Вампиры: история происхождения, легенды. Тема вампиризма дошла до наших дней. Как защититься от вампиров


Люди, как правило, не вглядываются в лица прохожих, не обращают внимания на те вещи, которые выходят за рамки рационального мышления. А ведь среди людей имеется общество, со своими правилами и законами, злодеями и героями, своими взглядами на жизнь и культуру – вампиры…

В современном мире вампиры стали очень популярными. Каждый год продюсеры выпускают десятки фильмов и сериалов о борцах с этой нечистью, издаются книги так называемой вампирской саги, а на интернет-форумах существуют даже обсуждения относительно того, как правильно пить кровь человека.

Легенды о злых духах и оживших покойниках, которые питаются кровью живых людей, существуют практически во всех культурах мира. Издавна было принято считать, что кровь является основой жизни, поэтому все те, кто ею питался, вызывали суеверный ужас. В восточных странах кровь пили враждебные человеку злые боги и духи, а в культуре европейских народов большой популярностью пользовались вампиры из числа покойников.

Например, в культуре шумеров были существа, питавшиеся кровью, которых называли Акшары. В культуре раннего Вавилона есть упоминания о злых духах лилу, которые были очень похожи на вампиров. Они выходили по ночам и убивали беременных женщин и новорожденных детей. В санскритском фольклоре упоминаются злобные существа Ветала, которые до сих пор ассоциируются с летучими мышами-вампирами. Они висят вниз Гловой на деревьях, поджидая очередную жертву. В Греции вампиров называли Ламии. Это было чудовище, которое питалось кровью детей. Согласно легенде, в древности в Ливии была царица Ламия. В нее был влюблен Зевс, но Гера узнала об этом и превратила царицу в чудовище, а всех ее детей убила. Ламия обезумела от горя и стала похищать и убивать детей других женщин. Питаясь кровью детей, Ламия могла возвращать себе былую красоту, чтобы соблазнять и убивать мужчин.

В основе современных представлений о вампирах в большой степени лежит славянская мифология. Суеверия, которые были присущи жителям восточной Европы, оказали большое влияние на население соседних государств, поэтому со временем образ вампира стал практически универсальным для всего мира.

В славянской мифологии считается, что в вампиров чаще всего превращались жертвы убийств, умершие колдуны или самоубийцы. Люди верили в то, что те, кто умер раньше отведенного судьбой срока, будет непременно доживать век после смерти. Таким ожившим покойника обычная еда не подходит, поэтому, считали наши предки, им необходимо подпитывать силы, выпивая кровь живых людей.

Чтобы подстраховаться и уберечь себя от вампира, родственники погибших, которые подозревали, что он может превратиться в вампира, прибивали одежду умершего к гробу, пробивали сердце осиновым колом или клали в гроб чеснок и распятье. У румын тех, кто умер раньше положенного срока, на протяжении нескольких лет после смерти не зарывали в землю, чтобы в любой момент можно было убедиться, что покойник никуда не ушел. Если тело разлагалось, то покойника зарывали, если же на протяжении длительного времени тело оставалось нетленным, то покойнику отрубали голову, тело протыкали осиновым колом.

Впервые термин «вампир» упоминается в 1047 году. Одного славянского князя называли «упырь», «злобный вампир», «упырь-леший». Со временем начали распространяться многочисленные истории, связанные с вампирами. В них описывались случаи, когда людей убивали насекомые и животные, выпивая всю кровь, а также визиты мертвецов, которые искали свежую кровь.

Такие истории участились в 18 столетии. Среди людей началась паника. На протяжении 1720-1730-х годов в Габсбурской монархии и в Пруссии люди начали сходить с ума, утверждая, что по ночам к ним приходят умершие родственники, насылая смерть и болезни. Практически в каждой деревушке люди выкапывали и вскрывали гробы тех, кого подозревали в вампиризме, протыкая тела осиновыми кольями. В конечном итоге истерия достигла таких пределов, что расследовать подобные случаи принялись не только люди, знавшие основы магии и оккультизма, но и власти.

Одним из наиболее известных и жутких случаев произошел с крестьянином из Сербии Петером Благоевичем в 1725 году. В возрасте 62 лет он умер и был похоронен родственниками. Но через несколько месяцев всего за неделю умерло девять его односельчан. Смерть их была внезапной, и все они перед смертью говорили о том, что видели Петера во сне. Вдова его в эти рассказы отказывалась верить, до тех пор, пока умерший супруг однажды ночью не постучал в ее дверь, требуя отдать его обувь. Женщина настолько была шокирована, что на следующее утро в спешке покинула родное селение.

Похожая история произошла и с Арнольдом Паоле. По слухам, его укусил вурдалак, но мужчина сумел вырваться. Однако через несколько лет он умер. А после него стали умирать его односельчане. Местные жители были уверены в том, что Арнольд стал вампиром и начал охотиться за людьми.

Эти два случая были детально задокументированы. А в скором времени появились книги о вампирах, которые вызвали большой интерес в Европе.

В 1746 году ученый и богослов из Франции Антуан Августин Калмет написал трактат, в котором собрал все случаи вампиризма в Европе, которые к тому времени были известны. В своей работе он сделал предположение о том, что вампиры могут быть не мифом, а самой настоящей реальностью. Авторитет ученого был настолько высок, что общество пришло к выводу, что существование вампиров доказано с научной точки зрения. Охота на вампиров немного поутихла только к 1768 году, когда известный врач из Австрии Герхард Ван Свитен в своей работе доказал, что вампиров не существует, а все случаи, которые происходили до этого времени, имеют вполне реальное научное обоснование.

