Строение синагоги. Что такое синагога. История Синагоги Кордовы


С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите "бейт-кнесет", что буквально означает "дом собрания". Слово "синагога" происходит от греческого слова synagoge ("собрание") которое обозначает то же, что и слово "кнесет" на иврите: "собрание".

Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа "бейт тфила" - "дом молитвы". Само название "бейт кнесет" подчеркивает, что синагога - это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.

Еще синагогу называют на идиш словом "шул" (от немецкого "Schule" – "школа").

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.

При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору).

Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.

Синагогальное строительство шло в ногу с развитием искусства (в зависимости от страны, где молельный дом сооружали) и испытывало влияние различных стилей – готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких различных стилей.

Синагога в Вормсе (построенная в 1034 году) – одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы – прекрасный образец немецко-романского стиля. Ее план стал прототипом всех средневековых синагог Центральной Европы. Романский стиль преобладал в искусстве Западной Европы в Х-ХII веках. Он содержал различные элементы позднеантичного искусства, искусства Византии. Компактные формы и силуэты гармонировали с окружением.

Тяжеловесность и толщина высоких башен и массивных стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Поверхности расчленялись фризами и галереями, которые придавали ритм массиву стены, но не нарушали его целостности.

Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие распространение с середины XVII века. В деревянном синагогальном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Характерным для этих синагог было добавление "зимней комнаты", которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог – в Ходорове близ Львова (1651).

Следует отметить сходство с пагодами, характерное для старейших из сохранившихся в польских местечках синагог, совершенно чуждое местной архитектуре.

Здания синагог в разных странах нередко строили в мавританском стиле, который должен был подчеркнуть ориентальное происхождение общины и будущее переселение в Израиль. Ярким примером этого стиля служат, в частности, синагоги Испании. Важную роль в оформлении таких синагог играют цветок ириса – символ чести – и звезда Давида (шестиугольная).

Синагоги скромно выглядели снаружи и отличались великолепием интерьера. Стены украшались стилизованными надписями – стихами из Торы, которые чередовались с декоративными виньетками. Капители колонн украшались богатой резьбой.

В мавританском стиле также построены одна из крупнейших в Европе синагог в Будапеште – с башенками, черными куполами, золотым декором и богатым орнаментом, Новая синагога в Берлине, синагога в Ужгороде , Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893).

Когда еврейская община города получила разрешение построить эту синагогу, была создана экспертная комиссия, в состав которой вошел известный знаток искусств В.В. Стасов. Он предложил создать здание в мавританском стиле, полагая, что доля евреев в культуре арабского возрождения очень велика, и поэтому архитектура Альгамбры должна быть ближе всего к еврейским национальным эстетическим представлениям. К совету прислушались, и проект был решен в позднемавританском стиле. Однако архитекторам пришлось уменьшить высоту здания, снять два боковых купола над пристройками и два полукупола по обеим сторонам главного входа, поскольку было высочайше указано, что «зданию... приличествует более скромный вид...». Тем не менее, синагога поражает своим величием. Интерьер выполнил Л. Бахман - первый еврей, поступивший в Петербургскую Академию художеств. В оформлении привлекает внимание многообразие видов отделки - терракота, резьба, лепка, позолота, витражи. В 1909 г. синагогу обнесли оградой , в создании которой принимали участие архитекторы И.Н. Ропет и А.Д. Шварцман .

Среди синагог, построенных в стиле постмодернизма, выделяют филадельфийскую "Бет-Шалом" (ее архитектурный объем образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник), синагогу в Страсбурге, Большую синагогу в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, напоминающие внешне звезду Давида, скрижали Завета) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е годы.

Раввин
Хазан
Шамаш
Габай

  • Какие бывают синагоги

Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды

О названии «синагога»

С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».

Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа "бейт тфила" - "дом молитвы". Само название "бейт-кнесет" подчеркивает, что синагога - это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.

Еще синагогу называют на идиш словом "шул" (от немецкого "Schule" – "школа").

История возникновения синагог

Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.

Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.

Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.

Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога сделалась цитаделью веры, - местом, где евреи собирались, учили Закон, молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась цитаделью в прямом смысле этого слова.

Функции синагоги

После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.

