Какие скульптурные произведения созданы фидием. Фидий. Древнегреческий скульптор периода высокой классики. Литература о Фидии


ФИДИЙ

«Всем распоряжался и за всем наблюдал у Перикла Фидий, хотя при каждом сооружении были великие зодчие и художники» - так пишет Плутарх о работах на Акрополе в V в. до н. э. 14 . Учителями Фидия считают афинского мастера Гегия и аргосского скульптора Агелада. В работах Гегия, изваяние которого, изображающее Кастора и Поллукса, было выставлено позднее на Капитолии Рима перед храмом Юпитера, древние авторы отмечают резкость стиля. Гегий работал чаще в мраморе, У него Фидий воспринял искусство высекать скульптуры из мрамора.

Аргосский мастер Агелад в отличие от афинских скульпторов предпочитал бронзу. Древние авторы (Павсаний) пишут о бронзовой группе Агелада в Дельфах, о статуях атлетов, об изваяниях Зевса, Геракла. Очевидно, у Агелада и других аргосских мастеров Фидий учился работать в бронзе.

Ранние работы Фидия. Работы Фидия, выполненные им во времена Кимона и в первые годы Перикла, были ранними произведениями масте-

44

ра. Расцвет его творчества приходится на годы правления Перикла и связан со строительством на Акрополе. Великий скульптор воспитывался в эпоху подъема греческих городов после победы над персами, в годы, когда свежи были воспоминания о героических подвигах греческих воинов.

Деятельность Фидия начинается в то время, когда Афины объединяют другие греческие города. Особенно популярным в Афинах становится мифологический герой Тезей. Воздвигается храм Тезея, над росписью которого работают известные живописцы Полигнот и Микон. На их фресках греки боролись с амазонками, с кентаврами 15 , Тезей опускался на дно моря 16 . Полигнот и Микон расписывают также и другой портик, показывая битву афинян под предводительством Тезея с амазонками. В раннем произведении Фидия - многофигурной скульптурной группе, поставленной в Дельфах в память о победе при Марафоне 17 , был изображен полководец Мильтиад в окружении Афины, Аполлона и героев Аттики Тезея и других. Фигуры в группе не были связаны друг с другом, и позднее афинянам нетрудно было добавить сюда изваяния еще нескольких героев.

45

Раненая амазонка. В этот период Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города (илл. 30). В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон 18 . Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз 19 , (илл. 31).

Произведение Поликлета получило признание не случайно. В амазонке Фидия выступала конкретность действия, были изображены поясняющие сюжет предметы. В статуе Поликлета больше внимания обращалось на возвышенное страдание амазонки, отчетливо звучала тема героической скорби. Детали в памятнике не играли большой роли, сильнее было дано обобщение, которое начинало особенно цениться в искусстве этого времени.

В ранний период творчества Фидий берется за исполнение статуй из различных мате-

46

риалов. Для храма в Платеях он сделал акролитную, т. е. из дерева и мрамора, статую Афины 20 . Возможно, создавая ее, он уже думал о работе над изваянием Афины Воительницы для Акрополя, самым значительным своим произведением в ранний период творчества.

Статуя Афины Воительницы. Мастер исполнил ее из бронзы в память победы над персами при Марафоне. По изображению на древних монетах известно, что богиня опиралась правой рукой на копье, а в левой держала щит (илл. 32). Она спокойно смотрела на северную часть города, где была агора. Эта статуя сделала Фидия знаменитым. Она производила сильное впечатление не только на его современников. Греческий оратор IV в. до н. э. Демосфен называл ее «великой». Следы постамента, сделанного из известняка, до сих пор видны на Акрополе на расстоянии 40 метров от Пропилей к востоку, приблизительно на половине пути к Парфенону. Мнение о размерах статуи противоречиво: древние авторы приводят высоту от 7 до 9 метров.

Щит Афины Воительницы был украшен скульптором Мисом только через пятьдесят лет после окончания памятника. Мис изобразил битву греков с кентаврами 21 . У Фидия, очевидно, не было желания создавать на щите рельеф. Он представлял себе статую, стоявшую на площади, в обобщенных формах - это было время, когда в искусстве начинал господствовать возвышенный, сдержанный стиль. Через полвека вкусы изменились и щит Афины украсили рельефами. Дальнейшая судьба этого изваяния, как и большинства бронзовых статуй древней Греции, неизвестна. Вероятнее всего, в средневековье она была разрушена и переплавлена. Ученые не решаются определенно связать с ней ни одну из копий римского вре-

47

мени, так что изображения на монетах остаются пока самым достоверным воспроизведением.

Афина Лемния. На афинском Акрополе стояла статуя Афины Лемнии 22 , исполненная Фидием около 450 г. до н. э. (илл. 33). Уезжающие на остров Лемнос колонисты пожелали оставить на Акрополе это изваяние. Снятый с головы шлем, спущенная с плеча эгида - козья шкура с головой Горгоны Медузы убеждают в том, что Афина представлена не воительницей, но скорее защитницей мира. В ней Фидий выразил красоту мудрой богини. Этим произведением восхищались, посвящали ему восторженные строки, отмечая нежность ланит Афины и прекрасные контуры ее лица 23 . Она стояла на высоком постаменте, и Фидий, несомненно, учел оптические искажения, которые возникали при ее созерцании. Известен рассказ о состязании Фидия со скульптором Алкаменом при создании статуи для высокого постамента. Пока исполненные произведения находились внизу, все одоб-

48

рили Алкамена и даже рассердились на Фидия за допущенные им искажении, но когда изваяния были поставлены на предназначенные им места, все оценили мастерство Фидия и осудили недальновидность его соперника.

В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. При взгляде на нее с одной точки видно большое внутреннее напряжение сильной, мужественной богини. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны. Складки наброшенной на плечо эгиды передают живое движение Афины, выявляют внутреннюю динамику и напряжение фигуры.

В одной руке богиня держала копье, олицетворяя этим постоянную готовность к действию, в другой - шлем, снятый с головы как бы в знак ее миролюбивого, спокойного настроения.

Афинский Акрополь был богато украшен статуями, среди которых находились и Другие произведения Фидия. Так, на священном холме стояла статуя Аполлона, исполненная Фидием из бронзы по случаю освобождения от саранчи, напавшей на город 24 . Копией римского времени с этого произведения считают Аполлона из Кассельского музея (илл. 34).

Афина Парфенос. В годы своего творческого подъема Фидий создал для Парфенона из золота и слоновой кости огромную статую Афины Парфенос - Афины Девы (илл. 29). Высота ее достигала 12 метров. Впечатление от колосса было очень сильным. Несомненно, что не вся она была из дорогих мате-

49

риалов. Остов, очевидно, был деревянным, и на нем крепились вырезанные из слоновой кости лицо и руки, а также листы золота для одежды и других деталей. Шлем богини украшали сфинксы и грифоны. Афина держала на ладони правой руки статую богини победы Ники, а левой опиралась на большой щит с изображением битвы греков с амазонками на внешней стороне и битвы богов с гигантами - на внутренней 25 . Трудно назвать статую более богато и в то же время гармонично и совершенно украшенную рельефами. На пьедестале было представлено рождение Пандоры 26 , даже на краях сандалий Афины - битва греков с кентаврами.

