Логистика: Логистический подход к управлению материальным потоком. Логистический подход к управлению Логистический подход к управлению предприятием


Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования показывают, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на хранение, транспортировку, упаковку и другие логистические операции. Высокая доля расходов на указанные выше операции в конечной цене товара показывает, какие резервы содержит оптимизация управления материальными потоками.

В большинстве определений логистика трактуется как теория и практика управления материальными потоками. Однако, подобная деятельность, связанная с оптимизацией движения товаров и грузов осуществляется человечеством уже давно, с тех пор как существует производство и распределение. В чем же тогда новизна логистики, в чём специфика логистического подхода? Новизна и специфика логистического подхода заключается в том, что объектом управления в данном случае выступает обобщенный, т.е. сквозной материальный поток.

Если рассматривать обобщенный материальный поток на макроуровне, то цепь, через которую он проходит, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление этими предприятиями осуществляется обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. В результате показатели материального потока, такие как себестоимость, надёжность поступления, качество и др., на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. При логистическом подходе, выделяющем в качестве объекта управления сквозной материальный поток, обособленность звеньев материалопроводящей цепи в значительной мере преодолевается, поскольку осуществляется согласованное управление обобщенным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходим количестве, необходимого качества и с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит материальный поток, состоит из различных служб одного предприятия (служба снабжения, склады, цеха, служба сбыта и т.п.). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия также имеют случайные значения и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется особая служба управления сквозным материальным потоком, получающая существенные приоритетные права. В результате материальный поток становятся управляемым и его показатели на выходе из предприятия принимают оптимальные значения.

Таким образом, специфика логистического подхода, его отличие от традиционного подхода, заключается в том, что прежде разрозненные материальные потоки объединяются в единый, сквозной материальный поток и выделяется особая, единая функция управления этим сквозным потоком.

Применение логистического подхода позволяет:

1) снизить запасы на всем пути движения материального потока;

2) сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

3) снизить транспортные расходы;

4) сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

1. Значительная доля экономического эффекта от использования логистики достигается за счёт снижения запасов на всём пути движения материального потока. Это объясняется следующим:

В общей структуре логистических издержек расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товара;

Большая часть оборотного капитала предприятий, по расчетам от 10% до 50% его активов, отвлечена на запасы;

В производстве расходы на содержание запасов составляют 25-30% от общего объёма издержек.

Сокращение запасов при использовании логистического подхода достигается за счёт высокой степени согласованности действий всех участников логистического процесса, за счёт повышения надежности поставок, за счёт рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин. Исследования показывают, что в результате использования логистического подхода можно сократить запасы на 30-70%.

2. Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счёт сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня время, необходимое на изготовление товара, составляет всего лишь 2-5% от общих затрат времени на производственные операции, складирование и доставку. Таким образом, более 95% времени оборота приходится на доведение изготовленного товара до потребителя. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала и соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени.

3. Экономический эффект от применения логистики возникает также в результате снижения транспортных расходов. При использовании логистического подхода оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются и другие показатели использования транспорта.

4. Четвёртая составляющая экономического эффекта от использования логистики обеспечивается за счёт сокращения затрат ручного труда и соот­ветствующих расходов на операции с грузом. Логистический подход предпо­лагает высокую степень согласованности всех участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. То есть применяются однотипные средства механизации, однотипная тара, исполь­зуются аналогичные технологические приемы грузопереработки во всех звеньях товаропроводящей цепи, за счёт чего и сокращается использование ручного труда и достигается соответствующий экономический эффект.

Следует отметить, что совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму этих четырёх составляющих, что является ярким примером проявления нелинейности (эмерджентности) логистических систем.

Особенность предприятий преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком (МП).

В целом отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками .

Обычно цепь, через которую проходит МП, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2.1 ). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Сквозное управление материальными потоками означает способность видеть и управлять всей системой в целом.

В результате такие показатели этого потока, как цена, себестоимость, надежность наличия товара в нужном клиенту месте, дополнительные услуги, ассортимент, как правило, далеки от оптимальных.

Показатели сквозного материального потока на выходе складываются случайно.

При логистическом подходе особенность предприятий преодолевается с целью согласованного управления сквозным МП (рис. 2.2
). На выходе сквозной материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели.

Отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками.