Молитва

Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.

Изучение Торы

Сейчас, как и в далеком прошлом, при синагогах часто имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог, и при каждой из них - две школы, начальная и средняя. Недаром название "бейт-мидраш" ("дом учения") практически стало синонимом названия "бейт-кнесет". Синагога и "бейт-мидраш" могут находиться в одном и том же помещении или в разных помещениях, соединенных коридором.

Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.

Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.

Библиотека

По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный "Шулхан арух", а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.

Центр общественной жизни

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.

Иногда синагога является местом заседания бейт-дина - раввинского суда. Правление синагоги, как правило, располагает фондами для помощи нуждающимся, предоставляет ссуды. Таким образом, синагога часто становится и центром благотворительности.

Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.

Устройство синагоги

Архитектура

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.

При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.

Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.

Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.

Внутренняя структура

Отделение для женщин - эзрат нашим

В мидраше рассказывается, что, когда евреи собрались у горы Синай, чтобы получить Десять Заповедей, мужчины и женщины стояли отдельно. Отдельное помещение для женщин было и в Иерусалимском храме. В синагоге для женщин тоже отводится особое место – "эзрат нашим" (женская половина). Эзрат нашим может располагаться на галерее, на балконе (в Храме отделение для женщин располагалось наверху) или в молитвенном зале за особой шторой, которая называется "мехица" - перегородка.

В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: "Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны".

Арон Акодеш

У стены напротив входа, куда обращены лицом все молящиеся, располагается Арон а-Кодеш - шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы; он прикрыт занавесом, называемым "парохет". Арон Акодеш – это символическое подобие хранилища скрижалей с Десятью Заповедями в Святая Святых Иерусалимского храма.

В шкафу находятся свитки Торы – самое священное достояние синагоги. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле - в сторону Иерусалима).

Нер тамид

Над Арон Акодеш располагается "Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.

Бима

В центре синагоги находится возвышение, называемое "бима". С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Амуд

В ашкеназских синагогах (синагогах выходцев из Германии) между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр - амуд, около которого ведет молитву хазан.

Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.

Место раввина

Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.

Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.

Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Синагогальные должности

Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.

Раввин

Раввин, или рав, - это духовный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Обычно раввин является руководителем общины, что накладывает на него ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно же, главная задача раввина, как и в прежние века, - служить духовным наставником и разрешать вопросы, касающиеся еврейского закона.

Хазан

Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, - "шлиах цибур", что дословно означает "посланник общины". Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором.

В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.

Шамаш

Шамаш - синагогальный служка, на которого возложено множество обязанностей. Он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества, соблюдении расписания молитв. Однако нередко он выполняет также функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.

Габай

Габай, или парнас, - это руководитель общины, своего рода "административный директор". Часто синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

Какие бывают синагоги

Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.

Ашкеназы и сефарды

На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности - ашкеназская и сефардская - различия между которыми касаются, помимо всего прочего, порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие "сефардское еврейство" включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам, как, например, горские и грузинские евреи.

Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Между ашкеназской и сефардской синагогой есть различия и в интерьере. В ашкеназских синагогах между бимой и Арон Акодеш ставят специальный пюпитр - амуд, около которого ведет молитву хазан. В сефардских, как правило, амуда нет, и ведущий молитву становится к биме. Кроме того, сефардская синагога может быть украшена коврами, и вообще в ней ощущается восточный колорит, в отличие от ашкеназской, оформление которой ближе к европейскому стилю.

Хасиды и нехасиды

Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов - хасидов и нехасидов. Причем хасидский вариант ("нусах") молитвы многое позаимствовал из сефардской традиции и даже называется "Нусах Сфарад", т.е. "Испанский вариант". Близок к нему и Нусах Гаари, принятый у любавичских хасидов.

Но все эти различия, тем не менее, не очень существенны. По большому счету, для того, чтобы переделать синагогу из ашкеназийской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо поменять только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы для всех синагог - одни и те же.

Синагога после того, как был разрушен Иерусалимский храм, стала основным институтом в еврейской религии. Данное помещение служит общественным местом для богослужения. Это центр религиозной жизни общины. В свое время синагога оказала главное решающее влияние на пути формирования иудаизма. Она была основой для вырабатывания в исламе и христианстве форм для общественного богослужения. Традиции в еврейской жизни придают огромное значение синагоге. В Талмуде указано, что по святости она уступает только Храму. Называют синагогу еще микдашмеат, что переводится, как «малое святилище».

