Занятия триз в старшей группе. Проведение занятий по технологии триз в детском саду. Занятия по технологии триз в детском саду


Программное содержание:

  • систематизировать представления детей старшей группы о свойствах объектов;
  • развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой;
  • продолжать учить детей целенаправленному восприятию знакомых объектов, анализу их признаков, назначения;
  • формировать навыки прогнозирования и фантазирования, развивать внимание;
  • воспитывать у детей желание следить за своими зубами, чистить их, своевременно обращаться к врачу.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседа: «Если хочешь быть здоров», «Как уберечь зубы от кариеса» (А.А.Вахрушев. Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольника. Занятие №3, №4).

2. Беседа: «Подружись с зубной щеткой».

3. Экскурсия в стоматологический кабинет. Беседа с врачом-стоматологом на темы: «Как правильно чистить зубы», «Для чего человеку нужны здоровые зубы».

4. Профосмотр детей в кабинете стоматолога.

5. Беседа с детьми о необходимости чистить зубы.

6. Беседа по теме занятия с использованием «Детской энциклопедии» и другой методической литературы.

7. Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах для сохранения зубов; о рациональном питании, здоровом образе жизни.

8. Беседа на тему: «Как правильно выбрать зубную пасту и щетку».

Ход занятия

На столе в произвольном порядке разложены различные виды щеток: зубная, для одежды, для обуви, массажная, для ухода за комнатными растениями, для мытья игрушек.

Дети решают пространственный элемент ТРИЗ-технологии «Да-нетку».

Воспитатель (В.). Загаданный объект - зубная щетка.

Дети, у меня на столе разложены различные виды щеток. Рассмотрите внимательно, какие они, как устроены. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нетка». Загаданный объект - одна из щеток. А вам нужно разобраться и ответить мне, какие щетки для чего предназначены.

Дети отвечают, и останавливают внимание на зубной щетке.

В. А сейчас наша зубная щетка «отправится» на «Волшебный экран».

1-й экран.

В. Почему эта щетка так называется?

Дети.

Потому что ею чистят зубы.

Потому что с помощью зубной щетки ухаживают за зубами.

Потому что без нее нельзя хорошо почистить зубы.

В. Какова ее главная задача? Для чего человеку нужно чистить зубы?

Дети.

Для того, чтобы они были здоровыми, белыми, красивыми.

Чтобы не было кариеса.

Чтобы было чем пережевывать пищу.

Чтобы приятно было общаться, улыбаться, разговаривать.

В. А еще, когда у человека здоровые зубы, то и сам он здоровый. Вот почему нам надо каждый день не забывать чистить зубки.

1-й ребенок.

Как поел, почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

2-й ребенок.

Предпочти конфетам фрукты -

Очень важные продукты.

3-й ребенок.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

Дети (все вместе).

К стоматологу идем

В год два раза на прием,

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.

Физкультминутка «Улыбка».

2-й экран.

В. Посмотрите на щетку, из каких частей она состоит?

Дети. Она состоит из ручки, ворсинок, щетины.

В. Для чего нужны ворсинки?

Дети.

Чтобы хорошо все вычистить между зубов.

Вымести все микробы.

В. Дети, а какие ворсинки могут быть на ощупь?

Дети.

Жесткие.

Не сильно жесткие.

Мягкие, мокрые.

Нежные, холодные.

Колючие, теплые.

Приятные и т.д.

В. Правильно, ворсинки у щеток разные. Вот почему взрослые советуются с врачом-стоматологом, какую правильно выбрать зубную щетку. Поэтому как для взрослых, так и для детей выпускаются разные зубные щетки: жесткие, мягкие, цветные.

А какие вы знаете пословицы и поговорки про зубы?

Дети.

Один плохой зуб поражает всю челюсть.

Зубную боль не терпит и медведь.

За чужой щекой рот не болит.

Рот - причина наших болезней.

В. Дети, а для чего у щетки ручка?

Дети. Для того, чтобы держать щетку и т.д.

В. Представьте себе, если бы у зубных щеток не было ручек, какие неудобства были бы при чистке зубов?

