Методы в организации продуктивной деятельности детей. Методы и приёмы обучения продуктивным видам деятельности детей дошкольного возраста. Выдержка из текста



Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительн...

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Ориентировка в пространстве для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере о...

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

Лепка для детей

Многие родители наверняка слышали о той пользе, которую для развития речи представляют тренировки па...

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.


Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. ...

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.
23 2

Виды и своеобразие продуктивной деятельности в ДОУ.

Особенности изобразительной и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

    Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по рисованию в ДОУ.

Методика организации и проведения занятий по лепке в ДОУ.

Методика организации и проведения занятий по аппликации в ДОУ.

    Продуктивная деятельность как фактор сенсорного развития ребенка дошкольного возраста.

Продуктивная деятельность – деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

Продуктивность – качество деятельности, оно характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели.

Продукт деятельности – результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи.

Продуктивное мышление – тип мышления, дающий новый конечный продукт, который является следствием быстрого и глубокого усвоения знаний и умения применять их в новых условиях.

Продуктивное воображение – процесс создания принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.

Продуктивное восприятие – это отражение ребенком предмета или явления в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Продуктивный подход – способ деятельности, позволяющий формировать умение у детей решать важные для них проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций.

Продуктивная деятельность имеет ряд структурных компонентов.

Мотив – эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности.

Цель – осознанное представление ребенка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих некую последовательность.

Действие по своему характеру близко понятию «поведение». И если поведение – это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действия – только некоторые виды поведения.

Продуктивные действия невозможны без частных операций.

Частные операции - точно направленные действия, чьи функции имеют конкретный ограничивающий их характер.

Необходимо начинать с обучения детей именно частным операциям, постепенно преобразуемым в действия.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сензитивный возраст (от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.

Младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития детей , для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность .

В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы - так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи - 1 - 3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма - 6 - 8 лет.

Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватоеэмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению ксензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. (А. В. Запорожец)

Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.

Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения . Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2. Этап подражания и имитации . Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

Виды продуктивной деятельности в ДОУ

    рисование,

    лепка,

    аппликация.

    конструирование,

Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности:

- развиваются личностные качества ребенка;

- развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие);

- развивается эмоциональная сфера;

- формируются эстетические представления об окружающем мире.

РОЛЬ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

1. Возрастание роли зрения в процессе овладения миром. Как результат – развитие восприятия.

2. Формирование собственного понимания предмета, знаний о нём. Как результат – формирование индивидуальной картины мира.

3. Развитие и тренировка внимательности, чувствительности, восприимчивости к явлениям и предметам внешнего мира.

4. Развитие воображения.

5. Развитие моторики (как мелкой, так и крупной) и координации движений.

6. Овладение различными дополнительными средствами восприятия и отражения мира.

7. Развитие творческого начала и особого рода мышления (в том числе и абстрактного).

8. Овладение способами самореализации – проявления внутренних желаний ребенка через конкретный продукт своей деятельности (рисунки, поделки и пр.)

9. Релаксирующая (в том числе и переключающая внимание и создающая условия для лучшей концентрации) и психокоррекционная роль продуктивного творчества на психику ребенка.

2. Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по рисованию в ДОУ

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения; одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Предметное рисование

Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо передать его форму, детали, соотношение частей. Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности.

Ребенок 3-4 лет не может представить предмет целиком. Ему проще изображать его последовательно, часть за частью. Такая последовательность рисования ребенку легче, так как изобразив одну часть, ребенок воспринимает предмет дальше и видит, какую часть необходимо рисовать следующей.

Постепенно нужно учить детей начинать рисование с целого наброска, так как рисование по частям может неправильно отобразить форму предмета.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

Научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;

Научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;

Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Первая младшая группа

Вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования;

Научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;

Знакомство детей с цветом

Первое занятие всегда начинается со знакомства с бумагой и карандашом. На протяжении всего года идет закрепление материала.