С тех пор, казалось бы, тема вампиризма наукой закрыта, но в действительности наиболее революционное открытие ученых удалось сделать только во второй половине прошлого века. В 1963 году доктор из Великобритании Ли Иллис представил свою работу «О порфирии и этимологии оборотней», в которой проанализировал документальные записи о вампиризме и оборотничестве на территории Европы в 12-19 столетиях. Он высказал революционное предположение, что в основе большинства описанных случаев лежат не суеверия, а реальные случаи, связанные с таким заболеванием, как порфирия.

Порфирия – это редкое генетическое нарушение, которое встречается у одного из двухсот тысяч человек. Если хотя бы у одного из родителей есть это нарушение, то оно может с вероятностью 25 процентов передаться и ребенку. Подобное генетическое нарушение возникает в результате кровосмешения, поэтому им страдали многие европейские монархи, которые выбирали себе супругов из числа близких родственников.

Порфирия характеризуется нарушением пигментного обмена, в результате чего под действием ультрафиолетового излучения происходит распад гемоглобина. Больные испытывают мучения от солнечного света, поэтому вынуждены прятаться в закрытых помещениях, выходя на улицу исключительно ночью. Если болезнь приобретает тяжелую форму, у больных происходит деформация сухожилий, в результате чего их пальцы скручиваются. Кожа вокруг рта и глаз становится очень сухой и жесткой, поэтому резцы обнажаются, и появляется оскал. Кожа таких больных очень тонкая и бледная, а зубы приобретают красноватый оттенок.

Понятно, что истории, описанные выше, данным заболеванием объяснить невозможно, но очень похоже на то, что много людей, которых казнили по подозрению в вампиризме и оборотничестве, в действительности могли быть просто больными несчастными людьми. Успешное развитие науки, в частности, генной инженерии, дает возможность сделать вывод, что в скором времени такое заболевание, как порфирия, навсегда исчезнет из списка человеческих болезней. А вот на счет суеверий этого, к сожалению, сказать нельзя.

Так, в марте 2007 года один из борцов с вампирами пробрался на могилу сербского президента Слободана Милошевича и принялся вбивать боярышниковый кол в землю. Когда прибыла полиция, мужчина объяснил, что хотел таким образом проткнуть сердце умершего президента, чтобы он не мог подняться из могилы в вампирском облике. Комментарии, как говорится, излишни.

Несмотря на то, что ученые отрицают существование вампиров, есть все же одно место на планете, где они живут. Это Южная Америка. Вампиры терроризируют фермеров, убивая больших теплокровных животных и питаясь их кровью Кроме того, каждый год регистрируют примерно 10-12 случаев нападений на людей. Местные вампиры – это вид летучих мышей, довольно редкий. Ничем другим, помимо крови, они питаться не могут. За счет того, что они ведут ночной образ жизни и питаются кровью, летучие мыши приобрели плохую славу среди людей. И даже несмотря на то, что опасными для человека они никогда не были, их не просто не любили, боялись. Летают эти животные практически бесшумно и очень быстро, живут в пещерах и молниеносно нападают. Все это вместе и породило предубеждение, что летучие мыши являются ярким символом зла.

В Европе, необходимо отметить, традиция отождествлять вампиров с летучими мышами появилась после выхода в свет книги Б.Стокера «Дракула». В скором времени этот персонаж стал настолько популярным, что его изображали в огромном количестве художественных картин и описывали во множестве книг.

Образ вампира окутан тайной, он живет вечно, не чувствует боли. Поэтому интерес к подобным существам подогревается постоянно, и, вполне возможно, что в истории будет еще немало случаев появления вампиров в жизни человечества.

No related links found

 by Записки Дикой Хозяйки

Вера в сверхъестественных созданий, питающихся кровью, была присуща людям с давних пор. А в последнее время возник целый «вампирский» культ, включающий особый, готический стиль одежды и макияжа, а также многочисленные книги и фильмы о вампирах, на любой читательский и зрительский вкус. Но являются ли вампиры исключительно фольклорными персонажами?

Существуют вампиры или нет?

Самое интересное, что имеются официально задокументированные случаи появления вампиров. Так, в 1721 году в Восточной Пруссии скончался 62-летний Петер Благоевич. После кончины он якобы повадился навещать своего сына. Вскоре сына нашли мертвым. Впоследствии покойный напал также на нескольких соседей и пил их кровь, отчего они тоже умерли.

Несколько лет спустя скончался некий Арнольд Паоле из Сербии, при жизни утверждавший, что на него во время сенокоса напал вампир. После его смерти скончалось еще несколько его односельчан, и начали поговаривать, что это Паоле стал вампиром и охотится на людей...

Эти два эпизода расследовались властями. Однако сведения все же собирались со слов местных жителей, веривших в вампиров. Тем не менее, поднялась паника, и селяне принялись раскапывать могилы тех, в ком они подозревали вампиров.

Меж тем «эпидемия» вампиризма распространилась и на другие страны. В 1892 году в Род-Айленде (США) умерла 19-летняя Мерси Браун. После этого кто-то из ее близких заболел туберкулезом. Посчитав, что во всем виновата Мерси, ее отец и семейный доктор два месяца спустя после кончины девушки вытащили труп из гробницы, вырезали сердце и сожгли его...

Современные вампиры

Вера в вампиров сохранилась и по сей день. В 2002-2003 годах «вампирской» истерией оказалась охвачена африканская страна Малави. Местные жители попытались забить камнями нескольких человек, подозреваемых в том, что они вампиры. Один из них был забит насмерть. Кроме того, малавийцы обвиняли правительство в... сговоре с вампирами!

В феврале 2004 года родные покойного Тома Петре, опасаясь, что он превратился в вампира, вытащили его труп из могилы, вырвали сердце, сожгли его и, смешав пепел с водой, выпили этот «коктейль».

