Большим чувством ответственности и чрезмерной. Как избавиться от постоянного обвинителя внутри себя? Психология. Характерные признаки обвинения


В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты.

Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.

В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи [Су- хур"ева Г. Е., 1959].

Почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении повышенных родительских экспекта- ций или возложенных на них трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи в этих случаях не оказывают на них надламывающего действия. Подросток неустойчивого типа отнесется к родительским экспектатшям или к возложенным на него поручениям с полным пренебрежением. На фоне гипертимных или эпилептоидных задатков данная ситуация может укрепить лидерские черты или стремление властвовать. Лабильного подростка чрезмерная ответственность будет крайне тяготить, и он постарается всячески ее избежать. Подросток с истероидной акцентуацией, в лучшем случае поиграв короткое время роль заботливого опекуна и убедившись, что отсутствуют восхищенные его усердием зрители, забросит или возненавидит объект своей опеки.

Но для психастенической и, возможно, сенситивной акцентуации чрезмерно высокие требования к чувству ответственности являются ударом по месту наименьшего сопротивления, приводя к затяжному обсессивно-фоби- ческому неврозу или к психопатическому развитию по психастеническому типу.

Еще по теме ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  1. Основные принципы гражданско-правовой ответственности. Ответственность за неисполнение принятых на себя обязательств

Полное руководство по чувству ответственности: что такое ответственность, что значит — быть ответственным человеком, почему быть ответственным важно, как стать более ответственным человеком? Как избежать чувства вины и тревожности из-за чрезмерной или гиперответственности? Узнайте разницу между ответственностью и чувством вины. Также в этой статье мы расскажем вам о том, что такое социальная ответственность.

Ответственность: полное руководство

Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое ответственность и безответственность? Что мы подразумеваем под ответственностью? Если вы начнёте об этом думать, наверняка перед вашими глазами всплывут картины из детства. Дети, решая, будут ли они слушаться родителей или нет, и особенно если они хотят «бросить вызов авторитетам» (маме и папе), могут услышать в ответ: «Ты должен быть ответственным».

Если вы спросите ребёнка, что значит быть ответственным, он ответит вам что-то вроде «делать всё хорошо», «слушаться маму и папу», «выполнять домашние задания». Взрослые используют этот термин — «ответственность» — чтобы дети поняли и приняли, что следует вести себя хорошо и выполнять то, что им говорят родители.

Как вы думаете, ответственность — это чуть больше, чем обязательства? Что приходит вам в голову, когда мы говорим об ответственности?

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного CogniFit

Что такое ответственность? Определение

Если мы обратимся к этимологии слова «ответственность», то увидим, что оно происходит совсем не от «обязательства». Русское слово «ответственность» происходит от «ответ, решение»; в европейских языках также — от слова «обещание».

Стать ответственным человеком означает научиться осознанно принимать решения, применять модели поведения, позволяющие вам стать лучше или помочь стать лучше другим. И что самое важное, ответственный человек понимает и принимает последствия своих собственных действий и решений.

В словаре испанского языка RAE Королевской академии испанского языка ответственность определяется как «существующая способность любого активного субъекта права признавать и принимать последствия осуществлённого добровольного действия» .

В этом определении особо подчёркивается необходимость принятия человеком ответственности за возможные негативные последствия своих действий.

Быть ответственным: что нам это даёт?

Ответственность очень полезна, недаром говорят, что «человек ответственный есть человек свободный». Чувство ответственности может помочь вам достичь своих целей в любой жизненной сфере. Ответственность позволяет вам создавать собственные ценности и взять бразды правления своей жизнью в свои руки. Ответственность помогает:

  • Быть более честными и порядочными: Когда мы склонны говорить правду и выполнять свои обещания, окружающие люди верят нам, считая честными и порядочными людьми.
  • Быть более самостоятельными: Принятие последствий наших действий поможет нам лучше принимать решения.
  • Пользоваться большим доверием: Люди больше доверяют ответственному человеку. Но что ещё более важно, мы начинаем больше доверять самому себе. Мы чувствуем себя лучше, если делаем что-то правильно. И даже в случае ошибки мы удовлетворены, поскольку знаем, что в той или иной ситуации сделали всё возможное.

Ответственность как ценность

К ответственности приучают с детства. Как в семье, так и школе, в детях необходимо воспитывать ценности.

Конечно, всем хочется, чтобы их партнёр был порядочным и ответственным, дети — умели брать на себя ответственность и не попадать в неприятные истории, чтобы родители и преподаватели были ответственными и берегли детей, специалисты — с ответственностью выполняли свою работу. Почему мы думаем, что человек должен быть ответственным?

Потому что присутствие таких людей рядом даёт нам чувство уверенности и безопасности. Мы думаем: «да, он ответственный, он всё сделает как надо». Чуство безопасности — одна из базовых потребностей согласно пирамиде Маслоу.

Это одна из причин того, почему в нашем обществе так положительно оценивается ответственность — потому что она даёт нам безопасность, доверие и определённую стабильность.

Как стать более ответственным?

Волшебной формулы того, как стать более ответственным, не существует. Однако «натренировать» и воспитать ответственность можно.

Если вы хотите чего-то достичь, выполнить свои обещания и обязательства, вам необходимы, прежде всего, предрасположенность и мотивация . Поскольку вы уже дочитали статью до этого пункта, всё это у вас уже имеется. Я дам вам несколько дополнительных советов и подсказок. Итак, как развить чувство ответственности?