Историки придерживаются мнения, что синагоги впервые появились примерно двадцать пять веков назад на территории Вавилона. А через несколько лет был разрушен Первый Храм. Евреи, которые были изгнаны в Вавилон, собирались в домах друг друга, чтобы вместе учить Тору и молиться. Позже были возведены специальные здания для молитвы. Так появились первые синагоги. Когда наступил период Второго Храма, еврейские законоучителя постановили, что молиться нужно исключительно в общине. Каждая община должна построить свой «дом собрания», где евреи будут собираться на молитву в Шаббат, будни и праздники.

Устройство синагоги

По внешним признакам синагоги отличаются. Но в основе внутреннего устройства заложена конструкция Храма. Он в свою очередь повторял устройство Скинии, которая была возведена евреями в пустыне. Пространство было прямоугольным и огражденным. Умывальник был внутри. Там священнослужители могли помыть руки, ноги перед началом службы. Также на территории площадки размещался жертвенник для жертвоприношений животных. За жертвенником было что-то наподобие шатра. Его называли Святилищем. Только священнослужители могли туда входить. В самой глубине такого Святилища, за особым занавесом, находилась Святая святых. Стоял там Ковчег Завета. В нем были Скрижали Завета с высеченными Десятью Заповедями. Когда царем Соломоном был возведен Храм, то ему удалось воспроизвести устройство Скинии, добавить прилегающий двор, где молились женщины.

Строятся синагоги всегда таким образом, что фасад получается обращенным к Израилю или к Иерусалиму, где стоял Храм. В любом случае, стена, возле которой стоит шкаф со свитками Торы, направлена всегда в сторону Иерусалима. Еврей в любом месте всегда молится, обратив лицо к нему. Синагогу должны строить на самом высоком месте в городе. Синагога, как принято, имеет форму прямоугольника. Для женщин и мужчин есть отдельные помещения. Возле входа устанавливают раковину, где моют руки перед молитвой. Возле места размещения Святилища в Храме устанавливают огромный шкаф, который покрывается занавесом – парохетом. Шкаф называют синагогальным ковчегом. Он соответствует Ковчегу Завета в Храме, где хранились все скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу лежат свитки Торы.

В центральной части синагоги делают возвышение. Оно называется бима или алмемар. С него во время службы читают Тору. Для свитка специально установлен стол. Вся конструкция напоминает помост, с которого читали когда-то Тору в Храме. Над ковчегом весит нертамид. Это «неугасимый светильник». Он горит всегда. Символизирует Менору – масляный светильник в Храме. Мемор состоял из семи фитилей. Один горел постоянно. Возле нертамид размещается каменная плита или доска из бронзы. На ней выгравированные Десять Заповедей.

Архитектурно-планировочная структура еврейского местечка имела свои особенности, отличавшие территорию штетла от других районов. И если центром экономической жизни штетла была торговая площадь, то центром социально-духовным здесь являлась синагога.

После разрушения Второго Храма в 70 г. разбросанные по всему миру еврейские общины нуждались в институте, который мог бы частично выполнять функции Храма, бывшего основой еврейской жизни в земле Израиля. Физической возможности организовать такой единый для всех центр, конечно, не было, ведь евреи жили в разных странах и на разных континентах. Кроме того, культура коренного населения стран рассеяния оказывала значительное влияние на культуру еврейских общин, несмотря на их обособленность и замкнутый образ жизни. Таким образом, в разных регионах в рамках единой для всех Галахи сложились свои, особенные для каждой общины обычаи, порядок и набор молитв, даже стили одежды. И каждая община строила свой временный "Малый Храм" - синагогу, надеясь рано или поздно прийти в настоящий, Третий Храм.