На изготовление колосса было затрачено около 40-50 талантов золота, что примерно равно тысяче килограммов. Золотые части неплотно прикреплялись друг к другу, и их можно было снимать 27 . При восходе солнца, когда покои храма были особенно ярко освещены через восточную дверь, Афина поражала блеском золота, красотой слоновой кости, цветом вставленных в глаза драгоценных камней - сапфиров. Золото вряд ли было однотонным. Если уже в микенскую эпоху в кинжалах использовался металл разного цвета, то и здесь, нужно думать, скульптор применил золото различных тонов.

Фидий учитывал, что двенадцатиметровая статуя могла показаться тяжеловесной и массивной, и сделал все возможное, чтобы она не выглядела громоздким идолом. Композиционно мастер связал ее с двухэтажной колоннадой внутреннего помещения Парфенона. Вертикаль огромной статуи была как бы разделена но высоте горизонталями краев одежд. Нижняя граница плаща располагалась почти на уровне канители колонны, на которой лежала ладонь Афины с Никой. Край эгиды помещался на высоте капителей первого этажа внутренней колоннады. Талантливый художник умел создать впечатление гармоничного единства колоссального по размерам скульптурного образа и архитектуры храма.

Это произведение было широко известно в древности и воспроизводилось в мраморных копиях, на небольших резных камнях - геммах, золотых медальонах, монетах 28 . Но, к сожалению, изображения неточны и отличаются в деталях друг от друга 29 (илл. 37).

Автопортрет Фидия. На рельефах щита Афины 30 снаружи была представлена битва греков с амазонками (илл. 35). Как говорится в мифе, Тезей увез предводительницу воинственных женщин Антиопу в Афины. Амазонки решили вернуть ее и подступили к стенам Акрополя. Антиопа любила Тезея и сражалась на стороне эллинов. Лишь после ее гибели бой был прекращен.

Фидий поместил в центре щита голову Горгоны Медузы, а по краям - греков и амазонок. Бой в полном разгаре. Вооруженные мечами и щитами, сражающиеся изображены в бурных движениях. Некоторые амазонки повержены на землю, другие убегают от преследователей. По движениям борющихся можно понять, что бой ведется на холмах: одна из жен-

50

щин показана будто падающей вниз головой с высокой скалы. Фидий этим самым дал возможность почувствовать пейзаж, характер местности близ Акрополя 31 .

Ниже и немного левее головы Горгоны Медузы показаны два воина. Слева - старый, полысевший, который замахивается на стоящую перед ним на коленях амазонку, и справа - другой, в шлеме и панцире, поднявший копье и полузакрывший рукой лицо. Древние авторы, обращая на них внимание, пишут, что в первом Фидий изобразил самого себя (илл. 36), а во втором - Перикла.

Великому греческому ваятелю, несомненно, принадлежит и ряд скульптурных украшений Парфенона - некоторые метопы, возможно, многие рельефы фриза и его общая композиция.

51

36. Портрет Фидия на щите.

Статуя Зевса Олимпийского. Фидий работал над статуей Зевса в Олимпии вместе с учеником Колотом и братом Паненом. Громовержец был представлен огромным, сидящим на троне из кедрового дерева 32 . На греческих монетах 33 воспроизведена голова олимпийца. Монеты времени императора Адриана изображают Зевса на троне с венком на голове. Сохранились и некоторые мраморные копии римского времени, лишь отдаленно напоминающие статую Фидия. Древние сообщали, что для грека было несчастьем умереть, не повидав Зевса в Олимпии.

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ.
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?-

восторженно пишет древний поэт. На лице Зевса Фидий не изобразил ни гнева, ни суровости. Кроткое и доброе, будто будто воплощало в себе идею мудрости и добра,

О судьбе этого прославленного памятника известно немного. Через полстолетия его чинил Дамофон. Римский император Калигула в I в. н. э. собирался заменить голову Зевса изображением своей. По одним источникам, статую хотели перевезти в Рим, но потонул предназначенный для этого корабль. По другим - ее перевезли в Константинополь, где она

52

погибла в 475 г. н. э. Существует также мнение, что она сгорела в Олимпии при пожаре 408 г. н. э., когда император Феодосий запретил Олимпийские игры.

Поздние работы Фидия. Из произведений Фидия последнего периода его творчества античные авторы называют статую Афродиты на черепахе, исполненную из золота и слоновой кости для храма Коркирян в Олимпии, и статую Афродиты для храма в Афинах 34 . К работам скульптора относят еще Атлета, повязывающего голову лентой,- Диадумена, статую Афины Эрганы в Олимпии из золота и слоновой кости с петухом на шлеме 35 и изваяние Зевса, копия которого находится в музее Дрездена.

Судьба великого скульптора. О судьбе Фидия после 438 г. до н. э., когда кончилась его работа на Акрополе, древние авторы сообщают противоречивые сведения. Вот что пишет Плутарх: «Скульптор Фидий подрядился изготовить статую (Афины Парфенос.- Г. С.), как сказано выше. Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нем испытать настроение народа - как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящего и просить, чтобы ему дозволено было безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинять его. Народ принял данное благосклонно. При разборе этого дела в Народном собрании улик в во-

53

ровстве не оказалось: но совету Перикла Фидий с самого начала так приделал к статуе золото, что можно было его снять и проверить вес, что в данном случае Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что, вырезая на щите сражение с амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копье перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон.

Итак, Фидий был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а но свидетельству некоторых авторов, от яда, который дали ему враги Перикла, чтобы повредить тому в общественном мнении» 36 .

Другие древние авторы сообщают иные сведения о последних годах жизни Фидия. Некоторые предполагают, что Фидий был оправдан на суде и после этого уехал в Олимпию. Считают также, что он умер в изгнании. Словом, нет недостатка в различных предположениях, но достоверных сведений не имеется.

Искусство Фидия - искусство высокой классики, возвышенное, спокойное, прекрасное. Не случайно Фидия называли Гомером эпического века скульптуры.

Фидий (Phidias) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики

Портрет Фидия

Фидий (Phidias) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики.
Греческое классическое искусство достигло своего высшего расцвета в середине V веке до нашей эры Целая плеяда скульпторов и живописцев первой половины V века до нашей эры и среди них старшие современники Фидия, знаменитые ваятели Пифагор Регийский, Мирон и другие, утверждали в своем творчестве новый стинно греческий художественный стиль. Изображая воина или атлета, мифологического героя или божество, и Пифагор, и Мирон создавали образы человека - живого, красивого, подвижного и сильного. Но и этим талантливым мастерам, и их современникам еще не удалось достичь раскрытия внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Только Фидий сумел вдохнуть в образы классической красоты полнокровную жизнь, показать большую духовную силу человека, его достоинство, ярко охарактеризовать каждого героя, создать грандиозные динамические композиции, полные глубокого внутреннего смысла. Этот великий художник завершил искания своих предшественников, сделал новый большой шаг в развитии реалистического искусства, заняв первенствующее положение среди мастеров своего времени.