Вторая младшая группа

Научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;

Применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;

Обучение промыванию кисти - этот процесс требует от ребенка аккуратности и терпения;

Сочетание нескольких форм в одном предмете - снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник.

Средняя группа

- развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

Совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками;

Развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но различающихся по ширине, длине, размеру;

Новое в обучении - передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.

Старшая группа

- совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;

- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

- вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены;

- научить передаче в рисунке несложных движений;

Развивать и совершенствовать чувство цвета;

Развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением опыта, приобретением новых знаний. В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

Подготовительная группа

Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

Научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

Развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

Развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

Развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

Накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

    Лепка – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции.

Материалы: пластилин, Глина, бумажная масса, моделин, соленое тесто и др.

Задачи лепки:

Расширяет кругозор,

Способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Воспитывают художественный вкус

Умение наблюдать. выделять главное, характерное

Воспитывает усидчивость,

Развивает трудовые умения и навыки ребёнка,

Развивает мышцы пальцев, ловкость рук (мелкая моторика руки)

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого»

Виды лепки

1. По содержанию

Предметная лепка - выполнение отдельных предметов из пластических материалов. Основное внимание уделяется воссозданию характерных признаков и свойств предметов, объектов.

Сюжетная лепка состоит в отображении сюжета, который может быть представлен двумя или несколькими взаимосвязанными фигурками, каждая из которых выполняет определенную функцию.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка связана с воссозданием предметов народного декоративно-прикладного искусства, отраженного в различных промыслах.

Лепка– по замыслу - Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

2. По характеру

Реалистичная лепка -создание образа, напоминающие реальные предметы и объекты.

Стилизованная лепка – схожа с декоративной, так как связана с обобщением формы до уровня стилизации.

Абстрактная лепка – является самым неоднозначным видом. Создание абстрактного образа характерно для детей раннего возраста. С другой стороны, абстракция формирует способность создать отстраненный образ, позволяет дать детям представление о форме вообще и об эстетических категориях.

3. По форме пластического образа

Объемная лепка предполагает создание трехмерной поделки.

Рельефная лепка представлена поделками, имеющими объемное лепное изображение на плоскости.

В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают виды рельефа:

Барельеф – изображение выступает менее чем на половину своего объема;

Горельеф – изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема.

Контррельеф - изображение не выступает над основой, а наоборот, углубляется в нее.

Способы лепки

Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей.

Пластический (скульптурный) способ - лепка из целого куска

Комбинированный – объединяет конструктивный и пластический.

Кольцевой способ – заключается в выполнении тонких валиков. Они объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Этим способом выпооняется различной формы посуда.

Приемы лепки

Сминание – (обучение с раннего возраста)

Отщипывание (с раннего)

Прижимание (с раннего)

скатывание - процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик;(ранний возр.)

раскатывание - когда из кусочка пластилина (глины) получается яйцеобразная или цилиндрическая форма; (ранний возр.)

соединение (ранн.в)

сплющивание - процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки;(ранний возраст)

прищипывание - детали будто «выщипываются» из цельного куска;(ранний возраст)

вытягивание (с мл.группы)

оттягивание - прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала;(с мл. группы)

заглаживание (сглаживание) - приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками.(средняя группа)

примазывание (ср.группа)

Техники лепки

Мелкая пластика – высота не более 1 м из пластичных материалов.

Пластилинография – создание плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов путем их размазывания по поверхности.

Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим способом.

Папье-маше - воссоздание силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим офрмлением получившейся копии.

Задачи лепки в ДОУ

воспитание детского творчества,

обучение детей изобразительным и техническим умениям,

развитие интереса к этому виду деятельности.

Структура занятия по лепке

1)Организационный момент.

Создание интереса и эмоционального настроя. (раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация.

2)Основная часть или познавательная.

Показ и анализ изображаемого (натуры, образца)

Беседа,

Художественное слово.

3)Практическая часть

Конкретные указания к выполнению работы.

Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

4)Самостоятельная деятельность детей.