В каждом местечке или еврейском квартале города была Главная, или Большая синагога. Это было самое большое и нарядно украшенное здание, являвшееся ядром всей общественной жизни. Само слово "синагога" в переводе с греческого означает "собрание". Евреи собирались здесь не только для молитвы - при синагоге размещались учебные заведения: для этого к основному строению со всех сторон, кроме восточной, пристраивали специальные помещения - "клойзы". Впоследствии клойзами стали называть хасидские синагоги. Об этой образовательной функции наглядно свидетельствуют другие названия синагог, употребляемые в Украине: "шул" - школа (идиш, один из вариантов идишского произношения звучал как "шил"), "бейт-мидраш" - дом учения (иврит).

Кроме того, в синагоге заседало правление общины, действовал общинный суд. Со временем здание обрастало новыми пристройками - здесь располагался хедер (начальная школа), хозяйственные помещения, жили ученики ешивы, часто при синагоге была миква. Это объединение в одном месте духовной, образовательной и управленческой сфер было очень удобным для функционирования общественной жизни местечка. Также нужно учитывать тот фактор, что из-за повсеместного ограничения прав община просто не могла себе позволить содержание нескольких общественных зданий в разных частях штетла или городского квартала.

Выстроить синагогу было очень не просто. В частновладельческих местечках, которыми были большинство штетлов, требовалось получить разрешение владельца этого местечка. Обычно это не вызывало особенных проблем - польские магнаты были заинтересованы в евреях как двигателях экономики, и разрешение давали. Но его необходимо было обязательно согласовать с представителем католической церкви - епископом. Поэтому такое разрешение всегда сопровождалось множеством различных ограничений. Синагога обязательно должна была находиться в нижней части местечка, не быть выше окружающих домов, не иметь никаких видимых украшений. Запрещалось возведение куполов над синагогой. В ряде случаев синагога не должна была находиться на центральной улице. Известно распоряжение короля Яна III Собесского о постройке синагоги в городе Жовква: «впереди синагоги на той же площади возвести избу, которая заслоняла бы синагогу с улицы». Видимо, уже само по себе такое разрешение было большим успехом, и синагога эта носила говорящее имя "Собесски шул".

После разделов Польши и попадания Западной Украины под юрисдикцию Российской империи ситуация еще больше ухудшилась. В принятом в 1835 году "Положении о евреях" разрешалось строительство 1 синагоги на 80 еврейских домов, и 1 школы на 30 домов. Через 10 лет внесли добавочные ограничения - синагога должна была находиться на расстоянии не менее 100 саженей (216 м) от христианской церкви, если оба здания находятся на одной улице, и 50 саженей - если на соседних.

Евреи, конечно, отличались изворотливостью при сооружениях синагог. Главным приемом было углубление пола ниже уровня земли - тогда небольшое снаружи здание оказывалось очень впечатляющим изнутри. Киевские евреи предпочитали куда более изящные махинации: при строительстве синагоги Бродского властям на утверждение в качестве главного подсунули боковой фасад, а купец Габриель Розенберг вообще построил лично для себя жилой особняк, который через год без шума и пыли переквалифицировался в синагогу...

Первоначально большинство синагог в местечках на территории современной Украины были деревянными - материала много, а позволить себе каменную синагогу могла не каждая община. Стиль деревянных синагог получил общее название "карпатский". Он складывался примерно с начала 17 века на территории Галиции, и распространился на Волынь, Подолье и даже на Левобережье. Самые простые деревянные синагоги были похожи на обычные жилые дома, и отличались от них наличием тех самых многочисленных пристроек, придававших зданию форму пирамиды.
Синагоги общин побогаче выглядели более ярко. В качестве украшения часто использовались галереи с резными колоннами, наличники вокруг окон и дверей, различные резные деревянные элементы над входом; иногда здание увенчивали непропорционально большой шатровой крышей. Вероятно, такая крыша должна была навевать ассоциации с Шатром Откровения, или Скинией - переносным Храмом, сооруженным под руководством Мойсея во время выхода из Египта и являвшимся центром религиозной жизни еврейского народа вплоть до разрушения филистимлянами города Шило, где он находился последнее время.

