Мормоны и другие. Что происходит внутри мормонских храмов? Мормоны в обществе


реставрационистского христианства , созданной религиозным деятелем Джозефом Смитом-младшим в северной части штата Нью-Йорк в 20-х годах XIX века. Термин является заимствованием из Книги Мормона - Священного Писания , которое используется мормонами вместе с Библией . «Книга Мормона» была продиктована Джозефом Смитом-младшим, утверждавшим, что это перевод древних летописей коренного населения Америки , составленных пророком Мормоном и его сыном Моронием , последними представителями народа нефийцев. После смерти Смита в 1844 году мормоны последовали за Бригамом Янгом туда, где позднее образовалась Территория Юта .

Рождаемость мормонов оценивается в 7,6 детей на средний брак в 1820-1845 годах и в 8,2 ребенка на средний брак в 1846-1880 годах .

Изначально, мормоны обязуются быть законопослушными гражданами и участвовать в государственных делах. Они считают юридически необходимым соблюдение принципа свободы совести и вероисповеданий. Вероучение мормонов включает в себя пять главных таинств: крещение в 8 лет; дарование Святого Духа ; рукоположение в чины священства ; причащение хлебом и водой; храмовые таинства. Брак (запечатывание) бывает светский (для земной жизни) и вечный (для жизни после смерти).

У мормонов есть свои традиции. По понедельникам проходят домашние семейные вечера. Один раз в неделю - вечера молодежи (для девушек и юношей от 12 до 18 лет), в которые входят: общественный труд, благотворительность, спортивные игры, уроки, танцы и т. д. Раз в месяц - вечер общества милосердия.

Сегодня большинство мормонов известны как члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церкви СПД). Существуют также независимые или непрактикующие мормоны. Центр культурного влияния мормонов находится в штате Юта, куда они направились в 1844 году после смерти Смита.

Мормоны соблюдают кодекс здоровья, предполагающий воздержание от употребления спиртных напитков, табака, кофе, чая и других продуктов и веществ, вызывающих привыкание. Их ценности, как правило, ориентированы на семью и поддержание тесной связи между поколениями, а также - между близкими и дальними родственниками. Мормоны следуют строгому закону целомудрия , который требует верности партнеру по гетеросексуальному браку.

Крещение в мормонской религии

Благодаря высоким показателям рождаемости и обращениям в веру, численность мормонов за последние десятилетия значительно выросла. В 1971 году количество членов Церкви составляло 3 090 953 человек, в 2017 этот показатель достиг 15 882 417 человек во всем мире.

Происхождение термина

Термин «мормон» чаще всего связывают с членами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церкви СПД). Он заимствован из названия Книги Мормона, священного для мормонов текста, который, как они считают, является переводом писаний с золотых пластин, переданных Джозефу Смиту-младшему ангелом. Он был опубликован в 1830 году. Согласно тексту, книга была названа в честь Мормона - древнего пророка и историка, жившего в IV в. н. э. на Американском континенте. Он объединил и сократил летописи своих предшественников. Книга, как считают мормоны, представляет собой описание отношений между Богом и доколумбовыми цивилизациями Америки в период примерно с 2600 г. до н. э. по 420 г. н. э., составленное пророками и последователями Иисуса Христа. Здесь также повествуется об учении Иисуса Христа, изложенном им самим во время личного посещения Америки уже после своего воскресения.

Употребление

Термин «мормоны» вошел в употребление в 1830-е годы как уничижительный для обозначения последователей Джозефа Смита и верящих в божественное происхождение Книги Мормона. Этот термин был вскоре принят мормонами, и в их среде потерял негативный статус. Наиболее часто он используется для обозначения членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Его также применяют по отношению к себе другие ответвления мормонизма, в том числе мормоны-фундаменталисты. Другие конфессии , образовавшиеся после смерти Смита в 1844 году, относятся к термину отрицательно.

Поскольку термин стал особенно популярен для обозначения мормонов-фундаменталистов, которые продолжают придерживаться практики многожёнства, от которой Церковь Иисуса Христа Святых последних дней официально отказалась в 1890 году, последняя настаивает на том, что термин должен применяться в СМИ только для обозначения её членов. Эти требования довольно часто игнорируются журналистами.

Солт-Лейк-Сити - город мормонов. В 1847 году приверженцы секты перебрались вместе со своими семьями в местность, где теперь сформирован штат Юта. Здесь же был возведен огромный храм Мормонов, который считается одним из самых больших среди возведенных за последние столетия. Это здание, выполненное в сдержанной манере, поражает не только своими размерами, но и той суровой , которая окружает его.

История Храма мормонов

В 1805 году в штате Вермонт в очень религиозной семье родился Джозеф Смит. Через 10 лет он вместе с отцом переехал в Нью-Йорк. Уже с раннего возраста Джозеф высказывался против того, что протестантские секты враждуют между собой, выясняя, чья организация лучше. По легенде, когда мальчик однажды гулял , к нему с неба снизошли две сияющие фигуры. Одна из них произнесла речь, согласно которой Смит не должен был вступать ни в одну из сект, но всегда оставаться верным Богу. Через четыре года к мальчику снова явился ангел и сказал, что Бог хочет, чтобы Смит нашел священную книгу. Ангел точно описал место, где хранится эта реликвия. Точно в том месте, где ангел сказал, Смит нашел книгу в серебряном переплете и еще 2 камня. Эти камни были точно такими, какие носили священники из . Именно эти церковные служители должны были помочь в переводе священных писаний. Книгу перевели в 1827 году, когда Смиту исполнилось 22 года. К юноше снова явился ангел и назвался Морони. После этого Смит приступил к переводу. Шестнадцать дней и ночей Смит переводил священные писания, не отвлекаясь даже на то, чтобы поесть, поспать или просто отдохнуть. Так появилась «Книга Мормона», которая легла в основу Христовой Церкви Святых Последнего дня.