Помощь в форме наводящих вопросов, советом.

Показ изображения (на отдельном листе педагога).

5) Заключительная часть занятия

Просмотр и оценка детских работ

4 . Аппликация – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий.

Аппликация (от лат. – присоединение) – способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко отличается.

Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.

В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных работ:

    По используемым материалам:

    Из бумаги и картона

    Из природных материалов

    Из бросового материала

    Из ткани, сукна

    по содержанию:

реалистичная-стилизованная-абстрактная

    по характеру

предметные - вырезание и наклеивание форм из отдельных частей или силуэтов;

сюжетные - вырезание и наклеивание форм которые взаимодействуют между собой, составляя тему;

декоративные - из геометрических и растительных форм;

Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений.

    По форме отображения образа

    Плоскостная -Полуобъемная (рельефная)

    по цветовому решению : монохромные; полихромные

    по способам закрепления деталей на основе : с помощью клея, на пластилин.

Оборудование и инструменты: ножницы небольшого размера с закругленными краями, клей, кисточки для клея (тонкие и крупные, широкие и плоские), подставки под кисточки, губки, клеенка, подносы или коробочки для обрезков, салфетки (тряпочки), вспомогательные материалы (глина, пластилин, воск)

Приемы аппликации:

    сгибание (с р.в)

    сминание (р.в.)

    сложение (многократное сгибание) (мл. гр)

    выгибание (ср.г)

    выщипывание (от целого листа бумаги отрываются маленькие бесформенные кусочки, из которых составляют либо фон для работы, либо отдельный образ) (р.в)

    обрывание (на лист бумаги наносится контур, который потом освобождается от лишнего фона путем многократных аккуратных надрывов) (мл.гр)

    накручивание (с использованием какой-либо основы) (ср. гр)

    скручивание (многократное накручивание, позволяющее получить многозвеньевую спираль) (ср.гр)

    надрезание (выполняется ножницами, при этом бумага не разрезается полностью, ножницы делают только одно движение, оставляя незначительный надрез на листе. (мл. гр)

    разрезание (используется для получения из одного листа бумаги две части (мл.гр)

    прорезание (получение надреза внутри листа) (ср.гр)

    наклеивание (р.в)

    приклеивание (соединение деталей друг с другом) (р.в)

    заклеивание (закрывание щели с помощью детали путем приклеивания на эту щель) (ср.гр)

    присоединение (с помощью доп. Материалов: глины, воска, пластилина) (р.в)

    пришивание (старшие группы)

    вырезывание (получение с помощью ножниц, любой детали, любой формы) (средняя группа)

Виды вырезывания из бумаги:

    вырезывание из бумаги геометрических форм путем преобразования одной в другую (мл.гр)

    из полоски – квадрат, треугольник, прямоугольник

    из квадрата-два (четыре) треугольника, круг

    из прямоугольника – треугольники, овал;

    из прямоугольника и квадрата – ромб, трапеция

    вырезывание на основе геометрических форм предметов, напоминающих эти формы;

    симметричное вырезывание

    зеркальное- Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, где вырезается только половина образа

    центрально-лучевое – сложение от центра (снежинка)

    ленточное - Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное).

    Силуэтное вырезывание.

Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.

Последовательность выполнения аппликации:

1. продумывание композиции

2. подбор бумаги

3. заготовка деталей

4. детали изображения располагают на фоне

5. наклеивание и высушивание деталей изображения

Методика руководства аппликацией в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др.

Младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать формы и цвета.

Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2 – 3 частей, постепенно подводя к более сложным: от предметной к декоративной и сюжетной апп.

Методы и приемы: Детальное обследование объекта изображения Обследование сопровождается различными сюрпризными моментами

Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры. Создание проблемных ситуаций.

Средний дошкольный возраст.

Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.

Методы и приемы обучения.

Один из ведущих методов обучения на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.

В средней группе впервые вводят вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). Он проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры. Возрастает роль слова. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово.

Проблемные задания по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построение композиций с подготовленных форм, способом вырезания, обрывания и др.