Дети. Можно поранить десна, ворсинки могут застрять между зубами.

В. Дети, не случайно наша зубная щетка лежала в этом множестве вещей. Какие еще бывают щетки? Для чего они предназначены?

Дети.

Есть щетки хозяйственные: ими можно чистить посуду.

Есть щетки для удаления пыли.

Еще есть щетки для машины; есть и такие, которые чистят, подметают улицы.

Есть щетки для пола, щеточки для ресниц и т.д.

В. Зачем человек придумал так много щеток? Почему нельзя одной и той же щеткой чистить обувь и одежду?

Дети отвечают. Воспитатель анализирует их ответы.

Физкультминутка.

4-й экран.

В. Как вы думаете, чем человек в давние времена чистил зубы? Ведь тогда еще не придумали такой удобной зубной щетки.

Дети. Палочками, травой, жевали цветы, кору деревьев…

5-й экран.

В. Как выглядели эти приспособления, из каких частей состояли?

Дети. Они не были похожи на зубную щетку, ими было неудобно чистить зубы.

В. А теперь послушайте рассказ о зубной щетке.

Зубную щетку придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разрисованными концами - вот и все было «изобретение». Но в наше время в Индии на базарах продают также «зубные щетки» из веточек определенного дерева. Для чистки зубов достаточно зачистить веточку от коры и пожевать. Размоченные волокна с успехом очистят зубы, а выделяющийся сок (весьма приятный на вкус) обладает дезинфицирующим действием и отлично укрепляет зубы и десны. На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пользовались так называемой зубной метлой или веточкой-палочкой с пучком щетины на конце.

Петр I в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпкой с толченым мелом перед знаменитыми ассамблеями.

Но - это далекая история. С той поры прошло много времени, и люди научились правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Появились различные виды зубных паст как для взрослых, так и для детей. К тому же эти пасты обладают профилактическим и лечебным действием. Усовершенствуются и виды зубных щеток. Есть простые, механические, а есть и электрические.

6-й экран.

В. Вот почему человек стал придумывать новую зубную щетку.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Цепочка».

Игра «Цепочка».

Первый ребенок называет объект и его свойство, передает мяч, второй ребенок - объект с названным свойством, третий - другое свойство нового объекта.

Например: морковь сладкая - сладким бывает сахар, сахар белый - белым бывает снег, снег пушистый - пушистым бывает зайчик и т.д.

7-й экран.

В. Дети, а теперь давайте подумаем, что в нашей зубной щетке хорошо, а что плохо?

8-й экран.

Игра «Хорошо - плохо».

9-й экран.

В. А как эти недостатки можно устранить? Давайте изобретем прямо сейчас свою зубную щетку, которой еще никто никогда не видел, это щетка будущего. Закройте глаза и представьте каждый свою новую щетку.

(Рассказы детей.)

Практическая часть.

Элементы изобразительной деятельности.

Дети рисуют изобретенную ими зубную щетку и комментируют свой рисунок.

(Рассказы детей.)

У меня будет щетка с ворсинками с двух сторон. Ворсинка будут держаться на валике, который будет вращаться, а ворсинки будут сами чистить зубы. На ручке будет выключатель.

А у моей щетки ручка волшебная. Как только я дотронусь до ручки, оттуда покажется волшебный экранчик. Я его подношу ко рту, а там загорается лампочка. И зубы чистятся сами. Моя щетка называется электронной.

А у меня зубная щетка - невидимка. Как только я подумаю, что нужно чистить зубы, щетка прилетает ко мне сама. Залетает в рот и чистит зубы. Она круглая и очень маленькая. У нее нет ручки, но зубы она чистит хорошо. Почистит зубы и станет снова невидимкой. Вот такая у меня щетка.

Конспект комплексного занятия с использованием элементов ТРИЗ

«Советы веселому Колобку»

Программное содержание. Развивать творческое воображение детей в речевой и изобразительной деятельности, на основе элементов ТРИЗ. Продолжать учить отвечать полными предложениями на поставленные вопросы, активизировать словарный запас детей.

