Примеры накопительства в литературе гобсек отец горио. «Трагические образы героев произведений Бальзака («Отец Горио»). Особенности проблематики художественного произведения


Тема денег в романе, или, вер-нее, «к злату проклятая страсть», исследуется писателем в двух ос-новных аспектах: философском, как причина рас-пада естественных «природных» связей, когда ду-ховными ценностями сознательно жертвуют ради достижения материальных ценностей, и социальном, когда положение человека в обществе определяется толщиной кошелька, а утрата капитала неизбежно обрекает его на потерю лица, и тогда он автома-тически становится «ничем» — пустым местом.

Центральной фигурой этого художественного ис-следования является главный герой романа — отец Горио — типичный представитель эпохи Реставрации и торжества «золотого тельца». Еще в молодости Горио свято уверовал в силу золота: все покупается и продается. Усвоив эту банальную истину, он стал «ловким, бережливым и настолько предприимчи-вым, что в 1789 г. купил все дело своего хозяина» и мгновенно превратился из рабочего-вермишельщика в успешного предпринимателя. С этого момен-та «все умственные способности он посвятил тор-говле хлебом» и, успешно спекулируя мукой, бы-стро разбогател. Изобретательность, пронырливость, умение предугадать и выждать, безжалостность в конкурентной борьбе и фанатическая преданность своему делу — вот те качества, которые помогли ему достичь успеха.

Однако вскоре он овдовел и, навсегда отвергнув мысль о новой женитьбе, с присущей ему страстью посвятил себя дочерям. Дела его шли успешно, и обожаемые им «ангелочки» не имели отказа ни в чем. Он нанял им дорогих наставников, которые обучали их светским манерам, правилам хорошего тона, внешней утонченности, но отнюдь не внут-реннему благородству, доброте и чуткости. Папаша Горио подобострастно выполнял самые абсурдные желания своих дочерей. Слепая любовь Горио к дочерям напрочь лишила его природной осмотри-тельности, осторожности и расчетливости.

Между тем полученное воспитание и плебейская сущность избалованных девиц, помноженные на рас-тленные нравы «века золота», возомнившего себя «золотым веком», предопределили их дальнейшую судьбу. Деньги отца открыли им двери светских салонов, и вскоре старшая дочь Горио — Анастази — стала графиней де Ресто, а младшая — Дель-фина — баронессой Нусинген. Как только дочери Го-рио «приобщились» к аристократическому обществу, буржуазное происхождение отца стало их шокиро-вать. Правда, ради денег его еще некоторое время терпели, но мучную торговлю Горио пришлось ос-тавить, как занятие постыдное и презираемое в светском обществе, куда, впрочем, он сам допущен не был. Несмотря на то, что отец Горио пошел на столь большую жертву (мучное дело было для него смыслом жизни), дочери вскоре дали ему почув-ствовать, что он лишний за их столом. И хотя его деньги по-прежнему нужны и графу, и барону, и их женам, родство с ним скрывают как позорное. Перед Растиньяком, проникшим в тайну родства графа де Ресто с отцом Горио, закрывают двери дома, как перед нежелательным свидетелем позора.

Так папаша Горио попадает в пансион мадам Воке. Разоряясь и постепенно переселяясь под са-мый чердак пансиона, он продолжает боготворить своих кумиров, иногда издали любуясь ими. «Брил-лианты, золотая табакерка, цепочка, драгоценнос-ти — все ушло одно вслед за другим. Он расстался с васильковым фраком, со всем своим парадом и стал носить зимой и летом сюртук из грубого сукна каштанового цвета, жилет из козьей шерсти и се-рые штаны из толстого буксина. Горио худел все больше, икры его опали, лицо... необычайно смор-щилось, на лбу залегли складки...» Глаза его «по-тухли, выцвели, стали серо-желтого оттенка, ...а красная закраина их век будто сочилась кровью. Одним внушал он омерзение, другим жалость». Но с той же страстью, с которой Горио добывал свой миллион, он продолжает безрассудно и беспредельно эгоистично любить своих дочерей, которые иногда еще пускают своего отца к себе в дом с черного хода.

Необходимо отметить, что «страсть» — фамильная черта семейства Горио. Страстно и безжалостно добы-вал свой миллион отец Горио. Со всей присущей им эгоистичностью и страстью удовлетворяют свои при-хоти его дочери. И для отца Горио, и для его дочерей страсть — естественное чувство. Разница между ними лишь в том, что отец Горио, хотя и в извращенном виде, но обладает способностью любить своих дочерей. В нем еще жив закон естественных «природных» связей — отцовская любовь к своим детям.

Его дочери — Анастази и Дельфина — уже про-дукт распада этих естественных «природных» свя-зей. Они до наивности естественны в другом — в страстной жажде удовлетворения своих прихотей. Для них естественно требовать у отца деньга, как естественно завести себе любовника. Когда отец Го-рио продает свою ренту, обрекая себя на нищенское существование ради того, чтобы по прихоти Дель-фины обставить квартиру Растиньяка — ее любовника, дочь приходит от этого безумного поступка своего отца в неописуемый восторг. Ни тени угры-зения совести... Все так естественно и... страшно. И когда старшая дочь Горио, Анастази, заставляет своего больного отца отнести ростовщику его по-следнее серебро, чтобы заплатить портнихе за баль-ное платье, она добивается этого так же «естест-венно», как и ее сестра. Ибо дочери Горио свято верят, что любая их прихоть является единственно важной. А коль скоро выясняется, что отец уже неплатежеспособен, то и интерес к нему так же «естественно» исчезает.

Но и на краю страшной бездны отец Горио про-должает наивно верить в то, что купить можно все — даже любовь своих дочерей. Эта вера напрочь затмевает любые понятия о человеческом достоин-стве, о котором, впрочем, Горио не имеет ни малей-шего представления. Поэтому трагический конец об-манутого в своих лучших чувствах отца только условно можно назвать трагедией. Ибо даже на смертном одре представление отца Горио о чело-веческом достоинстве сводится к одному: все дело в деньгах! В предсмертном бреду, брошенный своими дочерьми, Горио шепчет: «Напишите им, что я оставляю в наследство миллионы! Честное слово! Я поеду в Одессу делать вермишель!» Материал с сайта

Судьбу отца Горио порой сравнивают с трагедией шекспировского короля Лира. Действительно, в сю-жетах этих произведений много общего. Но характе-ры главных героев не имеют между собой никакого сходства. Король Лир, пройдя через предательство своих дочерей, остается трагически величественным. Осознав свои ошибки, он не только не теряет своего достоинства, но обретает истинную мудрость. Про-зрение выстрадано королем Лиром ценой жестоких душевных мук, поэтому его образ трагичен в высо-ком значении этого слова.

Бальзаковский же герой скорее жалок. И даже горестные сетования отца Горио в минуты про-светления о гражданских законах и правосудии, о погибающем отечестве страшны своей наивностью: ко всему прочему, теперь он верит еще и в то, что дочерей можно заставить силой любить отца, с помощью жандармов! «Дочки, дочки!.. Я хочу их видеть! Пошлите за ними жандармов, приведите силой! За меня правосудие, за меня все — природа, гражданские законы! Я протестую! Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет!»

Печальны заблуждения отца Горио, печален и страшен его конец. Герцогиня де Ланже, в присут-ствии Растиньяка рассказывая историю отца Горио и его дочерей, хладнокровно завершает ее словами: «Конечно, все это кажется ужасным, а между тем такие случаи мы наблюдаем каждый день».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отец горио анализ образа
  • дочери отца горио
  • отец горио краткое содержание
  • в чем трагедия отца горео
  • трагедия горио

В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение – “картину нравов” его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им “Человеческая комедия”. По мысли Бальзака “Человеческая комедия” должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.
Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Это огромное литературное

