«Был первым нашим университетом. Михаил Ломоносов. «Он был первым нашим университетом Он был самым первым университетом


Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Михаил Ломоносов мечтал догнать и перегнать Европу

300 лет назад, 19 ноября 1711 года, родился Михаил Ломоносов - первый русский академик, основатель Московского университета, человек энциклопедических познаний, который, по выражению Пушкина, "сам был нашим первым университетом".

По своим убеждениям Ломоносов был патриотом и адептом догоняющей модернизации. Его маяком являлась Европа, а главным лозунгом жизни - слова из собственного стихотворения: "Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов [Ньютонов] российская земля рождать!".

В сталинскую эпоху сложился образ Ломоносова, имевший мало общего с действительностью. Его представляли, во-первых, угнетенным пролетарием, во-вторых, борцом против реакционной и антинациональной власти, в-третьих, гениальным исследователем.

Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом А.С. Пушкин

Репутация Ломоносова как великого ученого преувеличена. Ломоносова называют открывателем фундаментального закона сохранения массы, но вообще-то, его сформулировал и экспериментально доказал француз Лавуазье. Ломоносов лишь обмолвился в частном письме академику Эйлеру, что "сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому", что тянет лишь на блестящую догадку.

По специальности геолог и химик, самое значительное свое открытие Ломоносов совершил в области астрономии. В мае 1761 года, наблюдая в телескоп за прохождением Венеры по диску Солнца, он заметил, что "солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде ровен", и "рассудил", что ближайшая соседка Земли "окружена знатной воздушной атмосферой, таковой, какова обливается около нашего шара земного".

Однако этот факт, как указывают источники, "прошел незамеченным", в силу чего ряд авторов отдает приоритет обнаружения венерианской атмосферы английскому астроному Уильяму Гершелю.

Главная историческая роль Ломоносова в другом. Он был крупным организатором науки и просвещения, популяризатором знаний, успешным лоббистом исследовательских и образовательных проектов.

Михаил Васильевич никогда и не думал бороться с властями, а наоборот, не был чужд придворных интриг, политической конъюнктурности и лести. Однако, по мнению большинства историков, это вряд ли может быть поставлено ему в вину: иначе он и дела бы не сделал.

Дух свободы

Ломоносов родился через два года после Полтавской победы , на столетия вперед определившей будущее России как европейской державы.

По оценке биографов, ключевую роль в формировании его незаурядной личности сыграло происхождение с Русского Севера, населенного поморами и черносошными крестьянами, не знавшими крепостного права.

"В целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятной историческою почвою и более счастливыми местными условиями", - писал историк Владимир Ламанский.

Image caption Земляки Ломоносова ходили в море на таких кораблях

Северяне "избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремесла", умели за себя постоять, и грамотных среди них было больше, чем среди простых людей в центральной России. К тому же они задолго до Петра I отлично владели навигацией.

Отец будущего академика был, по меркам Холмогор, весьма не беден, имел много земли и хороший дом, но главным источником дохода являлся морской промысел. Михаил Васильевич впоследствии писал, что отец "довольство кровавым по́том нажил".

Мальчик ходил с отцом в море с 10 лет. По-видимому, не случайно он произнес впоследствии знаменитые слова: "российское могущество прирастать будет Сибирью", а среди его научных интересов важное место занимали морские льды, северные сияния, и прочие "арктические" темы.

От предков Ломоносов унаследовал отменную физическую стать. Однажды в Петербурге он, уже будучи академиком, в одиночку скрутил трех грабителей, напавших на него на улице.

Талантливый самородок

Ломоносов выучился у местного дьячка и к 14 годам превзошел наставника в умении писать и считать.

Image caption У 14-летнего Михаила был каллиграфический почерк

Овдовевший отец женился на другой женщине. Мачеха, по воспоминаниям Ломоносова, обращалась с ним плохо, что выражалось главным образом в постоянных насмешках над его любовью к книгам и тягой к какой-то иной жизни.

Когда Михайле сравнялось 20, отец и мачеха задумали его женить. Обзавестись семьей означало похоронить мечту о науке и большом мире. Юноша бежал в Москву с купеческим обозом, прихватив из дома только три книги: "Арифметику" Магницкого, "Грамматику" Смотрицкого и "Псалтырь" Полоцкого.

В Москве он поступил в Славяно-греко-латинскую академию - знаменитое учебное заведение, основанное еще при царе Федоре Алексеевиче выходцами из Киево-Могилянской академии, и проучился в ней пять лет.

О тяготах студенческой жизни Ломоносов впоследствии красочно поведал в известном письме своему покровителю Ивану Шувалову. "Стипендия" составляла три копейки в день, из которых он покупал на "денежку" (полкопейки) хлеба, на денежку кваса, а остальное тратил на одежду и книги. Товарищи, намного младше его годами, "кричали и перстами указывали: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыни учиться!".

В академии определились интеллектуальные наклонности Ломоносова: математика и гуманитарные науки казались ему слишком абстрактными, а более всего нравились наблюдения над природой.

Науки юношей питают, отраду старым подают. В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут Михаил Ломоносов

Вскоре после того как Ломоносов окончил академию, правительство озаботилось тем, что геологи-иностранцы не желают ехать в далекую Сибирь, и решило послать двенадцать юношей в Германию учиться горному делу. Чтобы оказаться в их числе, способный выпускник за шесть месяцев выучил немецкий язык, которым прежде не владел.

Он три года проучился в Марбургском университете, и еще два года прожил за границей на вольных хлебах. Будущий критик "немецкого засилья" в Российской академии наук не только получил образование в Германии, но и женился на немке, дочери своего квартирного хозяина.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и приступил к работе в должности адъюнкта физического класса Академии наук.

"Министерство науки"

РАН с момента своего создания являлась и поныне является уникальным учреждением.

Image caption Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов окончил в числе лучших выпускников

В Европе исследованиями занимались либо университетские преподаватели, либо богатые любители. Академии изначально возникли как дискуссионные клубы и были общественными организациями, куда признанные представители научного мира принимали коллег по совокупности заслуг.