В этом случае среди данных компаний должна выделиться одна, которая будет являться ключевым звеном (main chain) в данной цепи, и именно она будет диктовать условия остальным участникам товародвижения. В большинстве случаев таким ключевым звеном становится производитель продукции, но есть и другие примеры.

Примерами, когда сырьевая компания будет управлять всем потоком, могут служить такие компании, как , BP . Они добывают нефть самостоятельно, заказывают ее переработку или перерабатывают ее самостоятельно, далее распределяют ее по АЗС, где они регламентируют качество, часто цену и, конечно же, обязательное наличие разнообразных дополнительных услуг.

Примером, когда розничный магазин будет являться ключевым звеном, можно назвать компанию IKEA , продукция которой производится на десятках фабрик России, Украины и Белоруссии под жесточайшим контролем головной организации. Помимо этого компании, являющиеся поставщиками сырья для производителя, например, поставляющие древесину, также должны придерживаться строго определенного качества и графика своих поставок (вплоть до количества сучков на единицу меры древесины и т.п.). Примером такого подхода может быть и создание т.н. частных марок крупными магазинами.

Менее яркие примеры логистического подхода можно обнаружить, когда оптовая база пытается контролировать МП (например, молдавские вина - ).

Любой франчайзинг является по сути проявлением такого логистического подхода. Однако часто ключевому звену не удается достичь желаемых параметров для своего товара на выходе. Например, всем известны надписи на товаре: «рекомендованная розничная цена», но даже такие гиганты, как Кока-кола и Пепси-кола, не могут добиться того, чтобы товар продавался по этой цене, а в жару в поставленных ими же бесплатно холодильниках стоит далеко не всегда именно их ассортимент. Почему же не получается создать такую эффективную систему товародвижения?

Сложность логистического подхода заключается в том, что у каждого из участников свои оперативные цели . Давайте порассуждаем: как может компания увеличить свою прибыль двумя самыми простыми способами?..

Правильно - увеличить продажи или поднять цену. Возьмем среднестатистический завод , находящийся в конкурентной среде. Какое-либо существенное увеличение цены будет невозможно, т.к. его продукт станет неконкурентоспособным. Остается наращивать объемы с помощью рекламы, новинок, присутствия на полках и т.д.

Сырьевики же в основном имеют ограниченные ресурсы, поэтому их стратегией могло бы стать максимальное повышение цены (известный факт, что себестоимость добычи нефти 2-5$, а продается она за 60-70$). Компании, являющиеся поставщиками комплектующих и оборудования, тоже обычно ограничены, но они ограничены спросом.

Например, некий поставщик тормозных систем для . Какие бы сбытовые усилия он ни прикладывал, его портфель заказов будет состоять из систем для завода (по количеству выпускаемых автомобилей) плюс стабильное количество деталей, выходящих из строя (при стабильном уровне качества), поэтому основная возможность увеличения прибыльности - это поднятие цены.

Только оптовым компаниям может быть одинаково выгодно торговать большими партиями товара с минимальной наценкой и небольшими - с довольно высокой. Для этой операции они используют такой инструмент, как прайс-лист (табл. 2.1). При закупочной цене в 10 руб. цифры могут выглядеть таким образом.

Таблица 2.1.
Пример прайс-листа

Товар №

10 000 руб.

100 000 руб.

500 000 руб.

1 млн руб.

Розничные магазины чаще всего, как и сырьевые компании, максимально добавляют стоимость, т.к. у них есть лишь одно ограничение - проходимость места, при этом негативное влияние повышения цены на спрос слабое.

Пример.

Продается некий прохладительный напиток по цене 30 руб. Стоимость его производства, рекламы, распределения (из предыдущей главы вспомните, как это дорого), привоза и поставки продавцу под прилавок, а может еще и таможенного оформления и прочее + все прибыли всего канала = сколько бы Вы думали, 25, нет, 27 рублей?..

Ничего подобного, всего лишь 14 руб., а труд одного (условно) продавца оценивается в 16 руб., т.е. больше чем в два раза дороже.

Исключением из правила могут быть только гипермаркеты, мелкооптовые рынки и частные марки сетевых магазинов.

Самый простой способ организации логистического подхода - стать собственником всего канала. Но на практике это не всегда хорошо получается, т.к. существуют принципы разделения труда, ограниченность ресурсов, да и не всегда логистический подход оказывается более выгодным.

Первые устанавливают низкую цену, чтобы иметь возможность сыграть на обороте, а вторые - с рекламными целями.