Издание он наметил в следующем виде:
Первая часть – “Этюды о нравах”- шесть отделов: “Сцены из частной жизни” , “Сцены из провинциальной жизни” , “Сцены из жизни Парижа”, “Сцены из политической жизни” “Сцены из военной жизни”, “Сцены из деревенской жизни”
Вторая часть – “Философские исследования”. Задумано 27 произведений, из них осуществлено 22: “Шагреневая кожа”, “Неизвестный шедевр” , “В поисках абсолюта”.
Третья часть – “Аналитические исследования” (задумано 5 – осуществлено одно произведение: “Физиология брака”).
Бальзак так вскрывает свой замысел: “”Исследование нравов” дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа – история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит”.
Роман ” Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нем за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. ” Отец Горио” не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определенный период его развития. Интересно движение романа по разделам ” Человеческой комедии”: в 1843 году об был включен в ” Сцены парижской жизни”, на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в ” Сцены частной жизни”. Путь тот же, что и у ” Гобсека”: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом. А частная жизнь – это жизнь семей, ” Человеческая комедия”, как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи.
Растиньяк раскрывается в письмах сестрам и тетке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет. Роман создавался тогда, когда замысел ” Человеческой комедии” уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь ” Гобсек”. События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность.
С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто, через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена – одного из самых богатых банкиров в ” Человеческой комедии”. Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего. В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции.
Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. ” Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая”.Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться (юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает. Повествование ведется от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течет сама жизнь, как люди воспринимают свое место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Бальзак – один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений – врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки Read More ......
  2. Я сам их приучил топтать меня ногами… Ради них я обесценил самого себя. О. де Бальзак. Отец Горио В романе “Отец Горио”, написанном Оноре де Бальза-Ком, мы являемся свидетелями многих человеческих драм и трагедий. Но одна из основных здесь проблема Read More ......
  3. В “Отце Горио”, законченном за сорок дней бешеной работы, сосредоточилось столько содержания, что трем его главным героям как бы тесно на сравнительно небольшом пространстве этого романа. Бывший торговец мучными изделиями, страстно и слепо любящий двух своих дочерей; они продавали ему Read More ......
  4. Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет. О. де Бальзак. Отец Горио Во все времена уважение к старшим было одним из основных столбов, на которые опирается не только семья, но и все общество. Дети всего мира воспитываются на сказках и Read More ......
  5. Валантена, Гобсека, Евгении Гранд. Эти персонажи были тесно связаны со своим окружением, созданные своей социальной средой, которая “оттеняла” центрального героя, служила для полнейшего раскрытия его характера. Но Бальзак все больше ощущал, что традиционная форма романа не подходит для воплощения его Read More ......
  6. Сочинение Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов XIX века. Главная особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, – он написал историю целого общества, которую назвал потом “Человеческая Read More ......
  7. Отец Горио Главные события происходят в пансионе “мамаши” Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретается семь постоянных “нахлебников”: на втором этаже – юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем – отставной чиновник Пуаре и загадочный Read More ......
  8. Верный вожатый это сердце. О. де Бальзак. Отец Горио Наверное, нет ни одного литературного произведения, где не затрагивалась бы проблема выбора, с которой мы так часто сталкиваемся и в обыденной жизни. Разные пути выбирают для себя герои романа Оноре де Read More ......
Специфика “Этюдов о нравах”. Анализ романа “Отец Горио”

Роман Оноре де Бальзака «Отец Горио» был написан в 1832-м, опубликован в 1834-1835 годах и впоследствии вошёл в цикл сочинений, носящий название «Человеческая комедия» (1815-1848). Центральной темой произведения стала искренняя отцовская любовь, не нашедшая себе места в развращённом парижском обществе.

Художественная проблематика романа включает в себя развенчание общечеловеческого мифа о том, что добиться славы и богатства можно честным трудом. На протяжении всего повествования об этом размышляет один из главных героев произведения - молодой студент, Эжен де Растиньяк. История жизни папаши Горио и его двух дочерей - графини Анастази де Ресто и «банкирши» Дельфины де Нусинген проходит перед глазами читателя в неотрывной связи со «светским обучением» юного честолюбца.

До появления Эжена де Растиньяка в пансионе «Дом Воке» папашу Горио никто не воспринимал всерьёз. Его считали старым кутилой и сластолюбцем, растратившим своё состояние на молодых и знатных любовниц. Проникновение Эжена в высший свет парижского общества открыло неприглядную правду: изысканно одетые красавицы оказались родными дочерьми бывшего вермишельщика, сделавшего себе состояние во время Французской буржуазной революции. За каждой из них папаша Горио дал по 500-600 тысяч франков приданого, но как только девушки превратились в знатных парижанок они отвернулись от своего малообразованного и уже не такого богатого отца.

История жизни папаши Горио в романе - это фактически надгробная эпитафия медленно агонизирующему герою. Формально вермишельщик умирает только в конце произведения, когда остаётся без гроша в кармане и получает удар, поняв, что больше ничем не может помочь своим дочерям. На самом деле Горио перестаёт жить сразу же, как только отдаёт своё сердце и деньги детям. Сила отцовской любви такова, что даже на пороге смерти папаша Горио, признавая жестокую правду жизни, тем не менее, прощает своих дочерей и надеется только на то, что попадёт в рай, откуда ему разрешат являться на землю и следить за жизнью обожаемых им существ.

Выброшенный из жизни дочерей отец, по мнению виконтессы де Босиан и её подруги графини де Ланже, - рядовая трагедия в жизни великосветского парижского общества, строящегося на принципах женской испорченности, мужского тщеславия и бесконечной тяги к богатству. По мнению двоюродной сестры Эжена, занять своё место в Сен-Жерменском предместье может только хладнокровный человек, смотрящий на мужчин и женщин, «как на почтовых лошадей». Виконтесса де Босиан предостерегает студента от искренности: в мире, где всё строится на деньгах и титулах, ни в коем случае нельзя проявлять настоящие чувства и особенно - истинную любовь. Человек в парижском обществе может быть либо палачом, либо жертвой и третьего не дано.

Впрочем, один из постояльцев «Дома Воке» - беглый каторжник Жак Коллен, скрывающийся под именем господина Вотрена, пытается занять положение вне стандартных общественные позиций «тупого повиновения» и «бунта». Самого себя он считает человеком «высшего порядка», а в Эжене видит родственную душу. Критика Вотреном современного ему общества выходит за рамки высшего света и распространяется на всё человечество. По мнению беглого каторжника, «человек везде один и тот же, что наверху, что в середине, что внизу». Последующее предательство Вотрена мадемуазель Мишано лишний раз подтверждает эту точку зрения. Живущая долгое время в относительном достатке старая дева не менее падка на деньги, нежели лишённая их мужем Дельфина де Нусинген. При этом в характере Мишано, помимо явной корысти, проступает ещё и некая женская подлость, стремление отомстить мужчине, назвавшей её «Кладбищенской Венерой». Похоже ведёт себя и вдова Воке по отношению к папаше Горио: отвергнутая им ещё в период относительного материального благополучия, она распускает слухи о герое и всячески пытается унизить его перед другими постояльцами.

Эжен де Растиньяк - чистый, неиспорченный светом молодой человек, глядя на творящуюся вокруг него мерзость, в конце романа, решает бросить вызов парижскому обществу. Студент понимает, что и виконтесса де Босиан, и Вотрен были правы: честностью в жизни можно добиться разве что нищих, унылых похорон. В высшем свете люди нужны друг другу только, когда они могут дать что-то взамен: деньги, связи, титулы и небольшое количество настоящей любви. Последняя - самая драгоценная валюта для знатных парижанок, самостоятельно лишивших себя искренней привязанности браком по расчёту.

Анастази де Ресто, Дельфина де Нусинген, виконтесса де Босиан, графиня де Ланже - все великосветские дамы имеют любовную связь на стороне. Они любят по-настоящему, со всей силой страсти, на которую способны парижские женщины, но эта любовь не приносит им счастья: любовник и отец большинства детей Анастази, граф Максим де Трай - тянет из своей дамы сердца деньги на оплату карточных долгов; маркиз д’Ажуда-Пинто верен виконтессе де Босиан до тех самых пор, пока ему не подворачивается выгодная для женитьбы партия; графиню де Ланже её любовник и вовсе бросает, так и не появившись на авансцене произведения; любовная связь Дельфины и Эжена строится на принципе взаимовыгодного обмена: Эжен обеспечивает Дельфине приём в высшем обществе, Дельфина становится любовницей, которая так необходима любому светскому человеку.


Раскрытие проблемы отцов и детей в произведении непосредственно связано с центральным образом романа – отцом Горио .


Это человек, который беззаветно любит своих дочерей. Он не просит ничего взамен. Единственное, что он хочет – это хоть изредка видеть своих дочерей. Для «Отца Горио » сохраняется тема родственных отношений, тема семьи.

Ядром романа является семейный конфликт между бывшим торговцем Горио и его дочерьми, которых он выдал замуж за графа де Ресто и банкира Нусингена.