  1. Ставьте цели: Важно понимать зачем вы что-либо делаете. Понимание смысла и направленности действий помогает нам осозанно продолжать справляться с нашими обязанностями. Если вы считаете, что ваша цель слишком долгосрочна, для её достижения ставьте себе маленькие цели. Я рекомендую записывать их. Может быть это прозвучит глупо, но записанные цели становятся реальными. Записывание целей может помочь вам стать более ответственным!
  2. Будьте объективны: Что от меня зависит, а что — нет? Напишите список того, что зависит от вас и что вы можете контролировать. Ваше внимание должно быть направлено на эти аспекты, поскольку вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит.
  3. Сформируйте полезные привычки: Если вам трудно «взять себя в руки», попробуйте организовать свой распорядок дня. Например, запланируйте, что каждый день ровно в течение часа перед просмотром фильма вы будете заниматься. Это поможет вам, кроме того, вы точно будете знать, что занятия займут всего лишь час перед просмотром, например, любимого сериала.
  4. Наградите себя : Тут важны ваши внутренние амбиции. Если вы достигли поставленной цели, почему не признать это? Это ваш момент успеха, похвалите и побалуйте себя!
  5. Будьте искренни сами с собой: Вы ошиблись? Результат зависел только от вас, но вы не справились? Возьмите на себя ответственность, признайте это. Проанализируйте: почему что-то пошло не так, как бы вы могли поступить иначе, чтобы достичь желаемого?
  6. Поделитесь своими планами: Нет-нет, речь не о том, чтобы публично делиться своими планами в соцсетях. Я имею ввиду ваших близких. Лучший друг, мама, брат или сестра. Расскажите им, что вы задумали и как будете это делать. Вы сможете получить поддержку от самых родных и близких людей. Кроме того, вам уже будет неловко свернуть с намеченного пути.
  7. Действуйте: То, за что вы можете взять на себя ответственность, — это ваши действия. Например, убрать в своей комнате, сдать вовремя работу, приготовить обед и т.д. Это конкретное поведение, за обязательство выполнить которое вы можете взять ответственность, однако при этом вы не можете отвечать за последствия. Например, как бы хорошо вы не подготовились к уроку, это не гарантирует вам высшей оценки от преподавателя, а если вы целый день старались и готовили обед, это не означает, что ваша еда обязательно понравится вашим гостям. Это от вас не зависит . Поэтому просто наметьте план действий и задач, которые вы хотите выполнить и обладаете всеми необходимыми для этого ресурсами, и действуйте!

Я не хочу вас обманывать. Чтобы стать ответственным человеком, необходимо время, желание и усилия.

Помните, что постоянство — это ключ к успеху. Сконцентрируйтесь на поставленной цели и у вас всё получится.

Вы можете записывать ваши самые важные цели заглавными буквами, а подцели или мини-цели — обычными буквами чуть ниже. Начинайте постепенно, шаг за шагом беря на себя ответственность за те или иные действия или задачи.

Помните об ответственности за все свои поступки. Если у вас что-то не получилось, не наказывайте себя. Проанализируйте причины, скорректируйте путь, осознайте трудности и начните заново.

Узнайте риск присутствия депрессии с помощью нейропсхиологического

Ответственность и чувство вины

Вина и ответственность — это не одно и тоже. Быть ответственным за что-то не означает быть виноватым. Признайтесь честно, сколько раз вам приходилось оправдываться, произнося «Это не моя вина!» в ситуациях, на которые вы фактически никак не могли повлиять?

Я расскажу вам одну историю, которая, возможно, покажется вам знакомой. Представьте, что рано утром дома вы увидели на телефоне сообщение от своего начальника следующего содержания: «Проект срочно нужно сдать к 13:00. Клиент приедет раньше. Всё должно быть идеально. И не вздумай опоздать, этот клиент очень важен для нашей компании и он ждать не будет».

Всё утро вы в спешке доделываете проект и выходите из дома вовремя, даже с запасом времени, чтобы не опоздать. Вы садитесь на электричку, но поезд постоянно останавливается между станциями и идёт с опозданием. Вы начинаете ругать себя: «Надо было выйти ещё раньше». Вы понимаете, что уже опаздываете где-то на пять минут. Далее вы выходите с платформы и натыкаетесь на какой-то митинг. Улица перекрыта, пройти напрямую просто невозможно, и вы вынуждены изменить маршрут, в результате чего опаздываете ещё на 15 минут, думая: «Ну почему всё это произошло именно сегодня?» Наконец, вы приходите в офис, ждёте лифт… Вы опоздали на 20 минут. «Клиент наверное уже ушёл, начальник меня «убьёт», — думаете вы. И далее ваш диалог с шефом:

  • «Я же говорил, что важно было прийти вовремя! Посмотри на часы! Из-за тебя клиент ушёл просто взбешённым! Это полностью твоя вина!»
  • «Вы считаете, что я специально? Это не моя вина, что поезд сильно опоздал, а из-за манифестации перекрыли половину района.

Давайте разберёмся, что здесь происходит.

Вы сделали всё, что смогли. Проявили понимание, сделали усилие, были заинтересованы в успешном результате. Однако различные внешние факторы не позволили вам вовремя приехать на встречу. Давайте проведём оценку этой истории.