Старейшие синагоги, сохранившиеся на территории Украины, датируются 16 веком. Это так называемые "оборонные синагоги", мини-крепости, бывшие важной частью фортификации местечка. Обычно оборонительная схема такого местечка имела вид треугольника с вершинами в виде мощно укрепленной синагоги, католического костела и, собственно, замка. Иногда в схему включались дополнительные элементы - например, городские ворота-башня в Сатанове или оборонная церковь в Гусятине, но это были, в основном, исключения. Такие синагоги строились в 16-18 веках во всех местечках, расположенных вдоль границы Речи Посполитой. Очень часто именно фортификационная составляющая становилась ключевым фактором при выдаче властями разрешения на возведение синагоги. Именно такое требование, например, выдвинул король Сигизмунд ІІІ при строительстве Луцкой синагоги. Это единственная в Украине синагога с дозорной башней, которая получила в народе название "малый замок".

Архитектура таких зданий была простой. Обычно они имели план в форме квадрата, стены толщиной до 2,5 м укреплялись контрфорсами. С каждой стороны, в основном, было по 3 окна (всего 12 - по числу колен), крышу венчал глухой аттик с бойницами, по углам устраивались небольшие сторожевые башенки. На крышах некоторых синагог, например, в Жовкве, могли ставить пушки. Аттик был единственным внешним украшением такой синагоги, он мог представлять собой аркаду с арками различных форм, или иметь пиловидное завершение, как у башни замка.

Самые старые синагоги такого типа, сохранившиеся на сегодня, построены в 16 веке в распространенном на то время стиле ренессанс, расположены они в местечках Шаргород и Сатанов.

Более поздние синагоги оборонного типа строились по такому же принципу. Упоминавшаяся ранее синагога в Жовкве была возведена в 1625 году, Гусятине и Бродах - в середине 18 века. В европейском искусстве давно уже наступила эпоха барокко, тем не менее, в синагогальной архитектуре мы видим тот же ренессанс. Конечно, консервативный образ жизни еврейской общины способствовал "заморозке" стиля на целые века. Это привело к тому, что впоследствии такая архитектура воспринималась окружающим населением как исконно еврейский стиль, хотя изначально он был всего лишь современным господствующему в 16 веке стилю абсолютно нееврейского происхождения.

Барокко оказывало влияние на архитектуру таких синагог, но очень незначительное. Например, барочные элементы в виде глухих разорванных арок присутствуют над входами в синагогу Жовквы, а на восточном фасаде Бродовской синагоги можно увидеть барочный картуш, на котором написан год реконструкции здания. А вот синагога Гусятина вообще имеет элементы готики и псевдомавританского стиля.

Даже в 19-20 веках, когда синагога давно не несла никаких оборонных функций, в архитектуре молитвенных домов многих местечек хорошо просматривалось влияние того ренессансного, "военного" стиля, который сейчас принято считать традиционно еврейским.

Там, где еврейские общины не были богатыми, стиль оборонных синагог был значительно проще. И если аттик служил своеобразной подписью той или иной общины - ведь, несмотря на общее сходство, деталировкой эти элементы отличались, и иногда довольно сильно, - то упрощенные варианты синагог-крепостей были похожи между собой, как близнецы, и различались разве что количеством и формой пристроек.

Все же в некоторых случаях новый стиль оказывал большее влияние на еврейскую архитектуру. Можно предположить, что такие общины были более открытыми и восприимчивыми к веянию времени, что и отразилось на внешнем облике оборонных синагог. В таких зданиях вместо плавного аттика выстраивался высокий остроконечный шипец, близкий по духу беспокойной, стремящейся вверх архитектуре барокко. Такое архитектурное решение можно увидеть сегодня в Ильинцах, а вот красота Острожской синагоги осталась только на старой открытке...

После того, как с конца 18 века необходимость в фортификационной функции постепенно отпала, синагоги заметно визуально "полегчали". Толщина стен уменьшилась, увеличилось количество декоративных элементов. Барокко прочно вошло в синагогальную архитектуру, а постепенное уменьшение ограничений позволяло уже не прятаться от посторонних глаз. Наоборот, здание синагоги зачастую становилось самым нарядным сооружением в местечке, и сегодня многие из них, хоть и опустевшие и полуразваленные, являются единственными значительными достопримечательностями бывших штетлов. К сожалению, таких сооружений сохранилось немного. Например, роскошные синагоги Бара и Бершади осталась только на старых фотографиях, а в Шепетовке перестроенная синагога совсем не напоминает себя столетней давности

.