Развивать логическое мышление, умение прогнозировать, фантазировать, находить выход из проблемной ситуации.

Воспитывать взаимоуважение друг к другу.

Словарь: смола, доверчивый, непослушный, храбрый, размокнет, железный, деревянный.

Оборудование: альбомный лист (вырезанный в форме волшебного зеркала), акварельные краски, толстые и тонкие кисточки, баночки с водой, предметные картинки.

Методы и приемы. Наглядный, решение проблемных ситуаций, практический, поисковый, словесный.

Ход занятия.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Воспитатель: Знакомая музыка приглашает нас в сказку. И мы знаем, где ее искать. Домик сказки - это книга. Почитаем? (дети рассаживаются на стульчики полукругом перед воспитателем, воспитатель берет в руки книгу).

Сегодня книга просто рвется из моих рук! Как будто какой-то сказочный герой просто мечтает выпрыгнуть из нее прямо к нам в группу…

Ой! А вдруг это волк или Бармалей? Может быть мы расспросим у него кто он? (Стучит по обложке книги как в дверь) Тук-тук-тук!

Кто- кто в книге сказочной живет?

Кто- кто в гости в садик к нам придет?

Ответ из книги : Пять вопросов мне задайте

И скорее отгадайте!

Воспитатель: Вот так сюрприз! Угадаем?

Хорошо, что мы знаем пять волшебных вопросов. Чтобы не ошибиться, не спешите с ответом! Слушайте внимательно. Прибавляйте к тому, что вы представляете каждый ответ и вы точно отгадаете того сказочного героя, который спешит к нам в гости.

Дети : Сказочный герой, какого ты размера?

Ответ из книги : Я меньше зайчика, но больше мышки.

Воспитатель: Представили себе – меньше зайчика, но больше мышки...

Покажите руками какого размера.

Дети : Сказочный герой, какого ты цвета?

Ответ из книги : светло-коричневый, светло-желтый и немножко румяный.

Воспитатель : что мы теперь знаем? (Дети отвечают: размер и цвет).

Дети : Сказочный герой, а какой ты формы?

Ответ из книги : У меня простая форма- форма шара.

Дети : А из какого ты материала?

Ответ из книги : Из муки, сметаны, сахара…

Воспитатель: Кто же догадается, что получится, если все эти продукты перемешать?

Дети : Тесто

Воспитатель : Сколько мы вопросов задали?

Дети : 4

Задаем пятый. Очень внимательно слушаем ответ и угадываем!

Дети : Сказочный герой, что ты умеешь делать?

Ответ из книги: Я люблю кататься по дорожке и петь песни.

Воспитател ь: Догадались, кто это?

Дети : Колобок!

Воспитатель: Проверим? Открывает книгу - от туда выскакивает Колобок.

Наши волшебные вопросы снова помогли нам правильно угадать кто перед нами. Мы рады видеть тебя, колобок! Правда, ребята? А почему мы радуемся? Какой Колобок? Какой у него характер?

(Дети : Веселый, озорной, немного непослушный, смелый, храбрый…)

Воспитатель: Как вы думаете, он добрый?

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Потому что он всегда улыбается! Потому что он никого не обижает!

Воспитатель : Вот почему оказывается мы рады встрече с Колобком! Всем приятно общаться с тем, кто веселый и не обижает других.

А я бы сказала еще, что Колобок маленький и беззащитный. И нам его срочно необходимо предупредить об опасности. Что может с ним случиться?

Дети: Его может съесть Лиса.

Воспитатель: И что же делать? Можно ли одному ходить в лес?

Дети: Просто не нужно гулять одном. Надо взять с собой маму, папу или бабушку с дедушкой.

Воспитатель: Правильно, или пойти с хорошими надежными друзьями.

А мы друзья Колобка? Значит, мы пойдем гулять с ним вместе…

Представьте себе как мы с ним гуляем – по дорожкам шагаем, по кочкам прыгаем, по полянке бегаем (дети повторяют движения). Но только мы вышли на прогулку начался дождь…

(Логоритмическое упражнение «Дождь» Е.А. Алябьевой.)