Пожалуй, первую попытку дать научное объяснение феномену «вампиризма» сделал в 1725 году исследователь Майкл Ранфт в своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis». Он написал, что смерти при контакте с «вампиром» могли происходить из-за того, что «контактеры» заражались трупным ядом или тем заболеванием, от которого страдал при жизни этот человек. Помимо этого, у впечатлительных близких «вампира», верящих в его «воскрешение», мог начаться бред, в результате чего им казалось, что умерший выходит из могилы, общается с ними и проч.

Вампиризм - это болезнь?

Только во второй половине XX столетия была открыта болезнь под названием порфирия. Она встречается у одного на 100 тысяч человек, но при этом носит наследственный характер. При порфирии организм не может производить красные тельца, являющиеся основным компонентом крови. В результате в крови возникает дефицит кислорода и железа, нарушается пигментный обмен, и под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина - отсюда и миф о том, что вампиры боятся солнечного света.

Кожа у больных порфирией приобретает коричневый оттенок, истончается и на солнце покрывается шрамами и язвами. Из-за того, что кожа вокруг губ и десен высыхает и становится жесткой, обнажаются резцы, и создается эффект оскала, что порождает, в свою очередь, легенды о «вампирских клыках». Зубная же эмаль может стать красноватой или красновато-коричневой. Наконец, порфирики не могут есть чеснок, так как содержащаяся в нем сульфоновая кислота усугубляет недуг. В отдельных случаях заболевание сопровождается и психическими расстройствами.

Предполагается, что порфирией страдал валашский воевода Влад Цепеш по прозвищу Дракула, ставший прототипом героя знаменитого романа Брэма Стоукера. Имеются сведения о том, что около 1000 лет назад порфирия была распространена в небольших деревушках Трансильвании, где, скорее всего, совершалось много близкородственных браков.

Наконец, существует психическое расстройство под названием «синдром Ренфилда» (в честь еще одного персонажа Брэма Стоукера), при котором больного тянет пить кровь людей или животных. Им страдали некоторые серийные маньяки, например, Петер Кюртен из Германии и Ричард Трентон Чейз из США. Они убивали своих жертв и пили их кровь.

Пожалуй, лишь такие личности действительно заслуживают звания «вампиров». А вот поверья о бессмертных существах, поддерживающих свою жизненную силу за счет чужой крови - не что иное, как вымысел.

Нет ни одного взрослого человека на Земле, который бы не знал, кто такие вампиры. Обычно мы представляем их в виде сверхрасы, если позволите так выразиться, которые пьют кровь обычных людей, что помогает им жить вечно.

А единственные их слабые места - это осиновый кол в сердце, чесночная вода и солнечный свет. Не так уж и много, согласны? Но существуют ли вампиры в реальной жизни?

Факты существования вампиров

Имеются даже официальные свидетельства существования вампиров. К примеру, в 1721 году уходит в мир иной 62-летний житель Восточной Пруссии по имени Петер Благоевич. Так вот официальные документы свидетельствуют о том, что после смерти он несколько раз навещал сына, найденного впоследствии мертвым. Кроме этого предполагаемый вампир напал на нескольких соседей, выпивая их кровь, от чего они так же скончались.
Один из жителей Сербии, Арнольд Паоле, утверждал, что во время сенокоса его укусил вампир. После смерти сей жертвы вампира погибло несколько его односельчан. Люди стали считать, что он превратился в вампира и начал охотиться на людей.
По описанным выше случаям власти проводили расследования, не давшие реалистичных результатов, поскольку опрошенные свидетели безоговорочно верили в существование вампиров, строя на этом свои показания. Расследования только породили панику среди местных жителей, люди принялись раскапывать могилы тех, кого подозревали в вампиризме.
Подобные настроения распространялись и на Западе. В городе Род-Айленд (США) в 1982 году в свои юные 19 лет скончалась Мерси Браун. После этого кто-то из ее семьи заболел туберкулезом. Обвинили в произошедшем несчастную девушку, после чего ее отец вместе с семейным доктором спустя два месяца после похорон достали труп из гробницы, вырезали из груди сердце и предали его огню.

Тема вампиризма дошла до наших дней

Не стоит говорить о том, что в сказки о вампирах верили в прошлом. В 2002-2003 годах целое государство в Африке - Малави, было охвачено настоящей «вампирской эпидемией». Местный жители забросали камнями группу людей, подозреваемых в вампиризме. Одного из них забили насмерть. При этом власти обвинялись ни много, ни мало в преступном сговоре с вампирами!
В 2004 году произошла история, связанная с именем Тома Петре. Его родные испугались, что он стал вампиром, вытащили тело из могилы, сожгли вырванное сердце. Собранный пепел был смешан с водой и выпит. Первая научная публикация на тему вампиризма была сделана Майклом Ранфтом в 1975 году. В своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis» он писал, что смерть после контакта с вампиром могла произойти из-за того, что живой человек заражался трупным ядом либо тем заболеванием, которое тот имел при жизни. А ночные приходы к близким могли быть не чем иным, как галлюцинацией особо впечатлительных людей, которые верили во все эти истории.

Болезнь порфирия - наследство вампира



Только во второй половине ХХ века ученые открыли заболевание под названием порфирия. Эта болезнь настолько редка, что встречается лишь у одного человека из ста тысяч, однако передается по наследству. Заболевание связано с тем, что организм не может производить красные кровяные тельца. Вследствие в дефиците находятся кислород и железо, нарушается пигментный обмен.
Миф о том, что вампиры боятся солнечного света, связан с тем, что у больных порфирией под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина. А чеснок они не едет, поскольку в нем содержится сульфоновая кислота, усугубляющая болезнь.
Кожа больного принимает коричневый оттенок, истончается, воздействие солнца оставляет на ней шрамы и язвы. Резцы обнажаются, поскольку кожа вокруг рта губ и десен высыхает и становится жесткой. Так появились легенды о вампирских клыках. Зубы приобретают красноватый или красно-коричневый оттенок. Не исключены и психические расстройства.
Примерно тысячу лет назад болезнь была очень распространена среди деревень Трансильвании. Скорее всего это было связано с тем, что деревушки были небольшими и в них совершалось много близкородственных браков.

