Насос шнековый ремонт своими руками. Как отремонтировать погружной насос своими руками





Погружные насосы используют многие люди, живущие в частных домах. Они практически незаменимы в хозяйстве и довольно универсальны по своему применению. Их можно использовать в качестве перекачивания воды для хозяйственных нужд, полива огорода, откачивания сточных вод и т.д.

Все же насос, как и любое другое оборудование подвержен износу, и при выходе его из строя потребуется выполнять ремонт погружного насоса . Перед проведением ремонта и возвращения оборудованию рабочего состояния, нужно тщательно изучить устройство насоса, чтобы понимать причину поломки. В ситуации, когда не работает водяной насос, наиболее частыми причинами становятся следующие:

1. эксплуатация насоса проводилась с отклонением от необходимых эксплуатационных требований, например, объем перекачиваемой жидкости был больше допустимого, что давало на оборудование дополнительную нагрузку, температура перекачиваемой жидкости превышала или была ниже допустимых значений. Длительная беспрерывная эксплуатация оборудования, что привело к быстрому износу деталей.

2. Отсутствие техобслуживания насоса. Периодический технический осмотр и обслуживание требуется любому оборудованию. Отсутствие его ведет со временем, к раннему выходу оборудования из строя.

3. Неправильный монтаж насоса. Установка насоса и пуск его в работу с нарушением требований монтажа, со временем приведет к необходимости ремонта.

4. Производственные дефекты, если они не были обнаружены при покупке и осмотре насоса, после пуска оборудования в эксплуатацию проявятся, что приведет к необходимости их устранения.

Поэтому, если не работает водяной насос , или в его работе начались проблемы, необходимо четко выяснить причины поломки и выполнить мероприятия по их устранению.

В первую очередь проверяется состояние таких элементов:

1. Электродвигатель. Проверяется состояние электродвигателя, его работоспособность. Если он не включается, тогда электродвигатель отсоединяется от основной части и разбирается. Частыми причинами выхода из строя электродвигателя могут быть: попадание воды, перегрев агрегата, выход из строя подшипников, выход из строя электродвигателя из-за скачков напряжения, проблемы с обмоткой и т.д.

2. При ухудшении рабочих характеристик насоса, необходимо проверить фильтр, мембраны, прокладки, очень часто в погружных насосах вместе с перекачиваемой водой идет грязь, ил, песок, что приводит к забиванию фильтра.

Ремонт скважинного насоса «ВОДОМЕТ»

Скважинные насосы «ВОДОМЕТ» один из лучших продуктов в своем классе, известного производителя компании Джилекс. В данной статье мы предоставим не только описание данного продукта, но и ознакомим, как выполнить ремонт насоса. Джилекс выпускает насосы различных модификаций и видов: погружные, поверхностные, скважинные, для перекачки воды и фекальных жидкостей.

Насос «ВОДОМЕТ» представляет собой многоступенчатый агрегат для перекачки воды. Имеет встроенный конденсатор и «плавающие» рабочие колеса. По сравнение с другими насосами, отличается высоким КПД, низким уровнем шума и надежной конструкцией. Корпус насоса «ВОДОМЕТ» имеет форму цилиндра, в котором установлен электродвигатель. На валу двигателя одета крыльчатка, которая состоит из набора чередующихся дисков.

Основными причинами выхода из строя являются:

1. Засорение (заиливание) крыльчатки.

2. Выход из строя электродвигателя.

Могут быть и другие причины, но по статистике именно эти две являются главными причинами необходимого ремонта.

В случае засорения илом, песком или грязью, ремонт скважинного насоса нужно начать со снятия крыльчатки. Выясните, где произошло засорение, почистите и соберите обратно.

В случае проблем с электрикой, проверьте сначала состояние кабеля. С помощью тестера «прозвоните» силовой кабель на наличие разрыва. Если кабель цел, значит причина в самом электродвигателе. Двигатель необходимо отсоединить и разобрать, чтобы извлечь и перемотать статор или ротор. С торца насоса открутите цилиндр, он же фильтр, который защищает от грязи крыльчатку. Снимите с вала шайбы и диски. Чтобы не запутаться, снимайте все элементы и выкладывайте на столе по порядку, так вам будет легче, потом собрать двигатель. Отсоедините все провода, снимите топорное кольцо, для этого ударьте легко по штуцеру резиновой киянкой. Когда привод немного сдвинется, вытаскивайте его из корпуса. Крыльчатку промойте и высушите, а двигатель отдайте в электроремонтную мастерскую. Собирайте насос в обратной последовательности.


Погружной насос имеется на каждой третьей даче или в загородном доме. Без этой техники комфортное и полноценное использование водных ресурсов почти невозможно. Конечно, если вы предпочитаете классический колодец с лебедкой, вопросов нет, но преимущества использования погружного насоса станут очевидными с наступлением первых заморозков. К сожалению, как и любая другая техника, насосы не застрахованы от поломок. А поскольку их род деятельности непосредственно связан с пребыванием в воде, риск неисправностей существенно возрастает. В этой статье мы расскажем об основных проблемах, возникающих в процессе эксплуатации погружных насосов, и расскажем, как устранить поломки своими руками.