После смерти Смита, его приемник Бригем Янг занялся поиском мест, на которых никто бы не захотел поселиться. В 1847 году он с группой верующих направился туда, где сейчас находится штат Юта. Вскоре сюда переехало более тысячи мормонских семей. Еще когда Смит был жив, он спланировал мормонский город, который назвал Дезерт (Земля пчел). Сейчас это Солт-Лейк-Сити. В 1896 году конгресс признал самостоятельность нового штата. Янг стал первым губернатором и первым главой секты мормонов.

Сразу после того, как штат был сформирован, началось строительство главного мормонского храма. Все строительство было рассчитано строго по секундам и продлилось ровно 40 дней - это число было взято из Библии. Руководил строительством зять Янга - Трумен Энджелл.

В 1854 году храм был открыт для всех верующих. До сих пор он является святыней только для мормонов. Всех желающих внутрь не пускают - сюда могут войти только те, кто принадлежит к мормонской секте.

Особенности строения Храма мормонов

Строгий готический храм выстроен из гранита. Сооружение имеет 6 больших остроконечных башен и практически лишено каких-либо внешних украшений. Длина здания - 57 метров, ширина - 36 метров, толщина несущих стен почти 6 метров. Самая высокая часть постройки - шпиль, который вытянут на 64 метра. На самом верху - фигура трубящего ангела, держащего в руках золотую пластину, символизирующую книгу, которая была послана Смиту. Ангел выполнен по проекту скульптура Даллина и отлит из меди, а сверху покрыт золотой фольгой. Высота изваяния - 3, 8 метра.

Рядом с главным храмом находится Тэйбернекл - молельня. Она отличается необычной крышей в форме большой черепахи. Длина ее 76 метров, а ширина -46 метров. Зал может вмещать более 8 000 человек. Здесь практически все сделано из древесины - скамьи, балконы и даже органные трубы. Над залом располагается деревянная решетка, выполненная из сосны.

В молельне потрясающая акустика. Слышно любое слово, произнесенное негромко, даже если находишься в дальней части зала.

В центре возвышения расположен орган, который считается одним из самых больших на нашей планете - он имеет 19 746 труб и 6 клавиатур. В зале молельни каждый день поет хор, в который входит 300 человек.

Здесь же находится зал собраний, в котором проходят богослужения. На самом деле зал - это целое здание, выполненное из гранита. Перед залом - памятник чайкам, которые спасли первые поселения мормонов от нашествий саранчи. Событие это мормоны посчитали знаком божьим, который благословляет их на праведное дело.

Неподалеку от храма находится Музей истории церкви и искусства, в котором выставлено более 66 000 экспонатов, так или иначе связанных с жизнью мормонов. В Генеалогической библиотеке выставлено огромное генеалогическое древо, отображающее всех, кто состоит в секте мормонов - так или иначе все они приходятся друг другу родственниками.

Разумеется, жители не могли не почтить первого главу мормонской секты и основателя общины Брига Янга. Ему поставлен 8-метровый памятник.

Наряду с воскресными богослужениями, мормоны регулярно посещают мормонские храмы, в которых поклоняются Богу. В мормонском храме достойные члены Церкви заключают заветы с Богом и совершают священные таинства спасения, такие как крещение за умерших.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ МОРМОНСКИХ ХРАМОВ?

ОБЛЕЧЕНИЕ.

Облечение – это дар силы, который включает в себя знания о Божьем плане спасения , а также наставления и заветы, которые человек должен заключить с Богом, чтобы достичь вечной жизни. Эти заветы включают в себя обещание Богу соблюдать все Его заповеди, быть верным мужем или женой и делиться своими средствами и талантами, чтобы помочь строить Царство Божье.

Мормонские храмы – это место покоя и счастья. Они дают возможность людям, которые входят в них, чувствовать покой и счастье, а также размышлять о жизни, узнавать о вечных истинах и искать ответы на личные молитвы.

КТО МОЖЕТ ВОЙТИ В МОРМОНСКИЙ ХРАМ?

Мормоны верят, что храмы – самые священные здания на земле, и что для того, чтобы войти в храм требуется определенный уровень понимания и веры в учение СПД, а также личное достоинство. Согласно этому, не каждый желающий может войти в мормонский храм, даже не каждый мормон.

После того, как храм построен, но до того, как он официально посвящен и открыт, проводятся дни открытых дверей, когда каждый желающий может пойти на ознакомительную экскурсию по храму. Как только время проведения дней открытых дверей окончено, в него могут войти только мормоны, которым как минимум 12 лет и которые соблюдают Божьи заповеди. Самые младшие участвуют только в крещениях за умерших, а взрослые принимают участие в других таинствах.