Синдром Ренфилда



В завершении разговора о вампирах нельзя не вспомнить о психическом расстройстве, названном по имени еще одного героя Стоукера - о «синдроме Ренфилда». Больные, страдающие этим заболеванием, пьют кровь животных или людей. Это заболевание имели серийные маньяки, среди которых можно назвать Петера Кюртена из Германии и Ричарда Трентона Чейза из США, которые выпивали кровь убитых ими людей. Это и есть настоящие вампиры.
Красивая же легенда о бессмертных и смертельно привлекательных существах, черпающих жизненную энергию в крови своих жертв, всего лишь страшная история.

Вампир является персонажем мифологических сказаний, легенд и мирового фольклора. А в наше время он стал ещё и главным героем фильмов, художественной литературы и компьютерных игр.Эти существа внешним видом напоминают людей… точнее сказать – мертвецов. Вампиры получают жизненную энергию, питаясь человеческой или животной кровью. Их описания в разных легендах существенно отличаются друг от друга, не говоря уже о литературном и кино- образах. Какими они были на самом деле и были ли вообще – ведутся нескончаемые споры.

Истории о существах, подобных вампирам, есть абсолютно во всех странах и культурах, даже в древней шумерской мифологии есть кровососущие, которых называли Акшары. В ранней вавилонской демонологии упоминаются духи лилу, походящие своей сущностью на вампиров. Они бродили в ночной тиши и лишали жизни новорожденных младенцев и беременных женщин.

Ветала - злобные существа, найденные в Санскритском фольклоре, до сих пор ассоциируются с летучими мышами-вампирами. Обычно они висят на деревьях вниз головой, ожидая свою жертву…

Ещё одно имя вампиров - Ламии. Так в Греции называли чудовище, питающееся детской кровью. По преданию когда-то давно царицей Ливии являлась прекрасная дева - Ламия. Она была возлюбленной бога Зевса и родила ему детей. Разгневанная богиня Гера превратила Ламию в чудовище и убила её детей. Убитая горем и отчаявшаяся Ламия стала похищать младенцев у других женщин. Говорили, будто она могла возвращать свою былую красоту, чтобы соблазнять молодых мужчин, убивая их своими смертельными «поцелуями» (Ламия впивалась острыми клыками и выпивала всю кровь).

Первое упоминание термина «вампир» причисляется к 1047 году. Такое прозвище дали одному славянскому князю, его называли «злобный вампир», «упырь», а также «упырь-леший». Впоследствии стали распространяться разные истории, связанные с вампирами. Описывались как нападения так называемых природных вампиров, когда люди были полностью обескровлены насекомыми (комарами, муравьями и т.д.) или животными (летучими мышами)

так и визиты мертвецов, жаждущих свежей крови. И то и другое, конечно, ужасает, но природные вампиры это естественно, а ожившие трупы – мистика.

Эти кошмары участились в 18 веке. Началась настоящая паника. В 1720-30 годах в Пруссии и Габсбурской монархии люди буквально стали сходить с ума, утверждая, якобы к ним по ночам приходят умершие родственники, наводят на их семьи болезни, насылают смерть. К расследованию подобных дел теперь стали привлекаться не только люди, знающие основы оккультизма и магии, но и сами власти.

Очень известный, леденящий душу, случай произошёл с неким Петарэм Благоевичем (Peter Plogojowitz) сербским крестьянином. Этот человек умер и был похоронен родными. Спустя некоторое время после кончины он явился к своему родному сыну и попросил есть. Сын отказал… На следующий день его нашли убитым. Но Петар не окончил свое кровавое дело, несколько раз он посещал соседние дома, хозяев которых потом находили умершими от страха и потери большого количества крови.

Не менее известная и жуткая также история человека по имени Арнольд Паоле (Arnold Paole). Ходили слухи, что однажды он был искусан вурдалаком, но сумел вырваться, и остался жив. Уйдя на покой с солдатского поста, он занялся сельским хозяйством, но прожил так всего несколько лет.

После его смерти один за другим стали умирать жители села. Считали, что Арнольд превратился в вампира и охотится на людей.

Эти два случая были тщательно описаны в государственной документации. Скоро после случившегося были написаны несколько книг о вампирах, которые заинтересовали жителей всей Европы.

Уважаемый французский учёный Антуан Августин Кальме(Antoine Augustine Calmet) допускал существование упырей или вампиров (что в сущности обозначает одно и то же). Он посвятил кровопийцам целый трактат, в который поместил собранную им самим информацию, подтверждающую его собственные убеждения.

Вера в вампиров распространялась с ошеломительной скоростью по всему миру, как среди учёных, так и среди простых людей. Конечно, были и те, кто утверждали, что все это выдумки, что вампиров не существует.

Много могил было осквернено. Люди, предполагавшие, что те, кого они любили, возможно, превратились в вампиров, выкапывали и их вскрывали гробницы, а затем вырезали сердце и сжигали его. Всё это было прекращено австрийской императрицей Марией Терезиа, издав закон, налагавший запрет на подобное осквернение могил. Вера в вампиров наполняет сердца людей и посей день. В 2004 году в Румынии родственники некоего Томы Петре (Toma Petre) посчитав, что тот превратился в вампира, поступили вышеупомянутым образом.

Кладбище Вампиров. Тайна Челяковицкого кладбища.