  • Вопрос: какова была ваша реальная ответственность? Ответ: представить клиенту законченный проект в 13:00. Вы справились? Нет.
  • Вопрос: кто ответственен за то, что клиент разозлился? Ответ: только сам клиент, поскольку мы не можем контролировать эмоции других людей. Вы ответственны за это? Нет.

Быть ответственным за что-то и виноватым в чём-то — не одно и тоже. Что подразумевает за собой вина?

  • Добровольное действие: Чтобы кто-то был в чём-то виноват этот человек должен активно стремиться к определённому результату.
  • Этот результат — негативный . Если вы в чём-то виноваты, этот результат несёт негативный контекст.
  • Вина заставляет нас задуматься о причинно-следственных связях. Не всё в этой жизни происходит по схеме «причина-следствие». На ту или иную ситуацию может повлиять множество самых различных факторов, как в рассмотренном выше примере. Более того, даже если нам удастся как-то повлиять на эти факторы, это вовсе не означает, что результат будет положительным. В представленном выше примере человек мог попасть в пробку на автомобиле или забастовку в метро, что также помешало бы ему прийти вовремя на встречу. Или человек мог совершить какие-то непреднамеренные действия, которые могли привести к негативному результату (например, случайно стереть готовый проект из компьютера).

Очень важно понимать, что зачастую мы берём на себя ответственность за то, что не можем контролировать или изменить ни при каких наших усилиях , испытывая чувство вины за не зависящие от нас ситуации, что подвергает нас в отчаяние, ухудшает настроение и даже злит.

То же самое происходит, если нас в чём-то обвиняют. Нам это кажется несправедливым, потом что случившееся в наши планы тоже не входило. Прежде, чем обвинять кого-то, подумайте, намеренно ли так поступил человек или нет. Удостоверьтесь сначала в том, что он сделал всё, за что он отвечал в данной ситуации.

Почему быть безответственным плохо?

В социальной психологии существует теория Вайнера, так называемся «теория атрибуции». Атрибуция — это приписывание себе или другому человеку каких-либо характеристик. Теория атрибуции занимается изучением того, как люди интерпретируют события, их причины и мотивы, и как это сказывается на их мышлении и поведении. Наблюдая за поведением другого человека, мы стараемся понять причины такого поведения. Атрибуции влияют на наше мышление и взаимодействие с окружающими, и конечно же, на ситуации с оценкой ответственности.

Атрибуции разделяют на:

  1. Внешние атрибуции: когда объяснение/причину мы ищем во внешней среде. Т.е. человек ведёт себя так из-за ситуации, в которой он оказался. Он не отвечает за это. Например, когда мы говорим «не нервируй меня «, мы как будто бы не можем контролировать ситуацию и она неизбежна. Многие люди используют внешние атрибуции для избежания ответственности. Ещё один пример подобных выражений: «Мне не повезло» . Используя эту фразу, мы тем самым хотим донести мысль, что несмотря на то, что обладаем всеми ресурсами и способностями для достижения оптимального результата, так сложилось волею случая, что результат оказался отрицательным = мы не в ответе за это.
  2. Внутренние атрибуции: когда объяснение/причину мы ищем внутри себя. Т.е. мы объясняем поведение человека его внутренними свойствами, характером, мировоззрением и т.п. Например, когда мы достигаем успеха, мы говорим: «Это всё благодаря мне», «Я сделал это «. Но и при негативных последствиях для другого человека мы также используем внутренние атрибуции, признавая тем самым, что мы так или иначе повлияли на ситуацию: «Я очень сожалею», «Извини, я не хотел/а тебя обидеть» .

Очевидно, что используемый человеком стиль атрибуций может сильно повлиять на его самооценку , самовосприятие и даже его счастье. Например, если человек из-за скромности стесняется или не признаёт своих успехов, у него будет понижена самооценка и он будет думать, что его достижения от него не зависят. И наоборот, человек, который постоянно приписывает себе заслуги, будет казаться высокомерным нарциссом.

Что произойдёт, если использовать внутренние атрибуции для негативных результатов и внешние — для положительных? В точности то же самое.

Поэтому нужно быть последовательным и объективным. Важно понимать и брать на себя ответственность за то, что мы делаем плохо, однако надо получать удовольствие и от собственных успехов. Это подарит нам эмоциональное равновесие и благоприятно повлияет на самооценку.

Ответственность как социальная ценность

Говоря о социальных ценностях, мы имеем ввиду конкретные специфические принципы, установленные в определённом обществе, корректное и бесконфликтное соблюдение которых способствует благополучию.

Ответственность как социальная ценность влияет на взаимоотношения с окружающими, а также с самим собой:

Договорённость

Одним из аспектов ответственности как социальной ценности является договорённость. Мы постоянно договариваемся. Дома, на работе, с друзьями, в семье. Договариваться — это значит давать обещания и выполнять их.