Венцом карьеры ученого являлось звание профессора, а не академика, приносившее почет, но не деньги.

Петр I создал Академию наук, как государственное учреждение. Академики и адъюнкты состояли на службе, имели классные чины и получали жалованье не за преподавание и издание книг, а за исследовательскую работу.

Это позволяло ученым искать и творить, не беспокоясь о хлебе насущном, зато ставило их в полную зависимость от правительства.

Придворный пиит

Первые годы Ломоносов работал успешно, но ничем особенным среди коллег не выделялся.

Однако в 1748 году он сочинил хвалебную оду императрице Елизавете Петровне, которая вызвала высочайшее одобрение и принесла автору крупную денежную премию, выплаченную медными монетами, для доставки которых потребовались две телеги.

С тех пор Ломоносов сделался вхож в высшие круги. И в дальнейшем он воспевал Елизавету в выражениях наподобие: "Богиня, дщерь божеств, науки основавших и приращенье их тебе в наследство давших… Коль милосердна ты, коль счастлива Россия, что царствуют с тобой в ней времена златыя!".

В 1749 году Елизавета взяла в фавориты 22-летнего Ивана Шувалова. Это был европейски образованный и либерально настроенный вельможа, который переписывался с Гельвецием и Вольтером и даже предлагал государыне ввести конституцию.

Ломоносов стал вхож в придворные круги, стал читать воспевающие Елизавету вирши по праздникам, и хотя Елизавету, судя по всему, глубоко не уважал, многое от нее получил Андрей Буровский, историк

В отличие от мечтательного Ивана, его двоюродный брат Петр был крупным администратором и оборотистым дельцом.

Став, благодаря отношениям Ивана с Елизаветой, фактическим правителем империи, он оставил свой след во многих областях: в частности, принял на вооружение российской армии первую в мире длинноствольную гаубицу, знаменитый "шуваловский единорог", прослуживший около 100 лет, основал первый в России Дворянский банк, дававший помещикам долгосрочные кредиты под залог деревень и 6% годовых (отсюда часто встречающееся в русской классической литературе понятие "заложить имение"), а для себя получил монополию на рыбные и тюленьи промыслы, приносившую сказочные доходы.

С Иваном Шуваловым, покровительствовавшим наукам и искусствам, у Ломоносова возникла тесная дружба. Короткое шутливое стихотворение, в котором ученый благодарил графа за присланные в подарок ананасы и ящик шампанского, стало первым известным произведением русской литературы, в котором употреблялась ненормативная лексика.

Сама Елизавета была малообразованной женщиной, до конца жизни считавшей, что в Англию можно проехать посуху. Посетив созданную Ломоносовым химическую лабораторию, она не поняла его объяснений и милостиво махнула рукой: "Хватит, Михайла Васильевич, все равно ничего не разберу, делай свою лабораторию, а то лучше бы вирши писал".

Однако императрица позиционировала себя как "дщерь Петрова", поборница реформ и просвещения.

"Зловредный норманизм"

Оды сочинял не только Ломоносов, и одного этого, вероятно, было бы недостаточно, чтобы приобрести вес при дворе.

В биографии Ломоносова есть страница, по мнению многих современных исследователей, не делающая ему чести. При его непосредственном участии в российской науке впервые развернулась идеологическая дискуссия, весьма похожая на сталинские погромы кибернетики и генетики.

Его коллега Готлиб Байер на основании Ахенской хроники Карла Великого утверждал, что слово "русы" первоначально относилось к скандинавскому племени, а затем распространилось на всех жителей территории, завоеванной потомками Рюрика.

Никаких политических выводов из своих изысканий Миллер и Байер не делали.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Императрица Елизавета в науке не разбиралась, но в споре о норманизме решительно поддержала Ломоносова

История прежде не входила в круг научных интересов Ломоносова. Но он уловил модный при дворе патриотический тренд: в российской Академии наук засели немцы, едят наш хлеб, да еще доказывают, что государственность России дали иностранцы!

Михаил Васильевич перевел труд Миллера с немецкого на русский язык, допустив при этом искажения и подтасовки (по нему, выходило, будто Миллер считает русских варварами, не способными к самостоятельному развитию), а затем написал на собственный перевод "Возражения", изобиловавшие политическими ярлыками и руганью.

Развернулась дискуссия, имевшая мало общего с поиском истины. Обе стороны апеллировали ко двору, Миллер, кроме того, жаловался европейским коллегам, обвиняя Ломоносова в интригах и недобросовестности.

В результате Миллера, виновного лишь в том, что он исправно читал и цитировал древнерусские летописи, понизили в должности с академика до адъюнкта и урезали ему годовое жалование с тысячи до 360 рублей.

Миллер еще легко отделался. При Сталине за приверженность "норманизму" можно было получить срок. "Возражения" Ломоносова переиздали и объявили непререкаемой истиной.

В настоящее время роль варягов в формировании Киево-Новгородской Руси под сомнение не ставится. Портретная галерея выдающихся правителей в Большом Кремлевском дворце открывается условным изображением Рюрика.

Основатель университета

Самым значительным деянием Ломоносова является, несомненно, создание в 1755 году Московского университета, в чем его активно поддерживал Иван Шувалов.

Соответствующий указ был подписан императрицей 12 (25) января, в день святой Татьяны , который с тех пор считается в России Днем студента.

Ломоносов разработал для него устав, настояв, чтобы получить высшее образование могли не только дворяне, но и простолюдины и чтобы университет обладал широкой автономией, не подчиняясь никому, кроме монарха, правительствующего сената и своего куратора. Первым куратором стал Шувалов.

Image caption МГУ носит имя своего основателя

При основании университет имел три факультета - философский, юридический и медицинский. Сейчас в нем 39 факультетов, на которых учатся около 40 тысяч студентов.