Самое знаменитое кладбище в Чехии - Челяковицкое кладбище или, как его иначе называют, Кладбище вампиров. Странное захоронение, относящееся к концу Х - началу ХI века, которое было обнаружено в 1994 году возле городка Челяковицы (Чехия). В 11 ямах лежали останки 13 человек, связанных кожаными ремнями и с осиновыми кольями, воткнутыми в сердце. У некоторых покойников к тому же были отрублены руки и головы. Согласно языческим верованиям и ритуалам так поступали с вампирами, встающими по ночам из могил и пьющими людскую кровь. Исследования показали, что захороненные кости принадлежат местным жителям - исключительно мужчинам примерно одного возраста. Что же произошло в этой местности? Массовое помешательство жителей деревушки Челяковицы, приведшее к трагедии, или некоторые её обитатели стали жертвами неведомой эпидемии приведшей к "вампиризму"? Исторические хроники не сохранили для нас этих событий. Тайна Челяковицкого кладбища вампиров остаётся пока неразгаданной.

Вампиры в наше время

Если предположить, что сегодня среди вампиров существует такая же иерархия, как и среди обычных людей, то с Кейн Пресли может сравниться разве что граф Дракула. После того как госпожа Пресли дала интервью автору нашумевшей в Америке книги о вампирах «В крови что-то есть», ей буквально не дают прохода на улицах ее родного города Эль-Пасо, находящегося в Техасе.

Больше того, к ней приходят целые горы писем от журналистов из Аргентины, Венесуэлы, Мексики, Франции, Англии и Австралии, которые упрашивают вампиршу поговорить с ними. Интерес репортеров к Пресли подогревает и то, что, согласно приведенным в книге данным, в США сегодня живет около 8 000 вампиров.

«Я никак не ожидала, что стану то ли звездой, то ли пугалом», – говорит 38-и летняя госпожа Пресли, вампирский стаж которой составил уже без малого 30 лет. «Все интересуются примерно одним и тем же: сплю ли я в гробу и есть ли у меня клыки», – говорит она. И хотя клыков у нее нет и не было, многие считают, что в ее внешности есть что-то «вампирское» – к примеру, тонкое, бледное лицо, обрамленное черными волосами. Образ вампирши дополняет темная одежда и губная помада кроваво-красного цвета.

Как утверждает госпожа Пресли, ей каждый день необходим «как воздух» один-другой стаканчик крови. Свою потребность она удовлетворяет следующим образом: или предлагает мужчинам секс в обмен на их кровь, или обращается к местной молочнице, которая дает ей немного коровьей крови.

Годами Пресли стеснялась своего пристрастия и не говорила о нем никому, кроме ближайших друзей. Но один из ее приятелей не смог держать язык за зубами, и о тайне узнали все знакомые Пресли. Некоторые из них отвернулись от нее, но многие отнеслись к этому спокойно.

Несмотря на ажиотаж, который начался вокруг Пресли, она отнюдь не тяготится вниманием публики. «Я хочу пояснить людям, что мы совсем не убийцы, а попросту жаждем крови», – говорит она. По ее словам, во время «трапезы» она слегка надрезает руку «донора» с внутренней стороны и сосет кровь крайне осторожно, чтобы не купировать вену. «Это намного приятней секса и гораздо более интимно. Причем не только для меня. Люди, отдающие свою кровь, сильно привязываются ко мне», – уверяет госпожа Пресли.

Среди писем, которые получает вампирша, есть и предложения от добровольных доноров. Но довольно значительная часть почты приходит от недоброжелателей. Так, к примеру, один человек из Огайо пообещал приехать и, как положено, воткнуть в вампиршу кол. Она кротко ответила ему: «Попробуйте!»


…ФБР объявило Пола Мерриота одним из самых опасных преступников США. Он совершил 38 нападений на молодых девушек и высасывал у них кровь. «Я понимаю, что это напоминает фильмы ужасов, – говорит сотрудник ФБР Джон Стоктен. – Но, к сожалению, опасность, которую он представляет, вполне реальная. Мерриот – свирепый хищник, которого ничто не может остановить в его неукротимой жажде крови. Жертвами его нападений уже стали жители 11 штатов. Но ни у кого из нас пока нет сведений о местонахождении монстра».

По данным экспертов, Мерриот страдает редким генетическим заболеванием, вызывающим жажду человеческой крови, что, по любым медицинским определениям, делает его вампиром. ФБР выяснило, что преступник говорил своим жертвам, будто он родом из Джорджии и ночует в гробах. Первое преступление он совершил в Нью-Йорке в январе 1994 г. С того времени путешествовал по всей стране, временами нападая на молодых девушек.

В сентябре его арестовали за многократное нарушение правил дорожного движения в маленьком городке в Алабаме, однако ему удалось сбежать из-под стражи через несколько часов. Больше его никто не видел.

Из протокола, который был составлен при аресте, известно, что Мерриоту 42 года, его рост – 188 см, вес – 86 кг. Поймать его пока не удается. Быть может, еще и потому, считают специалисты из ФБР, что, как известно, вампиры боятся дневного света и на охоту выходят по ночам.

Вампиры во все времена

У множества людей это имя связано с образом легендарного вампира из мрачной и таинственной страны Трансильвании – днем он притворяется безжизненным телом, а по ночам выходит на охоту – убивает, наводя ужас на людей, начиная аж с 1897 г. Именно в том году он стал главным героем имевшего ошеломляющий успех романа ужасов Брэма Стокера.

Но не все могут знать, что имя бессмертного персонажа Стокера позаимствовано у настоящего Дракулы, жившего в реальной Трансильвании за четыре столетия до этого. И хотя тот Дракула не был вампиром в прямом смысле этого слова, он стяжал себе сомнительную славу как кровавый тиран, чья жестокость стала самым, пожалуй, ярким примером садизма.