Вдруг закапал дождь (дети встают)

Кап-кап-кап (дети ритмично щелкают пальцами рук)

И по лужам ты идешь

Так-так-так (топаем ногами)

Ветер шелестит листвой

Ш-ш-ш (потираем ладонь о ладонь)

Спрятал кудри под листвой

Тш-тш-тш (потираем ладони о колени)

Дождь сильнее застучал

Кап – кап - кап (постучать указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал

Кап – кап - кап (хлопки).

Воспитатель: Ребята, а наш Колобок призадумался, когда идет дождь - это хорошо или плохо? Поможем Колобку найти ответ?

Игра «Хорошо - плохо» (О дожде в природе и жизни человека).

Дети отвечают: Когда идет дождь - все растет - это хорошо, но нельзя развести костер - это плохо; под шум дождя хорошо спится - это хорошо, но зато можно простудиться - это плохо; дождик смывает всю пыль - это хорошо, но нельзя выйти гулять потому, что грязно - это плохо; ручейки бегут – хорошо, а дороги скользкие – плохо, после дождя появляется радуга – это хорошо.

Воспитатель : А для Колобка дождь, это хорошо или плохо?

Дети: Плохо если он намокнет, он размокнет и испортится; Хорошо, если у него будет зонтик, его следы смоет дождь и Лиса его не найдет.

Воспитатель: Дождь прошел и Колобку пора возвращаться в сказку. Что же Колобку можно посоветовать, чтобы его не съела Лиса?

Дети: Не нужно хвастаться! Пусть он спрячется! Пусть он Лисе курочку принесет - она будет сытая!

Воспитатель: Может ему как – то измениться? Почему всем хочется его съесть?

Дети : Потому что он вкусный.

Воспитатель: Давайте изменим его вкус. А как?

Дети : Можно его посолить или сильно поперчить, или намазать горчицей.

Воспитатель: А можно сделать что-нибудь, чтобы его было неприятно трогать?

Дети : Можно измазать в грязи, можно ему иголки прилепить.

Воспитатель: А как их можно прилепить?

Дети : Можно воткнуть, а можно прилепить на мед или смолу, а еще его можно сделать сильно горячим или сильно холодным.

Воспитатель : Колобок не только вкусный он и приятно пахнет. Что же тут можно изменить?

Дети: Пусть он пахнет лекарствами, краской…

Воспитатель : А поможет Колобку, если он будет не из теста, а из чего-нибудь

Дети : Да. Если его слепить из глины или снега, если его сделать из железа…

Воспитатель: Бедный Колобок, получается, что для того, чтобы тебя не трогали нужно быть страшным и неприятным? Нет. Надо придумать еще что-нибудь.

Ребята, я кажется, знаю одно место где наш Колобок может меняться как ему захочется. Есть в одной сказке кривые зеркала. Обычное зеркало отражает нас точно такими, какие мы есть, а кривое зеркало меняет. Одно зеркало меняет размер- посмотрится Колобок в такое зеркало и вдруг станет другого размера. Как он может измениться?

Дети: Он может стать совсем маленьким и его не заметит лиса, или наоборот слишком большим и лиса испугается.

Воспитатель : А еще есть кривое зеркало, которое меняет цвет. Как может измениться Колобок?

Дети: Он может стать красным, синим или зеленым.

Воспитатель: А это поможет ему спастись от Лисы?

(Дети могут не ответить)

Воспитатель : Если вдруг зима и кругом снег. Какого цвета нужно быть Колобку?

Дети : Белого, чтобы его не видно было.

Воспитатель : А летом? Осенью? Значит и зеркало, которое меняет цвет тоже может пригодиться. А еще есть зеркало, которое меняет форму.

Дети : Колобок может стать квадратным, треугольным и т.д.