Совершение мормонских храмовых таинств не держится в тайне; скорее, мормоны проводят эти обряды за закрытыми дверями из-за священной природы храмов и совершаемых в них таинств.

Эта статья была написана на английском языке и опубликована на сайте mormon.org . Перевод Тамары Мартыненко.

Традициям «Церкви Иисуса Христа последних дней» сегодня следуют несколько тысяч москвичей, а столичных приходов у церкви уже около десяти. Это самая большая по численности ветвь мормонов - верующих, которые все еще пытаются самоопределиться: кто-то из них считает себя христианином, по религиозным обрядам близким к протестанту, другие - относят себя к членам нового .

У «Церкви Иисуса Христа последних дней» по всему миру почти 16 миллионов адептов. МОСЛЕНТА изучила, во что верят, где бывают и как представляют свое счастье московские мормоны.

Семья навсегда

На конференции со старейшиной Холландом, который приехал из США как апостол «Церкви Иисуса Христа последних дней», за сутки до Пасхи собрались несколько сотен москвичей. В столичную «Амбер Плазу» худенькая 31-летняя Марина пришла в платье, на каблуках и с двумя детьми.

«Мы верим в Иисуса Христа, Святой Дух и что семьи навечно вместе. Вот такая у нас вера. Что все браки - они не только на Земле, но и на небесах. Если люди достойно соблюдали заповеди Бога, то они могут войти в и запечатать свой брак навечно, тогда их дети и вся семья будут вместе вечно после смерти. Такое наше основное учение», - рассказывает она, пока малыш в вельветовом пиджаке тянет ее за рукав: «Мама, мама, папа пришел».

Марина просит прощения и на минутку подбегает к высокому и статному мужу, чтобы оставить ему ребенка.

«Наше основное учение - о семье, - продолжает она. - Понимаете, семья предначертана Богом и брак предначертан. Семья - это священно. Но если вторая половинка не в церкви - ничего страшного. У меня, например, муж не в церкви».

Конференц-зал наполняется детским визгом, и слушать апостола Холланда, становится очень трудно. А иногда и понимать, хотя переводчик старательно обращает внимание на тонкости американского юмора с помощью интонации. Русские члены церкви смеются, когда на лице или даже лике апостола появляется широкая улыбка. Она как сигнал - пора присоединиться и тоже улыбнуться.

Вокруг родителей бегают по три, а то и по четыре пары ножек. «Церковь Иисуса Христа последних дней» запрещает аборты. Малыши играют в догонялки, падают, смеются, задирают друг друга.

«У нас до 8 лет детей не крестят. Они же еще ничего не понимают. И еще мы не верим в общую греховность, то есть в первородный грех. Каждый человек отвечает за свои собственные грехи, а не за грехи со времен Адама и Евы», - улыбается Марина.

Как и большинство мормонов, собравшихся в «Амбер Плаза», Марина - первый член «Церкви святых последних дней» в своем роду.

Миссионеры рассказали ей об учении, когда ей было шестнадцать, когда пытливый ум искал ответ на вопрос «что случится с моими мамой, папой, братьями и сестрами, куда все денутся?».

«Я просто рассуждала: как так все умрут? И близкие, и члены семьи куда-то исчезнут - для меня это было что-то невероятное, пугающее, сердце мое в это не верило. Мне казалось, что логический конец должен быть другим. На то она и семья, чтобы была возможность в вечности жить с близкими. Я почувствовала, что эта церковь - то, что я всю жизнь искала, и была готова принять Евангелие.

Но было и желание , узнать больше. А если ты сомневаешься, истина ли это, то нужно помолиться и почувствовать Бога. Я вот в 16 так и поступила, почувствовала, что это истина. И мне тогда церковь была необходима. Мама сначала сомневалась, а потом уже приняла как-то спокойно. Смирилась. Мол, квартиру не отберут, значит, все хорошо».

Марина ведет меня сквозь толпу американских мужских улыбок и плохого русского акцента к молодой сестре Айовиц, которая в свои двадцать приехала в Россию из солнечной Калифорнии, чтобы несколько месяцев трудиться как миссионер - рассказывать о «Церкви Иисуса Христа последних дней». С такими же намерениями в столицу, только в начале апреля приехала еще почти сотня молодых американцев, которым от 18 до 27. Большинство из них уже через несколько месяцев уедет домой - в США, чтобы поступать в университет.

Сестра Айовиц подаст документы в медицинский, она планирует стать психотерапевтом. Как признается мне позже: хочет «избавлять людей от зависимостей, например, наркотических».

«Прэкрасно! Здорово!» - восторженно и с акцентом кричала она в первые минуты знакомства, как и все миссионеры, к которым подходили «новички», а после американо-русского приветствия заключила меня в объятия и записала номер телефона.

Мы договорились встретиться в Пасху. Мне не вручали книг о «восстановлении Евангелия» или «новой истине», а просто пригласили на общий праздник. Выход с конференции, как и вход, был свободен для всех.

Книга Мормона. Вторая книга Нефия. Глава2

…люди свободны по плоти; и им дано всё, что нужно человеку. И они вольны выбрать свободу и жизнь вечную через великого Посредника всех людей либо выбрать плен и смерть, сообразно плену и силе дьявола, ибо он стремится, чтобы все люди были несчастными, как он сам.