Настоящий Дракула родился в 1430-м или 1431 году в старом Трансильванском городе Сигишоара и был вторым сыном Влада II князя Валахии. Унаследовав власть отца, он стал Владом III, хотя больше его знали как , то есть Сажатель-на-Колья. Отца его звали Дракул, «дьявол» – может, от того, что он был неустрашимым бойцом или же из-за того – и это верней всего, – что являлся членом католической секты Орден дракона, а в тех областях дракон был синонимом дьявола. По крайней мере, Влад III нарек себя Дракулой.

В общем, он был храбрый воин, но временами трудно было понять, чью сторону он занимал в той или иной схватке между восточными и западными государствами, церквями и культурами, смешавшимися в его империи. То он склонялся к туркам, то к венграм, от римской католической церкви переходил к ортодоксальной, воевал под знаменами ислама на стороне османов.

В политическом хаосе того времени он никогда твердо не стоял на ногах. Трижды терял и снова приобретал Валахию – часть Южной Румынии, включающую и области Трансильвании.

В первый раз он оказался на валахском троне в 1448 г., на который его посадили турки, после того как отец и старший брат пали от рук венгерских шпионов. Напуганный турками, которые некогда покровительствовали ему, он сбежал, но вернулся на трон в 1456 г., уже при поддержке венгров. Следующие шесть лет его правления отмечены жестокостями.

В ту эпоху пытки и убийства политических противников были обычным делом – XIV-XV столетия остались в истории как века неслыханных зверств и преступлений. Но Влад, ставший впоследствии примером для , превзошел все зверства даже того времени. Число его жертв не поддается счету. По одной из легенд, он заманил в засаду отряд турок, с которыми должен был провести мирные переговоры. Он пригласил их в город Тирговиште, содрал одежду, посадил на колья и сжег живьем.

На все времена Влад Цепеш останется синонимом вампиризма – в переносном смысле этого слова. А что в буквальном?

Сербский крестьянин Петер Плогоевиц скончался в 1725 г. и был похоронен в родной деревне Кизилова. Чуть меньше двух месяцев спустя другие девять крестьян – молодые и старые – умерли в течение недели. На смертном одре все они утверждали, что Плогоевиц явился к ним во сне, ложился на них и высасывал из них кровь.

То есть он, вместо того чтобы мирно покоится в могиле, превратился в вампира. Жена, верней, вдова его только подлила масла в огонь, рассказав соседям в доверительной беседе, что ее бывший муж приходил к ней за сапогами. А позднее она вообще бежала из Кизиловы жить в другую деревню.

В то время эта часть Сербии находилась под австрийским имперским правлением. Чиновники-бюрократы наводнили сербские земли, создавая видимость напряженной работы. Один из таких «деятелей» был направлен в Кизилову, чтобы присутствовать на вскрытии могилы Плогоевца и засвидетельствовать таинственные превращения.

Имперский инспектор Градишского района вовсе не хотелось заниматься эксгумацией, но жители были непреклонны. Они заявили, что если им не позволят обследовать злосчастное тело, они бросят деревню то того, как уничтожит их всех.

Так что бюрократу в компании со священником довелось принимать участие во вскрытии могилы Плогоевица и засвидетельствовать следующее: «Тело, за исключением носа, частично провалившегося, совершенно свежее. Волосы и борода, а также ногти, старые из коих обломились, не перестают расти; старая кожа отслоилась, а новая появилась под ней. Не без удивления обнаружил я кровь на его рту, которую, по наблюдениям, он высасывал из убиенных граждан…»

Эти детали, свидетельствовавшие о том, что тело не подверглось тлению, «доказывали», что оно принадлежит вампиру. Подгоняемые страхом, крестьяне быстро вырезали деревянный кол и вогнали Плогоевицу прямо в сердце, при этом из груди его, ушей и рта полилась свежая кровь. Тело сожгли, а пепел развеяли.

Плогоев жил во времена, когда в Восточной Европе вовсю гуляли легенды и мифы о вампирах. В XVII-XVIII столетиях здесь повсеместно верили в то, что покойники обретают бессмертные души и нападают на живых, и лишить их жизни возможно было лишь определенными методами. Но представления об этих жутких созданиях и их кошмарной страсти к крови были далеко не одинаковы в различных уголках Европы.

Это началось задолго до того, когда жил Плогоевиц, и продолжалось еще столетия. Даже в 1912 г. один венгерский фермер был уверен, что скончавшийся 14-ти летний мальчик приходит к нему по ночам. Если верить сообщению английской газеты «Дейли телеграф», перепуганный крестьянин и его друзья выкопали тело несчастного, положили ему в рот три дольки чеснока и три камешка, а потом пригвоздили колом к земле, воткнув его прямо в сердце. А полиции заявили, что сделали это, чтобы навсегда прекратить ночные визиты.

Страхи эти и сегодня ютятся на задворках подсознания. Вот почему вампиры так часто появляются на страницах современных книг и в кинофильмах. В них живет неизбывный эротический элемент, они приходят под покровом ночи, вгрызаются в шеи жертв, парализованных страхом и желанием…

Но несмотря на образ графа Дракулы, порожденный богатым воображением романиста Брэма Стокера и ставший моделью для многих кинорежиссеров, увлекающихся темой вампиризма, далеко не все вампиры встают из гробов и превращаются в летучих мышей, чтобы перелетать с места на место. (Как видно, форма летучей мыши – изобретение самого Стокера.

До него, по фольклору, вампиры обращались в каких угодно животных, но только не в летучих мышей!) Есть и живые люди, которые считали себя вампирами (и даже сегодня отождествляют) и которые мучают и убивают безвинных жертв, справляя свою кровавую тризну. По крайней мере, в любой форме владел умами на протяжении веков.