«Горио сохраняет до конца своих дней бескорыстную привязанность к дочерям. Он не притесняет их, а, напротив, беспрестанно балует, отдаёт им почти всё состояние. Семья рушится помимо него, и причина этого протекает непосредственно из порядка, установившегося в том обществе, где критерием для оценки человека выдвигается его богатство». (7, с. 282 )

Отец Горио живёт в пансионе Воке, причём он с каждым разом поднимается всё выше и выше этажом, так как его доходы становятся всё ниже, а проживание на нижнем этаже стоит дороже.

«В пансионе живут семеро постоянных жильцов – пансионеров, и около десяти человек приходит только обедать. Пансионеры размещаются в трёх этажах, платя за жильё и стол – чем выше, тем дешевле ». (2, с. 60 )

«К концу первого года вдова дошла до такой степени подозрительности, что задавала вопрос: отчего этот купец, при его доходе в семь – восемь тысяч ливров, с его превосходным столовым серебром и красивыми, как у содержанки, драгоценностями, всё – таки жил у неё и, несоразмерно с состоянием, так скупо тратился на свой пансион?

В течение большей части первого года Горио нередко обедал в другом месте, затем мало – помалу он стал обедать вне пансиона только два раза в месяц. Отлучки г-на Горио удачно совпадали с выгодами г-жи Воке, а когда жилец начал всё чаще и чаще обедать дома, такая исправность не могла не вызвать неудовольствия хозяйки.


Эти перемены были приписаны не только к денежному оскудению Горио, но и его желанию насолить своей хозяйке. Гнуснейшая привычка карликовых умов – приписывать своё духовное убожество другим. К несчастью, к концу второго года Горио оправдал все пересуды в отношении себя, попросив г-жу Воке перевести его на третий этаж и сбавить плату за пансион до девятисот франков. Ему пришлось так строго экономить, что он перестал топить зимою». (1, с. 20 )

В то время, когда он поселился в пансионе Горио был состоятельным человеком шестидесяти лет. Тогда его почтительно звали господином Горио.
«Обычно он одевался в василькового цвета фрак, ежедневно менял пикейный белый жилет, под которым колыхалось грушевидное брюшко, шевеля золотую, массивную цепочку с брелоками. В табакерку, тоже золотую, был вделан медальон, где хранились чьи – то волосы, и это придавало Горио вид человека, повинного в любовных похождениях.

Когда хозяйка обозвала его «старым волокитой», на его губах мелькнула весёлая усмешка мещанина, польщённого в своей страстишке. Его «шкапики » были полны столовым серебром». (1, с. 16 )

А.И. Гебрсман , автор книги о биографии Бальзака , отмечает, что «до революции 1789 года «папаша Горио» «был простым рабочим – вермишельщиком, ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил дело своего хозяина », случайно убитого во время первых уличных боёв, когда в Париже начался голод и цены на мучные изделия неимоверно высокими, «гражданин Горио » нажил на продаже макарон значительное состояние, которое он весьма умело пустил в торговый оборот». (2, с. 61 )

О том, почему состояние Горио постоянно беднеет высказывались различные версии. «О причинах этого падения строили догадки все кому не лень. Дело трудное. Как говорила лжеграфиня, папаша Горио был скрытен, себе на уме.


Папаша Горио то оказывался человеком, который забегал на биржу и там, по энергичному выражению финансового языка, пощипывал на ренте, после того, как разорился на большой игре, - такова была версия Вотрена... То из него делали шпиона тайной полиции, - но, по уверению Вотрена, Горио был недостаточно хитёр, чтобы достигнуть этого.

Кроме того, папаша Горио был также скрягой , ссужавшим под высокие проценты на короткий срок, и лотерейным игроком, игравшим на «сквозной » номер. Он превращался в какое–то весьма таинственное порождение бесчестия, немощи, порока. Однако же, как ни гнусны его пороки или поведение, неприязнь к нему не доходила до того, чтобы изгнать его: за пансион – то он платил. К тому же от него была и польза: каждый, высмеивая или задирая его, изливал своё хорошее или дурное настроение». (1, с. 20 – 21 )

Все постояльцы пансиона думали о том, почему отец Горио беднеет. Г-жа Воке заметила, что «этот «хорошо сохранившийся и свежий, как яблочко, мужчина, ещё способный доставить женщине много приятного », был просто-напросто распутник со странными наклонностями». (1. с. 21 )

«С переменами в имущественном состоянии Горио изменяется и отношение к нему окружающих. Вдова Воке, сокрушённая неудачей своих поползновений, гибелью брачных планов, становится главной гонительницей старика. Она распускает мерзкие слухи о его распутствах и пороках, она потворствует злым шуткам своих нахлебников». (6, с. 128)

Госпожа Воке и толстуха Сильвия подслушивали разговоры Горио со своими гостьями. Любопытство заставило Сильвию проследить путь старика с красивой девицей. «Сударыня, -сказала она вернувшись, - а надо быть, господин Горио богат чертовски, коли ничего не жалеет для своих красоток. Верите ли, на углу Эстрапады стоял роскошный экипаж села она! » (1, с. 21 )

Никто из посетителей не поверил Горио тогда, когда он сказал, что к нему приходит его дочь. «-Это моя дочь, - ответил Горио с гордостью, которую нахлебники сочли просто самодовольством старика, соблюдавшего внешние приличия ». (1, с. 21 )

Ни одна версия о том, почему беднеет Горио не была верна. После смерти жены отец Горио всю свою любовь перенёс на дочерей. И.Н. Муравьёва отмечает, что «его горячее отцовское чувство, переходя меру, односторонне и уродливо развиваясь, превращается в своеобразный порок, в страсть, губительную для несчастного отца.

Ещё когда дочери были маленькими детьми, со смертью их матери чувство Горио «перешло разумные границы ». Он исполнял все их прихоти, безмерно баловал своих любимиц, приучая их к роскоши, развивая в них таким путём тщеславие и страсть к наслаждениями». (6, с. 129 )

«Воспитание обеих дочерей, само собой разумеется, велось нелепо. Имея более шестидесяти тысяч франков дохода в год, Горио не тратил лично на себя и тысячи двухсот, но почитал за счастье исполнять все дочерние прихоти: наилучшим учителям вменялось в обязанность привить его дочкам все таланты, какие требовались хорошим воспитанием; при них состояла компаньонка, и, на их счастье, - женщина с умом и вкусом; они катались верхом, имели выезд, - короче, жили, как прежде жили бы любовницы у старого богатого вельможи: чего бы им ни захотелось, хотя бы очень дорогого, отец спешил исполнить их желание и за свою щедрость просил в награду только ласки.


Приравнивая своих дочек к ангелам, бедняга тем самым возносил их над собой: он любил даже то зло, которое от них терпел». (1, с. 64 – 65 )

«Горио все свои чувства перенёс на дочерей , Дельфину и Анастази, и, когда они выходили замуж, отдал им в приданое почти всё своё состояние: Анастази стала графиней де Ресто; Дельфина, любившая деньги, вышла замуж за банкира Нусингена, купившего себе аристократический титул «барона ». (2, с. 61 )

Горио рассчитывал на ответную любовь дочерей. Он разделил своё состояние на дочерей, сам же продолжал работать. Однако, постепенно Горио осознал, что дочери и его мужья начали стесняться принимать его открыто в своём доме.

«Но вскоре и зятья и дочки нашли зазорным для себя, что он по – прежнему ведёт торговлю, - а в ней заключалась для него вся жизнь. Горио пять лет противился их настояниям; в конце концов он уступил и бросил торговать, обеспечив себя капиталом от продажи своего дела и от доходов за несколько последних лет; по расчётам г-жи Воке, у которой он поселился, этот капитал должен был приносить от восьми до десяти тысяч ливров в год. Горио забился в пансион Воке от отчаяния, когда увидел, что дочери по требованию своих мужей отказываются не только взять его к себе, но даже принимать его открыто». (1, с. 65 )

«В жизни старика Горио, жильца четвёртого этажа, таится жестокая трагедия: лишившись имущества ради дочерей, которые блистают в свете, он обрёк себя на нищенское существование в пансионе Воке и оказался покинутым, одиноким, беспомощным ». (6, с. 117 )

Даже упоминание о дочерях Воспринимает как радость. «-Так вы видели мою дочку? – спросил Горио проникновенным голосом. Старик вывел студента из раздумья; Эжен взял его за руку и, глядя на него с каким – то умилнением, ответил: -Вы хороший, достойный человек. Мы поговорим о ваших дочерях после ». (1. с. 60 )

«Старик напоминал ещё очень юного любовника, счастливого уже тем, что он придумал ловкий способ войти в жизнь своей возлюбленной, не вызывая у неё даже подозрений ». (1. с. 82 )

«Бессознательное чувство папаши Горио могло сравниться с высочайшей собачьей чуткостью, и он уловил восторженную юношескую симпатию и тёплое отношение к нему, возникшие у студента ». (1, с. 83 )

«В угоду дочерям, ставшим великосветскими дамами, он отказался от своего дела: закрыл мучную лавку. Когда дочери дали ему понять, что он лишний в их гостиных, что он шокирует их своей плебейской внешностью, старик Горио почти прекратил бывать в их домах и посещал их тайком с чёрного хода, как нищий. Постепенно он отдаёт им все свои последние сбережения – обеим вечно нужны деньги на наряды, на долги любовников, а состоянием их завладели мужья». (6, с. 129 )

«Далеко не сразу отец начинает понимать, что построил свою веру в счастье дочерей, в их привязанность к нему на зыбком песке, который неминуемо начинает проваливаться под ногами. Дочерей шокирует низкое происхождение отца, его непрезентабельное предприятие, они настаивают на прекращении его дела.

