токов и напряжений в радиоэлектронных устройствах, возникают в результате неравномерной эмиссии электронов в электровакуумных приборах (дробовой шум, фликкер-шум), неравномерности процессов генерации и рекомбинации носителей заряда (электронов проводимости и дырок) в полупроводниковых приборах, теплового движения носителей тока в проводниках (тепловой шум), теплового излучения Земли и земной атмосферы, а также планет, Солнца, звёзд, межзвёздной среды и т. д. (шумы космоса).

[править] Воздействие шума на человека

Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнение различных видов работ. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы. Шум угнетает центральную нервную систему (ЦНС), вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонических болезни.

[править] Гигиеническое нормирование шума

Для определения допустимого уровня шума на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях и территории жилой застройки используется СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Нормирование шума звукового диапазона осуществляется двумя методами: по предельному спектру уровня шума и по дБА. Первый метод устанавливает предельно допустимые уровни (ПДУ) в девяти октавных полосах со среднегеометрическими значениями частот 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 ГЦ. Второй метод применяется для нормирования непостоянных шумов и в тех случаях, когда не известен спектр реального шума. Нормируемым показателем в этом случае является эквивалентный уровень звука широкополосного постоянного шума, оказывающий на человека такое же влияние, как и реальный непостоянный шум, измеряемый по шкале А шумомера.

[править] Подводные шумы

В последнее время появились данные, что мощные двигатели кораблей и подводных лодок, и особенно гидролокаторы и сонары сильно мешают подводным обитателям, пользующимся гидролокационным способом общения и поиска добычи.

Особенно страдают некоторые виды китов и дельфинов.

Некоторые необъяснимые ранее случаи массовой гибели китов, их «выбрасывания на берег» теперь нашли объяснение. В ряде случаев явление может быть связано с военными учениями, в ходе которых млекопитающие глохнут, и теряют способность ориентироваться.

[править] Отдельные категории шумов

    Белый шум «розовый шум » (в строительной акустике) шум, у которого уровень звукового давления изменяется в октавной полосе частот. Обозначение: С ; «шум дорожного движения » (в строительной акустике) - обычный шум оживленной магистрали, обозначение: Ctrl

Шумовое загрязнение – это одна из наиболее актуальных проблем экологии современных мегаполисов. С каждым годом уровень шума в больших городах неумолимо возрастает. Прежде всего, это происходит из-за увеличения количества транспортных средств. Не секрет, что влияние шума на здоровье человека весьма сильно. На сегодняшний день свыше 60% человек, проживающих в мегаполисах, ежедневно подвергается чрезмерным звуковым, инфразвуковым и ультразвуковым воздействиям. Особенно вреден шум по ночам. Шумовое загрязнение может привести к развитию многих заболеваний.

Для защиты населения от шума ВОЗ предлагает ввести ряд мер. Среди них:

    запрет на осуществление ремонтных и строительных работ с 23.00 до 7.00;

    запрет на повышенную громкость телевизоров, музыкальных центров, радиоприёмников и прочих звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств (Данное правило распространяется не только на частные жилища, но и на автомобили и открытые общественные заведения, находящиеся вблизи жилых домов).

Больше всего защита от шума нужна для госпиталей, больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для детей, домов престарелых и инвалидов, для гостиниц, общежитий, а также дошкольных, школьных и прочих образовательных учреждений.

Нормы шума. В 2010 г. Европейское региональное бюро ВОЗ выпустило «Руководство по проблемам ночного шума в Европе». В этом документе запечатлены последние данные о вреде шума (в частности, ночного) для здоровья человека и отражены рекомендации о предельно допустимых уровнях шума. Группа исследователей, в составе 35 учёных: медиков, акустиков и членов Европейской комиссии, выяснила, что в настоящее время минимум каждый пятый европеец страдает от повышенного влияния шума в ночное время.

Согласно стандартам, утверждённым ВОЗ, нормы шума в ночное время составляют не более 40 децибел. Такой уровень шума наблюдается обычно в жилых кварталах тихих районов. При малейшем превышении этой нормы шума у жителей могут возникнуть небольшие проблемы со здоровьем: к примеру, бессонница.

Уровень шума на оживлённой улице города, как правило, составляет свыше 55 децибел. Если человек будет пребывать в условиях такого сильного шумового загрязнения довольно долго, не исключено, что у него повысится артериальное давление, нарушится сердечная деятельность. К сожалению, комиссия ВОЗ установила, что каждый пятый житель Европы ежедневно подвергается влиянию шума силой более 55 децибел.