Свет университетского образования пришел в Россию позже, чем в другие страны. Первый в мире Болонский университет существует с 1088 года. Университет в Оксфорде был открыт в 1096 году, в Париже - в 1215 году, в Гарварде - в 1636 году, и даже в колониальной Гаване - в 1728 году.

Петр I придавал мало значения гуманитарным знаниям и за четверть века своей реформаторской деятельности университета не создал.

В умах основателей МГУ доминировала мысль: "Догнать Европу!".

Когда через некоторое время при университете открывали гимназию, ее первый директор, ученик Ломоносова Николай Поповский, держал перед учениками такую речь: "Если будет ваша охота и прилежание, то скоро вы сможете показать, что и вам от природы даны умы такие ж, какие и тем, которыми целые народы хвалятся; уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела".

Московский университет около полувека оставался единственным в стране. Университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Дерпте (Тарту) были открыты только при Александре I.

Разносторонние интересы

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Ломоносов преподнес Петру Шувалову его мозаичный портрет собственной работы

Еще один успешный проект Ломоносова - возрождение в России искусства мозаики, заброшенного после татаро-монгольского нашествия.

Первые мозаичные картины привез в Петербург из Италии граф Третьяков. Ломоносов увлекся этим делом, сочинил специальную оду "О пользе стекла" и организовал близ Ораниенбаума мозаичную мануфактуру, для чего получил от казны четыре деревни с крепостными.

Менее удачной оказалась экспедиция с целью поиска Северо-Западного прохода из Атлантического в Тихий океан (вдоль северных берегов Гренландии и Канадского архипелага).

Ломоносов предполагал, что севернее 80-й параллели арктические моря свободны ото льда, но надежда не оправдалась. Корабли под командой капитана Василия Чичагова дошли только до Шпицбергена и вынуждены были повернуть обратно.

Примерно в ту же пору и столь же безуспешно Северо-Западный проход пытались отыскать Кук и Лаперуз.

Оды Ломоносова по всей справедливости можно считать началом русской литературы Виссарион Белинский

Ломоносов заслуженно считается основоположником не только русской науки, но и русской литературы. Вместе с Антиохом Кантемиром, Александром Сумароковым и Василием Тредиаковским он входит в число родоначальников отечественной поэзии.

Сегодня их стихами, мягко говоря, никто не зачитывается, но важно, что они были первыми.

Одним из побочных последствий рыночных реформ в современной России стало падение престижа и поддержки науки, не дающей быстрой финансовой отдачи.

Критики такого положения указывают, что торговать газом и импортным ширпотребом - дело, конечно, нужное, но страна, не занимающая авангардных позиций в области фундаментальных исследований, не может претендовать на достойное место в мире.

По их мнению, российской науке сегодня не помешал бы человек с авторитетом и организаторскими способностями Ломоносова.

19 ноября в Московском университете прошли праздничные мероприятия, посвященные трехсотлетию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Утром с малой родины М.В. Ломоносова – Архангельской области в Москву к старому зданию на Моховой улице в центре столицы прибыл символический «Факел знаний». От факультета журналистики МГУ эстафета прошествовала по улицам Москвы к Универитетской плозащади и по аллее ученых - к Главному зданию МГУ. В полдень возле памятника М.В. Ломоносову состоялся концерт.

В фойе Актового зала МГУ были представлены оригиналы работ М.В. Ломоносова, как научных, так и поэтических, на русском, французском и латинском языках.

Торжественное заседание в Актовом зале Главного здания МГУ открыл ректор МГУ В.А. Садовничий, отметив, что это огромная честь – обладать правом первой речи на столь торжественном мероприятии. После этого на трибуну были приглашены почетные гости.

Первым выступил министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, который зачитал поздравление от Д.А. Медведева. Особенно отмечен был тот факт, что именно М.В. Ломоносов заложил основы академической школы в нашей стране, оставил богатое научное наследие и привил принцип гуманизма образования в России.

О богатом наследии Михаила Васильевича говорил также и заместитель председателя Правительства РФ С.Б. Иванов. И одной из самых важных его частей является формирование системы образования. Принцип фундаментальности, неразрывной связи образования и науки, стал во многом определяющим для последующих успехов российской науки. Именно поэтому, по мнению гостя, мы имеем право гордиться достижениями своей страны. По словам Сергей Борисовича, «становление науки – дело государственной важности».

В своей речи В.А. Садовничий отметил, что в зале собрались ректоры не только ведущих вузов страны, но и стран СНГ – целая научная корпорация, корни которой уходят в научные исследования Михайло Ломоносова. Он не только понял роль науки в истории России, но и посвятил ей всю свою жизнь. Ученый провел огромное количество исследований в самых разных областях, и совершил множество открытий, в числе которых открытие атмосферы Венеры. Ломоносов был мастером мозаичного дела, создавал машины для изучения таких природных явлений, как гром и молния. Он разработал план прохождения экспедиции по Северному морскому пути, описал, какие именно исследования стоит проводить. Зная что целью такой экспедиции является приращение Россией территорий, ученый говорил о том, что на берегах обязательно следует оставлять столбы с датой высадки, чтобы в дальнейшем не возникало споров. Несмотря на то, что экспедиция, увы, не была успешна из-за некоторых недочетов, с ней связана одна крайне любопытная история. Виктор Антонович рассказал о письме, которое пришло в МГУ несколько дней назад. Это была копия письма ректора Йельского университета с просьбой держать его в курсе событий экспедиции и провести несколько особо важных экспериментов. Однако, узнав о смерти Ломоносова, письмо ректор не отправил. И только сейчас дошло оно до России. Оригинал этого письма хранится сейчас в архиве Франклина в Филадельфии.

Президент РАН Ю.С. Осипов отметил, что в Ломоносове сочетались как будто два человека – романтик и прагматик, стихотворец и ученый. Он был отцом русской литературы и физической химии, исследователем земли и языка, поразительно талантливым и всесторонне развитым гением со сложным характером и непоколебимыми принципами.