Передав им все деньги, и оставив себе только ренту, папаша Горио поселяется в третьеразрядном пансионе мадам Воке, для того чтобы сэкономленные деньги вновь дарить детям, поскольку подсознательно понимает, что только дары и оплата их долгов вызывает приступы любви.

Он согласен на всё, лишь бы не разрушилась иллюзия. Его не принимают в дорогих особняках – он не протестует, а приходит тайком с чёрного хода. Человек патриархальных взглядов, он содержит любовников дочерей. Наконец одна из них добивается продажи и ренты, которая осталась у отца, а затем дочери оставляют его умирать в одиночестве.

Отец Горио – просто отец, но отец, в своей неимоверной страсти к дочерям поднимающийся до величия страданий шекспировского Лира. Бальзак рисует своего героя при помощи романтической символики.


Само величие Горио по сути романтично, поскольку в основе его лежит чувство, пусть неразумное, примитивное, а искреннее и трагичное. При этом на фоне всего происходящего оно оборачивается скорее комедией, в силу того что ни детям, ни окружающим Горио людям оно непонятно, оно смущает своей излишней страстностью, раздражает несовпадением с общепринятыми правилами этого мира.

В своём предсмертном монологе Горио прозревает те истины , до которых в мирном течении буден никогда не дорос бы. Он понимает, что это общество разрушило исконные человеческие законы нравственности. Нельзя допустить, чтобы дети «пытали как палачи » своих отцов, говорит Горио. И требует, чтобы полиция притащила дочерей к умирающему отцу, потому что это трагедия не только отдельного человека, а общества, которое обречено на гибель, если попраны естественные законы». (5, с. 225 )

Горио обманывается сам и старается обмануть других в отношении дочерей к нему.

«- Дорогой мой, как это вы могли подумать, будто госпожа де Ресто прогневалась на вас за то, что вы упомянули моё имя? Обе дочки очень меня любят. Как отец я счастлив. А вот два зятя повели со мною худо. Я не хотел, чтобы дорогие мне существа страдали из – за моих неладов с мужьями, и предпочёл навещать дочек потихоньку.

Эта таинственность даёт мне много радостей, их не понять другим отцам, тем, кто может видаться со своими дочерьми в любое время. Но мне этого нельзя. Вы понимаете? Поэтому, когда бывает хорошая погода, я хожу на Елисейские Поля, заранее спросив у горничных, собираются ли мои дочери выезжать.

И вот я жду их на том месте, где они должны проехать, а когда кареты их поравняются со мной, у меня сильнее бьётся сердце; я любуюсь туалетом своих дочек; проезжая мимо, они приветствуют меня своей улыбочкой, и тогда мне кажется, что вся природа золотится, точно залитая лучами какого – то ясного – ясного солнца.

Я остаюсь ждать – они должны ехать обратно. И я вижу их ещё раз! Воздух им на пользу – они порозовели. Вокруг себя я слышу разговоры: «Какая красавица! » А у меня душа радуется. Разве они не моя кровь? Я люблю тех лошадей, которые их возят. Мне бы хотелось быть той маленькой собачкой, которую дочки мои держат на коленях. Я живу их удовольствиями. Каждый любит по – своему. Кому мешает моя любовь? Почему люди пристают ко мне?

Я счастлив по – своему. Что же тут преступного, ежели я вечером иду взглянуть на своих дочек, когда они выходят из дому, отправляясь куда – нибудь на бал. Как мне бывает грустно, когда я опоздаю и мне скажут: «Мадам уехала ».

Однажды я не видел Нази целых два дня, и тогда я прождал с вечера и до трёх часов утра, чтобы её увидеть. От радости я чуть не умер! Прошу вас, если где – нибудь зайдёт речь обо мне, говорите только, какие мои дочки добрые. Они готовы засыпать меня всякими подарками, но я не допускаю этого и говорю им: «Берегите ваши деньги для себя! Что мне в подарках? Мне ничего не нужно ». Да и на самом деле. Что я такое? – жалкий труп, а душа моя всегда и всюду с моими дочками». (1, с. 83 )

Даже на смертном одре, отец Горио обманывается, принимая за дочерей Растиньяка и Бьяншона. «Эжен взял с камина цепочку, сплетённую из пепельных волос, - наверно из волос г-жи Горио. На одной стороне он прочёл: Анастази , на другой – Дельфина . Эмблема его сердца, всегда покоившаяся на его сердце. Внутри лежали локоны, судя по толщине волос, срезанные в самом раннем детстве у обеих дочерей.


Как только медальон коснулся его груди, старик ответил протяжным вздохом, выражавшим удовлетворение, жуткое для тех, кто при этом был. Во вздохе умирающего слышался последний отзвук его нежности, казалось уходившей куда – то внутрь, в неведомый нам центр – источник и прибежище человеческих привязанностей.

Болезненная радость мелькнула на лице, сведённом судорогой. Оба студента были потрясены этой ужасной вспышкой большого чувства, пережившего мысль, и не сдержались: их тёплые слёзы упали на умирающего старика, ответившего громким криком радости.

- Нази! Фифина! – произнёс он.

- В нём ещё теплится жизнь , - сказал Бьяншон.

- А на что она ему? – заметила Сильвия.

- Чтобы страдать , – ответил Растиньяк.

Подав знак товарищу, чтобы тот ему помогал, Бьяншон стал на колени по другую сторону кровати, подсунул руки под спину больного. Сильвия дожидалась, когда его поднимут, и стояла наготове, чтобы сдёрнуть простыни и вместо них постелить другие.

Горио , вероятно обманутый слезами молодых людей, из последних сил протянул руки и, нащупав с той и с другой стороны кровати головы студентов, порывисто ухватился за их волосы; чуть слышно донеслось: «Ах, ангелы мои! » Душа его пролепетала эти два слова и с ними отлетела». (1, с. 190 – 191 )

Анализируя роман, Н. И. Муравьёва отмечает , что «впечатление от страданий Горио ослабляется его мизерностью. Он слишком мелок для того, чтобы быть подлинно трагической фигурой, совершенно не понимает того, что с ним происходит, действует полумеханически, будучи ослеплён своей страстью к дочерям и только перед самым концом своим случайно постигает истину». (7, с. 300 )

Помимо беззаветной любви Горио к Дельфине и Анастази в произведении Бальзак показывает совершенно противоположное отношение отца к дочери. Это история банкира Тайфера и его дочери. Тайфер не желает признавать Викторину своей дочерью.

«Отец Викторины находил какой – то повод не признавать её своей дочерью, отказывался взять её к себе и не давал ей больше шестисот франков в год, а всё своё имущество он обратил в такие ценности, какие мог бы передать целиком сыну. Когда мать Викторины, приехав перед смертью к дальней своей родственнице вдове Кутюр, умерла от горя г-жа Кутюр стала заботиться о сироте как о родном ребёнке». (1, с. 13 )

Видно, что банкир с любовью относится к сыну и совсем не признаёт дочь. У него не хватает отцовской любви для того, чтобы одинаково любить обоих своих детей. Необходимо отметить, что брат Викторины также не испытывает родственных чувстсв к сестре. «Брат её, единственный возможный посредник между нею и отцом, за все четыре года ни разу не зашёл её проведать и не оказывал ей помощи ни в чём ». (1, с. 13 )

Итак, в романе представлены различные стороны в отношении старшего поколения к своим детям .