О жизни Фидия сохранилось очень мало сведений; трудно даже установить время создания некоторых его работ. Родился он в Афинах в начале столетия, умер в 431 году до нашей эры; работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и ее героев. С 460 года до нашей эры Фидий начал работать в Афинах. Этот город-государство, передовая греческая рабовладельческая республика, центр греческой культуры, занял во время войны ведущее место и стал в 478 году до нашей эры главой Афинского морского союза. Руководящую роль правительстве Афинского государства играл энергичный и влиятельный политический деятель стратег Перикл. Считая, что Афины вправе благодаря своему положению гегемона греческих государств распоряжаться союзной казной, Перикл решил использовать эти средства на восстановление города и Акрополя.
Выступая на народном собрании афинян, он объяснил им: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение».
Центральный архитектурный комплекс Афин — Акрополь, застроенный до войны культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями, теперь лежал в развалинах. Прежде чем начать его реконструкцию, следовало разобрать руины, очистить место для главных построек, на что потребовалось несколько лет. Но и пустынным Акрополь не мог долго оставаться; постепенно на нем афиняне стали устанавливать статуи богов и героев. была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия.
Одним из первых памятников (около 460 года до н. э.), воздвигнутых на Акрополе, Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ — изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины — покровительницы города. На площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 году до нашей эры величественная бронзовая скульптора высотою 9 м.
Вскоре на Акрополе появилась еще одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян, живших вдали от родины. Поселившись на острове Лемонсе, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившей впоследствии прозвище «Лемния».
Афина Парфенос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия, и его привлекли теперь к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя. Руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства Парфенона античные литературные источники называют Фидия.
В середине 50-х годов прошлого столетия были открыты археологами развалины мастерской Фидия в Олимпии (к востоку от храма Зевса). В руинах, заброшенных и опустошенных, найдено небольшое количество форм из грубой глины для отформовки из тонких пластинок золота частей женской одежды для небольших фигур, мелкие кусочки слоновой кости, крошки золотой фольги, железные, бронзовые и свинцовые пластинки для скрепления форм и частей деревянной основы статуи, кусочки стекла для инкрустации трона, инструменты из кости и бронзовый молоточек для обработки поверхности золота. Среди инструментов найдена маленькая, покрытая лаком чашечка с процарапанной надписью как бы от имени сосуда «я собственность Фидия»...


Альборн Август, Греческий цветок

Кроме статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. В этом состязании выступили знаменитый современник Фидия пелопонесский мастер Поликлет, ученик и сотрудник Фидия Кресилай и скульптор Фрадмон. Лучшей была признана работа Поликлета. Сохранились три различных варианта статуй амазонки в римских мраморных копиях, а недавно опознан и четвертый вариант. Все амазонки изображены ранеными, вероятно, это было условием заказа. Несколько мраморных римских копий повторяют бронзовый оригинал амазонки Фидия, лучшая из которых недавно открыта в раскопках виллы римского императора Адриана (II век нашей эры) в Тиволи близ Рима.
Амазонка Фидия высокая стройная девушка-воительница, в коротком хитоне, стоит, склонив голову; она ранена в левое бедро и осторожно выставила вперед ногу. Судя по статуе из Тиволи, правой высоко поднятой рукой она опиралась на копье. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения близко напоминают фигуры фриза Парфенона.
Другое из известных произведений Фидия — это статуя Афродиты Урании (небесной), опирающейся ногой на черепаху. Оригинал из золота и слоновой кости, стоявший в храме в Элиде (Пелопонес), погиб в древности; его мраморной копией считают теперь фрагментированную статую в Берлинском музее. Сильная молодая, полная грации женская фигура своими пропорциями, пластичностью, живописной игрой складок одежды походит на возлежащую богиню восточного фронта Парфенона.


Западный фронтон Парфенона

Восточный фронтон Парфенона

Во всех творениях Фидия и его школы ярко воплотились прогрессивные черты греческого искусства V века до нашей эры Фидий создал произведения совершенные в своей художественной форме, полные глубокого гуманизма, величия и вместе с тем простые и понятные всем.
Художник кончил свою жизнь трагически. Политические противники Перикла, стремясь скомпрометировать этого государственного деятеля и его ближайших соратников, обвинили Фидия в утайке золота при работе над Афиной Парфенос. Фидий был заключен в тюрьму и не дождавшись оправдания, там он покончил жизнь самоубийством.

Скульптуры Фидия:


Зевс Олимпийский

Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия. Не сохранилась, известна по описаниям. Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 м, ширина — 28 м, а высота внутреннего помещения была около 20 м. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл.
На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 м в ширину и 1 м в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 м. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.


Раненая Амазонка

«Раненая Амазонка», статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Её копией считается «Амазонка Маттеи» (Ватикан).
Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.
Соответственно, второе место было у Фидия, третье у Кресилая, четвертое у Кидона, и пятое у Фрадмона.


Медуза

Аполлон Кассельский

Аполлон Кассельский, реконструкция

Аполлон Кассельский, реконструкция

«Аполлон Кассельский» — название античной статуи из музея Касселя (запад Германии).
Мраморное повторение римского времени древнегреческой статуи из бронзы (470—460 годы до нашей эры). Ее оригиналом считается статуя Аполлона Парнопия (греч. рarnopios — «изгоняющий саранчу»). Из сообщения Павсания известно, что такая статуя была воздвигнута молодым Фидием на Акрополе в благодарность афинян за избавление от нашествия саранчи.


Гера Барберини
(названа в честь первого владельца, кардинала Барберини)

Афина Лемния

Афина Лемния

Афина Лемния, реконструкция

Афина Лемния, реконструкция

«Афина Лемния» — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450-440 годах до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям. Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на острове Лемнос. Вероятно, стояла неподалеку от Пропилей.
В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. При взгляде на нее с одной точки видно большое внутреннее напряжение сильной, мужественной богини. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны. Складки наброшенной на плечо эгиды передают живое движение Афины, выявляют внутреннюю динамику и напряжение фигуры. В одной руке богиня держала копье, олицетворяя этим постоянную готовность к действию, в другой — шлем, снятый с головы как бы в знак ее миролюбивого, спокойного настроения.


Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

Афина Парфенос, щит, реконструкция

Афина Парфенос, реконструкция

«Афина Парфенос» (Афина Варвакион) — знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания 447-438 годы до нашей эры. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Её копией считается римская мраморная статуя.
Сатуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так: «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний».
Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.


