Именные иконы. Святая Александра: икона, храм Святая александра икона значение


Из православных церковных канонов православному верующему человеку известно, что по церковному календарю День святой Александры празднуются практически одновременно с именинами великомученика Георгия. Такое празднование проводится ежегодно 23 апреля. Из исторических сведений также известно, что такая дата была установлена примерно в десятом веке. Первичная запись такого праздника находится в Типиконе Великой церкви.

Житие святой мученицы Александры

Впервые имя Святой Великомученицы Александры встречается православным людям в исторических сведениях связанных с великим правителем Георгием Победоносцем. Как известно, именно он принял мученическую казнь за то, что исповедовал православную веру во времена правления Диоклетиана. Супругом Великой Императрицы Александры римской, являлся Диоклетиан. Историки утверждают, что изначально до крещения Александру звали Римским именем Приске, а когда она тайно приняла христианскую Веру, после крещения ее именовали Александрой, именно с таким именем она и стала одной из великих святых великомучеников.

Однако русские ученые утверждают, что, несмотря на то, что в Ватиканском кодексе ни разу не упоминается имя Святой Александры, которая являлась женой Диоклетиана, следовательно, ее имя записано в римской форме. Таким образом, историки Византии и Рима и не хотели противоречить римскому происхождению женщины, поэтому ее записывали в историю под именем Приска. Иные историки предполагают, что Александра Римская являлось вдовой предшественника Диоклетиана. Так или иначе, ее имя было в разных формах записано в исторические сведения, но широко известно стало только лишь после некоторых событий связанных с Георгием Победоносцем.

Многие православные верующие люди связывают жизни Святой Великомученицы с кончиной Георгия, поскольку до такого момента о её свершениях и добродетели было неизвестно. В тот период времени, если Святой мученик Согласно Божьей воле являлся собственным мучителям, тогда в него не веровали и зачастую признавали в нём колдуна. Поэтому Александра находясь в собственном дворце, слышала смятение, которое происходило в народе, на главной площади города во время мучений Победоносца. Именно поэтому женщина приняла решение, что не желает больше таить истинную веру во Всевышнего, поэтому она отправилась на площадь. Она открыто заявила о том, что верует в христианство и в Божью волю, многие свидетели язычества страшились такого заявления.

Когда женщина пришла на площадь она увидела мучительно связанного Георгия, поэтому с невероятной скоростью стала пробираться между людей, то есть озлобленной толпы, всё ближе и ближе к тому месту, где ее супруг Диоклетиан вершил свой Страшный суд. В то же самое время она возносила Всевышнему молебны, чтобы он помог ей в кратчайшее время добраться к необходимому месту. В момент, когда Александра пробралась из толпы к центру, где происходили все действия, то она упала к ногам Георгия и открыто объявила всем присутствующим людям на площади, что исповедуют христианство и отрекается от язычества. Ее муж был шокирован, однако спросил ее, какое деяние с ней свершилось, что она решила, отрекитесь от собственной веры и примкнуть к иным колдунам, которые возносят только Всевышнего и ни в коем мере не уважают языческих богов? Однако Александра, будучи императрицей, не ответила своему супругу Диоклетиану, а просто молча, отвернулась от него.

В тот самый момент терпения правителя лопнуло, поскольку он не мог сломить волю Георгия Победоносца и в то же самое время у него возник союзник в виде его Императрицы Александры. Ее поступок видел каждый житель, который находился на этой площади, поэтому мужчина принял решение не продолжать мучение обои православных верующих, а немедленно обезглавить их.

Георгия Победоносца снова заковали в оковы, а Великую мученицу Александру усадили на повозку и отправились за город, к тому месту, где на тот момент совершалась казнь. Женщина всю дорогу без перестанно молилась, вознося молебны и молитвы к Всевышнему, а также умоляя его помочь ей в последние минуты ее жизни, в этот самый момент она поднимала глаза к небесам, таким образом, ища поддержки и защиты Господа Бога. Во время пути женщина очень устала, поэтому попросила у стражей позволить ей ненадолго присесть на Землю для того, чтобы отдохнуть. Стражи разрешили Святой Александре присесть, она совершила данное деяние, прислонилась собственной головой к стене какого-то здания и испустила последний вдох, таким образом, она отошла к Всевышнему.

Георгий Победоносец же в свою очередь, видя такую тихую и спокойную смерть Святой Александры, поблагодарил Господа Бога и попросил его дать ему такую же самую гибель. Однако в этом случае Всевышний не услышал его мольбы, поэтому прибывши на место казни, Георгий Победоносец в последний раз в собственной жизни вознес молебен к Всевышнему и попросил у него прощения и любви, для всех тех стражей, которые на протяжении долгого времени истязали его и в данный момент совершают казнь. Георгий просил Всевышнего даровать им прощения от различных грехов, которые были содеяны по собственной воле или по приказу, и принять его душу в Небесное царство в скором времени. Закончив вознесение молебна Георгии, преклонил голову перед мечом стража и испустил последний свой вдох. Оставшиеся в памяти практически каждого православного человека в виде Святого, любимого и высокопочитаемого человека, как известно, данное деяние свершилось примерно в 303 году.

Из исторических сведений известно, что у Святой Александры, которая являлась императрицей, была дочь, которую именовали Валерией. Во времена, когда Диоклетиан был правителем, он насильно выдал дочь за собственного соправителя Максимиана Галерея. А далее в 305 году после Рождества Христова, император Диоклетиан отрекся от Императорского престола и передал его собственному зятю Максимилиану. Известно, что Святая Александра воспитывала собственную дочь Валерию согласно христианского вероисповедания, однако такие деяния были совершены в тайне от ее супруга. Из исторических сведений известно, что супруг Валерии отослал ее в Сирию совместно с матерью Александрой, однако после смерти Максимиана, женщины в 313 году вернулись в Никомидию, где правитель того времени приказал схватить и обезглавить их, бросить в морскую пучину.

Точная дата смерти Святой Великомученицы Александры римской и ее дочери Валерии была открыта примерно в десятом веке. Такое открытие совершил Святитель Василий Великий, проведя Минологию. Он прикладывал немалое количество усилий для того, чтобы выявить точное количество христиан, которые пострадали в период правления Максимилиана и Диоклетиана и других правителей которые карали людей за христианскую веру. Поскольку именно эти люди показали всему миру славу и силу Всевышнего, при этом привлекая новых и новых людей в христианскую Веру. Впоследствии примерно в двенадцатом веке жизнь и иные исторические сведения, связанные с биографией Александры римской, были переведены на различные языки мира, а также изложены в частных рукописях Константина Мокисийского.