Вера и спокойствие

Московские мормоны - последователи международного , возникшего в США в XIX веке. Они приняли пророчества Ветхого и Нового Завета, а важной частью служения провозгласили следование Евангелию.

В Арбатском приходе член церкви - Андрей - отдает мне священный для каждого мормона текст - «Еще одно свидетельство об Иисусе Христе», книгу Мормона. Его издание - с пометкой 2011 года «Printed in United States of America» (отпечатано в Соединенных Штатах Америки). В «Церкви Иисуса Христа последних дней» верят, что эту книгу составил один из последних пророков - Мормон, который записал ее за другими пророками и передал сыну Моронию.

Тот скрыл листы на холме в Нью-Йорке, а затем в 1820-х годах вернулся на Землю воскресшим и рассказал о книге американцу Джозефу Смиту-младшему. Юноша якобы нашел книгу и перевел написанные рукой пророка тексты. Первое издание «Книги Мормона» вышло в штате Нью-Йорк, в небольшом городе Пальмира в 1830 году.

«Я в церкви с 1996 года, - рассказывает Андрей, которому, похоже, уже за 50. - Занимался техническим обслуживанием здания церкви на Новокузнецкой, а потом - присоединился. Да и вы приходите, у нас молодежь изучает Библию, священное писание и книгу Мормона, ну и на турнир баскетбольный 22-го тоже загляните или на курс «Вечная семья». И на русском, и на английском есть».

А вы почему решили стать членом церкви и им до сих пор остаетесь?

Днем я все равно здесь, тут все просто: тишина, покой, никто не курит и не ругается. Ну и потом Господь здесь дает наставления, дает знания, если мы эти знания применяем, то он нам помогает вырабатывать навыки, качества характера, которые мы в жизни используем.

Андрей набирает ведро с водой и идет мыть церковные коридоры. Церковь мормонов - это скорее дом с большим залом, общей раздевалкой, кухней и небольшими кабинетами для занятий.

Я, конечно, плачу в церковь десятину раз в месяц. Но это же нуждающимся. Я один раз и сам нуждался. Мы с женой лежали месяц больными без всего. Мне на второй работе денег не заплатили, жена заболела, я заболел, оба мучались. К нам тогда приходили наши домашние учителя и навещающие сестры, продукты покупали. Где еще такое место на Земле найдешь, кто поможет? А вообще, у нас принято приходить друг к другу в гости, интересоваться, как живут семьи, есть ли у них трудности. Если что-то серьезное - докладывают руководству и в приходе общими силами помогают.

Книга Мормона. Третий Нефий. Книга Нефия. Глава 5

А потому они оставили все свои грехи, и свои мерзости, и день и ночь со всем усердием служили Богу.

Маленькая Пасха

В коридоре Каховского прихода «Церкви Иисуса Христа последних дней» все собираются на Пасху. Сестра Айовиц с калифорнийской улыбкой снова идет меня обнимать.

«Happy Easter», - обращаюсь я к сестре, но тут же получаю в ответ, мол «не надо, мы вас и по-русски прекрасно понимаем, мы же в России».

Мы проходим в чистый белый зал с кафедрой и угощениями за ней - кусочками кулича и водой. Мормоны не пьют вина даже во время причастия, которое у них принято проводить каждую неделю. Праздничная часть Пасхи адептов учения «святых последних дней» - это небольшое часовое собрание в каждом приходе с выступлениями членов церкви и молитвами - от души без молитвослова и икон. Те, у кого есть и голос и слух, поют гимны.

«О мой Господь, когда с благоговеньем я на миры, что Ты создал, смотрю, сиянье звезд, раскаты гроз весенних, являют мощь вселенскую Твою…», - справа от меня звучит почти переливающийся голос сестры Айовиц, похожий - с другой стороны.

«Красота всегда вокруг, когда в семье любовь. Мил и сладок каждый звук, когда в семье любовь», - начинают сестры другой гимн. Их слова похожи на те, что часто печатают в открытках «С днем рождения», но от этого пожелания не становятся менее приятными.

«Лови судьбы мгновенья, не дай уйти им прочь. На крыльях молний время стремительно летит. Будь мудрым и удачу свою не упусти, ведь все так быстротечно на жизненном пути».

Пока музыка растворяется в пространстве церкви, к кафедре выходит беременная прихожанка Ксюша. Она складывает руки и просит разрешения начать молитву:

«Наш дорогой небесный отец, спасибо тебе большое за этот день, за пасхальное время, за то, что у нас есть так много возможностей, чтобы быть счастливыми, мы благодарны за то, что всегда можем к тебе обратиться. Пожалуйста, помоги нам, чтобы мы следовали всегда правильным принципам, чтобы заботились о тех, кто рядом с нами. Аминь».

Мормоны

МОРМО́НЫ -ов; мн. Члены религиозной секты, в учении которой сосуществуют положения христианской религии и религий, проповедующих многобожие.

Мормо́н, -а; м. Мормо́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Мормо́нский, -ая, -ое. М-ое учение.