Любой, даже самый дорогостоящий и качественный насос может рано или поздно поломаться. Причем причин выхода из строя зачастую бывает сразу несколько. Поскольку погружной насос работает при непосредственном контакте с водой, он регулярно подвергается воздействию множества негативных факторов. Стоимость такой техники обычно не позволяет с легкостью заменить сломанный насос новым, поэтому есть смысл научиться чинить его своими руками или хотя бы предупреждать и фиксировать основные неисправности.

Причины неисправностей различных частей и узлов погружных насосов:

  • в воде содержится более 50% взвешенных частиц;
  • аппарат не касается воды и работает «всухую»;
  • насос включен с рабочей жидкостью, уровень которой превышает 40%;
  • насос работает с регулярными перепадами напряжения выше допустимого уровня;
  • кабельные соединения некачественно закреплены;
  • трос аппарата неправильно закреплен в оголовке скважины;
  • подводный кабель неправильно зафиксирован.

Также очень часто неисправности возникают в результате неправильной работы гидроаккумулятора, из-за отсутствия фильтра или нестабильного функционирования реле давления. Насос может поломаться из-за размораживания или отсутствия заземления. В последнем случае результатом станет стремительная коррозия металлических элементов оборудования. Магнит выходит из строя чаще всего, и в таком случае о самостоятельном ремонте не может быть и речи – аппарат нужно доставить в специализированную мастерскую.

Различают механические и электрические поломки. Если после запуска вы слышите посторонние звуки, это свидетельствует о механических неисправностях. В большинстве случаев можно сделать такой ремонт погружного насоса своими руками. Причины механических поломок могут быть разными: чересчур грязная вода в скважине, отсутствие масла и т.д. Что касается электрической составляющей прибора, то поломка одной из частей может привести к полной неработоспособности всей конструкции. В случае с перегрузкой сети может сработать автоматический выключатель, может оборваться фаза питания, выйти из строя обмотки и т.д.

Способы ремонта насоса

Прежде чем приступать к ремонту водяного погружного насоса, необходимо оценить его состояние и определить, сможете ли вы справиться своими силами или все же придется обращаться за помощью к специалисту.


Если аппарат стал плохо работать, следует проверить состояние основных узлов:

  • поршень должен быть прямым без каких-либо повреждений и деформаций;
  • воздух, поступающий со стороны забора воды, должен свободно проходить по обеим сторонам;
  • между магнитами катушки и поршнем должно быть 4-5 мм. Если это расстояние больше, катушки будут биться, меньше – движок перегреется;
  • между корпусом и клапаном, который закрывает входные отверстия, должно быть расстояние в 7-8 мм, чтобы вода свободно вытекала при отсутствии давления.

Полезный совет: Прежде чем приступать к поиску неисправной детали, нужно удостовериться, что перебои в работе не вызваны скачками напряжения в сети. Для этого проверьте напряжение и удостоверьтесь, что оно равно 200-240В.

Практика эксплуатации и ремонта погружных дренажных насосов показала, что у изделий разных производителей имеются свои отличительные особенности:

  1. Grundfos – у преобладающего большинства моделей имеются встроенные клапаны и особая теплоизоляция мотора. Иногда необходимо изымать его и заменять уплотнители. С этой работой может справиться только специалист.
  2. Джилекс – вытекает жидкость из электродвигателя. Ее можно заменить только аналогичной жидкостью, что возможно только в сервисном центре. Существует мнение, что в качестве альтернативы можно использовать трансформаторное масло или глицерин, но если не хотите раз и навсегда испортить технику, лучше не пользоваться таким советом.
  3. «Малыш» – отечественная продукция, пользующаяся большой популярностью. Цена ремонта погружных насосов этой серии не слишком высока, но в большинстве случаев умельцы справляются самостоятельно. Самая частая проблема с «Малышами» — сильный шум при включении без откачки воды. Это значит, что центральная ось, на которой находятся мембраны с якорем, порвалась. Это сразу заметно при разборке аппарата. Ось необходимо заменить, что гораздо проще сделать, чем найти ее в продаже. Ниже представлено видео о ремонте погружного насоса «Малыш»:
  4. «Водолей» — эти насосы также «славятся» способностью перегреваться, особенно если использовать их в неглубоких скважинах. Если сломалась дешевая модель, проще купить новую, чем ремонтировать ее, поскольку ремонт обойдется примерно в 50% от стоимости.
  5. «Водомет» — довольно надежная техника, поэтому большинство поломок возникает из-за неправильного использования. Аппарат может забиться илом или песком, в результате чем придется заменять насосную часть.
  6. «Ручеек» – такие насосы часто перегреваются, несмотря на то, что конструкция полностью соответствует высоким европейским стандартам. Предполагается, что «Ручеек» может безостановочно работать в течение 7 ч, однако в большинстве случаев это приводит к перегреву, поэтому лучше давать устройству «отдыхать» каждые 2-3 ч.

Насос шумит, но воду не качает

Если после включения насос стал шуметь, но воду при этом не качает или делает это очень медленно, это свидетельствует о неисправности. Необходимо изучить его конструкцию, воспользовавшись инструкцией, прилагаемой к аппарату. На ней указано, что над амортизатором вибронасоса на штоке накручены 2 гайки, фиксирующие его (амортизатор). Устройство начинает работать «вхолостую», если крепление гаек ослабевает, и амортизатор чуть смещается.