Покровительница русских монархов

Особым уважением и почтением пользовалась Святая Римская Александра в семьях российских монархов. В различные времена она являлась покровительницей Александры Федоровны, которая была императрицей и супругой Николая 1. А также она была покровительницей монархов, то есть Александры Федоровны супруги Николая 2. Именно эти две Императрицы во времена собственного правления построили в Московской области большое количество храмов, церквей и монастырей, которые и по сей день носят святое имя Александра.

Храм в честь великомученицы в Петергофе


Из исторических сведений практически каждый православный верующий человек знает, что примерно в 1854 году на бабьем гоне, началось строительство церкви, которая носила имя Святой римской Александры. Важно отметить, что торжественная закладка фундамента произошла 11 августа, и в ней принимал участие сам император Николай I. Следовательно именно он положил камень из святых берегов иордана в фундамент этой церкви. После постройки спустя много количество лет Такая церковь стала самым любимым местом для монархов и императорских семей поскольку именно здесь возносились хвалебные молитвы или молебны направленные к всевышнему. Очевидцы того времени в летописях описывают Что данная церковь была пятиглавый и выстроенной из камень Следовательно имело неповторимый вид и красоту. Архитектура поражала многих специалистов поскольку здесь во время строительства Был использован самый лучший элемент архитектурного искусства под названием кокошник.

Главным украшением храма являлся подарок то есть резной деревянный иконостас именно Николай II даровал церкви данные украшения. Исходя из этого понятно что на строительство храма возведенного в честь Александра было потрачено немалое количество денег А поскольку Храм выстроен на горе Следовательно материалы требовали определенных затрат. Исторические сведения гласят что в момент освящения храма которая носит имя Великомученицы Александры присутствовали не только члены царской семьи но и сам император Николай 1 поскольку именно он после божественной службы поблагодарил каждого человека который участвовал в строительстве храма а также тех кто пришел на открытие.

Исторические сведения гласит о том что в храме хранились не только драгоценные камни серебро золото Но и красное Сибирское яшма. Архитекторы нашего времени удивляются Каким образом случилось так что храм Святой Александры который расположен на бабигонский com gone может вместить в себя более 500 православных верующих людей в настоящее время воплотить такое не всегда по силам.

Разрушение храма


Храм и действовал до 1940 года, а после во времена войны он был разрушен, поскольку зачастую подвигался обстрелам и различным ударам. После окончания войны церковь была передана какой-то Совхозной мастерской и только лишь в 1991 году здание бывшего храма было передано непосредственно в епархию. Реставраторы утверждают, что с момента начала реконструкции церковь, которая носила имя мученицы Александры, представляла собой некое страшное зрелище, поскольку отсутствовал главный купол и пятиглавая колокольня. В то же самое время не было никакого убранства, иконостасов и была разрушена главное винтовая лестница.

Реставрация храма продолжалась на протяжении долгого времени и примерно в 1998 году в данном храме на гоне была совершена первая божественная служба после реставрации. Стоит отметить, что в настоящее время храм не полностью восстановлен, однако богослужения совершаются регулярно. Реставраторы пытаются добиться первозданного вида, который церковь имела до военных действий.

Александра Царица [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана. А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем Александра Царица увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда Александра Царица узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и Александра Царица с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По др. версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову.

Можно предположить, что Александра Царица была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, - с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих рус. житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска, погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой имп. Галерия, в 313 г. Ни у Симеона Метафраста, ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде др. визант. и лат. древних текстов Александра Царица не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греч. источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Др. попытка отождествить А. Ц. с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее, изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть Александры Царицы в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - лат., араб., сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.

Краткое житие Александры Царицы переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90).

Гимнография

Память Александры Царицы зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-Х вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного Александре Царице (Ταμεῖον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование Александры Царицы не совершается. Александра Царица. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь Александре.

Иконография

В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями Александры Царицы представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры Александры Царицы перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (Александра Царицы в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и Александры Царицы - в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение Александры Царицы в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Александра Царица упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: "Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу" (Ч. 3. § 21. № 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: "Аки Екатерина, подобием такова".

Мученица царица Александра Римская. Икона, конец XIX века

Александра Царица традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.; с вмц. Варварой - на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; фреске в мон-ре Хырлэу (Румыния), XVI в.; с вмц. Екатериной - на московской иконе "Четыредесятница", кон. XIV в. (ГТГ); на иконе "О Тебе радуется" из Соловецкого мон-ря, сер. XVI в., (ГТГ); с мц. Ириной - на шитой пелене "Похвала Богородицы", кон. XVI в. (ГИМ), выполненной в мастерской царицы-инокини Александры (И. Ф. Годуновой). Этот иконографический тип сохранялся и в рус. искусстве XVIII - нач. XX вв.: мозаика Ф. П. Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, 50-е гг. XIX в. (А. Ц. с пальмовой ветвью в руке опирается на меч рядом со св. Марией Магдалиной); мозаики 1894-1907 гг. в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге работы В. В. Беляева (юго-вост. столп - Александра Царица., изображенная в рост, и вмч. Георгий) и Н. К. Бодаревского (в юж. иконостасе); икона А. Ц. из ц. вмц. Татианы в Москве, XIX в.; икона с избранными святыми, ок. 1913 г. (ГЭ), работы В. Гурьянова, поднесенная царской семье во время празднования 300-летия дома Романовых; икона Божией Матери "Знамение" с изображением Собора святых благоверных князей и княгинь Всероссийских и святых, тезоименитых Царствующему дому, 1910-е гг. (ГЭ), происходящая из Александровского дворца Царского Села.

В XIX в. во имя Александры Царицы, являвшейся святой покровительницей рус. императриц, были освящены московские храмы: церковь 1835 г. в Александринском дворце в Нескучном саду; церковь 1835 г. в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена во имя Александры Царицы в 1851 г.); придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1899 г. в ц. апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1894 г. в ц. прор. Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, очевидно, находились почитаемые иконы святой.

Александр Бугаевский, Александра Никифорова

Использованная литература

Арх.: Vat. gr. 1660 (916 г.), Paris. gr. 499 (XI в.), Paris. gr. 1534 (XI в.).