Это любопытно, но часто нам не удаётся договориться с самими собой. Например, мы обещаем себе: «С понедельника сажусь на диету и начинаю заниматься спортом», «Сегодня я занят, а завтра засяду за учёбу» . «Буду ходить в спортзал трижды в неделю, без пропусков». Наверняка вам это знакомо и также наверняка вы обещали себе это, но так и не делали. Вам не кажется это странным? Почему так происходит, что мы не делаем даже то, что обещали самому себе? Мы настолько лояльны к себе, что прощаем себя за это? Представьте, что произойдёт, если:

  • «Бабуля, я приеду в понедельник и помогу тебе». Но вы не приходите.
  • «Сегодня я работаю, а завтра, сынок, я помогу тебе с уроками». Но вы не помогаете.
  • «Я проведу три занятия в спортзале». Но вы не появляетесь.

Ответственность перед другими кажется вам более важной, чем ответственность перед самим собой?

Обязательства

Следующим аспектом ответственности как социальной ценности являются обязательства. Тему обязательств мы уже упомянули в начале статьи. Это то, к чему нас приучают с самого детства. На каждом жизненном этапе, с каждым годом, нам приходится учиться и брать на себя определённые обязательства и ответственность перед обществом, в котором мы живём и развиваемся.

Очень часто подобные обязательства не озвучиваются, они принимаются как бы сами по себе. Наверняка с вами случалось такое: если вы выполняете, например, по дому какую-то работу, потому что вы в какой-то момент решили её сделать, другие члены семьи начинают думать, что вы будете делать это всегда? Например: мама всегда загружает стиральную машину, папа делает покупки, брат гуляет с собакой, я накрываю на стол».

Что будет, если однажды мама поздно вернётся с работы? — Не будет чистого белья.

Что будет, если брат забудет выгулять собаку? — Она написает в доме.

Что будет, если отец не сможет купить продукты? — Мы останемся без еды.

Конечно, эти примеры могут показаться крайностями, потому что, как правило, подобные обязанности по дому чередуются. Но иногда это происходит, и начинается: «Мама, у меня нет чистой футболки», «Папа, ты не купил моё любимое печенье», «Иван, ты наказан сегодня, потому что собака написала в доме!». Вспомните похожие ситуации из своей жизни.

Сила воли

Силу воли можно определить как способность на протяжении определённого периода времени прилагать усилия и чем-то жертвовать во имя достижения цели, реализация которой принесёт нам огромное удовольствие.

Если цель краткосрочна, гораздо проще проявлять силу воли. Поэтому для поддержания силы воли полезно разбить основную цель на несколько подцелей, так будет легче сохранить силу воли в течение длительного периода времени.

Также не забывайте спрашивать себя: почему? Зачем я это делаю? Я всё также хочу добиться этого? Что мне нужно сделать, чтобы добиться своей цели? Ответы на эти вопросы дадут вам силы и необходимую поддержку, чтобы двигаться дальше. Только вперёд!

Спасибо, что прочитали этот материал. Как всегда, мы будем рады вопросам и комментариям. Что вы думаете об ответственности? Что такое, по-вашему, безответственность? Ответственный ли вы человек? Что вы делаете для того, чтобы стать ответственным? Поделитесь с нами.

Перевод Анны Иноземцевой

Psicóloga Sanitaria especialista en Psicología clínica.
Enamorada de las relaciones entre pensamientos, emociones y comportamiento humano.
Descubramos conocimientos compartiendo información
«Cada uno es dueño exclusivo de sus pensamientos, hasta que decide compartirlos a través de sus conductas»

ОПИСАНИЕ

Являясь детьми, выросшими в дисфункциональной семье, мы чувствовали ответственность за все, что происходит. Мы старались быть «образцовыми детьми», чтобы разрешить проблемы своих родителей. В нас сформировалось убеждение, что мы в ответе за эмоции и поступки других людей, и даже за исход событий. Мы гиперчувствительны к нуждам других, и мы предпринимаем попытки нести ответственность за окружающих. Нам важно быть как можно более совершенными. Мы беремся за вещи, за которые люди будут нас ценить. Наше чувство ответственности заставляет нас перегибать палку, и мы склонны брать на себя больше, чем мы можем вынести.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. СМОТРЕТЬ НА ЖИЗНЬ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНО
  2. КОСНОСТЬ
  3. ЛОЖНАЯ ГОРДОСТЬ
  4. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  5. БИТВА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ
  6. ГИПЕРОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  7. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
  1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые характеризуют вас как чрезмерно ответственного человека.
  2. Что, по вашему мнению, является основной причиной такого поведения? (например, страх, перфекционизм, вина, обида).
  3. Какие сферы жизни задеты, подвергаются угрозе или мешают вам? (например, самооценка, цели, безопасность, личные или сексуальные отношения).

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ЧРЕЗМЕРНО РАЗВИТОГО ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ОПИСАНИЕ

Принятие факта, что мы не несем ответственность за других людей, высвобождает время, чтобы позаботиться о себе. Мы понимаем, что мы не властны над жизнью других людей, мы осознаем, что люди сами отвечают за свои действия. Когда мы несем ответственность за собственные действия, мы осознаем, что должны заботиться о выполнении своих потребностей и полагаться на руководство Высшей Силы. Мы находим время, чтобы поддерживать и подпитывать самих себя, также как и других.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ
  2. НАСЛАЖДАТЬСЯ ДОСУГОМ
  3. ПРИНИМАТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что вы не несете ответственности за других людей.

2. Что вы надеется достичь по мере того, как вы даете окружающим возможность позаботиться о себе и начинаете заботиться о себе?