Из вышесказанного становится ясно, что преодоление сопротивления участников канала - очень сложная задача, и это только исходя из двух целей - продать дороже или больше. На практике к ним прибавляются другие оперативные задачи: например, стремление производителя внедрить на рынок новый товар, защититься расширенным ассортиментом от конкурентов, получить лучшее место на полках в магазинах и т.п.

У остальных участников могут быть совсем иные цели: например, своя рекламная компания у магазинов или стремление дистрибьютора войти в какую-нибудь сеть и т.п. Почти всегда эти цели вступают в противоречие друг с другом, поэтому преодоление этих противоречий - и есть важная составляющая задачи организации логистического подхода.

Так, как же организуется логистический подход?

Самый простой способ, конечно же, - стать собственником всего канала. Но на практике это не всегда хорошо получается, т.к. существуют принципы разделения труда, ограниченность ресурсов, да и не всегда логистический подход оказывается более выгодным (см. пример ниже - «Когда логистический подход не оптимален»).

Поэтому в основном компании стараются заключить действенные соглашения с другими участниками и проводить свою политику через эти соглашения. Не всегда это получается. Часто не достает рыночной силы компании или барьеры перехода от одного поставщика к другому слишком низкие. Иногда у посредников слишком велик соблазн пойти против воли ключевой компании. Также часто пункты договора можно обойти с помощью юридических или организационных хитростей, например, продавать товар не от себя, а создать компанию, от лица которой можно торговать без ограничений (часто относится к дистрибьюторским компаниям).

Пример.

Когда логистический подход не оптимален

На рынке пива в России (как и в других отраслях) многие крупные производители отчаянно пытаются организовать собственные отделы распределения пива по магазинам. Их желание продиктовано теми фактами, что оптовики никак не хотят подчиняться их требованиям - продавать товар по определенной цене в розницу, поставлять не только ходовой товар, но и новые, еще не «раскрученные» сорта. Иногда даже в погоне за лучшими условиями оптовики специально рекомендуют рознице продукцию конкурентов... Очевидно, что надо «брать дистрибьюцию в свои руки», но... не получается, а виной этому - высокие издержки собственной системы распределения.

По проведенным расчетам основные затраты на дистрибьюцию(~70%) - не на доставку в точки продаж или закупку продукции, как можно предположить, а на поиск клиентов и переговоры. Далее допустим, один менеджер по продажам может обслужить в день 10 точек, и в среднем по всему ассортименту компании он может продать товара на 2 тыс. руб., тогда получится, что он принесет в кассу 20 тыс. руб. Менеджер оптовика продаст за то же время ассортимент 10 компаний и принесет сумму 200 тыс. руб. При одинаковой зарплате и прочих расходах очевидно, что расходы на дистрибьюцию у оптовиков во много раз ниже, чем у собственного отдела, а значит, и добавленная стоимость ниже, и цена. Поэтому магазины будут покупать у них, т.к. ценовая чувствительность на оптовом рынке многократно выше, чем на розничном.

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание, что логистический подход похож на т.н. вертикальную маркетинговую систему , описанную, к примеру, у Ф. Котлера . Разница между ними в том, что в этой системе не учитываются производители сырья и материалов, поэтому логистический подход имеет более глубокую аналитическую направленность.

Задание 2.1

Построить две материалопроводящие схемы на примере реальных компаний, первая должна строиться на основе логистического подхода, вторая схема должна быть построена на основе традиционного подхода к управлению МП в экономике.

По построенным примерам описать их принципиальное отличие, основываясь на целях каждого участника товародвижения. Описать пути достижения логистического подхода.

Пример логистического подхода к управлению материальными потоками.

2) имеют независимых дилеров (например, «Новый проект»), которых тщательно отбирают;

3) заключает соглашения с корейскими производителями SsangYong относительно сборки их в России.

Традиционный подход также мог бы быть использован в данной схеме, но это означало бы повышение себестоимости, а соответственно, цен товара, что повлекло бы за собой спад спроса. При традиционном подходе автомобили были бы более низкого качества. Кроме того, мог бы возникнуть вопрос о надежности наличия товара, который желает получить потребитель.

Логистический же подход предохраняет участников цепочки от вышеперечисленных нежелательных явлений и делает данную систему конкурентоспособной ! В приведенном примере самым заинтересованным, а соответственно, ключевым звеном является компания «Северстальавто», она в данном случае диктует всем участникам цепи условия, перечисленные выше.