Старший дошкольный возраст.

На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом - от этого зависит качество работ.

Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе - предметное изображение.

Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.

Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный изобразительный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование образца, показ способа действия применяются в руководстве изобразительной деятельностью детей, но значительно реже - только в тех случаях, когда необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения. Вместе с тем используем:Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных особенностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него, анализировать, сравнивать, обобщать.Опора на прошлый опыт.

Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы, направленные на развитие творческого потенциала детей, познавательных и эстетических интересов; формирование самооценки.

В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций.

Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.

Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.

Специфика детской аппликации заключается в том, что, благодаря ее материалам, дети активнее овладевают основами цветоведения, узнают о форме, строении предметов, их величине, о правилах и законах композиции.

    Конструирование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по конструированию в ДОУ

Конструирование (от лат. Складывать, расставлять) - означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности, что важно для подготовки детей к обучению в школе.

Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

Особенности конструктивной деятельности (Парамонова Л. А.)

    Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций.

    Познают конструктивные свойства деталей и материалов

    Расширяется область творческих проявлений.

Условия для успешного развития

    Раннее физическое развитие, стимулирующее координацию движений рук в процессе действий с различными инструментами и материалами.

    Создание обстановки, опережающей развитие детей.

    Вовлечение детей в процесс экспериментирования с художественными материалами.

    Предоставление большей свободы в выборе способов, приемов, техник и материалов для конструирования.

    Создание эмоциональной атмосферы творчества на протяжении всего процесса создания конструктивно-пластического образа.

Виды конструирования выделяются по следующим основаниям

    По используемым материалам:

    из строительных наборов

    из конструкторов (является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

    из природного материала (Природный материал в качестве строительного можно исполь¬зовать для игр детей, начиная с младшей группы)

    из бросового материала (Готовые формы - коробки, катушки, шпульки, пробки и др.)

    из бумаги и картона (бумагопластика), является наиболее сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы.

Оригами

Объемное бумажно-картонное моделирование

    По содержанию

    Реалистичное

    Стилизованное

    Абстрактное

    По характеру деятельности детей

    Индивидуальное

    Коллективное

    По назначению

    Практическое назначение

    Имеющее художественно-эстетическое назначение

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом к онструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, В художественном конструировании, дети, создавая образы, не только отображают их структуру, а выражают свое отношение к ним.

Материалы используются те же, что и для работы над аппликацией. но есть и присущие только конструированию строительные наборы и конструкторы.

Строительный набор представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.) он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.

Различают конструкторы:

    Предполагающие одноразовое изготовление постройки (склеивание деталей), после чего конструктор нельзя повторно использовать

    Ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать для получения только определенных видов построек)

    Универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования.

Конструкторы могут быть

    Деревянные

    Пластмассовые

    Металлические

    Керамические

В качестве оборудования для конструирования можно использовать столы для ЛЕГО-конструкторов, модули.

Приемы конструирования

    Закрепление частей на основе (р. В)

    Соединение частей друг с другом (р.в)

    Приклеивание (р. В.)

    Заклеивание (мл.г)

    Склеивание (мл. гр)

    Пришивание (старшие группы)

    Прокалывание (стар.гр)

    Закручивание (ст.гр)

    Зажимание (сред.гр)

    Сминание (р.в)

    Сгибание (разгибание, выгибание) (р.в)

    Сложение (мл. гр)

    Разворачивание (сворачивание) (стар.гр)

    Скручивание (раскручивание) ст.гр)

    Обматывание (ст.гр)

    Примазывание (мл.гр)

Способы конструирования из бумаги: относится к художественной деятельности.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание.

Конструирование на основе конуса, цилиндра (бумажная скульптура) дает возможность создавать сложные, объемные игрушки.

Формы организации обучения дошкольников конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по модели (А. Н. Миренова и А.Р. Лурия) детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С.Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; они сами решают, что и как будут конструировать.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.

Важно создать условия для сохранения детских конструкций .