Воспитатель: А может приобрести сложную форму похожую на разные предметы – камешек, шишку, орешек, грибок, самолет. Это может помочь ему? Пройдется Колобок по городу кривых зеркал и станет совсем другой. Другого цвета, формы, размера. Хорошо, что нет зеркала, которое меняет настроение. Нам не нужен сердитый или злой Колобок. Пусть он будет таким же веселым и добрым! А как вы думаете? (Вопрос – ловушка на возможность высказывания собственное мнение).

Дети: Пусть он сердится на Лису. Она его будет бояться. Пусть он будет разный. Пусть он не будет сильно доверчивый.

Воспитатель: Мы дали, на мой взгляд очень мудрые советы нашему другу – Колобку. Теперь осталось ему помочь и сделать Кривые Зеркала, которые он сможет взять с собой. Давайте нарисуем «Кривые Зеркала».

Дети берут шаблоны зеркал и в месте отражения рисуют изменившегося Колобка. Дети используют разные изобразительные средства – краски, карандаши, тампоны, тычки.

(Воспитатель проговаривает с каждым индивидуально, тихо, как ребенок хочет изменить Колобка и какие изобразительные средства будет использовать.)

В конце занятия проводится рефлексия.

Воспитатель : Ребята, я получила огромное удовольствие от нашего занятия. А вы? Хотелось бы увидеть это на ваших смайликах. Дети рисуют свое настроение и показывают воспитателю.

Ребята, а почему у вас хорошее настроение?

Дети. Потому что мы помогли нашему другу Колобку. Подсказали, как можно спастись от лисы. (Звучит песня «Дружба»).

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, а проведение с детьми моделирования дает возможность закрепить полученные знания, развивает фантазию, воображение.
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных к школе групп.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1.Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;
2.Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ.
3.Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем
(моделирование конструкций из бумаги, природного материала).
4.Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.
5.Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
6.Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.
Предметно-пространственная развивающая среда: экологическая комната; телевизор, аудиозаписи звуков природы, фрагмент мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», магнитная доска, ширма «Теремок», предметные картинки, волшебная палочка, голубой материал, палочки-брёвнышки для мостика, прут с привязанным картонным «комаром», палочки-карандаши для муравейника, части насекомых на магнитах.

Ход НОД
(Дети входят в экологическую комнату и встают в круг)
Здравствуй, небо. (руки вверх),
Здравствуй, Земля. (приседают)
Здравствуйте, мои друзья. (руки вперёд),
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки),
Будем дружно мы играть,
В путешествие хотим опять (идут по кругу).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам приполз муравей. С ним произошла неприятная история. Посмотрите и скажите, что случилось с муравьишкой? (Дети смотрят отрывок мультфильма «Муравьишка-хвастунишка» (3 мин))

-В какую ситуацию попал муравей? (Ответы детей)
Далеко от дома, гонимый ветром на берёзовом листе, как на парашюте, к нам прилетел муравей. Да еще при посадке повредил себе ножки. Что нам нужно сделать в такой ситуации?
Дети: - Помочь муравью вернуться домой в лес.
Муравей (игрушка): Спасибо, что не оставили меня в беде. В лес со мной пойдёт тот, кто поиграет со мной в мою любимую игру «Теремок»
Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и проводят с муравьём диалог: -Тук, тук, кто в теремочке живёт? –Я, муравей, а ты кто? – А я –(называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок?
-Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу.
Дети должны сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.
Картинки: Бабочка-насекомое, 6 лапок, как у муравья; комар-маленький, как муравей; курица с яйцом- муравьи как и куры откладывают яйца; гора- муравейник похож на гору; стрекоза – как и муравей главный герой в басне И.Крылова «Стрекоза и муравей»; дятел - как и муравей санитар леса; медведь – сильный и коричневый как муравей; таракан – коричневое насекомое, как муравей; и.т.д)

Муравей:
-Молодцы! Хорошо поиграли! А в теремке лежала волшебная палочка. Она-то нам и поможет быстро очутиться в лесу. Закройте глаза. Покружились, покружились и в лесу мы очутились.
(Под музыку дети кружатся. На экране проецируется изображение леса).
Муравей: Ой! Узнаю свой родной лес! Но до моего муравейника еще далеко.
Воспитатель: Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру «Ты мой кусочек»
Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик. По мостику дети проходят на другой берег.