Влияние шума. Проживание или длительное пребывание человека в условиях повышенного шумового загрязнения практически гарантированно приводит к возникновению у него проблем со слухом и со сном. Известно, что нервная система спящего человека продолжает реагировать на звуки. Как следствие, высокий уровень шума (особенно ночного) может со временем спровоцировать расстройства психики человека. Первыми симптомами отрицательного влияния шума на психику являются раздражительность и нарушение сна.

Шумовое загрязнение может не только вызвать у человека развитие какого-то заболевания, но и даже спровоцировать преждевременную смерть. К примеру, к скачкам артериального давления обязательно приводит шум самолёта в ночное время, и вряд ли человеческое сердце сумеет приспособиться к таким экстремальным условиям и прослужит долгие годы. Опаснее всего влияние шума в те моменты, когда человек засыпает и просыпается. К примеру, учёные доказали, что повышенный уровень шума от самолётов крайне опасен рано утром: в это время суток он становится причиной ускорения частоты сердечных сокращений у человека.

Группы риска . Степень влияния шума на людей неодинакова: на здоровье одних он сказывается сильнее, на самочувствии других – слабее. Наиболее уязвимы в условиях шумового загрязнения такие группы населения, как дети; люди с хроническими заболеваниями; пожилые люди; люди, работающие попеременно в ночную и дневную смены; жители домов без звукоизоляции в круглосуточно оживлённых районах.

Защита от шума. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу о том, что бороться с шумовым загрязнением надо комплексно: сокращая количество шумовых источников и одновременно понижая уровень шума сохранившихся объектов.

Для повышения эффективности борьбы с шумом Европейский Союз предложил странам составить карты мест с наиболее высокой степенью шумового загрязнения и сосредоточить основные усилия по борьбе с шумом именно в этих точках. Способ разделения на зоны позволит выбрать оптимальный метод защиты от шума на той или иной территории и покажет, какие районы нуждаются в экстренной помощи по борьбе со звуковым загрязнением.

Одним из современных методов защиты от шума является установка шумопоглощающих экранов вдоль автодорог, а также отдаление транспортных магистралей от зданий школ, детских садов и медицинских учреждений.

В зонах с повышенным уровнем шума разрешается размещать только офисные помещения, так как ночью они пустуют.

Ещё одним методом борьбы с вредным влиянием шума является планировка квартир таким образом, чтобы окна спален выходили во двор. Кроме того, защите от шума способствует улучшение звукоизоляции окон и дверей. Следите только за тем, чтобы эта звукоизоляция не сказывалась на вентиляции помещения.


Понятие шума

Шумом является всякий нежелательный для человека звук. При нормальных атмосферных условиях скорость звука в воздухе равна 344 м/с.

Звуковое поле – это область пространства, в которой распространяются звуковые волны. При распространении звуковой волны происходит перенос энергии.

В свободном поле интенсивность распространения звука уменьшается, пропорционально квадрату расстояния от источника. На распространение шума могут оказывать влияние также погодные и климатические факторы, определяющие поглощение звука воздухом и распространение звука: температура и влажность, сила ветра, температурные градиенты, атмосферная турбулентность, туман и снег. Зеленый пояс деревьев или кустарников вокруг источников помогает изолировать от шума окружающую местность: высокочастотный характер звука понижается при его прохождении через зеленую изгородь. Кроме того, движение кустарников и деревьев, вызванное ветром, создает приемлемый маскировочный эффект. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах (ДБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Шум в 20 – 30 ДБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Что же касается “громких звуков”, то здесь допустимая граница поднимается примерно до 80 ДБ. Шум в 130 ДБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а достигнув 150 ДБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь – “под колокол”; колокольный звон убивал человека.

Влияние шума на здоровье человека

В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать на него различные действия.

Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.

Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклероза.

Под воздействием шума от 85 – 90 ДБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Долгое время человек жалуется на недомогание. Симптомы – головная боль, головокружение, тошнота, чрезмерная раздражительность. Все это результат работы в шумных условиях.

Влияние шума на человека до некоторых пор не было объектом специальных исследований. Ныне воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки – аудиология. Было установлено, что шумы природного происхождения (шум морского прибоя, листвы, дождя, журчание ручья и другие) благотворно влияют на человеческий организм, успокаивают его, навевают целительный сон.