Ист.: ActaSS. April. T. 3. P. 100-163; ВМЧ. Апрель. М., 1916. C. 862-878; PG. 97. Col. 1169-1192; SynCP. P. 619-620; Casson L., Hettich E. L. Excavationes at Nassana II: Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128-142 [папирусные фрагменты]; Krumbacher K. Der heilige Georg in der griechischen Überlieferung // Abhandlungen der Bayer. Akad. der Wiss. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3. S. 1-40; 78-83 [публ. апокрифов]; Мусульманское сказание о святом Георгии // Этнографическое обозрение. Т. 26. С. 122-134.

Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43- 52; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. М., 1998.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 192; Большаков. Подлинник иконописный. М., 1903, 1998. С. 91; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 89-90; Миjовић. Менолог. C. 338; Антонова, Мнёва. Т. 1. № 218. Илл. 168; Т. 2. № 640. Илл. 80; Сорок сороков. М., 1992-1995. Т. 2. № 38, 90. Т. 3. № 39, 273; Бутиков Г. П. Музей-памятник "Спас на крови". СПб., 1996. С. 87, 95; Вздорнов Г. И. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (перечень композиций) / Музей фресок Дионисия. М.; Ферапонтово. 1998. С. 11. № 79; Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX в. Кат. выст. / Монастырь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000 г. С. 444-447. R-237, R-239.

***

Молитва мученице царице Александре Римской:

  • Молитва мученице царице Александре Римской . Царица Александра, возможно, была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, при котором она и пострадала. Ей молятся о даровании крепкой веры, о помощи в преодолении искушений и гонениях.

Акафист мученице царице Александре Римской:

Канон мученице царице Александре Римской:

  • Канон мученице царице Александре Римской

Житийная и научно-историческая литература о мученице царице Александре Римской:

  • Мученица царица Александра Римская - Александр Бугаевский, Александра Никифорова

Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера - это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи - день, а после бури - тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение - это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.

Радость - это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим - значит быть счастливым, - это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым - значит быть счастливым, - вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера - абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души - вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным - это главное.

Настоящая добродетель - это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство...

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал "трудъ любве" (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков - созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными - это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть - победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность - вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка - смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть - это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества - это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей - это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних - это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, - тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды - это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе - это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг - это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все - это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь - это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак - это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви - это наш дом - самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день - это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, - это покой души - не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой - это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам - это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, - жизнь победителей.

Биография Александры Феодоровны Романовой

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 - 17 июля 1918) - российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).

Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.

Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.

В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии - Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).

14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).

Спустя некоторое время, 30 июля (12 августа) 1904 года в семье молодого императора родился долгожданный сын - цесаревич Алексей Николаевич. Но к большому несчастью всей царской семьи он унаследовал по линии матери тяжелую болезнь - гемофилию.

Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, императорская семья была арестована в соответствии с постановлением Временного правительства и находилась какое-то время под домашним заключением в Александровском дворце, затем, в начале августа 1917 года, была выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков - в Екатеринбург.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…

В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.

Икона великомученицы Александры почитается в православном мире. К ней обращаются за помощью при разладе в семейных отношениях и чтобы избавиться от негатива в душе.

Царица Александра была великомученицей. Она не побоялась открыто прийти на суд над Георгием Победоносцем. Проповедовала святая христианскую веру, не страшась гнева Диоклетиана, ее супруга, который в то время совершал гонения на христиан.

История иконы

Святая великомученица Александра проповедовала Слово Божье, невзирая на то, что ее муж, царь Диоклетиан, жестоко боролся с любым проявлением веры. Ее сила духа и преданность Божьим заповедям были истинными проявлениями приверженности к православной вере. По одним из источников, она отошла к Богу в день казни Георгия Победоносца. История ее жизни запутана, так как в источниках указано, что жену царя звали Приской. Однако многие полагают, что царица взяла себе имя Александра при крещении в православную веру.

Жизнь великомученицы осталась загадкой, ведь нигде не упоминается о ней до момента суда над мучеником Георгием. Гонения на него начались после того, как он по воле Божьей мог творить чудеса. Его приравняли к колдуну, а царица Александра, верующая в Господа, не смогла остаться в стороне и вышла на защиту своего единомышленника. Царь Диоклетиан, видя, что его предает жена, не выдержал и приказал обезглавить обоих. Однако Господь не оставил Александру. Следуя на место казни, она попросила дать ей отдохнуть. Присев, великомученица окончила свой земной путь, устремившись бессмертной душой в Царствие Небесное.

По другим источникам, царица Александра имела дочь Валерию, которая так же, как и мать, была христианкой. Ее царь Диоклетиан отдал в жены своему единомышленнику и соправителю. После смерти царя муж Валерии Максимиан возглавил правление. Его сменил преемник Максимин, который не добился согласия на супружество с Валерией и сослал их с матерью в Сирию. После кончины Максимина бразды правления принял жестокий Ликиний. Он обманом вернул царицу с дочерью назад, провозгласив христианскую веру свободной. По возвращении обе женщины были схвачены, обезглавлены и брошены в море.

В чем помогает икона царицы Александры

К царице Александре обращаются с молитвами многие. Она помогает воспитать в себе лучшие качества и добродетели. Своим примером она доказала, что любовь к Господу способна преодолеть все трудности, поэтому молятся царице и об обретении или укреплении веры. Обращаются к святой с просьбой помочь наладить семейные отношения, усмирить гнев и продолжать духовный рост. Молитвы, обращенные к лику святой, помогают укрепиться в вере, обрести смелость и стойкость, отказаться от любых проявлений зла. Семейные пары почитают Александру как заступницу и хранительницу семейного очага.

Где находится святой образ

Множество храмов на территории России делают невозможным точный подсчет количества икон с изображением лика святой. Однако есть известные места, где можно поклониться святыне и вознести молитвенные слова царице Александре:

  • в церкви Николая Чудотворца и святой мученицы царицы Александры в Санкт-Петербурге;
  • в поселке Низино, что в Ленинградской области, в одноименной церкви;
  • в Великом Новгороде, в церкви Спаса Преображения;
  • в селе Есипово Костромской области, в Троицкой церкви;
  • в Знаменском Тульской области, в церкви иконы Божией Матери.

Описание иконы царицы Александры

На иконе изображена венценосная царица Александра, часто в полный рост. Ее изображают в царском одеянии, со скрещенными руками на груди. Нередко встречается изображение святой с крестом в руках. Он выступает символом истинной веры и смелости великомученицы.