(Проецируется на экран цветочный луг. Звучат звуки летнего луга)
Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался на этой лужайке, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки .
(Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)
Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)
Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)
Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)
Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)
(Звучит запись писка комара)
Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.
Подвижная игра “Поймай комара”


Правила игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках палочку с привязанным на шнуре картонным «комаром». Воспитатель обводит палочкой (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
Воспитатель. Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы?
Комар: Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется?
Комар. Муравейник я видел, только его кто-то сломал!
Дети находят разбросанные палочки -карандаши.
Воспитатель. Кто же это сделал?
Предположения детей.
Воспитатель. Что же делать?
Дети предлагают построить новый домик для муравьишки и его друзей.Собирают разбросанные карандаши и приступают к строительству.


Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?
Ответы детей.
Воспитатель. Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.
Дидактическая игра “Чудо-Юдо ” (моделирование на магнитной доске)
Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.


Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
Воспитатель: Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?
Ответы детей.


Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец.
Дети благодарят муравья.
Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад.Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.
Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья!
Послушайте стихотворение (читает ребёнок)
Не обижайте лесных насекомых!
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
Воспитатель: А сейчас будем пробовать гостинцы нашего муравьишки и его друзей.

Конспект (НОД) по развитию речи "Домашние животные. Путешествие в деревню"(старший дошкольный возраст)

Тема: "Домашние животные. Путешествие в деревню" (старший дошкольный возраст)
Тихоненко Наталья Александровна. воспитатель МАДОУ "Катюша" ЯНАО, г. Лабытнанги
Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, а речевое развитие детей дошкольного возраста совершенствуется: между методами и приёмами в организации непосредственно образовательной деятельности и активной деятельностью детей.
Задачи:
1.Учить образовывать новые слова; учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично; учить распространять предложения путем введения определений; добиваться интонационной выразительности речи.
2.Показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные, и как он о них заботится; придумать фантастическое домашнее животное, используя метод ТРИЗ; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части, развивать творческое воображение; совершенствовать навыки ведения диалога, формирование фразы.
3.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда; формировать доброжелательность в общении; воспитывать любовь к близким, заботу о них; заинтересовывать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Словарная работа: работать над словами «трудиться», «трудолюбивые»,
«нужные», «полезные».
Индивидуальная работа: работа над выразительностью речи.
Оборудование: Фотографии дедушки и бабушки; иллюстрация «Деревня»; картинки с изображением домашних животных и их детенышей: иллюстрация «Ферма»; игры; «Картинки перепутались», «Что за зверь», «Чем животные помогают людям», «Чудесные вещи»; схема для обучения рассказывания о животных; загадка; лист; фломастер.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Деревня»; составление рассказа описательного характера с использованием элементов ТРИЗА.
Последующая работа: Придумывание рассказов с использованием схемы о других домашних животных, зарисовывание детьми чудесного домашнего животного, придумывание других чудесных вещей, используя игру «Чудесные вещи» (ТРИЗ).
Ход занятия
I.Организационный момент.
Этюд «Дружба»
1.Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика. Сказка «В гостях у бабушки и дедушки»
(проговаривание гласных звуков).
Скороговорка «Кто хочет разговаривать»
(Дети произносят скороговорку с разной силой голоса: начинают шепотом, заканчивают громким голосом)
Воспитатель: Так как же мы должны разговаривать?
Дети: Правильно и внятно (со слов текста скороговорки).
II. Новая тема.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам отправится в путешествие.
Согласны? Тогда в путь! Но путь предстоит далекий. Сначала полетим на самолете (заводим моторы, произнося звук в – в - в), дальше плывем на теплоходе (произносим звук л-л-л), а теперь едем на поезде (ч-ч-ч). Вот и добрались.(Дети вместе с воспитателем выполняют движения)
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель выставляет перед ними картинку «Деревня».
Воспитатель: Куда же мы с вами попали?
Дети: в деревню (село…)