Однако, когда интерес детей к тому или другому сооружению угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать.

Методика руководства конструированием в группах разного возраста.

Большой вклад в развитие личности ребенка посредством конструктивной деятельности внесли такие ученые как Куцакува Л.В., Парамонова Л.А., Комарова Т.С., и др.

Младший дошкольный возраст. В раннем возрасте создаются только предпосылки конструирования, накапливается самый первый опыт этой деятельности.

У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из деталей строительного набора и учатся называть их, учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола.

конструирование по образцу.

В обучении детей младшей группы конструированию воспитатель использует разнообразные методы. Но основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный. Детей знакомят с тем, что и как надо построить, т. е. демонстрируют образец, выполненный воспитателем, показывают и подробно объясняют процесс возведения постройки.

В конце специально организованной деятельности воспитатель показывает детям, как играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность (2 -3 мин). Тем самым формируется интерес к игровой деятельности.

Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только специально организованную деятельность, но и процесс уборки материала после занятий и игр, а также дидактические игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек» и др.

Анализируя детскую деятельность , воспитатель отмечает, не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.

Средний дошкольный возраст . Постепенно конструирование начинает отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности: оригами, киригами. (снежинки, цветы и т.п.).

Конструирование из полос бумаги: мебель для кукольного домика, поделки из полосок и мятой бумаги

Конструирование из природного материала. Объемное конструирование из природного материала, доступные способы флористики, способ соединение при помощи пластилина, оформление при помощи цветной бумаги.

Методы и приемы: В средней группе при конструировании из строительного материала, прежде всего используют информационно-рецептивный метод. Обучая детей сооружать какую-то новую конструкцию (мост, машина, трамвай и т. д.), воспитатель посредством рассматривания окружающих объектов, иллюстраций знакомит ребят с самим объектом или его изображением, помогает выделять основные части и определять их практическое назначение. При этом к анализу привлекает самих детей. На занятии при обследовании образца постройки, используется опора на прошлый опыт детей.

Формы организации обучения конструированию: конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по условиям.

Старший дошкольный возраст.

В данной группе при конструировании из строительного материала воспитатели продолжают знакомить детей с новыми деталями и их свойствами.

Детей учат конструировать по более сложным условиям , начинают учить строить по рисункам, фотографиям.

Совершенствуются умения работать с бумагой, картоном. Начинается целенаправленное обучение работе с природным материалом, по изготовлению поделок из различных использованных материалов.

Основные методы обучения - информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический, т. е. детей знакомят с объектами изображения по образцу, объясняют, показывают, проводят предварительные целенаправленные наблюдения на прогулках (по рисункам, фотографиям).

Беседа в начале занятия - один из методов активизации знаний детей, словесные приемы обучения способствуют формированию активности, самостоятельности. У них появляются элементы самоконтроля.

В момент затруднения педагог должен вовремя оказать индивидуальную помощь- совет, указания, напоминание, поощрение.

Игра занимает большое место в жизни ребенка. В старшей группе все чаще используется дидактическая игра. t

Любые изделия, которые выполняют дети, должны находить применение в их играх.

Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу – оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво.

План:

1.Классификация методов и приёмов.

особенностей детей.

4.Использование игровых приёмов обучения и развития в разных возрастных группах.

1. Методы обучения изобразительной деятельности и конструированию - это система действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определённого программой воспитания и обучения в детском саду.

Приёмы обучения - это составные части

Классификация методов

по характеру познавательной деятельности

(Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)

Информационно-рецептивный метод;

Репродуктивный метод;

Эвристический метод;

Исследовательский метод;

Метод проблемного изложения.

2. Информационно-рецептивный метод - заключается в том, что воспитатель разными средствами сообщает готовую информацию, а дети её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Обследование;

Готовые образцы;

Показ способов действия;

Объяснение, рассказ педагога.

А) Обследование - это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определённой последовательности выделяет стороны и свойства предмета, необходимые для его изображения.