Молитва перед иконой царицы Александры

«Великая Александра. Ты, своим подвигом доказавшая силу Господа нашего Всемогущего, прими искренние молитвы и прославления. Избави нас, рабов грешных, от гордыни и злости. Сохрани мир в семьях наших. Не дай поддаться проискам дьявольским да укрепи в нас веру православную. Аминь».

Дата празднования

Отдельную службу по царице Александре не совершают. Ее упоминают в бдении по святому Георгию Победоносцу 23 апреля (6 мая) . Эта дата известна с десятого века и остается неизменной.

Молитвы, обращенные к Высшим Силам , способны уберечь каждого от любого зла. Искренняя вера и служение Господу дает возможность избавиться от злости, завистников и недоброжелателей, вести праведную жизнь и добиваться успехов. Желаем вам счастья в личной жизни, здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Императрица

Дни памяти 4 (17) июля; Собор Санкт-Петербургских святых – третье воскресенье по Пятидесятнице. Храмы Федоровский собор в Царском Селе

«Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека.
Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера.
Бог знает, что для нас лучше,а мы нет...»

(Из дневников св. Царицы Александры)

Одна из самых образованных, утонченных и красивых женщин своего времени... Прославленная в лике святых Православной Церковью мученица... Не понятая и отвергнутая, оклеветанная и осмеянная, претерпевшая унижение и издевательства, неблагодарность и равнодушие, предательство и изгнание, пытку неизвестностью, страшную опасность, грозившую детям и Царю, и их смерть... До сего дня мало или почти неизвестная большинству русских... Мы, тот самый народ, за который она пожертвовала собой и жизнями пятерых детей, продолжаем судить о ней по бульварщине или стоим в недоумении перед целыми библиотеками добросовестных книг и публикаций, где к правде незаметно примешались клевета, вольный и невольный вымысел. Таково уж свойство изощренной клеветы: ею, как сажей, марает даже тот, кто хочет очистить. Сплетни, слухи, сенсации, "разоблачения", противоречивые и "неопровержимые" свидетельства, туманные намеки, покров тайны над некоторыми фактами и лицами. И вдруг — святость. Изреченный соборным мнением Церкви строгий и непреложный вердикт, свидетельствующий праведность Царицы, ее жертвенную любовь к Богу и людям. Почему? Отчего вдруг Церковь сочла своим долгом совершить прославление Царской Семьи? В ответ на эти вопросы могут быть написаны еще несколько томов в дополнение к тем, что уже наличествуют. А мы — не будем. Мы перелистаем дневниковые записи Государыни и просто вглядимся в этот дивный лик святой Императрицы. Лицо любого человека, его глаза — книга его души. Чем чище и выше она, тем благороднее и одухотвореннее его лицо, тем больше доброты, мира и покоя в глазах, тем с большей отчетливостью проступает в них икона образа Божия. "Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту. "Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней ". Так что даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую бескорыстную любовь "(из дневника Государыни, автор приводимой ею цитаты неизвестен). Cудьба этой женщины удивительна. Дочь великого герцога Людовика Гессенского и Алисы Английской, внучки королевы Английской Виктории, по происхождению немка, по воспитанию англичанка, лютеранка по вероисповеданию, она приняла святое Православие и стала, по свидетельству близких ей людей, по духу истинно-православной, подлинно русской женщиной. В 1894 году юная красавица принцесса Алиса Гессенская выходит замуж за последнего российского Императора Николая Александровича и становится русской Императрицей. Этих двух людей соединили искренняя любовь и беззаветная, до смерти, преданность друг другу. Но так много тяжкого и страшного легло на хрупкие плечи молодой Царицы в земле Русской... Русская кондовая безалаберность на Ходынском поле омрачила свадебные торжества. Долгие годы слабая здоровьем Царица горячо молилась о даровании России наследника престола. Затем — великая радость и снова тяжелый крест, неизлечимая болезнь Цесаревича Алексея. Государыня несла этот крест с подлинно христианским смирением и кротостью, за все: и за радость, и за горе — благодаря Господа. Подарив своему венценосному супругу пятерых детей, она сумела воспитать в них глубокую веру в Бога, любовь к Православию и его святыням, трудолюбие, почтительное и доброе отношение к окружающим вне зависимости от их социального уровня. Свое положение Императрицы христианского государства и всю свою жизнь без остатка она понимала как долг, обязанность быть для подданных примером жизни по Евангелию. Многим в окружении Императрицы это было не по вкусу, многие отказывались ее понимать, каждый ее шаг, манеры, ее болезненность, природная скромность и стеснительность перетолковывались во зло. С изощренной жестокостью выдумывались подлые прозвища: глубокая и настоящая вера Императрицы — "религиозная фанатичка"; серьезные болезни, которые она мужественно терпела (с юности — тяжелая болезнь ног, болезнь сердца, невралгия) — "истеричка". Несть им числа. Вплоть до "немецкой шпионки и агентки".
Открытый, явный пример жизни по Заповедям Христа, без тени лицемерия ханжества, слишком "не ко двору" пришлись тогдашнему обществу — кстати, не только великосветскому. Еще до трагедии 1917-го Царя и его Семью предали в конечном итоге все слои русского "образованного"общества: аристократ, и священник, и дворянин, крупный промышленник.