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ОПИСАНИЕ

Мы не можем четко и с уверенностью разобраться в своих физических ощущениях по отношению к другим людям, особенно к тем, с которыми мы в тесных взаимоотношениях или с кем мы хотели бы быть эмоционально близки. Мы привыкли рассматривать наши сексуальные ощущения как что-то неестественное, ненормальное. Нам не удается выработать здоровое отношение о собственной сексуальности, так как мы не делимся своими чувствами с другими. Возможно, нас наказаывали в детстве за то, что мы со сверстниками исследовали собственную сексуальность. Мы получили установку «Секс – это грязно, это не обсуждается, его нужно избегать».

Некоторые из нас считали своих родителей бесполыми существами и думали, что мы появились на свет в результате «непорочного зачатия». Возможно, мы стали жертваим домогательств со стороны родителя или близкого родственника, который не контролировал себя в результате злоупотребления спиртным или изменяющими сознание веществами. Нам дискомфортно в нашей текущей роли в интимных отношениях, а возможно мы и вовсе не удовлетворены. У нас выработался запрет на обсуждение сексуальных отношений с нашим партнером, так как мы боимся, что он не поймет нас и оставит. Если у нас есть дети, мы, возможно, избегаем обсуждений вопросов сексуальности и отрицаем их потребность в сексуальном самоопределении.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ПОХОТЬ
  2. ИНЦЕСТ
  3. СЕКСУАЛЬНАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ
  4. ОЗАБОЧЕННОСТЬ
  5. СМЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
  6. ПОТЕРЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  7. ФРИГИДНОСТЬ
  8. ИМПОТЕНЦИЯ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что у вас проблемы с сексуальностью.

2. Что, по вашему мнению, является основной причиной такого поведения? (например, неадекватность, беспокойство, отсутствие безопасности, вина).

3. Какие сферы жизни задеты, подвергаются угрозе или мешают вам? (например, самооценка, цели, безопасность, личные или сексуальные отношения).

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ НЕЗДОРОВОГО СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

Когда мы опираемся на всеобъемлющую любовь своей Высшей Силы, наша самоценность растет. По мере того, как мы растим любовь к себе и способность заботиться о себе, мы стремимся к здоровым людям, которые любят и заботятся о себе. Мы больше не боимся вкладывать в отношения и лучше готовы к тому, чтобы устанавливать здоровые взаимоотношения – на эмоциональном, интеллектуальнмо и физическом уровнях. Мы чувствуем себя более защищенно, рассказывая другим людям о своих чувствах, сильных и слабых сторонах. Наша уверенность в себе крепнет, и мы позволяем себе быть уязвимыми. Мы отказываемся от потребности быть совершенными и искать совершенства в других и, благодаря этому, открываемся обсуждениям и переменам. Мы честны относительно собственной сексуальности в разговорах со своими детьми, и мы принимаем их потребность в информации и развитии сексуального самоопределения.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ЧЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
  2. УЧИТЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
  3. ДЕЛИТЬСЯ ИНТИМНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ
  4. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
  5. ПРИНЯТИЯ СЕБЯ ФИЗИЧЕСКИ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что ваше поведение меняется.

2. Что вы надеется достичь по мере того, как вы чувствуете себя более уверенно в сексуальной сфере?


УПРАЖНЕНИЕ НА ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА (НЕДОСТАТКИ)

Перечисляя ваши недостатки, используйте следующие характеристики для идентификации ваших действий. Перечитайте то, что вы написали в вашем самоииследовании и опишите, каким образом проявляются следующие характеристики.

  1. ГОРДОСТЬ : чрезмерная самооценка. Демонстрация превосходства.
  2. ЖАДНОСТЬ (эгоизм): Чрезмерное стремление к обогащению. Нам всегда не хватает. Энергия сосредоточена на добывании. В процессе добычи мы раним других людей.
  3. ПОХОТЬ (озабоченность): Сильное желание, потребность или сексуальное стремление. Часто в основе его лежит страх покинутости.
  4. НЕЧЕСТНОСТЬ (лживость). Склонность к обману или нечестному получению. Оправдание собственного поведения ссылками на нечестность других людей.
  5. ЧРЕВОУГОДИЕ (ненасытность): привычка жадно и чрезмерно есть или пить. Страх отвержения или чувство бесполезности.
  6. ЗАВИСТЬ (ревность). Болезненное или обиженное восприятие преимуществ, полученных другим человеком, сопровождающееся желанием обладать этим же преимуществом. Убежденность, что посторонний человек может стать источником любви к себе.
  7. ЛЕНЬ. Избегание деятельности, отсутствие энергии или желания. Страх ответственности.

Выберите черту характера из списка ваших недостатков (например, поиск одобрения). Опишите, что вы обнаружили в ходе исследования этого недостатка, что повлекло за ним характеристики, перечисленные выше (например, поиск одобрения может вести к нечестности).


УПРАЖНЕНИЕ НА ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА (ДОСТОИНСТВА)

В выздоровлении мы заменяем страх верой и укрепляем наше доверие Высшей Силе. Мы смотрим на себя как на сочетание желаемых и менее желаемых черт характера. Мы принимаем себя и все, что связано с нами.