По мере распространения христианства по Европе, множились и рассказы о вампирах. Книга «Молот ведьм», впервые опубликованная в 1481 г., описывает процедуры выявления и наказания вампиров и иных паранормальных существ. Вампиров безжалостно выкапывали и обезглавливали. Такие истории пополняли фольклор народов всего мира на протяжении веков.

Однако сообщения о вампирах, какими мы представляем их сегодня, вероятно, впервые появились в XVI столетии в Восточной Европе, там, где сегодня находятся Венгрия и Румыния. 1526 год — турецкий султан Сулейман Великий нанес поражение в битве венгерскому королю. Венгрия была поделена на три части: одной правили сами турки, другая досталась Габсбургам, а третья, независимая Трансильвания, управлялась мелкими удельными князьками. Именно в этих отдаленных областях и расцвели буйным цветом предрассудки, относительно вампиризма.

Трансильвания – земля, где то и дело шли кровопролитные бои и знать строила мрачные замки на пологих склонах Карпат, – всегда считалась достаточно таинственным местом. Поросшие лесом горы населяли глубоко религиозные крестьяне, свято верившие, что душа может отлетать от тела еще при жизни и путешествовать по миру аки птица или любое другое животное.

В «Дракуле» Стокер наглядно описывает эту ситуацию: «Среди населения Трансильвании четко выделяются 4 народности: саксы на юге и смешанные с ними валахи (румыны), которые являются потомками даков; мадьяры на западе и шекели на западе и севере. Я где-то читал, что самые глубокие предрассудки рождаются в предгорьях Карпат, как в центре воображаемого водоворота».

Жизнь в центре такого водоворота была сущим адом для трансильванских крестьян, зависевших от своих земельных наделов. Эпидемии, зарождавшиеся здесь, молниеносно распространялись по округе и опустошали целые города. Эти жуткие события только усиливали веру в вампиров, на которых часто возлагали ответственность за любую смерть.

Беспомощные перед эпидемиями, жители хоронили покойников немедля после смерти, к сожалению, нередко до того, как человек умер и пребывал в состоянии каталепсии, при которой дыхание может прерываться. Несчастные жертвы просыпались в могилах и пытались выбраться наружу. Поздней грабители или обычные жители, встревоженные мыслями о том, что похороненными могут оказаться вампиры, выкапывали их и с ужасом обнаруживали скрюченные тела тех, кто напрасно пытался выбраться из могильного плена.

Зная уровень образования тех людей, нетрудно представить, какой ужас охватывал их, когда они вскрывали захоронение и видели кровь под ногтями или в разинутом в последнем крике рту трупа. И, конечно же, становилось ясно, что отрыт очередной вампир. А уж если гроб открывали, как говорится, вовремя, когда тело еще подавало признаки жизни, все показатели вампиризма были налицо, и кол, воткнутый в грудь, заканчивал все муки несчастного.

Считалось, что полнокровный человек может быстрей оказаться жертвой вампира и сам превратиться в такового, потому как укус влечет за собой обращение (как в случаях с бешеными собаками), но в европейском фольклоре сохранились предания о том, что некоторые люди проявляли большую склонность к вампиризму, чем другие. К тем, кто жил «на дне» общества, всегда относились с подозрением, и именно их подозревали в возвращении из могилы.

Еще подозревали рыжих, родившихся в «сорочке» младенцев, появившихся на свет в Рождество, и вообще всех, родившихся при необычных обстоятельствах, или, к примеру, с заячьей губой, деформацией черепа или конечностей, а еще тех, чье поведение отличалось от общепринятого. В Греции, где люди как правило темноглазые, те, кто с голубыми глазами, считались вампирами. были первыми кандидатами на возрождение в качестве кровососов, потому как их отлучила от себя церковь.

Древние греки хоронили покойников с оболом (греческая монета) во рту. Она мешала войти через рот злым духам. А в XIX столетии греки похожим образом препятствовали проникновению вриколкас, закрепляли на устах умершего восковой крест.

Венгры и румыны хоронили трупы с серпами у шеи, для того, что если покойник захочет подняться из могилы, он сам срежет себе голову. Некоторые наиболее рьяные жители клали еще и серп у сердца – специально для того, кто никогда не был женат и поэтому подвергался риску превратиться в стригоя, или вампира. Финны, к примеру, связывали руки и ноги у покойников или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпилить тело к земле.

Считалось, что дыхание вампира зловонное, но и сами вампиры не выносят сильных запахов, к примеру, чесночного, потому в могилы часто опускали головки чеснока, вешали вязанки его на шею покойника. И, как и прочие злые духи, вампиры всегда боялись серебряных изделий и изображений креста, который вешали на дверях и воротах для недопущения бессмертных душ. Люди спали, держа под подушками острые предметы. Доходило даже до того, что, боясь ночных визитов вампиров, раскладывали человеческие фекалии на своей одежде и даже клали их себе на грудь.

Если по какой-то причине тела были неправильно похоронены или амулеты оказывались бесполезными, живые искали виновных – тех, кто преодолел барьер смерти и вернулся назад, – и убивали их. В некоторых культах сохранялась стойкая вера в то, что лошадь не переступит могилу вампира. Для этой процедуры как правило подбирали одноцветную лошадь, черную или белую, а управлял ею юный девственник.

В Сербии могилами вампира считались любые провалившиеся от старости захоронения. Охотники за вампирами эксгумировали многие тела и обследовали их на предмет принадлежности к вампирам – по тому, до какой степени они разложились. Независимо от метода обнаружения, средства убиения вампиров были весьма разнообразными и включали не только осиновый кол, но и сожжение, обезглавливание или же сочетание всех трех способов.