Чтобы исправить это, необходимо разобрать насос и до упора закрутить гайки. Верхнюю рекомендуется законтрить. Бывает так, что насос не получается разобрать, поскольку стяжные винты на крышке успели заржаветь и не поддаются. В таком случае их придется срезать болгаркой, а после ремонта заменить новыми винтами с шестигранной шляпкой.


Также погружные вибронансосы часто ломаются из-за сильного механического износа, который приводит к повреждению клапана. Особенно опасен для клапана песок, приникающий внутрь. Если аппарат перестал работать, в первую очередь проверьте целостность всех резиновых элементов. Если обнаружилось, что клапан сильно изношен или вовсе порван, его необходимо заменить. Еще одна «популярная» неисправность – обрыв штока. К сожалению, если это случится, поменять или починить шток невозможно, поэтому лучше регулярно следить за его состоянием.

При подключении насоса выбивает пробки

Если после включения насоса в сеть выбило все пробки, это говорит о том, что у якоря сгорела обмотка, либо неисправен сам кабель. Для проверки работоспособности кабеля используйте специальный тестер. Лучше всего начать именно с этого. Если прибор показывает, что с кабелем все нормально, значит причина может скрываться в сгоревшей обмотке якоря. К слову, если кабель все же неисправен, заменить его можно далеко не всегда – для некоторых моделей подобная функция не предусмотрена. Одной из них является знаменитый «Малыш», где кабель залит компаундом в корпусе.


Если сгорела якорная обмотка, можно сразу упаковывать насос и нести его в сервисный центр, поскольку перемотка якоря – задача не из простых. Подобная работа потребует специальных знаний, массу времени и усилий. Более того, даже если вы сможете перемотать якорь самостоятельно, это не значит, что вы на 100% застрахованы от повторного замыкания. Теоретически сделать обмотку для напряжения в 36В вполне реально, но тогда придется перемотать катушки, четко соблюдая все требуемые параметры, включая марку и толщину провода, количество витков в зависимости от напряжения и т.д. Очевидно, что проще заменить старую катушку новой, чем браться за ремонт.

Насос перегревается и вибрирует

Ремонт центробежных погружных насосов неотвратим, если время от времени аппарат работает «всухую», то есть без воды. Это приводит к сильному перегреву, который, в свою очередь, влечет за собой перегорание электроники и механики. Когда вода не охлаждает корпус, он расширяется, и от поверхности отходит компаунд, окружающий магнит. Кульминацией этого сценария становится сильная вибрация агрегата.


Если погружной насос оставить работать без воды на длительный срок, компаундная заливка полностью отойдет от корпуса, в результате чего магнит отслоится и застопорит движение поршня. Это одна из самых сложных неисправностей, устранение которой потребует массы терпения и внимательности. Сперва необходимо разобрать насос, осторожно отделив всю электрику. Затем легкими постукивающими движениями по корпусу определите положение магнита и действительно ли он отслоился. Далее выньте насос из корпуса и болгаркой прорежьте в нем маленькие канавки глубиной в 2 мм (горизонтально и вертикально). Такие же канавки хаотично сделайте на внутренней стороне корпуса. Нанесите на корпус качественный водостойкий клей или герметик, после чего впрессуйте туда магнит. После высыхания связующего вещества можно приступать к сборке аппарата.

Следует брать во внимание, что у некоторых моделей («Малыш, «Ручеек») заборные отверстия находятся сверху. Это очень удобно, поскольку не только исключает риск проникновения внутрь ила, грязи и песка из воды, но также улучшает охлаждение корпуса. Если в погружном насосе имеется встроенное термореле (модель «Малыш К»), можно не волноваться на счет перепадов напряжения или сильного перегрева – аппарат самостоятельно отключится в случае опасности.

Слишком низкое давление

Если насос работает, но качает воду слишком медленно, это означает что в вибраторе оставлен недостаточно большой зазор. Достаньте аппарат и осмотрите его – гайки на штоке должны быть накрепко закручены, клапан в целости, нет обрыва тяги. В этом случае устранить неисправность можно очень легко – надо лишь добавить на вибратор дополнительные шайбы. Таким нехитрым способом вы не только увеличите зазор, через который проникает вода, но также повысите давление и улучшите ход насоса.

В процессе ремонтных работ необходима обязательная настройка и регулярная проверка работоспособности оборудования. Сначала прикрутите одну шайбу, после чего включите насос и проверьте, насколько улучшилась его работа. Если необходимо, добавьте еще шайбу и повторите процедуру тестирования. Таким опытным путем вы определите оптимальное количество шайб.

Мы перечислили наиболее частые поломки и способы ремонта погружных насосов, которые возможно осуществить без привлечения специалистов. Однако стоит оговориться, что даже самый пустячный ремонт требует определенных навыков и понимания проблемы, поэтому если вы все же решили обойтись своими силами, внимательно изучите инструкцию и схему аппарата. Впервые разбирая насос, запоминайте очередность действий, чтобы потом собрать его в обратной последовательности и не перепутать детали. Если вы имеете дело с недорогим оборудованием, можно «потренироваться» на нем в ремонте без особой опаски. Что же касается дорогостоящих моделей европейских производителей, как правило, для них действует долгий гарантийный срок, поэтому не стоит пренебрегать возможностью бесплатно и качественно отремонтировать технику.

Ремонт погружных насосов: фото




Какую-либо неисправность проще предотвратить, нежели ее устранить.