Западный фронтон Парфенона, реконструкция, Спор Афины с Посейдоном

Реконструкции фронтонов Парфенона, выполненные
австрийским скульптором Шверценом, 1904:



Западный фронтон, Спор Афины с Посейдоном за покровительство над Афинами

Восточный фронтон, Рождения Афины из головы Зевса

Западный фронтон, Афина и Посейдон (рядом маслина Афины и соленый источник Посейдона)

Западный фронтон, Слева за Афиной на колеснице богиня Ника, перед ней лошадей придерживает
Тритон. В скульптурной группе сидящего мужчины и обнимающей его женщине усматривают
легендарных царя Кекропа и его дочь, в соседних фигурах его других дочерей и его сына.
Кекропа удалось распознать по змее между ним и дочерью (Кекропа часто изображали
наполовину змеей). Полулежащая фигура слева, какой-то речной бог.

Западный фронтон, Справа за Посейдоном на колеснице его супруга Амфитрита. Далее
располагаются Ирида и Афродита, а за ними, вероятно, дочь царя Эрехтея.
В полулежащей фигуре усматривают нимфу Каллирою.
Мужчина на коленях перед ней какой-то речной бог.

Восточный фронтон, В центре представлены Зевс на троне и Афина в полном вооружении,
которая только что выпрыгнула из головы Зевса.

Восточный фронтон, Справа от нее Гефест, разрубивший по преданию голову Зевса секирой,
чтобы Афина смогла появиться на свет.

Восточный фронтон, Слева въезжает колесница, управляемая, вероятно, Гелиосом. Перед ним сидит
Дионис, затем — Деметра и Персефона. За ними стоит ещё одна богиня, возможно, Артемида.

Восточный фронтон, Справа от Гефеста Посейдон. Далее, возможно, Аполлон и его сестра Диана.
Завершает композицию справа Селена на своей колеснице, въезжающая в море.

Восточный фронтон, Дионис, Деметра, Персефона и Артемида

Восточный фронтон, фрагмент

14 - Творчество Фидия

Одним из наиболее знаменитых скульпторов Греции был Фидий, работавший в рассматриваемый период. Работы, которые принесли ему славу - Афина Парфенос и статуя Зевса в Олимпийском храме

Своего полного расцвета искусство достигло только в созданиях друга Перикла Фидия. Произведения этого художника являются в греческом искусстве, подчинявшем индивидуальное типичному, выражением совершенства, какого когда-либо оно достигало. Полнейшая выработанностъ благородных форм соединяется в них с самой строгой закономерностью расположения, чистейшее чувство натуры сливается неразрывно с величайшей возвышенностью духовного чувства.

Фидий (Pheidias) был афинянин, так же как и его учитель Гегий. Благодаря Гегию, обязанному своим образованием Маргосцу Агеладу, он подвергся влиянию традиций аргосской школы. Вся жизнь его протекла в V столетии до н. э. Созданы ли им какие-либо значительные произведения еще при Кимоне - вопрос, на который отвечают отрицательно, в особенности Фуртвенглер. Колоссальную бронзовую статую Афины Промахос, стоявшую в афинском Акрополе между Парфеноном и Эрехтейоном, признают памятником не битве при Марафоне и Саламине, а происшедшему около 445 г. перерыву персидской войны. Конец деятельности Фидия возбуждает сомнения, так же как и ее начало. Не подлежит, по-видимому, сомнению, что, будучи ложно обвинен в растрате, он умер в темнице; предание, что смерть его последовала в Афинах, более вероятно, чем то, которое гласит, что он скончался в Элиде. Но из этого не следует заключать, что художественная фигура Зевса, которой он украсил по поручению элидцев Олимпийский храм, была исполнена раньше величественной Афины Парфенос, красовавшейся в афинском Парфеноне. Во всяком случае, невероятно, чтобы его пригласили в Олимпию прежде, чем он прославился у себя на родине статуей Афины, тем более что следы основания его статуи Зевса в Олимпийском храме доказывают, что она была воздвигнута много лет спустя после постройки этого храма.

Колоссальная статуя стоящей девственной богини Афины Паллады в афинском Парфеноне и колоссальная статуя Зевса, сидящего на троне, в Олимпийском храме - два главных светила на художественном небосклоне Фидия. Парфенонская статуя, имевшая около 12 метров в высоту, исполнена им, вероятно, между 447 и 438 гг. до н. э. Составить себе понятие об этом произведении мы можем по описаниям древних авторов, а также по аттическим монетам и греческим и римским мраморным статуям. Из сохранившихся статуй мраморная Афина высотой 1 метр, откопанная близ Варвакейона в Афинах и находящаяся в зале Афины в местном Национальном музее, имеет для нас огромное значение, как непосредственная копия с парфенонской статуи, хотя и римской работы (рис. 256). Богиня стоит в торжественной, спокойной, полной достоинства позе, устремив свой взор вперед, перенеся центр тяжести тела на правую ногу и несколько отставив назад левую, стопа которой касается земли кончиком большого пальца. На Афине длинное, обильное складками золотое одеяние (пеплум), отворот которого перевязан поясом в виде змеи; на голове - золотой шлем, богато украшенный изображениями крылатых коней, грифов и сфинкса, а на груди - эгида с головой Медузы, вырезанной из слоновой кости. На ладони протянутой вперед правой руки она держит статуэтку крылатой богини победы. По условиям техники данной скульптуры, в которой подкрашенные пластинки слоновой кости и эмалированные листы золота набивались на деревянную основу, имевшую, вероятно, вид вполне готового изваяния, и при величине протянутой руки и тяжести стоящей на ней Нике эта рука нуждалась в подпоре; действительно, такую подпору мы видим не только у статуи, найденной в Варвакейоне, но и в изображении на одной аттической гирьке. Опущенная вниз левая рука Афины покоится на стоящем у ее ног щите, под которым извивается змея Эрихтоний - символическое олицетворение сынов аттической земли. Щит с наружной стороны украшен изображением битвы греков с амазонками. Приблизительное понятие об этом изображении можно составить себе по мраморному щиту, Британский музей. На нем мы видим такой же прием расположения фигур в два неразрывных между собой ряда, как и на вазах полигнотовского стиля. В одном из сражающихся считают возможным, вследствие индивидуальности черт его лица, признать самого Фидия, который, как говорят древние писатели, поместил на этом щите свой портрет. О благородстве форм, красоте позы и высокой одушевленности чистых, тонких черт лица, которые мы должны предполагать у Афины Парфенос, конечно, трудно судить по описаниям, даже по копии - неправильно реставрированной большой статуи Афины Антиоха, музей Буонкомпаньи в Риме.