Слова благодарности ученому в этот день произнесли и другие гости, среди которых были и космонавты, поздравившие собравшихся в зале прямо с борта МКС. Не раз звучали строки о том, что М.В. Ломоносов – это не только гордость России, но поистине гордость всего человечества.

Эффектно окончил свою речь губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук. Его пожелание можно отнести и к нам, наследникам интеллектуального богатства Михаила Васильевича: «Необходимо жить и работать по-ломоносовски: с глубокой и непоколебимой верой в народ и в Россию!»

«Он создал наш первый университет. Он сам был нашим первым университетом», – говорил гений Пушкин о гении Ломоносове.

Указ об учреждении Московского университета императрицей Елизаветой Петровной был подписан 12 января (по старому стилю) 1755 года. Его куратором назначили графа Шувалова. При университете были устроены две гимназии. Ломоносов активно участвовал в составлении университетского устава и учебных планов. Именно в типографии Московского университета была напечатана «Российская грамматика» М.В.Ломоносова тиражом 1200 экземпляров. Вскоре из печати вышла первая книга – «Собрания разных сочинений в списках и прозе коллежского советника и профессора Михайло Ломоносова».

В 1760–1761 годах Ломоносов работает над поэмой «Пётр Великий», в которой создает образ просветителя – страстного, сильного духом творца. Сам ученый был последовательным борцом за демократизацию образования. Он составил проект регламента академической гимназии и в программу гимназического образования ввел русский язык, русское красноречие и русскую историю. Михаил Васильевич считал, что иностранные языки (прежде всего латинский) необходимо изучать серьёзным образом, а преподавание оснований наук (арифметики, геометрии и географии) вести на русском языке.

Предметом особой заботы Ломоносова было воспитание подростков. В главе «Об узаконении для гимназистов» он требует от «младых отроков» соблюдения религиозно-нравственных заветов и «простирать крайнее прилежание к наукам, и никакой другой склонности не внимать, чтобы рачение к учению урон или многое послабление не потерпело. Все, что помогает учению, добродетельно, а что мешает – порочно». Ломоносов вменяет гимназистам в обязанность беспрекословное послушание учителям, а также «отбегать от ссор междоусобных, а особливо от бесчестных браней и драк, не попрекать другого природными недостатками и не злобствовать, не мешать другим в ученьи».

В главе «Об обязанностях учителей» М.В.Ломоносов пишет: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе – презрение. Умеренность не дает места ни тому, ни другому; учитель должен не только словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».

В январе 1760 года он был назначен руководителем университета и гимназии Петербургской Академии Наук. Ему удалось добиться увеличения гимназических стипендий до 48 рублей в год. В ту пору гимназии, кроме Петербурга, действовали в Москве и Казани. М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов стремились расширить их сеть по всей России.

Российский университет устраивался по примеру европейских. В регламенте Петербургского университета, представленном М.В.Ломоносовым на обсуждение академиков в июле 1759 года, указывались правила приема профессоров в университет, производства в профессорское звание, расписывались обязанности профессоров как заведующих кафедрами. Вторая часть регламента была посвящена условиям приёма студентов со стороны и перевода из гимназии, порядку «хождения» их на лекции, проведения занятий, экзаменов, правилам поведения, поощрения и наказаниям, выпуску и распределению после завершения учёбы. По Ломоносовскому проекту университет должен был выпускать не только адъюнктов и переводчиков, но и врачей, аптекарей, юристов, металлургов, садовников и т.п. Он вменял в обязанность студентам учить иностранные языки (французский, немецкий) и самостоятельно читать основную научную литературу по специальности. Такая широкая университетская программа обучения закладывала прочные основы народного образования в России. Стране нужны были грамотные люди.

11 января 1760 года М.В.Ломоносов выступил на заседании Академического собрания с докладом о необходимости открытия университета в Петербурге. Он понимал, что истинная цель народного просвещения не только в том, чтобы передать учащимся определенную сумму знаний по различным наукам, но и в том, чтобы пробудить в каждом человеке творца, способного на труд во имя общего блага.

В мае 1761 года Ломоносов пишет в Сенат записку «Краткий способ приведения Академии Наук в доброе состояние», где предлагает обновить кадры в канцелярии, устав и систему финансирования академии, расширить сословный состав учащихся гимназии и университета, повысить качество образования. Цель реформ: «чтобы науки возросли и распространились в России. Науки изыскивают темы, общеполезны сами по себе, а ученые – это государственные люди, действия их направлены на приращение благополучия людей, человеческого рода».

Ломоносов умер в апреле 1765 года. Через 21 год после его смерти императрица Екатерина подписала указ о народных училищах. Научные труды и образовательные идеи М.В.Ломоносова пригодились, они способствовали развитию российской науки, народного образования и росту могущества государства Российского.

Науки возросли и распространились в России, как того хотел великий ученый и патриот.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Приложение 1 Блиц турнир Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А. С. Пушкин История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин так его характеризует: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец. Он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его. Даёт законы и образцы классического красноречия дарит художественные мозаичные произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.» Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I. Биография группа 1 Приложение 2 Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры Архангельской губернии. Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях. На отцовском галиоте Чайка побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Поморы были люди строгие в нравах. Деятельные, независимые «умевшие за себя постоять». Путешествуя с отцом, Михаил познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь. Мать умерла рано, когда ему было 9 лет. Отец ещё дважды женился. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой». Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, льда». Грамоте обучил Ломоносова дьяк местной церкви С.Н. Сабельников. Возвращаясь