Были изучены последствия влияния шума на здоровье европейцев в 2003 году. Оказалось, что, кроме сердечных заболеваний, шумовое загрязнение вызывает у 2% жителей Европы опасные нарушения сна, а у 15% – другие негативные эффекты. Постоянное воздействие дорожного шума является причиной 3% случаев заболевания, которое выражается в постоянном ощущении шума в ушах.

Опубликованные в последние годы исследования показывают, что шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин – даже во время сна. Чем дольше эти гормоны присутствуют в кровеносной системе, тем выше вероятность, что они приведут к опасным для жизни физиологическим проблемам. Сильный стресс способен вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление и проблемы с иммунитетом.

Среди органов чувств слух – один из важнейших. Благодаря ему мы способны принимать анализировать все многообразие звуков, окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 – 2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время почти каждый человек, подвергающийся на работе воздействию шума, рискует стать глухим. Акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – тем более, чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении.

Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.

Над проблемой шумового “нашествия” во многих странах серьезно задумались, а в некоторых приняли определенные меры. В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема должна быть рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими.

Борьба с шумовым загрязнением

Было выяснено, что наиболее остро стоит проблема транспортного шума. Наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

В общем случае методы снижения транспортного шума можно классифицировать по следующим трем направлениям: уменьшение шума в источнике его возникновения, включая изъятие из эксплуатации транспортных средств и изменение маршрутов их движения; снижение шума на пути его распространения; применение средств звукозащиты при восприятии звука.

Из трех основных видов транспорта автомобильный транспорт оказывает наиболее неблагоприятное акустическое воздействие. Автомобили являются преобладающим источником интенсивного и длительного шума, с которым ни в какое сравнение не идут никакие другие.

К числу указанных мер относятся улучшение конструкции дорог и их трассирования, регулирование транспортных потоков, применение экранов и барьеров, пересмотр общих концепций землеиспользования вблизи основных транспортных магистралей. Дополнительной мерой, которая применима ко всем видам транспорта, является улучшение проектирования и звукоизолирующих характеристик зданий для уменьшения шума внутри них.

Также можно добиться весьма существенного снижения шума для значительного числа людей путем создания объездных путей, специально рассчитанных на значительную интенсивность движения и ослабления напряженности транспортной сети, пронизывающей жилые кварталы. В крупных и небольших городах, где объездные пути еще не созданы, можно пойти на переключение движения транспорта в ночные часы на улицы, где расположены торговые предприятия.

Необходимость устройства дорогостоящих ограждающих конструкций с высокими звукоизоляционными характеристиками может быть сведена к минимуму, если форму и ориентацию здания спланировать с учетом воздействия шума со стороны дороги.

Железнодорожный транспорт в противоположность автомобильному и воздушному не развивается такими быстрыми темпами. Однако появились признаки того, что железные дороги начнут играть новую роль. После внедрения скоростных поездов в Японии и Франции многие страны приняли решение об увеличении скорости движения поездов и объема пассажирских перевозок, обеспечив тем самым повышение конкурентоспособности железных дорог. Расширение сети железных дорог и увеличение скорости поездов вызовут рост шума, возникнут связанные с этим проблемы защиты от него окружающей среды. Подобные ситуации уже возникли в Японии, где общественность протестовала против скоростных поездов. Следствием этих протестов явилось решение Управления японских государственных железных дорог отложить строительство новых линий, ведущих к Токийскому аэропорту Нарита.

Рассмотрев проблему снижения уровня шума от железнодорожного транспорта, можно отметить, что использующиеся для этого методы либо малоэффективны, либо дорогостоящи. Решение проблемы сводится к вибро- и звукоизоляции зданий, расположенных наиболее близко к железнодорожным путям.

Авиаперевозки в последние десятилетия стали наиболее популярными как быстрый и удобный способ передвижения пассажиров и перемещения крупногабаритных грузов на большие расстояния. Поэтому можно предположить, что количество аэропортов будет только расти, а следовательно – увеличиваться общий уровень шума от авиасудов. Наиболее оптимальный способ снижения шума видится в создании новых, менее шумных, конструкций самолетов.



Шумовое (акустическое) загрязнение - раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства - автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).

Помимо транспорта (60÷80 % шумового загрязнения) другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д. Источником шума является бытовая и офисная техника.

Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Одними из самых известных случаев ущерба, наносимых шумовым загрязнением природе, являются многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).

При длительном воздействии интенсивных шумов происходит расстройство нервной и эндокринной систем, сосудистого тонуса, желудочно-кишечного тракта, развивается тугоухость, нарушается функция вестибулярного аппарата.