В «Отце Горио » противопоставляется история отца сына и его неблагодарных дочерей с историей о жестоком отце и об отвергнутой и обездоленной им несчастной дочери. Гербтман отмечает, что «удвоением сюжетной ситуации Бальзак, подобно Шекспиру, стремится подчеркнуть типичность происходящего – показать, как власть денег разрушает семью: там дочери обирают, отвергают и губят отца; тут отец лишает права наследования дочь, горячо любящую его, обрекает её на нищенское существование среди чужих людей ». (2, с. 65 – 66 )

В данном противопоставлении мы видим распад семейных и родственных связей, умирание родительской любви.

В ходе исследовательской работы 25 респондентов ответили на вопрос: «Считаете ли Вы, что ради детей можно пойти на любые жертвы? ».

Форма ответа предполагала либо утверждение, либо отрицание. (Приложение 2 ).

Таким образом, 22 человека согласны с главным героем романа. Они, как отец Горио, ради своих детей готовы на многое. Исходя из этого необходимо рассмотреть отношение детей к своим родителям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсового исследования заключается в росте научного интереса к литературе реализма во Франции и. В частности, к творчеству О. Бальзака

Роман “Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В романе за внешним фасадом будничности скрытые наибольшие трагедии человеческой жизни. “Отец Горио” не является историей жизни одного персонажа - это срез жизни общества в определенный период его развития.

Степень разработанности проблемы. ТворчествуБальзака посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей.

Общие аспекты литературного наследия Бальзака исследовались в работах М.Е. Елизаровой , Е.П. Кучборской , И. Лилеевой ,. А.Моруа, Д.Д. Обломиевского , Е.А. Петровой , Р.А. Резника , И. Тэна и др. .

К художественному методу Бальзака обращался В.Р. Гриб , Бальзака как автора реалистических романов 19 века исследовал В.А. Десницкий , о народности его творчества писала А.И. Засимова , об эстетике - Н.Е. Верцман ,

Отметим работы, посвященные непосредственно произведению «Отец Горио». В первую очередь, это фундаментальное исследование В.Я. Бахмутского , в которой в целом освещена основная проблематика произведения, а также Б.Г. Реизова . Е.А. Варламова в своей диммертации рассматривала произведение «Отец Горио» в аспекте шекспировской традиции . В другой диссертации, М.В. Федотовой, на основе анализа романов «Отец Горио» и др. демонстрируется театральность в произведениях Бальзака .

В то же время, в работах украинских ученых роман Бальзака «Отец Горио» исследован недостаточно.

Следует отметить общую работу Д. Наливайко , а также статью Д. Юниной и Н. Литвиненко, где освещается образ Парижа в романе .

Объект исследования - роман О. Бальзака «Отец Горио».

Предмет исследования - проблематика и образы в романе О. Бальзака «Отец Горио».

Цель исследования - проанализировать особенности проблематики и образности в романе О. Бальзака «Отец Горио» в контексте литературе реализма.

Задачи исследования .

1. Проанализировать теоретическую базу литературы реализма.

2. Рассмотреть особенности образности и проблематики в литературе просветительского реализма.

3. Определить особенности проблематики произведения О. Бальзака «Отец Горио».

4. Рассмотреть систему образов в романе О. Бальзака «Отец Горио».

Методы исследования - анализ, синтез, сравнение.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ И ОБРАЗНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ РЕАЛИЗМА

бальзак роман горио реализм

1.1 Образность в литературе

В науке с 20- х годов ХХ века и по настоящее время существуют два различных подхода к исследованию природы художественного образа. Одни ученые трактуют художественный образ в литературе как чисто языковое явление, как свойство языка художественных произведений. Другие видят в художественном образе более сложное явление - систему конкретно - чувственных деталей, воплощающие содержание художественного произведения, причем не только деталей внешней, языковой формы, но и внутренней, предметно - изобразительной и ритмично выразительной.

В современном литературоведении образ героя рассматривается как конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни (Н.А. Гуляев ), созданная с помощью вымысла и имеет эстетическое значение. В художественном образе реальная жизненная характерность творчески преобразуется автором и проявляется как часть особой художественной действительности (В.В. Виноградов , Л.И. Тимофеев ).

Литературно - художественный портрет персонажа рождается на основе совокупности всех лингвостилистических средств, относящихся к нему. Этой же позиции придерживался и И.В. Гюббенет, подчеркивая важность описания «внешнего » и «внутреннего» состояния героя, так и показ его действий, взаимоотношений с другими персонажами, манеру говорить и думать

Образ персонажа не может рассматриваться вне текстовыми связями, т.е. вне категории авторского отношения, связывает и организует текст художественного произведения (В.В. Виноградов ).

Понятие «художественный образ» шире, чем понятие «литературный персонаж». «Образ » - это художественное изображение природы, интерьера, человека и всех сторон его бытия, в то время как «персонаж» - это художественное изображение человека.

Итак, для обозначения показанных в произведении людей в отечественном литературоведении используют несколько терминов: действующее лицо, персонаж, характер, тип, образ.

Действующее лицо и персонаж - понятие, с помощью которых обозначают показанную в произведении человека безотносительно к тому, в какой мере глубоко и верно она изображена писателем.

Характер - более определенное понятие, о характере можно говорить, если изображена в произведении человек изображен с достаточной полнотой и определенностью, так что за ним чувствуется конкретная норма общественного поведения. В произведении может быть десять персонажей, действующих лиц и только один или два характера. В свою очередь, не всякий характер - тип.

Тип - это уже в значительной степени типичный характер, высшая форма характера. В данном случае имеет место большое художественное обобщение .

Едва ли не самым актуальным в литературе и литературоведении всегда оставалась проблема характера. Сопоставляя характер с другими персонажами, можно заметить степень художественного обобщения писателем жизненных явлений. Разная степень художественного обобщения особенно ярко проявляется при сопоставлении произведений, написанных на аналогичном или том же самом материале.

В статье С. Бочарова " Характеры и обстоятельства" теоретизирования и суждения были настолько весомыми, что не только обусловили дальнейшее развитие проблемы где-то на два или на три десятилетия, но из них, собственно, и началось ее возрождение на рубеже ХХ - ХХI веков .

Начало теоретизирований о характере была определенным результатом комплексного исследования, а именно: специфики художественного образа В. Кожинов, внутренней структуры образа П. Палиевского, развития образной сознания в литературе Г. Гачева. На это прямо и косвенно указывал и сам С. Бочаров .

Комплексный подход заключался главным образом в развитии идей Бахтина, что помогло разработать те методологические принципы, которые и остаются в арсенале литературоведения.

Восходящей позицией С. Бочарова в разработке проблемы характера было понятие об образности как "материю " художественного произведения, то есть ее все присутствие, ее "видимая плоть" - характеры, сюжетные коллизии, композиционные выстраивания и т.д., которые исследователь обозначил как " модификации образа " . Есть характер, как и другие модификации образа, осмысливались как частичные его (образа проявления, как части литературного произведения (по Аристотелю), как вид литературного образа .

С. Бочаров рассматривал проблему характера в аспекте исторической поэтики. Одним из результатов такого подхода был основательный анализ "характера" среди литературоведческих терминов и заключение о его неукорененность в этой сфере, отсутствие его даже в учебниках по теории литературы, хотя в литературно - критической практике было очень распространенным. Такой маргинальный статус понятия "характер" и определил направление и содержание его исследования, которое разворачивалось в нескольких направлениях: выстраивании понятийного содержания характера, постижении его художественной содержательности в процессе анализа мировой и русской классики и попытке дать литературоведческое его определения. При этом С. Бочаров акцентировал ключевые аспекты проблемы. Привлекая сравнительную методику к анализу школ, концепций, ученый пришел к выводу о специфическое взаимодействие образности и характера, которые всегда "особой и новым качеством в любого возможного прообраза, "натуры", реальной личности, типов действительной жизни. Теория литературы всегда стремилась понять и выразить эту особое качество образа. Она не поддавалась определению ни в категориях социологически понятного "содержания ", ни за опоязивським толкованием " формы": в обоих случаях за бортом оставался художественный смысл - тот специфический "икс", который для науки о литературе и является ее собственным предметом изучения" .

С. Бочаров раскрыл содержание "художественного" в характере. В целостности своей, то есть художественное и характер, они явили "то новое и особое качество, что обеспечивает образа человека самостоятельную и активную роль в его взаимоотношениях с любым возможным прообразом. Если вынести характер за пределы структуры произведения в предмет, герой сразу теряет свое содержательное значение: он останется незаполненной оболочкой и, по сути, сольется с сюжетом... " .