2 из плавания, Ломоносов брался за книги. Славянская грамматика Смотрицкого и Арифметика Магницкого открыли мальчику неизвестный до тех пор мир мир знания. Особенно большое влияние оказало на него чтение Арифметики Магницкого. Эта книга не была похожа на современные нам учебники арифметики. В ней излагались не только правила простейших математических вычислений, но сообщались также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т. д. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времен. В 14 лет он уже грамотно и чётко писал. Жажда знаний у будущего учёного росла с каждым днём, он страстно хотел заниматься наукой. Первая попытка получить образование не увенчалась успехом, его не приняли в Холмогорское училище, так как он был сыном простого крестьянина, а это запрещалось законом. Ломоносов не стал отчаиваться, слишком сильным было его желание «выучиться». Однажды, будучи с отцом в Архангельске, он поинтересовался у городских грамотеев, где учат латинскому языку, и, узнав о Московской Славяно греко- латинской академии, предупреждённый ими о сословном составе её учеников, дал себе обет стать её учеником. Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома. В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся обоз с рыбой. Ночью, когда в доме вес спали, Ломоносов надел две рубахи, тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за рыбным обозом. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Биография группа 2 Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России- Москве, Киеве и Санкт- Петербурге можно овладеть высшими науками. В начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал. О своей жизни в Москве он писал «...Несказанная бедность, имея один алтын (.) в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!» Удивительная целеустремлённость была присуща М.В.Ломоносову. В свободные от занятий часы он читал книги. Через год, овладев латынью, начал учить греческий. Пытливый и живой ум явно не удовлетворялся достигнутым. Удивительным образом этот деревенский мальчик выстроил себе некий алгоритм (устойчивую схему поведения) самостоятельной и волевой работы с книгами и бумагами, в которых он искал ответы на сложнейшие вопросы бытия. Усердно учась в Славяно-греко-латинской академии, он вдруг обнаружил, что сведений по физике, химии, естествознанию, математике и другим наукам он получить не может. В 1734 году М.В.Ломоносов был отправлен в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучался в Киево Могилянской академии, но не найдя там совершенно материалов по физике и математике, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов». В следующем, 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вызван в Академию Наук. Неустанная самостоятельная работа над собой, учебные успехи М.В.Ломоносова позволили руководству Академии заметить способного и прилежного ученика. В ноябре 1735 года он в числе 12 учеников был отправлен для получения образования в Санкт-Петербургскую Академию Наук и зачислен в студенты университета при Академии Наук. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Занятия начались с

3 изучения немецкого языка. Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям. Уже тогда Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецком языках. Биография группа 3 Предыстория того, как Ломоносов попал в Германию такая. В Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в её составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать на большое расстояние порядка 10 тысяч вёрст. Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию. В марте 1736 года Ломоносов в числе трёх наиболее способных молодых людей отправлен для продолжения учёбы в Европу. Это показывает, что способности М.В.Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение. В Германии, в городе Марбург, он должен был обучаться горному делу. За границей он провёл пять лет. Из них около четырёх лет провёл в Германии и около года в переездах. Был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, права и в вопросах, касающихся государства. В Марбургском университете прослушал курс по механике, гидростатике, аэрометрии. Брал уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Уже достаточно хорошо знал немецкий, продолжал совершенствоваться в латыни, стремился овладеть французским и уже по собственной инициативе приступил к изучению итальянского языка. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть своих денег. Изучение естественных наук (физики, химии) Ломоносов успешно сочетал с литературными познаниями. Познакомился с новейшей немецкой литературой и работал над стихотворными переводами. Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание из России. Средства из Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг. В 1739 году М.В.Ломоносов в Германии приступил к изучению металлургии и горного дела. Посещал рудники и металлургические заводы, познакомился с устройством рудников. В том же 1739 году женился на немке Елизавете Цильх, дочери хозяйки дома, в котором жил. 8 ноября 1739 года у них родилась дочь. Сын М.В. Ломоносова, родившийся в Германии в 1741 году, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года. Биография группа 4 В 1741 году М.В.Ломоносов возвратился в Петербург, и с тех пор больше не покидал границ своего Отечества, посвятив себя делу российской науки. Что же удалось сделать Ломоносову, как великому учёному энциклопедисту, управленцу-администратору, педагогу, литератору, художнику за оставшиеся 24 года до дня его кончины? По возвращении в Россию он упорно добивался постройки химической

4 лаборатории при Академии Наук, приступил к составлению каталога собраний минералов Кунсткамеры. В 1745 году хлопочет о разрешении читать лекции на русском языке, ранее они читались на латыни. Под влиянием Ломоносова в 1755 году совершается открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект. В 1756 году отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В своей химической лаборатории провёл более 4 тысяч опытов! Им разработана технология получения цветных стёкол (смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла. В году М.В. Ломоносову удаётся построить стекольную фабрику. В пристройке к своему дому на Васильевском острове своими руками освоил технику мозаичного набора. Создал ряд картин: портреты Петра 1 и Петра 2, «Полтавская баталия», «Апостол Пётр», «Покорение Азова в 1696 году». Но этим не исчерпывается творческая натура Ломоносова. Он писал поэтические произведения. Нельзя сказать, что до Ломоносова, в России никто не интересовался риторикой. Но в 1743 году он написал «Краткий руководство по риторике» на русском языке, а не на латыни как было ранее. Учебник «Российская грамматика» - первая грамматика русского языка - основы и нормы русского языка, в котором М.В. Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении того или иного слова. В 1756 году отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. Вступил в научный спор с немецким учёным Г.Миллером о происхождении русских и их государства. Работы по созданию цветного стекла соприкасались с другими дисциплинами: приборостроением и оптикой. Было построено более десятка новых оптических приборов. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, учёный обнаружил наличие у неё атмосферы. М.В.Ломоносов разработал «аэродинамическую машину», летательный аппарат вертикального взлёта первый прототип вертолёта, идеи конструкции, которой впоследствии использует русский изобретатель вертолёта И.И. Сикорский. В декабре 1759 года Ломоносов и Браун получил твёрдую ртуть. Осуществил М.В.Ломоносов и свои детские мечтания и планы. Так, ещё в 1760 году он закончил исследовательскую работу о происхождении ледников, а в 1763 году составил «Полярную карту», по которой предполагался возможный проход с Севера в восточную Индию. 1.М.В.Ломоносов родился в году в 2. Мать 3. Отец 4. В детстве увлекался 5. Начал постигать грамоту 6. Первый учитель Карточка - помощник для 1 ой группы Детские годы М.В.Ломоносова Карточка - помощник для 2 ой группы