Задание 2.2

На основании данных в табл. 2.1 ответьте на следующий вопрос.

Может ли цена товара № 1 в крайней правой графе (1 млн руб.) быть равной 9 руб. в краткосрочной перспективе?.. долгосрочной перспективе? Почему? Приведите конкретные доводы или примеры при аргументации ваших ответов.

    Цена товара № 1 в крайней правой графе (1 млн руб.) может быть равной 9 руб. в краткосрочной перспективе в ситуации, если компания поставила себе цель завоевать рынок. Следовательно, цену, равную 9 руб., компания может использовать в краткосрочной перспективе в качестве цены проникновения на рынок.

    Цена товара № 1 в крайней правой графе (1 млн руб.) может быть равной 9 руб. в долгосрочной перспективе в том случае, если компания сможет компенсировать возникающие в результате этого убытки за счет остальных позиций.

Большинство определений трактуют логистику как те­орию и практику управления материальными потоками. Од­нако эта деятельность осуществлялась человечеством с дав­них времен. Общепризнанного же определения, которое от­ражало бы специфику логистики, пока не выработано. По­этому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными по­токами, как на макро-, так и на микроуровнях.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из не­скольких самостоятельных предприятий, Традиционно уп­равление каждым из этих предприятий осуществляется соб­ственником обособленно (рис. 2). При этом задача управле­ния сквозным материальным потоком не ставится и не ре­шается. Не выделяется также категория "сквозной матери­альный поток". В результате показатели этого потока, та­кие как его себестоимость, надежность поступления, каче­ство и др., на выходе из цепи складываются в значитель­ной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выс­тупает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согла­сованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нуж­ное время, в необходимом количестве, необходимого каче­ства. Продвижение материального потока по всей цепи на­чинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего со­стоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозно­го материального потока внутри предприятия, как прави­ло, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выхо­де из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритет­ной задачей которой является управление сквозными ма­териальными потоками, т. е. потоками, которые поступа­ют извне, проходят склады службы снабжения, производ­ственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели матери­ального потока на выходе из предприятия становятся уп­равляемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управ­ления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффек­тивное управление сквозными материальными потоками.


1.4. Предпосылки развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обус­ловлена возможность широкого применения логистики в со­временной экономике.

Необходимость применения логистики объясняет­ся рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми. Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей создания конкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных ка­питальных вложений, как, например, освоение выпуска но­вого товара, тем не менее, оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляе­мого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимо­сти того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурен­тные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логис­тический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики мо­гут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, ко­торые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

· резкого снижения себестоимости товара;

· повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость приме­нения логистики в экономике, - энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности пе­ревозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса . В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычисли­тельной техники, появление стандартов для передачи ин­формации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуще­ствление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного источника сырья через все промежуточные про­изводственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключа­ются в следующем:

· превращение рынка продавца в рынок покупателя;

· обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества по­ставок;

· энергетический кризис;

· научно-технический прогресс и в первую очередь ком­пьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной ло­гистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и науч­но-технический прогресс в сферах производства и обраще­ния.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта де­ятельность осуществлялась человечеством с давних времен. В чем специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микро-и на макроуров­не?

На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий.

ü Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособлен­но (рис. 2). При этом задача управления сквозным материаль­ным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность по­ступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от опти­мальных.

ü При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом ко­личестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4).

ü При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в пер­вом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.

Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне: показатели на выходе (т. А) складываются случайно.

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне: на выходе (т. А) сквозной материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели.



Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели сквозного материального потока на выходе (т.В) складываются случайно.

Рис. 5. Логистический подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели материального потока на выходе (т.В) управляемы и имеют заранее заданное значение.

ü При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят скла­ды службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Управлять бизнесом своих партнеров и бизнесом партнеров своих партнеров становится нормой на Западе – и все это ради того, чтобы избежать проблем в своей компании. Для эффективного управления материальными потоками необходима стабильная работа поставщиков и потребителей. А те зависят от своих партнеров. Именно поэтому менеджеры вынуждены лезть в чужой огород, хотя на самом деле заботятся о своем. В России таких попыток почти не делается, хотя попытка надежности партнеров часто более актуальна, чем для иностранцев. И дело тут в логистике: российский бизнес организован на уровне здравого смысла, а не с учетом мирового опыта и научных достижений в этой сфере, российским компаниям не до управления партнерами - хорошо бы навести внутренний порядок.