Структура обследования:

1. целостное восприятие предмета;

2. анализ воспринимаемого предмета;

3. повторное восприятие предмета.

Б) Готовые образцы - как метод обучения применяется в тех видах изодеятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоит задача по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах).

В) Показ способов действия - наглядно-действенный метод, направленный на обучение детей сознательному созданию изображения предмета на основе их конкретного опыта.

Виды показа:

Полный показ;

Частичный показ.

Г) Объяснение, рассказ, пояснения, указания - словесные методы обучения, направленные на уточнение представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приёмами изображения.

Репродуктивный метод - заключается в деятельности педагога, направленной на закрепление знаний, выработку умений и навыков.

Практические упражнения.

Эвристический и исследовательский методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи.

Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Исследовательский метод предполагает выполнение детьми творческого задания: передача сюжета литературного произведения, реализация собственного замысла.

3. Выбор методов и приёмов организации и проведения продуктивной деятельности дошкольников зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего определяются цели и задачи конкретного занятия. Отбор методов требует учёта специфики вида деятельности, а также знаний возрастных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью.

4. Включение игровых приемов в изобразительную деятельность, не должно нарушать ее естественного хода. Изображение – своеобразный центр игры. Игровые действия могут органически включаться в изобразительный процесс или завершать его. Очень похожи на «режиссерские игры» и представляют собой индивидуальную сюжетную игру, но только не с обычными игрушками, а с изображениями. Еще только создаваемые или уже выполненные рисунки ребенок наделяет определенными ролями, иногда берет роль на себя или выполняет за них разнообразные действия.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог может применять следующие виды игровых приемов :

Обыгрывание предметов, игрушек, картин;

Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед началом занятия или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения. (Педагогам предлагается привести пример использования приема обыгрывания предметов, игрушек, картин)

Обыгрывание выполненного изображения;

Это прием применяется в корце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. (Педагогам предлагается привести пример использования приема обыгрывания готового изображения). Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

Обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения:

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки?». Таким образом он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка.

Игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и тд. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке. При выполнении взятой на себя ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей .

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

  • - Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
  • - В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
  • - Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы ее решения.
  • - Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. дошкольный возрастной продуктивный
  • - На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся:

  • 1. с геометрическими объемными формами,
  • 2. получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
  • 3. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,
  • 4. Понятия о стороне, углах, центре.
  • 5. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

  • 1. целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,
  • 2. аккуратности,
  • 3. умения работать в коллективе,
  • 4. трудолюбия,

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Памятка 11

«Особенности организации разнообразных типов занятий и способов выполнения работ продуктивной деятельности в разных возрастных группах»

Типы занятий:

· По сообщению новых знаний и новых способов изображения (информационно-рецептивный метод – доминирующий метод обучения)

· Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действий (продуктивный метод – доминирующий метод обучения)

· Творческие занятия (эвристический метод)

Типы занятий дифференцируются по характеру доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Однако, личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности.

Различают занятия по способу выполнения :

· По представлению

· По памяти

· С натуры

· По замыслу

Памятка 12

«Особенности организации занятий по рисованию и способов выполнения работ в разных возрастных группах»

Различают следующие виды занятий по содержанию изображения:



· Предметное

· Сюжетное

· Декоративное

Различают по способу:

· Рисование по замыслу

· По памяти

· С натуры

Предметное рисование.

Направлено на освоение основных способов изображения (форма, строение, цвет, техника рисования).

Задачи обучения:

1. Формировать у детей познавательный интерес к миру предметов, человеку, и эмоционально откликаться.

2. Формировать у дошкольников обобщённое представление об изображаемых предметах.

3. Формируются обобщённые способы изображения предметов, умение предавать: форму (близкую к геометрической, затем к индивидуальной), строение предмета и пропорциональное отношение в предмете.

4. Развивать чувство цвета, формы, ритма и композиции.

5. Стимулировать самостоятельность и творчество.

Требования к размещению натуры:

· Свет должен падать справа или слева (в зависимости от детей – правши, левши).