5 Обучение М.В.Ломоносова в России 1. М.В.Ломоносов начал учиться в городе. 2. В. возрасте поступил в Славяно-греко-латинскую академию. 3. Постигать науки помогали такие черты характера, как.. 4. Был отправлен для продолжения образования в.. 5. Учился в университете с. по.. годы. Карточка - помощник для 3 ой группы Научные достижения М.В.Ломоносова 1. М.В.Ломоносов прославился в областях науки он прославился? 2. Научные открытия Ломоносова это 3. Вклад учёного в развитие образования в России - На политической карте мира отметьте значками страны и города, связанные с жизнью М.В.Ломоносова. 1. Место рождения учёного город. Карточка - помощник для 4 ой группы Имя М.В.Ломоносова на карте мира

6 2.Города Российской империи, в которых учился М.В. Ломоносов,.. 3. Страна, в которой М.В.Ломоносов продолжил своё образование. 4. Город, в котором жил М.В.Ломоносов после возвращения из-за границы. Карточка - помощник для 5 ой группы Имя М.В.Ломоносова на карте города На Васильевском острове в гостях у Ломоносова Приложение 3 Кто из нас не слышал выражение «Петербург Достоевского»? С именем Фёдора Михайловича, к примеру, в Санкт Петербурге связывают мистические, полные загадочности места, дворы колодцы конца веков. Ломоносовский Петербург совсем другое бытие! Когда желают подчеркнуть наше славное научное прошлое, выделить эпоху просвещения в России, отметить блистательную плеяду российских Ньютонов и Аристотелей, то, безусловно, вспоминают имя Михаила Васильевича Ломоносова. Когда мы планируем отдохнуть в городе, то, как правило, выезжаем в одно из красивейших его мест стрелку Васильевского острова и любуемся чудной панорамой великого архитектурного творения. Наш пытливый взгляд замечает необычное строение с прозрачным шаром наверху. Здесь в конце 1940 года в здании Кунсткамеры был открыт пока единственный в Санкт Петербурге музей М.В.Ломоносова основателя отечественной науки (Университетская набережная дом 3) Место это выбрано не случайно. Прилегающие к музею территории во времена Ломоносова принадлежали Академии наук. Здесь же располагалась и сама Академия, где вначале учился сам Ломоносов в качестве адъюнкта (аспиранта), а затем и работал в должности профессора. Ежегодно в День знаний 1 сентября студенты-первокурсники Санкт- Петербургского государственного университета посвящаются в универсанты и клянутся сохранить все славные традиции славного учебного заведения России. Всё это происходит

7 рядом с музеем Ломоносова, у его скульптурного памятника на Университетской набережной. Памятник М.В.Ломоносову появился здесь в начале 1960-х годов и весьма удачно «вписался» в общий ансамбль расположенных рядом зданий 12-ти Коллегий (главное здание университета) и Академии наук РФ (С- Петербургский филиал) К сожалению, на Васильевском острове, где до 1757года жил и работал Ломоносов, совершенно не осталось тех бытовых исторических реликвий, которые связаны с его именем. Имя Ломоносова на карте города Наше путешествие по местам Ломоносова в Петербурге продолжается в центре города. Удивительно, но здесь почти как в каком-либо микрорайоне есть всё: улица Ломоносова (от набережной канала Грибоедова до пересечения с улицей Рубинштейна и Загородного проспекта) и площадь Ломоносова (пересечение улицы Ломоносова и набережной Фонтанки). Более того всё это венчает мост имени Ломоносова через реку Фонтанку со своими знаменитыми сторожевыми башнями и цепями. Во времена Ломоносова в этих местах в выходные и праздничные (церковные) дни проходили парады местных воинских частей, шли гуляния, ярмарки. Одним словом, здесь отдыхал именитый люд Петербурга. Нередко здесь бывал и сам Ломоносов. По рассказам очевидцев в этих местах он встречался с «отходниками» - поморами. Пришедшими в столицу на заработки, беседовал с ними, собирая все сведения о своей малой родине, знакомых и друзьях. «Золотое кольцо» Ломоносова в Петербурге Когда говорят о «золотом кольце России», т сразу вспоминают старинные русские города: Владимир, Суздаль, Ярославль Мы покинем ухоженный центр Петербурга, личный дом - особняк М.В.Ломоносова, построенный им в 1757 году на набережной реки Мойки, где рядом располагались богатые и знатные царские вельможи и окажемся в районе нынешнего Красносельского административного образования, где летом не раз появлялся Ломоносов со своими учениками и мастерами в поисках «смальтового песка и глины», тщательно исследуя притоки местных речушек и болот. Глина здесь была отменная. Теперь здесь проходит улица Ломоносова (от улицы Набережной до улицы дачной). К тому же эта улица символически связывает нас с городом Ломоносов Ленинградской области. Пригород Петербурга был для Ломоносова своеобразной лабораторией. Ведь он изучал геологию, химию, магнетизм и другие естественные науки, а минералы, найденные в этих местах, нуждались в тщательном изучении, что и делал учёный. Открывшееся в 1744 году фарфоровое производство в Петербурге (В районе современного проспекта Обуховской обороны) также требовало изыскания новых минералов. Теперь это некогда всемирно известное производство (завод) носит имя