Это может быть важно! Лучше всего делать профилактический осмотр несколько раз в год.
В качестве профилактики рекомендуется совершить ряд действий.
  • Прежде всего, следует извлечь насос из скважины. Эту работу не всегда достаточно просто выполнить. Именно поэтому извлекать аппарат лучше всего со своим напарником;
  • После того, как вы достали аппарат, необходимо внимательно осмотреть шланг для насоса, а также тросик;
  • Далее следует проверить корпус на наличие каких-либо повреждений, а также загрязнений;
  • Насос ненадолго следует запустить и послушать его работу. Если имеется посторонний звук, то это свидетельствует об его поломках;
  • Если в аппарате имеется песок, то в таком случае следует раскачать скважину, иначе засор может привести к поломке самого насоса, исправить которую будет практически невозможно.

Ремонт

Существует несколько причин, по которым аппарат может выйти из строя:
  • Засорилась вертушка;
  • Вышел из строя узел отсека мотора, статор;
  • Разрыв кабеля.
При диагностике причин необходимо придерживаться нескольких простых правил:
  • Если при проверке насоса вращается вал, то, скорее всего, проблема кроется в самой крыльчатке. Для того, чтобы отремонтировать, ее достаточно просто прочистить, и обратно собрать аппарат;
  • Если насос вовсе не включается, то причина кроется в силовом кабеле. Если на клеммах отсека мотора имеется напряжение, то кабель цел, а если его нет, то в таком случае его потребуется заменить;
  • Если кабель не нарушен, то проблема, скорее всего, заключается в поломке двигателя. В таком случае следует разобрать насос до моторного отсека, чтобы можно было извлечь статор;
  • При каждом ремонте аппарата необходимо начинать с полной его разборки.
Разборка выглядит таким образом, как:
  • С торцевой части насоса необходимо свинтить короткий цилиндр, который имеет перфорированное дно;
  • С вала необходимо снять все шайбы, диски, а также "стаканы";
  • Стопорное кольцо легким ударом любого твердого предмета перемещается ближе к корпусу. Стопор перекосит, в результате чего его можно будет вытащить;
  • Далее следует отсоединить провода. После же вскрытия крышки специального отсека, выколотить двигатель;
  • Элементы, которые входят в крыльчатку следует промыть, а также высушить;
  • Выполнить диагностику двигателя, и если требуется, то аппарат отдать в мастерскую;
  • Сборку аппарата следует произвести обратно.
Возобновить функционирование системы, чаще всего, можно просто выполнив ремонт, но если этого сделать невозможно, то насос лучше отдать в мастерскую.

Важные моменты

Мастерам, которые только начинают свою деятельность, будет полезно знать:
  • Перед тем, как разбирать двигатель следует его установить крышкой вверх. В противном же случае масло в период демонтажа будет вытекать;
  • Перед тем, как приступать к разборке следует убедиться, что насос отключен от электропитания.
Из-за постоянного взаимодействия с водой крепежные винты на подобных насосах часто закисают. Это также важно учитывать.

Дачники используют специальное оборудование для обеспечения отлаженной работы колодца . Название функционального прибора – насос.

Насос Водомет один из популярных агрегатов среди дачников

Данное оборудование преобразует механическую энергию двигателя в энергию потока воды, создает и транспортирует поток жидкости.

Приспособление выдерживает сильные нагрузки. В весеннюю или летнюю пору оборудование задействуют каждодневно. Из-за этого изнашиваются отдельные детали и узлы, случаются поломки. Мастера по наладке гидравлических машин, советуют регулярно осматривать и ремонтировать оборудование, чтобы не пришлось приобретать новое.

Скважинные насосы джилекс предпочитает 70% дачников. Почему отмечается такая тенденция? Людей прельщает работа устройства без перебоев, показатель гидравлического КПД, приемлемая цена. Данные качества имеет насос джилекс водомет. Это не китайская продукция, отличающаяся низким качеством. Встречаются только положительные отзывы о насосе торговой марки Джилекс. Разрабатываются российской фирмой, расположенной в городе Климовск. Оборудование изобрели для подачи жидкости из:

  • водоемов;
  • колодцев;
  • емкостей;
  • скважин с диаметром 10 см и больше.

Изделие помогает , орошать земельные участки. Если отмечается перебой в работе , то осмотрите и отремонтируйте ее.

Неквалифицированные ремонтные работы приводят к загрязнению . Очистить от вещества объект смогут только мастера. Будьте осторожны во время ремонта!

Направляйтесь в сервисный центр джилекс, чтобы починку любой модели агрегата осуществили быстро и профессионально! Нет возможности обратиться в организацию? Ремонт погружных выполнить реально! Ознакомьтесь с конструкцией приспособления перед началом работ.

Когда разбираете насос, нумеруйте детали, чтобы не возникли проблемы при сборке

Устройство оборудования

Скважинный насос оборудован основными частями – насосным элементом и электрическим двигателем, которые заключены в цельный корпус из нержавейки. Остальные движущие элементы агрегата находятся в корпусе. Также используется задняя и передняя крышки. Конструкция оборудования такова, что плавающие колеса приближаются друг к другу.