А что же народ? "Народ — дитя", — говорила Царица. Так вот, этот самый простой народ, столетиями привыкший слушаться старшего: аристократа, барина-дворянина и купца, и подражать ему во всем с детской непосредственностью — принял ложь за чистую монету. В страшном 17-м на улицы столицы вышли толпы простонародья, хулившие Императрицу, называвшие ее "германской шпионкой Алисой", и за рубли, розданные неизвестными, бившие витрины и полицейских. Хорошая и нужная сама по себе традиция субординации социальных групп и "подражания старшему", употребленная высшими слоями общества во зло главе государства, сыграла роль удавки все для того же несчастного аристократа, дворянина и купца. Государыня претерпела все, зная, что клевета — удел праведных: "Много скорбей у праведного и от всех их избавит его Господь"(Пс. 33). Евангелие было для нее не отвлеченным моральным кодексом, а образом жизни, который делает человека достойным гражданином Небесного Царства. Она постоянно читала Библию и толкования св. отцов Церкви, чтобы более точно и ясно знать путь, по которому должно идти за Христом. Стараясь во всем познать волю Божию, Царица не только молилась, регулярно была на богослужениях, исповедовалась, ездила по святым местам, но и посещала великих подвижников, Христа ради юродивых — русский народ назвал их "людьми Божиими". Действительно, необычайная близость этих людей к Богу помогала Царице во всем познать и неукоснительно исполнять волю Всевышнего. Среди таких имен — св. праведный Иоанн Кронштадский, блаженная Паша Саровская, блаженная Мария Новгородская. Все они предсказывали гибель России и династии. Какая же сила духа требовалась, чтобы, зная эти грозные пророчества, не впасть в уныние и не отчаяться, трудиться не покладая рук! Государыня занималась широкой благотворительной деятельностью, помогала мужу решать вопросы государственного управления. Стремясь помочь всем страждущим, бедным, нищим, сиротам, она устраивала детские приюты, благотворительные базары, на которых продавалось то, что было связано, сшито или сделано ее собственными руками. С улыбкой, превозмогая слабость тяжкие боли в сердце и в ногах, Государыня вместе с дочерьми выстаивала на этих базарах долгие часы; вырученные здесь немалые средства шли на поддержание благотворительных учреждений. В начале войны Александра Федоровна с Великими Княжнами Ольгой и Татьяной становятся сестрами милосердия. И снова она вместе с двумя старшими дочерьми выстаивала долгие часы, теперь уже за операционным столом, была сиделкой, выполняла самую тяжелую и грязную работу. Удостоенные присутствия Ее Императорского Величества воины смотрели на нее с благоговением и любовью, подлинно — это была их заботливая и любящая мать. Высшие и "образованные"слои общества не понимали и осуждали деятельность Императрицы. "Государыня знала о кампании, которая велась против нее, — вспоминает воспитатель Цесаревича Алексея Пьер Жильяр, — И страдала от этого, как от глубокой несправедливости, ибо она приняла свое отечество так же, как новую религию, со всем порывом своего сердца; она была русская по чувствам, так же как право славная — по убеждению". Царица сама воспитывала пятерых детей и, даже находясь в ссылке в Тобольске и Екатеринбурге, давала им уроки Закона Божия. Почему Императрица не была понята российским обществом, почему на ее доброе имя селевым потоком лились заказная клевета, сплетни и ругань, находя на удивление благодарную почву во всех его слоях? "Невольная ее вина состояла в том, — объясняет близкая подруга императрицы Лили Ден, — что она не отдавала себе отчета в том, что в глазах своих подданных она должна сверкать и служить украшением, а не приносить пользу в обыденном смысле этого слова". Вот эта — то декоративно представительская роль Императрицу и не устраивала, она привыкла делом, а не изысканными беседами и тонкими философскими рассуждениями подтверждать имя Царицы христианско — православной Империи. Каждый день ее жизни представлял собой борьбу за любовь, сострадание и бескорыстие. Эту борьбу она вела с Божией помощью, испрашивая ее в молитвах, получая в Таинствах Православной Церкви. "Мы не можем, — писала она в своем дневнике, — взрастить любовь в своих сердцах к другим без Божественного вдохновения. Прекрасные качества христианского характера — это не обычные добродетели. Ничто, кроме любви Господа, не может пробудить в нас духовные силы и возможности". Не только по воскресеньям, но и в будни Царица присутствовала за богослужением в храмах. Чтобы не быть узнанной, она уезжала на дальние приходы, одевалась скромно и закрывала лицо вуалью. В церкви она чувствовала себя ближе к народу и со слезами вымаливала у Бога облегчение участи всех, и живых, и ушедших, всей России, — воспоминают о ней случайные очевидцы и немногие близкие ей люди. После отречения Царская Семья могла уехать за границу, но Государь и Государыня предпочли унижению и позору эмиграции "смерть за други своя". Мертвые сраму не имут... "Да я лучше буду последней поломойкой, но останусь в России!" — это подлинные слова русской Царицы Александры Федоровны. Дошедшие до нас дневниковые записи императрицы Александры Федоровны уцелели чудом, и в них открывается подлинная Царица, истинная христианка, супруга и мать. Через них она обращается к сердцу каждого из нас, дает нам бесценные уроки счастливой, правильной, и, самое главное, богоугодной жизни. По воспоминаниям близкой подруги императрицы Анны Вырубовой — Танеевой, большая часть личной переписки Ее Императорского Величества, а также некоторые дневники были уничтожены в 1917 году. То, что мы имеем сегодня, — бесценные фрагменты, по которым спустя почти столетие возможно, хотя не полностью, хотя в общих чертах, восстановить этот чудотворный образ, образ души последней русской Императрицы, праведницы и великомученицы. Удивительно отчетливо встает перед нашим внутренним взором благороднейшая натура Императрицы, ее тонкий, проницательный ум, ее большое и любящее сердце. Уметь жертвовать собой ради ближних, отсекать свои эгоистичные наклонности, которые становятся непреодолимым барьером между Богом и человеком — одна из главных тем записей Императрицы. В этом открывается суть Христианства как веры любви, ибо истинная любовь всегда жертвенна. Иеромонах Симеон