Пространные экскурсы в историю характера, привлечение к исследованию классических филологических наработок, работ молодых ученых, которые смогли освободиться от бремени идеологических догм, синтез различных методик в анализе художественных произведений позволили ученому дать понятийные определения характера. При этом С. Бочаров применяет методику, разработанную М. Бахтиным, который, осмысливая то или иное понятие, давал его многочисленные определения, каждый раз уточняя, пополняя, даже полемизируя с собой в поисках его полноты, как это, например, было с обоснованием понятия "герой". Такая методика импонировала С. Бочарову, свидетельством чего является ряд определений характера в работе, среди которых акцентируем следующее: "... чтобы определить понятие "литературный характер", необходимо отграничить его от тех значений, которые связываются с понятием характера в других науках и в быту. Характер, который нас интересует, - не предмет изображения, а именно это изображение, одна из его сторон, вид литературного образа " .

Определяющей, по Бочарову, предусматривалась и проблематизация: "Проблема характера в литературе... - Это проблема обратной реакции человека, переживающего испытания, чрезвычайно усилены по сравнению с прошлым, в форме давления объективного мира" .

С. Бочаров в исследовании выстроил понятийный ряд характера, а именно: образ, герой, персонаж, тип. Это не понятие синонимы. На наш взгляд, ученый наполнил их значимости своеобразных художественных конструкций, о которых писал А. Гулыга: "типологический образ в искусстве - своего рода контурное изображение. Оно более схематично, чем типичный образ, но зато более емко. Конкретность при этом не исчезает, она лишь теряет долю наглядности" .

Исследуя характеры, следует различать не только их идейно- художественную сущность, но и осмысливать средства их индивидуализации, иначе говоря, - приемы их создания (представления действий и поступков героя, его портретную, языковую, психологическую, опосредованную характеристики и самохарактеристику, авторские оценки и др.). Важны приемы отражения в литературном произведении внутреннего состояния персонажа.

В работе С. Мартьяновой "Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности" исследовательница возвращается к рассмотрению человека как объекта художественного изображения, и, прежде всего, - персонажа, исследуя его соотнесенность с такими понятиями теоретической поэтики, как характер, тип, содержательная форма . Она констатирует как факт, что "персонаж в его классической, "домодернистской" сущности, если не отрицается в новых теориях, то удовлетворительной характеристики и не получает" , тогда как вопросы: "что такое человек?", "что такое характер?" снова актуальны. Не менее актуальными, по ее мнению, является исследование персонажа, характера, типа в аспекте эстетических категорий.

1.2 Особенности проблематики художественного произведения

Проблематика -- одна из сторон содержания литературных произведений, как правило, даже в пределах одной темы, избранной писателем, возможна постановка самых различных проблем. Любое произведение является многопроблемным.

Следует иметь в виду, что постановка проблем в литературном произведении отличается от постановки проблем в научном трактате или публицистическом произведении. В научном или публицистическом произведении проблемы должны быть точно и ясно сформулированы и рассмотрены с использованием всех необходимых аргументов. В художественном произведении проблемы ставятся и раскрываются в образной форме.

Поэтому не следует искать точных логических формулировок и готовых ответов на поставленные вопросы. Писатели выделяют и усиливают в явлениях, людях или событиях то, что кажется им наиболее важным и значительным. Это особенно ясно видно в выборе персонажей, в характеристике их взаимоотношений (бытовых, социальных, идейных).

Даже если между произведениями существует тематическое сходство, то обязательно будут различия в постановке проблем и в их решении.

Однако круг проблем, волнующих писателей в рамках избранной темы, весьма различен. Каждый из них по-своему трактует тему, выделяя в ней разные стороны и заостряя в избранном жизненном материале наиболее важные проблемы.

При том, что некоторые второстепенные проблемы, поставленные писателями, могут быть схожими или созвучными, центральные проблемы этих произведений глубоко различны.

Проблематика литературных произведений зависит от ряда факторов, среди которых на первом месте особенности мировоззрения, личности, жизненного опыта писателей. Постановка проблем и их решение определяются также представлениями писателей о сущности человека, о взаимоотношениях между людьми, об общественном развитии. Даже если писатели разрабатывают «вечные темы», их подход к ним, проблематика созданных ими произведений в немалой степени зависят от состояния общественной и идейной жизни. Тема для писателя -- это всегда только лишь «поле», на котором каждый художник собирает свой «урожай» проблем.

О. Бальзак направлял свою деятельность на усовершенствование морально-этических норм, за которыми живое отдельная личность, и общественного устройства государства в целом. Его задачей было не воспроизведение, а преобразование реальной действительности. Из-за этого его творчество направлено на социальную проблематику. На уровне отдельных произведений обращал внимание не только на “непорядки” жизнедеятельности человека, а и предлагал целиком “зримый” положительный идеал, к которому следует стремиться.

В морально-этической сфере таким идеалом было поведение “естественного” человека. Народную мораль противопоставлял этическому релятивизму, распущенности, беспринципности господствующей верхушки.

Творчеству Бальзака присущи публицистичность, оценочность, откровенная тенденциозность и прямолинейность суждений, дидактический пафос, который кое-где перерастает в менторский тон. Герои произведений стали носителями авторских идей, а потому были лишены индивидуализированных признаков. Изображение характеров отмечалось схематизмом, абстрактностью и поверхностным психологизмом (абсолютизировалась низменность на положительных и отрицательных персонажей). Вместе с тем, как справедливо отмечает Н.Л. Калениченко, “отстаивание ценности лица независимо от его положения, демократическая направленность произведений; глубокий интерес к фольклору и этнографическо-бытовому окружению - эти лучшие черты просветительского реализма оставили глубокий след в литературе, влияя на следующие поколения” .

Просветительская ориентированность на морально-этическую проблематику также получила развитие некоторые его произведения вследствие расширения онтологической проблематики и углубления психологизма характеризуют как произведения “этического реализма” .

Они отмечаются углубленным анализом общественно-политических процессов, психологизмом, интеллектуализмом, постановкой важных онтологических проблем человеческого бытия. По Д. Наливайко, в критическом реализме утверждается социально-исторический подход к человеку, в отличие от других направлений, вхождение социального в психологическое, диалектическая связь героя со средой. Причем “абсолютизация роли среды, которая ведет к разрушению характера, - это уже свойство натурализма, в целому неприсущая для реализма”, хотя и подготовленная определенными течениями и тенденциями реализма ХІХ в., особенно французского .

В отечественном литературоведении не было недостатка в исследованиях, направленных на выявление отличий между этими художественными системами . “В теоретическом осмыслении типологии литературных направлений не всегда находит надлежащее отражение противоречивый характер их соотношения и взаимосвязи, движимости и переходности их границ, - считает И. Стебун. - Это касается, в частности, и типологических характеристик реализма и романтизма. В них акцентируется главным образом то, что отличает, атомизирует каждый из этих направлений, а не то, что их сближает и роднит, связывает узами наследственности и предопределяет непрерывность литературного процесса как исторического целого” .

Становление творчества Бальзака происходило в условиях противостояния романтически-идеалистическому направлению литературы. Оно доказывает существование такого единства на уровне конкретных художественных произведений. По мнению Н. Калениченко, “реализм конца ХІХ - н. ХХ в. вообще много использовал из поэтики романтизма, обогатив тем свои художественные средства” .

Принцип историзма остается одним из ведущих в реалистическом искусстве. Реалисты, как и романтики, интересуются историческим прошлым народа, правда, стилизуя его на свой манер .

Романтическая проблематика природы уступает место проблеме города, где развертываются основные социальные конфликты. Проблема денег, воспринимающаяся ранее как разрушительное начало в абстрактном плане, выходит на первый план как вполне реальный двигатель современного общества. Возвышенная проблема художника и проблема любви соединяются с экономическим интересом, в противном случае тот, кто романтически воспринимает эти два ведущих феномена романтизма, оказывается обреченным на гибель.

Бальзак тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий, поэтому основным его жанром становится роман - социальный, социально-психологический, реже - роман воспитания, ибо последний тип связан с личностью одного человека, однако черты романа воспитания присутствуют почти в каждом реалистическом романе, где представлена эволюция характера.

Драма на этом этапе менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи.

Вывод по главе 1

Проблематика произведения -- это отбор, выделение, усиление в избранном материале (теме) таких сторон, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения. В проблематике в большей степени, чем в тематике, отражается личность писателя, его жизненный опыт и мировоззрение.