Освоение логистики начинается с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от вредной привычки управлять отдельными подразделениями и переход на управление сквозным материальным потоком. Когда во время кризиса все кинулись снижать издержки, своеобразным тестом на наличие у руководителей логистического мышления мог быть принцип одного зонтика. Суть этого принципа в том, что нужно управлять суммарными издержками компании, а не сокращать расходы по подразделениям. Обычно если в компании начинается борьба за снижение издержек, то каждое подразделение борется с ними по-своему. Например, транспортная служба увеличивает объемы перевозимых партий товаров, но растущие при этом затраты на содержание складов могут перекрыть достигнутый транспортниками эффект. А экономию на упаковке груза легко свести нанет, повредив его при доставке. Уменьшение площади складов может привести к остановкам в производстве. Итак, в логистике действует правило - некоторое увеличение затрат в одной области может привести к их экономии в системе в целом.

Но чтобы управлять издержками одного понимания взаимосвязи всех издержек – мало, нужно точно знать, прежде всего, на что и сколько компания тратит. В этом поможет калькуляция издержек на логистику. Чтобы иметь возможность влиять на издержки, нужно знать не только во что обходятся отдельные функциональные области логистики: закупка, склад, транспортировка, производство, распределение. Нужно еще представлять, сколько тратится на логистику тех или иных продуктов. Это позволяет выявить в общей сумме, потраченной на закупку сырья и материалов, сумму, пущенную на отдельный бизнес-процесс по выпуску конкретного продукта. Можно накапливать статистику, анализировать всплески и падения и гибко на них реагировать.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается:

v в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами;

v в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками (в РФ любую практическую деятельно­сть по управлению материальными потоками на­зывают «логистика», даже если эта деятельность не очень соответствует логистической идее).

При логистическом подходе к упра­влению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных си­стем к интегрированным логистическим системам требует рас­ширения методологической базы управления материальными по­токами.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

Система (от греч. - целое, соста­вленное из частей; соединение) - множество элементов, находя­щихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опре­деленную целостность, единство.

Существует четыре свойства, которыми должен обла­дать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элемен­ты системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы име­ются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней сре­дой, так как в противном случае система не сможет существо­вать.

Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сфор­мировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих си­стеме в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Примеры систем.

ПРИМЕР 1 - Шариковая ручка как система

ü Первое: ручка состоит из отдельных элемен­тов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д.

ü Второе: между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым.

ü Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы свя­зать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не бы­ли бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств.

ü Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов - ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как ав­томобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются система­ми.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармо­ничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Рассмотрим свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

Первое свойство (целостность и членимость).

Рис. 16. Принципиальная схема логистической системы на макроуровне

Рис. 17. Принципиальная схема логистической системы на микроуровне

Совместимость разных звеньев обеспечива­ется единством цели, которой подчинено функционирование ло­гистических систем.

Второе свойство (связи): на макроуровне основу связей составляет договор, на микроуровне - внутрипроизводственные отношения.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организа­цию.

Четвертое свойство (интегративные качества): логи­стическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это спо­собность поставить нужный товар, в нужное время, в нуж­ное место, необходимого качества, с минимальными затра­тами, а также способность адаптироваться к изменяющим­ся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

В качестве логистической си­стемы можно рассматривать промышленное предприятие, тер­риториально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д.

Цель логистической системы - доставка товаров и из­делий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производ­ственному или личному потреблению при заданном уровне из­держек.

Границы логистической системы определяются циклом обра­щения средств производства (рис. 18). Вначале закупаются сред­ства производства. Они в виде материального потока поступа­ют в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в по­требление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Рис. 18. Выделение границ логистической системы

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег - получения денег» (рис. 19).

Рис. 19. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег - получение денег»

Логистические системы делят на макро - и микрологистические.

Макрологистическая система охватывает пред­приятия и организации промышленности, посреднические, тор­говые и транспортные организации различных ведомств, рас­положенных в разных регионах страны или в разных стра­нах. Формирование межгосудар­ственных систем требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможен­ных препятствий транспортировке товаров, капиталов, инфор­мации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы включают различные производственные и торго­вые предприятия, территориально-производственные комплек­сы, в состав кото­рых входят технологически связанные производства, объединен­ные единой инфраструктурой.