Двигатель гидравлической машины асинхронный, герметичный. Устройство оснащено ротором, размещенным на подшипниках качения. Заполняется двигатель маслом. От перегрева ключевая деталь агрегата защищена термопротектором, находящимся в обмотке статора. Охлаждается двигатель посредством перекачки воды. При отсутствии расхода нельзя допускать работу оборудования. Погружают прибор под воду на 30 метров.

По-разному маркируются насосы водомет, число ступеней отличается. Внутренние составляющие подразделяются на четыре разновидности:

  1. крыльчатка;
  2. стакан;
  3. антифрикционная шайба;
  4. дно стакана.

Некоторые элементы изготавливаются из белоснежного пластика. Величина деталей равная. Внешне составные части смахивают на грибы. Стаканы цилиндрической формы создаются из черного полиамида. Один «цилиндр» оснащен поясом, который упирается в пластиковое кольцо. «Завиток» расположен близко к мотору. Диск с отверстием в сердцевине – это дно стакана. Антифрикционная шайба расположена между цилиндром и крыльчаткой. Элемент монтируется на вал. Назначение детали – предотвращения трения элементов. При демонтаже оборудования отмечаются изделия белого и синего цветов.

Осуществляется разборка аккуратно, в строгой последовательности. Рекомендуется раскладывать составные части агрегата в той последовательности, в которой они первоначально установлены.

Не спутайте низ и верх элементов. Иначе после компоновки деталей оборудование перестанет перекачивать воду.

Очень важно собрать правильно верхние и нижние детали, это влияет на работоспособность насоса

Распространенные неполадки

После долговременной эксплуатации агрегата под названием Водомет заядлый дачник сталкивается с неполадками из-за износа деталей. Потребуется срочный ремонт насоса. Распространенная поломка оборудования – отсутствие перекачки воды. Нередко ломается панель управления устройства или образовывается воздушная пробка внутри прибора.

Погружной насос водомет может плохо функционировать вследствие неправильного монтажа или установки клапана. При этом отмечается слабый напор жидкости.

Ремонт осуществляется самостоятельно либо с помощью сотрудников специальных сервисов.

Агрегат не перекачивает воду? Оборудование гудит или не издает звуков? Пользователя бьет током при касании к корпусу? Требуется срочная починка прибора! Все признаки свидетельствуют об истирании крышек, которые размещаются между рабочими колесами и ступенями. Для решения проблемы разбирается агрегат, и заменяются испорченные крышки, крыльчатки. Конденсатор ломается из-за попадания воды в полость конденсаторного отсека через кабельный проход. Деталь подлежит замене. Рекомендуется удостовериться в целостности кабеля и присутствии напряжения в электросети.

Если поломалась панель управления прибора, то лучше обратиться за помощью к мастеру. Произвести ремонт самостоятельно сложно.

Устройство включается, но не закачивается жидкость? Проверьте, на правильном ли месте клапан. Возникла воздушная пробка внутри приспособления – ликвидируйте проблему, погрузив насос еще глубже. Установите клапан на высоте 100 см и более.

Произведен неправильный монтаж обратного клапана? Извлеките насос, и повторно установите элемент.

Приспособление включено, но подача воды частичная, напор ослабевает? Возможно, агрегат эксплуатировался долгий срок без выключения. Слабый напор – следствие засорения очистительного фильтра. Составляющую часть прибора следует разобрать и очистить либо же заменить.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

В случае поломки насосы джилекс подлежат починке. Это осуществить не сложно, если ознакомиться с устройством приборов.

Центробежные скважинные насосы “Водомет” производства российской компании “Джилекс” прекрасно справляются с подачей воды из различных сооружений, но периодически они все же ломаются. Самый быстрый вариант решения проблемы — выполнить ремонт насоса водомет своими руками. Задачу эту простой не назовешь, но множество домашних умельцев с ней справляются более чем удовлетворительно.

Устройство центробежного насоса “Водомет” несколько сложнее, чем у вибрационного “Малыша” или “Ручейка”. В нижней части агрегата расположен герметичный маслонаполненный двигатель, на вал которого надеты своеобразные стаканы — элементы с рабочими плавающими колесами.

В зависимости от мощности насоса таких стаканов может быть больше или меньше. Верхняя крышка насоса прижимает все эти элементы и удерживает их в правильном положении. Из этой крышки выходит электрический кабель, патрубок для подачи воды к водопроводной магистрали и проушины для подвешивания насоса.

Насос «Водомет» — надежная техника с высоким КПД. Его конструкция позволяет выполнить многие ремонтные работы в домашних условиях

Плавающие рабочие колеса — “изюминка” этого агрегата. В самом начале работы они притираются к конструкции путем стачивания пластикового буртика. В результате между статичными и движущимися элементами устройства образуется минимальный зазор. Такая конструкция обеспечивает высокий КПД насоса.

Еще одно преимущество плавающих колес насоса “Водомет” — способность пропускать частички песка, попадающие в скважину в ходе естественных процессов запесочивания. Модели насоса типа “Водомет А” устроены аналогичным образом. Они дополнительно укомплектованы поплавковым выключателем, который предназначен для отключения прибора в случае возникновения аварийной ситуации. Например, если в источнике иссякла по каким-то причинам вода (низкий дебет, заливание и т.п.).