Воспитатель: А как вы догадались, что это деревня?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами, где живем?
Дети: Мы живем в городе Лабытнанги.
Воспитатель: А чем отличаются город от деревни?
Дети: Размером, строением домов…
Воспитатель: А где лучше отдыхать в городе или деревне? Почему?
Дети: В деревне чистый и свежий воздух…
Воспитатель: А кто живет в деревне?
Дети: В деревне живут бабушки и дедушки.
Воспитатель: Да, живут здесь наши знакомые дедушка Ваня и бабушка Таня. А почему их не видно на улице?
Дети: Дедушка и бабушка трудятся.
Воспитатель: Дедушка и бабушка сами много трудятся и ребятишек учат трудиться. Как можно назвать людей, которые много трудятся?
Дети: Трудолюбивые люди.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимаются дедушка и бабушка?
Дети: выращивают овощи на огороде,
Дети: Выращивают овощи на огороде, заботятся о домашних животных.
Воспитатель: Давайте подумаем, а какие орудия труда пригодятся дедушке и бабушке для работы на огороде. А поможет нам в этом эта зашифрованная картинка.
Игра на развитие воображения «Картинки перепутались»


(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)
III. Закрепление.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: (называют пословицы и поговорки о труде).
Воспитатель: А вы, ребята любите трудиться?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте представим, что наш ковер в группе - это не ковер, это и не газон, а деревенская полянка.
(Дети переходят на ковер и располагаются на нем).
Воспитатель: А что растет на полянке?
Дети: Трава, цветы…
Воспитатель: А какая травка?
Дети: Зеленая, мягкая, пушистая, шелковистая, густая…
Воспитатель: А кто живет на траве?
Дети: Насекомые - бабочки, жуки, букашки, кузнечики…
Воспитатель: Давайте мы сейчас превратимся в маленьких зелененьких кузнечиков и порезвимся на полянке.
Физминутка «Кузнечики»
Воспитатель: У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они заботятся о них, да и друзья эти в долгу не остаются. Хотите узнать, что это за друзья?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте.
(прослушивание магнитофонной записи - голоса домашних животных )
Воспитатель: Что вы сейчас слушали?
Дети: Голоса животных – коровы, козы и т.д.
Воспитатель: Как мы можем назвать всех этих животных?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: А каких домашних животных вы еще знаете?
Дети: кошки, собаки…
Воспитатель: Как вы, ребята, думаете, для чего нужны людям домашние животные?
Дети: Домашние животное приносят людям пользу…
Воспитатель: А вот какую пользу приносят домашние животные мы сейчас и узнаем. Поиграем в игру «Польза»
Игра «Польза»
(с одной стороны разложены картинки с изображением домашних животных, а с другой – картинки, отображающие какую пользу они приносят человеку. Детям нужно отобрать нужные картинки и объяснить свой выбор)
Воспитатель: Кто самый внимательный из вас – кто заметил лишнего из животных?
Дети: Лишний был – медведь, так как он живет в лесу. Он – дикий зверь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, про кого из животных дедушка и бабушка говорят – «кормилица, матушка наша»?
Дети: Так говорят про корову.
Воспитатель: Почему так называют корову?
Дети: Потому что она дает молоко, а из молока делают творог, сметану, кефир, мороженое, сыр …
Воспитатель: А давайте порадуем дедушку с бабушкой и расскажем про их любимую корову. А чтобы ничего не пропустить при рассказе, нам поможет схема – подсказка.
Составление рассказа о корове с использованием схемы
Воспитатель: Молодцы, хороший рассказ придумали. Все рассказали, ничего не забыли. Думаю, бабушке и дедушке очень было приятно послушать. Потом мы еще расскажем по нашей схеме рассказы и про других домашних животных и отправим их письмом для бабушки и дедушки.
Ребята, а вы знаете, что дедушка с бабушкой уже старенькие и им тяжело ухаживать за таким количеством животных, ведь это все-таки тяжело и нелегкий труд. Чем же мы можем им помочь?
Дети: Мы можем им подарить фантастическое домашние животное. (Технология ТРИЗ)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а у нас с вами даже есть уже готовое чудесное животное, помните, мы его придумали в прошлый раз, когда собирались в гости к дедушке с бабушкой. Давайте же вспомним и расскажем дедушке с бабушкой, чем же оно чудесно это животное.
Коллективное рассказывание об особенностях чудесного животного