В странах Восточной Европы в старину вскрывали могилу подозреваемого в вампиризме, набивали ее соломой, протыкали тело колом, а потом все вместе поджигали. Часто трупу отрубали голову, лопатой могильщика. Голову потом размещали у ног покойника или возле таза и для надежности отгораживали от остального тела валиком из земли. Болгары и сербы помещали возле пупка ветки боярышника и брили все тело, за исключением головы. Кроме этого, они разрезали подошвы ног и клали ноготь позади головы.

Когда кол протыкал тело вампира, свидетели часто отмечали некие звуки, чаще всего хрипы, а также изливание темной крови. Звуки возникали как правило потому, что выходил оставшийся в легких воздух, но это воспринималось по другому – значит, тело было живо и оно принадлежит вампиру! Раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно спустя месяц после смерти – как раз именно в этот период большинство тел подвергалось эксгумации на предмет выявления вампиров.

Вера в оживших мертвецов оказалась до такой степени сильной, и так глубоко укоренились в человеческой памяти ужасные предания, что образованнейшие умы того времени начали записывать конкретные рассказы. Карл-Фердинанд де Шару написал книгу «Магия постхума», она вышла в Чехии в 1706 г. Де Шару рассматривал вопрос вампиризма с точки зрения юриста и предлагал законные средства борьбы с таинственными существами. Он пришел к выводу, что закон позволяет сжигать трупы.

Много фактов о вампирах в тот период собрал Дом Августин Калмэ (Калмет), французский монах-бенедектинец и библиограф, опубликовавший в 1746 году книгу под названием «Диссертация о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о проявлениях вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии».

Калмэ поведал историю о солдате, стоявшем на довольствии в одном крестьянском хозяйстве на границе Венгрии, который как всегда садился за стол обедать с хозяевами поместья. Как-то раз с ними сел какой-то мужчина, которого солдат раньше никогда не видел, и он очень напугал всех, главным образом, хозяина. Солдат не знал, что ему делать.

На другой день хозяин поместья скончался, а когда солдат спросил, что же произошло, ему объяснили, что этот странный человек – отец хозяина, умерший больше 10-ти лет назад, и на этот раз он принес сыну известие о его скорой смерти. Отец, ясное дело, был вампиром.

Когда солдат поведал эту историю своему командиру, тот – а это был граф Кабрерский – отдал приказ расследовать случай. Вместе с хирургом, нотариусом и несколькими офицерами он навестил этот дом и услышал ту же историю об отце. Селяне выкопали его тело, и «оно было в таком состоянии, будто его только что закопали, и кровь была как у живого». Граф приказал отрубить ему голову, а тело сжечь.

Комиссия обследовала останки других вампиров, включая человека, похороненного больше 30-ти лет назад. Тела всех троих подвергли той же ритуальной церемонии.

Собрав всю полученную информацию, в том числе свидетельства графа Кабрерского, Калмэ пришел к заключению: «Обстоятельства, упомянутые в отчете, до такой степени уникальны, а также весомы и прилежно задокументированы, что нельзя во все это не поверить». Но он выказал и долю скепсиса, предположив, что поспешное захоронение человека, находящегося , транса или паралича, также может вызвать такие удивительные последствия. И он назвал практику умерщвления и сжигания таких тел порочной и ошибочной и дивился тому, как власти могут давать на это разрешение.

Больше чем через сотню лет после того, как Дом Агустин Калмэ сфокусировал внимание на том, как вампиры могут выбираться из могил, француз Адольф д’Ассье, член бордосской Академии наук, пришел к заключению, что тела вампиров наполнены некой жидкой субстанцией, «которая ответственна за некоторые функции». В своем труде о призраках, датированном 1887 г., д’Асье написал, что призрак вампира становится ночным мародером по воле своего повелителя.

«Борьба за существование продолжается в могилах с тем же ожесточением, жестокостью и цинизмом, как и среди живых людей». Д’Асье утверждал, что кровь, высасываемая призраком, поступает в органы, предупреждая разложение, обеспечивая свежесть кожи и членов и красноватый цвет мягких тканей. «Смертельный цикл может быть нарушен лишь посредством выкапывания трупа и сжиганием последнего».

Известный своей эксцентричностью исследователь из англии Монтегю Саммерс посвятил значительную часть жизни изучению «ужасных вещей, что лежат на самом дне цивилизации», в том числе и вампиризму. Саммерс по сей день считается лучшим специалистом в этой области благодаря двум своим работам «Вампир и его родня» и «Вампир в Европе».

По своей сути работа Саммерса представляла из себя исследование любых превращений как таковых. Его интерес к вампиризму, а также к ликантропии и колдовству был до такой степени велик, что он оставил англиканскую церковь, к которой принадлежал, будучи дьяконом, и стал приверженцем римской католической церкви. Ему нужна была строгая магия католических ритуалов изгнания дьявольских сил.

Саммерс основываясь на длительных исследований пришел к выводу, что далеко не все истории о вампирах выглядят так уж традиционно. В темных анналах истории, как, впрочем, и в газетах новой эры, сохранились сведения о живых, современных нам людях, которые становятся вампирами из-за непреодолимой тяги к человеческому мясу и крови.

В эту особую категорию вампиров Саммерс включил 14-ти летнюю французскую девочку, которая любила пить кровь из свежих ран, итальянского бандита Гаэтано Маммоне, у которого была «привычка припадать губами к ранам своих несчастных пленников», а также каннибалов всех времен и народов. Сюда же относятся те, кто питает аналогичное пристрастие к трупам, а не к живым людям.

«Вампиризм, – говорил Саммерс, – представляется в более ярком свете, это вообще какое-либо осквернение трупов, и нет преступления более ужасного и отталкивающего». Последняя сентенция равным образом относится и к живым вампирам, и к тем, кто выкапывает тела, подозреваемые в вампиризме.







2024 © kubanteplo.ru.