О статуе Зевса, восседающего на троне, имевшей 13 метров в высоту, мы знаем в некоторых отношениях еще меньше, чем об Афине Парфенос. Одни лишь элидские монеты (рис. 257) могут дать некоторое понятие о позе и голове этой статуи. Из монет особенно любопытна та, на которой представлена только голова "отца богов и людей", украшенная масличным венком, Лувр, Париж. Правильные черты его лица выражают величие и кротость; волосы на голове и бороде ниспадают свободными, естественными, еще не вьющимися живописно-волнистыми прядями. Сохранившиеся описания Зевса еще более подробны, чем описания Афины. Он также держал на ладони правой руки крылатую богиню победы; в левой руке у него был скипетр, на который он слегка опирался. Трон Зевса был в своем роде чудом искусства. На поперечной перекладине, связывавшей между собой ножки трона посредине высоты, стояло 8 статуй победителей на Олимпийских играх в натуральную величину. Ножки трона были окружены богинями победы. Ручки его опирались на сфинксов, под лапами которых лежали человеческие жертвы. Верх спинки украшен фигурами ор и харит. Брат Фидия, Панэн, живописец полигнотовского стиля, украсил загородки, отделявшие статую Зевса с трех сторон от целлы, изображениями из героических сказаний. Всюду в этих произведениях олицетворялись могущество богов, бессилие безбожников, победы богопочитателей; эти символические изображения вместе с божественным величием лица и позы Зевса производили захватывающее, неизгладимое впечатление. Описания древних авторов, которые видели эту статую, проникнутые благоговейным страхом и благочестием, доказывают, что Фидий был первым из художников, вполне овладевшим передачей духовного выражения; или Зевс сходил с небес и являлся Фидию, гласят они, или художник поднимался на Олимп, чтобы узреть этого бога. Один римский писатель сказал, что величие этого произведения было столь богоподобно, что красота его прибавила нечто к религии, установленной преданием. Зевс сидел с таким мирным и кротким видом, писал другой греческий автор, что самый несчастный, самый удрученный горем и заботами, не находящий покоя даже в сладком сне смертный при взгляде на эту статую мог забыть все, что приходится переносить страшного и тяжелого в человеческой жизни.

Фидий, один из величайших скульпторов Греции, возможно, самый прославленный из мастеров «высокой классики». Особенно славились его колоссальные хрисоэлефантинные статуи: Афины в Афинах, Геры в Аргосе, Зевса в Олимпии. О последней говорит в своей эпиграмме Филипп:

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

О замечательном мастерстве Фидия многократно писали античные авторы, восхищаясь им221. Дионисий Галикарнасский сопоставлял красноречие Исократа с пластикой Поликлета и Фидия по их «торжественному достоинству, великому искусству и благородству» (Dionys. Halic., De Isocr. 3, 1, p. 59).

В трактате I века «О стиле» (приписываемом Деметрию) искусство Фидия характеризуется через классическую литературу: «Поэтому речи древних присуща некая суховатость и собранность, точно.так же, как и их статуям, где искусство составляют строгость и простота. Речь же поздних авторов можно сравнить уже с творениями Фидия, где величие [формы] соединено с тщательностью». «Так и сам художник,- говорил Цицерон,- изображая Юпитера [Зевса] или Минерву [Афину], не видел никого, чей облик он мог бы воспроизвести, но в уме у него обретался некий высший образ красоты, и, созерцая его неотрывно, он устремлял искусство рук своих по его подобию» (Cicer., Orat. 2, 8)223. Историк Диодор, давая общую характеристику периода истории между Персидскими войнами и Пелопоннесской войной, говорит, что это было время подъема искусства и именно тогда жили величайшие греческие художники. Крайне показательно, что по имени он называет только Фидия (Diod., XII, 1). Квинтилиан, теоретик красноречия (I в.), писал, что в мастерстве работ по слоновой кости Фидий превосходил всех соперников: «Красота его статуй Афины и Зевса придавала новизну даже и культовым представлениям о них, так совершенно художник постигал благородство и величие богов».

Однако все эти свидетельства имеют, в основном, чисто эмоциональный характер и дают мало информации для суждения о статуе Фидия. К счастью, в распоряжении современной науки есть два более конкретных описания ее и несколько античных копий небольшого размера и различного качества исполнения, которые позволяют в какой-то степени представить творение Фидия. Павсаний описывает статую кратко и деловито: «Сама же статуя ее сделана из слоновой кости и золота. Посредине ее шлема сделано изображение сфинкса … по обеим же сторонам шлема сделаны изображения грифов … Статуя Афины изображает ее во весь рост в хитоне до самых ног; у нее на груди- голова Медузы из слоновой кости; в руке она держит изображение „Ники“ (Победы), приблизительно в четыре локтя, а в другой руке- копье; в ногах у нее лежит щит, а около копья-змея; эта змея, вероятно,- Эрихтоний. На постаменте статуи изображено рождение Пандоры» (Paus., I, XXIV, 5-7).

Плиний Старший, характеризуя Фидия как самого славного в мире художника, таким образом доказывает свое суждение: «Никто не сомневается в том, что Фидий - самый знаменитый среди всех народов, которые понимают славу его Юпитера Олимпийского, но для того, чтобы даже те, кто не видел его произведений, знали, что он прославился заслуженно, мы приведем в доказательство частности, причем касающиеся только его изобретательности. И для этого мы не станем обращаться ни к красоте его Юпитера Олимпийского, ни к величине созданной им в Афинах Минервы, хотя она в 26 локтей,- состоит она из слоновой кости и золота,- но вот на щите ее он вычеканил по выпуклой окружности сражение с амазонками, на вогнутой стороне того же щита борьбу богов и гигантов, а на подошвах сандалей борьбу лапифов и кентавров: до такой степени все малейшие части произведений у него вмещали в себя искусство. А то, что вычеканено на подножии, называют Πανδώρας γένεσις: при рождении ее присутствуют боги, числом - 20. Победа вызывает особенное восхищение, а знатоки восхищаются и змеей, а также медным сфинксом под самым острием копья. Вот вскользь и все о художнике, которому еще не воздано достаточно восхвалений, вместе с тем это сказано для того, чтобы знали, что та его знаменитая величавость была такой же и в частностях» (Plin., Nat. Hist., XXXVI, 4, 18-19).