Если монтаж и эксплуатация насоса Водомет производились в соответствии с рекомендациями производителя, необходимости в преждевременных ремонтах не возникнет (кликните для увеличения)

Скважинный насос “Водомет”, несмотря на отсутствие такой защиты, работает вполне исправно. Он может включаться/выключаться каждые три минуты без ущерба для целостности конструкции. Чтобы предотвратить ситуацию с возникновением “сухого хода”, которая губительна для любого насоса, следует правильно выбрать модель, подвесить ее на нужной высоте и т.п.

Дополнительный элемент продлевает срок эксплуатации прибора, но требует дополнительного места для размещения. По этой причине Водомет А” обычно используют не в скважинах, а в колодцах. Но ремонтировать эту модель приходится примерно таким же образом, как и скважины насос. Еще одна особенность погружных насосов “Водомет” — это нижний забор воды. Конструкция позволяет использовать насос в полупогруженном состоянии. Если нужно полностью опустошить емкость, “Водомет” отлично справится с задачей.

Но в фильтровой скважине располагать насос подобным образом не всегда полезно. Устройство будет постоянно забирать со дна песок. Это отрицательно сказывается и на качестве воды, и на состоянии рабочих колес устройства. Чтобы предотвратить проблему такого характера, на нижнюю часть насоса надевают самодельные насадки, препятствующие проникновению песка в устройство.

Располагать в скважине агрегат нужно так, чтобы между дном выработки и дном насоса оказалось не менее 1 м. Погружать Водомет можно так, чтобы между зеркалом воды и верхом устройства было не более 30 м. Водомет предназначен для перекачки воды с температурой от +1º до +35º С. Не рекомендуется нарушать температурный режим для его нормальной работы. А еще нельзя включать агрегат больше 20 раз за сутки.

Для того чтобы исключить преждевременный износ и поломки, нельзя, чтобы Водолей работал без воды. Устройство должно быть заземлено. В сеть необходимо включить УЗО, отключающее прибор при утечках тока более 30 mA.

Как разобрать “Водомет”

Устройство насоса “Водомет” нельзя назвать совершенно простым и понятным. Перед началом разборки рекомендуется как можно подробнее ознакомиться с особенностями его конструкции. Не помешает фиксировать правильное положение каждого элемента: записывать, фотографировать, снимать на видео и т.п.

Следует также обратить внимание на правильное положение каждой детали в отношении понятий “верх” и “низ”. Если колеса после ремонта были установлены неправильно, насос все же будет работать, но не слишком эффективно. Проблемы могут возникнуть и после перемотки двигателя. Далеко не все владельцы насосов запоминают правильное расположение контактов.


Чтобы аккуратно снять крышку насоса «Водомет», можно использовать так называемый съемник масляного фильтра или его мягкий аналог — скрутку их ткани (веревки) с рычагом

Перед началом разборки насос, разумеется, следует отключить от электропитания и вынуть из скважины. Чтобы облегчить работы, лучше отсоединить водоподающую трубу от патрубка и снять металлический трос. Когда насос “Водомет” находится в рабочем положении, его омываемый двигатель находится в верхней части, а насосная часть, состоящая из крыльчатых колес и стаканов с крышками, в нижней части. Но при разборке насоса удобнее держать его “вверх ногами” т.е. двигателем вниз.

Первый шаг при разборке насоса “Водомет” — отвинчивание нижней крышки. Выполняют эту операцию с помощью достаточно длинной отвертки, продетой в проушины для подвешивания троса. Откручивать нужно против часовой стрелки. Возможно, удобнее будет использовать другие приспособления, например, газовый ключ номер три. Подойдет также устройство для снятия крышки масляного фильтра, хорошо знакомое автомобилистам, или его аналог из полоски прочной ткани с рычагом для ее скручивания.

После этого из корпуса насоса нужно аккуратно вынуть камеры-стаканы с крышками и крыльчатые колеса. Крышки стаканов пронумерованы цифрами от 1 до 3. Обычно на вал сначала надеты все стаканы с цифрой “1”, затем — с цифрой “2”, затем — с цифрой “3”. При разборке насоса водомет эти элементы будут сниматься в обратном порядке. Лучше записать порядок нумерации стаканов, чтобы избежать ошибок во время сборки.


На этой фотографии представлена насосная часть устройства в разобранном виде. Элементы разложены в порядке их сборки. Следует сразу же запомнить, какая сторона — верхняя (для увеличения кликните)

Не помешают сразу же уточнить направление движения вала. Для этого насос со снятыми колесами просто включают на несколько секунд. Колесо должно стоять таким образом, чтобы засасывание воды происходило снизу по центру, а вода поступала вверх к наружной части кольца. В правильном положении кольцо с лопастями должно быть установлено широкой частью в сторону двигателя, т.е. выступом вниз и гладкой стороной вверх.


Так выглядит двигатель насоса «Водомет», вынутый из корпуса устройства. Вал закреплен двумя клипсами, которые нужно придерживать плоскогубцами, чтобы его снять

Вал насоса не закручен, как в аналогичных моделях, а зафиксирован двумя клипсами. Если его необходимо снять, следует зажать клипсы плоскогубцами и вынуть вал. Когда стаканы с крыльчатками сняты, может возникнуть необходимость также вынуть и электродвигатель. Для этого понадобятся некоторые усилия, поскольку он запрессован в корпус достаточно плотно.

Чтобы не погнуть вал, следует поставить корпус насоса на опору с отверстием, в которое можно вставить вал. После этого следует аккуратно выбить двигатель из корпуса с помощью молотка и дощечки. Молотком ударяют по торцу, а дощечка выполняет роль амортизатора.