  1. СМИРЕНИЕ (Скромность): Признавать бессилие и неуправляемость, также, как мы признаем свои сильные и слабые стороны.
  2. ЩЕДРОСТЬ (Готовность делиться): Когда мы находимся в мире с собой, у нас появляются силы заботиться о благосостоянии и счастье других людей.
  3. УВЕРЕННОСТЬ И ПРИНЯТИЕ СВОЕЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ : Чувствовать себя комфортно, быть чувственным, не вступая при этом в гонку за сексуальными победами. Ясно выражать свои сексуальные предпочтения партнеру.
  4. ЧЕСТНОСТЬ: Говорить правду, смотреть в лицо фактам, отвечать на вопросы о нашем поведении с чувством безопасности и уверенности.
  5. СДЕРЖАННОСТЬ: Умеренность в действиях, мыслях и чувствах. Перестать использовать еду и напитки для заглушения чувств или выравнивания низкой самооценки.
  6. ДРУЖЕЛЮБИЕ, НАДЕЖНОСТЬ : Выражать окружающим поддержку и поощрение.
  7. ЭНЕРГИЧНОСТЬ: Инициативность, самостоятельное выполнение задач. Живость, активность. Внимательное отношение к работе, рационализаторство.

Выберите черту характера из списка ваших недостатков (например, поиск одобрения). Опишите, как меняется этот недостаток по мере выздоровления (например, говорить правду о своих чувствах).


Анoнимные алкoгoлики, Всемирная Служба Анoнимных Алкoгoликoв (Нью Иoрк), страница 63

Ответственность сотрудников в процессе выполнения своих рабочих обязанностей – очень важный момент. Часто подчиненные перекладывают ее на руководство, аргументируя это отсутствием полномочий. Хотя, по сути, это пример стандартного ухода от ответственности, который встречается в очень многих компаниях. Как научить подчиненных быть более ответственными?

В мастер-классе «Путь победителя: управленческая борьба» подробно описывает уловки сотрудников, которые применяются ими в отношении руководителя. Например, подчиненный обращается к начальнику с вопросом, как разрешить некоторую ситуацию. Начальник отвечает. Кто ответственен за результат разрешения ситуации? Конечно же, руководитель - по мнению подчиненного. Сотрудник доволен, вопрос решен, дискомфорт устранен. В случае, если что-то пойдет не так, с кого спросят? Ну конечно же с того, кто предложил вариант решения задачи.

Как научить подчиненных брать ответственность на себя? В ситуации, когда руководитель рассматривает вопрос сотрудника, он не должен предлагать свой вариант, а прямо спросить:

– А как бы вы ответили на данный вопрос?

В случае предоставления подчиненным нескольких альтернативных вариантов, руководителю также не следует указывать на один из них. Лучше уточнить:

– Какой ответ из трех вы считаете лучшим? Правильно. Зачем же вы ко мне пришли? Хотите, чтобы я за это отвечал?

Другой способ осадить уловки сотрудника, как отмечает Владимир Тарасов в своей книге , - нагрузить его ответственностью. Необходимо задать ему такую мотивацию, чтобы он осуществлял проверку задания для вас столь же добросовестно, как если бы он делал это для себя. Нагрузить ответственностью – это значит, построить в его картине мира технологическую цепочку, связывающую качество его проверки с неизбежными и важными лично для него следствиями. Отношение к мелочам показывает степень искусности в деле, жизненный и иной опыт, меру цивилизованности личности.

Ответственность – неудобное переживание, которое можно наблюдать не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Всегда хочется найти того, кто мог бы принять решение за нас, а еще лучше – полностью снять с нас ответственность. Каждый человек в своей жизни играет роль и подчиненного, и босса. Сам руководитель выступает в некоторых сферах жизни в роли подчиненного, и, безусловно, знает о всех уловках игры под названием «перенос ответственности».

Александр Фридман об ответственности подчиненных

Что такое ответственность подчиненных? Есть люди с разным порогом ответственности – у кого-то это качество развито лучше, у кого-то хуже. Люди с высоким коэффициентом осознанности продумывают свои действия, не нуждаются в подтверждении каждого своего шага, используют голову «по назначению». Таких людей можно условно назвать «самураями». Есть противоположный типаж – так называемые «растаманы». Они не в состоянии держать себя, ни за что не хотят и не могут отвечать. Существует и промежуточный тип людей, которые в разных ситуациях ведут себя как ответственно, так и безответственно, в зависимости от того, какими будут внешние обстоятельства.

Как повысить внешнюю ответственность сотрудников? рекомендует придерживаться таких правил:

  • разработать и внедрить систему координат (ввести правила, принципы, даже термины);
  • предоставить сотрудникам право вносить поправки в конструкцию этой системы;
  • настроить канал обратной связи между сотрудниками и руководителем;
  • контролировать исполнение подчиненными условий системы координат;
  • поощрять сотрудников, работающих по правилам системы.

Британский предприниматель Ричард Брэнсон говорил: «Если вы не знаете, как научить подчиненных самостоятельности, необходимо дать им свободу. Разрешайте сотрудникам приходить на работу в любое время, если человеку требуется двухмесячный отпуск – дайте!». Что ожидал бизнесмен от людей? Проявления лучших качеств – ответственности, самостоятельности в условиях свободы и отсутствии «канонов» на рабочем месте.
Можно ли согласиться с британским бизнесменом? Лишь отчасти. Далеко не все люди, помещенные в такие условия, проявят свои лучшие качества. Правильно воспользуются предоставленной свободой только люди с высокой степенью внутренней ответственности. Остальные будут рассматривать ее как благоприятную питательную среду для реализации своих задач, но не целей компании.