Мероприятия по защите окружающей среды от шумового загрязнения.

Всемирная организация здравоохранения, учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира. В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах. Защита от шумового воздействия - очень сложная проблема и для ее решения необходим комплекс мер: законодательных, технико-технологических, градостроительных, архитектурно - планировочных, организационных и др. Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно - законодательными актами регламентируется его интенсивность, время действия и другие параметры. Госстандартом установлены единые санитарно-гигиенические нормы и правила по ограничению шума на предприятиях, в городах и других населенных пунктах. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно: 40 дБ днем и 30 - ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84- 92 дБ и со временем будут снижаться.



Технико-технологические меры сводятся к шумозащите, под которой понимают комплексные технические меры по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов станков, звукопоглощение и др.), на транспорте (глушители выбросов, замена колодочных тормозов на дисковые, шумопоглощающий асфальт и др.).

На градостроительном уровне защита от шумового воздействия может быть достигнута следующими мероприятиями:

Зонированием с выносом источников шумов за пределы застройки;

Организацией транспортной сети, исключающей прохождение шумных магистралей через районы жилой застройки;

Удалением источников шума и устройством защитных зон вокруг и вдоль источников шумового воздействия и организация зеленых насаждений;

Прокладкой магистралей в туннелях, устройством шумозащитных насыпей и других поглощающих шум препятствий на путях распространения шума (экраны, выемки);

Определенный вклад в защиту среды от шумового воздействия вносит запрещение звуковых сигналов автотранспорта, авиаполетов над городом, ограничение (или запрещение) взлетов и посадок самолетов в ночное время и другие организационные меры.

Однако указанные меры вряд ли дадут должный экологический эффект, если не будет понято главное: защита от шумового воздействия - проблема не только техническая, но и социальная.

Классификация промышленных выбросов.

Ввиду многообразия спектров защиты атмосферы, единой, тем более официальной классификации летучих промышленных выбросов не существует.

С точки зрения роли и значимости выбросов в процессе очистки принята следующая классификация, выбросы можно разделить на 2 типа:

Парогазовые

Смесь паров или газов не несущая в себе твердых или жидких взвешенных частиц. Эту группу разделяют на 2 подгруппы.

1а) Выбросы не подлежащие очистке, либо по причине их безвредности, либо из соображения экономической целесообразности рассеивание через трубы, либо из за полного отсутствия технической возможности очистки в данный период времени, последнее может быть допустимо только временно.

1б) Выбросы подлежащие очистке. Газообразные, парообразные вещества содержащиеся в промышленных газовых выхлопах гораздо более многочисленно по сравнению с аэрозолями, к ней относятся кислоты, галогены и галоген-производные, газообразные оксиды, альдегиды, кетоны, спирты, углеводороды, амины, нитросоединения, пары металла, перидины, меркоптаны и многие другие компоненты газообразных промышленных выбросов.

Аэрозольные

Смесь газов или паров несущие твердые или жидкие взвешенные частицы, к ним относятся дым, туманы, пыль или смоги. В этой группе можно выделить следующие подгруппы.

2а) Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая т.е. дисперсная относится к подгруппе 1а и при этом не оказывает влияния на работу газоочистной установки, т.е. является нейтральной в процессе очистки.

2б) Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая относясь к подгруппе 1а, оказывает в тоже время влияние на ход очистки. Например ничтожное содержание диоксида серы в газе, не требует его улавливания, но внутри тракта газоочистки может образовываться кислый конденсат вызывающий коррозию.

2в) Аэрозоли в которых дисперсная фаза подлежит улавливанию, а парогазовая относится к подгруппе 1б. В этом случае требуется либо комбинированная очистка в одном аппарате, либо комбинация последовательно расположенных аппаратов для селективного улавливания дисперсной фазы и вредных примесей дисперсионной среды.

2г) Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1б, а дисперсная фаза улавливанию не подлежит, например из за низкой концентрации, и в тоже время не оказывает влияния на процесс очистки.

2д) Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1б, а дисперсная фаза улавливанию не подлежит, однако может оказывать влияние не процесс очистки, например постепенно загрязняя жидкий или твердый сорбент, поглотитель.

2е) Аэрозоли у которых дисперсионная среда относится к подгруппе 1а, а дисперсионная фаза к 2д или 2г. Такой аэрозоль не нуждается в очистке.







2024 © kubanteplo.ru.