8 М.В.Ломоносова. В императорской России фарфор этого завода ничем не уступал знаменитому китайскому. И сейчас секрет его производства известен только мастерам. У истоков этих замечательных дел стоял и М.В. М.В.Ломоносов Ещё одним «золотым» местом в нашем путешествии станет станция метро «Ломоносовская» (Невско-Василеостровская линия) открывшаяся в начале 1970-х годов. Ветка этого метро связывает как бы два жизненных сюжета одной судьбы великого учёного, мыслителя, поэта и гражданина, каким был М.В.Ломоносов. Он продолжил учёбу после Москвы в Санкт Петербургской Академии наук на Васильевском острове, трудился и жил здесь с семьёй, а внедрял свои научные открытия в производствах, расположенных «за Невой» (как говорили тогда) в Современном Невском районе. Кстати, сам вестибюль станции метро «Ломоносовская» заметно отличается от всех остальных. Во всём чувствуется нахождение неподалёку от фарфорового завода имени Ломоносова. Обратите внимание на отделку зала: она покрыта плиткой нежного «фарфорового» тона. Научное открытие событие исключительно редкое. За этим стоит огромный труд, постоянная исследовательская работа, учёба. Но открытие может и не принести пользы, если оно не внедрено в реальную жизнь и не служит человеку. Открытия М.В.Ломоносова нашли своё применение в практике, они наполняют нашу повседневность. Наше путешествие завершается. Но это только начало. Зайдите в свою библиотеку, откройте любой том «Большой Российской Энциклопедии» и начните читать Вскоре вы поймёте, что настоящее путешествие только начинается, и вас ждут захватывающие открытия мира Знаний и Науки это и есть «золотое кольцо» Ломоносова!


Путешествия Ломоносова Виртуальная экскурсия Крылова Светозара ученика 11 класса МОУ «Осташевская СОШ» Руководитель: Шорникова С.П. Карта путешествий Ломоносова Ломоносово Ломоносово (1711-30) Москва (1731-36)

Классный час. Сентябрь 2016г 2 класс Тема: Великий помор М. Ломоносов Цели: сформировать представления учащихся о жизни и творчестве М.В. Ломоносова Задачи: познакомить учащихся с разными сторонами деятельности

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия 73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга 1 / 13 Методическая разработка для учащихся 1-2 классов «Служить Отечеству» 2 / 13

«ТАЛАНТ-ЭТО НОВОСТЬ, КОТОРАЯ ВСЕГДА НОВА» Презентацию выполнила: Рыбянцева Наталья 10 класс Цели: выяснить, что же такое талант? Какого человека можно назвать талантливым? Задачи: Исследовать сферы деятельности

Михаил Васильевич Ломоносов Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Н. А. Некрасов Михаил Васильевич Ломоносов (1711 1765) М.В. Ломоносов родился

М. В. Ломоносов САМОРОДОК ЗЕМЛИ РУССКОЙ «Для пользы общества коль радостно трудиться». М. В. Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. деревне Мишанинской

Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 284 КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока по окружающему миру Русский учёный XVIII века: Михаил Васильевич

Омская академия МВД России Библиотека МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ ПАТРИОТ, ТВОРЕЦ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ Виртуальная выставка Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) русский писатель, ученый, поэт, общественный

Фестиваль «Открытый урок». Мусатова Л.В. 09-68-, Селиверстова В.И. 08-843-46 Внеклассное мероприятие «Ломоносовские игры. Станция математическая». Игра проводится для учащихся 5- классов и посвящена деятельности

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ И РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ П.Н.Николаев 2011 Содержание 1. Коренные перемены в мире и в России во второй половине XVII начале XVIII веков. 2. Создание Петербургской академии

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 19 июля 2007 г. N 951-р Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2006 г. N 1022 "О праздновании 300-летия со дня рождения

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия 73«Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга 1 / 18 Методическая разработка для учащихся 5-7 классов «Ломоносовские места в Санкт-Петербурге»

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 305 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГБПОУ КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ 54 ИМ П.М. ВОСТРУХИНА ВЫСТАВКА В ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ БИЦ ОП-9 РАЗРАБОТАЛА БИБЛИОТЕКАРЬ МОЧАЛОВА В.Н.

Алексеева Оксана Витальевна, доцент кафедры литературы, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», г. Архангельск РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребѐнка «Детский сад 8 «Лесная сказка» Консультация для родителей Тема: «Ломоносов великий помор» Подготовили воспитатели:

Михаил Васильевич Ломоносов Биография Выдающийся русский учёный, поэт, создатель господствующей поныне формы поэзии на русском языке, первый русский профессор родился 19 ноября (8-го ноября по старому

К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова Блестящий гений российской науки и искусства, с его именем связана целая эпоха в летописи человеческого разума. 1711-1765 Выберите отчество Ломоносова

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» Секция: «Филология» ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ НАУКИ Автор работы: Гаврилова Татьяна Николаевна, ученица

ШКОЛА И ГРАМОТНОСТЬ. СЛАВЯНО-ГРЕКО- ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ. Подготовила Новоселова Мария исторический факультет, 203 группа 1.ОБРАЗОВАНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ В XVII веке на Руси образование затронуло широкие массы

Предисловие Предлагаемое пособие предназначено для знакомства иностранных учащихся с одним из самых красивых городов Европы и мира Санкт- Петербургом, который по праву называют культурной столицей России,

Программа дисциплины «Ломоносововедение» Облицова З.Г., кандидат педагогических наук (Программа дисциплины «Ломоносововедение» по специальности 021100 «Юриспруденция», 060400 «Финансы и кредит», 060500

Добрый день, здравствуйте! Сегодня седьмое февраля, и сегодня я хочу чуть-чуть поговорить с вами о Пушкине. Почему сегодня о Пушкине? Давайте посмотрим вот на этот памятник. Вы видите: тут даты рождения

Наш город расположен в самом центре России. Красноярск богат природой, историей, культурой, город живет почти четыре столетия, За эти годы в Красноярске происходило много интересных, значимых событий.