· Не ставить против света.

· Расстояние до натуры примерно 1,5 метра.

· Натура на уровне глаз или чуть выше.

· Сзади натуры устанавливается фон.

Сюжетно-тематическое рисование.

Задачи:

1. Формирование интереса к окружающим предметам и явлениям природы.

2. Развивать у детей умение замасливать образ, определять заранее содержание и некоторые способы изображения.

3. Обучение некоторым доступным способам изображение сюжета:

· Приём создания простейших композиций, т.е. расположение изображений по всей плоскости листа (это характерно для младших групп), «Цветы на лугу» (ср. гр.).

· Расположение изображения на широкой полосе листа (старшая группа), намечают линию горизонта, размещение предметов ближних планов (низ лита – крупно), (дальних планов верх - меньше).

· Учить изображать в рисунке главное, выделяя размером, формой, цветом (ср. и старшая группа); учить передавать в рисунке отношение предметов по величине и взаимному расположению в пространстве; учить детей передавать движения и позы главных героев.

4. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Декоративное рисование.

ДПИ – одно из древнейших искусств, по своим мотивам схоже с природой. Оно вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительно наполнена мудростью и красотой, поэтому оно понятно и доступно дошкольникам. Вводится ДПИ со средней группы.

Задачи:

1. Развитие у детей любви, уважение к своей родине, чувство патриотизма.

2. Формирование интереса у детей к народному искусству, понимание его особенностей.

3. Формирование обобщённых знаний, соответствующих изобразительных умений, по разным видам промыслов (умение различать композиции, колорит, характерные элементы, материалы).

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы, творчества (при создании узоров).

Особое место в обучении рисованию (декоративному) отводится образцу воспитателя. Воспитатель вынужден использовать образец, т.к. в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия.

Существуют разные виды образца:

1. Образец для прямого следования – прямое подражание – детям даётся готовая информация и образец (информационно-рецептивный метод).

2. Неоконченный образец – детям предлагается воспроизвести часть рисунка по образцу, а часть – придумать самим (частично поисковый метод).

3. Вариативные образцы – представлены разные варианты решения одной и той же задачи.

Любой образец должен быть выполнен в стиле определённого промысла. Размер образца должен быть в 1,5 – 2 раза больше детских работ.

Техники рисования

Благодаря освоению различных техник, художественные образы детей становятся более выразительными и содержательными. Об этом свидетельствуют исследования Р.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой и др.

Техники рисования условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

1.Классические (традиционные) техники рисования по использованию материалов: масляная; карандашная; акварельная; гуашевая; темперная.

2. Неклассические (нетрадиционные) техники рисования: рисование по сырой бумаге; рисование по мятой бумаге; рисование пластилином;рисование двумя красками; рисование восковыми мелками; рисование на стекле; монотипия; пальцеграфия; кляксография; силуэтное рисование; граттаж (цветная восковка);батик;коллаж; витраж; набрызг; печатки, штампы.

Памятка 13

Образец оформления титульного листа

Конспекта продуктивной деятельности в ДОУ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПК №13 ИМ. С.Я. МАРШАКА

Конспект

проведения продуктивной деятельности

(возрастная группа)

Вид деятельности _______________

(рисование, аппликация, лепка, конструирование)

на тему: « »

ГБОУ детский сад (компенсирующего или комбинированного вида, если есть)

Проводит:

Студентка группы ___

(Ф.И.О.)

Проверил преподаватель:

Запольских О.С.

Оценка .

Оценка за проведение конспекта

Оценка .

Дата проведения (число, месяц, год)

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Предварительная работа:

Оборудование:

Демонстрационный материал–

Раздаточный материал –

Вид продуктивной деятельности: (нужное написать)

Рисование

Аппликация

Конструирование

Форма организации продуктивной деятельности: (нужное написать)

Фронтальная

Групповая

- коллективная

Ход работы

I Вводная часть ( мин.)

– мотивация к деятельности







2024 © kubanteplo.ru.