Когда положение двигателя в корпусе изменится, нужно сначала вынуть кольцеобразную фиксирующую прокладку. Ее нужно повернуть внутри корпуса на 90 градусов, немного сдавить и вынуть так, чтобы не повредить об внутреннюю резьбу корпуса. Можно сразу же обратить внимание на положение этой прокладки.


На фото изображены элементы разобранного двигателя насоса «Водемет»: 1 — вал гидравлической части; 2 — пружина сальника, 3 — сальник, 4 — передняя крышка; 5 — мембрана; 6 — передний фланец; 7 — ротор

Она должна быть обращена к двигателю той стороной, с которой снята фаска. После этого можно вынуть из корпуса двигатель. Он закрыт верхней крышкой насоса, которая зафиксирована с помощью двух прочных уплотнительных резинок.

Чтобы снять крышку, нужно положить двигатель на бок. Затем крышку аккуратно выбивают из корпуса двигателя, ударяя по ней широкой отверткой и резиновой киянкой. Для этого можно использовать и другие подходящие инструменты. Под крышкой находится конденсатор. Иногда этот элемент выходит из строя, но его не сложно заменить.

Выполняя манипуляции с корпусом насоса, следует проявлять осторожность. Иногда возникает необходимость зафиксировать устройство в тисках. Сначала рекомендуется обернуть корпус в месте фиксации амортизирующим материалом. Усилие должно быть умеренным, чтобы не деформировать изделие.

Галерея изображений

Процесс обратной сборки

После того, как ремонт выполнен, необходимо правильно собрать насос. Если допустить ошибки на этом этапе, устройству понадобится еще один ремонт. При выполнении обратной сборки нужно выполнить следующие шаги:

  1. Установить конденсатор на место.
  2. Аккуратно уложить провода внутрь корпуса двигателя.
  3. Запрессовать верхнюю крышку насоса.
  4. Вставить двигатель в корпус насоса.
  5. Запрессовать собранный мотор таким образом, чтобы обеспечить его плотное вхождение в торце корпуса.
  6. Вставить кольцеобразную фиксирующую прокладку, продвинуть ее до упора с помощью подходящего инструмента.
  7. Надеть на вал белую крыльчатку гладкой стороной к двигателю, т.е. вниз.
  8. Надеть на вал белую прокладку, а затем собранный стакан с крышкой “дном” (т.е. этой крышкой) вниз.
  9. Надеть голубую шайбу.
  10. Снова установить крыльчатку, белую шайбу, стакан, голубую шайбу.
  11. Повторять до тех пор, пока не будут установлены все элементы.
  12. Накрыть стопку стаканов крышкой и аккуратно закрутить ее с помощью газового ключа или другого приспособления.

Чтобы облегчить запрессовку двигателя в корпус при обратной сборке, край корпуса можно обработать силиконовой смазкой. В процессе установки необходимо обращать внимание на нумерацию стаканов и точно соблюдать последовательность их монтажа. Сверху устанавливают прижимную прокладку.


Рабочие кольца насоса «Водомет» быстро изнашиваются, особенно если перекачивают воду, обильно загрязненную песком. Заменить эти элементы не сложно, важно правильно разобрать, а затем собрать насосную часть устройства

В целях профилактики дальнейших поломок рекомендуется при выраженном износе заменить этот элемент новой прокладкой. Обычно новую прокладку можно приобрести у производителя или подобрать в специализированных торговых точках. После того, как ремонт насоса завершен, нужно проверить его работу.

Можно погрузить его в емкость с водой, например, в ведро, чтобы убедиться, что устройство включается и способно перекачивать воду. Но представления о том, насколько хорошее давление обеспечит насос в системе, таким образом нельзя. Проверку работы насоса на давление можно сделать в сервисном центре, но сначала лучше уточнить, имеется ли такая возможность.

Другой вариант проверки возможен, если в распоряжении владельца насоса имеется емкость большого объема. Конечно, можно проверить характеристики отремонтированного насоса прямо в скважине, но если во время проверки обнаружатся проблемы, устройство придется доставать с достаточно большой глубины. Избежать этого поможет предварительная проверка на поверхности.

Характерные неисправности и ремонт

Если насос “Водомет” находится на гарантийном обслуживании, проще всего решить все проблемы в сервисном центре. Но когда сроки прошли, владельцы обычно предпочитают сэкономить и выполнить ремонтные работы самостоятельно. Некоторые операции, например, замену износившихся рабочих колец, выполнить просто.

А вот если нужна перемотка двигателя, лучше поручить это дело специалистам. Что касается запасных частей и комплектующих, то их можно приобрести без особых проблем и по вполне умеренной цене. Компания “Джилекс” охотно реализует запчасти к своей продукции. Их продают и в профильных магазинах, и в сервисных центрах. Можно обратиться и непосредственно к заводу-изготовителю.


Так выглядит результат проникновения воды в отсек двигателя, если корпус по каким-то причинам плохо загерметизирован — конденсатор испорчен, его следует заменить

По характеру поломки устройства можно приблизительно судить о том, какие именно ремонтные работы понадобятся. Вот перечень характерных проблем, с которыми приходится сталкиваться владельцам насосов “Водомет”:

  • Устройство не включается.
  • Корпус насоса бьется током.
  • Напор воды в системе заметно снизился.
  • Насос работает неравномерно, издавая нехарактерные для нормального функционирования звуки.