мормо́ны

(«Святые последнего дня»), члены религиозной секты, основанной в США в первой половине XIX в. Дж. Смитом (J. Smith), который опубликовал в 1830 «Книгу Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - главный источник вероучения, включающего положения иудаизма, христианства и других религий. В 1848 община мормонов основала в штате Юта государство мормонов - теократическое государство по типу Древнего Израиля. Мормоны проповедовали и практиковали многожёнство. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру. Главные источники вероучения мормонов - «Книга Мормона» и Библия.

МОРМОНЫ

МОРМО́НЫ, общераспространенное название Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В научной и богословской литературе получила противоречивые, порой и взаимоисключающие характеристики, начиная от определений мормонизма как неопротестантской церкви консервативного толка, и заканчивая характеристиками мормонской организации как синкретической неоязыческой оккультной секты с хилиастическим (см. ХИЛИАЗМ) уклоном, или же как новой религии, обогащенной оккультным храмовым ритуалом, в которой обращение к христианско-библейскому началу носит лишь внешний декоративный характер. Родиной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является США; главный центр находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.
Мормонизм занимает положение маргинала среди традиционных христианских конфессий. Особое положение мормонов в религиозном движении, их отношение к христианскому миру и ответное отношение христианских конфессий к мормонской общине определяются историей создания Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и характерными чертами ее вероучения.
Периодизация мормонизма
Мормоны считают, что историю Церкви Иисуса Христа Святых последних дней можно разделить на шесть исторических периодов: Нью-Йоркский период (1820-30), Огайо-Миссурский период (1831-38), период Наву (1839-46), освоение Запада (1846-98), расширение Церкви (1899-1950) и последний период (1951 - настоящее время) получил название Всемирной Церкви. Для Всемирного периода характерно динамичное распространение из США вероучения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней по всей планете. Это период, когда учение мормонов выходит за границы этноконфессиональной общности. Наибольший миссионерский успех достигается прежде всего в тех странах, где были утрачены или размыты основания национальных культур и традиционных вероисповеданий (освободившиеся от колониальной зависимости государства Азии и Африки, посткоммунистическое пространство Восточной Европы, страны СНГ и др.). Если в конце 1980-х в мире каждые четыре с половиной минуты появлялся новый мормон, то в конце 1990-х - уже через 80 секунд. Первые мормонские миссионеры прибыли в СССР в 1990, и в мае 1991 Церковь Иисуса Христа святых последних дней была зарегистрирована.
Представления мормонов о возникновении их церкви и их идея мессианства
Период до 1820 года получил у мормонов название периода Великого Отступничества. Его выделение связано с целым рядом трагических для человеческого рода событий. Во время земной жизни Иисус Христос основал Свою Церковь. Он передал власть священства в руководстве Церковью апостолам и пророкам и призвал их руководить Церковью от Его имени после Его смерти. Но люди отвергли Истину и убили апостолов. В результате Бог наказал людей, взяв от земли Свою Церковь и власть священства. Хотя многие священнослужители имели честные намерения, но они уже не владели всей полнотой Истины и власти Божьей. Произошло отпадение людей от Истины, и начали распространяться лжеучения. Но, согласно вероучению мормонов, Бог пообещал, что Его Евангелие и сила священства будут восстановлены и уже никогда не покинут человечество. Последнее и было сделано согласно мормонам в лице Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Таким образом, мормонский историософский взгляд состоит в том, что земное развитие человеческого рода делится на три глобальных периода. Первый период связан с основанием Иисусом Христом Своей Церкви, второй - отходом человечества от базовых ценностей христианства и их извращением, третий - восстановлением Церковью Иисуса Христа Святых последних дней чистоты христианского вероучения.
Мормонизм осмысливает себя в контексте теологических концепций, в соответствии с которыми именно он является главным исполнителем провиденциального плана распространения христианства с Востока на Запад. Все остальные религиозные вероучения продолжают находиться в плену ложных пророков и стремлений. Мощная мессианская идея мормонов подкреплена, во-первых, функционально развитой организационной структурой церкви, основанной на принципах «всеобщего священства» (отвергает традиционное деление на мирян и клир) и равенства всех перед Богом, во-вторых, миссионерской программой: практически каждый мормонский прихожанин - проповедник.
Деятельность Джозефа Смита
Начало восстановления чистоты христианского вероучения было положено Джозефом (Иосифом) Смитом, получившим в мормонской среде высокое звание пророка. Он родился 23 декабря 1805 года на северо-востоке США в местечке Шарон, штат Вермонт, пятым ребенком в бедной семье Джозефа и Люси Мак-Смит. Юность будущего пророка прошла в Пальмире, штат Нью-Йорк. В первой половине 19 в. практически все Соединенные Штаты находились на путях религиозных исканий. На протестантском перепутье оказался и юный Джозеф.