Представить статую Афины Парфенос помогают также сохранившиеся ее воспроизведения более поздних времен. Их довольно много, большинство представляют собой уменьшенные копии не очень высокой художественной ценности. Современные исследователи сравнивают их с сегодняшними туристскими сувенирами, которые представляют собой только очень «отдаленное эхо» подлинного произведения. Известную ценность имеют также изображения на монетах и в вазописи. Наиболее важна как самая полная копия так называемая Афина Варвакийская (или Афина Варвакион) 228 , найденная в 1879 г. в Афинах, возле гимназии Варваки (отсюда и ее название). Статуя не высока- один метр - и представляет собой образец рядовой ремесленной работы времени императора Адриана (II в. по Р.Х.). Полезна и так называемая «статуэтка Ленормана», обнаруженная еще в 1859 г. и названная по имени ученого, нашедшего ее. Обе копии не обладают художественными достоинствами, но дают совершенно определенные детали для понимания иконографии Афины Фидия. Стиль Фидия лучше передают другие копии: так называемая «Минерва с ожерельем», хранящаяся в Лувре, и Афина Медичи. В 1930-1931 гг. в порту Афин Пирее при расчистке были обнаружены мраморные копии греческих произведений (корабль, нагруженный ими, затонул), среди них оказалась и плита с рельефами, изображающими отдельные сцены, представленные на внешней стороне щита Афины. В общем, в настоящее время возможно, хотя и довольно приблизительно, представить себе облик статуи Афины, поставленной в целле Парфенона.

Монументальная (высотой более 10 м) женская фигура возвышалась в центре целлы на высоком беломраморном постаменте (высотой 1,5 м, шириной - 4 м, длиной - 8 м) в одежде с пышными спускающимися до пят складками, подпоясанной на талии двумя змеями. Змеи изображены и на эгиде, которую они окаймляли, извиваясь, с высоко поднятыми головами. На голове богини - великолепный шлем, украшенный рвущимися вперед крылатыми конями и сфинксом посредине, с тремя гребнями над ними. На правую согнутую руку приземлилась крылатая богиня Победы Ника, как бы желая всегда быть в ее распоряжении,» после того как Афина явилась в свой дом в Афинах (неизвестно, была ли в оригинале колонна, на которую опиралась рука Афины), левая рука слегка придерживает стоящий у левой ноги щит, к левому плечу прислонено копье острием вверх. На внешней стороне щита представлена в рельефе (как уже упоминалось) битва афинян с амазонками, на внутренней - богов и гигантов (видимо, нарисованная).

Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике, то есть с помощью слоновой кости и золота) Использование таких дорогостоящих материалов для статуи оправдывалось тем значением, которое придавалось и ей, и храму в целом.

Основы статуи Афины и Ники (высотой в 2 м) вырезаны из твердого дерева, большая часть поверхности была покрыта золотом, части, воспроизводящие обнаженное тело, и эгида - пластинками из слоновой кости, в глаза вставлены драгоценные камни. К деревянной основе приделывались поворачивающиеся на стержнях чешуйчатые пластинки, на них уже крепились золотые пластинки (толщиной около 1,5 мм), которые можно было снимать. Использование слоновой кости для произведений искусства-давняя традиция греческого мира, однако нам совершенно не известны хрисоэлефантинные статуи такого размера, как те, которые делал Фидий. Слоновая кость, как и золото, крепились на деревянных чешуйках. Все отдельные части скульптуры-ее голова, статуя Ники, щит, змея, копье, шлем - создавались отдельно и прикреплялись к основе статуи, поставленной ранее и закрепленной на деревянном стержне, утопленном в каменном пьедестале.

Тот факт, что Афина была изображена с богиней победы Никой на руке, имел, с точки зрения древних, символическое значение: богиня Афина принесла победу городу в столь длительной и тяжелой войне с персами. Не случайно и появление змей среди атрибутов статуи. Особенное значение придавалось змею, лежащему около копья Афины, как говорит Павсаний,- «вероятно, Эрихтонию» (Paus., I, XXIV, 7). Уже довольно давно было доказано, что Эрихтоний и Эрехтей - две ипостаси одного и того же легендарного предка афинян. Факт чудесного рождения Эрихтея - парадигма автохтонности 233 , идея же автохтонности афинян - один из краеугольных камней всей афинской идеологии. Как мы уже отмечали, с их точки зрения, они представляли собой единственный народ Эллады, который всегда, с самого начального момента истории, занимал свою территорию в отличие от всех остальных, которые раньше или позже, но приходили в Элладу извне. Свидетельства существования этой концепции в афинском обществе чрезвычайно обильны и представлены у множества авторов. Но идея автохтонности имела и другой аспект-афиняне рассматривали самих себя в силу этого как народ, высший среди всех эллинов.

«Всем распоряжался и за всем наблюдал у Перикла Фидий, хотя при каждом сооружении были великие зодчие и художники» — так пишет Плутарх о работах на Акрополе в V в. до н. э. 14 . Учителями Фидия считают афинского мастера Гегия и аргосского скульптора Агелада. В работах Гегия, изваяние которого, изображающее Кастора и Поллукса, было выставлено позднее на Капитолии Рима перед храмом Юпитера, древние авторы отмечают резкость стиля. Гегий работал чаще в мраморе, У него Фидий воспринял искусство высекать скульптуры из мрамора.

Аргосский мастер Агелад в отличие от афинских скульпторов предпочитал бронзу. Древние авторы (Павсаний) пишут о бронзовой группе Агелада в Дельфах, о статуях атлетов, об изваяниях Зевса, Геракла. Очевидно, у Агелада и других аргосских мастеров Фидий учился работать в бронзе,

Ранние работы Фидия. Работы Фидия, выполненные им во времена Кимона и в первые годы Перикла, были ранними произведениями мастера. Расцвет его творчества приходится на годы правления Перикла и связан со строительством на Акрополе. Великий скульптор воспитывался в эпоху подъема греческих городов после победы над персами, в годы, когда свежи были воспоминания о героических подвигах греческих воинов.

Деятельность Фидия начинается в то время, когда Афины объединяют другие греческие города. Особенно популярным в Афинах становится мифологический герой Тезей. Воздвигается храм Тезея, над росписью которого работают известные живописцы Полигнот и Микон. На их фресках греки боролись с амазонками, с кентаврами 15 , Тезей опускался на дно моря 16 . Полигнот и Микон расписывают также и другой портик, показывая битву афинян под предводительством Тезея с амазонками. В раннем произведении Фидия — многофигурной скульптурной группе, поставленной в Дельфах в память о победе при Марафоне 17 , был изображен полководец Мильтиад в окружении Афины, Аполлона и героев Аттики — Тезея и других. Фигуры в группе не были связаны друг с другом, и позднее афинянам нетрудно было добавить сюда изваяния еще нескольких героев.

Раненая амазонка. В этот период Фидий исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города (илл. 30). В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон 18 . Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз 19 (илл. 31).

Произведение Поликлета получило признание не случайно. В амазонке Фидия выступала конкретность действия, были изображены поясняющие сюжет предметы. В статуе Поликлета больше внимания обращалось на возвышенное страдание амазонки, отчетливо звучала тема героической скорби. Детали в памятнике не играли большой роли, сильнее было дано обобщение, которое начинало особенно цениться в искусстве этого времени.

В ранний период творчества Фидий берется за исполнение статуй из различных материалов. Для храма в Платеях он сделал акролитную, т. е. из дерева и мрамора, статую Афины 20 . Возможно, создавая ее, он уже думал о работе над изваянием Афины Воительницы для Акрополя, самым значительным своим произведением в ранний период творчества.