Есть и приятные исключения - недавно отреставрированная синагога в Дрогобыче, самая большая в Галиции, сегодня является одним из красивейших зданий богатого на архитектурные достопримечательности города. Некоторым зданиям повезло - из синагоги их перепрофилировали в общественные заведения, благодаря чему они хорошо сохранились. По моим наблюдениям, наиболее часто синагоги становились складами, церквями различных конфессий и почему-то военкоматами... Но при такой смене назначения речь о сохранении архитектурного облика, конечно, не идет. А вот когда синагога превращается в музей или театр - дела обстоят значительно лучше.

К началу 19 века пределах черты оседлости значительно возросла численность и плотность еврейского населения. Большие синагоги уже не могли вмещать такое количество прихожан. В местечках начали строиться синагоги поменьше. Каждая ремесленная группа возводила для себя отдельное здание. Так появились синагоги портных, учителей, кожевников и т.д. Были даже свои отдельные синагоги у работников Хевра Кадиша - погребального братства, в известном еврейском центре Бердичеве - синагога музыкантов-клезмеров. Иногда такие "обособленные" синагоги устраивались прямо во дворе Главной, большой синагоги. Кроме того, при строительстве молитвенных домов учитывалась и разница в социальном статусе, и в материальном обеспечении - богатые и бедные молились отдельно. Таким образом, синагога начинала выполнять и еще одну роль - становилась своеобразным клубом по интересам. Синагоги получали названия по их "цеховой" или "социальной" принадлежности, но были и другие отличительные характеристики таких небольших молелен. Например, в Жмеринке была "Синагога вышибайла" - там на службе держали специального "секюрити", который выдворял из здания зачинщиков драк и скандалов...


В упоминавшемся уже Бердичеве было более 100 (!) синагог различных цехов. Особой грандиозностью поражала Главная синагога Старого города. К сожалению, она не сохранилась, и детальных ее фотографий нет. Но есть одно замечательное фото, сделанное с неба - в 1910 году в Германии был закуплен дирижабль "Гриф", который дислоцировался в воздухоплавательной роте в Бердичеве. С него-то и были сделаны несколько снимков, на которых можно без труда разглядеть это впечатляющее сооружение.

Жмеринка. Бывшая "Синагога богачей" Жмеринка. Бывшая "Синагога мясников"

В середине 18 века зарождается новое течение в иудаизме - хасидизм. Поначалу противоречия между приверженцами традиционного иудаизма и хасидами были очень острыми, и последние вынуждены были строить свои, отдельные синагоги - бейт-мидраши, или клойзы. Такие здания отличались тем, что не имели какой-либо ритуальной или декоративной символики, и служили одновременно жильем-резиденцией цадиков - лидеров хасидских течений. Первоначально клойзы были небольшими и скромными, но с развитием течения они уже не могли вмещать всех учеников. И резиденции расширялись до таких масштабов, что могли разместить целы хасидский "двор", который составлял порой до двухсот человек.


А вот основатель Белзской хаидской династии рабби Шалом Рокеах со скромным прозвищем Сар Шолом (Князь Мира) увлекался, видимо, историческим модерном. Поэтому он строит в Белзе в 1843 году настоящую величественную синагогу, внешним обликом похожую на оборонную синагогу 16 века. Согласитесь, с таким прозвищем не мог человек работать в скромном домике а-ля БеШТ... Синагога была разрушена во время войны, но белзские хасиды соорудили в Иерусалиме ее увеличенную копию.

Отдельно стоит упомянуть рабби Исроеля Фридмана из Ружина, основателя династии Ружинских хасидов. О нем и его богатстве ходило бесчисленное количество легенд. И роскошная резиденция, построенная Фридманом в Садгоре, куда он вынужден был бежать из Ружина из-за преследования властями, вполне соответствовала этим легендам. Это единственный в истории хасидизма случай, когда здание синагоги стало фирменной (если хотите, фамильной) отличительной характеристикой хасидского течения. Схожие по своему внешнему облику с резиденцией Фридмана дворцы были возведены его сыновьями в Черткове и Гусятине, а также недалеко от Садгоры - в Вижнице.