Глава 2. ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ О.БАЛЬЗАКА «ОТЕЦ ГОРИО»

2.1 Проблематика романа «Отец Горио»

Роман Бальзака «Отец Горио» является социально-психологическим, который исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений, психологию урбанистического общества.

В романе мы наблюдаем противопоставление двух социальных миров: сверху буржуазное и великосветское общество, внизу - пансион Воке - мир бедноты. В центре каждого из этих миров Бальзак поставил женскую фигуру: с одной стороны - представитель Сент-Жерменского предместье виконтесса где Босеан, с другого - собственница пансиона госпожа Воке.

На первый взгляд эти два мира совсем разные и отделенные непроходимой бездной. Но в действительности они крепко связаны между собой, задача автора в том и заключалось, чтобы показать внутреннюю связь низов и верхов буржуазного общества. Это он и вскрыл в судьбе Растиньяка, который одновременно принадлежал и к тому, и к другому миру.

Находясь в салоне виконтессы, Растиньяк упоминает пансион: “Мысли Эжена на один миг перенесли его в семейный пансион, - его охватил большой ужас...” , а в пансионе, Растиньяк думает о высшем свете.

Тема “пансиона” и тема “света” в романе все время пересекаются, а в конце сплетаются в одно целое. Низом и верхом руководят одни и те же законы.

В романе две сюжетно-композиционные линии: первая - трагическая история отца Горио, который потерял не только все свое богатство, но и самое дорогое в жизни - любовь своих детей. Он перед смертью убедился в том, что деньги дают все.

Вторая линия - история Растиньяка, который, похоронив отца Горио, бросает вызов Парижу: “Ну, теперь кто кого!”.

Характеристика пансиона подчеркивает устарелость и старомодность вещей и людей, которые находятся в нем. “Здесь есть мебель “изгнанная отовсюду, несокрушимая и помещенная сюда, как помещают отходы цивилизации в больнице для неизлечимых”, мебель “старая, едва живая”; “мерзкие гравюры, от которых теряешь аппетит”. Здесь, в конце концов, постоянно встречаются погасшие, выцветшие глаза, “сморщенные” лица, тела, которые сохранили лишь “остатки красоты” .

Пансион госпожи Воке является своеобразным сосредоточением, символом социальных и моральных законов, характерных для Франции в период жизни Бальзака.

Эта общая атмосфера бедноты, угасание, холода пансиона усиливается нудным запахом, который стоит тут. “В нем ощущается затхлость, плесень, гниль; он вызывает содрогание, бьет чем-то промокшим в нос, пропитывает собой одежду, отдает столовой, где закончили обедать; воняет кухней, лакейской, кучерской” .

Автор не только показывает нам помещение, но, и заставляет нас вдохнуть отравляющий, страшный запах, которым дышат жители пансиона.

Описание дома госпожи Воке заканчивается обобщением: “Коротко говоря, здесь царство бедности, где нет намека на поэзию, бедности потертых, скаредных, сгущенных. Хотя они еще без дыр и без лохмотьев, но скоро превратятся в тлен” .

В этом изображении окружения уже есть предыдущая характеристика действующих персонажей. Черты их общего портрета заложены в описании жилья. Таким образом, читатель погружается в атмосферу этого маленького мира.

Но пансион не единый центр романа.

Салон Сен-Жерменского предместья, аристократические особняки - это другая часть города. Это два полюса Парижа - низ и верх, земля и небо, ад и рай. Сверху - роскошь, внизу - бедность. Бальзак постоянно сравнивает эти два мира. Бедность на фоне роскоши, роскошь на фоне бедности. Верх и низ у Бальзака сталкиваются один из одним, один в одном отображаются, один от другого зависят - они будто создают двуединий образ. Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен, виконтесса где Босеан почти в равной степени могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них представляет отдельную социальную группу и соответствующий ей взгляд: Горио - буржуазную, Растиньяк - провинциальное мещанство, виконтесса - парижское высшее мещанство, Вотрен - преступный мир.

Таким образом, в романе можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»; семья и семейные отношения в буржуазном мире;

2.2 Образы в романе «Отец Горио»

Начнем рассмотрение образов с образа отца Горио. Наиболее яркая бессердечность показана в истории его жизни, которую наблюдает Растиньяк. Горио - богатый купец, который получил свой достаток не совсем честно. Более за все в мире он любит своих двух дочек, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, для них выполнял все прихоти, отдал замуж одну за графа, другую за банкира, дал обеим большое приданное. Но в скором времени после замужества они стали стыдиться своего простого отца, вспоминали о нем лишь тогда, когда им были необходимые деньги на развлечения и любовников.

А отец был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал все, окончательно обеднев. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной со своих дочерей, но здесь неожиданно пришла вторая дочь и попросила очень большую сумму денег, так как ее ждал позор и бедность. У Горио разрывалось сердце от того, что он не мог помочь, старик готов был на все: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливые. У него не выдержало сердце, и он умер в страшной бедности, на похороны дочери даже не явились.

Отец Горио - яркий пример того, как одержимость, неразумное развитие страсти приводит к полному разрушению личности. Горио весь погрузился в родительские чувства, он не думал ни о ком, кроме своих дочерей. Его страсть развилась на эгоистической подпочве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.

Следует также выделить образ Парижа в романе. Париж - город с богатой историей, который пережил множество изменений за свое существование. Его специфический образ, его социальные и моральные контрасты давно уже привлекали внимание писателей. Они изображают не только величие Парижа, его храмы и дворцы, но и господствующие обычаи, законы, контраст между богатством и крайней бедностью.

Бальзак создает в целом реалистический образ города, приняв за эстетическое кредо достоверное изображение жизни.

Париж у Бальзака изображается из разных сторон. Необходимо выделить два основные вида эпики в его романах. Условно говоря, это проза исключительной реальности (проза идеала, абсолютная проза) и проза доминирующая, обычной реальности (относительная проза).

Абсолютная эпика - это духовный, светлый Париж. Центральные образы - Полина Годен, ученик Лавриль, студент Бьяншон - люди, которые имеют трудолюбивую и самоотверженную любящую душу.

Относительная проза Бальзака проявляется в создании образа Парижа типичного, земного, несовершенного. Это образы Эжена де Растиньяка и бунтовщика Вотрена.

Оноре де Бальзак достаточно полно вскрыл образ Парижа. По словам Б.Г. Реизова, в его (Бальзака) творчестве Париж - “это город-маяк провинциальных честолюбцев, которые слетаются к нему, будто мотыльки на огонь” .

В романе “Отец Горио” было положено начало изображению Парижа в творчестве Бальзака. Автор стремится проявить драматизм жизни того времени и его скрытые пружины, он отображает и толкует внешнюю действительность. Здесь он изображает величие и богатство одновременно с убогостью. В начале романа мы перемещаемся к катакомбам Парижа. Пансион Воке - это не нарядный Париж, а предместье, где проживает мелкий городской народ.

Вотрен, наблюдающий пансионеров мадам Воке, каждого из них определяет одним словом, содержащим не только характер их, но и интересы, судьбу и возможности. Аналогичные комментарии, связанные с историей персонажа, принадлежат и повествователю, который, сохраняя черты «всеведущего автора», все же добивается того, чтобы читатель оставался именно зрителем, перед глазами которого разворачиваются сцены «в реальном масштабе времени». Примером может служить «парад» обитателей пансиона мадам Воке, которые поочередно проходят перед читателем.

Б.Г. Реизов замечает по этому поводу, что “драма романа развивается в парижскому “аду”, одной из пыток которого является вульгарность и бедность” .

Жизнь Парижа раскрывается Растиньяку как арена борьбы. “Жизнь в Париже - беспрерывная борьба, - пишет он матери, - я должен выступить в поход” .

Большой город является одновременно цивилизатором и растлителем, ведь, чтобы использовать свои способности, молодые люди должны их сначала переплавить: превратить молодость в упорство, ум в хитрость, доверчивость в лицемерие, отвагу в скрытую коварность .

Но Растиньяк не идет на борьбу против того распущенного мира, который он познал, а лишь на борьбу за личное свое достижение успеха. Он не думает об изломе устройства, а воспринимает его таким, которым он есть, вступает в “игру” и принимает ее “правила”, хорошо усваивает мораль хозяев жизни, которой научил его Вотрен.

Через несколько произведений Бальзака мы встречаем барона где Растиньяка, пэра Франции. Честолюбивый студент переродился под влиянием Парижа, стал решительным. Человек или гибнет, или капитулирует и развращается в Париже.