Тропарь, глас 4.(св. Царственным мученикам)
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную Царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучшиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/о, Святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любве к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите/ и душам нашим велию милость.

Из писем императрицы Александры Федоровны:

"У кого совесть чиста, тот и клевету и несправедливость легче переносит. Не для себя мы живем, а для других, для Родины (так это и понимали)."

«Вера крепка, дух бодр; чувствую близость Бога… Крестный путь, а потом Христос Воскресе! Что время? Ничего, жизнь суета, все готовимся в Царство Небесное. Тогда ничего страшного нет. Все можно у человека отнять, но душу никто не может… Вся жизнь борьба, а то не было бы подвига и награды. Ведь все испытания, попущенья - все к лучшему… Делают люди тебе зло. А ты принимай без ропота: Он и пошлет ангела-хранителя, утешителя Своего. Никогда мы не одни. Он Вездесущий - Всезнающий - Сама любовь… Школа великая. Господи, помоги тем, кто не вмещает любви».

«…Господь Бог дал неожиданную радость и утешение, допустив нас приобщиться Святых Христовых Тайн, для очищения грехов и жизни вечной. Светлое ликование и любовь наполняют душу».

Александра Федоровна, став в 1894 г. Императрицей, первое время не имела под своим покровительством никакого благотворительного ведомства. Но уже в 1895 г. она приняла покровительство над созданным в том же году Попечительством о домах трудолюбия и работных домах, к чьей помощи прибегали безработные, бродяги, освободившиеся из мест заключения, лица, утратившие прежний социальный статус. По ее инициативе были открыты ортопедические клиники для детей, оказывалась помощь туберкулезным санаториям в Крыму. Во время голода 1898 г. она пожертвовала 50 000 руб. из своего частного фонда, что составляло восьмую часть семейного бюджета. Под покровительством Александры Федоровны находились также Попечительство для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей, Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, Школа народного искусства и множество других благотворительных заведений.

В нелегкие годы Русско-японской войны на средства Императрицы Александры Федоровны, а также иных членов Императорской Фамилии (вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, Великих Княгинь Марии Павловны, Ксении Александровны, Марии Николаевны, Татьяны Николаевны, Ольги Николаевны и Цесаревича Алексея Николаевича) было оснащено восемь военно-санитарные поезда.

В условиях начавшейся Первой мировой войны главным направлением благотворительной деятельности Александры Федоровны стала забота о раненых и больных воинах. Уже 13 ноября 1914 г. в Царском Селе был освящен военно-санитарный поезд № 143 (с тремя автоколоннами и отрядом санитарных повозок при нем), которому было присвоено имя Императрицы Александры Федоровны.

Под покровительством Александры Федоровны были также образованы подвижные поезда-склада под флагом Красного Креста с целью оказания помощи как учреждениям Российского общества Красного Креста, так и военного ведомства в деле снабжения их необходимыми предметами медицинского снаряжения и питательными средствами. Снабжались поезда-склады средствами складов, устроенных Императрицей в Петрограде и Москве. Всего было оборудовано 4 поезда-склада по 9 вагонов в каждом.

Вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной Николаевнами, прославленными, как и вся Семья Николая II, в сонме святых, Александра Федоровна прослушала двухмесячный курс лекций по хирурги, прошла практические занятия и выдержала экзамен на звание сестры милосердия военного времени. При этом Государыня и её старшие дочери не просто числились сестрами милосердия, а реально трудились в учрежденных Императорской Семьей госпиталях, под размещения которых были отданы помещения дворцов и резиденций. Александра Федоровна, по воспоминаниям Анны Вырубовой: «Стоя за хирургом, государыня, как каждая операционная сестра, подавала... инструменты, вату, бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны». Раненым казалось, что ее перевязки держались дольше и крепче других. Ежедневная работа Императрицы в качестве сестры милосердия в операционной Царскосельского лазарета продолжалась до конца 1916 года. Кроме того, как показало исследование, Александра Федоровна много внимания уделяла посещениям лазаретов и госпиталей, которые находились под ее покровительством или носили ее имя, а также многих других. К 10 декабря 1916 г. под ее покровительством только в Петрограде находилось 11 лазаретов и госпиталей и еще 11 носили ее имя.

Последний протопресвитер русской армии Г. Шавельский писал в связи с этим: «Она была чутка, отзывчива на людское горе и сердобольна, в устроении разных благотворительных учреждений изобретательна и настойчива. Множество новых, весьма крупных благотворительных учреждений возникло по ее инициативе, благодаря ее заботам и поддержке».

25 мая (7 июня) 1872 г. — родилась в г. Дармштадте в семье герцога Людовика Гессенского и Алисы Английской.

1884 г. — встреча принцессы Алисы с наследником престола Николаем Александровичем.

21 октября 1894 г. — в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны.

14 ноября 1894 г. — венчание в Большой церкви Зимнего Дворца в Петербурге Александры Феодоровны с Николаем Александровичем.

…Я кончал свой урок с Ольгой Николаевной, когда вошла императрица с наследником на руках. Она подошла к нам с явным намерением показать мне сына, которого я еще не знал. Безгранична была радость матери, которая увидела, наконец, исполнившимся свое самое заветное желание. Чувствовалось, что она вся сияет счастием и гордится красотой своего ребенка.

Пьер Жильяр

…И вот теперь и сын ее единственный, - ребенок, которого она всем материнским сердцем больше всего на свете любила, - болен той же болезнью, и смерть уже сторожит его, неотступно по следам идет шаг за шагом... и придет день, когда она унесет его … Когда мать поняла, что ей нельзя ждать никакой помощи от людей, - у ней осталась надежда только на Бога. Он Один мог сделать чудо! Но чтобы Он явил это чудо, надо заслужить его! И вот, и так уж очень набожная, она всецело отдалась православной вере - ушла вся в религию, с тою же страстностью и с тем же пламенным порывом, как привыкла делать все.

Пьер Жильяр

Она не любила ни роскоши, ни блеска, была равнодушна к туалетам настолько, что камеристкам приходилось напоминать ей о заказах новых платьев. Она носила одно и то же платье годами, в военные годы она не заказала себе ни единой принадлежности туалета.

Своих детей она весьма строго воспитывала в нетребовательности.

Государыня, которая распоряжалась сравнительно большими средствами на приобретение убранств, не использовала деньги на себя, а раздавала их бедным или жертвовала на благотворительные цели до такой степени, что часто оставалась без денег, когда действительно был нужен новый праздничный наряд.

А.А. Танеева (Вырубова, мон. Мария)

В Царском Селе Государыня основала «Школу нянь», в которой молодые девушки и матери обучались уходу за детьми. …Государыня часто посещала школу, и директриса также, со своей стороны, приходила к Государыне засоветами. Порой я видела Государыню на полу, на коленях, со школьной директрисой, барышней Шнейдерделающих рабочие чертежи к коврам…

А.А. Танеева (Вырубова, мон. Мария)

Со своим обслуживающим персоналом Государыня обращалась всегда справедливо, но требовала от всех безусловной честности, возмущаясь даже незначительной неправдой. Она не умела притворяться, не могла улыбаться и разыгрывать себя приятной просто по привычке или по обязанности.

А.А. Танеева (Вырубова, мон. Мария)

Расставаясь с Государем, она была всегда вне себя и вначале горько плакала, хотя знала, что разлука продлится только день или два.