В чем секрет подхода к работе Брэнсона? Можно предположить, что в его компании хорошо поставлен отбор персонала, и людей с низким порогом ответственности просто не берут на работу. Второй вариант – человека без жесткого отбора принимают в компанию, предоставляют свободу, а затем смотрят, как он себя проявляет в процессе работы. Если не справился – увольняют. Несоблюдение таких условий привело бы к тому, что компания Брэнсона могла бы просто стать «пристанищем для ленивых и сытых котов».

Во многих западных компаниях проповедуются довольно жесткие принципы, о которых никто не говорит, но они общеизвестны, их знают «по умолчанию». Например, если человек просит длительный отпуск – да, пожалуйста, но сначала выполни задачи, которые ты должен сделать. Не сделаешь – полная ответственность за это на тебе.

Как повысить самостоятельность подчиненных: долой безответственность


Если проанализировать действия сотрудников в компании, можно определить степень их ответственности. Низкие показатели будут при наличии таких признаков:

1. Сотрудники постоянно и упорно выполняют массу бессмысленной, рутинной работы.
2. Отсутствует автономность в действиях: к задачам, которые могут быть выполнены одним человеком, дополнительно привлекаются коллеги.
3. Не определена ответственность за результаты работы: она перебрасывается от одного подчиненного к другому.
4. Сотрудники безынициативны, отсутствует мотивация.
5. Наблюдается высокая степень агрессии в коллективе.

Как еще повысить ответственность и самостоятельность подчиненных в компании? В первую очередь нужно внедрить изменения в корпоративную культуру, сделать анализ мотивационной системы. Это долгая индивидуальная работа со всеми звеньями компании – системный процесс должен затрагивать все сегменты организации.

Облегчает принятие решений в компании четкое наличие правил и инструкций в отношении бизнес-процессов. Ответственными должны быть все сотрудники, вне зависимости от их должностного положения. Под внимание службы работы с персоналом попадают, прежде всего, те отделы, в которых наблюдается низкая самостоятельность.

Шагом к повышению самостоятельности подчиненных является отказ от традиционной пирамиды управления и переход к децентрализации. Сотрудникам компании предоставляются новые границы возможностей. Они берут участие в обсуждении вопросов, бизнес-процессов, решении сложных рабочих моментов. Приветствуется инициативность, самостоятельная работа.

Например, в компании «Мастерфайбр» (Москва), вопрос, как повысить самостоятельность сотрудников, не поднимается. Подчиненным запрещено обращаться к руководству для решения возникшей проблемы. Существуют четкие правила: в отношении каких вопросов подчиненные полагаются на собственные полномочия, а в каких случаях им необходимо одобрение руководства, причем в письменной форме. Да, именно одобрение, но не решение. В письменном виде сотрудник направляет проблему и предлагает варианты ее разрешения. Руководитель изучает предоставленную информацию, одобряет один из вариантов или просит подобрать другой.

Решая рабочие проблемы за подчиненных, руководитель обесценивает их работу, превращая персонал компании в серую массу, состоящую из безынициативных, безответственных исполнителей.

Если сотруднику будет предоставлена возможность решить вопрос самостоятельно, он будет чувствовать себя более уверенно, относиться к своей организации «по-хозяйски» и проявлять ответственность в любых рабочих ситуациях, требующих правильного и быстрого решения.

Если производственная травма получена при осуществлении деятельности, связанной с источником повышенной опасности (ИПО), то работодатель обязан возместить потерпевшему ущерб, причиненный источником . Рассмотрим особенности осуществления компенсации.

Согласно ст. 1079 ГК РФ деятельностью, связанной с ИПО, следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ИПО со стороны человека (например, управление транспортным средством (ТС), проведение строительных работ), а также использование, транспортировку, хранение предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих свойствами источника повышенной опасности (в частности, хранение, распыление ядохимикатов).

Что считать ИПО?

Пункт 1 ст. 1079 ГК РФ содержит перечень ИПО: использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, взрывчатых веществ и т. п., осуществление строительства и иной связанной с ним деятельности и др. Следует обратить внимание, что данный перечень не является исчерпывающем. Значит, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, также вправе признать ИПО иную деятельность, не указанную в перечне .

Суд вправе признать деятельность источником повышенной опасности, учтя особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе названной деятельности.

Согласно мнению Верховного суда ущерб считается причиненным источником повышенной опасности, если является результатом действия этого источника или проявления его вредоносных свойств (например, травма, полученная из-за ДТП). Однако если вред причинен ИПО, но не является проявлением или следствием его вредоносных свойств, то вред возмещается на общих основаниях (например, пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину) .

Ответственность за вред, причиненный ИПО

Рассмотрим примеры судебных решений. Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 09АП-27306/2013-ГК по делу №А40-140375/12: принимая решение об отказе в удовлетворении апелляции, суд руководствовался тем, что трубопровод, на котором субподрядчик производил огневые работы, не эксплуатировался, был отключен и разрезан, поэтому вред причинен не ИПО, поскольку не был результатом его действия или проявления его вредоносных свойств.