Таким образом,

Выводы по главе 2

В романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию; образ отца Горио - человека-страсти; образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах.

Париж - это город, где невероятная роскошь и ужасающая бедность объединены вместе. Париж подобный едкой кислоте, одних он разъедает, других - заставляет залечь на дно, и некоторые в этой атмосфере выкристаллизуются, каменеют, как Эжен Растиньяк.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественный образ -- всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала, путем создания эстетически воздействующих объектов.

Проблематика произведения -- это отбор, выделение, усиление в избранном материале (теме) таких сторон, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения. В проблематике в большей степени, чем в тематике, отражается личность писателя, его жизненный опыт и мировоззрение.

Роман Бальзака «Отец Горио» выстроен по принципу драматического произведения, что проявляется в особом развитии конфликта и построении интриги, в специфике «выстраивания» сцены и характеристики персонажей, их появления и действий в романе, который превращается в своего рода огромную сценическую площадку, где читатель превращается в зрителя, а автор - в первую очередь в режиссера.

В нем можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»; семья и семейные отношения в буржуазном мире.

В романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию; образ отца Горио - человека-страсти; образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах. Париж - это город, где невероятная роскошь и ужасающая бедность объединены вместе. Париж подобный едкой кислоте, одних он разъедает, других - заставляет залечь на дно, и некоторые в этой атмосфере выкристаллизуются, каменеют, как Эжен Растиньяк.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. - Москва, 1968. - 653 с.

2. Бальзак Оноре де. Отец Горио // Бальзак Оноре де. Собрание сочинений в 10-ти т / Под общ. ред. Н. Балашова / Оноре де Бальзак. - М., 1982.

3. Бахмутский В. Я. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970.

4. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теорія литературы. Основне проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - М., 1957.

5. Варламова Е.А. Преломление шекспировской традиции в творчестве Бальзака:"Отец Горио" и "Король Лир" . - М., 2003.

6. Верцман Н. Е. Эстетика Бальзака // Проблемы художественного познания. М., 1967.

7. Виноградов, В.С. Лексические вопросы перевода художественной прозы. - М., 1978. - 173 с

8. Гриб В.Р. Художественный метод Бальзака // Избранные работы. М., 1956.

9. Гуляев Н. А. Теория литературы. М., 1985. С. 70--75, 96--107.

10. Гюббенет, И.В. Основы филологической интерпретации литературно- художественного текста. - М., 1991. - 204 с.

11. Давидъ-Соважо А. Реализмъ и натурализмъ въ литературе и въ искусстве. - М., 1891. - 350 с.

12. Десницкий В.А. Оноре Бальзак // Французский реалистический роман XIX века. М.-Л., 1932.

13. Елизарова М.Е. Бальзак. Очерк творчества. М., 1951.

14. Засимова А.И. К проблеме народности творчества Бальзака. Воронеж, 1953.

15. Калениченко Н. Українська література ХІХ ст. Напрями, течії. - К., 1977. - 256 с.

16. Кормилов С.И. Характер // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001.

17. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.

18. Лесин В., Пулинець О. Словник літературознавчих термінів. - К., 1965. - 306 с.

19. Леся Українка. Зібр. творів: У 12 т. - К. , 1977.

20. Лилеева И. Краткая летопись жизни и творчества Оноре де Бальзака // Бальзак О. Собр соч.: В 15 т. М., 1955. Т. 15.

21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - Москва, 1955-1958. - Т. 37.

22. Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. - Владимир, 1997.

23. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака (пер. с фр.). М., 1983.

24. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. - К., 1985. - 365 с.

25. Наливайко Д.С. Оноре де Бальзак: Життя і творчість. - К., 1985. - 198 с.

26. Обломиевский ДД. Основные этапы творческого пути Бальзака. М., 1957.

27. Петров С. Реализм. - Москва, 1964. - 326 с.

28. Петрова Е.А., О. де Бальзак // История зарубежной литературы XIX века. М., 2000.

29. Платон. Собр. соч. В 4 тт./ Пер. А.Н. Егунова. - Москва: Мысль, 1994. - Т. 3. - 460 с.

30. Резник Р.А. Философские взгляды Бальзака // Вопросы литературы, 1961. №7.

31. Реизов Б.Т. Бальзак. Сборник статей / Б.Т. Реизов. - ЛГУ, 1980. . Тэн И. Бальзак. СПб., 1894.

32. Реизов Б.Г. Отец Горио//Бальзак. Сборник статей. JI, 1960.

33. Скупейко Л. Проблема реалізму в естетиці Івана Франка// Іван Франко і світова культура. Матеріали міжнародного симпозіуму (Львів, 11-15 вересня 1986 р.). - К.: Наукова думка, 1990. - Кн. 1. - С. 219-222.

34. Стебун І. Проблема “романтизм і реалізм” в естетичній концепції Івана Франка// Іван Франко і світова культура. Матеріали міжнародного симпозіуму ЮНЕСКО (Львів, 11-15 вересня 1986 р.). - К.: Наукова думка, 1990. - Кн. 1. - С. 223-225.

35. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. -М, 1976.

36. Федотова М.. Театральность и драматургичность как основа поэтики «Человеческой Комедии» О. Де Бальзака. Автореф. Дисс. - Самара, 2012.

37. Федотова М.В. Театрализация художественной действительности романа О. Бальзака «Отец Горио» // Язык. Текст. Слово. - Самара, 2004. - С. 119-125. - 0,4 п.л.

38. Юніна О.Є., Литвиненко Н.О. Образ Парижа в романі Оноре де Бальзака “Батько Горіо” // Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка № 2 (261), Ч. ІІ, 2013. - С. 120 - 126.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Начало писательской карьеры. Главные персонажи Бальзака. Роль романа Бальзака "Шагреневая кожа" в зарубежной литературе. Изображение жизни в творчестве писателя. Политические взгляды Бальзака. Анализ романов "Отец Горио" и " Человеческая комедия".

    реферат , добавлен 02.06.2009

    Безграничная любовь отца к своим детям, которая оказалась не взаимной, показанная в романе "Отец Горио" Оноре де Бальзака. Первая публикация романа в журнале "Парижское обозрение". Собрание сочинений "Человеческая комедия". Главные персонажи романа.

    презентация , добавлен 16.05.2013

    Сацыяльны цыкл раманаў О. Бальзака "Чалавечая камедыя": структура, асаблівасці. Адлюстраванне тэмы падзенне нораваў у галоўных вобразах раманаў О. Бальзака "Бацька Горио" і "Гобсека". Раманы О. Бальзака "Бацька Горио" і "Гобсека" і іх праблематыка.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2012

    Оноре де Бальзак - французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Литературная карьера Бальзака. Главное творение - "Человеческая комедия". Проблематика и эстетика романа "Шагреневая кожа". Столкновение человека со временем.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2013

    Оноре де Бальзак - известнейший французский писатель, общепризнанный отец натурализма и реализма. Каждое произведение Бальзака - это своеобразная "энциклопедия" любого сословия, той или иной профессии. "Типизированная индивидуальность" по Бальзаку.

    реферат , добавлен 08.02.2008

    Изучение жизненного пути Оноре де Бальзака, чьи романы стали эталоном реализма первой половины XIX в. Анализ его произведений. Исследование специфики художественной типизации персонажей Бальзака. Характеристика эстетических истоков критического реализма.

    реферат , добавлен 30.08.2010

    Нравственно-поэтическая характеристика романа Ф.М. Достоевского "Идиот". История написания романа, его нарвственная проблематика. Характеристика образа Настасьи Филипповны в романе Ф.М. Достоевского, ее нравственный облик, последний период жизни.

    дипломная работа , добавлен 25.01.2010

    История написания романа, его проблематика и мотивная структура. Развитие сюжетных линий и их соотношение с основной идеей романа, система образов и роль снов. Концептуальная триада дом-город-космос, особенности ее применения в литературном произведении.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2016

    Життєвий шлях. Особливості реалістичної манери Бальзака. Iсторiя задуму i створення "Людської комедiї" Оноре де Бальзака. Влада золота в повісті Оноре де Бальзака "Гобсек". Проблема уявних і справжніх життєвих цінностей у творі О. Бальзака "Гобсек".

    курсовая работа , добавлен 16.04.2007

    Проблематика, система образов, жанровое разнообразие романа Булгакова "Мастер и Маргарита", история его создания. Особая выразительность и смысловая насыщенность образов. Роман Шолохова "Тихий Дон", история его создания. Реализм женских образов и судеб.







2024 © kubanteplo.ru.