Внутри системы функционируют подсистемы: отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, ра­ботающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистиче­ских систем.

Логистические системы с прямыми связями - материальный поток проходит непосред­ственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 20 а).

Эшелонированные логистические системы - на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 20 б).

Гибкие логистические системы - движение материаль­ного потока от производителя продукции к ее потребителю мо­жет осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 20 в).

Главной методологической основой сквозного управления матери­альным потоком является системный подход. Системный подход позволя­ет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем характе­ризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих це­лей функционирования системы, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибоч­ным.

Схема движения са­харного песка

  • Шамис Виталий Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Омская гуманитарная академия
  • МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • ЛОГИСТИКА
  • ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы

  • Теоретические аспекты распределительной логистики предприятия
  • Рассмотрение принципов управления качеством в системах «Человек-машина» на основании оценки функционального состояния операторов
  • Рассмотрение некоторых аспектов управления в транспортно-логистической системе

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила её разделение на макрологистику и микрологистику.

Отличия между системами заключается в том, что в макрологистике взаимодействия между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли – продажи, а в рамках микрологистике - на бестоварных отношениях. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микроуровне и на макроуровне заключается:

  1. в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
  2. в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками .

Традиционный подход к управлению материальными потоками на макроуровне – можно представить в виде цепи, через которую последовательно проходит сквозной материальный поток и состоит из самостоятельных предприятий. Управление каждым предприятием осуществляется собственником обособленно. Задача управления сквозным материальным потоком не ставится. Отсюда показатели потока: себестоимость, качество, надежность на выходе из цепи складываются случайно и далеки от оптимальных. При таком подходе точка сквозной материальный поток на выходе из цепи складывается случайно .

При логистическом подходе материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели. Нужный груз в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества начинает поступать в нужное время и осуществляется с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб: снабжение, производство, сбыт, одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия имеют случайное значение и далеки от оптимальных. При логистическом подходе к управлению материальными потоками на предприятии, получает служба, которой приоритетной задачей является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне и проходят сквозь всех подразделений предприятия: склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции, затем уходят к потребителю. Итогом такого подхода к управлению материальным потоком будет результат, при котором показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми .

Таким образом, отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в том, что на выходе сквозной материальный поток имеет спроектированные и контролируемые показатели, обеспечивается эффективное управление материальным потоком путем выделения единой функции управления в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему .

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на пятьдесят процентов, сокращение численности вспомогательных рабочих, так как при высоком уровне системности потребность во вспомогательном персонале уменьшается для выполнения пиковых объемов работ, улучшение качества выпускаемой продукции, улучшение использования производственных и складских площадей, снижение травм.

Список литературы

  1. Аникин Б.А. Логистика: Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013.-406 с.
  2. Алесинская T.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие./Т.В.Алесинская.-М.: Издательство «ТРТУ». 2011.
  3. Буцанец Н.Б. Специфика логистического подхода к управлению материальными потока: Учебное пособие./Н.Б.Буцанец.-Минск, 2012.
  4. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 484 с.
  5. Горшкова А.А. Логистика и управление цепями поставок /А.А Горшкова// Логистика.- 2011.- №1- С. 69-85.
  6. Григорьев М.Н. Логистика: Учебник для бакалавров/М.Н. Григорьев, С.А.Уваров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательств « Юрайт», 2012.-825с.
  7. Дресвянников В.А., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Щетинина Н.Ю., Шмелёва А.Н. Стратегический менеджмент. Москва, 2013.
  8. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Москва, 2008. Сер. Высшее образование
  9. Шмелева А.Н. Оценка операционной эффективности системы менеджмента качества. Количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК предприятия // Российское предпринимательство. 2010. №9-2. C. 57-63.
  10. Шмелева А.Н. Оценка и повышение операционной эффективности системы менеджмента качества предприятия (теория, методология, практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. // Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 2011.
  11. Шмелева А.Н. Качество продукции и качество менеджмента: как оценить? Качественные инструменты оценки операционной эффективности СМК предприятий // Российское предпринимательство. 2010. №9-1. C. 88-93.
  12. Шмелева А.Н. Оценка конкурентоспособности предприятия с учетом результативности процессов СМК «Ответственность руководства» // Российское предпринимательство. 2011. №5-2. С. 99-103.






2024 © kubanteplo.ru.