Генподрядчик заключил с субподрядчиком договор, по условиям которого последний обязался выполнить комплекс работ по монтажу трубопровода. При проведении работ в трубопроводе произошел хлопок газа, в результате чего ударная волна, распространившаяся по трубе, причинила вред здоровью бетонщика. По данному факту был составлен акт о несчастном случае на производстве.

По иску о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда с субподрядчика, у которого работал бетонщик, были взысканы средства. Суд указал, что генподрядчик не несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью названного работника.

Субподрядчик не смог доказать, что вред причинен ИПО (трубопроводом), то есть явился результатом его действия или проявления его вредоносного свойства. Ссылка субподрядчика на то, что по акту строительная площадка не передавалась ему подрядчиком, был отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку работы, повлекшие несчастный случай, производились в рамках договорных отношений, по условиям которых ответственность за безопасное производство работ возлагается на субподрядчика, а он не обеспечил надлежащий технический надзор и контроль за безопасностью производства работ.

Показательно также Апелляционное определение Калининградского областного суда от 23.07.2014 по делу № 33-3201/2014. Автомобиль получил повреждения, сбив корову, вышедшую на проезжую часть в темное время суток. Владелец автомобиля подал иск на организацию, которой принадлежала корова. Суд первой инстанции признал владельца коровы виновным в необеспечении должного надзора за животными, в связи с чем одна из коров переходила автодорогу без присмотра в темное время суток, став ИПО.

Апелляционный суд отменил данное решение, не признав животное ИПО. Суд учел, что вред, причиненный коровой, не явился результатом действия или проявления ее вредоносных свойств. Если бы корова повредила автомобиль, напав на него и боднув рогами, то суд был бы на стороне автовладельца. Однако в ситуации с ДТП суд указал, что корову (домашнее животное, то есть животное, используемое человеком в своей деятельности), находящуюся на автомобильной дороге, нельзя признать ИПО. Умысел собственника коровы причинить вред отсутствовал. Поэтому суд посчитал, что в действиях организации, которой принадлежала корова, отсутствует вина в причинении материального ущерба автовладельцу. Суд указал на прямую вину водителя в таком ДТП: он вел автомобиль (ИПО) со скоростью, не соответствовавшей дорожным и метеорологическим условиям, не учитывая в должной степени видимость в направлении движения (сумерки, туман), характер местности, возможность появления животных на данном участке дороги и особенности их поведения.

Кто является владельцем ИПО?

Обязанность по возмещению вреда, причиненного ИПО, возлагается на владельца этого источника (п. 1 ст. 1079 ГК РФ).

Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать или гражданина, которые используют ИПО в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления ТС, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему ИПО) .

При определении владельца ИПО также возникает ряд вопросов.

Кто является владельцем ИПО, если срок аренды автомобиля истек, но водитель-арендатор – виновник аварии?

Окончание срока действия договора не влечет прекращение обязательств сторон по договору . Если автомобиль не передан арендодателю по истечении срока аренды согласно договору, то владельцем ИПО на момент совершения аварии признается арендатор. Кроме того, если в договоре аренды прописаны условия его автоматического продления, он будет считаться продленным при соблюдении этих условий.

Рассмотрим Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.10.2014 по делу № А56-78428/2013. Арендованный автомобиль столкнулся с грузовиком. Виновным в аварии был признан арендатор, управлявший автомобилем. По договору срок аренды автомобиля на момент совершения ДТП истек. Поэтому владелец компенсацию ущерба грузовика через суд взыскал с арендодателя как собственника ТС. Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Однако если будет установлена вина владельца в противоправном изъятии данного источника из его обладания , то ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее ИПО.

Рассмотрим Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 13.11.2014 по делу № 33-10775. Несовершеннолетний совершил ДТП, управляя автомобилем. Суд обязал сестру как владельца ИПО возместить вред, причиненный машине второго участника ДТП. В апелляции сестра отрицала свою вину, указав, что ключи от ТС брат выкрал, когда она спала, то есть завладел ТС без согласия владельца. Суд отказал в удовлетворении жалобы, придя к выводу о наличии вины в действиях владельца ИПО. Находясь по месту жительства своего несовершеннолетнего брата, она не обеспечила сохранность принадлежащего ей ИПО, поскольку допустила свободный доступ к ключам от автомобиля и к самому автомобилю лица, не имеющего права на его управление. То обстоятельство, что она не рассчитывала, что брат воспользуется ее автомобилем по своему усмотрению, не устранило ее ответственность. Степень вины собственника автомобиля судебная коллегия признала равной 70%, степень вины причинителя вреда –30%.

Аналогичное решение – в Апелляционном определении Челябинского областного суда от 26.08.2014 г. по делу № 11-8017/2014. Мужчина распивал водку со случайным знакомым, оставив ключи в замке зажигания. Собутыльник воспользовался возможностью и угнал автомобиль, на котором впоследствии совершил ДТП. Судебная коллегия признала степень вины собственника автомобиля и виновника ДТП в равных долях.

При обращении лица с иском о взыскании вреда, причиненного ИПО, истцу следует доказать: факт наступления вреда, причинную связь между действиями ответчика и наступлением вреда и размер вреда. Требование о взыскании вреда может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов ответственности. При определении размера возмещения суд учитывает степень вины как причинителя вреда, так и потерпевшего.

Пункт. 1 ст. 1079 ГК РФ.

Пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» (далее – Постановление ВС РФ № 1).







2024 © kubanteplo.ru.