А вот список неисправностей, которые характерны для этих симптомов и пути их устранения:

  • Сгорела обмотка двигателя. Его придется полностью заменить.
  • Отошел контакт или перебит провод. Нужно вскрыть корпус двигателя, восстановить соединение с контактами и/или целостность электрокабеля.
  • Целостность корпуса двигателя нарушена. Как следствие, промок конденсатор, его следует заменить новым аналогом.
  • Износились рабочие колеса. Нужно разобрать насос и заменить их новыми элементами.

Разумеется, если уж насос извлечен из скважины для ремонта, имеет смысл провести полную диагностику агрегата. Насос разбирают, осматривают прокладки, шайбы, стаканы, рабочие колеса и прочие элементы. Если заметны следы износа, сразу же нужно позаботиться о замене таких элементов.

Затем имеет смысл разобрать двигатель, протестировать состояние контактов и подающего провода. Если необходимо, найти место повреждения кабеля и восстановить соединение. Иногда стоит полностью заменить провод электропитания.

Проблемы с отсыревшим конденсатором обычно очевидны даже по внешнему виду. Припаять новый конденсатор обычно не сложно, но во время обратной сборки следует устранить и причину неисправности, т.е. обеспечить достаточную герметичность корпуса двигателя.

Сгоревшую обмотку двигателя, как уже упоминалось, выполнить правильно в домашних условиях будет сложно. Эту операцию можно заказать на заводе, а все остальные работы выполнить самостоятельно. Так ремонт обойдется дешевле. В отдельных случаях проще и надёжнее заменить двигатель новым устройством.

При разгерметизации двигателя наблюдается ситуация, которую специалисты характеризуют словом “эмульсия”. Это значит, что в корпус двигателя попала вода и смешалась с маслом, превратив его в эмульсию. Масло необходимо слить и полностью заменить.

Ни в коем случае нельзя заменять эту жидкость каким-то обычным машинным маслом. Единственная пригодная смазка для насосов “Водомет” — чистый глицерин. Дело в том, что в случае поломки масло может попасть в скважину и существенно испортить качество воды. Избавиться от такого загрязнения очень непросто.

Почему может сломаться насос

Основных причин поломок насосов “Водомет” всего две: ошибки, допущенные во время изготовления устройства и сложные условия его эксплуатации. Повлиять на первую ситуацию хозяин насоса бессилен. Если уж так не повезло, что достался бракованный агрегат, нужно настроиться на длительное сотрудничество с сервисным центром в рамках гарантийных обязательств.


Если испорчена обмотка двигателя, насос просто не включается. Правильно восстановить обмотку в условиях домашней мастерской не просто, лучше обратиться на завод

Неаккуратно обращение с устройством или его неправильная установка встречаются довольно часто. Не следует дергать насос за электрический кабель, это слабое место насоса. При неосторожности обращении в месте его входа в корпус двигателя могут образоваться небольшие трещинки.

Со временем они расширяются, в корпус проникает влага и двигатель приходит в негодность. Таким же образом может быть оборван контакт. Разрывы кабеля могут быть вызваны при установке насоса, если провод заломлен или случайно перебит.


Правильная глубина подвешивания — важный фактор бесперебойной работы насоса. Если устройство находится слишком глубоко и постоянно работает при повышенной нагрузке, оно быстро сломается

Износ рабочих колес может быть вызван длительным контактом с загрязненной песком водой. Производитель, конечно, не рекомендует качать Водометом воду с включением песчаной и глинистой взвеси до двух килограммов на каждый кубометр воды в скважине. Однако в инструкции не сказано, насколько может быть загрязнена вода и как долго это может происходить ее транспортировка без ущерба для конструкции насоса.

Практика показывает, что насосы “Водомет” можно использовать только в каком-то одном качестве. Либо для подачи воды в водопровод, либо для устранения песка из скважины. Прокачав запесоченное сооружение, владелец насоса с удивлением наблюдает неравномерную работу насоса. Причина простая — рабочие колеса стерлись и требуют замены.


Нетривиальный вариант защиты насоса «Водомет» от запесочивания при слишком низком подвешивании. Если нет возможности подвесить насос на нужной высоте, можно использовать такую защитную насадку

Исправить ситуацию несложно, но прокачать загрязненную скважину или раскачать ее после бурения можно более эффективным способом: с помощью погружного вибрационного насоса типа “Малыш” или “Ручеек”. Такая техника и стоит дешевле, и ремонтировать ее проще.

Еще одна причина поломок насоса “Водомет” — неправильное подвешивание насоса. Если глубина погружения устройства превышает цифру, указанную изготовителем, устройство работает при повышенных нагрузках, на которые оно не рассчитано. Нередко в таких ситуациях наблюдается разгерметизация двигателя.

Разборка “Водомета”: полезное видео

В следующем материале очень наглядно представлено, как правильно разобрать насос водомет, а также процесс обратной сборки одной из моделей:

Разборка и ремонт насосов “Водомет” требуют внимания к деталям и некоторых навыков. Со временем задача становится вполне посильной и привычной. Многие домашние мастера обслуживают и ремонтируют такие насосы, добиваясь при этом полного успеха.







2024 © kubanteplo.ru.