Статуя Афины Воительницы. Мастер исполнил ее из бронзы в память победы над персами при Марафоне. По изображению на древних монетах известно, что богиня опиралась правой рукой на копье, а в левой держала щит (илл. 32). Она спокойно смотрела на северную часть города, где была агора. Эта статуя сделала Фидия знаменитым. Она производила сильное впечатление не только на его современников. Греческий оратор IV в. до н. э. Демосфен называл ее «великой». Следы постамента, сделанного из известняка, до сих пор видны на Акрополе на расстоянии 40 метров от Пропилеи к востоку, приблизительно на половине пути к Парфенону. Мнение о размерах статуи противоречиво: древние авторы приводят высоту от 7 до 9 метров.

Щит Афины Воительницы был украшен скульптором Мисом только через пятьдесят лет после окончания памятника. Мис изобразил битву греков с кентаврами 21 . У Фидия, очевидно, не было желания создавать на щите рельеф. Он представлял себе статую, стоявшую на площади, в обобщенных формах — это было время, когда в искусстве начинал господствовать возвышенный, сдержанный стиль. Через полвека вкусы изменились и щит Афины украсили рельефами. Дальнейшая судьба этого изваяния, как и большинства бронзовых статуй древней Греции, неизвестна. Вероятнее всего, в средневековье она была разрушена и переплавлена. Ученые не решаются определенно связать с ней ни одну из копий римского времени, так что изображения на монетах остаются пока самым достоверным воспроизведением.

Афина Лемния. На афинском Акрополе стояла статуя Афины Лемнии 22 , исполненная Фидием около 450 г. до н. э. (илл. 33). Уезжающие на остров Лемнос колонисты пожелали оставить на Акрополе это изваяние. Снятый с головы шлем, спущенная с плеча эгида — козья шкура с головой Горгоны Медузы убеждают в том, что Афина представлена не воительницей, но скорее защитницей мира. В ней Фидий выразил красоту мудрой богини. Этим произведением восхищались, посвящали ему восторженные строки, отмечая нежность ланит Афины и прекрасные контуры ее лица 23 . Она стояла на высоком постаменте, и Фидий, несомненно, учел оптические искажения, которые возникали при ее созерцании. Известен рассказ о состязании Фидия со скульптором Алкаменом при создании статуи для высокого постамента. Пока исполненные произведения находились внизу, все одобрили Алкамена и даже рассердились на Фидия за допущенные им искажения, но когда изваяния были поставлены на предназначенные им места, все оценили мастерство Фидия и осудили недальновидность его соперника.

В статуе Афины Лемнии мастеру удалось передать богатство и сложность образа. При взгляде на нее с одной точки видно большое внутреннее напряжение сильной, мужественной богини. С другой стороны Фидий показал спокойную грацию ее движения. Вертикальные ниспадающие складки одежд воспринимаются как каннелюры неподвижной колонны. Складки наброшенной на плечо эгиды передают живое движение Афины, выявляют внутреннюю динамику и напряжение фигуры.

В одной руке богиня держала копье, олицетворяя этим постоянную готовность к действию, в другой — шлем, снятый с головы как бы в знак ее миролюбивого, спокойного настроения.

Афинский Акрополь был богато украшен статуями, среди которых находились и другие произведения Фидия. Так, на священном холме стояла статуя Аполлона, исполненная Фидием из бронзы по случаю освобождения от саранчи, напавшей на город 24 . Копией римского времени с этого произведения считают Аполлона из Кассельского музея (илл. 34).

Афина Парфенос. В годы своего творческого подъема Фидий создал для Парфенона из золота и слоновой кости огромную статую Афины Парфенос — Афины Девы (илл. 29). Высота ее достигала 12 метров. Впечатление от колосса было очень сильным. Несомненно, что не вся она была из дорогих материалов. Остов, очевидно, был деревянным, и на нем кренились вырезанные из слоновой кости лицо и руки, а также листы золота для одежды и других деталей. Шлем богини украшали сфинксы и грифоны. Афина держала на ладони правой руки статую богини победы Ники, а левой опиралась на большой щит с изображением битвы греков с амазонками на внешней стороне и битвы богов с гигантами — на внутренней 25 . Трудно назвать статую более богато и в то же время гармонично и совершенно украшенную рельефами. На пьедестале было представлено рождение Пандоры 26 , даже на краях сандалий Афины — битва греков с кентаврами.

На изготовление колосса было затрачено около 40-50 талантов золота, что примерно равно тысяче килограммов. Золотые части неплотно прикреплялись друг к другу, и их можно было снимать 27 . При восходе солнца, когда покои храма были особенно ярко освещены через восточную дверь, Афина поражала блеском золота, красотой слоновой кости, цветом вставленных в глаза драгоценных камней — сапфиров. Золото вряд ли было однотонным. Если уже в микенскую эпоху в кинжалах использовался металл разного цвета, то и здесь, нужно думать, скульптор применил золото различных тонов.

Фидий учитывал, что двенадцатиметровая статуя могла показаться тяжеловесной и массивной, и сделал все возможное, чтобы она не выглядела громоздким идолом. Композиционно мастер связал ее с двухэтажной колоннадой внутреннего помещения Парфенона. Вертикаль огромной статуи была, как бы разделена по высоте горизонталями краев одежд. Нижняя граница плаща располагалась почти на уровне канители колонны, на которой лежала ладонь Афины с Никой. Край эгиды помещался на высоте капителей первого этажа внутренней колоннады. Талантливый художник умел создать впечатление гармоничного единства колоссального по размерам скульптурного образа и архитектуры храма.

Это произведение было широко известно в древности и воспроизводилось в мраморных копиях, на небольших резных камнях — геммах, золотых медальонах, монетах 28 . Но, к сожалению, изображения неточны и отличаются в деталях друг от друга 29 (илл. 37).

Автопортрет Фидия. На рельефах щита Афины 30 снаружи была представлена битва греков с амазонками (илл. 35). Как говорится в мифе, Тезей увез предводительницу воинственных женщин Антиопу в Афины. Амазонки решили вернуть ее и подступили к стенам Акрополя. Антиопа любила Тезея и сражалась на стороне эллинов. Лишь после ее гибели бой был прекращен.

Фидий поместил в центре щита голову Горгоны Медузы, а по краям — греков и амазонок. Бой в полном разгаре. Вооруженные мечами и щитами, сражающиеся изображены в бурных движениях. Некоторые амазонки повержены на землю, другие убегают от преследователей. По движениям борющихся можно понять, что бой ведется на холмах: одна из женшин показана будто падающей вниз головой с высокой скалы. Фидий этим самым дал возможность почувствовать пейзаж, характер местности близ Акрополя 31 .