Кроме резиденций цадиков, существовали другие хасидские молитвенные дома - штиблы, "домики". Они, как правило, не отличались внешне от окружающих жилых домов, а зачастую располагались в глубине местечковой застройки, на периферийных улицах.

Бершадь. Бывшая хасидская синагога

В середине 19 века Российская империя проводила активное освоение земель юго-востока Украины. В связи с этим, здесь располагались военные гарнизоны, в которых проходили службу евреи-кантонисты. После окончания 25-летнего срока службы бывшие солдаты получали разрешение на проживание в больших городах, в том числе и находящихся вне черты оседлости, где они основывали свои собственные синагоги. В Харькове, где проживание евреев не разрешалось, такая "солдатская" синагога стала первой в истории города. Но и в городах с еврейским населением, таких, как Екатеринослав (Днепропетровск), тоже возникали синагоги кантонистов. Бывшие военные, за 25 лет службы подзабывшие многое из традиционных ритуалов и молитв, стеснялись приходить в действующие синагоги, и основывали свои.

Во время либеральной по отношению к евреям политики Александра ІІ границы черты оседлости постепенно размываются, многие евреи стремятся выйти из штетла. Внутри иудаизма возникают новые течения, в том числе реформистский иудаизм, стремящийся к модернизации традиционного образа жизни. Реформисты строят свои синагоги, по своей величине, роскоши и помпезности соперничающие с христианскими храмами. Уже само название такой синагоги - "Темпль" ("Храм") - говорит о том, что она должна была являть собой еврейский аналог главного городского храма - Кафедрального собора. Такие синагоги возникали во всех крупных городах Украины, но их никогда не было в штетлах. С одной стороны, это объясняется тем, что городской прогрессивный "Темпль" противопоставлялся консервативному укладу местечковой жизни; с другой - категорическим неприятием реформистской модификации ортодоксальным иудаизмом, оплотом которого был штетл.

На фасадах синагог часто использовали традиционные еврейские символы - менору, символические Скрижали Завета, звезду Давида. Иногда фасады расписывались традиционными библейскими сюжетами, изображениями парных львов, короны и различных атрибутов мессианского времени. Один из красивейших фасадов был в штетле Песчанка - к сожалению, эта синагога на сегодня утрачена.
Звезда Давида была наиболее часто встречающимся символом, используемым для украшения зданий синагог. Ее традиционно размещали на фронтоне, позже устанавливали на высоком шпиле над куполом, а также включали в оконный переплет или декоративную оконную решетку.

В завершение обзора приведем две архитектурные особенности, наиболее характерные для синагог кон.18 - нач. 20 вв.

1. Если смотреть со стороны бокового фасада, здание разделено на 2 части. Первая часть с двумя рядами небольших окон - с этой стороны размещался вход, бытовые помещения, женская галерея. Во второй части один ряд высоких арочных окон - здесь был молитвенный зал синагоги.

2. Полукруглый выступ в глухой или с небольшими окнами по бокам стене - не что иное, как апсида Арон Кодеша. Именно здесь хранилось главное богатство синагоги - свиток Торы.

Увидев такие элементы, можете быть уверены - в этом здании когда-то звучали слова молитвы на языке иврит...

Синагога – это еврейский дом молитвы. На святом языке она называется "дом собрания", поскольку в нем собираются люди. Евреи молятся три раза в день:

  1. утром – молитву шахарит,
  2. днем молитву минха
  3. и вечером –молитву аравит.

В субботу, новомесячье и праздники после шахарит произносят дополнительную молитву – мусаф. В Йом Кипур есть еще пятая молитва – неила, которую произносят после минхи.

Синагогу называют малым Храмом, поскольку это место святое и этим может сравниться с иерусалимским Храмом.

Общественная Молитва – Миньян

Чтобы молитва считалась общественной, необходим миньян – не менее десяти совершеннолетних мужчин (не младше 13 лет). Там, где есть десять взрослых евреев, присутствует Всевышний. Откуда это известно? "Г-сподь стоит среди общины Б-га" (Вавилонский Талмуд, раздел Брахот, лист 6\1). Если молитва произносится без присутствия миньяна, некоторые ее части не произносятся: не говорят Кадиш, Барху, Кдуша и не читают Тору, а также Хазан не произносит повторение молитвы. Общественные молитвы происходят обычно в синагоге, и поэтому ее называют Домом собрания.