Особым утешением её была молитва. Непоколебимая вера в Бога поддерживала её и давала мир душевный, хотя она всегда была склонна к меланхолии. «Никогда нельзя знать, что нас завтра ожидает», - говорила она и всегда ждала худшего. Молитва, повторяю, была её всегдашним утешением. Припоминаю наши поездки зимой в Церковь, ко Всенощной. Бывали счастливые дни, когда нас не узнавали, и Государыня молилась, отходя душой от земной суеты, стоя на коленях на каменном полу, никем не замеченная, в углу тёмного Храма. Возвращаясь в свои Царские покои, она приходила к обеду румяная от морозного воздуха, со слегка заплаканными глазами, спокойная, оставив свои заботы и печали в руках Вседержителя Бога.

Однажды в Царском Селе на Братском кладбище хоронили скончавшегося в одном из царскосельских лазаретов офицера. Один из наших друзей-офицеров поехал на вечернюю панихиду и рассказывал нам впоследствии, как глубоко он был потрясен всем им виденным. Служба еще не начиналась, но публики в церкви собралось много, и в маленькой церкви стало так душно, что он вышел на улицу. Темнело, и в сумраке весеннего дня кое-где белели кресты могил. Вдруг у ограды кладбища остановился автомобиль, из которого вышла дама, вся в черном, и, войдя в ограду, остановилась у первой же могилы, осеняя себя крестным знамением. Офицер отошел из скромности возможно дальше и ожидал, что дама сейчас уедет или пройдет в церковь. Но велико было его удивление, когда она, отойдя от одной могилы, пошла дальше и, остановившись с молитвой перед следующей, обошла все кладбище, молясь перед каждым крестом. Когда она дошла до офицера, он узнал в ней Государыню Императрицу, которая одна ночью молилась за души погибших своих подданных...

Я утверждаю, что не было ни одной более русской женщины, чем была Ее Величество, и это с особенной яркостью высказывалось во время революции. Глубоко православная, Она никогда и не была немкой иначе как по рождению. Воспитание, полученное Ее Величеством, было чисто английского характера, и все бывшие при Дворе знали, как мало общего у Ее Величества с Ее немецкими родственниками, которых Она очень редко видела, из которых некоторых, как, например, дядю - Императора Вильгельма - прямо не любила, считая его фальшивым человеком. Не будь Ее Величество такая русская душой, разве смогла бы она внушить такую горячую любовь ко всему русскому, какую она вложила в своих августейших детей.

После революции особенно сказалось отношение Ее Величества ко всему русскому. Пожелай она, намекни она одним словом, и Император Вильгельм обеспечил бы ом мирное и тихое существование на родине Ее Величества, но, уже будучи в заключении в холодном Тобольске и терпя всякие ограничения и неудобства, Ее Величество говорила:

Я лучше буду поломойкой, но я буду в России.

Это - доподлинные слова Ее Величества, сказанные моему отцу. Я думаю, что этого не скажет ни одна русская женщина, так как ни одна из них не обладает той горячей любовью и верой в русского человека, какими была проникнута Государыня Императрица, несмотря на то, что от нас, русских, она ничего не видала, кроме насмешек и оскорблений.

Несмотря на все беспорядки, революционный Петроград готовился к большому празднеству: похоронам жертв революции. Похороны должны были быть гражданские, чего многие родственники вовсе не желали, и поэтому часть тел оказалась, несмотря на стражу, выкраденной. Количество жертв оказалось очень ничтожным, и это смутило революционные власти, но ненадолго: они отправились по всем мертвецким и набрали каких-то китайцев, умерших от тифа, и неизвестных покойников, которых положили в гробы, затянутые в красные тряпки, и отправились хоронить их на Марсовом поле.

То же самое решено было сделать в Царском Селе, но там количество жертв революции оказалось совсем мизерным: всего 6 человек солдат, угоревших пьяными в подвале магазина. Тогда в больнице нашли какую-то покойницу кухарку, а с Казанского кладбища выкопали уже давно похороненного стрелка, который был ранен на усмирении революционеров в Петрограде. Решено было похоронить их на лужайке в Александровском парке, под окном кабинета Государя. Уже не говоря о том, как это было намеренно оскорбительно для Царской Семьи, всякий, даже не порядочный, но хотя бы одаренный известным эстетическим чувством человек, должен был воспротивиться этому, так хороша была эта ярко-зеленая лужайка, расстилавшаяся от чугунной ограды, между двумя аллеями вековых лиственниц, до самого дворца, который белел в глубине, на фоне синего неба, своим полукруглым фронтоном.

Это была середина Пасхальной недели, и погода была уже теплая, весенняя; почки зеленели, и грело веселое солнце. Ее Величество с Великими Княжнами сидела у одного из окон дворца; у другого окна в нижнем этаже сидели фрейлины - графиня Гендрикова и баронесса Буксгевден, и все вместе, как потом оказалось, желали одного и того же - чтобы погода испортилась. Их желание было услышано, и в тот момент, когда красные гробы, сопровождаемые местным гарнизоном и довольно небольшим количеством публики, под звуки "Вы жертвою пали в борьбе роковой" появились в ограде парка, солнце вдруг спряталось, небо заволокло тучами, и густыми хлопьями стал падать мокрый, холодный снег, закрывший своей пеленой всех участников торжества от глаз Царской Семьи...

* До нас дошли воспоминания одного раненного: «Меня вносят в перевязочную. Поражает необыкновенная чистота... Задыхаюсь от тяжелого запаха собственного гноя…Пожилая женщина-врач в вязаном чепце с красным крестом осторожно режет бинты. Рядом стоит высокая женщина и так ласково улыбается. Вот она сама промывает рану. Напротив, две молодые сестрицы с любопытством смотрят на грязные кровавые отверстия моей раны… Где я видел эти лица?.. Меня охватывает сильнейшее волнение…Неужели они?.. Императрица…Ольга…Татьяна… Императрица любила работу. Гедройц уверяла, что у нее большие способности к хирургии. По собственному опыту знаю, что ее повязки держались дольше и крепче других» (И.В.Степанов. «Милосердия двери». -Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных», М.,1999, с 312-315)

Сила обожения в том, чтобы отвергнуться себя. Самый опасный грех, в который могут впасть деятельные, думающие, приносящие много пользы христиане - это духовная гордость. Когда мы думаем об этом, легко можно понять опасность, которой подвергся святой Павел после своего замечательного духовного возвышения. И неудивительно, что ему было послано мучительное испытание для того, чтобы уравновесить духовный взлет и одновременно приблизить его к земле. Давайте поэтому не удивляться, что и нам таким же образом, после того, как мы испытали величайшую милость, посылается и испытание, чтобы мы не теряли смирения. "Сад сердца" Духовный дневник

Александра Феодоровна Романова, имп. Дневниковые записи, переписка. М., 1998;

Александра Феодоровна Романова, имп. О браке и семейной жизни. М., 1999;

Александра Феодоровна Романова, имп. Свет дивный: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М., 1999.