Ниже и немного левее головы Горгоны Медузы показаны два воина. Слева — старый, полысевший, который замахивается на стоящую перед ним на коленях амазонку, и справа — другой, в шлеме и панцире, поднявший копье и полузакрывший рукой лицо. Древние авторы, обращая на них внимание, пишут, что в первом Фидий изобразил самого себя (илл. 36), а во втором — Перикла.

Великому греческому ваятелю, несомненно, принадлежит и ряд скульптурных украшений Парфенона — некоторые метопы, возможно, многие рельефы фриза и его общая композиция.

Статуя Зевса Олимпийского. Фидий работал над статуей Зевса в Олимпии вместе с учеником Колотом и братом Паненом. Громовержец был представлен огромным, сидящим на троне из кедрового дерева 32 . На греческих монетах 33 воспроизведена голова олимпийца. Монеты времени императора Адриана изображают Зевса на троне с венком на голове. Сохранились и некоторые мраморные копии римского времени, лишь отдаленно напоминающие статую Фидия. Древние сообщали, что для грека было несчастьем умереть, не повидав Зевса в Олимпии.

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел? -

восторженно пишет древний поэт. На лице Зевса Фидий не изобразил ни гнева, ни суровости. Кроткое и доброе, оно будто воплощало в себе идею мудрости и добра.

О судьбе этого прославленного памятника известно немного. Через полстолетия его чинил Дамофон. Римский император Калигула в I в. н. э. собирался заменить голову Зевса изображением своей. По одним источникам, статую хотели перевезти в Рим, но потонул предназначенный для этого корабль. По другим — ее перевезли в Константинополь, где она погибла в 475 г. н. э. Существует также мнение, что она сгорела в Олимпии при пожаре 408 г. н. э., когда император Феодосии запретил Олимпийские игры.

Поздние работы Фидия. Из произведений Фидия последнего периода его творчества античные авторы называют статую Афродиты на черепахе, исполненную из золота и слоновой кости для храма Коркирян в Олимпии, и статую Афродиты для храма в Афинах 34 . К работам скульптора относят еще Атлета, повязывающего голову лентой, — Диадумена, статую Афины Эрганы в Олимпии из золота и слоновой кости с петухом на шлеме 35 и изваяние Зевса, копия которого находится в музее Дрездена.

Судьба великого скульптора. О судьбе Фидия после 438 г. до н. э., когда кончилась его работа на Акрополе, древние авторы сообщают противоречивые сведения. Вот что пишет Плутарх: «Скульптор Фидий подрядился изготовить статую (Афины Парфенос. — Г. С.), как сказано выше. Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нем испытать настроение народа — как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящего и просить, чтобы ему дозволено было безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинять его. Народ принял данное благосклонно. При разборе этого дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Перикла Фидий с самого начала так приделал к статуе золото, что можно было его снять и проверить вес, что в данном случае Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что, вырезая на щите сражение с амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копье перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон.

Итак, Фидий был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а по свидетельству некоторых авторов, от яда, который дали ему враги Перикла, чтобы повредить тому в общественном мнении» 36 .

Другие древние авторы сообщают иные сведения о последних годах жизни Фидия. Некоторые предполагают, что Фидий был оправдан на суде и после этого уехал в Олимпию. Считают также, что он умер в изгнании. Словом, нет недостатка в различных предположениях, но достоверных сведений не имеется.

Искусство Фидия — искусство высокой классики, возвышенное, спокойное, прекрасное. Не случайно Фидия называли Гомером эпического века скульптуры.

Литература

  • Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973Акрополь. Варшава, 1983
  • История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
  • Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. – Афины, «Клио», 1996
  • Бодо Харенберг. Хроника человечества. – М., «Большая энциклопедия», 1996
  • История мирового искусства. – БММ АО, М., 1998
  • Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
  • Павсаний. Описание Эллады, I-II, М., 1938-1940.
  • «Плиний об искусстве», пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. I-III, М., 1961 -1964.
  • Блаватский В. Д. Греческая скульптура, М.-Л., 1939.
  • Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры, т. II, Греция, М., 1935.
  • Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура, Иг., 1923.
  • Кобылина М. М. Аттическая скульптура, М., 1953.
  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники, Л., 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура древней Эллады (альбом), М., 1963.
  • Соколов Г. И. Античная скульптура, ч. I, Греция (альбом), М., 1961.
  • Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.

О жизни скульптора Фидия осталось очень мало сведений. Историкам и археологам трудно даже точно установить время создания его работ.

Знаменитый скульптор Фидий

Известно, что Фидий родился в Афинах в начале V столетия до нашей эры. Его детство и юность пришлись на время греко-персидских войн. Вместе с правителем Афин полководцем Периклом, скульптор Фидий разработал план реконструкции города. Первой его работой которая украсила холм в Афинах стала бронзовая статуя Аполлона, затем последовали статуи Афродиты Урании и Афины покровительницы города.

Прославляя богов и героев Фидий создавал скульптуры в разных городах Греции, в Платеях, Олимпии. В Олимпии, где царил культ верховного бога, археологи начиная с XIX века, вели раскопки святилища Зевса. Именно там, были найдены скульптуры из паросского мрамора, которые сегодня хранятся в музее Олимпии, но главное украшение святилища до наших дней не дошло. О красоте и уникальности статуи Зевса Олимпийского можно судить только по описаниям и изображениям на монетах.

Огромную 14 метровую статую скульптор Фидий изготовил из дерева, затем покрыл тело, розоватыми пластинами из слоновой кости, а одежду тонкими листами золота. Скульптор украсил трон барельефами и золотыми статуями богов. была до такой степени поразительно по техническому исполнению, настолько грандиозной и гармоничной, что современники ее назвали одним из . Люди приходили в храм Зевса не только, чтобы поклониться могущественному и величественному богу, любуясь великолепным творением Фидия, они надеялись найти утешения в горе, и обрести душевную гармонию.

Прошли столетия, и византийские императоры бережно перевезли статую Зевса в Константинополь. Но в V веке н.э. во дворце императора Феодосия II произошел большой пожар и статуя сгорела. Так безвозвратно погибло одно из семи , уникальная статуя работы древнегреческого скульптора.

Фидий владел новейшими для своего времени знаниями, позволявшими ему донести до людей красоту и гармонию спрятанную в куске камня, дерева, металла. Сведения о последних годах жизни великого скульптора Фидия, дошли до нас благодаря древнегреческому историку Плутарху. По его словам, дружба с Периклом дорого обошлась Фидию.

Враги правителя Афин стали и врагами скульптора. Завистники составили на него донос, будто-бы при сооружении статуи Афины, Фидий утаил часть золота и слоновую кость. Но, по совету предусмотрительного Перикла, скульптор сделал пластины съемными. Когда золото сняли со статуи и взвесили, Фидия признали не виновным. По некоторым данным умер Фидий в Олимпии. В честь великого скульптора Фидия, воплощавшим в своих работах принцип гармонии, «золотое сечение» в алгебре обозначается греческой буквой «фи».







2024 © kubanteplo.ru.