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: «НАШ ВЕЛИКИЙ ПОМОР ЛОМОНОСОВ» (4 класс) Форма проведения: игра Мухамедова А.Х. учитель начальных классов Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о М.В.Ломоносове; развитие

Кто задумал Академию? Симеон Полоцкий (1629 1680) Сильвестр Медведев (1641 1691) Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монахбазилианин. Был наставником

1711, 8 (19) ноября- родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии у черносошного крестьянина помора В. Д. Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урождённой

Участие в предметном цикле «Гордость русской науки» М.Ломоносов Цели:. М.В. Ломоносов Сформировать представление учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова. Показать какой вклад внес М.В.Ломоносов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 1 Г. ДАНКОВА Искусство, краеведение Разнообразие музеев. Краеведческий музей г. Данкова ТЕЗИСЫ РАБОТЫ Ульяна К. Васса У. 2-б класс Понятовская

315 лет Санкт-Петербургу «Литературные прогулки по Петербургу» Литературная карта Петербурга Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад - Онегина глава. О Блоке вспоминают

Буторина Т.С. ЛОМОНОСОВ: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ «Восстани и ходи, Россия. Отряси свои сомнения и страхи, и радости, и надежды исполненна, красуйся, ликуй, возвышайся» М.В. Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов

Воробьёва Надежда Владимировна, учитель начальных классов Красильникова Марина Александровна, учитель нач.классов, зам.директора по УВР Урок-игра внеклассного чтения по теме "Наш великий помор Ломоносов"

Http://publ.lib.ru/archives/l/lomonosov_mihail_vasil"evich/_lomonosov_m.v..html#06 К 275-летию со дня рождения Зимой 1730 года из деревни Денисовки Куростровской волости Архангельской губернии ушел крестьянин,

Тема урока: «Гений земли русской». Цель урока: знакомство с жизнью и творческим наследием М.В. Ломоносова. Задачи: - раскрыть масштабность личности Ломоносова как сына Отечества; - представить уникальность

Всероссийская олимпиада по обществознанию 2017-2018 гг. Муниципальный тур 7 класс В задании 1 отметьте один верный ответ. 1. Какую из перечисленных функций семья НЕ выполняет? А) Правовую Б) Экономическую

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 г. Коряжмы» Классный час для учащихся 1 класса, посвящённый 305- летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Малых Мария Васильевна,

При выполнении заданий в бланке ответов АВ под номером выполненного вами задания поставьте знак в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Задания типа А с выбором ответа A1

Богатырь русской живописи 165 лет со дня рождения В. М. Васнецова, русского живописца Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний,

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Просвещение XVIII века" Апёнкина Е.А., учитель начальных классов Показать значимость образования XVIII века в развитии просвещения России. 2) Развивать у

Lomonossow 300 19 Наследие первого химика России М.В. Ломоносова и современность Валерий Васильевич Лунин Юбилей 300 летие со дня рождения М.В. Ломоносова совпал с уникальными событиями в жизни мирового

Мир российского гимназиста (из истории школьного учебника) Учись, ибо в превратностях жизни Только знания останутся всегда с тобой Насир Хосров Из истории Первые гимназии были образованы в Древней Греции.

В этой книге будет часто встречаться дорогое для русских и русской науки имя - Михаил Васильевич Ломоносов. Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником Просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Каждому нашему пытливому соотечественнику Михайло Васильевич Ломоносов необыкновенно близок. С него хочется брать пример, потому что гигантская личность Ломоносова доказывает: начал с нуля, с зимней дороги из поморского селения в Москву, а окончил дни великим ученым и вечной российской славой.

Не стоит сетовать на то, что путь Михаилы Васильевича был тернист. Никто из нас не сможет вспомнить и назвать хотя бы одного творца, чьи будни были бы райским бытием. Поэтому все до черточки закономерно и естественно в жизни Ломоносова.

Уход из родительского дома в 19 лет.

Нелегкое учение в России и за границей: над книгами он просиживал сутками. Жесткая экономия в быту: скудная пища, обрывание перьев для письма у гусей на московских прудах, скромное платье.

Непонимание и насмешки современников.

И даже кажущийся теперь анекдотичным - случай с ограблением. Шел однажды Ломоносов по Васильевскому острову, что в Петербурге, и напали на него три матроса: чего бы лихим молодцам не ограбить одинокого путника? Так Михайло Васильевич одного мошенника поколотил, оставив без чувств, другого обратил в бегство, а третьего проучил тем же манером, о каком сами матросы помышляли. Снял с бедолаги камзол, куртку, штаны и принес

Ломоносов и матросы

добычу домой. Так-то вот обижать российского гения, даром, что ли, архангельский мужик!

Заслуги Ломоносова перед Россией огромны и поражают своим многообразием. Он был энциклопедист. И, как считал другой наш великий русский ученый, Сергей Иванович Вавилов (1891-1951), энциклопедичность Ломоносова была его внутренней потребностью. Михайло Васильевич сочинял стихи, занимался проблемами физики, постигал тайны античной мозаики, сделал много открытий в астрономии, химии, географии, геологии, истории, кристаллографии. Создал новую науку - физическую химию.

Ум его был дерзок, пытлив и быстр. Жажда познания похожа на жажду путника в пустыне.

Сладость открытий не кружила ученому голову, а толкала вперед и вперед к новым тайнам… Стоит по-доброму позавидовать Ломоносову: неистребимая потребность «оседлывать» научные задачи заменяла ему мечты о роскошной жизни со слугами, пышными праздниками и обедами, разными другими удовольствиями.

Наверное, и в этом стоит брать пример с Ломоносова: стремиться всю жизнь делать дело, а на потеху, как известно, тратить час…

Последние годы Ломоносова были отмечены признанием и почетом - сама Екатерина II благосклонно жаловала ученого милостями. Ломоносов же, став знаменитым, своим привычкам не изменял: принимал гостей в китайском халате; между земляками-архангелогородцами и важными вельможами различий не делал; обожал холодное, прямо со льда. пиво.

Умер Михайло Васильевич от весенней простуды всего 54 лет от роду…

Ломоносову принадлежит следующее высказывание: «Мой покоя дух не знает».

Наверное, самое естественное состояние для творческого человека, ученого - это душевное беспокойство, толкающее его за рыбным ли обозом, следующим из поморских земель в Москву, к письменному ли столу, на котором лежат чистый лист бумаги и отточенное перо… Главное - вперед и вперед, глубже и глубже в лабиринт непознанного, неизвестного, манящего.

Именем Ломоносова названы город, течение в Атлантическом океане, подводный хребет в Северном Ледовитом океане.







2024 © kubanteplo.ru.