Ранней весной 1820 года недалеко от своего дома в роще Джозеф Смит получил первое видение. Во время молитвы к нему явились во плоти Бог-Отец и Иисус Христос. Джозеф обратился к Ним с вопросом о том, какая из современных религиозных сект является истинной и к какой он должен присоединиться. В ответ, согласно мормонского вероучения, Иисус Христос ответил, что отрок не должен присоединяться «ни к одной из них, так как все они неправильны», и что «все их вероучения омерзительны в Его глазах», т. к. они только имеют вид божественного, но отрицают силу Его. Результаты встречи Джозефа Смита с Богом-Отцом и Иисусом Христом состоят в следующем: во-первых, 14-летний юноша был призван восстановить среди людей утраченное Евангелие и истинную Церковь Иисуса Христа; во-вторых, его призвали Бог-Отец и Иисус Христос быть Их пророком; в-третьих, уже на первых шагах формирования мормонизма в категоричной форме был провозглашен отказ от священного предания.
21 и 22 сентября 1823 года Джозефа Смита посетил Ангел Мороний и передал дальнейшие указания от Бога. В первый день юноше было сообщено о летописи Книги Мормона, написанной на золотых листах, в которой содержится вся полнота Евангелия. Мороний был последний из пророков, кто еще в 5 веке до Рождества Христова писал летопись прежних жителей американского континента, и по указанию Господа скрыл ее на холме Кумора (штат Нью-Йорк) вместе со специальными средствами перевода - магическими камнями Урим и Туммим, прикрепленными к нагрудному щиту. На второй день Джозеф Смит отправился в обозначенное место, где обнаружил все названное. Ангел рассказывал пророку о помыслах Бога и о том, как будет построено Царство Его. Лишь 22 сентября 1827 года пророку были вручены золотые листы для перевода на английский язык (по мормонскому преданию текст был написан на видоизмененном древнеегипетском языке). Вследствие того, что злоумышленники делали несколько попыток выкрасть золотые листы, Джозеф вместе с женой Эммой перебрались в дом тестя, Исаака Хейла, в Гармонию, штат Пенсильвания. Во время занятий переводом текст оригинала по указанию Господа был показан трем свидетелям. Затем последовало добавочное свидетельство. И еще восемь свидетелей письменно подтвердили, что они видели древнюю рукопись. Летом 1829 был закончен перевод книги, и уже 26 марта 1830 появились первые печатные экземпляры в Пальмире, штат Нью-Йорк. А буквально через несколько недель после этого события, 6 апреля 1830, Джозеф Смит вместе с пятью сторонниками основал «Церковь Иисуса Христа» в Фейете, штат Нью-Йорк, США. В последствии в 1878 это название было дополнено словами: «Святых последних дней». Так произошло организационное оформление учения мормонов.
С первых шагов формирования мормонизма Джозеф Смит обратил внимание на то, что ветхозаветные праотцы (Авраам, Иаков, Давид и др.) имели несколько жен. Джозеф Смит обратился с молитвой к Богу и получил ответ, что, во-первых, в определенные периоды времени и для особых целей Бог в соответствии с небесными законами одобряет и благословляет многоженство на земле; во-вторых, в ближайшее время поступит сообщение от Бога об избранности части святых последних дней, и у них будет больше одной жены.
Новое сообщество, выросшее прежде всего на благодатной почве и в среде протестантизма, быстро утвердилось не только в штате Нью-Йорк, но и на Востоке страны - в Огайо, Миссури и Иллинойсе. С 1839 духовным центром мормонов стал город Наву (штат Иллинойс). В 1840 пророк Джозеф Смит публично провозгласил крещение за мертвых. Авторитет принимаемых пророком решений настолько был высок, что Джозеф Смит стал мэром города. Приверженцы выдвигали его кандидатуру даже на пост президента США. Но отколовшаяся от движения группа через газету публично обвинила сторонников пророка в многоженстве. По приказу мэра газета была закрыта, а типография разгромлена. В дело вмешался губернатор штата Иллинойс. Джозеф Смит вместе со своими друзьями был брошен в тюрьму. 27 июня 1844 толпа вооруженных людей предприняла штурм тюрьмы города Картидж. Джозеф Смит и его брат Хайрам были застрелены.
Бригам Янг и покорение Юты
После трагических для мормонов событий остро встал вопрос о преемнике. Заменил Джозефа Смита в качестве пророка Господнего, провидца и носителя откровений Бригам (Брайем) Янг (1801-1877). Но члены семьи пророка Джозефа Смита были недовольны принятым решением и внесли раскол, организовав свое сообщество под названием «Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Его численность оказалась значительно меньше главного мормонского сообщества, оно не обладает той степенью влияния, которое есть у традиционных последователей. Духовный центр «реорганизованной церкви» по сей день находится в г. Индепенденсе (штат Миссури).
Под руководством нового пророка 15 тысяч мормонов 24 июля 1847 достигли безлюдной пустыни на побережье Большого Соленого озера, чтобы вести уединенный образ жизни вне враждебного окружения. В 1850 по распоряжению федеральных властей США Бригам Янг был назначен руководителем вновь образованной территории Юта. После вынужденной отставки в 1857 продолжал развивать хозяйственную и культурную жизнь Юты и прилегающих территорий. Благодаря незаурядными организаторскими способностями Бригама Янга, помноженным на модернизированную протестантскую трудовую этику, мормоны превратили бесплодную пустыню в цветущий край. Везде, где вероучение получало значительное распространение, строились и освящались храмы. Культовые сооружения мормонов испытали влияние масонской архитектуры. К 1877 при непосредственном участии Бригама Янга было организовано более 350 мормонских поселений.