Синагога – малый Храм

Пока существовал иерусалимский Храм, построенный царем Соломоном и разрушенный вавилонянами, он был единственным местом, где осуществлялась прямая связь со Всевышним и где можно было приносить жертвы. После его разрушения молитва в синагоге стала заменой жертвоприношений в Храме.

Строение синагоги

Хотя в еврейском законе нет указаний по поводу строения синагоги, со временем устоялись принципы, которых придерживаются при строительстве всех синагог мира:

  • Ковчег , в котором хранятся свитки Торы, устанавливается у так называемой "восточной стены" (стены, обращенной к Иерусалиму, а в Иерусалиме – к Храму).Его закрывает занавес, украшенный вышитыми стихами Торы.
  • Возвышение (бима) в центре синагоги, на котором находится стол для свитков Торы (тева ). В ашкеназских синагогах возле этого стола ставится стул для старосты синагоги (габая ), а вся бима находится в передней части зала рядом с ковчегом.
  • Амуд – конторка, на которой лежит молитвенник для хазана (кантора ), ведущего общественную молитву.
  • Перед ковчегом, как правило, расстелен ковер, на котором стоят коэны (священники), когда они выходят благословлять народ.

Интерьеры синагог у разных общин и в разные исторические периоды отличаются один от другого. Есть синагоги с богатым интерьером, и есть скромные. Так, центральная иерусалимская синагога украшена витражами, а в римскую эпоху было принято украшать пол синагог мозаикой, изображающей знаки Зодиака, а также сцены из Писания.

За пределами земли Израиля синагоги развернуты по направлению к Святой земле, в Израиле – по направлению к Иерусалиму, а в Иерусалиме – по направлению к Храмовой горе. Такое указание содержится в молитве царя Соломона: "И вернутся к Тебе всем своим сердцем и всей своей душой из страны врагов, что пленили их, и будут молиться Тебе через свою землю, которую Ты дал отцам их, город, который Ты избрал, и дом, который построил во славу Свою" (Цари-1, 8\48).

В синагогах есть отдельное место для молитвы мужчин и женщин. Как правило, женская часть находится на балконе, сзади мужской или рядом с ней. Называется она эзрат нашим , как называлась женская часть в Храме. По закону достаточно перегородки высотой метр, отгораживающей женскую половину от мужской, однако в этом вопросе стараются устрожать и делают перегородку выше человеческого роста.

Староста синагоги называется габай , он отвечает за материальную и организационную часть функционирования синагоги: время молитв, раздача вызовов к Торе и других почетных ролей, и т. д. Как правило, есть целая группа старост, выбранных прихожанами синагоги.

Святость синагоги

Здание синагоги свято, и поэтому в нем нельзя есть и спать. Однако если синагога становится по разным причинам укрытием и пристанищем, это разрешается.

Запрещается разрушать действующую синагогу. Разрешение на это можно получить, только если это делается ради строительства на ее месте новой синагоги. Одно из обсуждений разрешения такого рода содержится в Талмуде. Открывается оно мнением рава Хисды, который постановляет, что нельзя разрушать старую синагогу до того, как будет построена новая. Почему? По этому вопросу мнения разделяются. Одни считают, что из опасения, что строительство новой синагоги не будет завершено, другие – потому что во время строительства не будет места для молитвы. Если есть временное помещение для молитвы, все равно остается первое опасение – что синагога не будет достроена. В продолжение диспута рав Аши постановляет, что разрушать синагогу запрещено, даже если строительные материалы уже запасены, поскольку есть опасение, что они могут быть проданы ради выкупа пленных. В конце концов, в Талмуде постановляется, что если в здании возникли трещины, которые могут привести к его разрушению, можно разрушить его ради строительства нового. Более позднее обсуждение, связанное с разрушением Ордусом (Иродом) второго Храма и постройкой на его месте нового, заканчивается выводом некоторых его участников, что если власти хотят разрушить синагогу ради строительства новой, это разрешается, поскольку решение властей обладает силой, и нет опасения, что ее решение поменяется.







2024 © kubanteplo.ru.