В память Священного коронования Их Имп. Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны в Москве 14 мая 1896 года. СПб., 1896; Путешествие по России и за границей Их Имп. Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 13 авг.- 19 окт. 1896 г. СПб., 1896; Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей / Сост. прот. А. П. Мальцев. СПб., 1903; Гастфрейд Н. А. Обзор благотворительных учреждений в Германии. СПб., 1905; Шамборант А. В. Русский Царь с Царицею на поклонении московским святыням. СПб., 1909; Бельский Л. Легенды и повести о Святой Елисавете Венгерской, ландграфине Тюрингенской. М., 1910; Из моего альбома: 60 фотогр. снимков Е. И. В. Государыни Имп. Александры Феодоровны. Пг.; М., 1915; Березин В. Л. Святой пример царственных женщин. Пг., 1916; От Ее Имп. Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны: Памятка воину на 1916 год. М., 1916; Щеглов В. В. Собственные Е. И. В. библиотеки и арсеналы: Крат. ист. очерк, 1715-1915. Пг., 1917; Жильяр П. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р; Кологривов К. Арест государыни императрицы Александры Феодоровны и августейших детей их величеств // Рус. летопись. 1922. Кн. 3; Лукомский Г. К. Последняя ночь в Александровском дворце // Накануне. 1922. № 189. 18 нояб. С. 2-3; Кизеветтер А. А. Письма императрицы Александры Федоровны к императору Николаю II // СЗ. 1922. № 13. С. 322-334; Витте С. Ю. Воспоминания. М.; Пг., 1923. Т. 1; Гурко В. И. Царь и царица. П., 1927; Канторович В. А. Александра Федоровна: (Опыт характеристики). Л., 1927; Шуленбург В. Э. Воспоминания об Императрице Александре Феодоровне. П., 1928; Buxhoeveden S. The life and Tragedy of Alexandra Fedorovna, Empress of Russia. L., 1928; Орем С. И. Заговор: Ист. заметки. Белград, 1931; Савченко П. Государыня Императрица Александра Федоровна. Белград, 1939. Джорд., 1983; Польский М., прот. Государь император Николай II и его семья - новые мученики российские. Джорд., 1949. Ч. 1. С. 218-264; Мельгунов С. Екатеринбургская драма: (Из неизд. кн. «Революция и царь») // Возрождение. 1949. Июль. С. 13-21; Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Н.-Й., 1954. М., 1996. 2 т.; Almedingen E. M. The Empress Alexandra. L., 1961; Светлой памяти императрицы Александры Феодоровны // Возрождение. 1962. № 127. Июль. С. 38-62; Из бумаг А. В. Тырковой-Вильямс: Запись рассказа кнг. С. Васильчиковой // Возрождение. 1964. № 156. Дек. С. 94-100; Андоленко С. Клевета на императрицу // Там же. 1968. № 204. Дек.; Киселев А., прот. Память их в род и род...: То, что надо знать, сохранить, донести. Н.-Й., 1981. М., 1990р; Паломничество царя-мученика благочестивейшаго Государя имп. Николая Александровича. Н.-Й., 1986; Гибель царской семьи: Мат-лы следствия по делу об убийстве царской семьи (авг. 1918 - февр. 1920) / Сост. Н. Росс. Франкфурт-на-Майне, 1987; Грибанов Э. Д. Российские нагрудные медицинские знаки. Рига, 1989; Фрейлина ее величества: Дневник и восп. А. Вырубовой. М., 1990; Руднев В. М. Правда о царской семье и «темных силах» // Светлый отрок: Сб. ст. о царевиче-мученике Алексее и др. царственных мучениках. М., 1990; Соколов Н. А. Убийство Царской семьи. М., 1990; Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. М., 1991. 2 ч.; Альбом фотографий имп. Александры Феодоровны, 1895-1911 / Публ. З. И. Перегудовой // Рос. архив. М., 1992. Вып. 2-3. С. 463-466; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992; Мэсси Р. Николай и Александра. М., 1992; Российский императорский дом: Дневники. Письма. Фотографии / Сост. А. Н. Боханов, Д. И. Исмаил-Заде. М., 1992; Волков А. А. Около Царской семьи. М., 1993; Земляниченко М. А., Калинин Н. Н. Романовы и Крым. М., 1993; Мельник (Боткина) Т. Воспоминания о царской семье и ея жизни до и после революции. М., 1993; Радзинский Э. С. «Господи... спаси и усмири Россию»: Николай II: жизнь и смерть. М., 1993; Федорова В. Царские библиотеки // Родина. 1993. № 11. С. 32-35; Воейков В. Н. С царем и без царя. М., 1994; Николай и Александра: Двор последних русских императоров, кон. XIX - нач. XX в.: Кат. выст. / Сост. Е. А. Анисимова и др. СПб., 1994; Болотин Л. Царское дело: Мат-лы к расследованию убийства Царской Семьи. М., 1996; Мефодий (Кульман), еп. Из духовного сокровища Царской семьи // ЖМП. 1996. № 11. С. 68-73; Нектария (Мак Лиз), мон. Свет невечерний: Жизнь Александры Феодоровны Романовой, последней Всероссийской императрицы. М., 1996; Платонов О. А. Терновый венец России: Николай II в секретной переписке. М., 1996; Иванова Т. К., Логунова Е. П. Николай II и его семья в Петергофе. Петергоф, 1997; Боханов А. Н. Николай II. М., 1998; Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998; Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Н. Новг., 1998; Пчелов Е. В. Генеалогия рода Романовых, 1855-1997. М., 1998; Рябов Г. Т. Как это было: Романовы: сокрытие тел, поиск, последствия. М., 1998; Сергий (Страгородский), архим. Письма из Сарова 13-22 июля 1903 года. М., 1998; Тайны Коптяковской дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Соколов Н. А. Предварительное следствие, 1919-1922 гг. // Рос. архив. М., 1998. Вып. 8; Ден Ю. Подлинная Царица: Восп. близкой подруги имп. Александры Федоровны. СПб., 1999; Канонизация святых в XX в. / Комис. Свящ. Синода РПЦ по канонизации святых. М., 1999; Несин В. Н. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894-1917). СПб., 1999; Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.







2024 © kubanteplo.ru.