Но близлежащая территория вокруг Большого Соленого озера формально относилась к Мексике. Предложение Конгрессу США о включении территории в качестве штата первоначально было отклонено. Причиной послужило бытовавшее у мормонов многоженство (официально мормону разрешалось иметь до 10 жен). В США в конце 1880-х гг. были приняты дополнительные законы, согласно которым те из граждан, кто практиковал многоженство, лишались права голоса, не могли занимать судебные должности. Для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней эти законы означали и то, что они значительно ограничивали права и размеры собственности церкви. 6 октября 1890 на Генеральной конвенции мормонов был принят Манифест, прекращающий практику многоженства. Мормоны, арестованные за нарушение полигамных законов, были освобождены, и гонения на них в основном прекратились. В результате всех действий правительства США и мормонов в 1896 область вокруг Солт-Лейк-Сити была присоединена к США как штат Юта.
Организационная структура
Миссией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней провозглашается стремление помочь людям прийти к Богу. Осуществлению миссии подчинена организационная структура церкви. Основной структурной единицей церкви мормонов выступает приход. Его численность как правило не превышает 250-500 человек. Работа на местах - самая главная задача миссионерской работы приходов. Как только приход разрастается и достигает такого предела, когда им оказывается трудно руководить, он автоматически делится пополам. И так повторяется несколько раз. Глава прихода - президент и два советника президента. Как только количество приходов на данной территории значительно увеличится, то возникает особая организационная единица, получившая название «кол». Во главе кола стоит также президент и его два помощника. В тех местностях, где не было мормонских структур, первоначально образуется миссия с ведущими пропаганду старейшинами, целью которой выступает организация приходов, а затем - и «колов».
Верховное руководство состоит из кворума семидесяти во главе с президентством семидесяти (70 - потому что Христос посылал проповедовать 70 апостолов). Над кворумом семидесяти стоит кворум 12 апостолов. Самым высокопоставленным лицом в церкви является пророк, у которого два советника-президента. Пророк и его два помощника образуют первое президентство. Члены первого президентства и кворума двенадцати апостолов - это пророки последних дней. Смена власти в церкви происходит следующим образом. В случае смерти пророка, как правило, избирается новым пророком первый советник из первого президентства, второй советник становится первым советником, а самый влиятельный из кворума 12 апостолов - вторым советником. Все представители верховной власти продвигаются на шаг вперед.
Дважды в год в церкви проходят общие собрания, на которых избираются новые должностные лица. Собрания проходят на высоком организационном уровне, и все выдвигаемые кандидатуры заранее согласованы вышестоящим руководством и, как правило, встречают единодушную поддержку у голосующих.
На русском языке выходит два хорошо иллюстрированных журнала: «Лиахона» и его детское приложение «Росток».
Книга Мормона и мормонская экзегетика
В состав Священных Писаний мормонами включены четыре книги: Библия, Книга Мормона, Учение и Заветы и Драгоценная Жемчужина. Обозначенный перечень Священных Писаний содержат в себе решительно все, что требуется человеку для жизни, счастья и спасения. Отношение к Библии выражено словами пророка Джозефа Смита: «Мы веруем в Библию как в слово Божие, в той мере, в какой она правильно переведена; как в слово Божие мы веруем и в «Книгу Мормона» (Пункт восьмой тринадцатого члена «Вероисповедания» Джозефа Смита, 1841). В большинстве случаев американскими миссионерами использовалась англиканская библия короля Якова, но ее текст не является единственным и дополняется целым рядом переводов, важных с филологической точки зрения (в том числе так называемая английская «Новая версия» Ветхого завета 1881 г., переведенная с древне-еврейского языка).
Книга Мормона есть не только слово Божье, но и мормонский Новый Завет, о чем и говорит подзаголовок книги: «Новое свидетельство об Иисусе Христе». Книга Мормона - это не только своеобразный ключ для понимания последователями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней подлинного содержания Библии, но и равное с Библией творение. Подлинное блаженство на земле может достичь только тот, кто построил свою жизнь на указаниях Книги Мормона. Подобный вывод с полным правом можно отнести и к двум другим произведениям - Учения и Заветам и Драгоценной Жемчужине.
Книга Мормона состоит из 15 книг в основном повествовательного характера. Главное направление повествования - установить связь между событиями Ветхого Завета, историей израильского народа и историей жителей Северной Америки. Книги написана нефийцем Мормоном, отдельные части Нефием и Моронием - сыном Мормона. Согласно Книге Мормона жители Северной Америки - это переселенцы из Месопотамии и Палестины. Первыми были так называемые иаредейцы, которые после неудачного строительства Вавилонской башни (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ) пустились в плавание через Атлантический океан в дарованную им Богом землю. В последствии иаредейцы раскололись на два враждебных клана и в битве у холма Кумора в 590 г. до Рождества Христова истребили друг друга. Но через некоторое время на американские берега высадились новые поселенцы с Ближнего Востока во главе с Легием из Иерусалима. «Остатки Израиля» быстро расселились по необитаемой Америке. Жизнь на новом континенте складывалась удачно. Они сохраняли традиционную культуру и, в частности, за 19 лет построили точную копию храма Соломона.