Дети: Голова – кошачья. У кошки усы и чуткие уши, поэтому оно не будет натыкаться в темноте и будет хорошо ловить мышей. Туловище как у свиньи – жирненькое и толстенькое; туловище будет покрыто густой шерстью, как у овцы, чтобы бабушка из шерсти вязала теплые вещи; хвост у него будет, как у собаки, чтобы оно виляло им, и было доброе и весело; ноги будут лошадиные, чтобы оно могло быстро бегать. А еще у этого животного будет вымя, чтобы оно давало молока. А еще и рога как у козы, чтобы от врагов защищаться.
Игра «Хорошо – плохо» (технология ТРИЗ)
(игра на развитие творческого воображения, логики)
Воспитатель: Чем хорошо такое животное? Чем плохо необычное животное?
Дети: (Ответы детей)
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, хороший подарок мы с вами сделали для бабушки и дедушки? Да, теперь у них будет, наверное, больше времени для отдыха и для нас с вами. Ведь придет долгожданное лето, и мы отправимся к ним в гости в деревню.
Понравилось вам в деревни?
А теперь пора прощаться. Я вам на прощание открою один секрет, хотите? Сегодня нам на полдник коровушка – матушка приготовила вкусный йогурт.
Давайте поблагодарим дедушку с бабушкой и их домашних животных за это интересное путешествие.
Отправляемся в обратный путь.
Кто помнит, на чем мы с вами сюда добрались?
(Артикуляционные упражнения с произношением согласных звуков – л, ч, в).

Задачи:

  1. Продолжать учить устанавливать причино – следственные связи между предметами и явлениями.
  2. Формировать умение работать с помощью символов.
  3. Воспитывать желание работать вместе.

Оборудование: Волшебный сундучок, предметные картинки, мяч, модель для придумывания рассказов.

Методы: метод морфологического анализа, метод фокальных объектов, метод синетктики.

Словарная работа: Выделение первого звука в слове.

Ход занятия:

Воспитатель: У нас сегодня на занятии волшебная коробочка, но она закрыта, открыть её можно только с помощью выполненных заданий.

Вы, ребята, хотите знать что там внутри? (ответы детей).

Готовы выполнить все предложенные задания? (ответы детей).

  1. Задание. Ребята у меня что в руках (мяч), а что вы можете сказать о нем, какой он? Мяч передается по кругу и каждый говорит о мяче.

После первого задания ребята открывают первый замок.

  1. Задание. Ребята с чем у вас ассоциируется мяч (ребята говорят о своих эмоциях красивый, спорт, игра и т.д).

После второго задания ребята открывают второй замок.

Ребята перейдем к следующему заданию. Готовы?

  1. Задание. Ребята возьмите по одной картинке и объединитесь по признаку объединяющем эти картинки. Дети ищут себе пару по признакам. Затем вместе рассказывают почему они объединились.

После третьего задания ребята открывают третий замок.

Воспитатель предлагает детям поиграть с гостями. Гости называют по одному слову и дети выдают с чем это слово у них ассоциируется. (Роза, ваза и т.д.)

  1. Задание. Ребята разделитесь на команды и встаньте вокруг столов. На столе лежит таблица – схема и фломастер. Ребятам предлагается её заполнить с помощью символов. В первой клетке картинка, из картинки надо выделить первый звук и придумать 2 слова на этот звук. Зарисовать их с помощью символов. Затем с этими словами необходимо придумать 2 предложения и зарисовать эти предложения. В самом большом прямоугольники постараться объединить 2 предложения и составить коротенький рассказ.

Ребята вот мы и расшифровали код на замке. Предлагаю пощупать нескольким детям что же там лежит и высказать свои предположения.







2024 © kubanteplo.ru.