Шло время, и сыновья Легия - Нефий и Ламан - стали родоначальниками двух народов. Нефийцы были богобоязненными, трудолюбивыми, добросовестными и благочестивыми людьми. Прямую противоположность составили ламанийцы. За безбожие и непослушание они были наказаны Богом темным цветом кожи (согласно мормонам негры и индейцы имеют иудейское происхождение и являются потомками Ламана). Между двумя народами происходили постоянные военные столкновения. В последней битве, которая произошла в 421 году после Рождества Христова уже у известного нам холма Кумора, полегло более двухсот тридцати тысяч нефийцев. Ламаниты истребили нефийцев. Но именно у этого холма и захоронил последний из нефийцев Мороний золотые пластинки. Через много столетий он вернулся уже ангелом к Джозефу Смиту во время молитвы.
Мормонская экзагетика, направленная на раскрытие божественного смысла Священных Писаний (Библия, Книга Мормона, Учения и Заветы, Волшебная Жемчужина) основывается на трудах современных апостолов. В основе мормонского взгляда на Священные Писания лежит принцип прогрессивного откровения, согласно которому божественные истины в доступной форме сообщаются постепенно, по мере морально-нравственного раскрытия и созревания личности. Не смотря на то, что мормоны отрицают Священное Предание, они признают себя тринитариями.
Священное Писание и Предание
«Соработничество» Бога и человека в мормонизме носит характер контракта. Контрактные обязательства существуют у двух сторон. В случае исполнения человеком принятых на себя обязательств, Бог, уже со своей стороны, должен гарантировать спасение. Особенность принятых контрактных обязательств состоит в том, что Бог работает через человека. Отсюда в мормонизме очень высока ценность человеческой свободы и ответственности человека за свою жизнь.
Мормоны считают, что до своего рождения на земле, люди жили как духи вместе с небесным Отцом. Люди являлись и являются детьми Небесного Отца в буквальном, прямом смысле этого слова. Они были сотворены отдельными личностями по подобию Отца. Главное же отличие между Отцом и человеком состояло в том, что Отец был более духовно развит и имел также физическое тело (а у человека первоначально не было физического тела). Для того чтобы дать возможность полного уподобления Богу, Небесный Отец подготовил план, который позволил прийти людям на землю. Когда человек рождается на земле, согласно мормонам, дух входит в физическое тело. Это первый шаг к получению того бессмертного тела, которое есть у Небесного Отца. Поэтому грехопадение Адама, подчеркивают мормоны, не было случайным, а было подготовлено Отцом в соответствии с Его планом. Однако люди не имеют памяти о своей предземной жизни. Для восстановления памяти служит учение мормонов. Через мормонских пророков на земле Небесный Отец дает людям заповеди. За человеком остается свобода выбора - следовать или же не следовать полученным пророчествам. Та физическая смерть, которая настигает человека в земной жизни, есть для мормонов часть плана Небесного Отца. Физическая смерть необходима для получения человеком бессмертного физического тела и возвышения до уровня Бога. Со смертью человека дух покидает физическое тело, но остается живым и переходит в Духовный мир, где ожидает воскресения и суда. В Духовном мире Священные Писания (Библия, Книга Мормона, Учения и Заветы, Волшебная Жемчужина) проповедуется всем, кто не имел возможности встретиться с Иисусом Христом в земной жизни. Этим, в частности, объясняется стремление мормонов крестить мертвых.
Мормоны верят, что второе Пришествие Иисуса Христа произойдет в Америке. Он останется там навсегда, по пророчеству Джозефа Смита, в прекрасном храме в Индепенденсе, штат Миссури.
Молитва, крещение и причащение
Канонизированный текст молитв у мормонов отсутствует. В молитве мормонов подчеркивается особая доверительность обращения человека к Богу и отчетливо проявляется импровизационный характер.
Крещение у мормонов происходит через полное троекратное погружение в воду и произнесением триединой формулы. Если какая либо часть тела оказалась не покрыта водой, то действие повторяется и крещение не признается совершённым. Крещение младенцев у мормонов отвергается. В качестве наказания крещение может быть отменено у отпавших от мормонской общины людей или же исключенных из нее.
Причастие у мормонов выступает в качестве возобновляемого союза Бога с людьми и мормонского братства в целом. Как правило причастие проходит по воскресениям. Вместо вина причащающимся дается освященная президентом прихода вода.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "мормоны" в других словарях:

    Религиозная американская секта, основанная в 1827 году американцем Джое Смитом и проповедующая теократию и полигамию. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРМОНЫ Религиозная секта в Северной Америке,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Святые последнего дня), члены религиозной секты, основанной в США в 1 й половине 19 в. Дж. Смитом, который опубликовал в 1830 Книгу Мормона (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) главный… … Современная энциклопедия

    - (Святые последнего дня) члены религиозной секты, основанной в США в 1 й пол. 19 в. Дж. Смитом, который опубликовал в 1830 Книгу Мормона (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) главный источник … Большой Энциклопедический словарь

    - (Святые последнего дня) члены религиозной секты, основанной в США в 1 й половине 19 в. Дж. Смитом, который опубликовал в 1830 г. Книгу Мормона якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку,Ч главный… … Исторический словарь

    МОРМОНЫ, мормонов, ед. мормон, мормона, муж. Североамериканская секта, учение которой представляет собою смесь многобожия и христианства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова







2024 © kubanteplo.ru.